Личная жизнь
https://www.youtube.com/watch?v=2efb7qALrFEVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Паола Волкова. Мост над бездной. РАФАЭЛЬ САНТИ (https://www.youtube.com/watch?v=2efb7qALrFE)
Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту. Однако, множественные попытки женить молодого человека со стороны его покровителей ни к чему не приводили. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Художник встретил девушку в саду Киджи (Chigi), когда искал образ для «Амура и Психеи». Тридцатилетний Рафаэль Санти расписывал виллу Фарнезина (Villa Farnesina) в районе Трастевере в Риме, принадлежащую его богатому покровителю, а красота семнадцатилетней девушки как нельзя лучше подошла под этот образ.
Советуем посетить экскурсию: погружение в Трастевере
Отец девушки за 50 золотых разрешил дочке позировать художнику, а впоследствии за 3000 золотых он позволил Рафаэлю забрать её с собой. На протяжении шести лет молодые люди жили вместе, Маргарита не переставала вдохновлять своего почитателя на все новые шедевры, среди которых:
- «Сикстинская мадонна» («Madonna Sistina»), Галерея старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister), Дрезден (Dresden), Германия, 1514 г;.;
- «Донна Велата» («La Velata»), Палатинская галерея (Galerie Palatine), Палаццо Питти (Palazzo Pitti), Флоренция, 1515 г.;
- «Форнарина» («La Fornarina»), палаццо Барберини (Palazzo Barberini), Рим, 1519 г.;
После смерти Рафаэля юная Маргарита получила пожизненное содержание и дом. Но в 1520 г. девушка стала послушницей в монастыре, где впоследствии и умерла.
Шаг 4. Римский период
Несмотря на то, что флорентийский период
дал очень много художнику в повышении его мастерства, он ждал крупных и дорогих
заказов, чтобы получить еще больше признания.
Такой шанс подвернулся. Юлию II, новому папе,
понадобилось расписать апартаменты. Один из архитекторов, отвечающих за
строительство собора святого Петра (Донато Браманте), пригласил своего
соотечественника для росписи (он тоже был из Урбино). Скорее всего он видел
картины Санти и понял, что это великий итальянский художник.
Ему доверили роспись библиотеки понтифика
(«станца делла Сеньятура»). Свод уже был разбит на зоны для различных
религиозных сюжетов. Первый из сюжетов, к которому он приступил, был такой, где
«перводвижения», астрономия, мифология и религия смешиваются друг с другом,
порождая тот мир, в котором все существуют.
В этой фреске Рафаэлю удалось применить
все могущество своей кисти и знания всех накопленных лет. Богиня астрономии
Урания выглядит настолько реалистично, объемно, что кажется вот-вот сойдет с
фрески. Ее мягкость и в тоже время сила видны невооруженным взглядом, а два
ангелочка, чувствуя это, как будто бы пытаются убежать.
Богиня астрономии
Урания
Следующей его фреской стал «Суд Соломона»
из четырех персонажей. В их позах и движениях ему удалось раскрыть целую
историю. В этой небольшой сценке, по положению тел сразу становиться ясно, кто
истинная мать малыша, которого собираются убить.
«Суд Соломона»
Понтифик был настолько поражен увиденным,
что выгнал других художников, которые должны были работать с Санти, отдал всю
работу лишь ему одному.
Но дарование великого мастера не могло
остановиться только в великолепных фресках и картинах. Каждый художник того
времени обладал незаурядными знаниями и в смежных видах искусств. (непревзойденный Буанаротти
знаком нам не только как художник, но и как скульптор).
В 1514 году после смерти земляка Донато
Браманте ему передали честь окончить строительство собора Святого Петра, с чем
он также отлично справился.
На протяжении всей жизни в Риме он
продолжает упорно трудиться, создавая уникальные шедевры, поражающие своей
красотой и натуральностью: «Триумф Галатеи», «Донна Велата»
и другие уникальные произведения, в которых очень четко переданы характеры
героев, а также их душевное состояние.
«Донна Велата»
Отрочество, юность
Вскоре отец снова женился, но с мачехой Бернардиной у Рафаэля отношения были холодными. В 12-летнем возрасте он потерял и отца. К этому времени Санти уже заявил о себе, как о даровитом художнике, поэтому он остался при дворе герцога. Мастерство его так прогрессировало, что у наблюдательных покровителей не возникало сомнения, что этот парень вскоре оставит позади своих первых наставников из дворцовой мастерской.
Требовалось углубленное обучение – юношу направили в мастерскую Пьетро Перуджино (1446-1524), одного из самых знаменитых живописцев Италии того времени. Жил он в городе Перуджа, в 100 км от Урбино. Учитель довольно быстро передал талантливому ученику всё, на что был способен. Вскоре искушённые любители искусства перестали различать кисти наставника и воспитанника. При этом Рафаэль всегда оставался с окружающими дружелюбным, не кичился своими успехами – у него было золотое сердце.
Происхождение и детство
Коронование Марии
Рафаэль Санти родился в конце марта-начале апреля (точная дата неизвестна) 1483 года в восточно-итальянском городке Урбино, владении семьи Монтефельтро. Герцог славился любовью к искусствам, и при дворе собирал талантливых художников. Так, среди прочих он покровительствовал отцу Рафаэля, Джованни Деи Санти, придворному живописцу. Марджи Чарла, мать Рафаэля, растила сына в любви и заботе, отказываясь от помощи няни и кормилицы, что обусловило особо крепкую связь между матерью и сыном. С малых лет мальчик вместе с отцом бывал в мастерских замка и наблюдал, как мастера пишут портреты представителей семьи герцога, расписывают стены дворца. Среди них были Паоло Уччелло и Лука Синьорелли – их имена общеизвестны в Италии и сегодня. Судьба мальчика была предрешена – в ней удачно сошлись происхождение, окружение, интерес ребёнка и явное дарование.
Кратко самое главное в биографии Рафаэля Санти – это потеря матери в восемь лет. Детство – самая значимая пора в жизни любого человека, смерть мамы оставила глубокую рану в душе мальчика, которая кровоточила всю жизнь. Любимым живописным образом художника Рафаэля станет Мадонна, их он написал десятки. Каждая наделена невероятной теплотой и материнским светом, любовью к чаду – истинными ценностями женщины.
Шаг 6. Смерть художника
Что касается его смерти, то тут биографы
расходятся во мнении. Одни считают, что он вел слишком разгульную жизнь в
последние годы жизни,
а другие считают, что он простудился, пока ожидал встречи с папой Львом X.
Как бы то ни было, в
свой день рождения, он неожиданно почувствовал озноб и вскоре ушел из жизни. Его поклонники и почитатели таланта долго
не могли оправиться от такой утраты. Ушел великий художник в таком молодом
возрасте (37 лет).
Если бы не эта сильнейшая лихорадка, он
мог бы написать еще много чудесных картин, удивляя и поражая своим искусным
владением кистью, переплавляя в себе техники и методы своих учителей, воплощая основные идеи и открытия.
Самые знаменитые картины Рафаэля
Самая краткая биография Рафаэля Санти – это небольшой перечень городов и огромное количество работ.
Среди самых значительных выделяются шедевры под названиями:
- «Автопортрет» (1504-1506) в Галерее Уффици во Флоренции;
- Фреска «Диспут» (1509-1510) в Апостольском дворце в Ватикане;
- Фрески «Афинская школа», «Парнас» (1511) там же;
- «Портрет папы Юлия II» (1511-1512) в Национальной галерее в Лондоне;
- «Сикстинская Мадонна» (1512-1514) в Галерее старых мастеров в Дрездене (долгие годы эта величественная картина была самой известной в мире);
- Фреска «Триумф Галатеи» (1512-1514) на вилле Фарнезе в Риме;
- «Портрет молодого человека» (1513) считается утраченным в годы Второй мировой войны (с конца XVIII века, купленный князем Чарторыйским, находился в Польше, попал в музей Гитлера в Линце, затем в Краков, где следы картины теряются);
- «Видение Иезекииля» (1518) в Галерее Палатина во Флоренции;
- «Преображение Господне» (1516-1520) в Ватиканской пинакотеке.
Достояние человечества в виде творческого наследия прославленного Рафаэля, к счастью, почитается потомками. Работы мастера в музеях и храмах содержатся в достойных условиях, изучаются специалистами, вовремя реставрируются, что вселяет надежду на то, что ещё не одно поколение сможет прикоснуться к светлому и необыкновенно привлекательному в своём естественном изяществе творчеству великого Рафаэля.
«Три грации» Рафаэля Санти– лиричное трио кисти художника и поэта
«Сикстинская Мадонна» – с миром и любовью
Шаг 2. Первый заказ и сотрудничество с Пинтуриккио
В 1500 году случилось одно из ярких
событий в жизни Санти. Он получает свой первый заказ в качестве маэстро (такой
титул присуждался только тем, кто имел собственную мастерскую).
В 18 лет юноша, владея мастерской отца,
сумел заслужить почет и уважение, а иначе ему не доверили бы такую
ответственную работу, как рисунок для домашнего алтаря одного из торговцев шерстью
Барончи под названием «Коронование Блаженного Николая Толентийского,
победителя сатаны».
Фрагмент первой картины Рафаэля «Ангел» — один из фрагментов разобранного алтаря «Коронование Блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны» домашней капеллы в церкви Сант-Агостино в Читта де Кастелло
Уже в этом наброске видна тщательная
внимательность к деталям. «снисходительный» наклон головы бога, «живые» позы
рук. Все это говорит о нарастающем таланте молодого мастера, который будет
проявляться еще больше в дальнейшем.
В отличие от других художников у молодого
маэстро была уникальная способность передавать внутренние переживания
персонажей, их чувства и эмоции в свойственной только ему манере.
Между 1502 и 1504 годом он по-видимому
очень много ездит, выполняя различные заказы.
Но в 1502 году он оказывается в подмастерьях у такого великого художника
своего времени как Бернардино ди Бетто по прозвищу Пинтуриккьо (из-за
небольшого роста).
После яркой работы над алтарем он мог бы
получать хорошие заказы для своей мастерской и ни о чем не думать. Рафаэль
устраивается в мастерскую этого художника не просто так, а для того, чтобы
перенять его технику и мастерство. Продолжая внутри себя «перемалывать»
полученные знания, используя их затем в собственных произведениях, он создает
свои оригинальные и интересные картины.
Для
Пинтуриккьо он сделал небольшой набросок одной из фресок в библиотеке
Пиколомини в Сиенне — «Отьезд Энеи Сильвио по направлению к Базелю»,
который так покорил пожилого мастера, что он использовал идею молодого
помощника, но неудачно.
Все остальные фрески имеют идеальную
симметрию, в каждой из них композиция организована вокруг центрального предмета
или фигуры. В наброске же Рафаэля главное — небо. Динамизм картине придает
всадник, в нем чувствуется уверенность, энергия. Он как бы приветствует
зрителей. Во всем наброске видно живое движение, даже хвост лошади от ветра
завихрился.
Окончательный вариант Бернардино ди Бетто
выглядит на его фоне безжизненным, статичным. Все пропорции и перспектива
соблюдены, но лошадь не развернется, а всадник просто вяло сидит на лошади и не
помашет вам вслед (в отличие от рисунка справа). Это то, чем привлекает его творчество, отличаясь от других художников.
Отьезд Энеи Сильвио по направлению к Базелю
Еще одной замечательной его работой того
времени по праву считается «Обручение девы Марии». Здесь художник решил
состязаться на расстоянии со своим учителем Перуджино, показав своим
мастерством, что нужны новые подходы в создании картин, что кисть учителя уже «отслужила
свое».
В 1504 году влиятельное семейство
Альбицини заказало у него картину «Обручение девы Марии». Он взял за основу
картину своего учителя, которую тот писал для одного из соборов в Перудже. По
композиции, использованным декорациям эти картины практически идентичны, но
картина молодого мастера превосходит его учителя, что видно невооруженным
взглядом.
Картина Санти более живая и естественная,
видны эмоции и внутренние переживания героев сцены. Они не просто статисты, а
реальные участники тех событий. Позы персонажей (в отличие от Ваннучи)
смотрятся более естественно и гармонично.
«Обручение девы Марии»
Многогранность творчества Рафаэля Санти
- Details
- Category: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс)
- Published on Monday, 21 November 2016 16:55
- Hits: 3504
Рафаэль Санти – один из величайших мастеров эпохи Возрождения.
Он был живописцем, графиком, архитектором, поэтом. Некоторые свои рисунки он сопровождал сонетами.Вот один из сонетов Рафаэля, посвящённый возлюбленной:
Амур, умерь слепящее сияньеДвух дивных глаз, ниспосланных тобой.Они сулят то хлад, то летний зной,Но нет в них малой капли состраданья.Едва познал я их очарованье,Как потерял свободу и покой.Ни ветер с гор и ни морской прибойНе справятся с огнём мне в наказанье.Готов безропотно сносить твой гнётИ жить рабом, закованным цепями,А их лишиться – равносильно смерти.Мои страдания любой поймёт,Кто был не в силах управлять страстямиИ жертвой стал любовной круговерти.
Земная жизнь Рафаэля была коротка: он прожил всего 37 лет. И рано остался сиротой (в возрасте 7 лет он потерял мать, а в возрасте 11лет – отца). Но для современников сам художник был воплощением добродетели.Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» превозносит Рафаэля – его скромность, чарующую любезность, грацию, трудолюбие, красоту, добрую нравственность, его «прекрасную натуру, бесконечно щедрую на милости». «Каждый злой помысел исчезал при одном его виде», — пишет Вазари. И далее: «Те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги».Через несколько веков ему вторит Александр Бенуа: «Рафаэль – олицетворение Возрождения. Исчезни всё и останься лишь его творение, оно будет говорить о том времени неослабно восхищающие слова..
Внимание Рафаэля обращено на всё мироздание, глаз его все «ласкает», художество его все восхваляет»
Автор книги: Марина Гордеева
М. ГордееваРафаэль Санти 1483-1520
Рафаэль Санти является одним из ярчайших представителей эпохи Возрождения. В своих произведениях он воплотил представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма. Младший современник Леонардо да Винчи и Микеланджело, проживший короткую, но чрезвычайно насыщенную жизнь, он впитал в себя и синтезировал все достижения великих предшественников, создав свой идеал прекрасного, гармонично развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа. «Божественный Санцио» – именно так называли художника современники. Талант Рафаэля и его гениальные произведения с XVI века и по сей день восхищают ценителей искусства.
Разносторонне одаренный художник снискал себе славу в различных областях искусства. Рафаэль был известен как мастер портрета и декора, архитектор, монументалист и поэт, но до сих пор его почитают как создателя прекрасных «Мадонн».
Мадонна Грандука. 1504
Становление гения
Установить точную дату рождения великого живописца не удалось. По одним данным, он родился 26 или 28 марта 1483, по другим, – 6 апреля того же года в Урбино – маленьком горном городке области Марки, принадлежавшем герцогам Ментефельтро (Центральная Италия). Его отец Джованни Санти (около 1435–1494) был придворным художником и поэтом с весьма скромными художественными и поэтическими дарованиями. Благодаря положению отца, еще совсем юный Рафаэль получил свои первые художественные впечатления, часто посещая залы герцогского дворца, стены которого украшали выдающиеся произведения итальянских живописцев. Так формировался не только безупречный вкус будущего художника, но и его умение держать себя в кругах высшего общества, что некоторое время спустя во многом определило его материальное благополучие.
Первые уроки живописи Рафаэль получил у Джованни Санти. Сведения относительно этого факта нам сообщает Джорджо Вазари в жизнеописании гения: «А когда мальчик подрос, отец стал упражнять его в живописи, обнаружив в нем большую склонность к этому искусству и прекраснейшее дарование. Не прошло и много лет, как Рафаэль, будучи еще совсем юнцом, оказался отличным помощником во многих работах, которые Джованни выполнял для государства Урбинского»1
Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М. 2001, Т. З. С.131.. Однако документы, подтверждающие слова биографа, не сохранились, поэтому приходится лишь предполагать об участии мальчика в работах своего отца.
Мадонна с вуалью (1508)
Мадонна для Рафаэля была символом рано ушедшей матери. Нехватка материнской любви с ранних лет превращалась под его кистью в прекрасные женские образы, которые до сих пор освещают своей божественной красотой своды храмов Ватикана и Италии.
«Мадонна с вуалью» была создана для церкви Санта-Мария по заказу папы римского Юлия II, который так восхитился этим шедевром, что заказал Рафаэлю расписать алтарь монастыря св. Сикста. В XVI веке полотно попало к Боргезе, став жемчужиной его коллекции. Затем оно попало в монастырь в Лоретто, а в 18 веке затерялась. В начале 20 века случилось чудо, когда из Нижнего Тагила доставили на реставрацию И. Грабарю изуродованную и изъеденную червями картину, написанную на дереве. Это была «Мадонна с вуалью» Рафаэля! Три года велись работы по её реставрации и после её отождествления, картина была предоставлена Музею им. Пушкина. С 1970 года шедевр вернулся в Нижний Тагил.
Картина представляет собой изображённое на деревянной доске Святое семейство. Мария нежно приоткрывает вуаль, которой был накрыт Младенец и любуется ним. Сзади справа стоит Иосиф, фигура которого была дописана Рафаэлем несколько позже на месте окна. Свет исходит только от Младенца Христа, лежащего на белых пеленах. Красная ткань платья Мадонны является символом радости и вечной жизни. Иосиф, предчувствуя муки Христа и будущее отчаянье Марии, скорбно сжимает руки. А пока мать счастлива и радуется своему ребёнку.
2
Автор
Полное имя художника – Рафаэль Санти, годы жизни – 1483-1520. Родом он был из восточно-итальянского города Урбино. Рафаэль родился в семье, близкой к искусству – отец его значился придворным поэтом и живописцем в свите герцога Урбино.
Мастерство изобразительного искусства Рафаэль начал постигать сначала в отцовской мастерской, затем – в качестве ученика и подмастерья Пьетро Перуджино. Первый живописный опыт художника – фрески, религиозные и романтично-рыцарские сюжеты.
В 1504 г. Рафаэль переезжает во Флоренцию, где активно развивает свой художественный метод. Прежде всего, направление его развития связано с влиянием таких столпов Ренессанса, как Микеланджело, Браманте и Да Винчи.
Последний серьезный переезд художника – в Рим, в 1508 г. Здесь, под крылом Ватикана, официальным живописцем которого становится Рафаэль, он завершает эволюцию своей живописной манеры и создает самые совершенные и прославленные свои произведения. Умер художник рано – ему исполнилось только 37. Причиной смерти послужила простуда, которую неправильно лечили ватиканские врачи.