Происхождение и влияние [ править ]
Адриан Изенбрандт , Месса Святого Григория , 1550, Музей Прадо
Картина оставалась в церкви, для которой она была написана до Французской революции , и была одной из известных художественных достопримечательностей Брюгге для посетителей. Предположительно, это была одна из картин в церкви, которую Альбрехт Дюрер восхвалял в своем дневнике в 1521 году. В 1547 году Мария Венгерская , гувернантка испанских Нидерландов , хотела купить ее для своей коллекции, но капитул вежливо отказался, сказав, что это создаст «стоны, протесты, шум и жалобы» от народа. Во время волны кальвинистской мафии иконоборчества в 1578 году он был перемещен в частный дом для безопасности, а к 1600 году он получил оправу с боковыми крыльями и теперь стал главным алтарем, заменив разрушенные металлические конструкции.ретабль 14 века. Но, возможно, к 1628 году он находился в ризнице, а с 1643 года над новым боковым алтарем.
Картина была приобретена, наряду со многими другими нидерландскими и фламандскими произведениями, Музеем Лувра в 1794 году во время разграбления имений аристократов в годы оккупации французской революционной армией Южных Нидерландов. Другие работы , полученные таким образом , включают в себя центральные панели ван Эйка Гентского алтаря , Hans Memling «s Moreel триптиха и Gerard David » s Судный Камбиса . Многие из них, в том числе панель ван дер Паэле, были возвращены в Брюгге в 1816 году Возвращение комиссии было связано со спором о контроле и собственности между французскими и голландскоязычными официальными лицами Брюгге но это было поручено Фламандской академии Брюгге. В 1855 году он стал частью муниципальных коллекций, сначала в Музее Богэрдескул, пока не стал частью коллекции Groeningemuseum в 1930 году
Картина имела большое влияние в 15-16 веках. Пьеса Ван Эйка с изображенной на троне Девственницей с отвлеченным младенцем на коленях широко копировалась и стала стандартом на следующие 150 лет. Существует множество сохранившихся современных близких и бесплатных копий, наиболее значимой из которых является Королевский музей изящных искусств Антверпена . Адриан Изенбрандт включил голову ван дер Паэле в свою мессу святого Григория 1550 года.
И панель, и рама в хорошем состоянии. Сохранение оригинальной рамы панели делает ее особенно интересной для искусствоведов, помимо эстетических качеств. На холсте была небольшая потеря краски, трещины на доске или другие повреждения, и с тех пор, как он попал во владение Groeningemuseum, его несколько раз чистили.
История
Месса мертвецов
История картины имеет значительные лакуны. Возможно, первоначальным заказчиком и владельцем картины был покровитель ван Эйка Филипп III Добрый, так как она упоминается в описи имущества его правнучки Маргариты Австрийской, унаследовавшей большую часть коллекции прадеда. C начала XVI века и вплоть до 1851 года не сохранилось практически никаких документальных записей о картине, а инцидент с похищением в 1877 году породил сомнения в подлинности возвращённой доски. В 1851 году Леон Делаборд описал алтарную картину в одной из деревень близ Нанта, как «Мадонну в церкви, держащую младенца Христа в правой руке, написанную на доске, в очень хорошем состоянии и в оригинальной раме». Вероятно, именно эта картина оказалась в собственности аахенского коллекционера Бартхольда Зюрмондта в 1860-е годы, чью коллекцию из 219 картин приобрела Берлинская картинная галерея в 1874 году.
История атрибуции и датировки картины даёт наглядное представление о развитии исследования ранней нидерландской живописи в XIX—XX веках. Первоначально считалось, что это ранняя работа Яна ван Эйка примерно 1410 года. В каталоге Берлинской картинной галереи 1875 года картина приписана Губерту ван Эйку вместе со страницами Турино-Миланского часослова, принадлежащими «Руке G», что в 1911 году подтвердил бельгийский искусствовед Юлен де Лоо. В каталоге 1912 года автором «Мадонны в церкви» был указан уже Ян ван Эйк. В начале XX века австрийский искусствовед Людвиг фон Бальдас отнёс её к периоду 1423—1429 годов, и долгое время она считалась написанной в начале 1430-х. Первое серьёзное исследование картины провёл Эрвин Панофский, датировавший её 1432—1434 годами, однако дальнейшие изыскания Мейера Шапиро вынудили его перенести дату на конец 30-х годов. Сравнительный анализ со «Святой Варварой» ван Эйка, проведённый в 1970-х годах, датировал «Мадонну» примерно 1437 годом. Австрийский искусствовед Отто Пехт показал в 1990-х годах, что картина вероятнее всего относится к позднему периоду ван Эйка на основании сравнения интерьеров с «Портретом четы Арнольфини» 1434 года. Ныне большинство искусствоведов относят её к 1438—1440 годам, хотя остаются аргументы в пользу датировки 1424—1429 годами.
Копии
Изображение было много скопировано, причем копия очень высокого качества была передана в мастерскую ван Эйка сразу после оригинала (Частное собрание, Маастрихт ). В Kupferstichkabinett в Берлине есть мастерский рисунок центральных фигур Джерарда Давида примерно 1500–1510 годов , предположительно использованный для его версии фигур , теперь с четырьмя ангелами и панорамным пейзажным фоном Брюгге , теперь в Метрополитен-музее. , Нью-Йорк. Это было запланировано как точная копия, но новые элементы были добавлены в процессе работы, как показывает современный научный анализ эскиза.
Иконография [ править ]
Деталь, показывающая церковь над руками Ролина и собор над Христом, цветы в саду и раздавленных кроликов Lust.
Дева сидит с младенцем Христом «на коленях» (то есть на бедрах), которые составляют платформу для младенца. Этот очень традиционный мотив известен как Трон Мудрости , и его часто использовал Ян ван Эйк, который уточнял его значение в сложных аллюзиях. Тело Богородицы часто сравнивали с жертвенником, на котором присутствовал Христос, каким он считался во время мессы . Эта картина, возможно, изначально висела слева от места Ролина, перед его часовней в его приходской церкви, между ним и алтарем. Для Ролина, или зрителя настоящего и нарисованного Ролина вместе, Дева изображена на месте алтаря в часовне. освещенная рукописьперед Ролином открыта страница с большой буквой D, которая, вероятно, означает «Domine, labia mea aperies» («Господи, открой мои губы»), начало утрени ; поэтому это Книга часов .
Рогир ван дер Вейден в роли Святого Луки рисует для своей картины Богородицу. Сеттинг явно заимствован из Мадонны Ролин. Святой Лука рисует Богородицу , Бостон, ок. 1440.
Архитектура лоджии, как и на многих картинах ван Эйка, выполнена в богатом и изысканном романском стиле, далеком от готических стилей его времени. Сеттинг, вероятно, представляет собой одновременно воображаемое здание в Отене и «Небесный город Иерусалим»; показаны два персонажа из двух миров, и их окружение объединяет мир каждого.
Картина может быть связано с назначением в 1436 году от сына Rolin Жаном , как епископ Отуне ; на девственной стороне реки находится великолепный собор . Кроме того, прямо над руками Ролена есть церковь меньшего размера, возможно, предназначенная для представления новой церкви, посвященной Деве, или его приходской церкви Нотр-Дам-дю-Шастель, которую он значительно обогатил.
Похоже, есть серия иллюстраций Семи смертных грехов, распределенных по деталям картины. В рельефы только над головой шоу Rolin в (слева) изгнание Адама и Евы из Рая ( Pride ), то убийство Авеля Каином ( Envy ) и пьянства Ноя ( Gluttony ). Тогда львиные головы на столицах позади Ролина могут обозначать Гнев , а крошечные раздавленные кролики между колонной и основанием в ширме лоджии — Похоть.(примером которого они считались в средние века). Все эти детали находятся на стороне картины Ролина; на другой, божественной стороне нет эквивалентов. Однако это оставляет Скупость и Ленивость пропавшими без вести, если, возможно, человеческие фигуры самого Ролина (с его недополученным кошельком) и бездельников на террасе (возможно, включая, как указано выше, самого ван Эйка) представляют два последних порока.
Описание [ править ]
Сцена изображает Деву Марию в короне парящего Ангела, когда она представляет Младенцев Иисуса Ролину. Он расположен внутри просторной лоджии с богатым декором колонн и барельефов. На заднем плане — пейзаж с городом на реке, который, вероятно, должен был стать Отеном в Бургундии , родном городе Ролина. Широкий спектр хорошо детализированных дворцов, церквей, острова, мостов с башнями, холмов и полей изображен при равномерном освещении. Возможно, некоторые из многих земельных владений канцлера вокруг Отена включены в обзор. Туман покрывает горный хребет вдалеке. Как и во многих ранних нидерландских картинах, крутизна холмов и гор показана намного больше, чем местная, для драматического эффекта.
Деталь ангела.
Небольшой сад с множеством узнаваемых цветов (включая лилии, ирисы, пионы и розы), видимый сразу за колоннами, символизирует добродетели Марии. Дальше две мужские фигуры в шаперонах смотрят через зубцы того, что выглядит как укрепленный балкон или мост. Было предположение, что они могут представлять ван Эйка и его помощника по образцу его портрета Арнольфини . Фигура справа носит красный шаперон, похожий на вероятный автопортрет ван Эйка в Национальной галерее в Лондоне . Рядом с ними две сороки и два павлина, последние — символы безнравственности и гордости, которым может поддаться даже такой могущественный человек, как Ролин. Однако Марти Домингес утверждает: павлины были символом Иисуса Христа, а сороки считались злом. Художники любят противопоставлять символических птиц дихотомии добра и зла: Ван Эйк на панели канцлера Ролена также будет использовать павлина и сороку .
В интерьере есть сложные источники света, типичные для ван Эйка, причем свет идет как из центрального портика, так и из боковых окон. Канцлер, чей сильный характер хорошо передан художником, одет в элегантную одежду с меховой подкладкой; Богородица того же размера, что и Ролин (скорее, новинка по сравнению с традициями готической живописи), вместо этого покрыта красной мантией. Младенец Иисус держит в левой руке крест. Перфекционистская обработка деталей и текстур, таких как капители, узорчатый мостовой, золотая корона ангела или одежда, характерны для работ Яна ван Эйка, и это один из лучших примеров.
Как и у других ван Эйкса, изображение пространства не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Сравнение плитки на полу с другими элементами показывает, что фигуры находятся всего в шести футах от экрана лоджии с колоннами, и что Ролину, возможно, придется протиснуться через проем, чтобы выбраться отсюда. Многие ван Эйкс показывают внутреннее пространство, которое на самом деле очень мало, но изображение тонко умело сохраняет ощущение интимности, но не ощущает себя стесненным.
Рамки и надписи [ править ]
Деталь, показывающая правый нижний угол рамы, с надписью Яна 1436 г. и гербом дарителя. В просвете краски справа от стыка видны растительные волокна.
Панель состоит из шести горизонтальных досок, соединенных стыковыми соединениями, армированными цилиндрическим стержнем , стыки которых склеены растительными волокнами. Реверс не нарисован, что указывает на то, что он был предназначен для крепления к стене. Рама состоит из основной рамы, прибитой и прикрученной сбоку к двум внешним частям. На границах нет признаков наличия петель, что указывает на то, что работа задумывалась как отдельная панель, а не как часть триптиха. Углы собираются с помощью паза и шипа. Каждый угол укреплен двумя колышками. Изначально доски были окрашены в однородный коричневый цвет и на протяжении веков подвергались блеску и нанесению отпечатков. После серии реставраций, в основномДжеф Ван дер Векен в 1933-34 годах и Эдмон Флоренс в 1977 году они в хорошем состоянии. Надписи размещались на плоских полосах между лепными украшениями .
Рама богато украшена подписью ван Эйка, гербами как по отцовской, так и по материнской линии Ван дер Паэле надписью, идентифицирующей каждого из двух сопровождающих его святых, и отрывком, восхваляющим Деву. Надписи выполнены иллюзионистски. Те, что на нижней границе, кажутся выпуклыми буквами из литой латуни, те, которые на границах заказа, похоже, вырезаны в древесине рамы.
Надпись на рамке рядом со Св. Донатяном гласит: «СОЛО П ТВ NON FR M. MERS REDIT . RENAT ARCH O PR M . REMIS CONSTITVITVR. QVI NV C DEO FRVITVR. « ( Он был младшим из девяти братьев; брошенный в воду, он вернулся к жизни и стал первым архиепископом Реймса. Теперь он наслаждается славой Божьей ). Те, что рядом со святым Георгием, читают: «NATUS CAPADOCIA. X O MILITAVIT. MVNDI FVG E S OTIA. CESU TRIVMPHAVIT. HIC DRACONEM STRAVIT» ( Родился в Каппадокии, был солдатом) Христа. Спасаясь от праздности и удовольствий этого мира, он одержал победу над смертью и победил дракона . Буквы АДОНАЙначертаны на нагруднике Георгия.
Одеяние Марии вышито латинским текстом, взятым из : Est enim haec speciosior sole et super omnem stellarum dispositionem. Luci conparata invenitur Prior («Ибо она прекраснее солнца и превосходит все созвездия звезд. По сравнению со светом она превосходит ее»). Ван Эйк использовал подобное устройство в своей Берлинской Мадонне в церкви , завершенной ок. 1438–40 .
Нижняя граница. » HOC OP ‘FECIT MAGR GEORGI’ DE PALA HUI ‘CANONI P IOHANNE DE EYCK PICTORE. ET FUNDAVIT HIC DUAS CAPELLIAS DE I GMO CHORI DOMINI. M .CCС. XXXIIIJ. PL AU. 1436. «
Описание изображения
Пространство и дизайн интерьера
Изображенное пространство узкое, в нем доминирует трон. По углам комнаты расположены трехчетвертные колонны, которые на верхнем конце сливаются в ребристый свод, едва заметный для наблюдателя. Боковая стенка слева от наблюдателя пробита высоким окном с прозрачными скакательными суставами. На подоконнике два плода, которые невозможно однозначно идентифицировать. В большинстве описаний картинок фрукты упоминаются как яблоки, но их также можно интерпретировать как апельсины. Согласно сегодняшнему художественно-историческому пониманию, какой фрукт имеет второстепенное значение для утверждения образа, поскольку оба в равной степени ссылаются на рай и в этом контексте имеют схожий символизм. На правой боковой стене — ниша в стене, которая является зеркальным отражением окна. На встроенной полке есть пустой подсвечник и наполовину заполненный стеклянный графин. На выступе внизу большая таз или раковина, наполненная водой. Окулус указывается в каждом случае по диагонали над окном или стенной нишей . Зрителю видны только стенные воздухозаборники; остальное обрезается по краю изображения.
Пол в комнате выложен плиткой бело-голубого цвета с геометрическим рисунком. Ковер покрывает основание трона и скрывает большую часть плитки. Красный, зеленый, синий и желтый ковер, как и плитка, также имеют геометрический узор. Начало ковра наблюдателю не видно. Отрезается от края изображения.
Из деревянного трона видны только части основания, подлокотники и части спинки. Подлокотники и спинки увенчаны фигурами львов. Ян ван Эйк нарисовал их таким образом, что они напоминают отливку из бронзы. Балдахин трона состоит из ткани со стилизованным ровным узором из усиков зеленого и золотого цветов, проходящим по синему фону. Навес оканчивается мелкой бахромой. Та же ткань, из которой сделан балдахин, покрывает спинку трона, но здесь равномерно чередуются стилизованные белые и красные цветы. Сине-зеленый цвет тканевого покрытия повторяется и в одежде Марии, и в орнаменте ковра. Цветочный мотив тканевого покрытия в схожей форме присутствует в украшенном жемчугом красном камне повязки на голову и в орнаменте ковра.
Rote Heuken выделяет центральную фигуру на нескольких картинах Яна ван Эйка. Вот панно из Гентского алтаря.
Фигура Марии и Младенца Христа
Белую, почти прозрачную рубашку, которую Мария носит под халатом, можно узнать только по тонкой кайме, которая видна на вырезе. Основной цвет мантии — синий, он соответствует цвету ткани, из которой состоит балдахин и спинка трона. Халат имеет желтый подол по вырезу горловины. Левый рукав этой мантии заканчивается узкой полоской меха и открывает красный облегающий рукав второй рубашки или юбки, которые Мария носит под мантией. Правый конец рукава халата прикрыт тканевым плащом, почти полностью закрывающим фигуру Марии. Этот плащ, также называемый Хеукэ, с его богатыми складками, имеет красный цвет. Подол плаща богато украшен жемчугом, драгоценными камнями и золотым шитьем . Жемчуг также можно найти на узкой диадеме, которая скрепляет светло-каштановые волосы Мэри на лбу. В центре этой диадемы находится единственный красный драгоценный камень, окруженный шестью жемчужинами в форме цветка. Волосы Мэри распущены и вьются ей на плечи. На безымянном пальце левой руки она носит широкое золотое кольцо с голубым камнем посередине. Над ним узкое второе золотое кольцо. Рубашка и халат открыты. Левой рукой Мария протягивает грудь младенцу Иисусу; ее опущенные глаза устремлены на лицо ребенка.
Младенец Христос сидит в вертикальном положении на подгузнике, накинутом на часть красного плаща. Пепельно-русую волосатую голову Младенца Христа можно увидеть только в профиль и наклонить назад. Обнаженный ребенок устремил взор на лицо матери. Ребенок упирается ногами в утробу матери и берет ее за руку правой рукой. В левой руке он держит яблоко. Там, где Мария поддерживает сына в спине правой рукой, она приподнимает его кожу небольшими складками.
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме . |
vтеЯн ван Эйк | ||
---|---|---|
Работает | ||
Портреты |
|
|
Отдельные религиозные произведения |
|
|
Полиптихи |
|
|
Иллюминированные рукописи | ||
Рисунки |
|
|
Потерянный |
|
|
Оспаривается |
|
|
цех |
|
Авторитетный контроль |
|
---|