Топ самых дорогих картин мира

Самые дорогие картины русских художников

Казимир Малевич — Супрематическая композиция, 60 млн

По сути, все, что когда-либо выходило из-под кисти отца мирового супрематизма, стоит миллионы. Но «Супрематическая композиция» стоит особняком благодаря репутации. Во время первого же своего появления работа шокировала своей дерзостью и искушенных искусствоведов, и простую публику.

Супрематическая композицияКазимир Малевич

Малевич не скрывал, что гордился «Композицией», и можно предположить, что результаты аукциона «Кристис» в 2018 году его бы порадовали.

«Супрематическая композиция» стала самой дорогой картиной русского художника, когда-либо проданной на аукционах. Приобрела ее международная сеть галерей «Леви Горви».

Василий Кандинский — Картина с белыми линиями, 41,8 млн

К западу от России полотно великого абстракциониста чаще всего фигурирует под немецким названием Bild mit weissen Linien. Под ним оно было продано на аукционе «Сотбис» в 2017 году, став второй по дороговизне картиной Кандинского.

Картина с белыми линиямиВасилий Кандинский

Тем вечером за «Картину с белыми линиями» боролись четыре участника торгов, готовых заплатить не менее $35 миллионов. Повезло британцу Ньюго Нейтану, крупному арт-консультанту, который выложил $41,8 от лица анонимного клиента.

Хаим Сутин — Бычья туша, 28 млн

Натюрморты гнилых мясных туш, амбре которых сводило с ума соседей Хаима Сутина, теперь стоят целое состояние. Один из самых знаменитых, «Бычья туша» (известная также как «Каркас быка»), ушла с молотка в 2015 году: неназванное североамериканское семейство выиграла аукцион «Кристис», заплатив за картину $28,2 миллиона.

Бычья тушаХаим Сутин

Своей яркой, безапелляционной манерой живописи белорусско-русский гений экспрессионизма Сутин вдохновил Фрэнсиса Бэкона и Уиллема де Кунинга.

И по словам представителя «Кристис», щедрый ценник «Бычьей туши» полностью оправдан вниманием рынка к бескомпромиссности сутинского стиля. «В отличие от того же Матисса, по умолчанию приятного глазу любого зрителя, работами сутина трудно просто «любоваться»

Они не собираются быть приятными глазу».

Василий Кандинский — Негнущееся и согнутое, 23,3 млн

Среди самых дорогих художников России Кандинский бьет однозначные рекорды — по крайней мере, по количеству работ, проданных на аукционах XXI века. «Негнущееся и согнутое» попало на «Сотбис» из частной коллекции некоего американца. Его появление на этом аукционе 2016 года стало первым за предыдущий полувек.

Негнущееся и согнутоеВасилий Кандинский

Предполагалось, что шедевр, написанный маслом и песком, уйдет за $18 миллионов, но Кандинский есть Кандинский: неизвестный покупатель выиграл торги при ставке в $23,3 миллиона. Увидит ли публика «Негнущееся и согнутое» на открытой выставке когда-либо еще — неизвестно.

Этюд для импровизации № 8 — Василий Кандинский, 23 млн

К работам, которые считаются знаковыми для определенного периода в творчестве художника, эксперты и инвесторы относятся особенно трепетно. «Этюд для импровизации №8» — яркий пример сдвига в Кандинского в абстракционизм, поэтому и спрос на него оказался соответствующим.

Этюд для импровизации № 8Василий Кандинский

В 2012 году швейцарский трастовый фонд Волькарт продал «Этюд…» за $23 миллиона. Кто именно выиграл торги от «Сотбис», не разглашается.

Алексей Явленский — Шокко, 16,5 млн

Русский по крови и немец по иммиграционным документам Явленский часто медитировал стоя на голове, чтобы постичь глубину Вселенной. Но его уникальный талант проявился гораздо раньше этих упражнений и подарил ему сперва ненависть нацистской Германии, а затем любовь всемирного арт-сообщества.

ШоккоАлексей Явленский

К доказательство этого признания, портрет «Шокко» (он же «Шокко в широкополой шляпе») вошел в число самых ценных работ авторства русских художников. В 2008 году картина ушла с торгов «Сотбис» за $18,6 миллионов, что более чем в два раза превышает ее стоимость на аукционе 2003 года. Владелец «Шокко» неизвестен, но ходят слухи, что картина хранится в России.

Самые дорогие картины Клода Моне

Стога сена — 110.7 млн

Удивительно, но самой дорогой работой Моне в 2020 году считается не один из его пейзажей с кувшинками, а «Стога сена».

По словам Августа Урби, главы отдела импрессионизма и современного искусства «Сотбис», в этом нет ничего удивительного: «Стога…» оказали влияние на гораздо большее количество художников, чем публика догадывается. Отсюда и итоговая цена в $110 с лишним миллиона, включая комиссию, на аукционе 2019 года. Новый владелец картины пожелал остаться неизвестным.

Стога сенаКлод Моне

Статус «Стогов…» еще несколько десятков лет назад был поскромнее. В 1986 году предыдущий владелец полотна купил его за $2,5 миллиона — что на 44% дешевле ее нынешней стоимости.

Кувшинки в цвету — 84,7 млн

Обожаемые Клодом Моне кувшинки воплощают его фирменный, сразу узнаваемый стиль, за который коллекционеры и инвесторы готовы платить целое состояние. «Кувшинки в цвету» долгое время хранились в нью-йоркских арт-закромах Пегги и Дэвида Рокфеллеров, часть которых попала на распродажу 2018 года.

Кувшинки в цветуКлод Моне

Торги за «Кувшинки…», организованные домом «Кристис», продлились 10 с лишним минут, которые дилер Юсси Пильккянен назвал «теннисным матчем на пять ракеток» (по числу участников). Решающий удар нанесла Чин Ли-Коэн, заместитель председателя «Кристис», выигравшая торги от лица анонимного покупателя.

Стог сена, 1891 — 81,4 млн

Клод Моне считал серию картин «Стога сена» одной из самых непростых в своей карьере — а в мире искусства такая оценка от творца значительно поднимает стоимость его работ. К тому же, «Стог сена» был завершающим полотном в серии из 25 пейзажей, и это тоже повлияло на экспертную оценку и интерес инвесторов.

Стог сенаКлод Моне

Прежде чем попасть на манхэттенские торги «Кристис» 2016 года, «Стог…» оценивался в $45 миллионов. Четырнадцать минут спустя цифра изменилась на $81,4 миллиона, предложенные анонимным покупателем, и стала решающей.

Пруд с кувшинками, 1919 — 80,5 млн

Легендарный «Пруд с кувшинками» Моне создавал на пороге 80-летия, будучи почти полностью слепым от катаракты — и итоговая работа все равно поражает красотой и живостью. Пейзаж в последний раз продавался на лондонском аукционе «Сотбис» в 2008 году. С тех пор его никто не видел.

Пруд с кувшинкамиКлод Моне

Рекордную на тот момент сумму для европейского произведения искусства (и для работ Моне в целом) заплатил анонимный покупатель, забравший полотно в частную коллекцию. За последние 82 года «Пруд с кувшинками» был продемонстрирован публике всего лишь раз — на том самом аукционе.

Водяные лилии, 1906 — 54 млн

Пейзаж «Водяные лилии» считается одним из самых узнаваемых полотен великого импрессиониста. Оно было скрыто от публики более 60-ти лет — пока предыдущий владелец, французский коллекционер Поль Дюран-Руель, не решили его продать.

Аукцион состоялся в 2019 году в «Сотбис». Сумму в $54 миллиона заплатил неизвестный покупатель, поспешивший вновь спрятать картину от публики.

Главная любовь всей жизни живописца

В 1917 году скандальный художник знакомится с 19-летней студенткой Жанной, которая становится его любимой натурщицей, музой и самым преданным другом. Влюбленные селятся вместе, несмотря на протесты со стороны родителей девушки, которые не хотят видеть своим зятем ведущего разгульный образ жизни еврея. В 1918 году пара перебирается в Ниццу, где комфортный климат благоприятно влияет на подорванное алкоголем и наркотиками здоровье мастера, однако запущенный туберкулез лечению уже не поддается. Осенью счастливые Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн становятся родителями, и влюбленный живописец предлагает подруге зарегистрировать брак, но стремительно развивающаяся болезнь рушит все планы.

В это время агент художника устраивает выставки и занимается продажами картин, а интерес к творчеству гениального творца возрастает вместе с ценами на художественные произведения. В мае 1919 года молодые родители возвращаются в Париж. Моди совсем слаб, и через семь месяцев умирает в больнице для бездомных в абсолютной нищете. Узнав о смерти любимого, Жанна, ждущая второго ребенка, выбрасывается с шестого этажа. Жизнь без Амедео ей кажется бессмысленной, и Эбютерн мечтает присоединиться к нему, чтобы наслаждаться вечным блаженством в ином мире. Свою любовь девушка пронесла до последнего вздоха, и в самые сложные минуты именно она была единственной опорой для любимого бунтаря и являлась его верным ангелом-хранителем.

В последний путь художника провожал весь Париж, а его возлюбленную, которую богемный круг признал женой, скромно похоронили на следующий день. Спустя десять лет семья Жанны согласилась перенести ее прах в могилу к Амедео Модильяни, чтобы души влюбленных наконец-то обрели покой.

Дочь Жанна, названная в честь матери, скончалась в 1984 году. Она посвятила свою жизнь изучению творчества родителей.

Творчество

В 1907 году Амедео Модильяни дебютировал на «Осеннем салоне» в Париже. Спустя год его работы выставили в «Салоне независимых». В эти годы художник вырабатывал собственный стиль. Он подружился с Пабло Пикассо, Жаном Кокто, написал их портреты и создал картины «Еврейка», «Виолончелист» и другие.

Амедео Модильяни, Пабло Пикассо и Андре Сальмон, 1916 год / Museo Thyssen-Bornemisza

В 1909 году знакомство с Константином Бранкузи заставляет Амедео обратить внимание на скульптуру. В отсутствие денег на материалы Модильяни крадет песчаник и дерево на стройках

Увлечение этим направлением искусства ему пришлось оставить из-за больных легких.

Творчество Модильяни сопряжено со слабостями, к которым склонны многие художники. Он любил гашиш, а со временем пристрастился и к алкоголю. Оставшись в Париже в 1914 году, когда мужчин призывали на фронт Первой мировой войны, художник чувствовал себя на грани. Состояние физического и психического здоровья оставляло желать лучшего. Амедео продолжал писать на заказ, но критики по-прежнему не желали видеть в нем талант.

Произведения Модильяни несут отпечаток уникальной авторской манеры. Изображаемые им люди, кажется, вместо лица имеют плоскую маску, за которой скрывается индивидуальность. Чтобы увидеть ее, у картины стоит задержаться. В поздний период творчества мастер добавлял округлости вытянутым овалам лиц.

Картины Амедео Модильяни «Портрет Леопольда Зборовского» и «Алиса» / Museu de Arte de São Paulo, Statens Museum for Kunst

Работая не с пространством, а с натурой, Модильяни создавал печальные, трогательные образы и увлекался визуализацией обнаженной натуры, сочетая гармонию цвета и линии. Самыми знаменитыми произведениями автора в этом направлении стали «Обнаженная, сидящая на диване» и «Лежащая обнаженная с голубой подушкой».

В одинаковом стиле выполнены работы «Портрет Зборовского», «Алиса». Автор пренебрегал соотношением пропорций в угоду внутреннему настроению персонажа. Художник часто изображал детей и подростков с меланхоличной грустью на лице. Яркими примерами таких работ стали «Портрет девочки», «Девочка в голубом», «Маленький крестьянин».

Картина Амедео Модильяни «Портрет Жанны Эбютерн» / Norton Simon Museum

Вдохновение мастеру приносили переживаемые им чувства. Главную любовь своей жизни Жанну Эбютерн он неоднократно изображал на полотнах. Одной из последних работ живописца стала картина «Жанна Эбютерн в красной шали». На ней возлюбленная мастера изображена в ожидании второго ребенка. В произведениях, посвященных ей, переданы высокая степень чувственности, восхищение натурщицей и любовь.

Фортуна улыбнулась Модильяни перед смертью

Его работы, наконец, привлекли внимание критиков, которые стали называть автора «начинающим художником, подающим надежды». Амедео Модильяни на тот момент было 35 лет

Самые дорогие картины Ван Гога

Ирисы — 109,4 млн

Таинственный магнетизм «Ирисов» — не единственная загадка, однажды окружавшая эту картину. Первый рекорд стоимости она установила в 1987 году, во время очередного пика моды на Ван Гога, когда австралийский бизнесмен Алан Бонд отдал за нее $53,9 миллиона на «Сотбис».

ИрисыВан Гог

Бонд называл «Ирисы» «самой важной картиной в мире», но не смог расплатиться за нее полностью и три года спустя перепродал музею Гетти в Лос Анджелесе. Тут и начинается самое интересное

Представители скандально известной семьи Гетти до сих пор отказываются называть сумму, которую они заплатили за эту работу великого датчанина. Но пусть нынешняя оценка «Ирисов» и рассчитана крайне приблизительно, примерно с 50% погрешностью, они все равно считаются самой дорогой картиной Ван Гога.

Портрет доктора Гаше — 82,5 млн

«Желаю, чтобы меня кремировали вместе с этой картиной», однажды заявил Рюи Сайто, японский целлюлозный магнат, купивший «Портрет доктора Гаше» в 1990 году. Он отдал за нее $82,5 миллиона во время трехминутных торгов на «Кристис», но, к счастью, так и не был с ней похоронен.

Портрет доктора Гаше. Первый вариантВан Гог

Незадолго до самоубийства Ван Гог написал два портрета своего лечащего врача Поля-Фердинанда Гаше. Второй утерян, а первый едва не был уничтожен гитлеровским режимом как «дегенеративный».

Портрет доктора Гаше. Второй вариантВан Гог

Все эти факторы повлияли на высокую стоимость работы, которая вернулась в Европу после смерти Сайто. Дом «Кристис» выкупил «Портрет» обратно — за одну восьмую от тех самых $82,5 миллионов. Что, конечно, не повлияло на его фактическую ценность.

Вспаханное поле и пахарь — 81,3 млн

Даже терзаясь душевным и физическим недугом, Ван Гог продолжал находить красоту в обыденности. Поэтому картины, написанные им на пике болезни и незадолго до смерти, ценятся особенно высоко. «Вспаханное поле и пахарь», созданная художником в лечебнице для душевнобольных, последний раз продавалась на аукционе 2017 года, и итоговая ставка значительно обошла прогнозы.

Вспаханное поле и пахарьВан Гог

Эти торги «Кристис» превратились в настоящее четырехминутное сражение. В какой-то момент один из отчаявшихся участников поднял ставку с $42 миллионов сразу до $55-ти. Тщетно: Ребекка Вей, директор азиатского подразделения «Кристис», выиграла битву за «Вспаханное поле…» на $81 миллионе с лишним, выступая от лица анонимного клиента.

Красные виноградники в Арле — 80 млн

Легенда гласит, что «Красные виноградники в Арле» была единственной работой Ван Гога, которую он продал лично. И хотя это было опровергнуто — он продавал и другие — картина действительно оказалась самой коммерчески успешной при жизни художника.

Красные виноградники в АрлеВан Гог

В 1888 году «Красные виноградники…» купила бельгийская меценатка Анной Бош, а Клод Моне считал их лучшим экспонатом знаменитой выставки «Общество XX».

Сегодня «Красные виноградники…», в 1941 году спасенные советским правительством от уничтожения нацистами, хранятся в Пушкинском музее Москвы. Картина вряд ли будет когда-либо перепродана, а потому $80 миллионов — ее ориентировочная стоимость.

Портрет художника без бороды — 71,5 млн

За право обладать этим автопортретом в свое время боролся Билл Гейтс. Но слухи о том, что именно он приобрел картину в 1998 году на аукционе «Кристис», не подтвердились.

Портрет художника без бородыВан Гог

Личность покупателя, выложившего $71,5 миллион за этот лот, до сих пор скрывается, хотя эксперты подозревают в ней либо швейцарского барона Ганса Генрих Тиссен-Борнемиса, либо наследника греческой судоходной династии Филиппа Ниархоса.

Кем бы ни был нынешний владелец «Портрета художника без бороды», он тщательно прячет его от посторонних глаз в частной коллекции. А ореол таинственности и тот факт, что картина считается последним автопортретом Ван Гога, продолжают увеличивать ее предполагаемую стоимость.

Алискан — 66,3 млн

Над «Алисканом» Ван Гог работал при поддержке Поля Гогена, навещавшего его на юге Франции, и уже один этот факт возвел картину в ранг одной из самых дорогих картин нидерландского художника. В 2015 году она установила рекорд как самый дорогой пейзаж, когда-либо проданный с молотка.

АлисканВан Гог

Но до того, как отправиться в коллекцию неизвестного (предположительно, китайского) покупателя, отдавшего за картину $66,3 на «Сотбис», «Алискан» переживал странную стагнацию стоимости. Дэвид Норман, представитель аукционного дома, рассказал, что в 2003 году никто не давал за пейзаж больше $12 миллионов.

Личная жизнь

При рассмотрении автопортрета Модильяни сложно сказать, был ли автор хорош собой. Но сохранившиеся фото подтверждают, что иначе и быть не могло

Привлекательный мужчина пользовался вниманием дам, и его личная жизнь всегда была окутана романтическим флером. Несмотря на бедность, Модильяни был невероятно чистоплотен и элегантен

Утонченный художник с этюдником в руках привлекал взоры красавиц, и его обаяние не оставляло спокойным ни одно сердце. Независимый и непризнанный, Модильяни манил многих.

Рисунок Амедео Модильяни «Портрет Анны Ахматовой» / Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

Одним из громких романов, о котором общество узнало много позже его завершения, стал союз с Анной Ахматовой. Взаимное притяжение, возникшее между ними, сопровождалось созданием портретов поэтессы, приехавшей в Париж с супругом Николаем Гумилевым. Амедео создал несколько полотен, вдохновившись образом Анны, и среди них наброски обнаженной натуры, хотя Ахматова отрицала, что они писались с нее. Большая часть изображений поэтессы была утрачена при отправке в Россию, но один портрет она любовно хранила долгие годы.

В 1914 году Модильяни познакомился с журналисткой Беатрис Гастингс. Все парижское общество было свидетелем их бурно развивавшихся отношений. Ревность, флирт, побои и измены сопровождали этот роман. Беатрис пыталась избавить Амедео от пагубных пристрастий, но они оказались сильнее. Спустя 2 года кризисов и примирений Гастингс покинула Модильяни.

Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн / Wikipedia

1917-й оказался переломным для художника. Он встретил юную студентку Жанну Эбютерн. Музе живописца было 19 лет, и она стала его самым верным другом. Чувствам влюбленных не мешали протесты родителей девушки, которые не желали, чтобы дочь стала женой нищего художника, ведущего разгульный образ жизни.

Спустя год после знакомства пара перебралась в Ниццу. Местный климат был полезен пошатнувшемуся здоровью Амедео, но последние стадии туберкулеза не поддавались лечению. В том же году у влюбленных появилась дочь. Радостный отец сделал Жанне предложение стать его супругой. В этот период публика заинтересовалась работами художника, и казалось, что эта история обретет счастливый финал. В 1919 году пара вернулась в Париж, но дни художника были сочтены. Он прожил 7 месяцев и скончался в больнице для бездомных.

Детство и юность

Амедео Модильяни родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Его судьба была отчасти предрешена происхождением. Отец Амедео – знаменитый итальянский живописец с еврейскими корнями. Когда мальчику было несколько лет отроду, отца настигло банкротство, и заботы о воспитании и содержании детей взяла на себя мать. В четвертом, младшем, ребенке она не чаяла души. Болезненность Амедео добавляла материнской заботы, а он отвечал ей привязанностью, традиционной для еврейских семей.

Автопортрет Амедео Модильяни / Museu de Arte Contemporânea da Universidade de São Paulo

Евгения Модильяни, в девичестве Гарсен, имела отличное образование и прививала детям тягу к знаниям. Она знала несколько иностранных языков, и переводы стали дополнительным доходом для семьи. Заметив склонность сына к изобразительному искусству, мать поначалу не предала этому значения. Но в 11 лет Амедео заболел тифом и в бреду говорил только о живописи. Евгения сделала единственно правильный выбор. Когда Модильяни-младшему исполнилось 14, его отдали на обучение местному художнику Гульельмо Микели.

Став самым младшим среди учеников наставника, Амедео быстро определился с интересовавшими его сюжетами. Главным направлением его творчества стали портреты. В 1900 году Модильяни заболел туберкулезом. Чтобы восстановить здоровье, мать увезла сына на остров Капри, и уроки были временно приостановлены.

Путешествуя по Италии, мальчик знакомился с произведениями выдающихся живописцев. Он побывал в Риме и Флоренции. Здесь начинающий художник поступил в школу живописи, а спустя год перебрался в Венецию, где стал студентом «Свободной школы обнаженной натуры».

Художник Амедео Модильяни / Википедия

В 1906 году Амедео с помощью матери перебрался в Париж, ставший столицей искусств в эти годы. Публика в то время увлекалась кубизмом, поэтому работы, выставлявшиеся Модильяни на продажу, не пользовались спросом. Поселившийся в дорогих апартаментах, молодой человек был вынужден вскоре съехать на дешевую съемную квартиру, где писал картины на заказ. Параллельно он брал уроки в Академии живописи Коларосси.

Единственным источником дохода для Амедео оставались деньги, высылаемые матерью. Часто ему было нечем платить за проживание, поэтому из съемных квартир приходилось сбегать, оставляя в счет оплаты картины. Зато в мире искусства он постепенно завоевал признание, хотя на финансовом состоянии это никак не сказывалось.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector