Техника
«Клятва Горациев» исполнена в стиле французского неоклассицизма, и Давид использовал в ней множество приёмов, характерных для этого стиля.
- Фон картины оттенён, в то время как фигуры на переднем плане выделены, чтобы показать их значимость
- Тусклые цвета используются, чтобы показать, что изображаемая история важнее самой картины
- Ясная и чёткая композиция указывает на символизм числа «три» и треугольника
- Предпочтение отдаётся чётким деталям взамен лёгких мазков, характерных для рококо
- Яркие эмоции проявляют только женщины, тогда как мужчины выполняют свой долг
- Героическая тематика всего сюжета картины
Техника[править | править код]
«Клятва Горациев» исполнена в стиле французского неоклассицизма, и Давид использовал в ней множество приёмов, характерных для этого стиля.
- Фон картины оттенён, в то время как фигуры на переднем плане выделены, чтобы показать их значимость
- Тусклые цвета используются, чтобы показать, что изображаемая история важнее самой картины
- Ясная и чёткая композиция указывает на символизм числа «три» и треугольника
- Предпочтение отдаётся чётким деталям взамен лёгких мазков, характерных для рококо
- Яркие эмоции проявляют только женщины, тогда как мужчины выполняют свой долг
- Героическая тематика всего сюжета картины
Бруни, Фёдор Антонович
Фёдор Бруни (собственно, настоящее его имя было Фиделио
) родился 10 июня 1799 году в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который впоследствии, в 1807 году, приехал в Россию из Италии. Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина. Ф. Бруни. Автопортрет, 1810-е Фёдор в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева.
За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряною медалью, а в 1818 г. окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Фёдора, подобно тому, как Брюлло был назван Брюлловым.
Написав несколько картин, Бруни, не достигший ещё 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину («Смерть Камиллы, сестры Горация»), которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и доставила автору её немалую известность; в Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за неё Бруни получил звание академика.
К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся:
- «Св. Цецилия»,
- «Св. Семейство»,
- «Вакханка, поящая Амура»,
- «Свидание Т. Тассо с сестрою»,
- «Богоматерь с Предвечным Младенцем»,
- «Спящая нимфа»
- «Богоматерь с младенцем на руках»,
- «Спаситель на небесах»,
- «Благовещение» и знаменитое «Моление о Чаше» — картину, находящуюся в Эрмитаже и ещё несколько картин и портретов. Кроме того, Бруни написал копии с двух фресок Рафаэля: «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатею».
Медный змий В начале тридцатых годов живописец начал писать колоссальную картину: «Медный змий», но прежде, чем успел её окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств.
Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ «Покров Пресвятые Богородицы».
С 1836 г. Бруни — профессор 2-й степени в Академии художеств. Среди его учеников М. П. Боткин и Арсений Иванович Мещерский.
В 1838 он нашёл возможным возвратиться в Рим, и написал там «Покров» и окончил в 1840 г. своё большое произведение: «Медный змий», которое произвело в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца. Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хотя далеко не блестящему, но соответствующему содержанию грозного библейского события. В этой картине Бруни показал в полной силе все своё глубокое, академическое знание рисунка. В Русском музее «Медный змий» находится рядом с картиной К.Брюллова — «Последний день Помпеи».
История картины
Жак-Луи Давид |
Эскиз Клятвы Горациев: Камилла . 1783 |
50,5 × 35 см |
Musée Bonnat, Байонна |
(инв. INV. 3692) |
Изображения на Викискладе |
В 1784 году Давид вместе с женой и тремя учениками приезжает в Рим, так как, по его словам, только в Риме он мог писать римлян. С сентября 1784 по 1786 год римская Академия Святого Луки сдала Давиду мастерскую Плачидо Констанци (итал. Placido Constanzi), где он смог работать в относительной изоляции, так как предпочитал не показывать никому свои картины до полного завершения.
Моделью внуков, над которыми склонилась мать Горациев, вероятно, послужили младшие сыновья Давида. Исследовательница творчества Давида Арлетт Серулла (фр. Arlette Serullaz), которая изучила дневники Давида с изображениями голов в шлемах и фригийских колпаках, называла одну из ватиканских фресок с группой прелатов в качестве предполагаемой модели для голов братьев в шлемах.
Давид полностью закончил работу над картиной только в июле 1785 года. Один из его учеников, Жан-Жермен Друэ, писал: «Невозможно описать её красоту». Когда мастерская стала открыта для посещения публики, реакция превзошла все ожидания художника. «Весь Рим» собрался посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Мастерская превратилась в объект паломничества. Картине посвящались хвалебные речи, даже папа римский пришёл на неё посмотреть. Среди самых больших почитателей был и немецкий художник Иоганн Тишбейн, что нашло отражение в его картине «Гёте в Римской Кампанье» 1787 года.
Жак-Луи Давид |
Эскиз Клятвы Горациев: Сабина . 1783 |
46,5 × 51 см |
Musée des Beaux-Arts, Анже |
(инв. INV. 3692) |
Изображения на Викискладе |
Полотно было отправлено в Парижский салон, а Давид очень беспокоился, что его расположат в невыгодном месте из-за интриг его недоброжелателей. Однако опасения оказались напрасными. «Клятву Горациев» повесили над портретом Марии-Антуанетты с сыновьями работы Елизаветы Виже-Лебрун, что оказалось очень выгодным местом. Картина была специально доставлена в Салон уже после открытия, так как на открытии было множество новых работ, которые могли сгладить эффект. «Клятва Горациев» была принята публикой с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме.
«Клятва Горациев» стала поворотной точкой не только в творчестве Давида, но и во всей европейской живописи. Если в искусстве XVIII века доминировала «женская вселенная» с её изогнутыми линиями, то теперь она начала уступать место вертикалям «мужского мира», подчёркивающим главенствующую роль мужества, героизма, военного долга. Этим полотном Давид снискал славу во всей Европе.
Сюжет[править | править код]
Основная статья: Горации и Куриации
Жак-Луи Давид |
Эскиз Клятвы Горациев: Трое Горациев . 1783 |
58,2 × 36,2 см |
Musée Bonnat, Байонна |
(инв. INV. 3692 и RF 47) |
Медиафайлы на Викискладе |
В основе картины лежит рассказ римского историка Тита Ливия, согласно которому трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга — братьями Куриациями. Давид запечатлел момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Справа изображена группа скорбящих женщин: вдали мать Горациев склонилась над двумя внуками, ближе сестра Камилла, невеста одного из Куриациев, и Сабина, сестра Куриациев и жена одного из Горациев. На заднем плане видны три арки, каждая из которых соответствует группе фигур: правая — группе женщин, левая — братьям, центральная — отцу с мечами
Давид тщательно продумал композицию картины, «хореографию» персонажей и игру света, что концентрирует внимание зрителя в центре картины, раскрывая моральную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней
Жак-Луи Давид |
Эскиз Клятвы Горациев: Старый Гораций . 1783 |
58,2 × 36,2 см |
Musée Bonnat, Байонна |
(инв. INV. 3692 и RF 47) |
Медиафайлы на Викискладе |
Таким образом, Давид в этой картине противопоставляет идеалы патриотизма, гражданственности и самопожертвования во имя родины мужчин страданиям и сентиментальной слабости женщин.
История картины[править | править код]
Жак Луи Давид |
Эскиз Клятвы Горациев: Камилла . 1783 |
50,5 × 35 см |
Musée Bonnat, Байонна |
(инв. INV. 3692 и RF 47) |
Медиафайлы на Викискладе |
В 1784 году Давид вместе с женой и тремя учениками приезжает в Рим, так как, по его словам, только в Риме он мог писать римлян. С сентября 1784 по 1786 год римская Академия Святого Луки сдала Давиду мастерскую Плачидо Констанци (итал. Placido Constanzi), где он смог работать в относительной изоляции, так как предпочитал не показывать никому свои картины до полного завершения.
Моделью внуков, над которыми склонилась мать Горациев, вероятно, послужили младшие сыновья Давида. Исследовательница творчества Давида Арлетт Серулла (фр. Arlette Serullaz), которая изучила дневники Давида с изображениями голов в шлемах и фригийских колпаках, называла одну из ватиканских фресок с группой прелатов в качестве предполагаемой модели для голов братьев в шлемах.
Давид полностью закончил работу над картиной только в июле 1785 года. Один из его учеников, Жан-Жермен Друэ, писал: «Невозможно описать её красоту». Когда мастерская стала открыта для посещения публики, реакция превзошла все ожидания художника. «Весь Рим» собрался посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Мастерская превратилась в объект паломничества. Картине посвящались хвалебные речи, даже папа римский пришёл на неё посмотреть. Среди самых больших почитателей был и немецкий художник Иоганн Тишбейн, что нашло отражение в его картине «Гёте в Римской Кампанье» 1787 года.
Жак Луи Давид |
Эскиз Клятвы Горациев: Сабина . 1783 |
46,5 × 51 см |
Musée des Beaux-Arts, Анже |
(инв. INV. 3692 и RF 47) |
Медиафайлы на Викискладе |
Полотно было отправлено в Парижский салон, а Давид очень беспокоился, что его расположат в невыгодном месте из-за интриг его недоброжелателей. Однако опасения оказались напрасными. «Клятву Горациев» повесили над портретом Марии-Антуанетты с сыновьями работы Елизаветы Виже-Лебрён, что оказалось очень выгодным местом. Картина была специально доставлена в Салон уже после открытия, так как на открытии было множество новых работ, которые могли сгладить эффект. «Клятва Горациев» была принята публикой с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме.
«Клятва Горациев» стала поворотной точкой не только в творчестве Давида, но и во всей европейской живописи. Если в искусстве XVIII века доминировала «женская вселенная» с её изогнутыми линиями, то теперь она начала уступать место вертикалям «мужского мира», подчёркивающим главенствующую роль мужества, героизма, военного долга. Этим полотном Давид снискал славу во всей Европе.
Детство и юность
Камилла родилась в декабре 1864 года во французском городке Фер-ан-Тарденуа. Сейчас население малой родины скульптора — около 3 тыс. человек. Отец Луи-Проспер зарабатывал на торговле недвижимостью, мать Луиза Атанис Сесиль Серво была дочерью сельского священника.
Поскольку первенец пары Шарль Анри умер в младенчестве, Камилла была старшим ребенком Клоделей. Через несколько лет у девочки появились брат Поль и сестра Луиза. Попытка прикрепить Камиллу к Школе христианских сестер провалилась из-за частых переездов семьи, и родители наняли репетитора, который обучал всех троих детей арифметике, французскому языку и латыни.
Камилла Клодель в молодости В 12 лет девочка копала глину и очищала материал от примесей. В мастерской, обустроенной в сарае, Камилла лепила скульптуры и бюсты, используя брата и сестру в качестве моделей и помощников.
Увлечение старшей дочери не нравилось матери, но девочку поддерживал отец. Луи-Проспер согласился на отъезд семьи в Париж, чтобы Камилла училась в Академии Каларосси. Клодель-старший не смог поехать с женой и детьми из-за службы, но поддерживал их материально. Брат Камиллы дал такой словесный портрет старшей сестры в юности:
Бруни Фёдор Антонович
Мастер исторической и религиозной живописи. Картины исполнял в стиле классицизма с некоторыми чертами романтического направления.
Русский художник, выходец из семьи художника. Его отец швейцарский итальянец «мастер живописного и скульптурного дела». В 1807 году семья переехала в Петербург. В 1809 году Фёдор Бруни поступил в Воспитательное училище при Академии художеств.
Молодой художник посещал класс исторической живописи А.Е. Егорова и В.К. Шебуева. Успехи его были отмечены уже в 1813 году, тогда, за рисунок с натуры, он получил малую серебряную медаль.
Известность русский художник получил в Италии, куда поехал по приглашению княгини З.А. Волконской.
В Италии он плодотворно работал, его первой успешной работой была картина «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824), после чего он получил крупный заказ на копирование для Академии художеств двух росписей Рафаэля и Ватикане. В это же время он начинает работу над лучшим своим произведением «Медный змий».
Однако, в 1836 году художник возвращается в Петербург, где по велению императора ему дают назначение профессора 2-й степени в Академии художеств (вместе с К.П. Брюлловым).
Пушкина на смертном одре», размноженный литографией и получивший широчайшую известность.
В Риме художник создал картины «Покров Богородицы» для Казанского собора в Петербурге, «Мадонна с младенцем и двумя ангелами».
За картину «Умиление Богородицы» Бруни получил звание почётного члена Академий художеств в Болонье и Милане, профессора Академии художеств во Флориде и Академии св. Луки в Риме.
В 1846 году Бруни возвращается в Россию, теперь уже в звании профессора живописи 1-й степени. Он преподаёт в Академии художеств, а в 1855 году становится ректором Академии по отделу живописи и ваяния.
В последнее десятилетие жизни Бруни не создал больше ни одной картины, он отдалялся от людей, даже собственные ученики не видели его неделями. Он оставался преданным академизму, не ловил новых течений в живописи, чем ещё более отдалял от себя учеников.
Так в 1871 году его лишили ректорства, и он вынужден был руководить мозаичной мастерской, им же созданной. Последние годы Бруни провел в надменном одиночестве человека, давно похоронившего то лучшее, что у него в душе было.
Шедевр Бруни Ф.А. – картина «Медный змий»
Картина исполнена в 1841 году, находится в Государственном Русском Музее, в Москве. В 1841 году законченная картина была переправлена из Рима в Петербург, где завоевала восторг зрителя.
Успех картины можно сравнить разве что с успехом картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи». В этой картине художник показал великое мастерство в построении композиции, и передать драматизм происходящих событий посредствам света и тени.
Огромное (565х852 см) полотно поражало воображение зрителя.
Работа над картиной в общей сложности составила пятнадцать лет. Сюжет картины взят русским художником и Ветхого завета. Моисей, спасший из египетского плена иудейский народ, водил его по пустыни 40 лет.
Тот, кто посмотрит на него с истиной верой в спасение через Господа, будет помилован.
Задачей художника было изобразить многоликую толпу так, чтобы зритель увидел отдельные характеры людей, их веру, покорность. Но вместо глубокой веры он передаёт страх и отчаяние, людей. Лунный свет, ночное освещение производят мистическое впечатление.
Богоматерь с младенцем, отдыхающая на пути в Египет
Портрет А.С. Пушкина на смертном одре
Портрет графини З.А. Волконской в костюме Тонкреда
Смерть Камиллы, сестры Горация
Биография
Ф. Бруни. Автопортрет, 1810-е гг.
Портрет Ф. А. Бруни. Рис. А. А. Козлова. Конец 1830-х гг.
Портрет Ф. А. Бруни. Картина Ф. Моллера, 1840 г.
Фёдор Бруни (собственно, настоящее его имя было Фиделио) родился 10 июня 1799 году в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бароффио (Антона Осиповича) Бруни (1767—1825). Отец, находясь в чине обер-офицера австрийских войск, принимал участие в Швейцарском походе русских войск во главе с А. В. Суворовым, получил ранение в ногу при штурме Чёртова моста в 1799 году, приведшее к его отставке из армии. Позже, в 1807 году, Бруни-старший приехал в Россию из Италии. Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце. Впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина.
Фёдор Бруни в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева.
За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряною медалью, а в 1818 году окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Фёдора, подобно тому, как Брюлло был назван Брюлловым.
Написав несколько картин, Бруни, не достигший ещё 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину («Смерть Камиллы, сестры Горация»), которая в 1824 году была выставлена в римском Капитолии и доставила автору немалую известность. В Санкт-Петербурге картина появилась лишь через 10 лет, и за неё Бруни получил звание академика.
К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся:
- «Св. Цецилия»,
- «Св. Семейство»,
- «Вакханка, поящая Амура»,
- «Свидание Т. Тассо с сестрою»,
- «Богоматерь с Предвечным Младенцем»,
- «Спящая нимфа»
- «Богоматерь с младенцем на руках»,
- «Спаситель на небесах»,
- «Благовещение» и знаменитое «Моление о Чаше» — картину, находящуюся в Эрмитаже и ещё несколько картин и портретов. Кроме того, Бруни написал копии с двух фресок Рафаэля: «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатею».
В начале тридцатых годов живописец начал писать колоссальную картину: «Медный змий», но прежде, чем успел её окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств.
Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ «Покров Пресвятые Богородицы».
С 1836 г. Бруни — профессор 2-й степени в Академии художеств. Среди его учеников М. П. Боткин и Арсений Иванович Мещерский.
В 1838 он нашёл возможным возвратиться в Рим, и написал там «Покров» и окончил в 1840 г. своё большое произведение: «Медный змий», которое произвело в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца. Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хотя далеко не блестящему, но соответствующему содержанию грозного библейского события. В этой картине Бруни показал в полной силе все своё глубокое, академическое знание рисунка. В Русском музее «Медный змий» находится рядом с картиной К.Брюллова — «Последний день Помпеи».
Литература
- Верещагина А.Г. Федор Антонович Бруни. — Л.: Художник РСФСР, 1985. — 255 с.
- Савинов А.Н. Федор Антонович Бруни. — М.-Л.: Искусство, 1949. — 28 с.
- Половцов А.В. Федор Антонович Бруни : Биографический очерк. — СПб.: Императорская Академия художеств, 1907. — 162 с.
- Петрушевский Ф.Ф. Бруни, Федор Антонович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Бруни, Фёдор Антонович // Энциклопедический словарь Т-ва «Бр. А. и И. Гранат и Ко». — 7-е, перераб. — М.: Главная контора Т-ва «Бр. А. и И. Гранат и Ко», . — Т. 6. — Стб. 621—624. — 640 стб.
- С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 24—25. — 454 с.
История картины
Жак-Луи Давид |
Эскиз Клятвы Горациев: Камилла . 1783 |
50,5 × 35 см |
Musée Bonnat, Байонна |
(инв. INV. 3692) |
Изображения на Викискладе |
В 1784 году Давид вместе с женой и тремя учениками приезжает в Рим, так как, по его словам, только в Риме он мог писать римлян. С сентября 1784 по 1786 год римская Академия Святого Луки сдала Давиду мастерскую Плачидо Констанци (итал. Placido Constanzi), где он смог работать в относительной изоляции, так как предпочитал не показывать никому свои картины до полного завершения.
Моделью внуков, над которыми склонилась мать Горациев, вероятно, послужили младшие сыновья Давида. Исследовательница творчества Давида Арлетт Серулла (фр. Arlette Serullaz), которая изучила дневники Давида с изображениями голов в шлемах и фригийских колпаках, называла одну из ватиканских фресок с группой прелатов в качестве предполагаемой модели для голов братьев в шлемах.
Давид полностью закончил работу над картиной только в июле 1785 года. Один из его учеников, Жан-Жермен Друэ, писал: «Невозможно описать её красоту». Когда мастерская стала открыта для посещения публики, реакция превзошла все ожидания художника. «Весь Рим» собрался посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Мастерская превратилась в объект паломничества. Картине посвящались хвалебные речи, даже папа римский пришёл на неё посмотреть. Среди самых больших почитателей был и немецкий художник Иоганн Тишбейн, что нашло отражение в его картине «Гёте в Римской Кампанье» 1787 года.
Жак-Луи Давид |
Эскиз Клятвы Горациев: Сабина . 1783 |
46,5 × 51 см |
Musée des Beaux-Arts, Анже |
(инв. INV. 3692) |
Изображения на Викискладе |
Полотно было отправлено в Парижский салон, а Давид очень беспокоился, что его расположат в невыгодном месте из-за интриг его недоброжелателей. Однако опасения оказались напрасными. «Клятву Горациев» повесили над портретом Марии-Антуанетты с сыновьями работы Елизаветы Виже-Лебрун, что оказалось очень выгодным местом. Картина была специально доставлена в Салон уже после открытия, так как на открытии было множество новых работ, которые могли сгладить эффект. «Клятва Горациев» была принята публикой с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме.
«Клятва Горациев» стала поворотной точкой не только в творчестве Давида, но и во всей европейской живописи. Если в искусстве XVIII века доминировала «женская вселенная» с её изогнутыми линиями, то теперь она начала уступать место вертикалям «мужского мира», подчёркивающим главенствующую роль мужества, героизма, военного долга. Этим полотном Давид снискал славу во всей Европе.
Примечания
- RKDartists
- Бруни, Федор Антонович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. IVа. — С. 752—753.
- Бруни, Антоний // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Петрушевский Ф. Ф. Бруни, Федор Антонович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Герб Бруни внесен в Часть 13 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 168
- Метрические экстракты, с. 574 – приложение в формате doc на компакт-диске к изданию: Козлов-Струтинский С. Г. Бывшее Выборгское римско-католическое кладбище в Санкт-Петербурге и церковь во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы. // Материалы к истории римско-католического прихода во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы и к истории католического кладбища Выборгской стороны в Санкт-Петербурге: Сб. — Гатчина: СЦДБ, 2010. – 263 с.
- Объект культурного наследия № 7810593130 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено 2014-10-20
- Козлов-Струтинский С.Г. Бывшее Выборгское римско-католическое кладбище в Санкт-Петербурге и церковь во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы. // Материалы к истории римско-католического прихода во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы и к истории католического кладбища Выборгской стороны в Санкт-Петербурге: Сб. – Гатчина: СЦДБ, 2010. – С. 73.
- Могила Ф.А. Бруни в Александро-Невской Лавре
- ↑ 123 ГРМ.
- ↑ 12 Эрмитаж.
- ↑ 12 Государственная Третьяковская галерея.
- Ивановское объединение художественных музеев.
Смерть Камиллы, сестры Горация
1824 Холст, масло.350 x 526,5
Государственный Русский музейЗАЛ N15
Картину «Смерть Камиллы, сестры Горация» Ф. А. Бруни написал в Риме. Полотно огромно по размерам — более пяти метров в длину. Художник выставил свое произведение на Капитолийском холме для всеобщего обозрения, и оно прославило двадцатилетнего автора. Знатоки находили много изящного в композиции и рисунке картины.
Сюжет картины Федор Бруни заимствует из легендарного прошлого Рима, когда Рим враждовал с городом Альба-Лонга. Судьба этой многолетней вражды должна была решиться в поединке между тремя братьями Горациями – со стороны Рима, и тремя братьями Куриациями – со стороны Альба-Лонга.
Оставшийся в живых после сражения победитель Гораций по возвращении в Рим встречает сестру Камиллу, оплакивающую своего жениха, одного из Куриациев.
Разгневанный брат поражает её мечом. Поступок героя вызывает у окружающих не уважение, но скорее ужас и сострадание к его жертве. Герой одинок, между ним и согражданами – трагическое непонимание. Этот момент финальной развязки и запечатлел Бруни на своем полотне.
Полотно, названное Бруни «Триумф Горация», уже современниками было названо иначе: «Смерть Камиллы, сестры Горация».
Действие этого полотна разворачивается перед нами подобно классическому фризу: тщательно моделирована пластика фигур, расставленных как на сцене, величавы их жесты, благородно ниспадают крупные складки драпировок. Алый плащ и эффектная поза выделяют, помещенного в центре, героя – его указующая рука точно совпадает с диагональю композиции.
Содержание и стиль картины вполне в духе русского классицизма первой половины XIX века. Но в ней уже чувствуется влияние идей романтизма. Композиция построена по традиционной академической схеме. Персонажи выстроены по всем правилам последнего действия в классицистической трагедии. Фигуры строго упорядочены и сгруппированы в красивые и выразительные группы.
В центре и на первом плане — главные сюжетные герои: умирающая неверная Камилла и Гораций, указующий на жертву. Все фигуры, как будто на просцениуме, находятся в неглубоком условном пространстве.
Действующие лица стилизованы под псевдоисторическую эпоху Древнего Рима. Одетые в античные одежды, они своими позами и жестами вызывают в памяти эллинистические статуи. Выражения их лиц, на которых отражается переживание трагических событий, демонстрируют общую идею произведения.
Красиво сочетание ярких красочных тонов с объемными цветопереходами. Главный персонаж Гораций выделен не только композиционно, но и цветом: живописец неслучайно выбрал для него плащ ярко-красных тонов.
В своей произведении Бруни стремился к психологической достоверности, к созданию напряженности при восприятии картины зрителем. За это полотно он в 1834 году получил звание академика.
В 1897 году «Смерть Камиллы, сестры Горация» была передана из Императорской Академии художеств в Русский музей Александра III. Впоследствии Александр Бенуа напишет, что Бруни создал вещь «поистине мастерскую, но глубоко фальшивую, как финал какой-нибудь ложно-классической трагедии» (Бенуа).