«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»
Это незаконченная, но очень необычная и нетрадиционная картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи была заказана монахами для церкви во Флоренции в 1508-1510 годах. Оригинальность заключена в том, что Мария сидит на коленях (чреве) своей матери Анны. При этом мать несколько крупнее своей дочери. Это тонкое, но различимое изменение в размерах, возможно, должно было подсказать зрителю старшинство святой Анны по возрасту, так как лица обеих женщин молоды и прекрасны.
В культуре живописи нет больше такого использования сюжета, чтобы одна женщина сидела на коленях у другой. Сама Пресвятая дева склонилась и хочет поднять младенца, играющего с овечкой (агнцем), которая символизирует предстоящие ему в будущем страдания. Мать хочет вернуть его в свое лоно. Марии тревожно за своего ребенка, она полна нежности и ласки к нему.
Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. За своим земным потомством, ставшим впоследствии небесным, любовно, с легкой улыбкой на губах наблюдает Анна. Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо. Все фигуры вписаны в пирамиду. Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. За головой Анны виднеются голубоватые горные вершины и небо, которые по своей тональности вторят плащу, наброшенному на колени Мадонны. Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны. Все покрывает легкий флер сфумато.
Картина была написана на досках из тополя, которые в течение 500 лет покоробились. Реставрация в XXI веке прошла не слишком удачно: приглушенные краски Леонардо изменись на более яркие.
Описание
Доминиканская церковь Санта-Мария-Новелла (1270-е годы) во Флоренции , Италия , первоначальное местонахождение Мадонны Ручеллаи.
Работа размером 4,5 на 2,9 метра написана яичной темперой на пятислойном панно из тополя. Панно и рама должны были быть сконструированы мастером-плотником, а затем переданы Дуччо для росписи. рама из того же дерева. Хотя контракт требовал, чтобы Дуччо использовал дорогой ультрамариновый синий цвет, сделанный из молотого лазурита, реставраторы, восстанавливающие панель в 1989 году, определили, что пигмент мантии Богородицы был более дешевым заменителем — азуритом . С течением времени синие пигменты значительно потемнели, а зеленый цвет штамба, окрашенный в телесные тона, стал более заметным. Более поздняя реставрация исправила эти проблемы, тем самым значительно усилив тональное единство и тонкий натурализм работы.
Иконография картины определялась потребностями меценатов и доминиканского ордена. Члены Лаудези собирались в часовне, чтобы петь хвалебные гимны или латинские гимны, восхваляющие Деву; образ Марии служил средоточием этих молитв. Круги на раме изображают апостолов, святых и выдающихся членов доминиканского ордена, в том числе святых Доминика и Фому Аквинского.
Учитывая ожесточенную политическую вражду Флоренции и Сиены, выбор флорентийской гражданской группой сиенского художника заслуживает внимания. Сиена считала Деву не только своей покровительницей, но и королевой города. В результате этого объединения сиенские художники, такие как Гвидо да Сиена и Дуччо, стали специализироваться на марианских образах. Хотя композиционные и иконографические источники Мадонны Ручеллаи являются византийскими иконами, работа Дуччо была создана по образцу недавних сиенских работ, а не заимствована непосредственно из греческой модели. Акцент на изящество и изысканность платья Девы Марии и стилизованной анатомии может отражать знакомство с французским готическим искусством (что также предполагают аспекты более позднего Maestà).
Прототип Мадонны Литта был создан за 13 столетий до Леонардо
Был ли Леонардо первым в изображении Мадонны, кормящей грудью? На самом деле подобный образ встречается ещё на раннехристианских фресках. В Римских катакомбах.
До официального признания христианства верующие вынуждены были скрывать свою религию. Были вырыты подземные помещения. В них хоронили христианских мучеников и первых Римских Пап. Там же проходили богослужения. А стены подземелья покрывались фресками на библейские сюжеты.
У меня нет сомнений, что Леонардо был в этих катакомбах. Их вновь открыли при его жизни.
Неизвестный мастер. Мадонна с младенцем. Катакомбы святой Присцилы, Рим
Дева Мария на одной из стен катакомб очень похожа на Мадонну Литту. Много совпадений. То, как мать держит ребёнка. Как ребёнок сосет грудь и смотрит в сторону зрителей. Даже наклон головы Мадонны такой же.
А рядом стоит святой Иоанн Креститель и указывает пальцем на звезду. Его жест похож на жест со знаменитой картины Леонардо “Иоанн Креститель”. Если обе картины поставить рядом, то как раз получается роспись из Римских катакомб.
Слева: Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель. Справа: Леонардо да Винчи. Мадонна Литта.
Стиль
Мадонна с младенцем, младенец, касающийся покрова девы
Рождество с пророками Исаией и Иезекиилем , 1308–1311 гг., Национальная художественная галерея.
Известные работы Дуччо выполнены на деревянных панелях , написаны яичной темперой и украшены сусальным золотом . В отличие от своих современников и художников до него, Дуччо был мастером темперы и умудрялся покорять среду с деликатностью и точностью. Нет четких доказательств того, что Дуччо писал фрески .
Стиль Дуччо был в некотором роде похож на византийское искусство с его золотым фоном и знакомыми религиозными сценами, но он также был другим и более экспериментальным. Дуччо начал ломать резкие линии византийского искусства и смягчать фигуры. Он использовал моделирование (игра со светлыми и темными цветами), чтобы выявить фигуры под тяжелой драпировкой; руки, лица и ноги стали более округлыми и трехмерными. Картины Дуччо манящие и теплые. Его изделия состояли из множества тонких деталей и иногда были инкрустированы драгоценными камнями или орнаментальными тканями. Дуччо также отличался сложной организацией пространства. Он организовал своих персонажей целенаправленно и целенаправленно. В его « Мадонне Ручеллаи » (ок. 1285 г.) зритель может увидеть все эти качества в действии.
Дуччо был также одним из первых художников, которые поместили фигуры в архитектурные декорации, поскольку он начал исследовать и исследовать глубину и пространство
У него также было тонкое внимание к эмоциям, чего не было у других художников в то время. Герои нежно взаимодействуют друг с другом; это уже не Христос и Дева, это мать и дитя
Он заигрывает с натурализмом, но его картины по-прежнему вызывают трепет. Фигуры Дуччо кажутся потусторонними или небесными, они состоят из красивых цветов, мягких волос, изящности и тканей, недоступных простым людям.
Он оказал влияние на многих других художников, в первую очередь на Симоне Мартини и братьев Амброджо и Пьетро Лоренцетти .
Известные сохранившиеся произведения
Мадонна с младенцем , ок. 1300–1305.
- Мадонна с младенцем — Темпера и золото на дереве, Museo d’Arte Sacra della Val d’Arbia , Буонконвенто , недалеко от Сиены
- Мадонна Гуалино — Темпера и золото на дереве, Galleria Sabauda , Турин
- Мадонна с младенцем и двумя ангелами (также известная как Мадонна Креволе ; ок. 1280) — Темпера и золото на дереве, Museo dell’Opera Metropolitana, Сиена
- Мадонна с младенцем на троне и шестью ангелами (ок. 1285 г.) — Также известна как Мадонна Ручеллаи / Мадонна Ручеллаи — Темпера и золото на дереве, Галерея дельи Уффици , Флоренция, Италия (депонировано в Санта-Мария-Новелла )
- Распятие — темпера на дереве, коллекция Одескальки, Рим , ранее в замке Орсини в Браччано
- Распятие (Гроссето) (1289 г.) — Церковь Сан-Франческо, Гроссето
- Мадонна францисканцев (ок. 1300 г.) — Темпера и золото на дереве, Pinacoteca Nazionale , Сиена
- Триптих: Распятие и другие сцены ок. 1302–08 Трест Королевской коллекции
- Успение и венчание Богородицы — Витраж, Сиенский собор
- Maestà — Темпера и золото на дереве, Музей изящных искусств Берн , Швейцария
- Мадонна с младенцем — Темпера и золото на дереве, Метрополитен-музей , Нью-Йорк (ранее в коллекции Стокле, Брюссель , Бельгия )
- Мадонна с младенцем и шестью ангелами — темпера и золото на дереве, Galleria Nazionale dell’Umbria , Перуджа , Италия
- Полиптих: Мадонна с младенцем, святые Августин, Павел, Петр, Доминик, четыре ангела и благословение Христа (также известный как Доссале № 28 ; ок. 1305) — Темпера и золото на дереве, Pinacoteca Nazionale , Сиена
- Полиптих no. 47: Мадонна с младенцем и святые Агнес, Иоанн Богослов, Иоанн Креститель и Мария Магдалина; десять патриархов и пророков с благословения Христа — темпера и золото на дереве, Pinacoteca Nazionale , Сиена
- Сдача замка Джункарико — фреска, Палаццо Пубблико , Сиена
- Маэста с эпизодами из Страстей Христовых — Темпера и золото на дереве — Собор Масса Мариттима , Италия
- Малый триптих: Бичевание Христа; Распятие с ангелами; Осаждение в гробнице — Темпера и золото на дереве, Società di Eissioni di Pie Deposizioni, Сиена
- Малый триптих: Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами, Святые Доминик, Агнес и семь пророков / Мадонна кон Бамбино и кон quattro angeli, i santi Domenico, Agnese, e sette profeti — Темпера и золото на дереве — Национальная галерея , Лондон, Англия
- Переносной алтарь: Распятие с благословением Христа; Святой Николай; Святой Григорий — Темпера и золото на дереве, Музей изящных искусств, Бостон , США
- Малый триптих: Распятие с ангелами; Благовещение и Мадонна с младенцем и ангелами; Стигматы Святого Франциска с Мадонной и Христом на троне — Темпера и золото на дереве, Королевская коллекция Великобритании
- Маэста (Мадонна с младенцем на троне, двадцатью ангелами и девятнадцатью святыми) — Темпера и золото на дереве, Museo dell’Opera del Duomo , Сиена
- Maestà (Искушение Христа на горе) — Темпера и золото на дереве — Коллекция Фрика , Нью-Йорк
- Распятие (около 1315 г.) — Темпера и золото на дереве — Историческое общество Нью-Йорка , Нью-Йорк
Разорванные стежки на груди Мадонны, как символ милосердия
Самая необычная деталь картины
На которую редко кто обращает внимание. На платье Мадонны – два выреза для кормления грудью
Они были аккуратно зашиты. Что видно по разрезу на левой груди.
Однако стежки на правой груди разорваны. Что бы это значило? Не может же мать каждый раз после кормления зашивать вырезы. А перед кормлением их разрывать. Напрашивается только один вывод.
Мадонна планировала отлучить ребёнка от груди. Поэтому вырезы за ненадобностью были зашиты. Однако она не устояла перед плачем ребёнка. Который просил маминого молока. В спешке стежки были разорваны. И дитя припало к груди.
Зачем же Леонардо добавляет такую деталь? Почему бы не изобразить обычный процесс кормления. Без предшествующей маленькой драмы?
Примерно с 1300 года знатные дамы прекратили кормить детей грудью. Нанимая кормилиц. А кто победнее обходился коровьим молоком. Так как в моду вошли “неиспользованные”, упругие груди.
Поэтому не случайно в 14 веке старшие современники Леонардо начали изображать образ Мадонны Млекопитательницы. Сами вскормленные в лучшем случае молоком кормилицы, они идеализировали образ кормящей родной матери.
Амброджио Лоренцетти. Мадонна Млекопитательница. 14 век. Национальная Пинакотека в Сиене, Италия
Леонардо скорее всего мать кормила грудью. Ведь она была девушкой из низшего сословия, крестьянкой.
Но он пережил другую травму. В 3 года он был разлучен с матерью. Знатный отец пожелал видеть своего незаконнорождённого сына рядом с собой.
Несомненно, эта детская травма повлияла на Леонардо. Поэтому он с таким трепетом изображает образ матери. Матери милосердной и любящей.
биография
Хотя многое еще не подтверждено о Дуччо и его жизни, о нем и его жизни известно больше документов, чем о других итальянских художниках его времени. Известно, что он родился и умер в городе Сиена , а также активно действовал в окрестностях Тосканы . Другие подробности его ранней жизни и семьи так же неопределенны, как и многое другое в его истории.
Один из способов восстановить биографию Дуччо — это его следы в архивах, в которых перечислены случаи, когда у него были долги или штрафы. В некоторых записях говорится, что он был женат, имел семерых детей. Относительное обилие архивных упоминаний заставило историков поверить, что ему было трудно управлять своей жизнью и своими деньгами. Из-за его долгов семья Дуччо отделилась от него после его смерти.
Еще один путь к заполнению биографии Дуччо — анализ произведений, которые можно с уверенностью приписать ему. Информацию можно получить, проанализировав его стиль, дату и местонахождение работ и многое другое. Из-за пробелов, когда имя Дуччо не упоминается в сиенских записях в течение многих лет, ученые предполагают, что он, возможно, побывал в Париже, Ассизи и Риме.
Тем не менее его художественных талантов было достаточно, чтобы затмить его неорганизованность как гражданина, и он прославился еще при жизни. В 14 веке Дуччо стал одним из самых популярных и радикальных художников Сиены.
Подписчики
В течение своей жизни у Дуччо было много учеников, даже если неизвестно, были ли они настоящими учениками, сформировавшимися и художественно созревшими в его мастерской, или же они были просто художниками, которые подражали его стилю. Многие из художников анонимны, и их связь с Дуччо возникла только после анализа работы с общими стилистическими чертами. Первые ученики, которых можно назвать группой последователей первого поколения, были активны между 1290 и 1320 годами и включают мастера Бадиа а Изола , мастера Читта ди Кастелло , мастера арингиери, мастера коллациони. деи Санти Падри и магистр Сан-Поло в Россо.
Другая группа последователей, которых можно назвать последователями второго поколения, была активна между 1300 и 1335 годами и включала Сенья ди Бонавентура , Уголино ди Нерио , Мастера Гонди Маэста, Мастера Монте Оливето и Мастера Монтеротондо. Следует, однако, сказать, что Сенья ди Бонавентура был активен уже до 1300 года, и поэтому он пересекает периоды как первого, так и второго поколения последователей.
Третья группа последовала за Дуччо только через несколько лет после его смерти, что показывает влияние, которое его живопись оказала на Сиену и Тоскану в целом. Художники этой третьей группы, работавшие между 1330 и 1350 годами, включают сыновей Сенья ди Бонавентуры , то есть Никколо ди Сенья и Франческо ди Сенья, а также ученика Уголино ди Нерио : мастера Кьянчано.
Некоторые художники находились под влиянием одного Дуччо до такой степени, что между их работами и его работами возникла явная близость или родство. Среди них были магистр Бадиа а Изола и Уголино ди Нерио , а также Сенья ди Бонавентура и их сыновья. На других художников также повлияли другие школы, в том числе Мастер Арингьери (вспомните огромные тома Джотто ) и Мастер Гонди Маэста (который показывает влияние также Симоне Мартини ).
Несколько иначе обстоит дело с Симоне Мартини и Пьетро Лоренцетти . Оба художника писали работы, родственные Дуччо: Симоне примерно с 1305 года, а Пьетро примерно с 1310 года. Однако с самого начала их работы имели отличительные индивидуальные черты, что можно увидеть в Мадонне с младенцем» Симоны . 583 (1305–1310) и в триптихе Орсини Пьетро , написанном в Ассизи (около 1310–1315). Позже эти два стиля развили совершенно независимые характеристики, так что они приобрели художественный авторитет, который поднял их далеко за пределы того, чтобы их называли просто последователями Дуччо.
Освещение на картине, как на фреске “Тайная вечеря”
Мадонна стоит на фоне двух арочных окон. Через которые виднеется пейзаж. Голубые горные хребты и небо. Но функции освещения эти окна не несут. На Мадонну падает свет от неяркого источника откуда-то спереди слева.
Подобное освещение Леонардо уже однажды использовал в другом своём шедевре. В “Тайной вечери”.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан
Здесь мы тоже видим голубой горный пейзаж. Свет падает на фигуры Христа и апостолов также откуда-то слева. Как будто из окон трапезной монастыря, в которой находится роспись. Леонардо создал такую иллюзию, чтобы фреска гармонично вписывалась в пространство.
Возможно, того же эффекта он добивался и в “Мадонне Литта”. С учётом помещения, в котором она должна была висеть.
Леонардо НЕ проработал все детали картины
Обратите внимание, как тщательно проработаны лица героев на картине. При этом плащ Мадонны написан грубее. Вспомните, как прорисовывали каждую складку художники Эпохи Возрождения
Не удивительно, что возникли домыслы.
Якобы Леонардо в очередной раз не хватило терпения завершить работу. Еще до сих пор популярна версия, что ему помогал кто-то из учеников. Лица написал Леонардо. А вот все остальное, худшего качества, написал другой человек.
Я уверена, что работа принадлежит полностью кисти Леонардо. Просто он в очередной раз “забежал вперёд”.
Сделав разную степень проработки, он раставил акценты. Чтобы зрение зрителя “выхватывало” из пространства картины самое главное. Лица Мадонны и младенца.
После Леонардо к этому эффекту придёт Рембрандт. Иногда он оставлял часть работы незавершённой. “Картина закончена, как только художник осуществил в ней своё намерение”, говорил мастер.
Рембрандт. Портрет Яна Сикса. 1654 г. Коллекция Сикса, Амстердам. Wikimedia.commons.org
Посмотрите на неожиданный для 17 века импрессионизм Рембрандта. Одежда заказчика написана толстыми, быстрыми мазками. Для Голландии, которая славилась тщательностью в деталях, это было слишком революционно. Рембрандта не понимали.
А представьте, насколько был непонятым Леонардо. Который прибегал к таким эффектам на полтора столетия раньше. Может быть зря многие его работы считаются незавершёнными? Может они были задуманы такими?
История
Основываясь на своем расследовании, Витторио Лузини считает, что панель, вероятно, была сделана для церкви Санти-Пьетро-э-Паоло из Монтепешини, а затем перенесена в августинский скит Монтеспеккио. После закрытия скита и перевода монахов в 17 веке панель была перенесена в приходскую церковь Санта-Чечилия в Креволе , где также жили монахи Монтеспеккио. В последнее время он был передан в Музей Оперного Метрополитана дель Дуомо в соборе Сиене , где он находится по сей день. Восстановлен в 1929-1930 годах. Состояние сохранности более чем удовлетворительное.
Работа не подписана художником, и нет письменных документов, помогающих в атрибуции. Однако специалисты, без противоречивых мнений, относят это к молодому Дуччо .
Что касается элементов, которые привели к ее датировке, таблица не содержит никаких готических новинок, обнаруженных в Мадонне Ручеллаи (1285 г.), но лицо Мадонны с младенцем уже характеризуется образной сладостью и изысканностью, которые до сих пор отсутствуют. в первых произведениях Дуччо, а именно Мадонне Гуалино (1280–1283). Таким образом, наиболее правильная датировка относится к 1283–1284 годам.
Наследие
Знаменитая Мадонна Чимабуэ в процессии (1853-1855) Фредерик Лейтон
Мадонна Ручеллаи в настоящее время выставлена в первой галерее Galleria degli Uffizi, наряду с « Санта-Тринита-Маэста» Чимабуэ (около 1285 г.) и « Мадонной Огниссанти» Джотто (1306 г.). Этот выбор следует примеру Вазари, помещая исходный момент («i primi lumi») итальянской живописи эпохи Возрождения в произведениях этих художников. Однако эта тенденциозная и телеологическая концепция позднесредневековых произведений как ранних воплощений натуралистических, объемных и пространственных проблем кватроченто в лучшем случае вводит в заблуждение, поскольку отделяет эти изображения от их надлежащего исторического контекста и выборочно подчеркивает стилистические качества, напоминающие более поздние художественные течения, о которых художники XIII века, очевидно, не подозревали. Следовательно, Мадонна Ручеллаи часто описывается как натуралистический шаг вперед по сравнению с примитивной итало-византийской стилизацией, преднамеренное неверное толкование золотого , сильно стилизованного и неземного изображения, которое имеет гораздо больше общего с палеологическими иконами, чем с Мазаччо.
Описание и стиль
На столе изображены Мадонна с наклоненной на три четверти головой и Младенец, который протягивает правую руку, чтобы нежно прикоснуться к вуали матери. В верхних углах стола появляются два маленьких ангела. Место действия — Мадонна Одигитрия византийской традиции, с вариантом нежного жеста сына, ласкающего свою мать, печальное выражение которого связано с предчувствием судьбы жертвы и смерти Иисуса, символизируемого явлением ангелы. Панно очень похоже на Мадонну ди Кастельфьорентино, выставленную в музее Санта-Вердиана в Кастельфьорентино ( Флоренция ) и приписываемой Чимабуэ . Это сходство подтверждает теорию, также сформулированную на основе других гораздо более веских доказательств, что молодой Дуччо в те годы был учеником старшего Чимабуэ.
Помимо этого сходства, лица Мадонны с младенцем на столе Дуччо гораздо более нежны и очеловечены. Лицо Марии более вытянутое, а глаза расположены ближе друг к другу, но разница также заключается в большей изящности изображения (сравните ямочки над ртом и заднюю часть двух носов). Лицо Иисуса также более мягкое и менее угловатое, с характерным носом из картофельных чипсов. Завуалированная прозрачность его мантии и интимный жест правой руки в сторону матери, сильно отличающийся от грубой суеты Чимабуэ, делают его фигуру более изящной. Эти заметные различия показывают прогрессивный отрыв стиля Дучча от того , чтобы Чимабуэ, отряд , который появился почти незаметным в предыдущих Гуалины Мадоннах (1280-1283) из решительно Cimabuesque влияния дальнейшего отрыва от главного Чимабуэ будет проходить с последующими Ручеллаями Мадонна (1285 г.), где Дуччо представит готические элементы, которые никогда не будут характеризовать творчество Чимабуэ.