Фреска «Троица» (1427)
Неканоническое изображение распятия в исполнении Мазаччо смотрится несколько необычно. Иллюзия сложного архитектурного фрагмента — настоящий ренессанс, с пониманием форм и перспективы. Огромная шестиметровая фреска изображает Бога Отца, распростёршего свои руки над распятым Христом. Композиция искусно вписана в свод триумфальной древнеримской арки.
Визуальный эффект этой фрески состоит в том, что все фигуры словно вписаны в реальную нишу здания. Множество архитектурных деталей выполнено с идеальной точностью. Учитывая то, что метод написания фрески требовал быстрой, точной работы, художник обладал чрезвычайно высокой работоспособностью и высочайшим качеством живописи. Едва работа была окончена, безвременная кончина прервала путь художника и отняла у мира ещё одного величайшего мастера эпохи Возрождения.
Биография художника
Биография Филиппино Липпи начинается почти с анекдота. Он родился около 1457-1458 годов в тосканском городе Прато, в семье известного художника Фра Филиппо Липпи и Лукреции Бути. Его отец монах (отсюда добавка «Фра») был обласкан фактическим правителем Флоренции Козимо Медичи за свой талант.
Вам будет интересно:Катя Медведева — художник наивной живописи. Биография, личная жизнь, фото
Будучи еще тем ловеласом, несмотря на сан и возраст (около 50 лет), Фра Филиппо уговорил молоденькую хорошенькую послушницу монастыря Лукрецию Бути быть моделью его картины, соблазнил девушку и бросил. Когда у той родился сын, покровитель художника Козимо Медичи, чтобы остепенить своего любимца, заставил его жениться.
Отца художника все называли Фра Филиппо Липпи (в истории искусства известен как Филиппо Липпи Старший), он являлся ярким представителем проторенессанса, имел свою художественную школу. Учеником его был талантливый Сандро Боттичелли.
Вам будет интересно:Что такое постамент и где его можно увидеть?
Филиппино (уменьшительное от Филиппо) Липпи, или просто Филиппино для всех знакомых, (Филиппо Липпи-Младший в истории искусства), рано лишился отца — в двенадцатилетнем возрасте. Грусть в глазах художника отмечена на его автопортрете.
Он учился живописи у Фра Диаманте, развивался далее под влиянием Сандро Боттичелли и произведений отца.
Филиппино Липпи работал во Флоренции, некоторое время провел в Прато, жил и работал в Риме. Умер во Флоренции 18 апреля 1504 года. Похоронен во флорентийской церкви Сан Микеле Бисдомине.
Поклонение (1426)
Эта картина — единственная работа Мазаччо, которая имеет точную дату создания. Об этом свидетельствуют официальные документы. Она является фрагментом большого Пизанского полиптиха, считавшегося утерянным, но к счастью, большая его часть найдена и хранится в музеях. Размер картины небольшой — всего 20×60 см. Работа выполнена на деревянной доске темперой.
Обилие персонажей делают эту прекрасную картину настоящей миниатюрой, иллюстрацией к сюжету о Рождестве Христа. Она изображает поклонение Волхвов, принёсших богатые дары младенцу Иисусу. Длинная процессия выстроилась перед Марией, которая держит на руках новорождённого пухленького младенца. Прекрасные изображения животных дополняют картину, а спокойный по тональности горный пейзаж подтверждает мастерство художника. Лёгкие облачка плывут по ультрамариновому небу. Такого же цвета покров Девы Марии и одного из волхвов. Особое место в картине занимают лошади. Они изображены в разных ракурсах, что придаёт картине динамизм и глубину.
Мазаччо отличался от своих коллег-современников тем, что он единственный умел правильно «поставить» фигуру на плоскость. До Мазаччо фигуры просто висели в пространстве, у него же — все люди стоят на земле.
Основные работы
- Коронование Богородицы (с. 1480) -Tempera на панели, 90,2 × 223 см, Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия
- Мадонна с младенцем, Святой Антоний Падуанский и монах (до 1480 г.) — Температура на дереве, 57 × 41,5 см, Музей изящных искусств , Будапешт
- Тобиас и Ангел (ок. 1480 г.) — Температура на панели, 33 × 23 см, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия
- Портрет старика (1485 г.) — Отдельная фреска, 47 × 38 см, Уффици , Флоренция
- Три ангела с молодым Тобиасом (1485 г.) — Масло на панели, 100 × 127 см, Galleria Sabauda , Турин
- Автопортрет — Отдельная фреска на плоской плитке, 50 × 31 см, Уффици, Флоренция.
- Портрет юноши (ок. 1485 г.) — Вуд, 51 × 35,5 см, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.
- Алтарь Синьории (Pala degli Otto) (1486) — Температура на дереве, 355 × 255 см, Уффици, Флоренция
- Благовещение со св. Фомой и кардиналом Карафой (1488–1493) — Фреска, Санта-Мария-сопра-Минерва , Рим
- Явление Богородицы святому Бернару (1486 г.) — Масло на панели, 210 × 195 см, Церковь Бадиа, Флоренция
- Мадонна с младенцем и святыми (ок. 1488 г.) — масло на дереве, Санто-Спирито, Флоренция
- Святой Иероним (1490-е годы) — масло на дереве, 136 × 71 см, Уффици, Флоренция
- Явление Христа Богородице (ок. 1493 г.) — Масло на панели, 156,1 × 146,7 см, Старая пинакотека , Мюнхен
- Мадонна с младенцем и святыми (1498 г.) — афреска, 239 × 141 × 71 см, Museo Civico, Прато
- Поклонение волхвов (1496 г.) — масло на дереве, Уффици, Флоренция
- Аллегория (ок. 1498 г.) — Масло на дереве, 29 × 22 см, Уффици, Флоренция.
- Аллегория музыки (Эрато) (ок. 1500 г.) — Температура на панели, 61 × 51 см, Государственный музей , Берлин
- Распятие , c. 1501 — темпера на панели, 31,2 × 23,4 см, Museo Civico, Прато
- Мистический брак Святой Екатерины (ок. 1501–1503) — Панель, Базилика Сан-Доменико , Болонья
- Мадонна с младенцем, Святые Стефан и Иоанн Креститель (1502–1503) — темпера на панели, 132 × 118 см, Museo Civico, Прато
- Осаждение (1504 г., закончено Перуджино в 1507 г.) — Масло на панели, 333 × 218 см, Галерея Академии, Флоренция.
Мадонна с младенцем (1426)
Эта картина выполнена темперой на доске из тополя. В те времена эту краску художники создавали сами, растирая натуральные пигменты с яичным желтком и клеем. Изображение получалось бархатным и мягким. Работа отображает стремление мастера выполнить качественный рисунок фигуры с идеальными пропорциями. В ней присущ дух Возрождения.
Великолепно выписанный мраморный трон, на котором восседает Богородица с младенцем — настоящий шедевр. У ног Мадонны пара маленьких ангелов играет на лютнях, а два серафима выглядывают из-за величественного трона. Глубокий синий цвет хитона Мадонны прекрасно сочетается с пурпуром её платья и нежным тельцем младенца. Выразительные складки подчёркивают формы фигуры. Печальный лик Мадонны обращён на младенца Христа, по-детски тянущему пальчики в рот.
Новаторство художника, его эксперименты с формой и цветом подчёркивают его великое мастерство и стремление к идеалу.
Фреска «Крещение неофитов» (1427)
Знаменитая капелла Бранкаччи была расписана фресками Мазаччо. Среди них настоящая жемчужина фресковой живописи — фреска «Крещение неофитов», по мнению most-beauty, заслуживает отдельного внимания. Она посвящена теме деяний Апостолов, и изображает момент из жизни Святого Петра — крещение новых христиан (неофитов). В те времена главным религиозным стилем живописи был готический стиль. Появление первых реалистичных изображений на стенах храма вызвало бурное возмущение церковников — слишком плотскими считались фигуры людей на этой фреске.
Но со временем эта фреска была признана выдающимся художественным шедевром. Из всех фигур, изображённых на фреске, восхищает фигура второго обнажённого молодого человека, она резко выделяется на фоне остальных персонажей. Юноша обхватил себя руками, ожидая своей очереди. По этой позе и можно сразу определить, что человек замёрз. В толпе очередной неофит готовится к крещению, снимает с себя одежду. Появляется временная цепочка событий. Изображение приобретает динамизм. Умение художника достоверно изображать человеческое тело, роскошная цветовая гамма фрески возносят это произведение на уровень мировых шедевров.
Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья о самых красивых фресках Микеланджело Буонаротти.
Возможные причины появления маньеризма
Приезд в Рим резко повлиял на художника не только своими античными шедеврами, но и общим настроением «тревожности», связанной с так называемым «религиозным пожаром». Этот пожар вызвали пламенные речи Джироламо Савонароллы. Он продолжался несколько лет. Мощь этого пожара показывает отречение учителя и друга Филиппино Сандро Боттичелли от своего искусства.
Эта экзальтация тонких натур художников под влиянием религиозных проповедей Савонароллы была неизбежна, а казнь монаха-обличителя за ересь и подавно тяжело и сложно отразилась на их психике. Религиозные терзания и муки, несомненно, стали одной из причин болезненности и надрыва в творчестве Филиппино Липпи.
Творчество художника
Большинство художественных критиков отмечают, что он был менее талантлив, чем его отец. Однако в картинах Филиппино Липпи сохранена странная трогательность и лирическая одухотворенность работ отца, нежность колорита. Похожи и любимые модели художников. Однако если у Фра Филиппо преобладала свойственная лучшим работам кватроченто спокойная величавость, то у сына спокойствие переходит в грусть и беспокойство, тревожность и религиозную экзальтацию.
В фоне его картин на заднем плане напряжение часто подчеркивается грозовыми всполохами, предгрозовыми тучевыми скоплениями. Его произведения более динамичны, даже иногда драматичны. Фигуры на его работах виртуозно сгруппированы, но редко красиво свободны в движении. Это делает Филиппино Липпи типичным представителем маньеризма.
Вам будет интересно:Стасис Красаускас: биография, личная жизнь, творчество
Практически все его картины написаны на религиозные темы, иллюстрируют Ветхий и Новый Заветы. Их сюжеты явно проходят через сердце художника, как и в работах Сандро Боттичелли передают движение, полеты и тоску взволнованной души.
Фреска «Чудо со статиром» (1425-1428)
По мнению многих искусствоведов, эта картина Мазаччо является лучшей его работой. Эта огромная фреска (2×5 м), учитывая время её создания, перешагнула своё время на целое столетие вперёд. Современники этой фрески ещё выполнены в готическом стиле, их плоские, статичные фигуры размещены в безликом двухмерном пространстве. Мазаччо поражал своим неповторимым мастерством изображать объёмные, реалистичные фигуры людей в трёхмерном, живом пространстве.
Сразу бросается в глаза правильная перспектива и чёткие формы архитектурных сооружений. Здания и пейзаж, изображённые на фреске, играют такую же огромную роль, как и прекрасно выполненные фигуры людей. Гармония пространства создаёт полное ощущение реальности происходящего. Яркие и насыщенные цвета фрески преобладают оттенками красного, но нет ощущения пресыщения этим цветом, напротив, он прекрасно вписывается в холодные сине-голубые и бежевые тона горного пейзажа. Складки одежды, тени, отбрасываемые фигурами, делают изображение объёмным, а фигуры реалистичными.
Триптих сан джовенале
В 1424 году первой совместной работой художников стала Мадонна с младенцем и Святой Анной. Предназначенная для церкви Сант-Амброджо, сегодня она хранится в галерее Уффици.
Перед нами три поколения: Дева Мария с младенцем Иисусом и матерью, святой Анной. Мазолино и Мазаччо отступают от своеобразной средневековой традиции изображения этого сюжета, согласно которой Дева Мария сидит на коленях Святой Анны, держа на собственных коленях младенца Иисуса.
Святая Анна становится фоном для изображения Мадонны с младенцем. Этот прием придает всей группе монументальность и торжественность. Пирамидальная композиция как бы заземляет святых персонажей.
Ученым удалось идентифицировать, какие именно фрагменты написаны Мазаччо, а в каких угадывается манера Мазолино. Мазаччо принадлежат фигуры девы Марии, младенца и одного из ангелов, держащих роскошный занавес. Мазолино же создал фигуру Святой Анны и четырех ангелов.
Мадонна Мазаччо неподвижна и задумчива, ее лицо словно выточено при помощи светотени. Ее фигура кажется грузной, грубоватой, лишенной позднеготической грации. Выглядит массивным блоком и младенец Иисус. И все это так не похоже на изящную работу старых мастеров!
А что же Мазолино?Его Святая Анна тоже необычна в своей монументальности. Она уверенно размещается в пространстве, ее лицо смоделировано с учетом того же источника света, что и у Мазаччо, а ее рука, вытянутая вперед, написана с учетом перспективных сокращений.
Кажется, Мазолино очарован новым видением молодого Мазаччо. Он словно теряет себя и свой стиль, подчиняясь революционным идеям. И ему потребуются годы, чтобы вернуться к самому себе.
Что касается ангелов, обрамляющих сцену, то различия в их написании более яркие. Мазаччо создал лишь одного, верхнего справа. Если сравнить его с другими, то нельзя не заметить, сколько в нем силы, движения и огня. Как все тот же источник света освещает его лицо и одежду. И как нежно, тонко и сказочно выглядят при этом типичные воздушные создания Мазолино.
Несмотря на разность взглядов, тандем Мазолино и Мазаччо высоко ценят заказчики. Художники становятся партнерами, у них общая мастерская, они востребованы и интересны.
И вот в 1424 году к Мазолино и Мазаччо обращается купец Феличе Бранкаччи. И начинается самая яркая глава в истории раннего итальянского Возрождения.
Иконографическая программа предусматривала изображения сцен из жизни апостола Петра. Возможно, таким было желание заказчика. Феличе Бранкаччи — представитель флорентийской республики, посол и купец, его интересы были сосредоточены на море и мореплавании. Так фигура Святого Петра, земная жизнь которого также была неразрывна связана с морем, имела для него особое значение.
Капелла Бранкаччи сохранилась до наших дней существенно перестроенной. Изначально фрески Мазолино и Мазаччо располагались на трех регистрах. В XVIII веке в ходе перестройки капеллы были уничтожены фрески верхнего регистра и потолок с изображенными на нем евангелистами.
Капелла Бранкаччи стала источником вдохновения для художников, местом поклонения для флорентийцев и предметом бесконечного изучения для искусствоведов и историков.
Мазолино и Мазаччо работают бок о бок на строительных лесах, каждый в своем стиле. Между ними нет соперничества, но есть дружба и уважение.
В прекрасном саду Мазолино создает мягкие и поэтичные образы. Его Адам и Ева сказочны и гармоничны. Их неопределенные жесты задают сладостный и спокойный ритм. Их обнаженные тела элегантны, абстрактны и нереалистичны, они словно подвешены в воздухе и окутаны золотой дымкой. Их прекрасные лица созданы без всякого участия света и тени. Они не выражают никаких чувств, а лишь услаждают глаз.
Живопись Мазаччо — это реалистичная и насыщенная проза. Сцена, представленная зрителям, поистине драматична. Среди бесприютной и пустынной местности в ярком и безжалостном свете видим мы Адама и Еву, объятых ужасом и отчаянием. Они изгнаны из рая, их преследует неумолимый ангел с мечом.
Если Адам и Ева Мазолино как бы подвешены в воздухе, то у Мазаччо они уверенно идут по земле. Джорджо Вазари писал об этом: «Именно Мазаччо положил начало прекрасным позам, движениям, порывам и живости, а также рельефности поистине настоящей и естественной, чего до него никогда еще не делал ни один живописец
Обладая величайшей рассудительностью, он обратил внимание на то, что все те фигуры, у которых ступни ног не ступали на землю и не сокращались, а стояли на цыпочках, лишены всякого достоинства и манеры в самом существенном и что те, кто так их изображает, обнаруживают непонимание сокращений»
Самые знаменитые картины Мазаччо
Основоположник живописи эпохи Ренессанса, мастер флорентийской школы, Мазаччо (настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди) родился в 1401 году в семье мастера по изготовлению и росписи сундуков. С раннего возраста мальчик привлекался к семейному делу, где его талант был замечен отцом и дедом. Переехав во Флоренцию, из-за смерти отца, а потом отчима, стал главным кормильцем большой семьи. Его художественный талант был замечен ведущими художниками Мазолино, Донателло и Брунеллески. Обучение, сотрудничество с этими великими мастерами вывели талант Мазаччо на самый высокий уровень. Неприглядное прозвище Мазаччо (Грязнуля) художник получил из-за полной отдачи своей жизни живописи. Его не интересовало ничего, кроме красок и работы.
Список используемой литературы
- Даниэль Арасс, «Человек в перспективе — примитивы Италии» , Париж, Хазан,2008 г., 336 с. ( ISBN 978-2-7541-0272-8 ).
- (де) Фриц Кнапп, Пьеро ди Козимо: sein Leben und seine Werke , Halle AS: W. Knapp, 1898.
- Уго Хаберфельд, Пьеро ди Козимо , Бреслау: Buchdruckerei Р. Галле, 1900.
- (оно) Мина Баччи, Пьеро ди Козимо , Милан, Браманте, 1966 год.
- В свете Вермеера , Париж, Musée de l’Orangerie, 24 сентября — 28 ноября 1966 г. ( Сент-Мари-Мадлен , Рим , Galleria Nazionale d’Arte Antica ), 1966 г.
- (оно) Мина Баччи, Полная опера Пьеро ди Козимо , Милан, Риццоли, 1976.
- Ален Жуффруа, Пьеро ди Козимо: ou la forêt sacrilège , Париж: Р. Лаффон, 1982.
- (ru) Джеймс Х. Бек, Истоки Пьеро ди Козимо , Источник , т. IV, № 4, лето 1985 г., стр. 9-14 .
- (en) Шарон Фермор, Пьеро ди Козимо: фантастика, изобретения и фантазии , Лондон: книги Reaktion, 1993.
- (it) Анна Форлани Темпести и Елена Капретти, Пьеро Ди Козимо , Париж: Изд. дю Фелен, 1996.
- (it) Лаура Каваццини, Un documento ritrovato e qualche osservazione sul percorso di Piero di Cosimo , Prospettiva , n ° 87-88 (июль-октябрь 1997 г.), стр. 125-132 .
- (it) Луиза Секки Таруги, Le bizzarrie pittoriche di Piero di Cosimo , Disarmonia bruttezza e bizzarria nel Rinascimento: atti del VII convgno internazionale , (Chianciano-Pienza, 17-20 luglio 1995), Florence, F. Cesati, 1998.
- (en) Кэтрин Уистлер и Дэвид Бомфорд, Лесной пожар Пьеро ди Козимо , Оксфорд: Музей Эшмола, 1999.
- (ru) Деннис Геронимус, Дата рождения, ранние годы и карьера Пьеро ди Козимо , Бюллетень по искусству , т. 82, n ° 1, март 2000 г., стр. 164-170 .
- (ru) Луи Александр Вальдман, Факт, вымысел, слухи: заметки о жизни Пьеро ди Козимо Вазари , Art bulletin , vol. 82, № 1 марта 2000 г., стр. 171-179 .
- (ru) Деннис Джеронимус, Пьеро ди Козимо: видения прекрасные и странные , Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2006.
- (it) Мауриция Тазартес, Пьеро ди Козимо: Ingegno Astratto e Difforme , Флоренция, Мауро Пальяи, 2010.
- Джорджио Вазари, Жизнь лучших художников, скульпторов и архитекторов , Арль, Actes Sud,Сентябрь 2005 г.( ISBN 978-2-7427-5359-8 ) , Пьеро ди Козимо, Книга V, стр.84.
- (it) Джорджо Вазари , Le vite de ‘più eccellenti pittori, scultori e architettori , Giunti, Firenze 1568.
- (оно) Г. Пуделко, Пьеро ди Козимо, причудливый художник , в «Минотавре», 1938 год.
- (оно) Федерико Зери , Риведендо Пьеро ди Козимо , в «Идеале», 1959.
- (it) Джулио Карло Арган, Storia dell’arte italiana , Флоренция, 1968 г.
- (it) Эрвин Панофски, Studi di iconologia , Турин, 1975.
- (it) Сильвия Малагуцци, Пьеро ди Козимо , Art e Dossier n. 262, Джунти Эдиторе, Флоренция — Милан, 2010 г.
- Стефано Дзуффи ( пер. С итальянского), Le Portrait , Paris, Gallimard ,2001 г., 304 с. ( ISBN 2-07-011700-6 ) , стр.239.
Дань «мелочам» на картинах художника
При описании работ своего современника Джорджо Вазари восхищается не его манерой или профессионализмом, а его знанием античного быта. И действительно, в своих работах Филиппино в чрезмерно больших количествах вводит детали, заимствованные у различных античных саркофагов и медалей, старинных монет, орнаментов, у декора античных зданий и ваз.
Эти детали – дань моде того времени, и на взгляд людей 20-го и 21-го веков совсем не украшают изображение, а являют зрителям просто маниакальную коллекционерскую страсть Филиппино к редкостным старинным предметам. Это тоже следствие маньеризма, провозвестника вычурности готических украшений или переизбытка роскоши и сумбурности в будущем стиле барокко (рококо).
Автопортрет
Находящийся в Лондонской национальной галерее «Автопортрет» (на главном фото) выполнен ясными и чистыми тонами красок, не мешающих рассмотрению личности изображенного художника.
Портрет настолько реалистичен, что, кажется, начинаешь понимать даже мысли человека. Сказать, что глаза на портрете грустные – ничего не сказать. Грусть поселилась в них давно, т. к. сирота есть сирота. Да и Сандро Боттичелли, судя по описаниям современников, вряд ли был слишком ласков, хотя как учитель он очень многое дал мальчику.
Первое, что бросается в глаза на автопортрете художника – гордость в повороте головы, сомкнутых губах и глубине глаз с голубыми белками. Смуглый художник кажется несколько диковатым и угрюмым. Во взгляде проскальзывает вызов к зрителю: «Ну что тебе нужно?» Когда встречаешь такой взгляд, хочется отвернуться, чтобы не смущать его владельца. Если сравнивать героев «Ромео и Джульетты», на портрете изображен скорее Меркуцио, а не Ромео.
Мощная шея Филиппино — дань необходимости выжить в то неспокойное время, когда жил художник. Эпидемии и войны, религиозные взрывы и дворцовые перевороты, нищета и изысканная роскошь, существующие бок о бок, заставляли мужчин постоянно быть готовыми к стычкам, носить оружие и суметь отразить нападение. Но горячность на портрете смягчена способностью мыслить, чувствовать красоту и запечатлевать ее для потомков.
Автопортрет является одним из украшений галереи, как и другая известная работа Филиппино — «Мадонна с предстоящими ей святыми Иеронимом и Домиником».
Работы художника из собрания Берлинской картинной галереи
Станковые произведения мастера не особенно многочисленны, хотя и встречаются в церквях Флоренции. Часть из них вывезена и экспонируется в художественных музеях Европы и Америки. Так, Берлинской картинной галерее принадлежит работа «Аллегория музыки» (второе название — «Эрато»). Эта картина, несмотря на все свои видимые достоинства, часто подвергается критике, особенно со стороны молодежи за непонятность аллегории и недостаточный профессионализм по сравнению с работами Тициана, который представлен в этой же галерее очень широко.
Множество работ других представителей итальянского Возрождения от художников проторенессанса до создателей творений высокого и позднего Возрождения также представлены в Берлинской картинной галерее.
ТоммазоМазаччо
Томмазо Мазаччо – полное имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (21 декабря 1401, Сан Джованни Вальдарно, Тоскана —1428, Рим) — прославленный живописец эпохи раннего Возрождения, один из реформаторов живописи, мастер флорентийской школы.
Особенности творчества художника Томмазо Мазаччо: Отвергая царящие в искусстве того времени лиризм и условности поздней готики, Мазаччо, как и его учителя – скульптор Донателло и архитектор Брунеллески – в своем творчестве приветствовал реализм и натурализм. Искусство Древнего Рима и раннее христианское искусство были для Мазаччо предметом изучения и интерпретации приемов древних мастеров в собственных работах. Как писал итальянский философ-гуманист Кристофоро Ландино, Мазаччо «был полон жадного интереса к земному миру, к его познанию и утверждению его величия, выступая как выразитель стихийно-материалистических форм раннеренессансного пантеизма». Мазаччо прожил очень короткую жизнь – художник скончался в возрасте 27 лет.
Известные картины художника Томмазо Мазаччо : фрески в капелле Бранкаччи (Флоренция), в том числе «Чудо со статиром (Подать)», «Изгнание из рая», «Крещение неофитов»; алтарная картина для капеллы св. Юлиана в церкви Санта Мария дель Кармине (Пиза) (1426) – так называемый Пизанский полиптих; картина «Распятие» (1426).
Томмазо родился в небольшом городке Сан-Джованни-Вальдарно, расположенном неподалеку от Флоренции. Известно, что дед мальчика занимался изготовлением и росписью сундуков «кассоне» – традиционной мебели тех времен. После смерти отца, а позже – и отчима, на попечении Мазаччо остались мать, две сестры и младший брат, который тоже стал художником и, по-видимому, продолжил дело деда. Прозвище свое – «Мазаччо» (что в переводе означает «тот, что промахивается, мазила») юный художник получил за свою одержимость рисованием. Когда он писал – ничто больше не интересовало Томмазо, он погружался в работу с головой и часто использовал одежду в качестве тряпки для вытирания кистей. Рассеянность дополнялась мягким, добрым нравом и беспечностью. Учился Томмазо в живописных мастерских Биччи ди Лоренцо, благоговел перед Джотто, вопросам перспективы его обучал архитектор Брунеллески, а работе с натурой – скульптор Донателло.
Аккумулируя знания, полученные у лучших мастеров, Мазаччо выработал свой собственный узнаваемый стиль. Вместе с Донателло и Брунеллески Мазаччо возглавил перспективное реалистическое направление во флорентийском искусстве. В ранних живописных произведениях Мазаччо уже видна работа над основными задачами композиции, перспективы и пропорций человеческого тела, которые активно будут разрабатываться художниками эпохи Возрождения.
Самое раннее произведение Мазаччо, дошедшее до наших дней – картина «Мадонна с младенцем и Св.Анна», написанная 19-летним художником для церкви Сант Амброджио в 1420 (по другим данным – в 1424 году). Однако первым достоверным произведением художника считается алтарный триптих в небольшой церкви Сан Джовенале, расположенной недалеко от городка Сан Джованни Вальдарно, где родился художник, и написанный в 1422 году.
В возрасте 21 года Мазаччо был принят в цех медиков и аптекарей, куда также принимали людей искусства. Три года спустя, в 1424 году, художника приняли в Гильдию Святого Луки – цеховое объединение художников, скульпторов и печатников. Членство в Гильдии позволяло открыть собственную мастерскую и набрать учеников, а также гарантировало занятость и исключало конкуренцию со стороны заезжих мастеров.
Самые яркие и известные работы Мазаччо – шесть фресок, которыми расписана капелла Бранкаччи во Флоренции. Работу над фресками начал художник Мазолино да Паникале в 1424 году, несколько позже к нему присоединился Мазаччо, а через несколько лет после его кончины завершил работу над росписью капеллы Филиппино Липпи. Дружба и совместные работы Мазаччо и Мазолино по сей день вызывают споры в среде искусствоведов, которые пытаются точно атрибутировать некоторые произведения, созданные этими художниками.
В 1428 году, ставшему для Мазаччо последним в его жизни, художник по приглашению своего друга Мазолино отправился в Рим – работать над полиптихом для церкви Санта Мария Маджоре. Он успел начать лишь левую створку алтаря – заканчивать работу Мазолино пришлось в одиночестве.
Наследие Мазаччо, умершего в расцвете карьеры, на пике славы, оказало огромное влияние на европейскую живопись. Благодаря революционным приемам, которые художник использовал в своем творчестве, его произведения стали буквально «программными» для многих поколений мастеров, в том числе для Рафаэля и Микеланджело.
Рождество (год создания неизвестен)
Эта работа является лицевой частью Берлинского тондо, выполненного темперой по дереву. Диаметр картины 56 см. Это специфическая вещь, поднос, его дарили женщине в честь рождения ребёнка. Лицевая часть подноса изображает Рождество, а тыльная сторона украшена изображением ангела, играющего с собакой.
Рождество — сложная композиция, изобилующая различными фигурами, архитектурными деталями, с использованием перспективы. Небольшие размеры и монументальность картины делают её настоящим шедевром ренессанса. Обстановка и костюмы героев соответствуют времени художника. Очень красочная и яркая картина выполнена с величайшим мастерством.