Перед атакой. Под Плевной (1881)
Огромное четырёх метровое полотно в человеческий рост охватывает момент ожидания начала атаки. Балканская война отличалась особой жестокостью и бездарным командованием. Под Плевной полегло тысячи русских солдат. Верещагин был свидетелем происходящего. Он, рискуя своей жизнью, активно участвовал в боевых действиях. Именно это позволило создать потрясающее по своему психологическому накалу широкомасштабное полотно.
Художник говорил, что, только участвуя в событиях, проливая кровь, узнав холод и голод, можно написать достоверную картину о войне. Поэтому картины Верещагина всегда имели потрясающее влияние на зрителей.
12
Полотна Русской серии
Василий Верещагин. «В Кремле — пожар!» (фрагмент). 1887-1898. Государственный исторический музей, Москва
Василий Верещагин. Наполен на Бородинском поле (фрагмент). 1887-1897. Государственный исторический музей, Москва
Василий Верещагин. Наполеон. Дурные вести из Франции (фрагмент). 1887-1895. Государственный исторический музей, Москва
В 1887 году Верещагин оставил свою мастерскую в Мезон-Лаффите. Чуть позже он расстался с Элизабет Фишер-Рид, женился на Лидии Андреевской и отправился в Россию. Здесь, на окраине Москвы, художник построил дом по собственному проекту.
Через несколько лет Верещагин начал писать картины, посвященные Отечественной войне 1812 года. Всего он создал 20 полотен — сцены битв, пейзажи мест сражений.
В 1893 году Верещагин снова отправился в путешествие, в этот раз — по городам России. Он посетил Ростов Великий, Кострому, Ярославль, города Русского Севера. Здесь Верещагин писал интерьеры деревенских изб, убранства церквей. Художник запечатлел мельчайшие архитектурные детали — резьбу на деревянных колоннах, иконостасах. В серию картин вошли также портреты «незамечательных», обычных людей, а их истории жизни художник издал в сборнике «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей».
От города к городу художник передвигался по рекам и каналам на специальной барке-мастерской. Путевые заметки он опубликовал в книге «На Северной Двине. По деревянным церквам» в Москве в 1896 году.
Смертельно раненый (1873)
Последние мгновения жизни раненного солдата выхвачены художником, как фотографический кадр. Сейчас русский солдат сделает ещё пару шагов, и умрёт на чужой земле. Вокруг разбросано оружие и лежат трупы убитых солдат. Всё происходит в Средней Азии во время колониальных войн России. Ослепительное солнце Туркестана освещает белоснежные рубахи солдат, дым и песок окутывают всё пространство картины.
Эта картина — жестокий укор безжалостности всех войн. Жизни солдат ничего не стоят при этом. Война — это тотальное безжалостное уничтожение людей.
Кстати, о самых красивых картинах мира читайте на нашем сайте most-beauty.ru интересную статью.
7
Цикл полотен «1812 год»
Мастер создал немало батальных полотен о военных сражениях на полях брани 1812 года, когда Наполеон со своей армией двигался на Москву. Вот и здесь видим начало битвы под Бородино, где впереди всех восседает насупленный великий французский полководец. До начала боя, предвкушая решающую победу, он приказал офицерам одеть парадные мундиры. Но на картине просматривается неуверенность и страх главного героя, однако всем своим видом, Бонапарт пытается показать, что он главнокомандующий французской армии и отступать не намерен. Во всем полотне чувствуется ирония живописца, и с этой целью он как бы обезличил образ Наполеона.
Сюжет полотна «Мир во что бы то ни стало!» описывает события, когда великая французская армия после взятия Москвы столкнулись с холодом, голодом и нуждой. И тогда Наполеон решается на мирное предложение русским через маршала Лористона, на какое Кутузов ответил, что не имеет полномочий заключать мировую.
Сочинение по картине В. В. Верещагина «Смертельно раненый»
Это произведение Верещагина было написано в 1873 году. На ней изображен раненый солдат, который старается убежать от пуль и от войны. Дым от пороха, как мне показалось, пытается закрыть солнечный свет, который единственный дает надежду на то, что война когда-нибудь закончится.
По моему мнению, художнику удалось точно передать весь ужал который имеет отношения к войне, на которой каждый сам за себя. Раненый солдат пытается спасти себя пробегая мимо лежащих трупов, а солдат который стоит спиной, не готов прийти на помощь, потому что ему нужно
https://youtube.com/watch?v=Vh5uYfOivVE
спасать в первую очередь свою жизнь. Очень жаль, что беспощадная война забирает много жизней. Ведь у этих людей наверняка дома остались семьи, а может быть и даже дети, которые с нетерпением ждут не только окончания сражений. Но и хоть какой-нибудь вести о том, что их отец или муж жив.
Мне кажется основной идеей написания этого шедевра, было не желание вызвать у нас сострадание к раненому солдату, а в целом оценить человеческую жизнь. Глядя на эту картину мы должны прочувствовать, что нет ничего важнее жизни на земле. И никакие подарки и развлечения не смогут заменить настоящую ценность. Потрёпанная одежда, худощавое
Картина В.В. Верещагина «Смертельно раненый»
Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr `ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru! |
/ Сочинения / Разное / Картины / Картина В.В. Верещагина «Смертельно раненый»
Скачать сочинение |
Тип: Сочинение по картине |
Борясь через искусство с бесчеловечностью войны, сам В.В. Верещагин погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца «Петропавловск» в 1904г. Изображая войну, художник показал, как пороховой дым закрывает солнце, как недоступна штурмуемая крепость, как тяжело будет ее взять, как гибнут русские люди… Творчество Верещагина всегда поражало современников.
Его картины рассказывали русским зрителям о далёких таинственных странах, их народах и обычаях. Отказавшись от привычного парадного изображения войны, Верещагин поведал людям правду об ужасах кровавых военных будней. Можно сказать, что на своих батальных полотнах художник предсказал собственную судьбу. Картина «Смертельно раненный» показывает военное сражение.
При первом же взгляде на полотно появляется ощущение бессмысленности войны. Солдаты гибнут за непонятные им идеи, пули со свистом проносятся над головами бойцов, неприступная стена пугает своей высотой и безразличием. Раненный человек, истекающий кровью, бежит прочь от этого безумия, бросая ружье и уже погибших товарищей.
Автор картины хотел сказать зрителю, что он не видит смысла в войне и не понимает, почему гибнут люди.
Несмотря на трагичность изображаемых событий, Верещагин использует светлые, мягкие тона. Эти цвета доказывают, что в мире, кроме войны, есть много хорошего. Человекоубийству нет места на Земле, среди солнечных лучей и синего неба.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
Ссылки
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — С. 155. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
- https://www.msk-guide.ru/foto_4552.htm
- https://www.hydojnik.ru/Vereshchagin/canvas.php?Author=%C2%E5%F0%E5%F9%E0%E3%E8%ED&namepic=%D1%EC%E5%F0%F2%E5%EB%FC%ED%EE_%F0%E0%ED%E5%ED%FB%E9._1873&canvas=vereshchagin5 (недоступная ссылка)
- https://www.litra.ru/composition/download/coid/00083701184864217600/
- https://blog.i.ua/user/2396607/1051193/
Работы Василия Верещагина |
|
Предложения со словосочетанием СМЕРТЕЛЬНО РАНЕННЫЙ
Стоны умирающих и смертельно раненных раздавались повсюду, вызывая ужас
Вонсмертельно раненный нами по неосторожности гризли, не желая погреть свои бока у нашего костра, отполз в сторону. Это и сила заклинаний исцелялисмертельно раненных , которых помещали в источник
На помощьсмертельно раненному вождю никто не бросился. Его современник, Пушкин, которого никто не заподозрит в недостатке прогрессивных идей, дрался и былсмертельно ранен на дуэли.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: насиживать
— это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Положительное
Отрицательное
Ослушавшись приказа, солдат всё-таки пробрался на передовую и час спустя,смертельно раненный , принёс на себе мёртвого друга. Никто из них случайно не погиб, не был убит хищником или противником,смертельно ранен . Со зверя содрали шкуру, а он,смертельно раненный , убежал в лес. Пушкиным исмертельно ранил его. Отступавшие армии оставлялисмертельно раненных и мёртвых лошадей. Двоихсмертельно ранило в голову; кровь из ран уже не текла.Смертельно раненный зверь успел ударить лапой, снеся мне напрочь правую руку. У старпома снова защемило сердце, как в тот момент, когда он наклонился надсмертельно раненным капитаном.Смертельно ранен бандитами в с. Он ответил мне дерзостью, вследствие чего состоялась дуэль, на которой ясмертельно ранил его шпагой в грудь.Смертельно ранен во время разведки 4 июня 1940 г. Вяземский былсмертельно ранен , а спутники его пробились с большим трудом. Я никогда не относился к тем, кто предпочитает пинатьсмертельно раненного человека, неспособного постоять за себя.Смертельно раненный зверь вынырнул на поверхность и из последних сил повернул к берегу. Вот этот, например, был ужесмертельно ранен в бою с соперником, когда наши охотники нашли его. Я помню человека, который былсмертельно ранен прямо в середину лба. Во время одной из битв он былсмертельно ранен невидимой рукой. Всякий раз вой раздаётся с новой силой, будто в этих тучах кричатсмертельно раненные звери, тоже размером с горы. Огромное саблезубое животное, словно егосмертельно ранили , внезапно отпрыгнуло назад и ударилось о стену. В 14 лет вспыльчивый юный госконец вступился за честь сестры исмертельно ранил на дуэли гвардейского офицера. Но я принадлежу к тем, ктосмертельно ранен двумя великими бедствиями: мировыми войнами и единоличной тиранией. Черняховский былсмертельно ранен осколком под левую лопатку. Император, человек проверенного мужества, продолжал лично ходить в походы, и в 195 г. до н. э. былсмертельно ранен стрелой. Ему было тогда 52 года. Истощив все усилия мужества, наши были отбиты, с значительным уроном, и при этом случаесмертельно ранило самого принца. Роланд, побеждённый, несмотря на геройскую борьбу, врагами,смертельно раненный , думает о своём мече и говорит с ним, как с дорогим сердцу разумным существом. Его рога разбили лобовое стекло автомобиля исмертельно ранили шофёра в шею и голову. Каждый раз, когда новый снаряд, пробив броню, проникал внутрь танка, крики нашихсмертельно раненных танкистов, остававшихся внутри, становились громче. Рухнувшее сооружение вершиной прислонилось к устоявшему зданию и напоминалосмертельно раненного бойца, что из последних сил пытается встать, цепляясь за друга. Но оба его пассажира былисмертельно ранены . Он обманул исмертельно ранил тебя. Бедняга, он былсмертельно ранен и умер прямо на руках кронпринца. Вскоре и он былсмертельно ранен . Другие соколы, большие и сильные, могут причинить маленькому лебедю боль,смертельно ранить его. Однажды быки из стад фермера и богача затеяли драку, и бык землевладельца былсмертельно ранен . Я скажу тебе, почему я бросила сына, который былсмертельно ранен . Успеваю нанести сильный удар по голове гитлеровцу и вместе сосмертельно раненным конём падаю на землю… Вернее,смертельно ранен , хотя бандиты, похоже, считали его убитым, не пристрелили. Один сержант, смертельно раненный, долго держался на воде, пока его кто-то из нас из жалости не прикончил. Ты лежал на земле и горел, к тому же ты былсмертельно ранен . Когда-то, задолго до твоего рождения она излечила одногосмертельно раненного человека. В это время былсмертельно ранен командир танковой роты, охранявшей штаб армии, капитан тов. В том бою былсмертельно ранен и умер командир танкового взвода лейтенант тов.
kartaslov.ru
Известные произведения Верещагина Василия Васильевича
Картину «Смертельно раненный» В. Верещагин написал в 1873 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эта картина связана с обороной Самарканды.
2 июня 1868 года двадцатипятитысячная армия Баба-бека и пятнадцатитысячный отряд киргизов, под руководством Адиля-Дахти, осадили русский гарнизон Самарканда. 658 человек, в числе которых был и прапорщик Верещагин, отступили в цитадель, распложенную у западной стены города.
Настигнутый вражеской пулей, схватившись за грудь, он побежал в круговую по площадке, крича: «Ой, братцы, убили, ой, убили! Ой, смерть моя пришла…» Бедняк ничего уже не слышал, он описал ещё один круг, пошатнулся, упал навзничь, умер. Об этом вспоминал сам художник, а предсмертные слова солдата были воспроизведены им на самодельной раме.
Место действия обозначает жёлтая зубчатая стена на фоне пыльно-синего среднеазиатского неба. Простое среднерусское лицо солдата так загорело, что его уже не отличишь от басурманина. Руки он прижал к груди, пытаясь остановить хлынувшую из раны кровь. Многие из тех «братцев», к кому обращен предсмертный вопль солдата, уже полегли в неравной битве с врагом.
Картина «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» исполнена в 1874-76 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Весною 1874 года в Петербурге Верещагин выставлял свои туркестанские работы. Однако, в официальных кругах его обвинили в «антипатриотических настроениях».
Не надеясь, что государство купит эти работы, Верещагин уезжает в расстроенных чувствах в путешествие по Индии. Тут и был написан «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». Этот великолепный памятник эпохи Великих Моголов был построен Шах-Джаханом в качестве усыпальницы для его любимой жены в середине XVII столетия.
В последствии здесь похоронили и самого Шах-Джахана.
Всего в мавзолее 5 куполов. Центральный купол высотой семьдесят четыре метра. Стены его облицованы полированным белым мрамором, инкрустированным самоцветами.
По углам мавзолея своей жены неутешный Шах-Джахан приказал выстроить четыре минарета. Мавзолей строился около 20 лет, а в строительстве участвовали двадцать тысяч рабочих.
Мавзолей стоит на берегу реки Джамана, самого длинного и полноводного притока Ганга.
Картина «Побеждённые. Панихида» написана русским художником в 1878-79 годах и хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это одна из самых известных картин балканской серии. Верещагин, вместе с братьями, участвовал в балканской войне. Война знаменовала собой освобождение «братьев-славян» он турецкого ига.
Полотно, которое писал художник, по собственным словам, «буквально со слезами на глазах», документально точно отражает результаты сражения под Телишем (1877 год). Русские тогда потеряли 1300 человек.
Сочинение по картине Верещагина Смертельно раненый
Василий Васильевич Верещагин — это известнейший российский художник, который писал свои картины в военной тематике. Своими работами он показывал борьбу против бесчеловечности. Он всегда показывал настоящую картину военных действий, без всяких прикрас. Он не боялся показать правду. Его произведения поражают и замораживают.
На картине «Смертельно раненный» показана очень жестокая и кровопролитная битва. Она была написать в 1873 году. Видно, что изображённая война бессмысленна. Она унесла огромное количество жизней. На полотне показан солдат, который всеми силами пытается спасти свою жизнь. Он бежит мимо лежащих трупов.
Стоящий сзади солдат не может помочь, потому что ему самому необходимо спасаться. Во взгляде бегущего солдата виднеется грусть, печаль и обречённость. Приоткрытый рот просто кричит о помощи. Он судорожно двигается. Солдат изображён в доильно неустойчивой позе, со слегка приподнятой ногой. Поза совсем неестественна.
Это говорит об очень стремительном беге. Это погоня от опасности.
Природа на картине довольно угнетающая. Небо тёмное затянуто дымом. Почва совсем бесплодна. Очень напряжённая атмосфера царит в воздухе.
Наверно, каждого раненого солдата дома ждёт семья, которая безумно ждёт окончания военных действий. Трудно обосновать, что далеко не каждый сможет вернуться. Наверно, ключевой идеей картины являлось не сострадание. Автор хотел показать, что нужно ценить человеческую жизнь, быть благодарным за то, что имеешь.
Смотря на картину, начинаешь понимать что жизнь — это самое главное в мире. По одежде солдатов видно, что люди мало кушают. Они несмотря ни на что защищают свою родину. Хочется верить, что изображённый мужчина всё же сможет выжить. Присутствует небольшая надежда на то, что он сможет преодолеть все мучения.
Солдаты — это обычные люди. Но эти люди способны на многое. Они могут умереть ради своей станы. Они очень мужественны, сильны и великодушны. Каждый из них заслуживает уважения.
Она несёт за собой ужаснейшие последствия. Кучу ни в чём не виновных людей погибают на ней. Конечно, очень хочется, чтобы показанная жестокость оказалась выдумкой, но к сожалению это не так.
Полотно отображает настоящую сторону военных действий.
Другие:
Смертельно раненый
Сейчас читают:
- Сочинение Что такое душевные силы 15.3 рассуждение для 9 класса ОГЭ Душевные силы — это свойство личности стойко преодолевать тяготы и невзгоды, перебороть свои животные инстинкты, уметь прощать, быть готовым протянуть руку помощи слабому. Только такие люди способны стать известными
- Сочинение на тему Мой маленький друг 3 класс Малыш часто просил своих родителей купить ему собаку, он говорил, что без нее ему одиноко, но они почему-то всегда отказывали. Вот и у меня так же получилось.
- Сочинения на тему Рассказ старого учебника 6 класс Конечно же, возникает вопрос: кто я? Я обыкновенный учебник, наверное, самый старый, который можно найти в этой небольшой школьной библиотеке. Если бы я мог говорить, то делал бы это не переставая, ведь у меня так много интересных историй.
- Роль бабушки в жизни Алеши Пешкова сочинение Данное произведение это одна из трех частей написанная знаменитым писателем Горьким. Основной идей данного произведения является то, что писатель в первую очередь хотел рассказать о своем детстве, то как он его проводил, что в нём присутствовало.
- Сочинение рассуждение Крым моя малая Родина У каждого человека есть место, где он родился, где живут его родные и близкие. Для меня таким местом является прекрасный героический город –Севастополь. Его визитной карточкой считается Памятник затопленным кораблям
- Характеристика Мастера в романе Мастер и Маргарита сочинение Пожалуй, самый загадочный и в то же время притязательный роман, написанный в лице – Михаила Булгакова. Он обнесён множеством мифических преданий, некоторые воспринимают его как абстрактное содержание. Это удивительно,
Личная жизнь
В личной жизни художника, насыщенной путешествиями и военными экспедициями, нашлось место любовным отношениям. Живописец дважды состоял в браке. Любопытно, что обе супруги так или иначе были соратницами его творчества. Первая жена – Элизабет Фишер, знакомство с которой состоялось в Мюнхене, помогала писать книги.
Лидия Андреевская в образе медсестры на картине Василия Верещагина «Письмо»
Свадьбу сыграли в 1871-м, а в 1889-м, во время поездки в США, Василий Васильевич увлекся пианисткой Лидией Андреевской, занимавшейся музыкальным сопровождением его выставок. В 1894 году пара связала себя узами брака.
Документальный фильм о Василии Верещагине «Летописец войны»
В союзах у художника родились пятеро детей. Событиям в жизни Верещагина от детских воспоминаний до смерти в хмурых волнах Порт-Артура посвящен документальный фильм «Летописец войны» телеканала «Культура».
Русско-турецкая война 1877—78 годов.
Трагизмом и скорбью пронизано большое полотно «Панихида по убитым», где зритель как бы прощается с убитыми русскими воинами на поле брани, героизмом которых художник всегда восхищался. Историки искусства сопоставляют «Побежденных» Верещагина по идейному содержанию с произведением, пропитанным трагизмом — «Апофеоз войны». Оба этих полотна расцениваются как символ бедствия от войны на земле. Унылость пейзажа, где поле смерти до самого горизонта покрытое телами убитых, над которыми нависло сумрачное небо, создает подавленное и мрачное настроение.
Жизнь этого неординарного мастера кисти воистину удивительна и необыкновенна, она полна приключений, опасностей, трагизма. «С точки зрения ученого, исследователя, историка, военного репортера и только потом уже художника он проникал в самое сердце военных действий. Был не просто наблюдателем, а участником сражений, являясь собой мужественным примером того, каким должен быть настоящий военный репортер — баталист»,- из записок критика В.В. Стасова.
Великий художник-баталист погиб 31 марта 1904 с кистью в руке, когда работал над этюдом с натуры, находясь на флагманском корабле «Петропавловск», ушедшем под воду от взрыва японских мин. Вместе со всеми погиб и командующий русским флотом адмирал С.О. Макаров. Таким образом война унесла жизнь 62-летнего выдающегося художника.
В.В. Верещагин в Порт-Артуре (справа от В.В. Верещагина – главнокомандующий А.Н. Куропаткин)
Когда Россия узнала о страшной гибели Василия Верещагина, в Санкт-Петербурге пресса первой опубликовала короткий никролог:«Весь мир содрогнулся при вести о трагической гибели В. Верещагина, одного из самых горячих поборников идеи мира… Макарова оплакивает вся Россия; Верещагина оплакивает весь мир».
Побеждённые. Панихида (1878–1879)
Страшное, удручающее полотно «Побеждённые. Панихида» известно всему миру, как напоминание о цене, которую приходится платить за развязанные войны и бездарное командование. В городе Телеш произошла битва, стоившая жизней целого полка русских егерей.
Бескрайнее поле уложено ровными рядами обнажённых, наскоро присыпанных землёй, трупов русских солдат. Турки-победители присвоили после бойни не только мундиры погибших, но даже их нижнее бельё. На горизонте надвигается чёрная грозовая туча, сквозь которую пробиваются последние лучики солнечного света. Природа скорбит о погибших.
Полковой священник в траурной ризе служит панихиду, наверное, самую страшную в его жизни. Лицо священника печально и похоже на лик Христа. Эта картина из «Балканской серии» стала гениальным освещением последствий войны.
11
«Смертельно раненный» Верещагина
«Смертельно раненный» — картина, которая одной из первых вспоминается при имени Верещагина. На лице мужчины отражен ужас перед войной, беспощадной и неизбежной.
Живописец, посвятивший творчество художественному документированию военных конфликтов, оставался пацифистом. Показывая страдания простых солдат и контрастную им мирную жизнь, художник хотел дать контраргумент войне и напомнить, что победы даются ценой тысяч жизней.
Сюжет
В разгаре боя крупным планом Верещагин показывает безымянного солдата. Он ранен. Лицо его искажено ужасом и болью. На грани смерти он не думает об отечестве, врагах или необходимости победить. Он страдает. И этот мужчина думает только о том, как спастись.
Такова природа человека. Какими бы ни были пропагандистские лозунги о необходимости сражаться до последней капли крови, непонятна причина. Особенно, когда ты не родной дом защищаешь, а воюешь где-то далеко от дома.
Империя решает свои геополитические задачи за счет простых солдат.
Верещагин как художник, не раз бывавший в эпицентре военных конфликтов, понимал, насколько бессмысленна смерть и конкретно этого мужчины, и его сотоварищей.
«Смертельно раненный» (1873)
Репортажный характер живописи — характерный для Верещагина.
Предвещая прямые включения с места событий и газетные хроники, художник не только изображал то, что видел, в динамике, словно это прямой эфир, но и сопровождал подписями, которые переносили зрителя на место событий.
Так и на этом полотне живописец указал: «Ой убили, братцы! .убили …ой смерть моя пришла…». Такой прием — комментирование — для Верещагина был стандартным. Свои названия и особенные подписи художник оставлял на раме или непосредственно на холсте.
Контекст
«Смертельно раненный» — часть Туркестанской серии, которую Верещагин писал в Мюнхене под впечатлением от увиденного в Средней Азии. «Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу; выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого», — писал он. За два года он создал 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка.
В таком составе серия была показана на первой персональной выставке художника в Хрустальном дворце в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году — в Петербурге и Москве. Художнику пришлось столкнуться с обвинениями и в плагиате, и в очернении русской армии.
Власть была против него, коллеги — Репин, Крамской, Стасов, Ге, Шишкин, Якоби — поддерживали.
Война, по мнению Верещагина, была «отвратительным наростом варварства на цивилизации». Чтобы убедить в этом современников и потомков, художник вновь и вновь отправлялся на поля сражений, чтобы на своих полотнах показать правду. Искусство было для него инструментом для трансляции идей.
«Апофеоз войны» (1871)
На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман. Верещагин не только писал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия IV степени.
Во время Туркестанской кампании Верещагин писал не только батальные полотна, но и мирную жизнь: сутолоку базара, резные минареты, местных жителей. Показывая такие картины, Верещагин открывал зрителям новый мир, на фоне которого война выглядела как недоступная пониманию бессмыслица.
Судьба художника
Василий Верещагин был родом из семьи богатого помещика. Несмотря на желание отца сделать сыновей военными, Василий, хотя и окончил морской кадетский корпус, вышел в отставку, намереваясь стать художником. День, когда сын объявил о своем решении отцу, стал последним в их общении.
Верещагин был точен в деталях. Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. А вот критика и власть обзывали его фотографом. Современники называли Верещагина ужасным, кровавым, жестоким. Сам же художник говорил: «Слезы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, а «умные люди» уверяют, что я холодным умом сочиняю небылицы».
«Торжествуют» (1872)
Верещагин написал несколько серий, по которым становится понятна широкая география его перемещений. Туркестанская, Балканская, Индийская, Японская, «Русский Север», исследование личности Наполеона.
С началом Русско-японской войны Верещагин получил предложение сопровождать вице-адмирала С. О. Макарова. 31 марта 1904 года они, будучи на броненосце «Петропавловск», погибли, когда судно подорвалось на мине.
После удачи (1868)
Путешествие Верещагина по Средней Азии было организовано не просто так. Территориальные войны, которые были в расписании военных кампаний Российской империи, призвали его, как кадрового офицера.
Это первое путешествие в Среднюю Азию стало для художника решающим. Свет увидел потрясающие работы, откровенные, правдивые, без прикрас описывающие ужасы войны. Высшие власти позволяли выставить лишь малую часть картин этой серии, так как многие из них не вписывались в жизнь обывателей.
На картине изображена ужасная сценка торговли головой «уруса». Бравый головорез, стоящий на службе у местного царька, яро торгуются за отрезанную голову погибшего солдата со скупщиком голов. Авось, можно выручить за это деньги.
2
Политики в опиумной лавочке (1870)
Поездка Верещагина в Туркестан была очень плодотворной. Он старался зафиксировать всё, что видел вокруг: быт, нравы, обычаи местных жителей. Картина «Политики в опиумной лавке» наполнена жизненной правдой и чёрным юмором. Она выполнена с фотографической точностью и передаёт массу деталей, которые можно рассматривать часами.
Посетители опиумной лавки — это отбросы общества, которые тратят последние деньги на опиумную затяжку
Грязные, босые, оборванные, в страшных лохмотьях, но как важно они дискутируют! В глаза бросаются их чёрные от грязи ступни. Таких людей не волнует их внешний вид
Это необычное сообщество обсуждает какие-то серьёзные проблемы. О чём они говорят — неизвестно. Видимо, решаются важные мировые проблемы.
4
Апофеоз войны. (1872)
Наиболее известный шедевр Верещагина — «Апофеоз войны», являющееся философским посланием и предупреждением, обращенным в будущее. Пирамида из черепов на фоне странного абстрактного пейзажа, которую Тамерлан возводил каждый раз на покоренных территориях, впечатляет своим идейным смыслом. И что примечательно — эта картина первоначально была названа художником «Торжество Тамерлана».
На раме шедевра художник Верещагин начертал: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
Сила воздействия этого полотна была такова, что один прусский генерал посоветовал императору Александру II «сжечь все военные картины художника, как имеющие самое пагубное влияние». И как следствие: на протяжении 30 лет русские государственные музеи вообще не приобретали работы этого всемирно известного «скандального» художника.