Медный змий (картина бруни)

Бруни Ф.А.

Бруни Федор Антонович (1801, Милан — 1875, Санкт-Петербург)
Живописец. Академик Императорской Академии художеств (с 1834). Почетный член Болонской и Миланской академий искусств, почетный профессор Флорентийской Академии художеств и Академии Св. Луки в Риме.
Родился в Милане в семье художника-декоратора А. Бруни. В 1807 приехал с отцом в Россию. Учился в Академии художеств у А.Е. Егорова, А.И. Иванова и В.К. Шебуева (1809-1818). Начиная с 1819 подолгу жил и работал в Италии. С 1836 преподавал в Академии художеств, профессор, с 1855 по 1871 — ректор, с 1866 заведовал мозаичным отделением.
Почти все крупные полотна завершил и впервые выставил в Италии. Один из создателей росписей кафедрального Исаакиевского собора в Петербурге и Храма Христа Спасителя в Москве. С 1849 по 1864 — хранитель живописного отдела Эрмитажа, много сделал для пополнения коллекций.
Один из наиболее значительных представителей русской академической школы, автор полотен на исторические и библейские темы, портретов. Автор альбома «Русская история в гравюрах», многочисленных эскизов икон и стенных росписей.

«Медный змий» без купюр: В Русском музее показали, что находится под слоем известной картины

Не новость, что современная аппаратура позволяет заглянуть под слои красок самых известных картин. И узнать, каким был первоначальный замысел художника и как он менялся во время работы над полотном. Для сотрудников отдела технологических исследований Русского музея – это ежедневная работа. Все, что они открывают, представляет научный интерес для искусствоведов и историков.

Что скрыто от глаз под старинным слоем краски одного из самых больших полотен в коллекции Русского музея, удалось увидеть корреспонденту «Комсомольской правды». Специалист всего лишь навел камеру для инфракрасной рефлектографии на картину «Медный змий» Федора Бруни. И на экране компьютера появились черновые слои.

Специалисты могут получить информацию о красках и их химическом составе без взятия пробы.Фото: Александр ГЛУЗ

– Первый кадр, который получили на аппаратуре при работе с картиной, уже открыл много нового. Мы увидели сразу переписки, новые вещей: как, например, искал автор расположение тканей, пальцев, ног. Велась большая творческая работа, – рассказывает ведущий инженер Отдела технологических исследований Русского музея Вячеслав Торопов.

С помощью инфракрасной камеры можно увидеть черновые слои живописи.Фото: Александр ГЛУЗ

Над этим полотном художник работал около 15 лет. Картина Бруни, завершенная к 1841 году, обращается к ветхозаветной истории о дожде из ядовитых змей. Они были посланы на терявший веру иудейский народ во время странствий по пустыне. Пророк Моисей сделал медного змея, чтобы спасти людей от смертельных укусов.

Оказалось, что изображение змея, который обвивает умирающего человека на переднем плане полотна, был переписан несколько раз. Бруни искал, где должен быть расположен кончик хвоста и как должны лечь ткани под телом. Для специалиста в этом нет ничего удивительного.

Картина Федора Бруни «Медный змий» была написана в 1841 году.Фото: Александр ГЛУЗ

– Это обычная практика, но исследовать, например, такие большие полотна в мастерской очень трудно, – добавляет Вячеслав Торопов.

В Русском музее отдел для таких исследований находится на третьем этаже, ведут туда достаточно узкие лестницы и небольшие дверные проемы. Понятно, с картиной площадью почти в 50 квадратных метров работают на месте. Для этого и нужна современная мобильная техника.

Правда, в расположении Русского музея ее почти нет. Частично аппаратуру приходится арендовать. И сверхчувствительные камеры и спектрометры, с помощью которых сегодня заглянули в историю создания «Медного змия», пришлось взять на время.

С помощью специальной камеры специалисты увидели слои картины «Медный змий».Александр ГЛУЗ

За рубежом с такой техникой работают уже почти пятнадцать лет.Фото: Александр ГЛУЗ

– За последние десять лет изменилась техника и наука по изучению и сохранению культурного наследия. То, что на западе уже пятнадцать лет делается, в нашей стране только начинается, – рассказал Сергей Сирро, заведующий Отделом технологических исследований Русского музея. – Это та аппаратура, которой пользуются специалисты и за рубежом, и в некоторых музеях у нас. Она достаточно проста, дружелюбна, портативна. Ее можно перевезти в другой музей, на ней можно работать с недвижимыми памятниками, с большемерными картинами.

Еще в прошлом году на коллегии Министерства культуры было принято решение о создании первой мобильной лаборатории в стране на базе Русского музея. Стоимость ее около 80 миллионов рублей. И есть шанс, что один из главных в мире храмов русского искусства сможет проводить исследования, располагая собственной техникой.

Бруни Федор Антонович (1799-1875)

Ф. А. Бруни — сын швейцарского
итальянца, «мастера живописного и скульптурного дела», который в
1807 г. переехал с семьей в Россию. В 1809 г. Федор Бруни был принят
в Воспитательное училище при Петербургской Академии Художеств, затем учился в классе
исторической живописи у А. Е. Егорова и
В. К. Шебуева; закончил АХ
в 1818 г.

Весной 1820 г. по приглашению княгини 3. А. Волконской
отправился в Италию, там много и серьезно работал и рано приобрел
известность. Крупный успех принесла ему картина «Смерть Камиллы,
сестры Горация» (1824). В этом образцовом по строгости стиля
произведении классицизма обнаружились некоторые черты, роднящие
художника с искусством романтизма. Черты романтизма проступали и в
других работах Бруни — в «Портрете 3. А. Волконской в костюме
Танкреда» (1820-е), а особенно в картине «Вакханка, поящая амура»
(1828), отличавшейся радостной чувственностью. Художник мог
двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес
романтизм, но Бруни остался на позициях академизма.

 Профессиональные
достижения молодого художника были оценены, и он получил
ответственейший заказ на копирование для АХ двух росписей Рафаэля в
Ватикане. Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать
великое произведение, избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого
Завета — историю Медного змия, поставленного Моисеем.

 Однако в 1836
г. ему пришлось прервать начатую работу и вернуться в Петербург, где
он и К. П. Брюллов были назначены профессорами 2-й степени в АХ. За
преподавание он взялся увлеченно, и студенты платили ему
преданностью.

 В начале 1837 г. он исполнил «Портрет А. С. Пушкина на
смертном одре», размноженный литографией и получивший широчайшую
известность. Все же необходимость продолжить начатую работу
заставила его в 1838 г. уехать в Италию и провести там еще два с
половиной года.
 Законченный «Медный змий» в 1841 г. был доставлен в
Петербург, где имел бурный успех, сравнимый разве что с триумфом
«Последнего дня Помпеи» К. П. Брюллова. Мастерство живописца,
сумевшего построить выразительную многофигурную композицию на
громадном (565х852 см) полотне, подчинить драматизму сюжета свет и
цвет, было бесспорно, а налет некоторой экзальтированности
действовал на воображение зрителей. Однако картина принадлежала
вчерашнему дню — дряхлеющему и вырождающемуся академизму, и это с
фатальной неизбежностью определило дальнейшее угасание крупного
таланта художника.

 Правда, жизненный путь Бруни продолжался так же
ровно, как начинался. «Медный змий» был приобретен за 70 000 рублей
для Эрмитажа (сейчас находится в ГРМ), а его автор получил почетный
заказ на росписи в еще достраиваемом Исаакиевском соборе. Он с
присущей ему добросовестностью подошел к делу, дважды побывал в
Риме, набираясь опыта работы в монументальном искусстве. К 1845 г.
художник сделал все 25 картонов росписей и часть их осуществил сам,
а исполнением остальных руководил лично.

 Постепенно Бруни достиг
высокого положения: с 1855 г. стал ректором АХ. Он постоянно заседал
в различных почетных комиссиях. Но живописью занимался вес меньше и
меньше, а в последнее десятилетие жизни почти не брал в руки кисти.
 Художник все более отдалялся от людей, даже от собственных учеников,
порой не видевших своего педагога неделями. К тому же его позиции
ревностного хранителя основ академизма порождали неприязнь к нему у
молодежи. В 1871 г. в результате интриг он был вынужден оставить
пост ректора и сохранил за собой лишь руководство мозаичной
мастерской, им самим организованной. Последние годы Бруни провел в
надменном одиночестве человека, давно похоронившего то лучшее, что у
него в душе было.

Примечания

  1. ↑ , с. 59.
  2. ↑ (HTML). Русский музей — виртуальный филиал — www.virtualrm.spb.ru. Дата обращения: 26 июня 2015.
  3. (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 26 июня 2015.
  4. ↑ Ветхий Завет, Книга Чисел: Чис. .
  5. ↑ , с. 171—173.
  6. С. С. Степанова. (HTML) (недоступная ссылка). «Наука и религия», 2010, № 11. Дата обращения: 27 июня 2015.
  7. ↑ , с. 106.
  8. ↑ , с. 124—125.
  9. ↑ , с. 149—150.
  10. ↑ , с. 49.
  11. Анна Матвеева. (HTML). Известия — izvestia.ru (3 ноября 2004). Дата обращения: 27 июня 2015.
  12. , Русское искусство в вопросах и ответах. — СПб.: Симпозиум, 1997. — 269 с. — ISBN 5-89091-006-X. — ISBN 9785890910066.
  13. В. А. Гусев, Е. Н. Петрова. Русский музей: альбом, путеводитель. — СПб.: П-2, 2001. — 135 с. — ISBN 978-5-93893-040-7.
  14. , с. 125—126.
  15. , с. 130.
  16. ↑ , с. 126.
  17. , с. 116.
  18. , с. 126—127.
  19. ↑ , с. 127.
  20. ↑ , с. 129.
  21. , с. 137—138.
  22. , с. 138.
  23. , с. 40.
  24. , с. 115.
  25. , с. 116.
  26. , с. 119—120.
  27. , с. 122.
  28. , с. 125.
  29. , с. 142—143.
  30. , с. 118.
  31. Елена Ляшенко. (HTML). Аргументы и факты — www.spb.aif.ru (19 марта 2015). Дата обращения: 23 июня 2015.
  32. (HTML). ТАСС — tass.ru. Дата обращения: 27 июня 2015.
  33. П. К. Балтун. (HTML). www.world-war.ru. Дата обращения: 27 июня 2015.
  34. (HTML). Государственный Русский музей — www.rusmuseum.ru. Дата обращения: 16 июля 2015.
  35. Надежда Демкина. (HTML). Невское время — www.nvspb.ru (30 января 2003). Дата обращения: 16 июля 2015.
  36. (HTML) (недоступная ссылка). Государственный Русский музей — www.rusmuseum.ru. Дата обращения: 27 июня 2015.
  37. Юлия Яковлева. (HTML). Коммерсантъ — www.kommersant.ru (31 января 2003). Дата обращения: 27 июня 2015. (недоступная ссылка)
  38. (HTML). Русский музей — виртуальный филиал — www.virtualrm.spb.ru. Дата обращения: 26 июня 2015.
  39. , с. 122—123.
  40. , с. 173.
  41. , с. 150.
  42. , с. 81.
  43. , с. 139.
  44. , с. 149.
  45. , с. 151.

Биография

Ф. Бруни. Автопортрет, 1810-е гг.

Портрет Ф. А. Бруни. Рис. А. А. Козлова. Конец 1830-х гг.

Портрет Ф. А. Бруни. Картина Ф. Моллера, 1840 г.

Медный змий

Фёдор Бруни (собственно, настоящее его имя было Фиделио) родился 10 июня 1799 году в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бароффио (Антона Осиповича) Бруни (1767—1825). Отец, находясь в чине обер-офицера австрийских войск, принимал участие в Швейцарском походе русских войск во главе с А. В. Суворовым, получил ранение в ногу при штурме Чёртова моста в 1799 году, приведшее к его отставке из армии. Позже, в 1807 году, Бруни-старший приехал в Россию из Италии. Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце. Впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина.

Фёдор Бруни в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева.

За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряною медалью, а в 1818 году окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Фёдора, подобно тому, как Брюлло был назван Брюлловым.

Написав несколько картин, Бруни, не достигший ещё 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину («Смерть Камиллы, сестры Горация»), которая в 1824 году была выставлена в римском Капитолии и доставила автору немалую известность. В Санкт-Петербурге картина появилась лишь через 10 лет, и за неё Бруни получил звание академика.

К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся:

  • «Св. Цецилия»,
  • «Св. Семейство»,
  • «Вакханка, поящая Амура»,
  • «Свидание Т. Тассо с сестрою»,
  • «Богоматерь с Предвечным Младенцем»,
  • «Спящая нимфа»
  • «Богоматерь с младенцем на руках»,
  • «Спаситель на небесах»,
  • «Благовещение» и знаменитое «Моление о Чаше» — картину, находящуюся в Эрмитаже и ещё несколько картин и портретов. Кроме того, Бруни написал копии с двух фресок Рафаэля: «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатею».

В начале тридцатых годов живописец начал писать колоссальную картину: «Медный змий», но прежде, чем успел её окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств.

Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ «Покров Пресвятые Богородицы».

С 1836 г. Бруни — профессор 2-й степени в Академии художеств. Среди его учеников М. П. Боткин и Арсений Иванович Мещерский.

В 1838 он нашёл возможным возвратиться в Рим, и написал там «Покров» и окончил в 1840 г. своё большое произведение: «Медный змий», которое произвело в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца. Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хотя далеко не блестящему, но соответствующему содержанию грозного библейского события. В этой картине Бруни показал в полной силе все своё глубокое, академическое знание рисунка. В Русском музее «Медный змий» находится рядом с картиной К.Брюллова — «Последний день Помпеи».

Литература

  • Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. — М.: Республика, 1995. — 448 с. — ISBN 5-250-02524-2.
  • Боткин В. П. Литературная критика, публицистика, письма. — М.: Советская Россия, 1984. — 317 с. — (Библиотека русской критики).
  • Верещагина А. Г. Федор Антонович Бруни. — Л.: Художник РСФСР, 1985. — 256 с.
  • Русские художники XVIII — начала XX века. — СПб.: Аврора, 2001. — 345 с. — ISBN 978-5-7300-0714-7.
  • Степанова С. С. Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова: Личность и художественный процесс. — СПб.: Искусство-СПб, 2011. — 288 с. — ISBN 978-5-210-01638-6.
  • Яковлева Н. А. Русская историческая живопись. — М.: Белый город, 2005. — 656 с. — (Энциклопедия мирового искусства). — ISBN 5-7793-0898-5.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: СканРус, 2005. — Т. 3: Живопись первой половины XIX века. — 484 с. — ISBN 5-93221-081-8.
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора; Искусство, 1980. — 448 с.

Медный змий. 1841

Бруни Ф.А.Холст, масло565 x 852

Русский музей

Аннотация

Колоссальная по размеру картина, исполненная сумрачного романтического пафоса, – одно из последних наиболее значительных полотен академического искусства эпохи классицизма, работа над которым шла в течение долгих лет. Художник основывался на сюжете, взятом из Ветхого Завета.
Народ израильский, скитаясь по пустыне, возроптал на Бога и Моисея: «Зачем вывели Вы нас из Египта, чтобы умереть нам в пустыне? Ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта пища». Разгневанный Господь насылает ядовитых змей, которые жалят людей, производя ужас и опустошение вокруг. Израильтяне обращаются к Моисею, признавая, что согрешили против Господа, и молят об избавлении от напасти. Яхве говорит Моисею: «Сделай Медного змия, выставь его, чтобы всякий, кого ужалят, взглянув на него, оставался жив». Таким образом Моисей избавляет народ от погибели.
Художник индивидуализировал образы и разбил повествование на ряд разнообразных сцен. Через всю картину проходит одно общее движение, оправданное смыслом сюжета: справа налево к столбу с изваянием змия. Это движение позволяет достичь единства впечатления от гигантского многофигурного полотна. В свое время картина была так же популярна, как и «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова.

Биография автора

Бруни Федор Антонович (1801, Милан — 1875, Санкт-Петербург)
Живописец. Академик Императорской Академии художеств (с 1834). Почетный член Болонской и Миланской академий искусств, почетный профессор Флорентийской Академии художеств и Академии Св. Луки в Риме.
Родился в Милане в семье художника-декоратора А. Бруни. В 1807 приехал с отцом в Россию. Учился в Академии художеств у А.Е. Егорова, А.И. Иванова и В.К. Шебуева (1809-1818). Начиная с 1819 подолгу жил и работал в Италии. С 1836 преподавал в Академии художеств, профессор, с 1855 по 1871 — ректор, с 1866 заведовал мозаичным отделением.
Почти все крупные полотна завершил и впервые выставил в Италии. Один из создателей росписей кафедрального Исаакиевского собора в Петербурге и Храма Христа Спасителя в Москве. С 1849 по 1864 — хранитель живописного отдела Эрмитажа, много сделал для пополнения коллекций.
Один из наиболее значительных представителей русской академической школы, автор полотен на исторические и библейские темы, портретов. Автор альбома «Русская история в гравюрах», многочисленных эскизов икон и стенных росписей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: