Анри Руссо «Нападение в джунглях»
Самой первой картиной, изображавшей тропический лес, стала работа Tiger in a Tropical Storm. Она была выставлена в 1891 г. в Салоне независимых, где автор дал ей первоначальное название «Сюрприз». На ней изображен нападающий тигр во время бушующего ливня и урагана (тропического шторма). Все происходит при яркой вспышке молнии, когда животное приготовилось к прыжку, чтобы напасть на свою добычу.
Картина Анри Руссо «Нападение» кажется простой по сюжету, однако стиль художника позволяет изобразить буйную растительность джунглей, используя послойное заполнение всего пространства. На холсте изображено множество фантастических растений различных оттенков зеленого цвета. Чтобы нарисовать проливной дождь, А. Руссо придумал собственный метод, который состоит в расположении серебристых потоков воды в диагональном направлении сквозь всю композицию.
Картина, висящая сейчас в Лондонской национальной галерее, помогла получить Руссо первое признание. И, вдохновившись им, художник впоследствии ежегодно представлял свои работы для публики именно в Салоне независимых.
К теме изображения джунглей Анри Руссо вернулся только в 1898 г., спустя 7 лет после первой работы. Это были картины «Обезьяны в джунглях», «Атака тигра» (1904), «Голодный лев» (1905), «Нападение тигра на буйвола» (1908), «Джунгли на экваторе» (1909), «Тропический лес с обезьянами» (1910).
Городские сценки
Много работ Анри Руссо было посвящено теме городских пейзажей. Из-за своей профессии он часто посещал различные районы и предместья Парижа, которые постепенно стал переносить на полотна. Одним из первых произведений стал «Пейзаж с водяной мельницей» (1879, находится в Музее искусств Гетеборга), позже появились другие работы:
- «Мебельная фабрика в Альфортвиле» (1897) – одна из самых известных картин, где художник применил правильную перспективу, хотя все дома и объекты выглядят условно и неестественно, на берегу реки стоит небольшая фигурка рыбака, которая (по мнению Руссо) позволила ему воплотить идею вечности;
- «Вид с моста в Севре» (1908) – представляет мост между берегами Сены, покрытыми густым лесом; по реке плывет пароход, а над ним летают современные летательные аппараты (самолет, дирижабль, воздушный шар), которые принадлежат надвигающемуся на природу техническому прогрессу.
Завещание художника
Считается, что для полотна «Сон» (The Dream, 1910), которая сейчас находится в Музее современного искусства (Нью-Йорк, США), моделью была также Ядвига. Эта картина стала одной из последних работ Анри Руссо (фото в мастерской сделано в 1910 г.), и была с восторгом принята друзьями и коллегами. После ее демонстрации они заговорили о создании ориентира для последующих поколений в искусстве сюрреализма.
На полотне изображен фантастический мир тропиков, традиционный для Руссо и совсем не похожий на реальные джунгли. Многие зрители посчитали, что картина показывает загадочную часть Рая. В центре композиции лежит Ева, пребывая в неге и истоме и видя волшебный сон.
Картину «Сон» некоторые называют завещанием художника, т. к. она была написана за несколько месяцев до его смерти. Картина была выставлена на 26-м аукционе Салона независимых.
Городские сценки
Много работ Анри Руссо было посвящено теме городских пейзажей. Из-за своей профессии он часто посещал различные районы и предместья Парижа, которые постепенно стал переносить на полотна. Одним из первых произведений стал «Пейзаж с водяной мельницей» (1879, находится в Музее искусств Гетеборга), позже появились другие работы:
- «Мебельная фабрика в Альфортвиле» (1897) – одна из самых известных картин, где художник применил правильную перспективу, хотя все дома и объекты выглядят условно и неестественно, на берегу реки стоит небольшая фигурка рыбака, которая (по мнению Руссо) позволила ему воплотить идею вечности;
- «Вид с моста в Севре» (1908) – представляет мост между берегами Сены, покрытыми густым лесом; по реке плывет пароход, а над ним летают современные летательные аппараты (самолет, дирижабль, воздушный шар), которые принадлежат надвигающемуся на природу техническому прогрессу.
Жанровые работы
Кроме «Цыганки» Анри Руссо написал много других работ, где изображены жанровые сцены, зарисовки или значимые события, например:
«Столетие независимости» (Le Centenaire de l’indépendance, 1892) – создана к юбилею 1-й Французской республики, на ней изображены крестьяне, танцующие фарандолу (народный танец Прованса) вокруг Дерева свободы, символа революции; сюда же добавлены знамена, вагончик с музыкантами в костюмах и др., внизу справа – 4 лидера Республики. Вся работа заполнена движением и демонстрирует веселье и счастье от происходящих событий.
«Война» (La Guerre, 1894) – посвящена событиям франко-прусского конфликта, центром картины является женщина с факелом и мечом в руке, изображает римскую богиню войны Беллону, сидящую на коне (напоминающем у Руссо монстра), внизу лежат грудой тела погибших, между которыми ходят черные вороны-падальщики. После демонстрации картина вызвала много нареканий за жестокость, а также восхищений независимым стилем художника.
История одного шедевра: «Нападение ягуара на лошадь» Руссо
Сюжет
В самом сердце джунглей ягуар напал на лошадь. И хотя жертва выказывает попытку сопротивления, очевидно, что ей не спастись. Животные больше напоминают людей. Поединок хищника с травоядным похож на противостояние мужчины и женщины. Грациозные ноги лошади напоминают женские, а грива — локоны. Растения огромны. Для их изображения живописец использовал более 20 оттенков зеленого, чем очень гордился. Кажется, что художник спрятал в таинственной глубине леса волшебных существ. Но что на самом деле там, за этими зарослями, известно было лишь Руссо.
«Нападение ягуара на лошадь» Руссо
Непосредственность, с которой изображена атака ягуара на лошадь, усиливает ощущение тревоги. Очевидно, что лошадь — звено пищевой цепи, и в дикой природе ее убийство — естественная вещь. Но все же мы стараемся не смотреть на подобные сцены. Руссо же изобразил ее по-детски просто, в ярких красках, крупно. И это обескураживает.
Нападение в джунглях, 1891
Контекст
Руссо был уже зрелым мужчиной, когда начал всерьез заниматься живописью. Он никогда ни у кого не учился, как следствие, пропорции на его картинах искажены, формы упрощены, перспектива и тени отсутствуют.
Когда в 1885 году он арендовал помещение, чтобы открыть мастерскую, его поддерживали советом и делом некоторые из художников. Примерно тогда же он впервые выставил свои работы в Салоне Отверженных. И был осмеян. Но Анри Руссо верил в себя и ждал, что другие поймут его. Он собирал публикации о картинах, надеясь на признание. Но, увы, публика похихикивала и сравнивала его полотна с детскими рисовашками. Друг живописца художник Робер Делоне говорил: «В другую эпоху он расписывал бы стены дворцов по заказу меценатов. В нашу же вынужден быть шутом для обывателей, он — такой серьёзный, такой спокойный. Что за бессмысленная ирония судьбы!»
Заклинательница змей, 1907
Если бы Руссо получил образование художника, вероятно, мы никогда не увидели бы его магические работы. Именно оторванность от правил по причине их банального незнания позволила ему в полную силу показать образы из своих снов и фантазий. Современное искусство не было бы таким, каким мы его знаем, если бы Руссо на рубеже веков не разрушил стену между реальным и фантазийным.
Судьба художника
Судьба Руссо была непростой. В адвокатском бюро, где он работал после обучения, молодой человек совершил ошибку — украл из бухгалтерии небольшую сумму денег. Естественно, его уволили и отправили под суд. Пытаясь избежать тюрьмы, Руссо согласился на 7 лет службы в армии. После смерти отца его отпустили со службы как единственного кормильца осиротевшей семьи. Руссо вышел в отставку и стал чиновником в таможенном департаменте. Свободное и даже не свободное от работы время он начал посвящать рисованию.
Через несколько лет уволившись со службы по выслуге лет, Руссо, чтобы хоть как-то поддерживать себя и семью, был вынужден давать уроки игры на скрипке и рисовать картины на заказ, продавая их за гроши. Редкий человек признавал талант Руссо и принимал его прогрессивное видение. Одним из таких ценителей оказался Пабло Пикассо. Однажды он встретил Руссо на улице — тот продавал свою картину как холст, который другой художник мог использовать для работы. Молодой Пикассо, узнав Руссо, пригласил мастера на банкет в его честь. Однако такие примеры единичны. Чаще все же Руссо высмеивали в глаза.
Автопортрет, 1890 год
На его картинах реальные объекты перемешаны с вымышленными. Выглядит это точно так же, как, например, во сне, когда нереальное кажется нам вполне осязаемым. При этом Руссо не покидал Франции даже на сутки. Но за ним закрепился имидж знатока мексиканских просторов. Виноват в этом друг художника поэт Гийом Аполлинер. Он посвятил Руссо одно из своих произведений, в котором описывал поездку Анри в Мексику. Художник как отъявленный мистификатор ничего не подтверждал, но и не опровергал.
Незадолго до смерти — к 1910 году — Анри Руссо постепенно начали признавать. Но живописца уже подводило здоровье. Незаживающие раны на ногах вызвали гангрену, от которой он и скончался в итоге. На похоронах присутствовали лишь 7 близких друзей, с которыми Руссо мог разделить свои фантазии, будучи уверенным, что эти люди не обманут его наивного и доверчивого сердца.
Руссо в глазах общественности
Знакомство с Альфредом Джерри позволило Руссо установить связь с литературным и художественным авангардом Парижа, в том числе Пабло Пикассо и Максом Джейкобом, которые впоследствии стали искренними любителями его работ. Руссо был в какой-то степени героем для Пикассо, он был убежден, что именно наивность Анри позволяет ему раскрыть суть человека и выйти за рамки классического изображения природы.
К сожалению, настойчивость и художественное видение Анри Руссо со временем так и не очаровали общественность. Повсюду он был поводом для насмешек, люди отказывались принимать его и признавать в качестве художника и мастера примитивизма. Но это вовсе не мешало Руссо: ему было присуще довольно легкое восприятие вещей, поэтому зачастую он попросту пропускал весь негатив мимо себя. В какой-то момент ему даже удалось найти свой путь в богемное общество: Анри устраивал «вечера у Таможенника», на которых показывал молодежи свои картины и развлекал гостей музыкой.
Один из таких вечеров посетил Ван Гог и решил сам познакомиться с Руссо, оставшись с ним наедине: «Снимите маску, Руссо. Поймите, я тоже крестьянин и художник».
В конце концов Руссо все же удостоился своей минуты славы благодаря стараниям Пикассо и его подруги Фернанды Оливье, которые решили организовать банкет в честь художника. Готовясь к мероприятию, Пикассо полностью освободил одну из стен своей мастерской, временно убрав коллекцию африканских масок, и повесил на нее «Портрет женщины» Руссо.
Портрет женщины, 1895
Помимо прочего, друзья установили во главе стола трон, предназначенный для виновника торжества. Все это было для Руссо сюрпризом. Он также не ожидал увидеть за столом 30 приглашенных представителей модной парижской публики, которые встретили его бурными овациями. Этот вечер вошел в историю как «Знаменитый прием у Пикассо».
Судьба художника
Судьба Руссо была непростой. В адвокатском бюро, где он работал после обучения, молодой человек совершил ошибку — украл из бухгалтерии небольшую сумму денег. Естественно, его уволили и отправили под суд. Пытаясь избежать тюрьмы, Руссо согласился на 7 лет службы в армии. После смерти отца его отпустили со службы как единственного кормильца осиротевшей семьи. Руссо вышел в отставку и стал чиновником в таможенном департаменте. Свободное и даже не свободное от работы время он начал посвящать рисованию.
Через несколько лет уволившись со службы по выслуге лет, Руссо, чтобы хоть как-то поддерживать себя и семью, был вынужден давать уроки игры на скрипке и рисовать картины на заказ, продавая их за гроши. Редкий человек признавал талант Руссо и принимал его прогрессивное видение. Одним из таких ценителей оказался Пабло Пикассо. Однажды он встретил Руссо на улице — тот продавал свою картину как холст, который другой художник мог использовать для работы. Молодой Пикассо, узнав Руссо, пригласил мастера на банкет в его честь. Однако такие примеры единичны. Чаще все же Руссо высмеивали в глаза.
Автопортрет, 1890. (Pinterest)
На его картинах реальные объекты перемешаны с вымышленными. Выглядит это словно сон, когда нереальное кажется нам вполне осязаемым. Руссо никогда не покидал Франции, но за ним закрепился имидж знатока мексиканских просторов. Виноват в этом друг художника поэт Гийом Аполлинер. Он посвятил Руссо одно из своих произведений, в котором описывал поездку Анри в Мексику. Художник как отъявленный мистификатор ничего не подтверждал, но и не опровергал.
Незадолго до смерти — к 1910 году — Анри Руссо постепенно начали признавать. Но живописца уже подводило здоровье. Незаживающие раны на ногах вызвали гангрену, от которой он и скончался в итоге. На похоронах присутствовали лишь несколько близких друзей, с которыми Руссо мог разделить свои фантазии, будучи уверенным, что эти люди не обманут его — наивного и доверчивого сердца.
Интересные факты
- Анри Руссо был членом масонского ордена.
- Руссо не только был одним из первых примитивистов, но еще и положил начало жанру «портрета-пейзажа».
- Художник часто писал автобиографии, рассказывая о себе в третьем лице: «Как отличительный признак он носит бороду лопатой и является участником Салона Независимых в течение ряда лет, веря, что абсолютная свобода творчества вознаградит смельчака…» — из «Автобиографии» Анри Руссо.
- В 1907 г., решив помочь другу, Руссо подделал чек. Ему удалось избежать тюремного заключения, но как — неизвестно до сих пор. По одной из версий, судью сразила невероятная наивность художника, по другой — член французского масонского ордена и высокопоставленный чиновник договорился о его освобождении.
- Хотя Руссо был известен среди современников, занятия живописью практически не приносили ему доход. Слава и признание пришли к Руссо лишь после смерти.
Биографические данные
Henri Julien Felix Rousseau родился в 1844 г. в Лавале департамента Майенн (Франция), отец его работал в жестяной мастерской. Сведений о его детстве и молодости очень мало. Учился он плохо, проявляя способности только к музыке и сочинению стихов, выпускные экзамены в школе сдать не смог. Затем он записался добровольцем во французскую армию, где служил в качестве полкового музыканта-кларнетиста в оркестре пехотной части до 1868 г.
По его рассказам, Руссо бывал в Мексике, однако по данным историков, он всю жизнь прожил во Франции и никогда никуда не выезжал. После выхода в отставку он поступил клерком в судебную контору и в 1869 г. женился по любви на К. Буатар. Однако их семейная жизнь была не очень счастливой: из рожденных 7 детей выжили только двое, затем старший сын умер в 18 лет. В живых осталась единственная дочь, а жена в 1888-м умерла от чахотки. Второй женой художника в 1899 г. стала Жозефина Нури.
В 1871 г. он поступил на работу в таможню. Впоследствии именно поэтому ему дали прозвище Таможенник (Le Douanier). Он занимался сбором пошлин с крестьян и выдачей квитанций, проводя рабочее время у городских ворот или в пригородах Парижа на таможенных пунктах.
Уже в зрелые годы он неожиданно для всех занялся созданием живописных полотен. Творческий период в биографии Анри Руссо начался в 1886 г., когда он впервые показал свои работы на «Выставке независимых». Картины были оценены зрителями, которым понравились оригинальные сюжеты и яркая колористика полотен. Однако при жизни художник вел нищенское существование, часто писал картины в кредит или просил задаток даже у друзей.
Кроме рисования, Руссо занимался игрой на скрипке и написанием литературных произведений. Из-под его руки выходили мелодраматические романы, наполненные такой же фантазией и наивностью, как и его картины.
Художник умер совершенно нищим в возрасте 66 лет в сентябре 1910-го в Парижской больнице Неккера, куда попал для лечения раны на ноге. В результате занесения инфекции у него развились гангрена и заражение крови. Похоронен был в Париже, через год на его могиле друзья установили барельеф с эпитафией, выполненный скульптором К. Брынкуши, французом румынского происхождения.
В 1947 г. его останки были перевезены на родину в город Лаваль, где удостоились торжественной церемонии. Слава пришла к нему только после смерти.
12 известных картин
Работы последователей «наивной» живописи несмотря на их простоту, стали мировым достоянием. Картины художников-примитивистов можно увидеть в частных коллекциях, в музеях.
«Сновидение», Анри Руссо
СновидениеАнри Руссо
Художник написал эту работу в 1910 году и дополнил пояснением, чтобы публике был понятен сюжет. На картине изображена обнаженная женщина — Ядвига, которой приснился чудесный сон. В джунглях незнакомец играет на флейте, и все замерли, слушая чудесные звуки. Даже хищники наслаждаются волшебной мелодией.
«Актриса Маргарита», Нико Пиросмани
Актриса МаргаритаНико Пиросмани
На картине изображена в полный рост молодая женщина в простом белом платье с кружевными оборками. В одной руке она держит скромный букет цветов. На заднем фоне — голубое небо и золотые птицы. Ничто не отвлекает внимания зрителя от красоты французской актрисы Маргариты де Севр.
«Индюки», Бабушка Мозес
Американская художница нарисовала жизнь на ферме зимой. Жители занимаются повседневными делами: убирают снег, заготавливают дрова. Но акцент сделан на ловле индюков.
Ловля индейкиБабушка Мозес
Крупные птицы разбегаются в стороны от ярко людей, старающихся собрать их в одном месте. Атмосфера картины погружает зрителя в уютную и спокойную атмосферу зимы.
«Атлет», Камиль Бомбуа
АтлетКамиль Бомбуа
Мировую известность французскому художнику принесли рисунки на тему цирка. В центре картины — атлет, поднимающий тяжелую штангу одной рукой, второй удерживающий гирю. Вокруг него собрались зрители, которым кажется, что это не стоит ему никаких усилий. Атлет тоже выглядит довольным, что смог порадовать публику.
«Два сокола», Мария Примаченко
Два соколаМария Примаченко
В этой работе можно увидеть особенный стиль украинской художницы и влияние русского народного творчества. Для создания рисунка она выбрала яркие, сочные краски. Соколы, расправив крылья, смотрят друг на друга. Птицы разделяет цветок, дополняющий композицию.
«Еврейская Венера», Михаил Ларионов
Художник решил адаптировать известный античный сюжет к современным реалиям. Обнаженная женщина полулежит на подушках, и прикрывается она большим листком. Ее черные волосы убраны в пучок, а из украшений — только маленькие серьги.
Еврейская ВенераМихаил Ларионов
Контрастирует с героиней насыщенные зеленые стены с фотокарточками. Михаил Ларионов показал, как выглядела бы Венера в современной приземленной обстановке.
«Удивленные купальщицы», Камиль Бомбуа
Главные героини картины — две обнаженные молодые женщины, которые решили искупаться в водоеме. Их заметил мужчина, которого Бомбуа изобразил вдалеке. Зритель может увидеть его удивление.
Удивленные купальщицыКамиль Бомбуа
Женщины стесняются своей наготы: на щеках одной из них румянец, взгляд устремлен вниз, а руками она старается прикрыть себя. Вторая изображена со спины, но по опущенной голове зритель понимает, что она испытывает такое же чувство как ее подруга.
«Единорог», Иван Генералич
ЕдинорогИван Генералич
Пожилые крестьяне, муж и жена, зимой стали свидетелем чуда. Ночью они увидели единорога. В зимнем лесу он пытался найти себе пищу. За этим занятием его и заметил крестьянин. Спрятавшись за деревом, он показывает единорога своей жене.
«Заклинательница змей», Анри Руссо
Заклинательница змейАнри Руссо
Художник нарисовал свои любимые джунгли. В тени деревьев стоит девушка. В ее внешности Руссо выделил глаза, которые гипнотизируют зрителя, и добавляют таинственности картине. Она играет на флейте, а вокруг извиваются змеи, очарованные мелодией.
«Кутеж трех князей на лужайке», Нико Пиросмани
Кутеж трех князей на лужайкеНико Пиросмани
Грузинский художник часто рисовал традиционные застолья. Герои его картины — мужчины, одетые в национальную одежду, отдыхающие на природе. На белой скатерти лежит скромная трапеза, а в руках каждого — рог с вином. При взгляде на картину Пиросмани возникает ощущение спокойствия и гармонии.
«Застолье», Бабушка Мозес
ЗастольеБабушка Мозес
Анна Мария рисовала не только людей за фермерскими занятиями. Сюжет этой работы — сельский праздник, на который собралось много гостей. Кто-то готовит на кухне, другие сидят за столом и беседуют, дети бегают по комнате. Бабушка Мозес передала атмосферу праздника, веселой суеты, характерной для застолий.
«Нападение в джунглях», Анри Руссо
Нападение в джунгляхАнри Руссо
Тигр, затаившийся в густых зарослях, готовится к прыжку. По его хищному оскалу, широко раскрытым глазам понятно, что он увидел добычу. И природа тоже находится в предвкушении схватки. Идет тропический ливень, ветер гнет ветки деревьев, сверкает молния. Все детали композиции передают напряжение, скрытую ярость и готовность тигра к борьбе.
Анри Руссо «Спящая цыганка»
Эта картина, на которой художник отступил от тематики тропиков, одно время считалась поддельной и ее авторство приписывали другому мастеру (А. Дерену). Фоном ее является бесплодная пустыня, в центре лежит спящая цыганка, держа в руке мандолину и кувшин. Рядом с ней стоит лев и с любопытством ее обнюхивает. Композиция работы немного странная из-за изображения наклонной плоскости и местоположения действующих лиц (ниже линии горизонта).
Женщина одета в восточный наряд, а окружающие детали пейзажа наделены необычными цветами, что и создает иллюзию сновидения. Вверху висит голубая луна, свет от которой дает ощущение гармонии, существующей между человеком, животным и природой. В изображении использованы различные геометрические фигуры: округлая мандолина, прямой львиный хвост и палка в руке цыганки, волнообразные женские волосы и грива зверя.
За свою нереальную и немного жуткую красоту картина Анри Руссо «Спящая цыганка» (La Bohémienne endormie, 1897) стала культовой в творчестве художника и приобрела статус первой среди сюрреалистических работ. Полотно было выставлено и Руссо хотел продать его мэру г. Лаваля, однако критики и публика не смогли понять и оценить ее при жизни мастера.
Биография Анри Руссо
Анри Руссо родился 21 мая 1844 года в городке Лаваль (департамент Майенн), в семье рабочего. После службы в армии устроился на работу на французскую таможню. Живописью стал заниматься уже в зрелом возрасте, не имея соответствующего образования.
В 1886 году Руссо впервые показывает свои работы широкой публике, участвуя в «Выставке независимых». Уже при жизни в художественном сообществе Франции его высоко ценили за колористическое богатство работ и оригинальные сюжеты (Руссо часто рисует экзотические джунгли, которых он никогда в жизни не видел).
Художник умер от гангрены 2 сентября 1910 года в парижской больнице Неккера (фр.) после того, как поранил себе ногу.
Надгробный барельеф на могиле Анри Руссо выполнил великий французский скульптор румынского происхождения, Константин Брынкуши.
Заключение
Творчество Анри Руссо (1844-1910) стало примером для многих художников, послужило образцом стиля примитивизма и его эстетической ценности для изобразительного искусства. Кропотливая работа мастера и уникальное фантастическое видение природы и взаимоотношений ее с человеком привели в восхищение многих его поклонников, среди которых был Пабло Пикассо и другие знаменитости.
Современные поэты выразили свое восхищение художником, сочинив стихи с рифмой Пикассо-Руссо следующего содержания: «Подари мне, Анри Руссо, детское колесо! Подари, молодой Пикассо, треугольное колесо…».