Архитектура второй половины xix века в россии

Развитие

В конце XIX века

Государственный исторический музей (1875—1881) в Москве

В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому деревянному зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII веков. Одними из самых ярких построек русского стиля 1870-х годов стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова (1872) в Москве, построенная Виктором Гартманом. Это направление, активно пропагандировавшееся известным художественным критиком Владимиром Стасовым, распространилось вначале в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших городских домов, а затем в монументальном каменном зодчестве.

К началу 1880-х годов «ропетовщину» сменило новое официальное направление русского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII века. В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества. Для этой архитектуры характерны «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки. В рамках данного направления были возведены Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа, 1890—1893, архитектор Александр Померанцев), здание Исторического музея (1875—1881, архитектор Владимир Шервуд), завершившие ансамбль Красной площади в Москве, и Саввинское подворье архитектора Ивана Кузнецова. По эскизам художника В. М. Васнецова в парке Абрамцево в 1883 году выстроена «Избушка на курьих ножках», в 1899—1900 — дом И. Е. Цветкова на Пречистенской набережной Москвы-реки (д. 29), Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, собственный дом художника в 3-м Троицком переулке Москвы.

В начале XX века

Храм Святого Духа (1900—1905) в Талашкино

Фасад Ярославского вокзала в Москве по проекту Ф. О. Шехтеля — сочетание русской архитектуры с приёмами модерна

«Дом-сказка» архитектора А. А. Бернардацци в Санкт-Петербурге разрушен в ВОВ

В начале XX века получает развитие «неорусский стиль» (среди историков архитектуры нет единого мнения, следует ли выделять это ответвление русского стиля как самостоятельное). В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. На сооружениях этого направления иногда лежит отпечаток стилизации в духе северного модерна. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашёл применение главным образом в церковных постройках Владимира Александровича Покровского, Степана Кричинского, Андрея Петровича Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример — дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневским на Плуталовой улице). Для художественного оформления своих зданий использовал неорусский стиль Михаил Артынов, преимущественно работавший в Киеве (например, Лукьяновский народный дом, 1900—1902, Киев; Доходный дом Снежко и Хлебниковой, 1899—1901, Киев).

По эскизу С. В. Малютина 1903 года оформлен фасад здания музея «Русская старина» в Смоленске. Часто Малютин сообразно стилю оформлял интерьер мебелью с резьбой и росписями (дом Перцовой в Москве). По другому пути Сергей Малютин пошёл в создании храма Святого Духа в Талашкино. Он применил отдельные элементы строительной техники XI—XIII веков и конструкцию крестово-купольного храма, завершённого луковичной главой над ступенчатой горкой из килевидных кокошников. Фасад храма был богато декорирован.

Любопытным образцом неорусского стиля (с чертами модерна) является Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, построенная в честь 300-летия Романовых архитектором В. И. Мотылёвым в 1913—1916 годы по рисунку С. И. Вашкова (1879—1914) — ученика Васнецова.

Петербургское зодчество в стиле отмечено работой архитектора А. А. Бернардацци — доходный дом П. К. Кольцова (1909—1910) на углу Английского проспекта и Офицерской улицы (ныне ул. Декабристов), получивший народное название «Дом-сказка» (разрушен в ВОВ).

Широкую известность приобрели спроектированные Ф. О. Шехтелем русские павильоны на международной выставке в Глазго 1901 года (англ.). Также им разработан фасад Ярославского вокзала в Москве.

Историками архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к историзму, и этим отличается от «русского стиля» в его традиционном понимании.

Трансформация в ампир

Архитектура первой половины 19 века в России характеризуется постепенным переходом от классицизма к ампиру. Ампир (по-французски значит «имперский») — это стиль, относящийся к позднему, или высокому, классицизму. Он также появился во Франции в годы, когда у власти был Наполеон I, и получил свое развитие на протяжении первых тридцати лет XIX века, после чего сменился историзмом.

В России этот стиль возник во время царствования императора Александра I. Как известно, начиная с XIX века в России наблюдалось увлечение культурой Франции. Как это нередко делали русские монархи, Александр I «выписал» из Франции начинающего архитектора Огюста Монферрана. Ему царь поручил возведение Исаакиевского собора в Петербурге. В дальнейшем Монферран стал одним из отцов так называемого русского ампира.

Дизайн участков 10 соток

Компактное размещение жилого дома, хозпостройки и зоны отдыха в дизайне участка 10 соток

Ландшафтное проектирование на 10 сотках гарантированно позволит создать уникальный, который не будет похож ни на какой другой, дачный участок. Спланировать расположение грядок и зон отдыха можно самостоятельно, но более креативный, возможно, готовый проект ландшафтного дизайна, который изготовят специалисты по озеленению с учетом пожеланий заказчика.

Фантазия, креатив, индивидуальность – это то, что позволит создать даже на небольшом участке земли живописный зеленый уголок, где можно не только выращивать овощи и фрукты, но приятно провести выходной или летний отпуск.

Благодаря своей фантазии вы можете сделать из обычного дачного участка живописный уголок

Высокие деревья сделают зону отдыха более комфортной

Прежде чем приступать к обустройству дачного участка, нужно определиться, какой стиль выбираете. От этого зависит не только архитектура дома, но и подбор растений, их геометрия высадки, характерные элементы декора.

Например, на владении 10 соток вряд ли удастся воплотить французский стиль. Ведь он предполагает большой сад, для ухода за которым потребуется наличие садовника.

Строения из камня отлично впишутся в ландшафтный дизайн загородного участка

А вот английский будет гармоничен. Он предусматривает естественность размещения элементов на определенном ландшафте. Деревья, кустарники цветы, трава высаживаются ярусами. Характеризуется такой стиль полным отсутствием симметрии, обилием зелени. Органично смотрятся извилистые дорожки, склоны, природные водоемы. С растениями тоже не придется заморачиваться. Подойдут все, которые произрастают на данной местности.

Английский стиль — одни из стилей, который отлично подойдет для дизайна дачного участка в 10 соток

Великолепный ландшафтный дизайн в восточном стиле

Японский стиль тоже подойдет. Он предполагает наличие небольшого искусственного водоема, декоративных, природных оригинальных камней, фонариков во дворе. Из растений предпочтение отдается можжевельнику, карликовым соснам. Аккуратность, сдержанность – характерны для японского сада.

Дворик-патио с удобной мебелью станет прекрасным местом отдыха для всей семьи

Дворик-патио, кованная или плетеная мебель, гамак, цветы в горшочках присущи средиземноморскому стилю, который органично впишется даже в наших широтах. Дорожки, мощенные камнем, зеленая лужайка, беседка, увитая растениями, маленький фонтанчик создадут комфортную атмосферу для отдыха.

Эскиз ландшафтного дизайна дачного участка площадью 10 соток

Классицизм

Классицизм стал развиваться одновременно с барокко со второй половины 18 века и позже вытеснил все остальные стили в архитектуре на несколько десятилетий. Большая часть известных достопримечательностей города относятся именно к классицизму.

Расцвет классицизма приходится на период правления Екатерины Великой и эпоху Просвещения

Внимание архитекторов обращается на античные ордеры, скульптуры и композиции. Привычные сейчас античные скульптуры на фасадах домов тогда были новаторством для Петербурга и России и смотрелись весьма необычно

Классицизм разделяют на ранний, строгий и поздний, постепенно переходящий в русский ампир. Эпоха правления каждого императора начиная с Екатерины II и заканчивая Александром II нашла своё отражение в реализации проектов классицизма.

В раннем классицизме строились только дворцы, загородные резиденции и административные здания. Позже произошла первая демократизация в обществе и, соответственно, в архитектуре: в одном стиле стали строиться и царские, и дворянские усадьбы и особняки, что нельзя было представить при барокко. Барочная пышность стала казаться неуместной и избыточной.

Характерными чертами, помимо обращения к античности, является унификация и продуманность всего архитектурного комплекса (улица Росси, главные площади города). Это спокойное изящество и утверждение императорской власти без лишнего пафоса. Часто именно этот период называют золотым веком архитектуры.

Примеры: Михайловский дворец, Таврический дворец, большинство известных загородных резиденций, Академия художеств, комплекс зданий на улице Росси.

Русский ампир

Русский ампир продолжил развитие классицизма и стал отражением ростом национального самосознания и утверждении Российской империи на международной арене. В монументальных проектах архитекторы стремились отразить военные успехи России того времени (Отечественная война), продемонстрировать достижения (Адмиралтейство — морской флот) и императорскую власть (Триумфальные арки).

Не отступая от традиций классицизма, стал широко использоваться декор на военную тематику и усилилось влияние античности (скульптуры, колонны, пилястры). Ориентация на античность была отчасти политической: сравнение российского императора с греческими и римскими, отсылки к событиям Римской империи и Древней Греции (Александровская колонна).

Ампир перестал быть актуальным вместе с изменением общественных настроений: это нестабильность, ускорившаяся демократизация после отмены крепостного права и отсутствии тотального контроля за всеми архитектурными проектами.

Главные примеры: арка Генерального штаба, завершившая ансамбль Дворцовой площади, Адмиралтейство, Нарвская и Московская триумфальные арки.

Многие элементы русского ампира вернулись позже, но при схожих обстоятельствах — в 1930-1950-е годы: демонстрация военной мощи, абсолютной власти и монументализма.

Корифеи Петербурга

Появление и развитие ампира в архитектуре 19 века в России тесно связано с именем архитектора Воронихина Андрея Никифоровича. Одно из его лучших произведений – это петербургский Казанский собор. Его мощные колоннады полуовалом обрамляют площадь, обращенную к Невскому проспекту. Другое знаменитое его творение – здание Горного института. Оно выделяется огромным портиком с дорической колоннадой, которая выступает на фоне брутальных стен фасада. По бокам портик украшают скульптурные группы.

Известными творениями в стиле ампир Жана де Томона, французского архитектора, являются Большой театр в Петербурге и здание биржи. Непосредственно перед сооружением мастером были установлены две ростральных колонны, которые символизируют четыре великих русских реки, таких как Волга, Волхов, Днепр и Нева. Ростральной называется колонна, украшением которой служат ростры – скульптурные изображения корабельных носов.

Признанным шедевром архитектуры 19 века в стиле ампир является комплекс зданий, относящихся к Адмиралтейству, архитектора Захарова Андреяна Дмитриевича. Уже существовавшее здание было обновлено с учетом воплощения темы морской славы и могущества флота. Оно превратилось в грандиозное сооружение с фасадом протяженностью около 400 метров, с величественным архитектурным обликом и подчеркнутым центральным положением в городе.

Основание Исторического музея

     Своим появлением Исторический музей обязан Всероссийской Политехнической выставке 1872 года. Экспонировавшиеся на ней исторические находки требовали дальнейшего хранения, что и помогло окончательно оформить витавшие уже много лет идеи о хранилище исторических ценностей. 9 февраля 1872 года было получено высочайшее соизволение на устройство Исторического музея и эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея

Фотография Исторического музея начала ХХ века

      Изначально под строительство музея была отведена территория на Красной площади, примерно на месте нынешнего Мавзолея. Потом Московская городская дума передала под строительство будущего музея свой участок рядом. На этом участке были снесены старые постройки, в которых ранее располагались Главная аптека, а потом Московский университет

Вид на северный фасад Исторического музея. Слева видны Воскресенские ворота

      Предполагалось сделать музей общественным и существующим на «самостоятельные средства». Перед началом строительства капитал составлял всего 154 тысячи рублей, из-за чего пришлось брать ссуду в 1,26 миллионов рублей. Погашена она была только через 28 лет. Для обеспечения финансовой самостоятельности предполагалось, что подвалы и цокольные этажи музея будут сдаваться в аренду под магазины, конторы и товарные склады

Западный фасад Исторического музея

      Закладка здания состоялась 20 августа 1875 года. Из-за недостатка финансирования строительство приостанавливалось на 3 года и возобновилось в 1881 году к коронации Александра III. Здание музея стало одним из первых гражданских сооружений Москвы, где использовались новые материалы и технологии: кладка на цементном растворе; устройство каналов для вентиляции, отопления, водопровода и водостоков; металлические перекрытия и стропила. Во время строительства качество материалов и работ строго контролировалось одним из авторов проекта — А.Семеновым, по образованию – военным инженером.

Вид на Исторический музей от гостиницы «Москва»

      В плане здание музея имеет неправильную прямоугольную форму, длину 112 и ширину 52 метра. Особенно трудоемкими были работы над декоративным убранством наружных стен и шатровых башен. В 1876-1877 гг. на кладке одновременно трудились 260 мастеров-каменщиков и несколько сотен подсобных рабочих. Только на главном фасаде выложено 15 видов кокошников, 10 типов ширинок (это вид углубления в плоскости стены), аркатурных поясков (т.е. поясков из ложных арочек), киотцев, тянутых карнизов

Декор южного фасада Исторического музея

       Для публики Императорский Российский исторический музей открылся 2 июня 1883 года. До революции залы второго этажа и несколько залов первого оформить не удалось, но эти хорошо освещенные, высокие и просторные помещения использовались для проведения разнообразных выставок и собраний. Иногда эти залы служили мастерскими известным художникам – здесь работали В.И.Суриков, В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.А.Серов

     В советское время экспозиция музея была переосмыслена в соответствии с новыми идеологическими задачами. В 1937 году Исторический музей был объявлен главным национальным музеем страны. К началу 1980-х здание музея сильно обветшало и в 1986 году началась масштабная реставрация и реконструкция, которые из-за финансовых и организационных трудностей завершились только в 2002 году. Помимо восстановления интерьеров, о котором я буду рассказывать ниже, в перечне работ стоит отметить перекрытие большого внутреннего двора музея и создание за счет этого так называемого Половецкого дворика в цокольном этаже и Нового выставочного зала над ним на первом этаже. Вот на этом фото с высоты птичьего полета видны высокие постройки во внутреннем дворе музея, которые мы не можем увидеть с земли

С весны 2007 года впервые в истории Государственного исторического музея для посещения открыли все 40 залов.

Архитектура первой половины 19 века

Победа в Отечественной войне (1812) знаменовала подъем страны на новый уровень. Новый стиль русской архитектуры сформировался на базе барокко, готики, ренессанса. Перед архитекторами стояла задача – обустроить и подготовить город для новой эпохи. Воздвигались вокзалы, университеты, театры, соборы, церкви, магазины, заводы и достопримечательности. Данные архитектурные сооружения до сих пор радуют туристов и жителей города своей красотой. Именно архитектуре 19 века мы обязаны внешним видом многих российских городов.

Исаакиевский собор

В 19 веке наблюдается увлечение императора культурой Франции. Александром I был приглашен в Российскую империю французский архитектор – Огюст Монферран. К его шедеврам архитектуры принадлежат и Александровская колонна в Санкт-Петербурге, Спасский собор в Нижнем Новгороде и Нижегородская ярмарка. До наших дней сохранилось все, кроме ярмарки.

Ампир – стиль королей

19 веку присущ архитектурный стиль – ампир. Он привлекал императоров своей красотой и театральностью. Здания в королевском стиле отличаются:

  • колоннами;
  • лепными карнизами;
  • пилястрами;
  • образцами античной скульптуры (грифоны, львы, сфинксы);
  • военной символикой;
  • богатым декором;
  • отражением древнеримских и древнегреческих художественных форм.

Преобладали белые, желтые и серые цвета. Лепные статуи белого цвета, фасад здания – желтый.

В первой половине 19 века закончили планировку Сенатской и Дворцовой площади. Их оформление доверили Росси К.И. Он соединил 2 стиля – барокко и классицизм, в которых выполнены Дворец Растрелли, здание Главного штаба и министерства. Архитектор принял неординарное решение – добавил в проект Триумфальную арку, венчаемую колесницей Славы, которая несет высокоторжественный характер. К.И. Росси воздвигнул ансамбль, в который входят Александрийский театр и прилегающая к нему Александрийская площадь, Театральная улица (находится за театром), площадь Чернышева у набережной реки Фонтанки.

В Петербурге многие здания выстроены в стиле ампир. Воронихин А.Н. спроектировал Казанский собор. Горный институт выделяется скульптурными группами, украшающими портик с дорической колоннадой.

После знаменитого пожара 1812 года Москва нуждалась в немедленном восстановлении. За эту задачу взялся архитектор Бове О.И. После долгой и упорной работы в Москве появились Большой театр, Триумфальные ворота, Ансамбль Красной площади, Манеж, Театральная площадь, Троицкий собор (город Клин), церковь Михаила Архангела.

Как посетить Исторический музей

Государственный исторический музей имеет очень красивый адрес: Красная площадь, дом 1. Расположен он в северной части Красной площади. Со станций метро Площадь Революции, Театральная и Охотный ряд выходить надо по указателям «К Историческому музею»

Обратите внимание: вход в музей для посетителей со стороны Воскресенского проезда и, если идёте со стороны Манежной площади (т.е. от станций метро Театральная и Охотный ряд), то надо пройти Воскресенские ворота

Музей открыт с 10 до 18 часов, но летом, с июня по август, работает до 21 часа. Также летом нет выходного дня по вторникам. График работы музея может меняться в связи с проведением каких-либо мероприятий на Красной площади (парады, шествия и т.п.).

Особенности русско-византийского стиля

В архитектуре 19 века русско-византийское направление развивалось при активной поддержке российского правительства. Ведь этот стиль являлся воплощением идеи официального православия. Русско-византийская архитектура характеризуется заимствованием некоторых приемов композиции и мотивов, использованных в византийских храмах.

Византия заимствовала архитектурные формы из античности, но постепенно изменила их, выработав тип церковных сооружений, сильно отличающийся от базилик древних христиан. Главная его черта – использование купола, покрывающего среднюю часть здания, с применением приема так называемых парусов.

Внутреннее оформление византийских храмов не блистало богатством и не отличалось сложностью деталей. Но при этом их стены в нижней части были облицованы мрамором дорогих сортов, а в верхней украшались позолотой. Своды были покрыты мозаикой и фресками.

Снаружи сооружение состояло из двух ярусов удлиненных окон с закругленным верхом. Окна в некоторых случаях группировались по два или по три, и каждая из групп отделялась от других колонкой и обрамлялась фальшивой аркой. Помимо окон в стенах, делались отверстия у основания купола с целью лучшего освещения.

Петербургское и московское направления

Русский ампир разделился на два направления: московский и петербургский. Это деление являлось не столько территориальным, сколько характеризующимся в зависимости от степени его отхода от классицизма. Наибольшим этот отрыв был у петербургских архитекторов. Наиболее видными его представителями являлись:

  • Андрей Воронихин.
  • Андреян Захаров.
  • Василий Стасов.
  • Жан Томон.
  • Карл Росси.

Среди архитекторов Москвы к крупнейшим мастерам рассматриваемого периода относятся:

  • Осип Бове.
  • Доменико Жилярди.
  • Афанасий Григорьев.

Среди скульпторов можно выделить Феодосия Щедрина и Ивана Матроса. В российской архитектуре ампир был ведущим стилем до 1830-40-х годов. Интересно, что его возрождение, хотя и в несколько иных формах, произошло в СССР. Это направление, пришедшееся на 1930-50-е гг. ХХ в., стало называться «сталинским ампиром».

Архитектура второй половины 19 века

Возрождение древнерусского стиля

Во второй половине 19 века возродился интерес к древнерусской и византийской культуре. Это породило архитектурный стиль, который назвали «русский стиль». Также его называли «псевдорусским» или «неорусским». Данное направление объединяло черты византийского и древнерусского зодчества. Считается, что русско-византийский стиль – воплощение православия. Соборы и храмы, выполненные в этом направлении, характеризуются куполами

Создателем является Тон К.А. В Москве его работами являются Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная Палата и Ленинградский вокзал. Петербург славится Московским вокзалом.

Ленинградский вокзал

Другие стили второй половины 19 века

Эклектика – направление в архитектуре, доминировавшее во второй половине 19 века. Эклектизм (историзм) объединяет в себе множество стилей:

  • необарокко;
  • неоренессанс;
  • неоготика;
  • неорококо;
  • «русский стиль».

Ко второй половине 19 века относятся:

  • Храм Спаса на Крови Парланда А.А.;
  • Городская дума, гостиница «Московская», Дом купца Генч-Оглуева в Ростове-на-Дону, ГУМ Померанцева А.И. в Москве;
  • Чайный дом на Мясницкой Клейн Р.А. в Москве.

«Кирпичный стиль» — развивался параллельно с эклектикой. В этом стиле выполнены Исторический музей в Москве, кожно-венерологический диспансер в Казани, Женская гимназия в Красноярске.

Королевский стиль

Ампир часто относят к так называемым королевским стилям, что обусловлено его театральностью при оформлении как внутренних помещений, так и внешней отделки. Его особенностью является обязательное присутствие колонн, лепных карнизов, пилястров, прочих классических элементов. К этому добавляются мотивы, отражающие почти без изменений такие образцы деталей античной скульптуры, как сфинксы, грифоны, львиные лапы.

В ампире элементы располагаются в строгом порядке при наличии симметрии и равновесия. Данному стилю присущи:

  • массивные, монументальные формы;
  • военная символика;
  • богатый декор;
  • влияние древнеримских и древнегреческих художественных форм.

Художественным замыслом данного стиля было подчеркнуть и воплотить идеи могущества самодержавной власти, государства, военной силы.

Архитектурный классицизм

Для архитектурного классицизма основной чертой является обращение к формам, характерным для античного зодчества, рассматриваемым как эталон простоты, строгости, гармонии, логичности. В целом он отличается регулярной планировкой, четкостью формы, которая является объемной. В его основе лежит ордер, близкий к античности по формам и пропорциям. А также классицизму присущи симметричные композиции, сдержанность декора, регулярность в городской планировке.

Центрами классицизма в России были Москва и Петербург. Его яркими представители — Джакомо Кваренги и Иван Старов. Типичными классицистическими зданиями являются Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор, находящийся в Александро-Невской лавре, архитектором которых был Старов. По проекту Кваренги были построены Александровский дворец, Смольный институт, Академия наук. Творения этого архитектора являются символом петербургского классицизма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Комментарии: 1
  1. Аноним

    :twisted:

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: