Творчество
16 мая 1446 Мантенья и три других художника получили заказ на роспись капеллы Оветари в падуанской церкви Эремитани (разрушенной во время Второй мировой войны). Мантенье принадлежит большая часть работы по созданию фресок (1449–1455), и именно его художественный стиль доминирует в ансамбле. Сцена «Святой Иаков перед Иродом Агриппой» в капелле Оветари представляет образец стиля раннего периода творчества Мантеньи. Все анатомические детали, складки драпировок и элементы архитектуры жестко и отчетливо прорисованы. Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем. Знание правил линейной перспективы он почерпнул от мастеров тосканской школы, возможно, непосредственно от Донателло и других флорентийских художников, которые работали в эти годы в Падуе. Триумфальная арка на заднем плане фрески вызывает в памяти древнеримские монументы, а солдаты на переднем плане и рельефы, украшающие арку, напоминают изображения на античных монетах и произведения скульптуры. В сцене «Шествие святого Иакова на казнь» художник избирает точку зрения снизу вверх, в соответствии с высоким расположением фрески на стене капеллы. Фигуры переднего плана показаны в легком ракурсе, а архитектурная декорация построена строго по законам перспективы. В других живописных произведениях Мантеньи этого времени, таких, как картина «Моление а чаше» (Лондон, Национальная галерея), в жесткой линеарной манере исполнены не только человеческие фигуры, но и пейзаж, где каждый камень и былинка тщательно исследованы и прописаны художником, а скалы испещрены изломами и трещинами. Алтарный образ церкви Сан Дзено (1457–1459) в Вероне является живописной интерпретацией знаменитого скульптурного «Алтаря св. Антония», созданного Донателло для базилики Сант Антонио (Санто) в Падуе. Триптих Мантеньи имеет обрамление, выполненное в высоком рельефе и имитирующее элементы классической архитектуры; в боковых частях иллюзия пространства создается средствами живописи. Трон Мадонны и архитектура на заднем плане украшены античными мотивами; на переднем плане изображены гирлянды из роскошных фруктов. Увлечение мастера античной классикой вновь проявилось в его картине «Святой Себастьян» (Вена, Художественно-исторический музей). Святой привязан к изящной коринфской колонне, которая, по-видимому, осталась от разрушенного храма. Растения пробиваются в расщелинах камня, и фрагменты античных мраморов разбросаны у ног мученика. Одним из самых замечательных образцов пространственно-иллюзионистической живописи Мантеньи является роспись Камеры дельи Спози в палаццо Дукале в Мантуе, законченная в 1474. Квадратное помещение визуально трансформировано фресками в легкий, воздушный павильон, как будто закрытый с двух сторон написанными на стенах занавесями, а с двух других сторон открывающий изображение двора Гонзага и пейзажную панораму на дальнем плане. Свод Мантенья разделил на компартименты и поместил в них в обрамлении богатого антикизированного орнамента изображения бюстов римских императоров и сцен из классической мифологии. В верхней части свода написано круглое окно, через которое видно небо; богато одетые персонажи глядят вниз с балюстрады, данной в сильном перспективном сокращении. Этот фресковый ансамбль замечателен не только как один из первых в новом европейском искусстве примеров создания на плоскости иллюзорного пространства, но и как собрание очень остро и точно трактованных портретов (членов семьи Гонзага). Цикл монохромных картин «Триумф Цезаря» (1482–1492) был написан по заказу Франческо Гонзага и предназначался для украшения дворцового театра в Мантуе; эти картины плохо сохранились и в настоящее время находятся во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне. На девяти больших холстах изображена длинная процессия с огромным количеством античных скульптур, доспехов, трофеев. Ее движение достигает кульминации в торжественном прохождении перед Цезарем-победителем. Картины отражают обширные знания Мантеньи в области античного искусства и классической литературы. В этом цикле и в «Мадонне делла Ветториа» (1496, Париж, Лувр), написанной в память о военной победе Гонзага, искусство Мантеньи достигло наибольшей монументальности. Формы в них объемны, жесты убедительны и ясны, пространство трактовано широко и свободно. Для студиоло (кабинета) Изабеллы д’Эсте, жены Франческо Гонзага, Мантенья написал две композиции на мифологические темы (третья осталась незаконченной): «Парнас» (1497) и «Миневра, изгоняющая пороки» (1502, обе в Лувре). В них заметно некоторое смягчение стиля Мантеньи, связанное с новым пониманием пейзажа.
Основные произведения [ править ]
Дева Мария в алтаре Сан-Зено Андреа Мантенья сочетает псевдоарабские нимбы и края одежды с восточным ковром у ее ног (1456–1459).
- Иероним в пустыне (с 1448-1451) . — Дерево , темпера, 48 × 36 см, Сан — Паулу музей искусств , Сан — Паулу , Бразилия
- Поклонение пастырей (ок. 1451–1453) — Темпера на холсте, перенесенном с дерева , 40 × 55,6 см, Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
- Алтарь Сан-Лука (1453 г.) — Панно, 177 × 230 см, Пинакотека Брера , Милан
- Святая Евфимия (1454 г.) — Клей, темпера, холст, 171 × 78 см, Национальный музей Каподимонте , Неаполь
- Презентация в храме (ок. 1455 г.) — Темпера на дереве, 68,9 × 86,3 см, Государственный музей, Берлин, Германия
- Распятие (1457–1459) — Дерево, 67 × 93 см, Лувр , Париж
- Христос как страдающий Искупитель (1495–1500) — Темпера на дереве, 78 × 48 см, Statens Museum for Kunst , Копенгаген , Дания
- Агония в саду (ок. 1459 г.) — Темпера на дереве, 63 × 80 см, Национальная галерея , Лондон
- Портрет кардинала Людовико Тревизана (ок. 1459–1460) — Темпера на дереве, 44 × 33 см, Государственный музей , Берлин
- Святой Бернардино Сиенский между двумя ангелами , (приписывается, 1460) — холст, темпера, 385 × 220 см, Pinacoteca di Brera , Милан
- Портрет мужчины (ок. 1460–1470) — Дерево, 24,2 × 19 см, Национальная художественная галерея , Вашингтон , США.
- Смерть Богородицы (ок. 1461 г.) — Панно, 54 × 42 см, Музей Прадо , Мадрид
- Портрет Франческо Гонзаги (ок. 1461) — Панно, 25 × 18 см, Музей Каподимонте , Неаполь
- Мадонна со спящим младенцем (ок. 1465–1470) — холст, масло, 43×32 см, Staatliche Museen, Берлин
- Святой Георгий (ок. 1460) — Панель, темпера, 66 × 32 см, Галерея Академии , Венеция
- Алтарь Сан-Зено (1457–1460) — Панно, 480 × 450 см, Сан-Зено , Верона
- Святой Себастьян (ок. 1457–1459) — Дерево, 68 × 30 см, Художественно-исторический музей , Вена
- Святой Себастьян — Панно, 255 × 140 см, Лувр, Париж
- Поклонение волхвов (1462) — Темпера на панели, 76 × 76,5 см, Уффици, Флоренция
- Вознесение (1462 г.) — Темпера на панели, 86 × 42,5 см, Уффици, Флоренция
- Обрезание (1462–1464) — Панель, темпера, 86 × 42,5 см, Уффици, Флоренция
- Портрет Карло Медичи (ок. 1459–1466) — темпера на панели, 40,6 × 29,5 см, Уффици , Флоренция
- Мадонна херувимов (ок. 1485 г.) — Панно, 88 × 70 см, Пинакотека Брера , Милан
- Триумфы Цезаря (ок. 1486 г.) — Дворец Хэмптон-Корт , Англия
- Оплакивание мертвого Христа (ок. 1490) — холст, темпера, 68 × 81 см, Pinacoteca di Brera, Милан
- Мадонна пещер (1489–1490) — Уффици, Флоренция
- Святой Себастьян (1490) — Панно, 68 × 30 см, Ca ‘d’Oro , Венеция
- Мадонна делла Виттория (1495) — Темпера, холст, 285 × 168 см, Лувр, Париж
- Ecce homo (1500) — Темпера, холст, 54 × 72 см, Musée Jacquemart-André , Париж
- Святое Семейство (ок. 1495–1500) — Темпера, холст, 75,5 × 61,5 см, Дрезденская галерея , Дрезден
- Юдифь и Олоферн (1495) — Яичная темпера на дереве, Национальная художественная галерея, Вашингтон
- Мадонна Тривульцио (1497) — Темпера, холст, 287 × 214 см, Museo Civico d’Arte Antica, Милан
- Парнас (Марс и Венера) (1497) — Холст, 160 × 192 см, Лувр, Париж
- Минерва преследует пороки из Сада добродетели (ок. 1502) Холст, масло, 160 × 192 см, Лувр, Париж
Единственная известная скульптура Мантеньи — Сант-Эуфемия в соборе Ирсины , Базиликата .
Оценка и наследие
Джорджо Вазари восхваляет Мантенья, хотя и указывает на его скандальный характер. Он любил своих одноклассников в Падуе : с двумя из них, Дарио да Тревиги и Марко Дзоппо , он сохранил постоянные дружеские отношения. Мантенья стал очень дорогим в своих привычках, временами попадал в финансовые затруднения, и ему приходилось настаивать на своих законных требованиях об оплате до внимания марчезе.
Что касается классического вкуса, Мантенья дистанцировался от всех современных конкурентов. Хотя он в значительной степени связан с 15 веком, его влияние на стиль и тенденции своего времени было очень заметно в итальянском искусстве в целом. Джованни Беллини в своих ранних работах явно следовал примеру своего зятя Андреа. Альбрехт Дюрер находился под влиянием своего стиля во время своих двух поездок в Италию, воспроизведя несколько своих гравюр. Леонардо да Винчи позаимствовал у Мантеньи использование украшений с фестонами и фруктами.
Основным наследием Мантеньи является введение пространственного иллюзионизма как в фресках, так и в картинах sacra convertazione : его традиция украшения потолков соблюдалась почти три столетия. Начиная со слабого купола Камеры дельи Спози , Корреджо , опираясь на исследования своего учителя и соавтора в области перспективных построек, в конечном итоге создал шедевр вроде купола Пармского собора .
Святой Себастьян в Венеции
Третий святой Себастьян Мантенья был написан несколькими годами позже (ок. 1490 или даже 1506), хотя некоторые историки искусства датируют его примерно тем же временем, что и Триумф Цезаря, или даже раньше из-за поддельного мраморного карниза, напоминающего время художника в Падуе. Сейчас он находится в Галерее Франкетти в Венеции. Он сильно отличается от предыдущих композиций, демонстрирует заметный пессимизм. Грандиозная истерзанная фигура святого изображена на нейтральном неглубоком фоне коричневым цветом. Намерения художника относительно работы объясняются спиралью бандерола вокруг потухшей свечи в правом нижнем углу. Здесь на латыни написано: Nihil nisi divinum stabile est. Caetera fumus («Нет ничего стабильного, кроме божественного. Остальное — дым»). Надпись могла быть необходима потому, что тема быстротечности жизни обычно не ассоциировалась с изображениями Себастьяна. Буква «М», образованная перекрещивающимися стрелками над ногами святого, могла означать Морте («Смерть») или Мантенья .
Ее можно идентифицировать как одну из работ, оставшихся в мастерской художника после его смерти в 1506 году. В первой половине XVI века работа находилась в доме Пьетро Бембо в Падуе , где ее видел Маркантонио Михель . Через наследников кардинала Бембо в 1810 году он был приобретен анатомом и хирургом Антонио Скарпа для своей коллекции в Павии. После его смерти в 1832 году картина была унаследована его братом, а затем его племянником в Мотта ди Ливенца (Тревизо), где она оставалась до 1893 года, когда она была приобретена бароном Джорджо Франкетти для Ca ‘d’Oro, который он оставил. в город Венецию с его содержимым в 1916 году.
Источники [ править ]
vтеАндреа Мантенья | |
---|---|
Картины |
|
Фрески |
Авторитетный контроль |
---|
Оценка и наследие [ править ]
Джорджо Вазари Мантенья, хотя и указывает на его характер. Он любил своих одноклассников в Падуе : и с двумя из них, Дарио да Тревиги и Марко Дзоппо , он сохранил постоянные дружеские отношения. Мантенья стал очень дорогим в своих привычках, временами попадал в финансовые затруднения и вынужден был настаивать на своих законных требованиях об оплате до внимания марчезе.
Что касается классического вкуса, Мантенья дистанцировался от всех современных конкурентов. Хотя он в значительной степени связан с 15 веком, его влияние на стиль и тенденции своего времени было очень заметно в итальянском искусстве в целом. Джованни Беллини в своих ранних работах явно следовал примеру своего зятя Андреа. Альбрехт Дюрер находился под влиянием своего стиля во время своих двух поездок в Италию, воспроизводя несколько своих гравюр. Леонардо да Винчи позаимствовал у Мантеньи использование украшений с и фруктами.
Основным наследием Мантеньи является введение пространственного иллюзионизма, как в фресках, так и в картинах sacra convertazione : его традиции украшения потолков соблюдались на протяжении почти трех столетий. Начиная со слабого купола Камеры дельи Спози , Корреджо , опираясь на исследования своего учителя и соавтора в области перспективных построек, в конечном итоге создал шедевр, такой как купол Пармского собора .