Интересные факты о картине «звездная ночь» винсента ван гога

Загадки картины

Но если с местом написания картины всё ясно, то вопросы вызывает пейзаж, представленный на полотне. По мнению искусствоведов, расположение построек и деревьев не соответствует виду из окна больницы, где лечился Ван Гог. Более того, нельзя определить, какие созвездия изображены на картине. Возникает такое впечатление, что художник умышленно ушёл от определённого места, стараясь отобразить пейзаж, что одинаково подходил бы как для южных, так и северных стран Европы.

Конечно, особое внимание на полотне привлекает само небо. Удивительным образом Ван Гогу удалось передать некую синхронность в движении звёзд

Он намеренно сделал светила увеличенными, чтобы продемонстрировать яркое сияние, исходящее от них. Особенно гармоничной мне кажется луна. Спиральные завитки, из которых состоит ночной небосвод, невольно навевают мысли о бесконечности Вселенной и постоянном движении в ней.

Прованс, творческая коммуна и психическое расстройство: «‎Человек без уха» (1888-1889)

В 1888 году Ван Гог, страдающий от злоупотребления абсентом и сигаретами, переехал в прованский городок Арль. В его голове крутилась идея: творческое сообщество! Что может быть прекраснее коммуны художников? Они будут вдохновлять друг друга и вместе создавать величайшие произведения! Винсент даже начал обставлять небольшой жёлтый дом, который должен был стать центром творческой ячейки. Для этого он написал такие картины, как «Ваза с двенадцатью подсолнухами», «Кафе на террасе ночью», «Звездная ночь над Роной», «Ночное кафе».

В это время художник освободился от влияния импрессионистов-парижан и начал вырабатывать самобытный стиль: яркость, экспрессивность, насыщенность. Он работал не покладая рук и чувствовал творческий подъём, проводя за мольбертом сутки напролёт. Именно этот период стал самым плодотворным в его творчестве: Винсент написал больше 200 картин за два года.

Винсент признавался своему другу Полю Гогену: «Даже во время работы я не перестаю думать про создание студии, где мы с тобой могли бы быть постоянными обитателями и которая была бы приютом и убежищем для наших приятелей в моменты, когда они оказываются в творческом тупике». Гоген, который тоже разочаровался в атмосфере Парижа, поддался на уговоры и приехал в Арль осенью 1888 года.

Жёлтый дом, 1888

Поначалу ничто не предвещало беды — друзья вместе рисовали, строили планы и много гуляли. Тем не менее скоро начались ссоры: Ван Гог с обожанием относился к приятелю и хотел такого же обращения к себе, но Поль Гоген, будучи от природы высокомерным и заносчивым, считал себя главным и не хотел сотрудничать на равных. Кажется, Винсент чувствовал ещё не озвученное желание друга уехать.

Точные детали проишествия неизвестны, но после нескольких дней, когда художники были заперты в доме из-за ливней, Ван Гог бросился с бритвой на Гогена. После ссоры Винсент вернулся к себе, где у него, вероятно, случился приступ, во время которого он отрезал себе то ли мочку, то ли всю ушную раковину в надежде искупить свою вину перед другом. Потом он завернул ухо в бумагу и отнёс его в ближайший бордель, чтобы знакомая девушка передала его Гогену, который, конечно же, к тому моменту уже покинул Арль.

Винсента поместили в больницу, где ему поставили диагноз «острая мания с общим бредом». Почти сразу же примчался взволнованный Тео. После выписки Ван Гог вернулся в свой Жёлтый дом, продолжил работу и утверждал, что чувствует себя полностью здоровым. Интересно, что возобновилась переписка с Гогеном: Винсент писал ему много и часто, но Поль, если и отвечал, то довольно сухо и сдержано.

Однако психическое расстройство не отступало: художник страдал от бессонницы, галлюцинаций и мании преследования. Вскоре стали повторяться приступы, во время которых он не узнавал лечащих врачей и бредил. Начались разговоры о его переводе в другую больницу. Ситуацию усугублял тот факт, что жители Арля написали петицию, где называли Ван Гога сумасшедшим, и требовали его изоляции.

Канал с прачками, 1888 Вспаханное поле и пахарь, 1889, частная коллекция

В моменты ясности Ван Гог продолжал создавать картины. Именно в это время Ван Гог выработал свою узнаваемую технику рисования: витиеватые закрученные мазки.

Винсент начал осознавать свою болезнь и то, что ему необходим специальный уход: «Меня немного утешает, что я начинаю относиться к безумию как к любой обычной болезни и принимать вещи таковыми, какие они есть. Во время же кризисов мне казалось, что всё, что я себе навыдумывал, было реальностью». Он попросил Тео помочь с переводом в Сент-Реми, лечебницу в бывшем монастыре. Ван Гог планировал задержаться на пару-тройку месяцев, чтобы поправить здоровье, а дальше пойти на военную службу — ему нужны дисциплина и строгое руководство, ко всему он смог бы наконец перестать обременять Тео денежными расходами.

Процесс написания картины

Техника

Особенностью техники, в которой работал Ван Гог, является ярко выраженная пастозность мазков. Такой эффект достигается за счет минимального использования разбавителя.

Разбавитель нам нужен будет лишь для того что бы очистить (помыть) кисти от краски, после чего кисть вытираем тряпкой и уже на сухую кисть набираем нужную нам краску.

Подмалевок

Разбавитель в этой картине мы используем лишь для нанесения подмалевка — синего фона. Делаем смесь консистенции жидкой сметаны: синей ФЦ с белилами, и ультрамарина с белилами. Широкой кистью попеременно и хаотично наносим эти смеси на холст, закрашиваем холст полностью. Для нанесения фоновой краски можно в разбавитель добавить даммарный лак — так краска будет быстрее сохнуть.

Далее намечаем основные объекты картины: линию горизонта, холмы, кусты, кипарис, домики в деревне, направление вихрей на небе, место расположения звезд и луны. Разметку эскиза производим тонкой кистью густыми белилами или голубой ФЦ.

Если на глаз не получается точно и правильно нанести эскиз, соблюдать правильные пропорции и месторасположения основных объектов: замеряйте каждый из объектов (или расстояние между ними) кистью, и сразу пропорционально переносите этот замер на холст. Пользуйтесь кистью, как линейкой.

Штриховка

После того, как разметили все основные детали композиции, приступаем к самому интересному этапу работы — будем учиться «штриховать» кистью и масляными красками.

Ван Гог был самым настоящим мастером в этом, он делал прекрасные рисунки карандашом, используя самые необыкновенные виды штриха. Прерывистые пастозные мазки-штрихи кистью — это основной прием, которому мы должны научиться в процессе работы над этой картиной.

Штриховка картины «Звездная ночь»

Чтобы задать правильный ритм этой необыкновенной композиции, сначала стоит внимательно приглядеться и понаблюдать за направлением течения мазков. Особенно это касается той части картины, где изображено небо. Отмечаем для себя форму и направления вихреобразных потоков на звездном небе и соответственно налагаем пастозными мазками краску.

Звезды и луна

Также внимательно присмотритесь к звездам и луне, тому как показан центр этих светил и, как изображен исходящий от них свет. Вокруг ночных небесных светил мы видим прерывистые и очень пастозные мазки кадмия желтого, или кадмия желтого с белилами, для четких очертаний — немножко сиены натуральной. В некоторых местах к этим желтым мазкам подмешана «зеленца», которая возникла в следствии слабого смешивания желтого с синим цветом подкладки.

Холмы

Под звездным небом у нас лежат холмы, деревья, кустарники и небольшая деревня. При написании этих объектов, сначала стоит четко разметить их форму и размеры. Делаем это синей ФЦ с примесью сажи газовой, тонкой кистью. После того, как все точно и четко разметили закрашиваем, как в детской раскраске все домики нужными цветами и оттенками. Свет, исходящий из окон домов пишем пастозным слоем белил с кадмием желтым.

Обращаем внимание на холмы, им также присуща ритмичность мазка. Цвет и форму этим холмам придают штриховательные мазки темно-синего, голубого цвета и белил

Кипарис

Для написания кустарников используем виридоновую зеленую, кадмий желтый и умбру жженую.

Большой ветвистый кипарис на переднем плане пишем смесью нескольких красок, которые дают разные оттенки и некую грязцу. Сначала, на том месте где будет располагается кипарис, делаем более темный подмалевок чистой зеленой виридоновой. Дальше, для написания ветвей используем: смесь виридоновой зеленой с умброй жженой, синий ФЦ, сиену натуральную.

Уточнения

На последнем этапе уточняем все объекты, их форму, четкие контуры (если нужно), добавляем пастозного яркого света звездам и луне, уточняем цвет мазков на небе.

Копия «Звездной ночи» Винсента Ван Гога

Писать эту картину вы можете в один сеанс — именно так, судя по всему, это и делал Винсент Ван Гог. Если за один сеанс написать не удается, разбейта работу на несколько сеансов. Можно начать писать картину вечером, а утром на другой день закончить — это весьма удобно поскольку, краска подмалевка и первоначального эскиза успеет немного подсохнуть.

РАННИЕ СТРАНСТВИЯ

Когда в 1880 году Ван Гог только начинал сой творческий путь, он намеривался стать сельским художником, пишущим жизнь самых обычных людей. В то время это направление в искусстве было модным, а одного из наиболее ярких его представителей можно считать французского художника Жана-Франсуа Милле, умершего в 1875 году.

Работы Милле были хорошо известны Ван Гогу по гравюрам (многие из них прошли через его руки, когда он работал в фирме, торгующей произведениями искусства). В самом начале своей творческой деятельности художник прошел пешком около 80 километров от Боринажа до Курьера, деревушки на севере Франции, чтобы посетить Жюля Бретона, одного из наиболее известных последователей Милле. Однако при встречи Ван Гог был разочарован тем, что Бретон, изображающий сцены тяжелого крестьянского труда, сам живет в достатке и комфорте. Такое отношение было характерно для Ван Гога, всегда писавшего свои картины кровью сердца.

Хотя Винсент иногда занимался копированием работ других художников, что составляло часть его учёбы, сам он всегда стремился к тому, чтобы отражать на полотне реальную жизнь без прикрас, такой, какой она представала перед его глазами. Его никогда не интересовали вымышленные сюжеты. В 1885 году он писал: «Изображать крестьянскую жизнь — трудная задача, но я не прощу себе, если не попытаюсь сделать так, чтобы мои картины заставляли зрителя всерьёз задуматься». Действительно, до переезда художника в Париж в 1886 году основными персонажами его картин, написанных во время «голландского периода», были крестьяне и ткачи, он воспроизводил сельские сцены и ландшафты.

Иногда Ван Гог платил немного денег местным жителям, приходившим позировать для его картин, и всегда был огорчён тем, что крестьяне надевают для этого свои лучшие выходные платья, в то время как ему хотелось запечатлеть их такими какими они были в повседневной жизни, «в рубищах и заплатках». Чтобы персонажи его картин выглядели более естественно, он даже собирал старую одежду, в которой обычно ходили крестьяне, рыбаки и другой рабочий люд.

Рисунки

Первая половина творческой жизни Ван Гога в основном была посвящена рисунку. В этом жанре он добился огромных успехов и по справедливости может считаться не только одним из величайших художников, но и выдающимся рисовальщиком XIX века. В ранних работах Ван Гог экспериментировал с разными материалами, включая плотничьи карандаши и черные восковые мелки для литографий. Именно они способствовали выработке раннего стиля Ван Гога — с твёрдым, порой даже жестким, штрихом. Образцом такого раннего рисунка может служить «Женщина, чистящая картофель», 1882 года.

Часто художник рисовал, одновременно используя различные материалы, например, пастель, гуашь, чернила и карандаш. благодаря этому его рисунки обычно приобретали мощь и отображали мрачное настроение, однако порой выглядели неестественными.

По мере того как росло мастерство художника, его штрих стал более быстрым и отрывистым, оживлявшим рисунок. Эту новую технику демонстрирует рисунок Ван Гога «Крестьянка, собирающая колос», 1885 года.

Влияние японского искусства

Японские эстампы стали источником вдохновения для целого ряда художников-авангардистов, работавших в конце XIX века. Впервые Ван Гог упоминает о них в своих письмах, написанных зимой 1885-1886 годов, но сильное влияние японской гравюры на манеру художника начинает просматриваться только с 1887 года, то есть после переезда Ван Гога в Париж. Такие эстампы были очень доступны и дешевы, поэтому художнику удалось собрать коллекцию, состоящую приблизительно из 200 работ. Он использовал их для украшения стен своей комнаты, а в марте 1887 года даже устроил выставку японских эстампов в кафе «Тамбурин».

Эти прозрачные по цвету и радостные по настроению картинки привлекли Ван Гога тем, что помогали ему расслабиться и хотя бы на время забыть о тяготах повседневной жизни. Именно японские гравюры вдохновили художника на использование в своих картинах более ярких цветов и сглаженных форм, однако ему, в отличие от других, удалось удержаться от соблазна использовать характерные для японской живописи высокие ракурсы и спонтанность рисунка, казавшиеся столь привлекательными большинству его современников. В этюде, под названием «Куртизанка», прослеживается влияние работы Кесаи Эйсена, помещенной на обложке майского номера журнала «Пари Иллостре» за 1886 год.

Написание «Звёздной ночи»

Творческое наследие Ван Гога крайне велико, однако особое место в нём занимает полотно «Звёздная ночь», загадочное и непостижимое. Замысел о создании этого творения возник у Ван Гога достаточно рано.

В своей переписке с братом он отмечает, что изобразить звёзды в небе может тот, у кого недостаточно веры, явно указывая на себя. Также он говорит, что звёзды всегда помогали ему мечтать, уводя за собой в немыслимые дали. Известный шедевр был написан в больнице для душевнобольных в Сен-Реми-де-Прованс в 1889 году.

С картины мы словно можем перенестись в то время, взглянув на всё глазами художника. Ван Гог в письмах рассказывает, что из восточного окна его больничной студии видно поле, над которым каждый день поднимается живописный рассвет. Однако сам мастер решил изобразить ночное время, которое особенно любил.

Что интересно, «звёздной ночи» предшествовала картина «Звёздная ночь над Роной», где Ван Гог тоже старался отобразить красоту любимого времени суток. Вот только о менее известном полотне сам мастер отзывался в неодобрительной форме. По его словам, он не смог передать чарующего очарования ночи и звёздного неба. На мой взгляд, творение «Звёздная ночь» помогло автору справиться с психическими проблемами, вернуть покой своей измученной душе, став своего рода лекарством.

«Звёздная ночь над Роной» Винсент Ван Гог

Расцвет творчества

Когда он работал в Дренте у него уже очень хорошо, даже необычно хорошо для того времени, получались работы с перспективой, это видно по акварельной работе «Крыши», в которой все выполнено максимально точно. А вот люди получались совсем плохо, работы с ними были неудачными, а сами люди казались неуклюжими.

В.Ван Гог.Крыши.Вид из мастерской.1882 г.

Не смотря ни на что Винсент решительно не считал себя пейзажистом. Художник предпочитал рисовать людей, и с каждым разом это выходило лучше и лучше, если углубляться в смысл – более поэтичнее.

В.Ван Гог.Вид на море в Схевенингене.1882 г.

в Париже (1886-1888 гг.)

Потом Ван Гог в феврале 1886 года переезжает в Париж. Здесь через брата Тео, продавца картин, знакомится со многими известными художниками– Анри де Тулуз-Лотреком, Полем Гогеном, Арманом Гийоменом, Эмилем Бернаром, Эдгаром Дега, Камилем Писсаро, Луи Анетеном. Но несмотря на это Ван Гог так и не смог продать свои картины, за всю свою жизнь продав лишь одну – «Красные виноградники».

В.Ван Гог.Красные виноградники в Арле. 1888 г.В.Ван Гог.Пара обуви (Башмаки).1887 г.

Весь этот год художник активно развивается, благодаря новым знакомствам он узнает много нового о живописи. Но уже к концу 1888 года начинает активно интересоваться японскими цветными гравюрами.

Во время всего своего творческого пути Винсент пробует, наверное, все возможные техники и материалы. Время проживания Винсента в Париже, столице Франции становится временем его формирования как художника. Ван Гог создает серии автопортретов, портретов, пейзажей, натюрмортов. Среди них- картины «Подсолнухи», которые задумывались как «симфония желтого и синего».

В.Ван Гог. Два срезанных подсолнуха.1887 гВ.Ван Гог.Огороды на Монмартре.1887 г.В.Ван Гог.Автопортрет с японской гравюрой.1887 г.

в Арле (1888-1889 гг.)

В феврале 1888 года Ван Гог переезжает из столицы на юг страны– в  Арль.  В новом городе стиль написания картин снова меняется. Теперь его работы стали более красочными и необычайно контрастными. В этот период художник создал другую серию известных картин с подсолнухами. Это еще раз подчеркивает- Винсент старался как можно больше экспериментировать с цветами.

В.Ван Гог.Сидящая.1888 г.В.Ван Гог.Натюрморт двенадцать подсолнухов в вазе.1889 г.В.Ван Гог.Ночная терраса кафе.1888 г.В.Ван Гог.Ночное кафе. 1888 г.В.Ван Гог.Звёздная ночь над Роной. 1888 г.

К Ван Гогу приезжает друг Поль Гоген, и Винсент по-настоящему загорается идеей создать совместную мастерскую живописи. Но товарищам никак не получалось наладить отношения между собой. Поля возмущала безалаберность Винсента. А Ван Гог, даже не имея возможности думать о чем-то помимо его спонтанного решения, никак не мог принять то, почему друг не стремится помогать ему. В конечном итоге, Ван Гог после очередного конфликта набрасывается на приятеля с бритвой. Но Гогену, по счастливой случайности, удалось обезвредить Винсента и тот, в порыве угрызения совести и сожалений, убегает и сам себе отрезает мочку уха.

В.Ван Гог.Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой.1889 г.

в Сен-Реми (1889-1890 гг.)

После этого происшествия Ван Гог попадает в лечебную клинику для безумных пациентов, а затем, несмотря на многочисленные просьбы художника по поводу южной мастерской, отправляется в деревеньку для душевно больных – Сен-Реми.

Всего за год он пишет более 150 картин и почти 100 зарисовок и акварельных работ. Благодаря этому его даже позвали принять участие в экспозиции «группы двадцати». Там продают ту самую единственную картину 1888 года «Красные виноградники».

До конца жизни в редкие времена просветления Винсент Ван Гог рисовал, и делал это с неистовой скоростью, иногда даже перекрывая одну работу другой. Он всей душой любил живопись, любил писать картины. Однако современники совсем не признавали его творчество.

В.Ван Гог.Звездная ночь.1889 г.В.Ван Гог.Ирисы.1889 г.В.Ван Гог.Оливковые деревья с желтым небом и солнце.1889 г.В.Ван Гог.Цветущие ветки миндаля. 1890 г.

в Овере (1890 г.)

Весной 1890 года Ван Гог переехал в городок Овер-сюр-Уаз, недалеко от Парижа, где проживал его брат Тео с семьей. Здесь он продолжил так же много рисовать, в основном местные сельские пейзажи. За его здоровьем следил доктор Поль Гоше, художник-любитель. С ним Ван Гог подружился и написал его портрет.

Душевное состояние Ван Гога все больше ухудшалось. Депрессия, мрачные, угнетающие мысли об одиночестве, о несостоятельности как художника, о непризнании творчества, о невостребованности картин, о бедности сильнее угнетали Ван Гога.

27 июля 1890 года он вышел на прогулку рисовать и решил покончить с собой, не желая так дальше жить.

В.Ван Гог.Портрет доктора Гаше. 1890 г.В.Ван Гог.Пшеничное поле с воронами.1890 г.

Ван Гог Звездная ночь оригинал картины: стоимость и описание

Ван Гог «Звездная ночь» – оригинал картины в высоком
разрешении
: стоимость и описание великого произведения искусства.
 

Цена оригинала по предварительной оценке составляет около 300 миллионов долларов. Это одно из самых дорогих полотен Винсента Ван Гога, которое, впрочем, вряд ли когда-то будет продано. С 1941 года картина находится в Музее современного искусства города Нью-Йорка под усиленной охраной, привлекая внимания тысяч ценителей. Гениальность картины заключается в удивительной динамичности звездного неба, глубокой и разумной легкости движения небесных светил. В то же время, безмятежный городок, расположенный на панораме снизу, выглядит тяжелым, спокойным, словно море в пасмурную погоду. Гармония картины – в сочетании легкого и тяжелого, земного и небесного.

Поскольку не каждый может позволить себе поехать в Нью-Йорк посмотреть на оригинал, в последние годы появилось много художников, весьма сносно повторяющих творение великого маэстро экспрессионизма. 

Купить копию «Звездной ночи», можно примерно за 300 евро – на настоящем холсте, выполненную маслом. Цена копий подешевле – от 20 евро, обычно их делают полиграфическим способом. Конечно, даже очень хорошая копия не дает таких ощущений, как оригинал. Почему? Потому что Ван Гог использовал какие-то особые завихрения красок. 

Причем, совершенно нетипичным для себя способом. Именно они и придают картине динамику. Как он этого добился – сказать очень сложно, скорее всего, и сам Ван Гог об этом не знал. В то время он лечился в клинике для душевнобольных, имея проблемы с повреждением височной области мозга. Вероятно, его разум «повредился» гениальностью, но повторить технику написания этой картины крайне сложно.

Оригинал был переложен в интерактивную версию в Греции – потокам краски придали движение. И все еще раз поразились какой-то неземной динамичности этой картины.

Копии картины «Звездная ночь» в интерьере очень любят размещать любители креатива, фантастики, а также…религиозные люди. Сам Ван Гог говорил, что полотно было написано под влиянием нетипичных для него религиозных настроений. Об этом свидетельствуют 11 светил, которые можно увидеть на полотне. В компоновке картины философы и любители живописи также находят много скрытого смысла. Не исключено, что тайна «Звездной ночи» будет со временем хотя бы частично раскрыта, поскольку, зная, особенности натуры художника, крайне сложно представить, что он написал просто образ из свой головы.

Теги:

Культура

  • 60
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: