«Медный змий» без купюр: В Русском музее показали, что находится под слоем известной картины
Не новость, что современная аппаратура позволяет заглянуть под слои красок самых известных картин. И узнать, каким был первоначальный замысел художника и как он менялся во время работы над полотном. Для сотрудников отдела технологических исследований Русского музея – это ежедневная работа. Все, что они открывают, представляет научный интерес для искусствоведов и историков.
Что скрыто от глаз под старинным слоем краски одного из самых больших полотен в коллекции Русского музея, удалось увидеть корреспонденту «Комсомольской правды». Специалист всего лишь навел камеру для инфракрасной рефлектографии на картину «Медный змий» Федора Бруни. И на экране компьютера появились черновые слои.
Специалисты могут получить информацию о красках и их химическом составе без взятия пробы.Фото: Александр ГЛУЗ
– Первый кадр, который получили на аппаратуре при работе с картиной, уже открыл много нового. Мы увидели сразу переписки, новые вещей: как, например, искал автор расположение тканей, пальцев, ног. Велась большая творческая работа, – рассказывает ведущий инженер Отдела технологических исследований Русского музея Вячеслав Торопов.
С помощью инфракрасной камеры можно увидеть черновые слои живописи.Фото: Александр ГЛУЗ
Над этим полотном художник работал около 15 лет. Картина Бруни, завершенная к 1841 году, обращается к ветхозаветной истории о дожде из ядовитых змей. Они были посланы на терявший веру иудейский народ во время странствий по пустыне. Пророк Моисей сделал медного змея, чтобы спасти людей от смертельных укусов.
Оказалось, что изображение змея, который обвивает умирающего человека на переднем плане полотна, был переписан несколько раз. Бруни искал, где должен быть расположен кончик хвоста и как должны лечь ткани под телом. Для специалиста в этом нет ничего удивительного.
Картина Федора Бруни «Медный змий» была написана в 1841 году.Фото: Александр ГЛУЗ
– Это обычная практика, но исследовать, например, такие большие полотна в мастерской очень трудно, – добавляет Вячеслав Торопов.
В Русском музее отдел для таких исследований находится на третьем этаже, ведут туда достаточно узкие лестницы и небольшие дверные проемы. Понятно, с картиной площадью почти в 50 квадратных метров работают на месте. Для этого и нужна современная мобильная техника.
Правда, в расположении Русского музея ее почти нет. Частично аппаратуру приходится арендовать. И сверхчувствительные камеры и спектрометры, с помощью которых сегодня заглянули в историю создания «Медного змия», пришлось взять на время.
С помощью специальной камеры специалисты увидели слои картины «Медный змий».Александр ГЛУЗ
За рубежом с такой техникой работают уже почти пятнадцать лет.Фото: Александр ГЛУЗ
– За последние десять лет изменилась техника и наука по изучению и сохранению культурного наследия. То, что на западе уже пятнадцать лет делается, в нашей стране только начинается, – рассказал Сергей Сирро, заведующий Отделом технологических исследований Русского музея. – Это та аппаратура, которой пользуются специалисты и за рубежом, и в некоторых музеях у нас. Она достаточно проста, дружелюбна, портативна. Ее можно перевезти в другой музей, на ней можно работать с недвижимыми памятниками, с большемерными картинами.
Еще в прошлом году на коллегии Министерства культуры было принято решение о создании первой мобильной лаборатории в стране на базе Русского музея. Стоимость ее около 80 миллионов рублей. И есть шанс, что один из главных в мире храмов русского искусства сможет проводить исследования, располагая собственной техникой.
Живописное отражение религиозного сюжета
Известный библейский сюжет получил широкое распространение и в светской, и в религиозной живописи.
На большинстве икон «Моление о чаше» изображена крупная фигура Христа на фоне Елеонской горы и сада на ней раскинувшегося. Иногда на заднем плане виднеются стены города. Фигуру Спасителя, преклонившего колени и сложившего руки в молитвенном жесте, обволакивает божественный свет. Он смотрит на ангела, держащего в руках чашу, которая символизирует предстоящие Сыну Господнему страдания и испытания.
Моление о чаше. Картина Андреа Мантенья
Некоторые изводы иконы представляют собой многофигурные композиции, в которых на втором плане изображаются фигуры спящих апостолов и спешащих в сад стражников и Иуду. Эти дополнительные персонажи усиливают чувство одиночества, которое испытывает Иисус во время своих душевных терзаний и последующей молитвы.
Еще об иконах Иисуса Христа:
- Икона Тайная Вечеря
- Икона Крещение Господне
- Спас Всемилостивый
Интересно! Иконописное живописное изображение этого сюжета, практически не отличается от работ светских художников. Библейский сюжет «Моление о чаше» можно увидеть в многочисленных христианских храмах, музеях и на фото в различных печатных и электронных каталогах.
Бруни Федор Антонович (1799-1875) | Вспомним забытые имена..
Художник Федор (Фиделио) Антонович Бруни родился 10 июня 1799 года в Милане, Италия. Исторический живописец и портретист. Его отец был художником, общественным деятелем и офицером Швейцарской республики.
В 1807 году он вместе с семьей перебрался в Россию и устроился преподавателем в Царскосельский лицей. Когда Федору исполнилось 10 лет, он поступил в Академию художеств, где преподавателями у него были А.И. Иванов, А.Е. Егоров, В.К. Шебуев.
За отличные успехи в учебе юноша был награжден серебряной медалью. В 1818 году Бруни успешно заканчивает обучение в Академии и отправился в Рим.
Из произведений Федора Антоновича «итальянского» периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», написанное в 1824 году. Эта картина была выставлена в Капитолии и получила положительные отзывы критиков.
По заданию Академии художеств Бруни выполнил две копии с ватиканских фресок («Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатея»), написал несколько произведений на темы античной мифологии, среди которых следует отметить «Пробуждение граций» (1827), «Вакханка и Амур» (1828). К этому же периоду творчества относятся произведения «Спящая нимфа», «Св. Цецилия», «Св. Семейство», «Свидание Т.
Тассо с сестрою», четыре больших образа: «Моление о Чаше», «Богоматерь с младенцем на руках», «Спаситель на небесах», «Благовещение» и еще несколько картин и портретов.
Бруни известен как автор уникального натурного рисунка «Пушкин в гробу», размноженного им затем в литографии. В 1838 году Федор Антонович снова отправляется в творческую командировку в Италию: художник работает над картиной «Медный змий» (1841).
Эта картина отличается большим профессиональным мастерством живописца, безупречным владением рисунком, пластикой человеческого тела, сложными ракурсами.
В 1840-50-е годы Бруни в основном занимается росписями петербургских зданий, в частности Исаакиевского собора, специально для которого художник создал двадцать пять композиций. Также в этот период живописец пишет портреты, интересуется античной и библейской тематикой.
За большой вклад в развитие живописи он был избран почётным членом Болонской и Миланской академий искусств, почётным профессором Флорентийской Академии художеств и Академии Святого Луки в Риме.
Умер Федор Антонович Бруни 30 августа (11 сентября) 1875 года в Петербурге.
“Автопортрет” 1810 год“Богоматерь с младенцем”“Вакханка, поящая амура”“Вакхант” 1858 год“Медный змий. Эскиз в музее Императора Александра III”“Моление о чаше”“Пробуждение граций”“Святая Цецилия”
Бруни Фёдор Антонович
Мастер исторической и религиозной живописи. Картины исполнял в стиле классицизма с некоторыми чертами романтического направления.
Русский художник, выходец из семьи художника. Его отец швейцарский итальянец «мастер живописного и скульптурного дела». В 1807 году семья переехала в Петербург. В 1809 году Фёдор Бруни поступил в Воспитательное училище при Академии художеств.
Молодой художник посещал класс исторической живописи А.Е. Егорова и В.К. Шебуева. Успехи его были отмечены уже в 1813 году, тогда, за рисунок с натуры, он получил малую серебряную медаль.
Известность русский художник получил в Италии, куда поехал по приглашению княгини З.А. Волконской.
В Италии он плодотворно работал, его первой успешной работой была картина «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824), после чего он получил крупный заказ на копирование для Академии художеств двух росписей Рафаэля и Ватикане. В это же время он начинает работу над лучшим своим произведением «Медный змий».
Однако, в 1836 году художник возвращается в Петербург, где по велению императора ему дают назначение профессора 2-й степени в Академии художеств (вместе с К.П. Брюлловым).
Пушкина на смертном одре», размноженный литографией и получивший широчайшую известность.
В Риме художник создал картины «Покров Богородицы» для Казанского собора в Петербурге, «Мадонна с младенцем и двумя ангелами».
За картину «Умиление Богородицы» Бруни получил звание почётного члена Академий художеств в Болонье и Милане, профессора Академии художеств во Флориде и Академии св. Луки в Риме.
В 1846 году Бруни возвращается в Россию, теперь уже в звании профессора живописи 1-й степени. Он преподаёт в Академии художеств, а в 1855 году становится ректором Академии по отделу живописи и ваяния.
В последнее десятилетие жизни Бруни не создал больше ни одной картины, он отдалялся от людей, даже собственные ученики не видели его неделями. Он оставался преданным академизму, не ловил новых течений в живописи, чем ещё более отдалял от себя учеников.
Так в 1871 году его лишили ректорства, и он вынужден был руководить мозаичной мастерской, им же созданной. Последние годы Бруни провел в надменном одиночестве человека, давно похоронившего то лучшее, что у него в душе было.
Шедевр Бруни Ф.А. – картина «Медный змий»
Картина исполнена в 1841 году, находится в Государственном Русском Музее, в Москве. В 1841 году законченная картина была переправлена из Рима в Петербург, где завоевала восторг зрителя.
Успех картины можно сравнить разве что с успехом картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи». В этой картине художник показал великое мастерство в построении композиции, и передать драматизм происходящих событий посредствам света и тени.
Огромное (565х852 см) полотно поражало воображение зрителя.
Работа над картиной в общей сложности составила пятнадцать лет. Сюжет картины взят русским художником и Ветхого завета. Моисей, спасший из египетского плена иудейский народ, водил его по пустыни 40 лет.
Тот, кто посмотрит на него с истиной верой в спасение через Господа, будет помилован.
Задачей художника было изобразить многоликую толпу так, чтобы зритель увидел отдельные характеры людей, их веру, покорность. Но вместо глубокой веры он передаёт страх и отчаяние, людей. Лунный свет, ночное освещение производят мистическое впечатление.
Богоматерь с младенцем, отдыхающая на пути в Египет
Портрет А.С. Пушкина на смертном одре
Портрет графини З.А. Волконской в костюме Тонкреда
Смерть Камиллы, сестры Горация
Биография
Ф. Бруни. Автопортрет, 1810-е гг.
Портрет Ф. А. Бруни. Рис. А. А. Козлова. Конец 1830-х гг.
Портрет Ф. А. Бруни. Картина Ф. Моллера, 1840 г.
Фёдор Бруни (собственно, настоящее его имя было Фиделио) родился 10 июня 1799 году в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бароффио (Антона Осиповича) Бруни (1767—1825). Отец, находясь в чине обер-офицера австрийских войск, принимал участие в Швейцарском походе русских войск во главе с А. В. Суворовым, получил ранение в ногу при штурме Чёртова моста в 1799 году, приведшее к его отставке из армии. Позже, в 1807 году, Бруни-старший приехал в Россию из Италии. Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце. Впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина.
Фёдор Бруни в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева.
За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряною медалью, а в 1818 году окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Фёдора, подобно тому, как Брюлло был назван Брюлловым.
Написав несколько картин, Бруни, не достигший ещё 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину («Смерть Камиллы, сестры Горация»), которая в 1824 году была выставлена в римском Капитолии и доставила автору немалую известность. В Санкт-Петербурге картина появилась лишь через 10 лет, и за неё Бруни получил звание академика.
К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся:
- «Св. Цецилия»,
- «Св. Семейство»,
- «Вакханка, поящая Амура»,
- «Свидание Т. Тассо с сестрою»,
- «Богоматерь с Предвечным Младенцем»,
- «Спящая нимфа»
- «Богоматерь с младенцем на руках»,
- «Спаситель на небесах»,
- «Благовещение» и знаменитое «Моление о Чаше» — картину, находящуюся в Эрмитаже и ещё несколько картин и портретов. Кроме того, Бруни написал копии с двух фресок Рафаэля: «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатею».
В начале тридцатых годов живописец начал писать колоссальную картину: «Медный змий», но прежде, чем успел её окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств.
Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ «Покров Пресвятые Богородицы».
С 1836 г. Бруни — профессор 2-й степени в Академии художеств. Среди его учеников М. П. Боткин и Арсений Иванович Мещерский.
В 1838 он нашёл возможным возвратиться в Рим, и написал там «Покров» и окончил в 1840 г. своё большое произведение: «Медный змий», которое произвело в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца. Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хотя далеко не блестящему, но соответствующему содержанию грозного библейского события. В этой картине Бруни показал в полной силе все своё глубокое, академическое знание рисунка. В Русском музее «Медный змий» находится рядом с картиной К.Брюллова — «Последний день Помпеи».
Молитва перед иконой
Особого молитвенного последования перед образом не установлено. Удовлетворяя нужде в богообщении, в тяжелые минуты глубокой сердечной скорби, возможно молиться любыми словами от всего сердца, памятую слова молитвы, которую произносил Господь:
(Мф. 26, 39)
Так, один, казалось бы, совсем небольшой фрагмент каждой иконы, небольшое по содержание упоминание в Евангелии открывает нам великую глубину откровения Бога о Самом Себе.
Помня самую первую заповедь, предписывающую нам в том числе познавать Откровение Божие, будем с благоговением постигать величие и глубину вечных книг Евангелия, написанных некогда рыбаками, ставшими на все века ловцами душ человеческих.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Бруни Федор Антонович — русский художник
Русский художник Бруни Федор Антонович . Автор картин: Автопортрет. 1810; Богомарерь с младенцем. отдыхающая на пути в Египет; Вакханка, поящая Амура; Вакхант; Портрет писательницы княгини Зинаиды Александровны Волконской в костюме Танкреда; и многих других.
Бруни Федор Антонович (1799-1875)
Ф. А. Бруни – сын швейцарского итальянца, “мастера живописного и скульптурного дела”, который в 1807 г. переехал с семьей в Россию. В 1809 г. Федор Бруни был принят в Воспитательное училище при Петербургской Академии Художеств, затем учился в классе исторической живописи у А. Е. Егорова и В. К. Шебуева; закончил АХ в 1818 г.
Весной 1820 г. по приглашению княгини 3. А. Волконской отправился в Италию, там много и серьезно работал и рано приобрел известность. Крупный успех принесла ему картина “Смерть Камиллы, сестры Горация” (1824).
Художник мог двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес романтизм, но Бруни остался на позициях академизма.
Профессиональные достижения молодого художника были оценены, и он получил ответственейший заказ на копирование для АХ двух росписей Рафаэля в Ватикане. Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение, избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета – историю Медного змия, поставленного Моисеем.
Однако в 1836 г. ему пришлось прервать начатую работу и вернуться в Петербург, где он и К. П. Брюллов были назначены профессорами 2-й степени в АХ. За преподавание он взялся увлеченно, и студенты платили ему преданностью.
Законченный “Медный змий” в 1841 г. был доставлен в Петербург, где имел бурный успех, сравнимый разве что с триумфом “Последнего дня Помпеи” К. П. Брюллова.
Мастерство живописца, сумевшего построить выразительную многофигурную композицию на громадном (565х852 см) полотне, подчинить драматизму сюжета свет и цвет, было бесспорно, а налет некоторой экзальтированности действовал на воображение зрителей.
Однако картина принадлежала вчерашнему дню – дряхлеющему и вырождающемуся академизму, и это с фатальной неизбежностью определило дальнейшее угасание крупного таланта художника.
Он с присущей ему добросовестностью подошел к делу, дважды побывал в Риме, набираясь опыта работы в монументальном искусстве. К 1845 г. художник сделал все 25 картонов росписей и часть их осуществил сам, а исполнением остальных руководил лично.
Постепенно Бруни достиг высокого положения: с 1855 г. стал ректором АХ. Он постоянно заседал в различных почетных комиссиях. Но живописью занимался вес меньше и меньше, а в последнее десятилетие жизни почти не брал в руки кисти. Художник все более отдалялся от людей, даже от собственных учеников, порой не видевших своего педагога неделями.
Последние годы Бруни провел в надменном одиночестве человека, давно похоронившего то лучшее, что у него в душе было.
Картины художника
Автопортрет. 1810
Богомарерь с младенцем. отдыхающая на пути в Египет
Вакханка, поящая Амура
Вакхант
Портрет писательницы княгини Зинаиды Александровны Волконской в костюме Танкреда
Пробуждение граций
Смерть Камиллы, сестры Горацио
Сюжет иконы
В основе иконографии иконы Иисуса Христа «Моление о чаше» лежит событие, предшествующее аресту Спасителя и Его мученической смерти на кресте. Зная о скорых тяжёлых испытаниях и предательстве своего ученика Иуды, он отправился в Гефсиманский сад, чтобы духовно подготовиться к предстоящим страшным событиям. Сопровождавших его апостолов Иисус попросил поддержать его и бодрствовать рядом во время его молитвы.
Икона Спасителя «Моление о чаше»
Но Иоанн, Пётр и Иаков уснули глубоким сном, оставив учителя наедине с душевными терзаниями, чем очень расстроили его. Иисус Христос возносил Господу столь усердную молитву, что со лба его струился кровавый пот.
Он обратился к Всевышнему с тремя молитвами следующего содержания:
- В первом обращении он просил предотвратить грядущие страдания.
- Во второй молитве говорилось о готовности выполнить замысел Божий.
- Третья молитва Иисуса отражала покорность и смирение, с которыми он исполнит своё предназначение.
Важно! Обретя покой и внутреннее согласие, Спаситель вернулся к своим ученикам, предупредил их о приближающихся стражниках. А также указал им, что в трудных ситуациях нельзя отчаиваться, потому что только бодрый дух и искренняя усердная молитва помогут избежать искушений
Федор (Фиделио) Антонович Бруни – Биография художника, известные произведения, выставки
Сын швейцарского плафонного живописца; род. в Москве 23 июня 1800. Ученик Акад. худож.; по окончании курса отправился на свой счет в Рим. В 1834 г. за картину: «Смерть Камиллы», сделан академиком.
В 1840 закончил «Медного змия», с 1845 исполнял образа для Исакиевского собора. С 1855 по 1871 состоял ректором живописи и ваяния; с 1866 заведовал Мозаическим отделением. Ум. 1875 в Петербурге.
Бруни много занимался гравированием крепкой водкой в картонной манере (Cartonstich), т. е. с полутенями.
Фёдор в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева.
За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряною медалью, а в 1818 г. окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса.
Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию.
Написав несколько картин, Бруни, не достигший ещё 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину («Смерть Камиллы, сестры Горация»), которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и доставила автору её немалую известность; в Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за неё Бруни получил звание академика.
К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся:
* «Св. Цецилия»,
* «Св. Семейство»,
* «Вакханка, поящая Амура»,
* «Свидание Т. Тассо с сестрою»,
* «Богоматерь с Предвечным Младенцем»,
* «Спящая нимфа»
* «Богоматерь с младенцем на руках»,
* «Спаситель на небесах»,
* «Благовещение» и знаменитое «Моление о Чаше» — картину, находящуюся в Эрмитаже и ещё несколько картин и портретов. Кроме того, Бруни написал копии с двух фресок Рафаэля: «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатею».
В начале тридцатых годов живописец начал писать колоссальную картину: «Воздвижение Моисеем медного змия», но прежде, чем успел её окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств.
Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ «Покров Пресвятые Богородицы».
С 1836 г. Бруни — профессор 2-й степени в Академии художеств.
В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца.
Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хотя далеко не блестящему, но соответствующему содержанию грозного библейского события. В этой картине Бруни показал в полной силе все своё глубокое, академическое знание рисунка. В Русском музее «Медный змий» находится рядом с картиной К. Брюллова — «Последний день Помпеи».
Значение иконы
В образе «Моление о чаше» выражен один из основных принципов христианства — покорность замыслу Всевышнего и вера в Его Силу. В момент молитвы в Христе борются человеческая и божественная сущности. Иисус, как и любой человек, страшится предстоящих испытаний и смерти. Но Сын Божий принимает уготованные ему мучения и с покорностью следует воле Отца.
Таким же образом должны вести себя в трудных ситуациях простые люди. Преодолеть отчаяние, укрепить дух и придать сил поможет искреннее прошение, обращённое к Господу. Только смиренная просьба о помощи и вера в Господа преодолеют испытания, определённые человеку Высшими силами.
О чем молятся иконе «Моление о чаше»
Многие верующие, имея домашний иконостас, интересуются — икона «Моление о чаше» в чем помогает. Молитва перед этим образом способна побороть различное отчаянье, которое иногда присутствует в жизни любого человека.
Лучшая статья для Вас, переходите: Правила хранения икон, написанных на деревянной основе.
Помимо этого молятся перед иконой, когда тяжело принять правильное решение и выбрать верный путь. Когда у человека тяжелый период в жизни, у него всегда остается надежда на Господа, который поможет сделать правильный шаг и не сожалеть о содеянном. Именно в таких случаях прибегают к помощи образа «Молитва о чаше».
Пусть хранит Вас Господь!
Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Молении Христа о чаше:
https://youtube.com/watch?v=0PIz3s8ZcHA
Шедевр Бруни Ф.А. – картина «Медный змий»
Картина исполнена в 1841 году, находится в Государственном Русском Музее, в Москве. В 1841 году законченная картина была переправлена из Рима в Петербург, где завоевала восторг зрителя. Успех картины можно сравнить разве что с успехом картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи». В этой картине художник показал великое мастерство в построении композиции, и передать драматизм происходящих событий посредствам света и тени. Огромное (565х852 см) полотно поражало воображение зрителя.
Работа над картиной в общей сложности составила пятнадцать лет. Сюжет картины взят русским художником и Ветхого завета. Моисей, спасший из египетского плена иудейский народ, водил его по пустыни 40 лет. Замученные жаждой и голодом уставшие люди возроптали, и Господь послал на них кару — дождь из ядовитых змей. Тогда люди раскаялись и начали молиться о пощаде, на что Господь повелел Моисею воздвигнуть колосс и поставить на нем змея. Тот, кто посмотрит на него с истиной верой в спасение через Господа, будет помилован.
Задачей художника было изобразить многоликую толпу так, чтобы зритель увидел отдельные характеры людей, их веру, покорность. Но вместо глубокой веры он передаёт страх и отчаяние, людей. Лунный свет, ночное освещение производят мистическое впечатление.
Медный змий
Богоматерь с младенцем, отдыхающая на пути в Египет
Мадонна с ребёнком
Моление о чаше
Портрет А.С. Пушкина на смертном одре
Портрет графини З.А. Волконской в костюме Тонкреда
Смерть Камиллы, сестры Горация
Вакханка, поящая Амура