Антуан Ватто: 5 шедевров художника галантного века
Антуан Ватто (1684 – 1721) родился в Валансьене, небольшом городке на границе Франции и Фландрии. Художник застал кризисный период французской истории, период регентства, когда его пограничный городок перешел в состав Фландрии. Учителем Ватто был малоизвестный художник, театральный декоратор. Когда его пригласили делать декорации для парижской оперы в 1702 году, Ватто переехал вместе с ним в Париж — город больших возможностей для начинающих «моршанов», ведь там уже формируется рынок искусства.
В Париже Ватто поступил в мастерскую другого второстепенного живописца, который писал на поток рыночные картинки: ярмарочные изображения на религиозные сюжеты ширпотребного качества, похожие на лубок. В ремесле Ватто преуспел, и создавал виртуозные картинки на скорую руку. Одновременно Ватто работал в лавке одного из антикваров на Старом мосту, где делал копии с картин старых мастеров и продавал их за небольшие деньги.
Позже у Ватто было два учителя-живописца, Клод Жилло и Клод Одран, тоже из декораторской и театральной среды. И ранние работы Ватто тоже на театральную тему.
Ватто — выходец из ремесленной среды непрофессиональных живописцев, или примитивов, в то время как стандартный путь живописца тогда лежал через учебу в Академии художеств.
1. «Соблазнитель», 1707-1708
Графический лист, выполненный в технике акварели, служил образцом для декоративных панелей — ими украшали интерьеры частных отелей-партикюлье. В обрамлении орнаментов из усиков и завитков расположена сюжетная композиция: пастух держит даму за руку, ветерок играет с ее фартуком, и, в надежде углядеть детали туалета, кавалер наклоняет голову. Картинка с легким куртуазным и развлекательным характером.
2. Актеры французской комедии дель арте, 1714-1715 гг.
Кажется, что это групповой портрет в театральных костюмах. Фигуры сильно выдвинуты на первый план, они занимают все пространство холста, и напоминают групповые голландские портреты. Но когда начинаешь приглядываться, нить диалога между персонажами теряется: их взгляды направлены мимо друг друга, а на зрителя смотрит только девушка в центре. Это не портрет и не сюжетная картина. Персонажи картин Ватто повторяются от одной картины в другую, с новыми вариациями
Двойственность сюжетов Ватто переносит внимание зрителя с разгадывания сюжета на созерцание живописи. Зритель получает наслаждение от цвета, фактуры и декоративной виртуозности
3. Савояр с сурком, 1707-1709
Савояры — бродячие музыканты из провинции Савой на границе Италии и Франции. Они путешествовали с шарманками и волынками, собирали милостыню или гадали. Cурок лежит на шарманке и нежно обнимает хозяина. Картина потрясает непосредственностью, живостью. Пейзаж за спиной савояра кажется импрессионистическим, настолько он насыщен светом, цветом, воздухом. Он настолько свободно написан, что невольно рождаются параллели с живописью конца XIX века.
4. «Капризница», 1718
В собрание Эрмитажа картина попала благодаря Екатерине II, которая приобрела коллекцию Пьера Кроза, друга и покровителя Ватто. Название неточно, потому что в даме не видно никаких капризов. Девушка сидит на краешке каменной скамьи, сжимая в руках платье. Она то ли собирается бежать от назойливого кавалера, то ли, наоборот, присела и внимательно прислушивается к тому, что он говорит. Кавалер за ее спиной одной рукой облокотился на каменную скамью, другую заложил за кафтан и как бы не решается ее обнять. Одеты они в совершенно вымышленные, карнавальные костюмы — смесь костюмов XVII и XVIII вв. Замечательно здесь то, как построена композиция и пространство. Картина строится на ясных, четких ритмах углов, прямоугольников. У Ватто есть классицистическое чувство композиции — ясное, простое и рациональное.
5. «Жиль», 1717-1718 гг.
Монументальный и парадный портрет Пьеро, что уже само по себе парадоксально. Пьеро – это амплуа, маска французской комедии, которая создавалась по образцу итальянской комедии дель арте. Это рыночный, уличный театр, поэтому неясен выбор композиции и большого формата. Фигура Пьеро располагается строго по центру, она занимает почти все пространство холста. Ватто выбирает повышенную точку, так, чтобы зритель смотрел на фигуру Пьеро снизу вверх. За спиной Пьеро мы видим другие маски итальянской комедии – Арлекина, Скарамуша, Коломбину. Они помещаются ниже и получается, что Пьеро стоит на авансцене, а другие актеры — за ним .
Рисунки из альбомов Ватто заслуживают отдельного внимания.
http://kulturologia.ru/blogs/310120/45346/http://art-assorty.ru/9224-antuan-vatto-kartiny.html
Библиография [ править ]
- (1971) . . Классика мирового искусства. Введение Джона Сандерленда. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. ISBN . OCLC — через Интернет-архив.
- Ворона, Томас Э. (1985). . Новый рай ; Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-03764-3. OCLC — через Интернет-архив.
- ; Вуафларт, Альберт (1921–1929). Жан де Жюльен и могилы Ватто в XVIII веке . Париж: Pour les membersres de la Société. OCLC .
- Дорманди, Томас (2000). . Издательство Нью-Йоркского университета .
- Гонкур, Эдмон и Жюль де (1881). [ Искусство восемнадцатого века ]. 1 . Париж: Ж. Шарпантье. OCLC — через Интернет-архив.
- Грасселли, Маргарет Морган; Розенберг, Пьер и Пармантье, Николь, ред. (1984). (каталог выставки). ISBN 0-89468-074-9. OCLC — через архив Национальной галереи искусств.
- Хинд, Чарльз Льюис (1910). . Лондон: TC & EC Jack — через Интернет-архив.
- Хюйге, Рене (1970) . . Перевод Барбары Брей. Нью-Йорк: Бразиллер. OCLC — через Интернет-архив.
- Коноди, Пол Джордж (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . 28 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 417–418.
- Леви, Майкл (1966). . Лондон: Темза и Гудзон . OCLC — через Интернет-архив.
- Моклер, Камилла (1906). . Duckworth & Co — через Интернет-архив.
- Мишель, Кристиан (2008). . Женева: Дро. ISBN 978-2-600-01176-1. OCLC .
- Моллетт, Джон Уильям (1883). . Иллюстрированные биографии великих художников. Лондон: С. Лоу, Марстон, Сирл и Ривингтон. OCLC — через Интернет-архив.
- Филлипс, Клод (1895). . Сили и Ко. Ограничено. OCLC — через Интернет-архив.
- Плакс, Джули Энн (2000). Ватто и культурная политика Франции восемнадцатого века . Кембридж и др .: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-64268-X. OCLC .
- Познер, Дональд (1984). . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 0-8014-1571-3. OCLC — через Интернет-архив.
- Ролан Мишель, Марианна (1984). Ватто . Фламмарион . ISBN . OCLC .
- Шнайдер, Пьер (1967). . Нью-Йорк: Книги времени жизни . OCLC — через Интернет-архив.
- Шериф, Мэри Д., изд. (2006). Антуан Ватто: взгляд на художника и культуру его времени . Ньюарк: Университет штата Делавэр. ISBN 978-0-87413-934-1. OCLC .
- Стейли, Edgcumbe (1902). . Лондон: Джордж Белл и сыновья — через Интернет-архив.
- Штейн, Перрин (октябрь 2003 г.). . Хейльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . Проверено 18 сентября 2020 года .
- Видаль, Мэри (1992). Нарисованные беседы Ватто: искусство, литература и разговор во Франции семнадцатого и восемнадцатого веков . Нью-Хейвен, Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-05480-7. OCLC .
- Уолш, Линда (1999). . В Баркере, Эмма; Уэбб, Ник; Вудс, Ким (ред.). . Искусство и его история. 2 . Нью-Хейвен, Лондон: Издательство Йельского университета. С. 220–248. ISBN 0-300-07740-8. OCLC — через Интернет-архив.
- Бюллетень Общества Ватто, Лондон.
- Мартин Эйдельберг, watteauandhiscircle.org
Смерть
Антуан Ватто тревожил друзей небрежным отношением к своему финансовому положению. Художник словно знал, что проживет недолго, а потому не откладывал «на черный день».
С детства Ватто часто болел. В 1720 году за советом по очередному недугу живописец направился в Лондон. Задымленный воздух Англии плохо отразился на здоровье Ватто — спровоцировал «уснувший» туберкулез. Ему пришлось немедленно вернуться домой.
До последних дней жизни Ватто сильно кашлял. Друзьям он говорил, что виной тому лондонский смог, застрявший в легких. На самом деле причиной смерти стал туберкулезный ларингит. Ватто умер 18 июля 1721 года, в 36 лет.
Антуан Ватто краткая биография
Антуан Ватто (Jean Antoine Watteau) — великий французский художник. Считается одним из основоположников стиля рококо.
Антуан Ватто родился 10 октября 1684 года в городе Валансьен, Франция. Около 1702 года переехал в Париж. Долгое время работал, как копист картин. Обучался у таких художников, как Клод Жилло и Клод Одран. Большое влияние на его живопись оказало творчество Питера Пауля Рубенса
Вначале своей карьеры он писал картины батального жанра, однако затем стал всё больше уделять внимание жанровым сценам
Работы Антуана Ватто проникнуты особым настроением, театральной игрой, ироничностью и лирикой. Характерными элементами для картин Ватто являются выразительность поз и жестов, нежные сочетания цветов. В отличие от парадно-официального искусства, которое было наиболее востребовано в XVIII веке, его картины были довольно простыми и от того необычайно очаровательными.
Исследователи творчества Антуана Ватто подчёркивают несомненное влияния искусства Рубенса на стиль художника. Особое колористическое чувство делают его картины сказочными и чарующими. Рассматривая картины Ватто, можно удивиться тому, насколько легка и свободна его живопись. Кисть художника одновременно воздушна и энергична. Чёткие образы окружает особая атмосфера, которая способствует созерцанию. Выдающийся колорист был способен передать настроение, эмоциональность и трепетное волнение.
Великий французский художник Антуан Ватто умер 18 июля 1721 года в городе Ножан-сюр-Марн, Франция. Несмотря на то, что основной творческий период Ватто охватывает всего 10-12 лет, он успел создать множество потрясающих шедевров, которые сегодня находятся в самых известных музеях мира — Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Национальном музее Швеции, Музее изящных искусств в Бостоне, Дрезденской галерее, Лондонской национальной галерее, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Лувре и других.
Являетесь жителем Калмыкии и хотите знать о своём регионе всё? Предприятия Республики Калмыкия с описаниями, адресами и контактами на Vcom. Заходите, чтобы ознакомиться подробнее или добавить свою организацию.
Биография
Годы ученичества
Жан Антуан Ватто родился 10 октября 1684 года в провинциальном Валансьене, незадолго до рождения будущего живописца вошедшем в границы Франции. Отец Антуана — Жан Филипп Ватто (1620—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом. О происхождении матери художника — Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось. Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. С раннего детства он пристрастился к рисованию, и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. По словам Жана де Жюльена, одного из друзей и первых биографов художника, «Ватто, которому в то время было лет десять-одиннадцать, учился с таким увлечением, что через несколько лет наставник уже перестал ему быть полезен, ибо не мог должным образом руководить им». По другим сведениям, пребывание в мастерской Жерена продолжалось недолго из-за того, что через некоторое время отец отказался оплачивать обучение сына.
Между 1700 и 1702 годами Антуан Ватто против воли отца, тайно покидает Валансьен и, не имея никаких средств, пешком добирается до Парижа. Возможно, его побегу в Париж способствовало знакомство в Валансьене с художником-декоратором Метейе. Согласно этой версии, Метейе выдавал себя за способного театрального декоратора, и в первое время своего пребывания в Париже Ватто работал под его руководством для театра. Однако успехов Метейе не снискал и спустя несколько месяцев был вынужден вернуться на родину. Достоверно известно лишь то, что вскоре после прибытия в Париж Ватто, не имея денег на существование, нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дам, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии.
Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. У Мариэттов Ватто получил возможность познакомиться с гравюрами Рембрандта, рисунками Тициана, эстампами Рубенса и впервые погрузился в атмосферу подлинного профессионализма. При посредничестве Мариэттов Ватто становится учеником художника Клода Жилло, мастера театральных декораций и создателя небольших картин, изображавших сцены итальянской комедии. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Здесь он вплотную столкнулся с тематикой, которая впоследствии стала одной из основ его творчества, и получил возможность увидеть театральную жизнь изнутри. Возможно, что учёба у Жилло и не оказала решающего влияния на живописное формирование Ватто, но она существенно обогатила художественный вкус недавнего провинциала и привела его к осознанию собственной индивидуальности. По словам ещё одного друга и биографа художника, Эдм-Франсуа Жерсена, «у этого мастера Ватто воспринял лишь вкус к гротеску и к комическому, а также вкус к современным сюжетам, которым он посвятил себя впоследствии. И все же надо признать, что у Жилло Ватто окончательно разобрался в самом себе и что с тех пор стали более явственными признаки таланта, который предстояло развить».
Внешние изображения | |
---|---|
Антуан Ватто. Сатира на врачей. Ок. 1706. ГМИИ имени А.С. Пушкина | |
Антуан Ватто. Художник в парике (вероятно, Клод Одран), сидящий за мольбертом. ок. 1709. Институт искусств, Чикаго |
От периода ученичества у Жилло сохранилось лишь несколько картин Ватто (одна из них хранится в ГМИИ имени А. С. Пушкина: «Сатира на врачей»), в которых ещё с трудом угадываются черты его будущего стиля.
«Художник галантных празднеств»
Несмотря на свою короткую жизнь, Ватто успел насладиться признанием, насколько он вообще мог получать удовольствие от симпатий поклонников его творчества. За неимением другого определения, он стал «художником галантных празднеств» – потому что именно такому виду времяпрепровождения были посвящены его многочисленные произведения. Весь мир тогда и впрямь считался театром, и каждый играл свою роль – это главное, пожалуй, что несут в себе картины Ватто, на которых иногда не отличишь актера от парижского графа – поскольку и тот, и другой ведут игру на публику, носят личину, маску.
А. Ватто. «Удовольствие»
Интерес к актерам, к закулисной жизни, к сущности лицедейства был у Ватто вполне искренним, и можно проследить, как менялся его стиль с течением времени. Поначалу полотна с изображением актеров отличала особенная выразительность, нарочитость мимики и жестов; со временем Ватто переходит к минимальному выражению эмоций, оставляя на лицах персонажей и в их жестикуляции лишь намеки – отчего картина становится лишь выразительнее. Недосказанность и сдержанность лишь разжигают интерес – композиция приобретает новое звучание, в ней появляется таинственность.
А. Ватто. «Пьеро (Жиль)»
Одна из самых сильных картин Ватто – «Пьеро», также называемая «Жиль» – тому яркое подтверждение. На полотне пойман момент, когда игра еще не началась, и каждый персонаж честен со зрителем, включая Пьеро, выражение лица которого диссонирует с его костюмом и общим настроением. Другие актеры безразличны к переживаниям Пьеро, чей облик выражает одиночество и растерянность. Лишь один персонаж, кажется, чувствует нечто похожее, и персонаж этот, смотрящий прямо на зрителя – осел.
А. Ватто. «Вывеска лавки Жерсена»
Своеобразным итогом творчества Антуана Ватто стала картина «Вывеска лавки Жерсена», которую он написал уже будучи совершенно больным. На полотне художник изобразил пространство галереи, совмещенное с уличным, фасад исчез; на стенах внутри лавки – работы любимых художников Ватто: Йорданса, Рубенса, Веласкеса. Портрет Короля-Солнце упаковывают в ящик: эпоха Людовика XIV завершается, уступая место новому – в том числе и в искусстве.
Р. Каррьера. Портрет Антуана Ватто, написан незадолго до его кончины
В 1720 году Антуан Ватто скончался от туберкулеза, ему было 36 лет. Биография Ватто не дает никаких сведений о его личной жизни, считается, что у художника не было любовных связей, а потому, разумеется, не оставляются попытки найти хотя бы одну такую историю. Попыткам разгадать личность женщины, изображенной спиной к зрителю на некоторых картинах Ватто, посвящен кинофильм «Тайна Антуана Ватто», «искусствоведческий детектив», предлагающий еще одну точку зрения на причины интереса художника к событиям парижской театральной жизни.
Ватто оставил большое количество рисунков и эскизов
Мода на картины Ватто пережила его самого, более того, настоящая известность пришла к художнику спустя значительное время после его гибели – к началу XIX века. Ватто был признан родоначальником стиля рококо и предтечей импрессионизма – во всяком случае, пейзажные и пасторальные полотна художника, атмосфера, которая наполняла композицию, в новом модернистском течении второй половины XIX века оказались весьма прогрессивными.Ватто оставил после себя большое количество рисунков – и еще больше оказались пропавшими. Тем не менее ценители искусства не теряют надежду, что однажды будет найдена тетрадь художника с эскизами.
Более поздняя карьера [ править ]
Удовольствия любви (1718–1719)
Праздник (или праздник) любви (1718–1719)
Посадка на Киферу , 1717 г., Лувр . Многие комментаторы отмечают, что на нем изображено отбытие с острова Кифера , места рождения Венеры , что символизирует краткость любви.
В 1709 году Ватто попытался получить годичное пребывание в Риме , выиграв Премию Рима от Академии , но ему удалось только получить вторую премию. В 1712 году он попробовал еще раз, и Шарль де Ла Фосс убедил его, что ему нечему научиться, отправившись в Рим; благодаря Фоссе он был принят в члены-корреспонденты Академии в 1712 году и в полноправные члены в 1717 году. Он потратил эти пять лет на то, чтобы доставить требуемый « приемный кусок », но это был один из его шедевров: Паломничество Cythera , также называемый Embarkation для Cythera .
Затем Ватто переехал к коллекционеру Пьеру Кроза , который после своей смерти в 1740 году оставил около 400 картин и 19 000 рисунков мастеров. Таким образом, Ватто смог потратить еще больше времени на знакомство с работами Рубенса и венецианских мастеров.
Ему не хватало покровителей- аристократов ; его покупателями были такие буржуа , как банкиры и дилеры. Среди его самых известных картин, около двух версий Паломничества к Cythera , один в Лувре , другой в замке Шарлоттенбург , Берлин , являются Pierrot (давно определены как «Жиль» ),Fêtes venitiennes , Любовь в итальянском театре , Любовь во французском театре , «Voulez-vous triompher des belles?» и Мезетин. Персонаж его знаменитой картины, Пьеро ( Жиль ), — актер в белом атласном костюме, который стоит изолированно от четырех своих товарищей и смотрит вперед с загадочным выражением лица.
Последний шедевр Ватто, вывеска «Магазин» в Жерсенте , покидает пасторальный лесной район , где вас ждут обычные городские встречи. Нарисованная по настоянию самого Ватто «через восемь дней, работая только по утрам … чтобы согреть пальцы» эта вывеска для магазина в Париже торговца картинами Эдме Франсуа Жерсента фактически является последним занавесом. театра Ватто. Его сравнивают с Las Meninas как медитацией на искусство и иллюзию. Сцена представляет собой художественную галерею, фасад которой волшебным образом исчез, а галерея и улица на полотне сливаются в одну непрерывную драму.
Ватто тревожил своих друзей небрежностью по поводу своего будущего и финансовой безопасности, как будто предчувствуя, что проживет недолго. На самом деле он был болезненным и физически хрупким с детства. В 1720 году он отправился в Лондон, Англия, чтобы проконсультироваться с доктором Ричардом Мидом , одним из самых модных врачей своего времени и поклонником работ Ватто. Однако влажный и дымный воздух Лондона сводил на нет пользу от здоровой еды и лекарств доктора Мида. Ватто вернулся во Францию, провел шесть месяцев с Жерсеном а затем провел последние несколько месяцев в поместье своего патрона, аббата Харанжера, где он умер в 1721 году, возможно, от туберкулеза.ларингит, в возрасте 36 лет. Аббат сказал, что Ватто был в полубессознательном состоянии и онемел в последние дни своей жизни, сжимая кисть и раскрашивая в воздухе воображаемые картины.
Его племянник Луи Жозеф Ватто , сын брата Антуана Ноэля Жозефа Ватто (1689–1756), и внучатый племянник Франсуа-Луи-Жозеф Ватто , сын Луи, последовали за Антуаном в живопись.
Сидящая женщина (1716/1717), рисунок Ватто
Молодость в Париже
Как трудно было в ту пору быть независимым! Жизнь парижского художника, даже удачливого, все равно не была свободной: приходилось искать покровительства и денежной помощи состоятельных любителей искусства, иначе не удавалось прокормиться. Хорошо, если меценат действительно разбирался в живописи, не был самодуром или капризным упрямцем.
Ватто повезло: ему старались помочь люди достойные, чутко угадавшие необычный талант в хрупком, нескладном, часто болевшем юноше. Художник и торговец картинами Мариэтт, живописцы Одран и Жилло, коллекционер Кроза и многие другие были искренне привязаны к Ватто, ценили его дар.
Но сколько раз художник покидал гостеприимный кров, предпочитая ни с чем не сравнимую свободу! Он вовсе не был легким человеком, этот блистательный поэт легкомысленных празднеств. Антуан часто искал одиночества, много размышлял, и мысли его были невеселыми.
Интересные факты из жизни художника
Ватто был очень популярным живописцем и жил довольно богато. Деньгами он не дорожил и не считал их.Однажды к нему заявился парикмахер и предложил новый парик — из натурального человеческого волоса.
— Какая красота! — восхитился художник. — Какая естественность! Он хотел расплатиться с парикмахером, но тот вежливо отказался от денег, сказав, что почтет за честь отдать этот парик великому живописцу, если получит хотя бы один или, может быть, парочку его эскизиков. Ватто тут же с небывалой щедростью насовал ему пачку эскизов, и, довольный сделкой, парикмахер ушел.
Но Ватто все не мог успокоиться. Ему казалось, что он надул бедного человека. Через неделю после этого случая один друг, придя к нему в мастерскую, застал Ватто у мольберта — он начал новую картину в обход всех заказов. — Хочу отдать тому бедолаге-парикмахеру, — заявил он другу. — Мне все кажется, что я его обманул. Другу стоило больших трудов отговорить художника от этого похвального намерения.
Сюжет картины «Паломничество на остров Киферу»
Ватто потребовалось целых 5 лет, чтобы завершить свою монументальную работу. Причина, по которой это заняло у него так много времени, заключалась в том, что параллельно художник работал над растущим числом частных заказов, которые приносили ему растущую репутацию и, конечно, хороший доход. Ватто представил работу в 1717 году. «Паломничество на остров Киферу» оказалось одним из его шедевров. Неудивительно, что Ватто был единогласно принят в Академию как художник «fêtes galantes». Термин символизирует изысканные сцены в идиллической загородной обстановке. Но действительно ли на картине изображены пары, отправляющиеся на остров, или же эти люди возвращаются с него?
«Паломничество на остров Киферу» оставалось в собрании Академии до 1793 года, позже картина «переехала» в Центральный музей искусств, а позднее в Лувр. Его успех был настолько велик, что Ватто написал вторую версию по просьбе Жана де Жюльена (Jean de Julienne), преданного покровителя и друга Ватто. Именно благодаря ему мы имеем раннюю биографию Ватто. Кроме того, Жюльен спонсировал беспрецедентную кампанию по сохранению его рисунков в виде гравюр, что в огромной степени способствовало славе Ватто. Второй вариант картины, написанной в 1718 году, находится в настоящее время в коллекции Фридриха II (Friedrich II) во дворце Шарлоттенбург в Берлине. Она отличается большим количеством фигур, чем луврская. Лодка, которая должна отвезти паломников на райский остров, превратилась во фрегат с темно-розовым парусом.
Вполне возможно, Ватто при написании картины «Паломничество на остров Киферу» был вдохновлен операми XVII века или комедией Луи Эрто, известного как Данкур (Louis Heurteaux dit Dancourt) — например, «Три кузена», впервые представленной в 1700 году. Сюжет очень схож. Картина, хранящаяся в Лувре, производит впечатление наития прекрасного мгновения. Юные кавалеры и дамы с обвитыми цветами пастушескими посохами ждут прибытия лодки, которая увезет их к берегам царства любви. И как только они сядут, как только волшебная ладья приблизится к зачарованному острову, мир перестанет для них существовать. Их обвевает и ласкает мягкий чувственный воздух. Благоухают розы. Вокруг небесные голуби. В зеленой листве светится мраморная статуя Афродиты.
В шествии на картине восемь пар. Их любовные и задумчивые встречи создают особое эфемерное настроение. Первое, что мы видим на картине — это молодая девушка со своим поклонником на первом плане. На мужчине надета накидка с вышитым сердцем (тот самый символ путешествия, в которое он хочет отправиться). А что же девушка? На ее лице безразличие, которое, возможно, притворно. Слева от этой группы стоит еще одна пара (в ней мужчина держит свою даму за руки и помогает ей встать). Чуть дальше находится третья сцена. Поклонник обнимает свою возлюбленную за талию, чтобы побудить ее сопровождать его. Все эти пары направляются к кораблю, украшенному цветами и развевающимися вымпелами из красного шелка. Гребцы опираются на свои весла, готовые отплыть. А вот и маленькие купидоны, которых несут зефиры, летающие над героями картины.
Творчество Ватто
Картины Рубенса оказывали огромное влияние на многих художников, и Антуан Ватто не стал исключением. Он познавал его работы в Люксембургском дворце. Одним из желаний художника было посетить в Рим и ,ради этого, он смог поступить в художественную академию.
Однако, Париж вернул своего уже зрелого и опытного художника в 1710 году. Большое количество работ Антуана посвящены военной тематике. Одна из его самых выдающихся работ- «Паломничество на остров Киферу», была написана в 1717 году и принесла Ватто необычное звание «Художника галантных празднеств».
В 1718 году Антуан написал еще одну, ставшую не менее популярной, картину «Капризница». Действо в картинах Ватто раскрывается не столь прямым сюжет, а сколько тонкой и слегка уловимой поэтичностью, которой пропитаны все его работы. Этот художник стал отцом жанра, который обычно называют « галантные празднества».
Картина «Праздниц любви», написанная в 1717 году, как и многие другие картины автора, пропитана гаммой эмоциональных оттенков, это можно уловить присмотревшись к пейзажному фону картины. Антуан Ватто стал первооткрывателем художественной ценности хрупких и слегка уловимых нюансов и чувств. Его искусство впервые, так сказать, ощутило расхождение, или же разлад, мечты и реальности. Очень часто его отмечают печатью меланхолической грусти, которую оно навевает.
Уже под конец 1717 года художник заболел смертельной, для тех времен, болезнью-туберкулёзом. Болезнь смогла, так же, проникнуть и в его картины. Ватто старался бороться с этим и специально посещал Великобританию в конце 1719 года, чтобы сменить обстановку и климат, однако это не увенчалось успехом. Свои последние дни он провел в загородном домике своего хорошего друга и скончался 18 июля 1721 года. Он оставит около двадцати тысяч картин для своих потомков.
Значение творчества Антуана Ватто
У Ватто не было современников, способных стать рядом с ним. Расцвет французской живописи наступил в 18-ом веке, уже после смерти мастера (он скончался в возрасте 36 лет от чахотки).
Только в его произведениях нашло достойное воплощение то время, когда, общество взглянуло на себя. Ведь для того, чтобы увидеть себя со стороны, надо, чтобы каждый познал себя. И в картинах Ватто это происходит.
Ватто своим искусством открывал людям глаза на их собственную сложность. Его холсты говорят, что в счастливые часы не стоит забывать о грусти, ибо такова жизнь, неоднозначность которой он понимал лучше других. И лучше других ощущал неизбежность перемен. Он превратил сомнение в благотворную силу познания и показал человека наедине с собственными размышлениями. Он оставил нам картины, не позволяющие ленивому покою завладеть душой. Его картины вселяют желание во всем видеть потаённый, главный смысл, а значит — оставаться человеком.