Описание картины «нестор-летописец» виктора васнецова

Краткая биография

Итак, давайте узнаем, как жил и чем прославился Нестор Летописец. Краткая биография этого человека, вернее, некоторые сведения о нем могут быть почерпнуты из главного его труда – “Повести временных лет”.

Доподлинно мало известно о его детстве, так как по скромности летописец ничего не писал о своих родных. Можно предположить, что семья его слыла знатной и богатой, так как только в такой можно было в те годы получить достойное образование. Известно только, что Нестор Летописец (годы жизни его также точно не определены: предполагается, что он появился на свет приблизительно в 50-х годах одиннадцатого века, а преставился в 1114 году), начал свой жизненный путь в городе Киеве. Это становится понятно из его работ.

Всю взрослую жизнь он провел в трудах и неустанных молитвах в Киево-Печерском монастыре и там же скончался, дожив до 58 лет. О его судьбе нам известно не слишком много. Кроме кратких автобиографических данных, почерпнутых главным образом из «Повести временных лет», о нем остались только небольшие сведения из «Киево-Печерского патерика». Там сообщается, что век его был достойным и долгим, проведенным в трудах во славу Бога. Мощи его являются нетленными и бережно хранятся в Киево-Печерской обители, в пещерах.

Творчество

Свою личную жизнь Нестор решил посвятить истории Древней Руси. Большинство из его произведений были написаны, когда он проживал на территории Киево-Печерского монастыря. Современные историки приписывают летописцу три произведения.

«Повесть временных лет»

Историки считают это произведение главной работой летописца. В ней охватывается огромный временной промежуток. Нестор описал ключевые события, которые происходили на территории Руси с библейского времени до начала 1100-х годов. Нестору не удалось завершить эту летопись до конца и поэтому ее дописывали независимые авторы, имена которых остались неизвестными.

Начинается повествование с Ноя, сыновья которые поделили землю на три части. Также в этой работе летописец объясняет, откуда появились такие народности, как:

  • варяги;
  • русы;
  • немцы.

Первой датой, которая подробно описывается в произведении, является 852 год. Именно в этом году была сформирована Русская земля. Ее основателями считаются Синеус, Трувор и Рюрик. По мнению историков, наиболее запоминающейся частью книги является смерть Олега, который умер после укуса змеи.

Стоит отметить, что в этом произведении рассказывается не только об исторических события, но и о религии. Нестор был верующим христианином, и поэтому он не мог обойти эту тему стороной. В «Повести временных лет» можно найти немало упоминаний библейских событий. Здесь можно найти мысли летописца о Боге. Он пишет, что Господь состоит из Отца, Сына и Святого духа. Немало внимания уделено крещению Руси. Это событие Нестор описал как спасение верующих от дьявольских соблазнов.

«Житие Бориса и Глеба»

В произведении рассказывается о жизни Глеба и Бориса, которые были сыновьями князя Владимира. Здесь они описываются как воплощение смирения и благочестия. Это показано на примере их смерти. Когда сводный брат пришел их убивать, вместо того, чтобы защищаться, Борис с Глебом начали читать молитвы.

«Житие Феодосия»

Это последняя работа летописца, которая до наших дней сохранилась частично. Датой создания этого произведения считается 1088 год. Работа полностью посвящена жизни Феодосия. В ней можно найти много информации об игуменстве.

Память

Нестор Летописец канонизирован в Русской православной и Римско-католической церквях. У славян день его памяти отмечается 9 ноября, одновременно с Днем украинской письменности и языка. Мощи святого покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры.

Картина Виктора Васнецова «Нестор-летописец» / Энциклопедия искусства

Нестора, как любого преподобного, часто изображали на иконах, но многие из произведений утратили автора. Одним из самых известных визуальных воплощений святого является картина Виктора Васнецова «Нестор-летописец», написанная в 1885-1893 годах. Оригинал хранится в Третьяковской галерее.

Памятники Нестора Летописца находятся в Киеве, Владимире, Борисполе. В родной обители святого возведены два храма имени преподобного.

Преемники

Умирая, старец завещал развитие своей грандиозной повести другим инокам Киево-Печерского монастыря. Его последователями были игумен Сильвестр, который оформил «Повесть временных лет» в ее современном облике, и игумен Моисей Выдубицкий, продолживший ее вплоть до тринадцатого века. И, кроме того, игумен Лаврентий. Этот летописец в 1377 году создал так называемую «Лаврентьевскую летопись» — наиболее древний из сохранившихся до нашего времени списков, сберегших «Повесть», над которой работал преподобный печерский подвижник Нестор Летописец. Фото этой бесценной реликвии доступно для каждого, а сама она хранится в Российской национальной библиотеке в городе Санкт-Петербурге. Наследником агиографической традиции Нестора был Симон, епископ Владимирский.

О биографии святого Нестора Летописца известно лишь то, что он был монахом

Биография Нестора Летописца до нас не дошла, потому что её не записывали современники. Первые жития святых на Руси написал сам Нестор:

  • «Чтение о Борисе и Глебе Чтение о Борисе и Глебе» (1110 год);
  • Житие Феодосия Печерского» (до 1088 года).

1114
приблизительный год смерти Нестора Летописца

Так преподобный Нестор Печерский заложил основу жанра, и многие последующие авторы опирались на его труды. А вот про то, кто такой сам автор, писать было некому.

Из косвенных сведений авторов, которые записывали устные предания монахов, известно имя Летописца — Нестор.

Можно приблизительно вычислить годы жизни святого: 1056 –1114 гг.

Автор ясно даёт понять, что он монах, но на этом всё. Такая ситуация многих не устраивала, и позднее предпринимались попытки составить житие преподобного, подобные тексты в изобилии встречаются в интернете. Но все они основаны на домыслах и спекуляциях

А в реальности о Несторе мы не знаем больше ничего, хотя тот и был важной фигурой, первым летописцем Руси

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Вели́ких князе́й ру́сских дея́ния/ и преподо́бных оте́ц Пече́рских жития́ и чудеса́ написа́вый,/ свое́ же, Богому́дре Не́сторе, мно́гих ти ра́ди доброде́телей и́мя/ напи́сано на небеси́ стяжа́вый,// моли́ и нам написа́тися в Кни́ги Живо́тныя.

Ин тропарь, глас 4

Времена́ и ле́та достопа́мятных дея́ний,/ по́двиги и труды́ Богоно́сных оте́ц,/ Не́сторе прему́дре, напису́я,/ любо́вию возгоре́лся еси́ после́довати стопа́м первонача́льных,/ с ни́миже не преста́й моли́тися Христу́ Бо́гу,// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

Я́ко сый Богоно́снаго Феодо́сия учени́к/ и и́стинный жития́ того́ подража́тель,/ пе́рвый честны́х его́ моще́й самови́дец бы́ти сподо́бился еси́,/ я́же с про́чиими святоле́пно прене́с,/ насле́дил еси́ с те́миже Ца́рство Небе́сное,/ е́же получи́ти и на́м, чту́щим тя́, Го́сподеви моли́ся.

Память

В СССР и на Украине были выпущены почтовые марки, посвящённые Нестору.

Украинская православная церковь (Московского патриархата) учредила Орден преподобного Нестора Летописца.

Национальный банк Украины выпустил в 2006 году золотую юбилейную монету, посвящённую Нестору Летописцу, достоинством в 50 гривен.

Памятники Нестору Летописцу установлены в Киеве, Владимире и Борисполе (Киевская область, открыт 27 июня 2020 года).

В Киеве возведены два храма во имя преподобного Нестора Летописца: по улице Промышленной (в 2010 году) и по улице Доброхотова на территории Киевского университета права НАН Украины (в 2013 году).

На Украине 9 ноября в день чествования памяти преподобного Нестора-Летописца с 1997 года празднуется День украинской письменности и языка.

  • Почтовая марка СССР, 1956 год, номинал 40 коп.
  • Почтовая марка СССР, 1978 год. Первое упоминание о посылке вестей на Руси. Автопортрет летописца Нестора
  • Почтовая марка Украины, 1998 год. Монах-летописец Нестор
  • Орден преподобного Нестора Летописца, учреждённый Украинской православной церковью
  • Золотая юбилейная монета Украинского национального банка, посвящённая Нестору Летописцу

Описание картины Васнецова Нестор Летописец

Янв 1, 0001admin Литература

описание картины Васнецова Нестор Летописец.

С первых упоминания о Киевской Руси прошло уже много-много лет. Откуда же до нас дошли такие старинные знания? Историю возникновения русского государства мы знаем благодаря летописи – «Повесть временных лет» , автором этой летописи был Нестор. По сути, летописец Нестор является первым историком, попытавшимся поведать современникам и потомкам об истории земли русской. Обращаясь всё к той же летописи, можно говорить, что Нестор родился в 1064 году. Умер же летописец в 1114 году. Достигнув 17-ти летнего возраста, Нестор отправился в Печорскую обитель, где принял монашеский постриг. В Печорской лавре проживало большое количество достойных братьев. Будущему летописцу было с кого брать пример. Нестор постоянно самосовершенствовался: духовно и умственно.Летописец обладал незаурядными умственными способностями. Нестор с уважением относился к различным знаниям, церковь же в этом отношении была очень консервативна. Первым письменным произведением Нестора стало житие Святых Бориса и Глеба. Произведение поражает своим красноречием и глубиной мысли. Затем за авторством Нестора идет житие преподобного Феодосия Печорского. Житие преподобного выдающиеся произведение русской письменности 11 века.Основная работа Нестора – летопись «Повесть временных лет» . Начало работы над ней датировано 1112 годом. Нестор потрудился на славу. До сих пор, «Повесть временных лет» является одним из основных источников знаний по русской истории. Нестору удалось прекрасно изложить имеющуюся у него информацию, без пристрастий и прикрас поведать то, что знает он сам. Летопись Нестора расскажет нам о княгине Ольге, первых русских князьях, о крещении Руси.Имя Нестора навсегда вписано в русскую историю. Благодаря этому человеку, мы имеем достоверные и более-менее подробные сведения о наших славных предках. Летописец жил в тяжелые времена. На Руси начинались усобицы, постоянно совершали набеги на Русь и кочевники. Печерская обитель, в которой жил летописец, была разорена кочевниками в 1096 году. Наш герой сильно переживал, но, не смотря на трудности, продолжил свой путь. Летописец Нестор похоронен в пещерах Антония Печерского. Нестор почитается русской православной церковью.

» Без заголовка 1853 otstavanie.ru

Описание картины “Нестор-летописец” Виктора Васнецова

В.Васнецов, “Нестор-летописец”, 1885-1896 гг, Фото: muzei-mira.com

Название Нестор-летописец
Страна, художник Россия, Виктор Михайлович Васнецов
Год 1885-1896
Жанр романтизм, христианское искусство
Находится Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы картон, акварель

Картину “Нестор-летописец” написал русский художник Виктор Васнецов в 1885-1896 годах, во время пребывания в Киеве, куда был приглашен для росписи Владимирского Собора. Достойный быть причисленным к лику святых

Главный герой полотна – создатель первой русской летописи “Повесть временных лет” – Нестор изображен седовласым старцем, корпящим над своим легендарным трудом. В его жилистой руке совсем свежее, непотрепанное перо, хотя в книге, лежащей перед ним, видны только что внесенные записи. Задумавшись над чем-то, он на мгновение отрывается от работы.

Лицо летописца, несмотря на преклонный возраст, совершенно не старческое – вместо бремени лет оно украшено лишь отметинами опыта и мудрости, отчего кажется одновременно и строгим, и добрым.

Нестор опирается на массивный деревянный пюпитр – подставку для книг, выполненную в традиционном русском стиле. На нем расположились атрибуты писательского ремесла – ворох пергаментных свитков, перья и чернильница.

Васнецов изобразил интерьер комнаты в духе представлений интеллигенции своего времени о древнерусской архитектуре – это, прежде всего, массивная и грубо сделанная деревянная мебель, выложенный плиткой пол и голые оштукатуренные стены, причудливое арочное окно, в котором видны купола Владимирского собора и прочие здания.

Отдельного внимания заслуживает одеяние героя – ряса и темный плащ с капюшоном

Использование насыщенной палитры создает ощущение, будто картина только что написана и краски еще сохнут, а контрастные и четкие переходы между объектами сосредоточивают внимание зрителя именно на личности летописца

Васнецов отдает дань уважения герою своего полотна, изображая его в смиренной, но в то же время – величественной позе человека, несущего фундаментальные знания. И действительно, труд Нестора “Повесть временных лет” стал самым ранним древнерусским летописным сводом, дошедшим до наших дней, который позволил современному человеку очень многое узнать о делах давно минувших дней. Еще одним свидетельством уважения, проявленного к летописцу, является наличие над его головой нимба. Этим Васнецов показывает, что считает достойным видеть старца в ряду святых.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Вели́ких князе́й ру́сских дея́ния/ и преподо́бных оте́ц Пече́рских жития́ и чудеса́ написа́вый,/ свое́ же, Богому́дре Не́сторе, мно́гих ти ра́ди доброде́телей и́мя/ напи́сано на небеси́ стяжа́вый,// моли́ и нам написа́тися в Кни́ги Живо́тныя.

Ин тропарь, глас 4

Времена́ и ле́та достопа́мятных дея́ний,/ по́двиги и труды́ Богоно́сных оте́ц,/ Не́сторе прему́дре, напису́я,/ любо́вию возгоре́лся еси́ после́довати стопа́м первонача́льных,/ с ни́миже не преста́й моли́тися Христу́ Бо́гу,// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2

Я́ко сый Богоно́снаго Феодо́сия учени́к/ и и́стинный жития́ того́ подража́тель,/ пе́рвый честны́х его́ моще́й самови́дец бы́ти сподо́бился еси́,/ я́же с про́чиими святоле́пно прене́с,/ насле́дил еси́ с те́миже Ца́рство Небе́сное,/ е́же получи́ти и на́м, чту́щим тя́, Го́сподеви моли́ся.

Описание картины “Нестор-летописец” Виктора Васнецова

В.Васнецов, “Нестор-летописец”, 1885-1896 гг, Фото: muzei-mira.com

Название Нестор-летописец
Страна, художник Россия, Виктор Михайлович Васнецов
Год 1885-1896
Жанр романтизм, христианское искусство
Находится Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы картон, акварель

Картину “Нестор-летописец” написал русский художник Виктор Васнецов в 1885-1896 годах, во время пребывания в Киеве, куда был приглашен для росписи Владимирского Собора. Достойный быть причисленным к лику святых

Главный герой полотна – создатель первой русской летописи “Повесть временных лет” – Нестор изображен седовласым старцем, корпящим над своим легендарным трудом. В его жилистой руке совсем свежее, непотрепанное перо, хотя в книге, лежащей перед ним, видны только что внесенные записи. Задумавшись над чем-то, он на мгновение отрывается от работы.

Лицо летописца, несмотря на преклонный возраст, совершенно не старческое – вместо бремени лет оно украшено лишь отметинами опыта и мудрости, отчего кажется одновременно и строгим, и добрым.

Нестор опирается на массивный деревянный пюпитр – подставку для книг, выполненную в традиционном русском стиле. На нем расположились атрибуты писательского ремесла – ворох пергаментных свитков, перья и чернильница.

Васнецов изобразил интерьер комнаты в духе представлений интеллигенции своего времени о древнерусской архитектуре – это, прежде всего, массивная и грубо сделанная деревянная мебель, выложенный плиткой пол и голые оштукатуренные стены, причудливое арочное окно, в котором видны купола Владимирского собора и прочие здания.

Отдельного внимания заслуживает одеяние героя – ряса и темный плащ с капюшоном

Использование насыщенной палитры создает ощущение, будто картина только что написана и краски еще сохнут, а контрастные и четкие переходы между объектами сосредоточивают внимание зрителя именно на личности летописца

Васнецов отдает дань уважения герою своего полотна, изображая его в смиренной, но в то же время – величественной позе человека, несущего фундаментальные знания. И действительно, труд Нестора “Повесть временных лет” стал самым ранним древнерусским летописным сводом, дошедшим до наших дней, который позволил современному человеку очень многое узнать о делах давно минувших дней. Еще одним свидетельством уважения, проявленного к летописцу, является наличие над его головой нимба. Этим Васнецов показывает, что считает достойным видеть старца в ряду святых.

Нестор Летописец и Русская Церковь

В своих работах Нестор описывает основные вехи развития Русской Церкви с момента ее возникновения. Он повествует о сотворении славянской письменности святыми Кириллом и Мефодием, о Крещении княгини Ольги в городе Константинополе. Нестор сообщает о первой записанной в церковных источниках информации о народе русском. Его труды сохранили историю первого Киевского храма, создание которого датируется приблизительно 945 годом. Именно он повествует об образовании Печерской обители, а также о ее создателях и святых подвижниках.

Часы, когда жил и писал Нестор, были трудными для русских земель и церкви. Междоусобные бои и вражеские нападения разрушали города и поселения, сжигали православные храмы. И все же преподобный старец с гордостью и благородным трепетом за родную землю продолжал свой вдохновленный свыше труд.

Работы Нестора всегда вызывали интерес у исследователей. Без их изучения немыслимы ни история, ни литература. Творения его издавались множество раз. Работе преподобного Нестора посвящали свои труды многие исследователи разных веков. На эту тему издавались книги, проводились научные конференции и семинары. И она остается поистине неисчерпаемой и для потомков.

Преемники

Умирая, старец завещал развитие своей грандиозной повести другим инокам Киево-Печерского монастыря. Его последователями были игумен Сильвестр, который оформил «Повесть временных лет» в ее современном облике, и игумен Моисей Выдубицкий, продолживший ее вплоть до тринадцатого века. И, кроме того, игумен Лаврентий. Этот летописец в 1377 году создал так называемую «Лаврентьевскую летопись» — наиболее древний из сохранившихся до нашего времени списков, сберегших «Повесть», над которой работал преподобный печерский подвижник Нестор Летописец. Фото этой бесценной реликвии доступно для каждого, а сама она хранится в Российской национальной библиотеке в городе Санкт-Петербурге. Наследником агиографической традиции Нестора был Симон, епископ Владимирский.

Описание картины Марка Антокольского «Нестор Летописец»

Работа над скульптурой закончена в 1890 году и выполнена в реалистической манере. Летописец, изображен сидящим за столом. Его голова немного наклонена, а фигура естественна. Взгляд выражает печаль и раздумье.

14 стр., 6537 слов

Николай Михайлович Карамзин как историк и его методы исследования прошлого

… ободрило писателя, особенно после того, как испортились отношения историографа с Александром I (после выхода записки «О древней и новой России», где Карамзин в некотором смысле критиковал Александра … шведские, немецкие источники. История — очень суровая наука, даже если предположить, что историк знает много языков, но сверх того появляются источники арабские, венгерские, еврейские, кавказские …

Поглощенный своей работой Нестор Печерский, выглядит немного усталым и смиренным. Аскетичное одеяние старца точно передано скульптором Антокольским. Он воспроизводит мягкие складки одежды, а фигура отражает свет и тень, что делает образ живым, ощущается сила индивидуальности в выражении лица монаха. В мраморном образе запечатлен Нестор – старец и монах-летописец, гениальный древнерусский писатель, живший на рубеже веков ХI-ХII века. Он был первым собирателем бесценных исторических сведений о первоначальной Руси. Преподобный Нестор пришел в Печерскую обитель в возрасте 17 лет.

Киево-Печерский монастырь стал для юноши настоящей школой жизни и обогатила знанием книжной мудрости. Талант и обширная ученость сочетались в нем с необыкновенной мудростью. В этом он подражал Преподобному Феодосию – игумену, которого считал образцом монашеского подвижничества. Нестор приобщился к летописанию при руководстве своего наставника Никона.

Сведения, полученные от печерских старцев, позволили Нестору восстановить картину первоначальной жизни обители, а также собрать по крупицам наследие, житие и наставления отца Феодосия.

На закате своей жизни монах предпринял эпохальный труд о народе и державе – «Повесть временных лет» », который стал зерном для последующих летописных сводов и осталась главным источником сведений об истории русского средневекового государства.

Летопись не простой исторический документ, в ней он проповедовал о всецелом очищении, преображении личности через борьбу. До сих пор Нестор является покровителем всех, кто учится и трудится в ученье.

opisanie-kartin.com

Житие Бориса и Глеба

Этот труд был написан Нестором по причине перевоза мощей братьев Бориса и Глеба в город Вышгород в 1072 году. Он создан в соответствии со всеми церковными канонами. Житие начинается, как тогда было принято, обширным риторическим вступлением, после чего автор переходит уже непосредственно к описанию центральных событий.

В тексте даются жизнеописания русских царевичей Бориса и Глеба, сыновей великого князя Владимира, и то, как в ходе междоусобной войны они приняли смерть от руки своего старшего брата Святополка Окаянного. Описывая эти события, Нестор Летописец не делает акцент на конкретных исторических событиях, но подчеркивает святость и христианское смирение и покорность братьев, которые с радостью принимают мученическую гибель и возносят ее до уровня торжества над греховной гордыней и междоусобной враждой. Завершается текст жития пространным описанием невероятных чудес, говорящих о славе страстотерпцев, а также обращением-молитвой к святым. Произведение впечатляет красноречием и яркой выразительностью и, несомненно, обладает большой художественной ценностью.

Отметим, что князья Борис и Глеб признаны первыми русскими святыми. Они были канонизированы в лике мучеников-страстотерпцев. Данью их памяти являются многочисленные храмы и монастыри, рассеянные по всей православной земле.

Краткая биография

Каждый человек, который хочет узнать больше о жизни этого известного летописца, должен детальнее ознакомиться с информацией, взятой из его биографии.

Происхождение

О жизни Нестора известно совсем мало информации, и поэтому историкам удалось узнать о его жизни только благодаря изучению трудов, которые были написаны летописцем при жизни. Точная дата появления монаха на свет неизвестна. Однако принято считать, что он родился в первой половине 1064 года в Киеве.

О близких и родственниках Нестора практически ничего не известно. Однако многие считают, что он был из зажиточной семьи. Некоторые историки думают так, потому что летописец получил хорошее образование, которое было недоступно простым людям. Уже к подростковому возрасту парень научился читать и грамотно писать.

Начало служения Богу

О службе Господу Нестор начал задумываться еще с ранних лет. Однако окончательное решение он принял в семнадцать. Именно тогда он обратился к Феодосию, который на тот момент был основателем монашества на Руси. Он попросил принять его в послушники. Феодосий долго не мог ответить на просьбу, однако со временем он удовлетворил прошение молодого парня. Сначала Нестор выполнял различные мелкие поручения на территории храма. Этим занимались новички, которые в дальнейшем собирались стать монахами.

Затем ему пришлось пройти специальный монашеский курс, в ходе которого священнослужитель столкнулся с несколькими серьезными испытаниями. Нестор успешно прошел курс и доказал, что он имеет полное право на то, чтобы стать частью монашеского братства. Постриг поручили провести местному игумену Стефану, который в будущем стал преемником Феодосия. После нескольких лет служения Нестор был посвящен в иеродиакона.

Все монахи, которые проживали на территории Киево-Печерского монастыря, во многом себя ограничивали. Послушники монашества даже воздерживались от большого количества пищи. Единственное, что им дозволялось есть каждый день — вода с хлебом. Некоторые монахи отказывались даже от этого и начинали добровольно голодать. На протяжении голодания они много времени уделяли произнесению молитв.

Во время служения в монашеском братстве с летописцем произошел один интересный случай. Однажды ему пришлось участвовать в изгнании беса другого служителя монашества Никиты, у которого было прозвище «затворник». В монашестве ходили слухи, будто дьявол спустился к нему с небес, притворившись ангелом. Он ввел монаха в заблуждение, после чего священнослужитель начал давать послушникам монашества странные пророчества.

Сначала на странное поведение Никиты не обращали внимания. Однако потом он заперся в пещере. Это насторожило остальных монахов. Нестору и другим священнослужителям удалось вывести его оттуда и избавить от бесовских мыслей. Усилия братства закончились успехом, так как со временем Никита не просто встал на праведный путь, но и стал архиереем монашества.

1885-1896 Васнецов В.М. «Нестор-летописец»

Эта картина Виктора Михайловича Васнецова, была написана между 1885-1896 годами. Произведение выполнено акварелью на картоне. Картина находится в доме-музее В. М. Васнецова. Нестор, монах Киево-Печерского монастыря (около 1056—1114), духовный писатель, мыслитель, летописец, автор «Повести временных лет». Из написанного Нестором «Жития Феодосия Печерского» мы узнаем, что он был пострижен при игум. Стефане (годы игуменства которого — 1074—1078) и возведен им в «диаконский сан» и что еще до «Жития Феодосия» им было написано «Чтение о Борисе и Глебе». «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба» написано Нестором по канону жития-мартирия. Истории гибели сыновей Владимира Святославича Нестор предпосылает обширное историческое введение, в котором размышляет об извечной борьбе добра со злом. По Нестору, русская история — это борьба добра со злом, вечных добрых начал человеческой души с бесовским соблазном сил зла. Борис и Глеб выступают в «Чтении» как активные поборники христианских идеалов — смирения и братолюбия, а Святополк предстает как орудие дьявольских козней. «Чтение» уступает в известности и распространенности анонимному «Сказанию о Борисе и Глебе». После «Чтения» Нестор пишет «Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского», в котором повествуется о жизни и деяниях одного из основателей монастыря. Как это характерно для житий праведников, подвизающихся в монастыре, «Житие Феодосия» отличается живостью характеристик монахов и мирян. Нестор достигает иллюзии правдоподобия в описании творимых Феодосием чудес, искусно изображая бытовые детали, естественно передавая диалоги персонажей. Особенно выделяется в «Житии» образ матери Феодосия: вопреки традиции Нестор изображает не лишенную каких-либо индивидуальных черт благочестивую христианку, предстающую в условном амплуа матери святого, а, напротив, изображает женщину властную, суровую, решительно противящуюся религиозным устремлениям сына, не останавливающуюся перед тем, чтобы жестоко избить или посадить на цепь отрока, мечтающего лишь о богоугодных делах и пострижении.Сложен и, возможно, близок к своему прототипу и житийный образ самого Феодосия: отличающийся в монастырском быту необычайным смирением, Феодосий тем не менее резко осуждает за неблаговидные поступки князя Святослава. Исследователи находили в «Житии» сюжетные мотивы, будто бы заимствованные из переводных византийских житий, но, вероятно, следует говорить лишь о сходстве ситуаций: Нестор всегда наполняет рассказ конкретными чертами киевской жизни и монастырского быта XI в. В этом отношении интересен такой эпизод: князь, находившийся где-то за городом, поручает некоему отроку отвезти Феодосия на телеге в Киев. Увидя убого одетого Феодосия, юноша принимает его за простого монаха и, снисходительно попрекнув за постоянную праздность, предлагает поменяться местами: юноша поспит в телеге, а Феодосий пусть правит лошадью. Верный своим обычаям, Феодосий смиренно соглашается. Но когда путники приблизились к Киеву, юноша замечает необычайное почтение, оказываемое Феодосию, и со страхом понимает свою оплошность. В этом эпизоде помимо чисто нравоучительной идеи — прославления смирения Феодосия — немало живых деталей: и упоминание о далеком от благочестивого уважения отношении к монахам, и бытовые особенности княжеского быта, и чисто реалистическое изображение самого игумена, который шагает рядом с лошадью, когда начинают слипаться глаза.В 1113—1018 Нестором составлен древнейший летописный свод «Повесть временных лет», который позднее был включен в состав почти всех летописных сводов.В «Повести временных лет» земная жизнь рассматривается Нестором как противостояние добра и зла, причем не только как борьба посланников Бога и слуг сатаны, но как противостояние добрых и злых людей. Последние опаснее бесов, ибо «беси бо Бога боятся», а злой человек ни Бога не боится, ни человека. Именно посредством их множится мировое зло.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: