Иллюстрации к роману евгений онегин

Как раскрывается главный герой в этой сцене

Когда школьники пишут сочинение по анализу эпизода дуэли Онегина и Ленского, то большое внимание уделяют тому, с какой стороны раскрывается Евгений. Кажется, что он не зависит от мнения общества и устал от круга аристократов, с которыми кутит и веселится

Но не потому ли он не отказывается от дуэли, что на самом деле боится того, что скажет про него общество? Вдруг его сочтут трусом, не отстоявшим свою честь?

Анализ эпизода дуэли Ленского и Онегина представляет перед глазами читателя несколько другой образ: Евгений — слабовольный человек, который руководствуется не собственными суждениями, а мнением света. В угоду своему эгоизму он решил отомстить Владимиру, не думая о том, что ранит его чувства. Да, он пытался избежать поединка, но все же не принес извинения и ничего не объяснил другу.

В завершении анализа эпизода дуэли Ленского и Онегина следует написать о том, какое значение для романа имеет сцена. Именно в этом поединке и раскрывается настоящий характер Евгения. Здесь проявляется его духовная слабость, двойственность натуры. Зарецкого можно сравнить со светским обществом, осуждения которого так боится герой.

Смерть Ленского говорит о том, что люди тонкой душевной организации не могут выжить в лживом светском обществе. Они слишком возвышенные, чувствительные и искренние. Стоит отметить, что Евгений Онегин — это собирательный персонаж, который вобрал в себя типичные черты светского общества.

Но как известно читателям, автор не пожалел Онегина, и в литературе он считается циничным героем с черствым сердцем. Он отверг любовь Татьяны, погубил друга, играл человеческими чувствами. А когда раскаялся и осознал, что поступал неправильно, было уже поздно. Онегин так и не нашел своего счастья, его удел — одиночество среди людей, которые ему неинтересны…

Это был краткий анализ эпизода дуэли Онегина и Ленского, в котором раскрывается суть этой сцены в произведении.

Дуэль Онегина и Ленского

Остановимся подробнее на описании дуэли. В чем богатство языка Пушкина? Сцена дуэли действительно очень богата разнообразными художественными приемами. Глаголы, существительные, числительные в сцене дуэли обладают ничуть не меньшей силой, чем определения — эпитеты; предложения, лишенные сравнений, не становятся от этого менее выразительными. Анализ описания дуэли мы можем начать как раз с глаголов.

Пушкин детально описывает, как заряжались пистолеты: Вот пистолеты уж блеснули. Вот порох струйкой сероватой Гремит о шомпол молоток.

Сказуемые в этом отрывке более всего завладевают нашим вниманием, заставляют следить за каждым этапом подготовки пистолетов, позволяют видеть и слышать происходящее. Пистолеты не просто извлечены из футляров — они «блеснули»

Молоток «гремит» — стук его далеко разносится в звонком зимнем воздухе. Обратим внимание на одну особенность всех действий, изображенных в отрывке: здесь нет человека, хотя его руками все делается. Действуют пистолеты, молоток, пули, порох, кремень (гремит молоток, уходят пули, щелкнул курок]. Этот прием, выдвигающий на первый план орудия смерти, словно наделенные способностью двигаться самостоятельно, подчеркивает неизбежность приближающейся катастрофы.

Эпитеты в отрывке точные, очень скупые: признак дается только там, где он необходим: ствол граненый, сероватая струйка пороха, кремень зубчатый, надежно ввинченный

Обратим внимание на композиционную роль этой картины: она замедляет действие и тем самым усиливает напряжение. Подробное описание того, как заряжаются пистолеты, превращается в страшную сцену спокойной,методической подготовки убийства

Подтекст этой сцена — страстный гуманизм поэта: вместе с ним мы с ужасом и возмущением следим за приготовлением к убийству чело века человеком. Существенную роль в изображении дуэли играют числительные. Они так и врезаются в память, заставляя нас напряженно следить, как «педант» Зарецкий отмеряет тридцать шесть шагов, как идут дуэлянты к роковой черте. Пушкин отлично понимает силу этих чисел и повторяет: «четыре перешли шага, четыре смертные ступени…».

Самый трагический момент, когда с выстрелом Онегина обрывается жизнь Ленского, описан совсем просто: здесь нет ни сравнений, ни метафор и только один простой эпитет «тихо»: …Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить — но как раз Онегин выстрелил…

Тревога за судьбу персонажей сменяется трагедией случившегося. Время замедляется, наступает страшная тишина: …поэт На грудь кладет тихонько руку Роняет молча пистолет, И падает… Мысль о смерти связана с представлением о вечном холоде. И мгновенный холод, который охватывает Онегина, это не только чувство ужаса, но и ледяное дыхание смерти. Далее мы читаем строки, изобилующие метафорами и сравнениями:

Дохнула буря, цвет прекрасный увял на утренней заре. Потух огонь на алтаре!..

Сравнить умолкнувшее сердце с опустевшим, покинутым домом — для этого нужна была смелость гениального новатора, сумевшего простые слова общенародного языка сделать «чистым золотом» поэзии.

В последующих строфах даны размышления автора о погибшем. Что умерло вместе с ним. Каким надеждам не суждено было свершиться, каков был бы его дальнейший жизненный путь, если бы «задумчивый мечтатель» не был «убит приятельской рукой»

2 вариант (Сочинение Дуэль Онегина и Ленского)

Александр Сергеевич Пушкин – поистине выдающаяся фигура в истории русской литературы. То ли оттого, что он с детства пристрастился к чтению, то ли по причине природного дара, великий поэт и прозаик создавал произведения, наилучшим образом отражающие образ мышления русского народа.

Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» много лет является классикой мировой литературы и входит в ряды обязательных к прочтению книг. О том, что роман еще долгое время не утратит своей актуальности, спорить не приходится, ведь в нем раскрывается глубокая проблематика человеческих взаимоотношений.

Одним из ключевых и переломных моментов произведения, без сомнений, является дуэль Евгения Онегина и Владимира Ленского. Несмотря на нелепость причины поединка, исход дуэли стал роковым, необратимым.

Во время бала, испытывая скуку, Онегин решает пригласить на танец невесту Ленского – Ольгу и в показной манере увлекает ее льстительными нежностями. На щеках девушки вспыхивает румянец, и она еще пуще увлекается танцем. Ленский, не выдержав безжалостного высмеивания своих высоких чувств по отношению к возлюбленной, стремительно удаляется с бала. Позже Онегин, к тому времени осознав свою неправоту, получает вызов на дуэль от своего друга. Обратного пути нет – Ленский настроен решительно.

Дуэль происходит утром. Онегин, до последнего сомневающийся в реальности происходящего и убеждающий себя в том, что еще есть шанс разойтись полюбовно, стреляет первым. Выстрел, отнявший жизнь у юного романтика. Но страшный суд в этот момент вершился отнюдь не над погибшим Ленским, а над его убийцей – слабовольным и малодушным Онегиным. Он разбит и не до конца осознает всего ужаса происходящего.

Роль данного эпизода в произведении огромна: он дает нам осознать всю человеческую  сущность Онегина, демонстрирует власть общества на его поступки. Циничный юнец боится показаться смешным, стать главным героем нелестных сплетен. На одной чаше весов его репутация, на другой – дружба с Ленским. Но нежелание прослыть трусом берет верх над естественными человеческими эмоциями. Ленский убит, а вместе с ним – убито все человеческое в Онегине. По факту, мертвы они оба.

Евгений Онегин, в последующих главах книги, пытается забыть о своем поступке, путешествуя по России, заполняя пустоту в сердце нежными чувствами к Татьяне, но не выходит у него затмить чувства вины и сожаления, которые лежат у него на сердце тяжким грузом всю оставшуюся жизнь.

Почему произошла дуэль

На именинах Татьяны Лариной Онегин неистово скучает, ему противны гости, смешон тот спектакль, который разыгрывается на подобных праздниках. Чтобы позлить Ленского за то, что он привёл его к Лариным, Онегин наигранно флиртует с его будущей невестой – Ольгой, танцует с ней. Зная, насколько ревнив и горяч его друг, Онегин поступил жестоко. Он оскорбил чувства юноши, переступил границу. Автор открыто говорит о том, что дуэли можно было избежать, если бы Евгений согласился извиниться, объяснился с другом. Причина дуэли Онегина и Ленского не столь резка, чтобы не попытаться сгладить ситуацию. Но сплетни, непонимание, боязнь осуждения со стороны высшего света – это пугает Онегина, ему неприятна мысль, что его репутация может измениться в худшую сторону. Он принимает вызов и с опозданием, но всё же является на встречу. Из-за зависимости Онегина от мнений высшего света дуэль всё-таки состоялась. Немаловажную роль сыграло и то, что секундантом Ленского был человек “сомнительной чести”, сплетник – Зарецкий. По правилам, во время посещения Онегина дома, он должен был обсудить возможность примирения, но об этом не было даже и речи со стороны Зарецкого.

Арт-критика

В. Сизов в «Русских ведомостях» 1899 года отмечает:

Г. Репин выставил весьма небольшую картинку, но чрезвычайно интересную по сюжету и мастерски написанную: художник изобразил сцену дуэли у офицеров-однополчан, происходящую под давлением «суда чести»

21 апреля 1899 года «Русское слово» пишет:

Сильное впечатление производит небольшая картина И. Е. Репина – «Дуэль». <. . .> Надо согласиться, что эта маленькая картинка красноречивее и убедительнее всевозможных статей, направленных против дуэлей

9 мая 1899 года в «Московских ведомостях» сообщалось:

И. Е. Репин выставил не столько картину, сколько эскиз для картины «Дуэль». В самом деле, произведение это отличается какою-то небрежностью, недоделанностью, оставляющею нас совершенно холодными, несмотря на изображенную перед нами только совершившуюся кровавую драму

Май 1900 года М. Иранека говорит, что картина

построена на прекрасных взаимоотношениях красок: серо-зеленой, серой и черно-голубой. По этой картине любой художник может поучиться понимать, что такое тончайшая колористическая гармония

А. П. Ланговой вспоминал:

«Я никогда не забуду того, что почувствовал, когда в мастерской у Репина увидал его замечательную картину «Дуэль» … Художник с такой силой выразил переживания умирающего, его убийцы, секундантов, доктора, так светло было выражение умирающего, примиренного с своей совестью, что я не удержался и спросил Репина: «Ведь умирающий простил своего убийцу?»

Построение стиха

Глава написана «Онегинской строфой», которую поэт разработал специально для этого романа. В ней 14 строк: 3 четверостишия и 2 строки дополнительные:

  • первое четверостишие рифмуется перекрестной рифмой,
  • второе четверостишие — смежной, или парной рифмой,
  • в третьем четверостишии рифма кольцевая,
  • последние строки зарифмованы попарно.

Ударные рифмы практически везде сочетаются с безударными. Почти все произведение написано четырехстопным ямбом. Этот стихотворный ритм оказался наиболее удобным для повествования.

Гибель Ленского можно назвать кульминацией романа «Евгений Онегин», а 6-ю главу — одной из самых волнующих и значимых во всем романе.

Анализ эпизода 3

В романе «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина в центре внимания находятся два героя: сам Евгений Онегин и его друг Владимир Ленский. Дружеский союз данных героев напоминает сплочение двух противоположностей. Онегин выступает в качестве убеждённого скептика, не ждущего никаких приятных перемен в жизни и не ищущего любви. Ленский, напротив, представлен в качестве мечтателя, видящего во всех событиях высшее предназначение и не теряющего веру в счастье. Развитие взаимоотношений Ленского и Онегина показано настолько искусно, дружеский союз и последующее соперничество интригуют до самого конца романа.

Герои проходят различные испытания. Беседуя, они выражают личное мнение касаемо жизненных вопросов. Даже явная разница в возрасте и характерах не стала препятствием для становления дружбы Онегина и Ленского.

Влюбившись в Ольгу Ларину, Владимир показал себя в глазах Евгения в качестве расторопного и неопытного человека. Онегин, лучше разбираясь в противоположном поле, довольно сурово оценил Ольгу

Однако при этом Евгений обратил внимание, что старшая сестра Ольги – Татьяна – была более искренней, надёжной и интересной

Благодаря своей открытости Ларина-старшая очаровала Онегина. А в это время увлечение Ленского своей пассией дошло до того, что по вине излишней увлечённости и хладнокровия Онегина Владимир вызвал друга на дуэль.

Во время званого вечера у сестёр Лариных заскучавший Евгений подшутил над высокими чувствами мечтательного друга. Помимо этого, ощущая волнение Татьяны из-за его присутствия и пытаясь разрядить напряжённую атмосферу, Онегин начал любезничать с Ольгой и приглашать её на танцы. Это рассердило Владимира, твёрдо убеждённого в том, что был любим. Таким образом, поведение Евгения стало последней каплей для друга, ставшего врагом, и наутро Онегин получил от Ленского записку, оказавшуюся вызовом на дуэль.

Эпизод поединка двух бывших друзей является самым грустным в романе. Особенно печален тот факт, что дуэль привиделась Татьяне во сне, однако героиня не смогла найти толкование своего сновидения, оказавшегося пророческим.

Евгений достойно и холодно принял вызов Владимира, понимая, что сыграл жестокую шутку над чувствами романтичного друга. Во избежание срыва назначенной дуэли герои не раскрывали подробности размолвки и в оговорённое время прибыли к мельнице.

Ленский и Онегин, приготовившись к дуэли, не желали нарушать светские порядки и не отказались от идеи поединка. Выстреливший первым Евгений сразил Владимира, о чём впоследствии пожалел: Онегин подбежал к бывшему другу и пытался окликнуть его, однако все усилия оказались тщетными: романтичный мечтатель, который мог бы обрести славу поэта, был уже мёртв.

На самом деле, конфликт двух героев мог быть решён мирным путём. Сама идея дуэли оказалась ошибкой, приведшей к гибели ни в чём неповинного человека. Однако, когда всё было оговорено, менять что-либо было поздно: отказ от дуэли приравнивался к поступку настоящего труса. Сама дуэль смогла определить многое в жизни героев произведения, в корне изменив жизнь не только Онегина, но и сестёр Лариных.

9 класс

Зачем Онегин убил Ленского?

Текст и фото: Татьяна Шипилова

Первое, о чем спросили Александра Минкина на презентации его новой книги, это «Почему Онегин?». Но поскольку мир в принципе поделен на сторонников Толстого или Достоевского, Пушкина или Лермонтова, то вопрос этот оказался скорее риторическим.

Пока автор рассказывал душещипательную историю о том, как изначально контракт на публикацию книги был подписан с «Редакцией Елены Шубиной», а в итоге «Немой Онегин» вышел в издательстве «Проспект», позвонил Владимир Мукусев, разговор с которым все пришедшие на встречу услышали по громкой связи. Последний поздравил коллегу с выходом новой книги и попросил прочитать уже его новую работу «Взгляд сквозь время».

Александр Викторович пообещал роман прочитать и продолжил дальше рассказывать о том, как придумывал название: «Шел я как-то мимо музея-дома Марины Цветаевой и сразу вспомнил ее известнейшую книгу «Мой Пушкин», и подумал было назвать книгу «Мой Онегин», но потом понял, что Онегин все-таки не мой, а пушкинский, и вдруг мне пришло название «Немой Онегин», где «не мой» в одно слово».

Вопросы из зала задавались сначала скромно, но постепенно аудитория осмелела:

«А почему роман о поэме, а не о романе в стихах?»

Подобный вопрос журналист сравнил с любопытным читателем, который так и жаждет слишком рано узнать, кто же убийца в романе Агаты Кристи: «Я писал книгу очень долго, восемь лет, чтобы читателю было интересно подниматься из болота на вершину. Это как показать вам фотографию Эвереста, чтобы вы перестали мечтать покорить его сами. Афанасий Никитин шел в Индию шесть лет, а вы летите туда шесть часов. Вы видите стюардессу и туалет, а он увидел половину планеты. Если я вам все объясню, то лишу удовольствия восхождения на вершину, потому что любой подъем я считаю удовольствием».

Тогда логично было бы узнать, что же заставило бывшего театрального критика комментировать «Онегина»?

На этот совсем уж риторический вопрос ответ был дан все же очень даже развернутый: «Ничего не заставило, мне самому было интересно и познавательно. И я узнал удивительно много нового, и даже сейчас, открывая роман, я каждый раз вижу моменты, которые либо не замечал раньше, либо не вставил в книгу. И уже мечтаю о дополненном издании», — с надеждой обратился Минкин к стоящему неподалеку редактору.

И редактор не растерялся: «А вот в книге есть такие замечания и комментарии, которые нельзя найти ни у Набокова, ни у Лотмана. Как вам это удалось и остались ли еще не раскрытые секреты?»

Естественно, секреты остались. И естественно, их раскрывать будет еще интересней. И конечно же, многое из того, что было в черновиках, не попало в книгу, а поэтому материала хватит еще на одно, а то и два дополненных издания: «Потому что сначала режешь для газетной колонки, потому что не укладываешься в объем, а потом режешь в книге, потому что не выстраивается композиция».

Но самый главный вопрос задал сам Минкин: «Зачем Онегин убил Ленского?»

Какие только ответы не пришлось услышать!

— Чтобы самому не быть убитым!

— Это очень логично для человека XXI века, но совершенно не подходит для человека века XIX. Пушкин на дуэли черешню ел!

— Потому что некому было оставить наследство!

— Человек, который стоит под выстрелом, рискует жизнью ради чести, не думает о своем здоровье, а просто перед дуэлью пишет завещание.

— Так зачем же?

— А вот узнаете, когда прочитаете мою книгу.

Самое главное опровержение этого вечера — идея о том, что «Евгений Онегин», конечно же, никакая не энциклопедия русской жизни, как в свое время заметил Белинский, а энциклопедия чувств и мыслей одного гения по имени Пушкин: «Ведь в романе начала XIX века мы нигде, ни в одной строчке не видим описания внешности главного героя — Онегина! В романе же нет никакого действия. Есть разговор на лавочке, дуэль и последняя сцена. Всё. «Тогда почему же так всем нравится?» — спросил меня как-то режиссер вахтанговского театра Римас Туминас. И я ему ответил: да потому что любой русскоязычный любит Пушкина и читает про Пушкина, а не про Онегина!»

Автора комментированного издания об Онегине попросили прочитать какие-нибудь актуальные строки из романа в стихах, которые подходили бы для современности. Быстрее отреагировал опять-таки редактор Минкина: «Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе!»

И в ожидании снега выстроилась очередь в ожидании автографа.

Илья Репин: картины, биография художника

Искусство Репина не знало равно­душия зрителей и критики. С са­мых первых лет его жизни в ис­кусстве вокруг работ Репина скрещивались противоборствую­щие мнения и взгляды. Его под­держка начинаний передвижников многое предопределила в общест­венном признании и судьбах их демократической по своим соци­альным позициям живописи. И уже в бурные двадцатые годы нашего столетия, в совершенно иную ис­торическую эпоху имя Репина не раз всплывало в разгар самых острых творческих дискуссий.

На протяжении десятилетий его искусство выступало как бы в роли своего рода эталона, с кото­рым сверяли свои произведения как последователи, так и оппоненты мастера.

Искусство Репина менялось, раз­вивалось, оно знало периоды высокого взлета и годы относитель­но неудачные. (Как разочаровал он, скажем, всех почитателей своего таланта написанным к юбилею Гоголя в 1909 году полот­ном «Самосожжение Гоголя. Го­голь жжет свои рукописи».

) Но всегда Репин был верен одному из главных принципов своего творчества — его картины обра­щались к «массовому» зрителю, смело вмешивались в идейные споры, в лучшем смысле этого сло­ва отвечали «злобе дня». Для Репина жизнь, сама русская действительность в ее поразитель­ных противоречиях была вели­чайшим источником творческого вдохновения.

Жизнь он воспри­нимал страстно, темпераментно, с несравненной эмоциональностью. «Бурлаки, как тяжелая туча, заслонили веселое солнце»,— эти репинские слова из воспоминаний

об истории возникновения замыс­ла одной из самых известных кар­тин художника чрезвычайно харак­терны и примечательны для него.

В молодости ему Франция наску­чила прежде всего потому, что не хватало контактов с неприглаженной, непосредственной жизнью и их не могли заменить и восполнить ни впечатления от современных па­рижских салонов, ни вызывавшее у него глубокое волнение старое, классическое искусство.

Позже он не раз бывал в европейских стра­нах, «заметил» некоторых из импрессионистов, хотя в целом и отрицал необходимость подоб­ной художественной работы в рус­ском искусстве, изучал сложную гармонию Рембрандта, но всегда спешил возвратиться в Россию, окунуться в повседневную толчею жизни. Здесь он чувствовал себя настоящим художником, нужным людям.

Вот Репин пишет «Бурлаков», «Крестный ход в Курской губер­нии», «Не ждали» — любая из его больших капитальных работ — изобразительный роман, продуман­ный и согласованный во взаимо­действии всех деталей. Репин не иллюстрирует сюжет, а психологи­чески обосновывает, выстраивает его смысловую композицию.

Долго можно изучать характеры и типы в репинской картине, вникать в их взаимоотношения. Сочиненные им композиции обладают убедитель­ностью реальной жизни. Каждая деталь для мастера, подобно голосу в хоре, важна и необходима.

Как далека от благостности, например, самодовольная купчиха с иконой в «Крестном ходе в Курской губер­нии», как важно в «прочтении» картины выражение лиц персона­жей «Не ждали». Репин с увлече­нием описывает неповторимость внешнего облика каждого челове­ка

Но эта внутренняя жизнь несомненно ска­зывается в яркости и сочности внешнего своеобразия героя, кото­рый выступает чаще всего как определенный социальный и психо­логический тип, порой (например, в «Протодьяконе») как образ обоб­щенный и собирательный. Правда жизни, убедительность психологической ситуации возни­

кают во взаимоотношениях персо­нажа со средой. Для Репина при точности и реальности всех дета­лей важна и общая эмоциональная атмосфера действия.

Зритель, гля­дя на репинские полотна, ощущает изнуряющую, знойную жару лет­него полдня в «Крестном ходе в Курской губернии», а само это красочное шествие толпы по пыль­ной дороге как бы теряет свою торжественную привлекательность и великолепие и воспринимается как весьма разоблачительное изображение разноречивого крестьянского быта, вызывает раз­мышления о сложности и драмати­ческих контрастах жизни. Худож­ник выступает как умный наблю­датель и критик социальной дей­ствительности.

Ничего не предвещало беды

Дружба героев кажется вполне безобидной, да и полноценной дружбой их союз назвать нельзя. Начавшись с “дружбы от скуки”, она развивалась стремительно и каждый получал то, что хотел. Ленский нашёл “ценителя” своего творчества (Онегин не критиковал стихи друга, хотя втайне насмехался над его откровенно слабой поэзией), а Онегин переставал скучать, как только на пороге появлялся жизнерадостный, эмоциональный романтик со своей своеобразной философией. Тонкая душа Владимира Ленского была полной противоположностью циничного, бесчувственного Онегина, но это не мешало им проводить время вместе, посещать соседние имения, горячо спорить и пытаться дойти до сути во всём. Если взгляды друзей не совпадали, то Онегин не спешил осекать своего оппонента, ему нравились рассуждения пылкого ума, пусть и неопытного, но удивительно “живого”.

https://youtube.com/watch?v=jEA1xWx2ac8

https://youtube.com/watch?v=AlxoA8V7ajQ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: