Описание картины Айвазовского Тонущий корабль
статьи:
- 1. История создания
- 2. Стиль написания
- 3. Сюжет
Тонущий корабль – картина Ивана Айвазовского, написанная в 1854 году.
Принадлежит к редкой школе негатива – используются при создании работы только темные цвета, основной поход делается на черном цвете, и белом. Писалась картина ровно два месяца, так как, основную долю времени пришлось потратить именно на написание тонущего судна.
После, картина попала в частную коллекцию автора, через пять лет была продана за границу.
История создания
Картина была написана в 1854 году, когда Айвазовский уже вернулся на родину. Отношения с Российской Империей пока что, уже были испорчены, но власти не спешили обрубать последние мосты. Нужно было испробовать мужчину на прочность, и галереи еще позволяли покупать работы дарования, ставя их в основные коллекции.
При этом, Айвазовский работал над полотном в перерывах между основными картинами, стараясь перенять опыт французских коллег. Многие смелые эксперименты автора появлялись именно тогда, когда художник смотрел за развитием романтизма в других странах.
Россия позже всех вошла в то время, когда стиль написания пейзажей уже устоялся во всех других уголках мира.
Стиль написания
Картина писалась в два этапа. Сначала, Айвазовский принялся рисовать фигуру корабля, которая находилась на переднем плане. Именно по этой причине, ее нужно было практически детализировать больше всей остальной картины. Нельзя было скрасить неудачные моменты, и оставить их в стороне. Поэтому, корабль прорисовывался с помощью шпателя, и неудачные мазки тотчас же удалялись, чтобы не портить основной образ. Были выбраны специально негативно серые тона, при этом, холодная палитра была задействована только на пару процентов. Нужно было показать, что даже без ярких цветов, пользуясь только правилами жанра, можно создать неплохую работу, выполнив основную задачу. Второй этап состоял из всей остальной картины. Айвазовский часто рисовал и море, и небо уже в финальной стадии, выбирая даже одинаковые стили нанесения краски. Подобное было связано в первую очередь с тем, что мужчина старался изобразить именно единство природы, в какой бы момент времени зритель со стороны не смотрел на картину.
Сюжет
Работа изображает корабль, который медленно, но, верно, идет ко дну. Людей на нем, уже не осталось. Матросы покинули судно, и теперь, в непогоду, под свет луны, корабль идет ко дну.
Неожиданный Айвазовский. 3 льва и один портрет
Иван Айвазовский. Львы в пустыне. 1874 г. Частная коллекция
Три льва, убившие верблюда. Не ожидали такого от мариниста? Казалось бы, совсем не по-Айвазовски. Но приглядитесь.
Разве он здесь не в похожей стихии? Бескрайняя пустыня вместо моря. Погибший от лап львов верблюд. Он словно затонувший корабль под натиском свирепых волн. Только цветовая гамма другая. Не синяя, а желтая.
А ещё Айвазовский писал портреты. Правда среди них нет шедевров. Они были скорее мемуарными. Наиболее известный среди них – портрет второй жены.
Иван Айвазовский. Портрет жены художника. 1894 г. Феодосийская картинная галерея, г. Феодосия, Крым. wikipedia.org
Этот портрет был написан, когда художнику было за 70. Разница в возрасте со второй женой была 40 лет. Их брак продлился 18 лет.
Красивая, скромная женщина. Которая после смерти мужа хотела лишь уединения. Она проведёт ещё 45 лет своей жизни в полном одиночестве.
***
Однажды на первых курсах обучения в Академии Айвазовский принёс свой рисунок. Учителя были поражены.
Иван Айвазовский. Предательство Иуды. 1834 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.
Они были уверены, что Айвазовский не сам его нарисовал. А если и сам, то сделал копию с работы какого-то мастера.
Но это не копия. А творение раннего Айвазовского. Оно говорит лишь об одном.
Если бы Айвазовский не родился у моря, если бы он не стал маринистом, он бы все равно стал выдающимся художником.
Только мы бы лицезрели роскошные леса и романтические города. Разнообразные и точно не скучные.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Живопись
После 2-летней работы в Крыму, Айвазовский написал немало картин морской тематики, а также увлекся батальной живописью. Более того, он участвовал в военном конфликте на берегу Черкесии, вследствие чего сделал наброски происходивших событий для предстоящей работы – «Десант отряда в долине Субаши».
Когда эту картину увидел император Николай I он сразу же купил ее. В результате, у Ивана появился покровитель в виде русского императора. Став дипломированным художником, он также получил личное дворянство.
«Девятый вал»
Примерно тогда же Айвазовский начал тесно общаться с живописцем Карлом Брюлловым и композитором Михаилом Глинкой. В 1840 г. он вместе с коллегой поехал в Италию, где познакомился с Николаем Гоголем. Здесь у него выработался характерный стиль написания картин.
Иван работал на улице лишь непродолжительное время, после чего шел в мастерскую. Тут он дописывал полотно по памяти, прибегая при этом к импровизации. Интересен факт, что когда он представил свой новый шедевр на тему сотворения мира – «Хаос», он сразу же был приобретен Папой римским Григорием XVI.
Понтифику настолько понравился холст, что он наградил русского художника золотой медалью. Картины Ивана удостаивались высоких похвал от разных искусствоведов, а также прекрасно распродавались. К тому моменту он уже имел европейское признание, удостоившись золотой медали от руководства Парижской академии художеств.
Позднее Айвазовский посетил несколько стран Европы, вернувшись домой в 1844 г. Стоит заметить, что в Бискайском заливе судно, на котором он плыл, попало в шторм и едва не пошло ко дну. В прессе даже появились новости будто живописец погиб.
В последующие годы биографии Иван Айвазовский стал художником Главного морского штаба России, после чего ему доверили должность профессора в стенах родной академии. Мужчина массово писал картины на морскую тематику, однако он стал автором и немалого количества крымских городских пейзажей.
Кроме этого, кисти Айвазовского принадлежит достаточно много полотен, в основе которых лежит историческая, портретная и библейская тематики. В 1857 г. он отправил на выставку в Париж цикл из 4-х пейзажей «Богатства России», за который первым из русских художников удостоился французского ордена Почетного легиона.
В 1880 г. мастер основал в своем доме выставочный зал. Эта дата считается годом открытия Феодосийской картинной галереи, которую Иван Айвазовский завещал родному городу. Он был первым среди русских живописцев, кто начал организовывать выставки картин не только в России, но и за границей.
Иван Константинович продолжал часто путешествовать, черпая вдохновение в разных уголках планеты. Когда ему было около 75 лет, он вместе с супругой побывал в США. В скором времени им была представлена картина «Ниагарский водопад».
Айвазовский удостоился множества самых престижных наград, а также получил звание действительного тайного советника, что приравнивалось к чину адмирала.
Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г.
Иван Айвазовский. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г. Одесский художественный музей
Иногда Айвазовский вписывал в свои морские пейзажи важную персону. Около десятка раз он это проделывал с Пушкиным.
Правда на большинстве из них фигура поэта мелкая. Черты лица еле различимы. Узнаваем он лишь по характерным бакенбардам. Как, например, на картине “Пушкин в Крыму…”
Айвазовский был художником-романтиком. Для которого природа всегда величественнее человека. Каким бы великим этот человек ни был. Отсюда “мелкие” Пушкин, Наполеон или Петр I.
Но есть одно исключение. На картине “Прощание Пушкина с морем” фигура поэта покрупнее.
Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург. Wikipedia.org
Но эту картину сложно назвать исключением. Потому что Пушкина написал … Илья Репин.
Об этом его попросил Айвазовский. Знаменитый маринист признавал, что Репину гораздо лучше удаются портреты. И даже не обижался на критику с его стороны.
Однажды Репин обратил внимание, что фигуры у Айвазовского освещены солнцем с обеих сторон. И что это противоречит природе
На что Айвазовский нисколько не обидевшись, ответил “Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант”.
Интересно, они заранее договорились, что работа будет подписана только именем Айвазовского? Думаю, Репин не возражал. Судя по тому, как скромно он оценил свою работу: “Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку”.
Через кладбище кораблей
Никто и не предполагал, что вышедший из порта 2 июля 1898 года лайнер «Ла Бургонь» оставит свой отпечаток в истории морских кораблекрушений, буквально через 2 дня после отплытия из Американского Нью-Йорка во Французский Гавр. На борту судна оказалось 128 членов экипажа и 597 пассажиров. Все подобные суда имели каюты первого и второго классов, снабженные электричеством, а также отсеки для перевозки мигрантов.
Лайнер «Ла Бургонь»
Капитанский мостик занимал профессионал своего дела — капитан Делонкль. И оказалось так, что ни разу не ошибавшийся капитан, в этот раз ушел с курса на 160 миль севернее, и пароход был вынужден пройти мимо острова Сейбл, рядом с которым находилось печально известное «кладбище кораблей». Сам остров в простонародье называли пожирателем кораблей.
Кладбище кораблей
То роковое утро 4 июля 1898 года не предвещало ничего хорошего. Лайнер вошел в густой туман, разглядеть через который нельзя было ничего — максимум, что видел экипаж и пассажиры, это нос судна и все. Матросы по команде капитана включили сирену, а также ходовые огни, и пошли полным ходом, чтобы быстрее проскочить злачное место. Никто и подумать не мог, что им навстречу несется британский стальной барк «Кромантишир», капитан которого Оскар Хендерсон находился на своем мостике и вглядывался в туман. Он беспокоился больше не о многочисленных песчаных отмелях, находившихся у острова Сейбл, сделавших здесь самое настоящее «кладбище кораблей», а о возможном столкновении с другим судном.
Кладбище кораблей
Уже когда туман начал рядеть, команда «Кромантишира» услышала отдаленный низкий бас гудка парохода, который мог принадлежать только большому судну. Звук раздавался слева от барка. Когда они увидели движущийся на всех парах «Ла Бургонь», было уже поздно. Хотя Хендерсон успел немного развернуть судно, чтобы столкновение оказалось не таким критичным, удар пришелся в борт, разрушая его, и руша мостики на борту. Когда лайнер оказался у носа «Кромантишира», то напоролся на четырехтонный якорь, который висел над клюзом. Металл начал сдирать обшивку «Ла Бургонь», а в довершение и вовсе разворочал нижнюю палубу с каютами, зацепившись лапой за один из шпангоутов. Цепь якоря лопнула и он упал на пароход, пробив в нем огромную дыру. От этого удара судна еще раз крепко стукнулись, оставляя разрушения, и расцепились, после чего пароход умчался в туман.
Лайнер «Ла Бургонь»
Во время столкновения на «Кромантишире» погибло только трое человек. Но команда смогла остановить плавучую махину, даже не предполагая, какой ужас выпал на судьбу тех, кто находился на другом корабле, покинувшем место столкновения.
Иван Айвазовский. Тонущий корабль. Описание картины. | Русские художники. Russian Artists
Танаис Галерея |
Иван Айвазовский. Тонущий корабль.
1854. Папье пелле, графитный карандаш, цветной карандаш, процарапка.
- Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.
- Говоря о творчестве Айвазовского, нельзя не остановиться на большом графической наследии, оставленном мастером.
- Одной из лучших графических работ художника является картина Тонущий корабль .
В течение своей долгой жизни Айвазовский совершил ряд путешествий: несколько раз побывал в Италии, Париже и других европейских городах, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, а в конце жизни, в 1898 году, совершил далекое путешествие в Америку. Во время морских плаваний он обогащал свои наблюдения, а в его папках накапливались рисунки.
Айвазовский всегда много и охотно рисовал. Его рисунки представляют широкий интерес как со стороны артистического их выполнения, так и для уяснения творческого метода художника.
Среди карандашных рисунков выделяются своим зрелым мастерством работы, относящиеся к сороковым годам, ко времени его академической командировки 1840-1844 годов и плавания у берегов Малой Азии и Архипелага летом 1845 года.
Художник делал лёгкий набросок пейзажа графитным карандашом и затем писал сепией, коричневатый цвет которой тонко варьировался от насыщенного к лёгкому, совсем прозрачному.
Для передачи блеска водной глади или морской пены художник часто применял белила или процарапывал верхний слой специально грунтованной бумаги, что создавало дополнительный световой эффект. Одна из таких работ Вид города Николаева
находится в Государственном Русском музее в Санкт Петербурге.
Рисунки этой поры гармоничны по композиционному распределению масс и отличаются строгой проработкой деталей. Крупные размеры листа и графическая законченность говорят о большом значении, которое Айвазовский придавал рисункам, сделанным с натуры. Это были в основном изображения прибрежных городов.
Острым твердым графитом Айвазовский рисовал лепящиеся по уступам гор, уходящие вдаль городские постройки или отдельные, понравившиеся ему здания, вкомпоновывая их в пейзажи. Самыми простыми графическими средствами — линией, почти не пользуясь светотенью, он достигал тончайших эффектов и точной передачи объема и пространства.
Рисунки, сделанные им во время путешествия, всегда помогали ему в творческой работе. В молодости он часто пользовался рисунками для композиции картин без всяких изменений. Позднее он свободно перерабатывал их, и часто они служили ему только первым толчком для выполнения творческих замыслов.
Ко второй половине жизни Айвазовского относится большое количество рисунков, выполненных в свободной широкой манере. В последний период творчества, когда Айвазовский делал беглые путевые зарисовки, он стал рисовать свободно, воспроизводя линией все изгибы формы, часто едва касаясь мягким карандашом бумаги.
Его рисунки, утратив былую графическую строгость и отчетливость, приобрели новые живописные качества.
Не всегда, разумеется, Айвазовский сразу удовлетворялся найденным в эскизе решением. Имеются три варианта эскиза к последней его картине «Взрыв корабля». Он стремился к лучшему решению композиции даже в формате рисунка: два рисунка сделаны в горизонтальном прямоугольнике и один в вертикальном. Все три выполнены беглым штрихом, передающим схему композиции.
Варфоломеевское утро
Пробоина, оставленная якорем, стала заполнять нижнее отделение «Ла Бургони» водой, затопив котельный отсек. Разрушения вывели из строя рулевое управление, и пароход стало уводить по непонятному направлению. Часть системы паропроводов оказалась порванной, и нескольких кочегаров обварило паром.
Кочегарка парохода
Минуты через три после удара на разрушенном мостике «Ла Бургони» появился капитан Делонкль, и вся палубная команда из кубриков высыпала наверх. Матросы получили приказ откачивать воду ручными помпами. Но лайнер уже имел крен на правый борт, и, зная характер повреждений, Делонкль понимал, что судно спасти невозможно. Тем не менее, он решил попытаться выбросить лайнер на песчаные отмели Сейбла, до которого было примерно 60 миль.
Капитан перевел ручки машинного телеграфа с положения «Стоп» на «Полный вперед», приказал править по компасу курсом «Норд 10 градусов к осту». Несмотря на сильные разрушения в корпусе, перебитые паропроводы и панику в котельном отделении, машина лайнера заработала, и «Ла Бургонь» рванулась вперед. Механики доложили на мостик, что топки второго котельного отделения будут залиты водой через 10 минут.
На самом деле это случилось через 5 минут. С каждой минутой правый борт его оседал все глубже. Вода начинала заливать пароход через пробоины, еще только что находившиеся выше ватерлинии. Когда она залила топки, котельное отделение наполнилось едким угольным дымом.
Лайнер «Ла Бургонь»
Машина «Ла Бургони» остановилась, винт парохода перестал вращаться. В наступившей тишине, прерываемой теперь лишь шипением вырывающегося из машины пара, на палубах «Ла Бургони» раздались крики.
Когда машина «Ла Бургони» стала, капитан Делонкль приказал всем офицерам явиться на мостик. Отдав команду спасать на шлюпках в первую очередь женщин и детей, Делонкль пожал всем офицерам руку, попрощался с ними и остался на мостике один среди обломков.
Матросы начали снимать со спасательных вельботов брезенты, и пассажиры бросились занимать в шлюпках места. На лайнере было всего десять гребных судов, из которых три были разбиты в момент удара. Семь оставшихся, конечно, не могли вместить всех пассажиров и команду лайнера.
Признание
Вскоре приходит общественное признание, а затем и государственные награды и отличия. Он был членом Академий художеств нескольких государств, награжден российскими и иностранными орденами, получил чин действительного тайного советника, что соответствовало адмиральскому званию на флоте, а в 1964 году стал потомственным дворянином. Талант и трудолюбие художника получили достойную оценку современников. За долгую жизнь в биографии Айвазовского интересных фактов накопилось немало. Он был обладателем многих наград и относился к ним с уважением. Однако, после массового убийства армян в Турции в 1894 — 1896 годах демонстративно выбросил в море все свои турецкие ордена. Неуемная тяга к путешествиям привела к тому, что художник едва не утонул в Бискайском заливе. Во время Крымской войны только резкий приказ адмирала Корнилова заставил живописца покинуть осажденный Севастополь. Все эти факты подчеркивают цельный характер Айвазовского, который был не только знаменитым художником, но и всегда имел гражданскую позицию.
Всего Айвазовский написал за жизнь более 6000 произведений — случай уникальный в истории живописи. Его творческое наследие огромно, все известные произведения перечислить просто невозможно. Вот только небольшой перечень самых известных работ художника:
- «Девятый вал «
- «Хаос. Сотворение мира»
- «Радуга»
- «Лунная ночь в Крыму. Гурзуф»
- «Кораблекрушение»
- «Лунная ночь на Босфоре»
- «Чесменский бой»
- «Неаполитанский залив»
- «Ночь в Венеции»
Бывали случаи, когда на одну и ту же тему он писал несколько картин. Эта сторона его творчества иногда вызывала недовольство критиков. По этому поводу Иван Константинович говорил, что таким образом он исправляет замеченные ошибки и совершенствует свои произведения.
Картины художника находятся во многих музеях мира, а также принадлежат частным лицам. Самая большая коллекция находится в Феодосийской картинной галерее им. И. К. Айвазовского. Крупнейшие собрания его работ хранятся и в других картинных галереях России:
- в Государственном Русском музее
- в Третьяковской галерее
- в Центральном военно-морском музее
- в Музее-заповеднике Петергоф
Значительная коллекция находится также в Национальной картинной галерее Армении.
Много путешествуя по миру, часто бывая в Санкт-Петербурге, Айвазовский был хорошо знаком со многими известными российскими деятелями культуры. К. Брюллов, М. Глинка, А. Пушкин — один только этот перечень в достаточной мере характеризует личность художника. С уважением относились к нему также и такие выдающиеся представители военно-морской элиты, как знаменитые адмиралы Ф. Литке, В. Корнилов, М. Лазарев.
Сочинение по картине И. К. Айвазовского
Айвазовский Иван Константинович проживал в Крыму. Он был любитель путешествий. Основные его работы написаны на морскую тему. Художник и его картины очень известны. “Лунная ночь.
https://youtube.com/watch?v=YwW3GYL_jxQ
Купальня в Феодосии” одна из шедевров, написана в 1853 году. Сегодня она находится в Таганроге. Художник изобразил на картине ночь над морем.
Центр полотна освещен лунным сиянием, исходящим от ночного светила. Передовая линия полотна изображает стеклянную гладь прибрежной воды. Дорожка, проложенная светом луны, освещает центр картины. Левая сторона описывает
бескрайную синь, переходящую во тьму ночи.
Если посмотреть вправо от световой дорожки, то можно заметить рябь на глади воды. Провожая глазами этот след, мы заметим плывущую женщину, видимую в сиянии луны. Подплывая к берегу, она походит на сказочную нимфу.
Небольшой домик, стоящий у берега манит к себе открытой дверью и светом, льющимся изнутри. В горящем свете немного правее мы видим сидящую незнакомку. Вероятно, она поджидает свою подругу, плавающую в водах ночного моря.
Правее прибрежного домика изображена освещенная луной набережная. Блестящие перила набережной отражают лунный свет. Совсем вдалеке проглядывают дома со спящими хозяевами. Не видно ни огонька.
Ночные окна темны и пусты. Центральная часть полотна занимает, отраженный морской гладью, лунный свет, по обеим сторонам которого возвышаются парусные лодки. Одиноко стоящий слева парусник, четко просматривается на полотне. Правее, стоящие на причале корабли, написаны художником в глубине картины. Они как бы прикрыты покровом ночи.
Их мачты как будто поддерживают темное небо, занимающее большую часть всей площади полотна. Лунный свет в центре картины, отчетливо отражает каждое облачко, плывущее над ночным морем.
Кажется, что подует легкий бриз и почувствуешь морское дыхание.
Все реалистично на этой, возможно, лучшей картине мастера.
(No Ratings Yet) Loading… Сочинение по картине И. К. Айвазовского« Уходить ли из школы после 9 класса?Види роботи на уроках читання (з досвіду роботи) »
История создания
Картина была написана в 1854 году, когда Айвазовский уже вернулся на родину. Отношения с Российской Империей пока что, уже были испорчены, но власти не спешили обрубать последние мосты. Нужно было испробовать мужчину на прочность, и галереи еще позволяли покупать работы дарования, ставя их в основные коллекции. При этом, Айвазовский работал над полотном в перерывах между основными картинами, стараясь перенять опыт французских коллег. Многие смелые эксперименты автора появлялись именно тогда, когда художник смотрел за развитием романтизма в других странах. Россия позже всех вошла в то время, когда стиль написания пейзажей уже устоялся во всех других уголках мира.