Ида Рубинштейн
Ида Рубинштейн. Фотография из журнала. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Валентин Александрович познакомился с Идой Рубинштейн в 1909 году, работая над созданием театральных афиш для спектаклей и балетов, которые были известны как Русские сезоны в Париже. Ида была задействована в главных ролях этих балетов, а ее выступления имели просто грандиозный успех и вызывали настоящий шквал оваций.
В 1910 году мастер написал ее портрет в довольно странном стиле. Полотно была принято публикой весьма неоднозначно, и в адрес Серова посыпались многочисленные обвинения в отсутствии вкуса и подражании другим художником.
Сам Валентин Александрович (что было для него большой редкостью) своей работой гордился и был вполне доволен. Портрет выполнен в древнеегипетских и ассирийских мотивах, а Ида Рубинштейн изображена на нем в виде Венеры или Дианы, одетой «в костюм Евы».
Девочка с персиками
Была создана в 1887 году в усадьбе Абрамцева, принадлежавшей Савве Мамонтову. На портрете мы видим Веру Мамонтову, которой на тот момент было 11 лет. Перед ней – 4 персика.
В 1871 году Мамонтовы приобрели персиковые деревья, которые были посажены в их оранжереях. В августе девочка вбежала в дом с персиком и села за стол. Серов, увидев ее, предложил ей позировать, что она и делала каждый день в течение 2 месяцев.
Когда картина «Девочка с персиками» была закончена, он подарил ее матери девочки. Художник признавался, что стремился передать особенную свежесть, которая чувствуется в натуре, но не отображается на картине.
https://www.youtube.com/watch?v=01z4vI0TKkk
Самые известные произведения Серова, художника двух столетий
Серов – мастер, соединивший искусство XIX и ХХ века. Не отрицая и очень взвешенно применяя приёмы импрессионизма и методы модернизма, всегда оставался реалистом и искуснейшим мастером психологического портрета.
Наиболее известны его картины под названиями:
- «Яблоки и листья» (1879);
- «Автопортрет» (живописный, 1880-х) – визитная карточка Серова;
- «Девочка с персиками» (1887);
- «Девушка, освещённая солнцем» (1888);
- «Заросший пруд. Домотканово» (1888);
- «Дети» (1899);
- «Портрет Мики Морозова» (1901);
- «Пётр I» (1907);
- «Портрет Иды Рубинштейн» (1910);
- «Похищение Европы» (1910) .
Валентин Серов и им написанные творения – настоящий клад, ценность которого с течением лет только возрастает. Всё дальше по времени становятся герои картин художника, реальные люди, тем важнее для истории сохранить образы этих некогда важных для отчизны людей и понять их характеры.
Детство
Семья Серовых была очень открытой и гостеприимной, в их дом всегда приходило много гостей. Мама и папа сына ласково называли Тоша, мальчику было около четырёх лет, когда он уже впервые побывал с родителями за границей.
Ранние детские годы Валентина прошли в артистическом мире, повсюду его окружало искусство. Среди друзей отца было много знаменитых и талантливых людей – Тургенев, Антокольский, Репин, Ге, последний к малышу был особенно ласков и часто рисовал ему в альбомах лошадок. Мама была одержимой нигилисткой и полностью поддерживала идеи Чернышевского. Её соратники часто собирались в доме Серовых и порой за спорами мешали маленькому Тоше слушать новые музыкальные произведения отца. Тем не менее мальчик любил такую суетность и шум. В эти минуты он получал возможность остаться наедине с собой, наблюдать за всеми, разглядывать, размышлять.
Но в январе 1871 года скоропостижно от сердечного приступа умер отец, и для маленького Валентина начались бесконечные скитания. После смерти Александра Николаевича его вдова решила написать оперу, но для этого нужно было дальше обучаться теории музыки и композиции, она уехала в Мюнхен.
А шестилетнего сына отправила в имение к своей подруге Н. Н. Друцкой-Соколинской на хутор Никольский в Смоленской губернии. Там мальчика определили в коммуну последователей Чернышевского.
Именно здесь был впервые замечен его талант к художеству. Но, в общем, от коммуны у ребёнка остались не самые лучшие воспоминания. За какую-то детскую проказу Друцкая порвала его рисунок. Но мальчик не смог этого простить и тайком порезал ножницами её любимое платье.
В 1872 году коммуна распалась, и маленького Валентина перевезли к матери в Мюнхен.
«Скучный»Серов
Многочисленная семья держалась только на доходах от заказных портретов и продажи картин, об отдыхе не могло быть и речи. В 1905 году, будучи в зените своей славы, Серов обращался к своему другу, художнику и коллекционеру Илье Семеновичу Остроухову с просьбой-вопросом: «Не нужно ли кого еще писать – черт возьми, а то плохо». Настроение, как и состояние здоровья, от такой упорной работы лучше не становилось, а быстро создавать свои портреты-шедевры Серов не мог. В 1910 году он рисует на себя известный шарж под названием «Скучный Серов»: «осунувшаяся фигура, подогнутые колени, мешковато сидящий костюм… и сердитое выражение лица».
Политические протесты Валентина Серова, «доблестного гражданина» и «великого молчальника», как называл его Ф. И. Шаляпин, представляют уникальное явление в отечественном искусстве. Например, в 1905 году, став свидетелем расстрела мирной демонстрации рабочих, он подал заявление о выходе из состава действительных членов Академии художеств. В 1909 году в связи с отказом восстановить скульптора Анну Голубкину в Училище живописи, ваяния и зодчества (после ее освобождения из зарайской тюрьмы, где она находилась за политическую деятельность), Серов подал заявление на увольнение.
Непримиримую принципиальность художник сохранил до последних дней жизни. Когда его друг Федор Иванович Шаляпин в театре во время исполнения «Боже, царя храни» встал на колени перед ложей Николая II, Серов разорвал с ним отношения.
Подобное поведение удивительным образом не сочеталось с его стилем живописи. С конца 1880-х годов Серов отрекся от своей озабоченности «правдой жизни» и посвятил искусство «вечной красоте», этому «непреходящему мерилу художественности». «Я хочу отрадного и буду писать только отрадное», – говорил Серов, и эта его фраза может служить своего рода комментарием к большинству написанных им портретов, которые он пытался освободить от всякого рода «психологических проблем».
Картина следует за картиной, и в этой гонке художник начинает надрываться. А чем восстанавливает силы и настроение творческая личность? Ответ зачастую один: алкоголем. «Не избежал этого пагубного пристрастия и Серов, хотя об этом советские искусствоведы предпочитали умалчивать: ну как же, это разрушает образ художника. Раз классик – значит, без пороков и изъянов… Изнурительная работа, нервы и, как следствие, экзема, которая долгие годы мучила Серова». Так как свои портреты он создавал крайне неторопливо, то постоянно не вылезал из долгов. «И когда приступ болезни свалил Серова и юристы начали составлять завещание, они были поражены. Кроме красок, кистей да одномесячного жалованья в Училище живописи, завещать семье художнику было нечего».
Смерть одного из лучших российских портретистов наступила от частого и в наше время сердечно-сосудистого заболевания: раньше такие приступы тяжелейшей стенокардии назывались «птичье сердце».
Источники
- Алленова Е. М., Борисовская Н. А., Володина Т. И. и др. Русские художники от «А» до «Я». М. : Слово, 2005.
- Бахревский В. А. Савва Мамонтов. М. : Молодая гвардия, 2000.
- Безелянский Ю. Н. Улыбка Джоконды. Книга о художниках. М. : ОАО «Издательство “Радуга”», 1999.
- Бенуа А. Н. Мои воспоминания : в 5 кн. 2-е изд., доп. М. : Наука, 1993. Т. 2 : Кн. IV–V.
- Валентин Серов в переписке, интервью и документах. Сб. : в 2 т. Л. : Художник РСФСР, 1985–1989. Т. 1, 1985; Т. 2, 1989.
- Долгополов И. В. Мастера и шедевры : в 6 т. М. : ТЕРРА, 2000. Т. 4.
- Домитеева В. М. Врубель. М. : Молодая гвардия, 2014.
- Копшицер М. И. Валентин Серов. 2-е изд. М. : Искусство, 1972.
Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!
Валентин Серов и значение его творчества для наших современников
Портрет Иды Рубинштейн. 1910. Холст, темпера, уголь
В свое время многие полотна остались непонятыми и не принятыми широкой публикой. К примеру, огромный портрет известной танцовщицы Иды Рубинштейн был воспринят критиками как выходящий за рамки любых стилей, бездарный и даже ужасный. Даже Илья Репин, учитель Серова, отметил, что картина является изображением «Гальванизированного трупа». Тем не менее на сегодняшний день Валентин Александрович входит в число русских художников, картины которых ценятся больше всего не только на родине, но и далеко за ее пределами. Дороже можно приобрести только работы таких мэтров, как Алексей Явленский, Марк Шагал, Казимир Малевич и Василий Кандинский.
Серов стал, сам того не ведая, образцом для подражания для нескольких поколений художников, вдохновленных его работами. Смелость автора, позволяющая смело экспериментировать с различными стилями и выходить за рамки общепринятых мнений, позволили другим художникам почувствовать уверенность в собственных силах и начать работать так, как требует их интуиция, а не в угоду сложившимся стереотипам и шаблонам.
На сегодняшний день работы Серова находятся в музеях, галереях и частных коллекциях.
Дети
Каротина «Дети» появилась в 1899 году. На ней изображены дети В.А. Серова, двое мальчиков, одному из которых, Саше – 7 лет, а второму, Юре – 5. Они стоят на террасе дачи.
Они очень похожи друг на друга, с темными волосами, которые вьются и падают на лоб, к тому же одинаково одеты. Старший мальчик смотрит на Финский залив, а младший – на зрителя.
Жесты и позы передают характеры детей. Старший брат сосредоточенно наблюдает, а младший мечтательно и задумчиво смотрит вперед.
Серов писал эту картину для себя. У него получилось изобразить детей в естественных позах, а также нарисовать удивительный пейзаж, передающий настроение автора: вечернее небо, водная гладь, тяжелые облака.
Детство и юность
Родился художник в январе 1865 года в Санкт-Петербурге. Родители Серова – композиторы и музыканты. Мама Валентина Бергман – из еврейской семьи, содержавшей в Москве лавку колониальных товаров. Увлечение музыкой привело 18-летнюю девушку в петербургскую консерваторию, но из-за противоречий с руководителем Валентина оставила учебу.
Частные уроки у 43-летнего музыканта Александра Серова окончились браком с репетитором, который старше москвички на 26 лет. Валентина Серова – первая женщина-композитор России.
Валентин Серов в молодости
Через год у пары родился первенец, которого назвали Валентином, для домашних – Тошей. В 4 года мальчик побывал в Европе. Он рос в богемной среде, где все дышало искусством. Иван Тургенев, Илья Репин, Марк Антокольский были частыми гостями в хлебосольном доме Серовых.
Счастливое детство окончилось для Валентина Серова в 6 лет со смертью отца. Мама, нигилистка и поклонница Николая Чернышевского, отправила мальчика в Смоленскую губернию, где на хуторе Никольском жила подруга Нина Друцкая. Сама уехала в Мюнхен писать оперу и повышать мастерство.
Автопортрет Валентина Серова
Воспоминания о коммуне последователей Чернышевского, куда определила мальчика Друцкая, тягостные. Не сложились и отношения с тетушкой: за мелкую шалость женщина порвала рисунок маленького художника, в отместку он изрезал любимое платье княгини.
Спустя год Валентин Серов отправился к матери. Женщина заметила способности сына к рисованию и определила 8-летнего мальчика на учебу к мюнхенскому граверу Карлу Кеппингу. Но и здесь юный художник не задержался: через год, в 1874-м, мать по совету художника Антокольского перевезла сына в Париж, доверив обучение Тоши Репину, находившемуся в зените славы после «Бурлаков на Волге».
Через год скитания Валентина Серова продолжились. В 1875 году он с матерью вернулся в Россию и поселился в подмосковном имении князей Мамонтовых в Абрамцево, где провел лето.
https://youtube.com/watch?v=Xg0fyxLioDc
Осенью у матери вспыхнул роман с нигилистом Василием Немчиновым. Пара, прихватив Тошу, отправилась в Киев, а потом на хутор Немчиновых в Харьковскую губернию. С сыном гражданской супруги у Василия Ивановича сложились дружеские отношения. Вскоре в семье появился мальчик, которого назвали Сашей.
В 1878 году Валентина Серова с детьми покинула хутор из-за разразившейся чумы и уехала в столицу. Муж остался, чтобы лечить заболевших крестьян. В Москве Серова родила дочь Надю и узнала о смерти заразившегося чумой гражданского супруга.
Весной женщина оставила старшего сына в столице на попечение Ильи Репина и уехала с детьми в Новгородскую губернию. Валентин Серов отправился в 3 класс столичной гимназии, где учился из рук вон плохо, зато карандашные рисунки мальчика восхищали всех.
Автопортрет Валентина Серова
Первые портреты 14-летний Серов написал в 1879 году, изобразив мецената Савву Мамонтова и Репина. Произведения чрезвычайно понравились, но из гимназии нерадивого ученика выгнали. Валентин Серов отправился с учителем путешествовать. Они проехали Украину, побывали в Крыму, а летом остановились в Абрамцево.
Через год в биографии Валентина Серова снова появился родной город: в 1880 году юный художник поступил Императорскую художественную академию, в класс Павла Чистякова, воспитавшего Михаила Врубеля, Илью Репина, Василия Поленова.
Обоюдное восхищение Серова и Чистякова закончилось через 5 лет: молодой художник, не окончив курс, отправился в самостоятельное плавание: учебу продолжил в Европе, изучая полотна мастеров в итальянских и голландских музеях.
Обучение
А Валентин продолжил в Москве свои занятия с Репиным, который к тому времени уже вернулся в Россию и поселился в Хамовниках. Также Серова определили на учёбу в третий класс первой московской прогимназии. Учиться парню не нравилось совсем, худшего ученика в классе вряд ли можно было отыскать, зато его рисунками восхищались все.
Когда уезжали с Украины, мама Валентина Семёновна оказалась беременной и в 1879 году родила дочь Надежду. Весной мать с младшими детьми уехала в Новгородскую губернию, а старшего Валентина оставила в Москве у своих родственников.
Но 14-летний юноша больше жил у Репина и под его руководством начал много и усердно работать. Репин писал портреты масляными красками, а Серов копировал их карандашом, так он учился передавать светотеневые эффекты. Юноше всё больше нравилось рисовать натюрморты, но уже в 1879 году он написал первые свои знаменитые портреты – мецената Саввы Ивановича Мамонтова и членов его семьи, а также своего учителя Репина.
Из гимназии Серова отчислили, и он с чистой совестью стал путешествовать с учителем Ильёй Ефимовичем. Репин много ездил, чтобы собрать материалы для своих работ, а Валентин всюду следовал за ним. Они проехали через всю Украину и Крым, побывали также в местах, связанных с Запорожской Сечью, а на лето уезжали в Абрамцево.
В 1880 году Репин направил Серова в Петербург, где парень поступил в Императорскую Академию Художеств. Как и советовал ему Илья Ефимович, Серов попал в класс П. П. Чистякова, который уже воспитал не одно поколение талантливых художников – Сурикова, Репина, Поленова, Врубеля.
Валентин беспрекословно подчинялся Чистякову, порой его мнение было важнее для него, чем репинское. И Чистяков в свою очередь любил способного студента, гордился им и первым открыл юному художнику сокровища Эрмитажа. Он говорил о Серове, что «не встречал ещё в своей жизни человека, которому бы в такой полной мере природа отпустила талант в постижении художественного искусства. У него всё было превосходно: светотень и колорит, рисунок и характерность, композиция и чувство цельности».
Желание Серова творить самостоятельно было слишком велико, и, не окончив курса, он покинул Академию. Своё дальнейшее художественное образование он получил в голландских и итальянских музеях, где изучал живопись Европы.
Возвращение в Россию
В Париже Серовы пробыли чуть меньше года и в 1875 году вернулись в Россию. Они поселились в Абрамцево (Сергиево-Посадский район Московской области) в имении Мамонтовых. Здесь мать с сыном пробыли всё лето, и юный художник написал тогда свой первый натюрморт «Синяя ваза». К осени Серовы вернулись в Санкт-Петербург, и мальчик поступил на обучение в гимназию Карла Мая. Но здесь они тоже долго не задержались.
Мать познакомилась со студентом-нигилистом Василием Ивановичем Немчиновым, влюбилась, стала жить с ним гражданским браком, и вскоре они вместе отправились на Украину. Там поселились сначала в Киеве, позже переехали на принадлежавший Немчинову хутор Ахтырка в Харьковской губернии. Надо отдать должное, с маминым вторым мужем у ребёнка сложились хорошие отношения. Мужчина оказался прекрасным человеком, вместе с маленьким Валентином они ходили на охоту и рыбалку.
Пока жили в Киеве, Серов обучался в гимназии и посещал рисовальную школу Н. Н. Мурашко, которую рекомендовал ему Репин. В рисовальной школе талант Серова был отмечен малой серебряной медалью. В 1876 году у Валентина родился младший брат Александр.
Но вскоре на Украине началась эпидемия холеры. В конце 1878 года мать с детьми бежали в Москву, а Немчинов остался на хуторе, чтобы лечить крестьян. Если б он и захотел, всё равно не получилось бы уехать с Серовыми, Василий считался не благонадёжным в политическом смысле и находился под постоянным наблюдением полиции. Вскоре стало известно, что Немчинов сам заболел холерой и умер. Мать погоревала и принялась за работу над своей оперой.
Модели Валентина Серова
Серов за работой над портретом И. И. Левитана. 1893.
В 90х годах 19 века среди моделей, которые позировали Валентину Серову, насчитывается немалое количество знаменитых художников, писателей и актеров. Создавая очередной шедевр, художник задумывался о том, каким бы мог портрет конкретного человека, если бы его писал известный мастер прошлой эпохи. Поэтому итальянский певец Анджело Мазини, дававший гастроли в лучших столичных заведениях всего мира, изображен в стиле Веласкеса. Другой не менее известный оперный певец Франческо Таманьо написан как бы с положения зрителя, сидящего в театре перед сценой, на которой в данный момент выступает знаменитый тенор. На портрете он предстает в артистическом амплуа с головой, гордо поднятой вверх, одетой в берет.
О.Ф. и В.А. Серовы. Рим. 1911
Картины, на которых изображены Таманьо и Мазини, представляют собой единый цикл различных вариаций на тему реализации артиста как в искусстве, так и в повседневной жизни. Портрет художника Константина Коровина выполнен в стиле, напоминающим творчество самого Кости. На самой картине Коровин предстает посреди мастерской, окруженный этюдами, развешенными по стенам и ящиками, в которых находятся всевозможные краски.
Когда Серову позировал Левитан, то художником была выбрана манера письма, повторяющая во многих моментах стиль, присущий Крамскому. Левитан отличался довольно замкнутым характером, был всегда немного грустным и как бы разочарованным. Суховатая живопись, насыщенная коричневыми тонами и с сумрачным фоном как нельзя лучше подходит для особенностей изображения этого человека.
Картины Серова, написанные им в конце девятнадцатого века, вызывали одобрение и восторг среди широкой публики. Таким он образом он незаметно стал одним из лучших и наиболее авторитетных портретистов. При этом все его полотна отличались друг от друга, поскольку Серов постоянно развивался как художник, ставил перед собой непростые цели и неизменно их достигал. Круг людей, становившихся моделями Валентина Серова, регулярно расширялся, но и это не смогло заставить мастера повторяться и писать шаблонные картины.
В.А. Серов и И.С. Остроухов. Абрамцево. 1887
Портрет Зинаиды Васильевны Мориц, чьей красотой восхищался Васнецов, сравнивая ее с Венерой Милосской, был написан Серовым в 1892 году. Мастер сумел таким образом запечатлеть особенности ее внешнего вида, создав сочетание сиреневого фона, на котором отчетливо выделяются белые перья накидки и смуглое лицо. Картина сразу после своего появления вызвала ажиотаж, а некоторые критики сумели разглядеть отдельные черты, присущие нервной даме и ассоциации с кокаином и морфием.
Примерно в это же время создавался портрет основателя Московского Исторического музея, археолога и историка Забелина Ивана Егоровича. По мнению многих специалистов и художников, этот почтенный старец стал обладателем по настоящему «былинного лица», а его фигура напоминала о старинных русских традиция семнадцатого века.
Детство Серова
Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Мать будущего художника, охваченная любовью к искусству и страстью к общественной деятельности, часто не находила времени на воспитание сына
Однако это пошло Валентину только на пользу: не избалованный чрезмерным вниманием, он развивался как самостоятельная личность. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге
Автор «Распятия», «Тайной вечери» и прочих знаменитых работ проводил много времени с маленьким Валентином. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова.
Валентина Семеновна Бергман, заметив пристрастие своего сына к искусству, отправилась вместе с ним во Францию. В Париже Валентин поступил на обучение к знаменитому на тот момент Илье Ефимовичу Репину. Долгое время Серов оставался во Франции один: его мать, в виду активной общественной деятельности, вынуждена была отправиться в Россию.
Закончив обучение, пятнадцатилетний Валентин вернулся в Москву. Здесь он поселился в доме одного мастера. Вся его деятельность была направлена на копирование холстов и работу с гипсом. Здесь же начинают зарождаться первые картины Валентина Серова.
Юность
В.А. Серов. 1880-е
В 1880 году Валентин успешно сдал экзамены и поступил в художественную Академию, однако спустя пять лет он решил ее покинуть и взял отпуск по причине проблем со здоровьем. Когда Серов поступал в это заведение, его целью являлось попасть в ту группу, которую курировал профессор Павел Чистяков, воспитавший таких признанных гениев, как Врубель, Репин, Поленов, Суриков и многих других.
Манера обучения у Чистякова была достаточно жесткой, и он мог зло насмехаться над малейшими ошибками своих учеников, подвергая каждый неверный штрих нещадной критике.
Чистяков оказал огромное влияние как на манеру рисования Серова, так и на всю его жизнь в целом. Профессор увидел талант в своем ученике, и смог заинтересовать его манеры исполнения великих старинных мастеров, ознакомив его со многими экспонатами Эрмитажа. У Чистякова Валентин перенял и «вдумчивую» неторопливую манеру письма, которая со стороны воспринималась как излишне кропотливая и медлительная. Однако, исходя из его собственного высказывания, по другому писать он не столько не умел, сколько попросту не любил.
Серов на скамейке в Абрамцеве, 1880-е годы.
Друзей Валентин обрел не только в стенах Академии, но и за ее пределами. К тому моменту, как Серов покинул учебное заведение, он являлся постоянным участником культурных мероприятий в Абрамцеве. Там регулярно ставились домашние и любительские спектакли, в которых Валентин принимал самое активное участие и быстро стал любимцем публики. Ему отлично давались не только комические роли, но и сценическое вживание в образ различных зверей вроде игрушечного зайчика иль льва. Аудитория воспринимала подобные спектакли на ура, а у Валентина появилось прозвище «Антоша», которым его величали люди из самого близкого окружения.
Художники, входившие в абрамцевский кружок, увлекались всевозможными разновидностями народных ремесел, и в частности керамики. Знаменитое блюдо, изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка. Врубель, который был одним из завсегдатаев клуба, организовал гончарную мастерскую, где он в дальнейшем и изваял свои самые известные скульптурные произведения. Валентин Серов успел оставить лишь одну подобную работу, а именно – вазу с изображением черта, вылезающего из корчаги.
Савва Мамонтов, давний друг семьи Серовых, обеспечил Валентина потоком постоянных заказов на портреты. Заказчиками выступали различные оперные знаменитости и другие известные люди того времени. Одна из таких картин была выставлена на одной из выставок, организованных Московским обществом любителей изобразительных искусств, где снискала всеобщее одобрение и была отмечена многими авторитетными критиками.
Влияние Валентина Серова
Портрет графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстона впоследствии княза Юсупова»1903 г.
Несмотря на тот факт, что художник являлся лучшим портретистом всей эпохи, многие откровенно побаивались заказывать картину у мастера. И дело здесь было вовсе не в сумме гонорара, а в том, что Серов имел потрясающую способность увидеть те черты характера, которые некоторые старательно пытались скрыть, незримо отобразив их в концепции всей работы. К примеру, портрет, на котором был изображен шестнадцатилетний Феликс Юсупов, сын состоятельных промышленников и магнатов, выдавал многочисленные пороки, капризность и избалованность «графчика» (как за глаза называл его сам художник). На данной картине помимо самого Юсупова изображен был и его мопс по прозвищу Клоун, которого сам мастер считал лучшей моделью на этом холсте.
И действительно, профессиональное чутье не обмануло великого художника, ведь в скором времени Феликс получил скандальную известность в качестве убийцы Григория Распутина и гомосексуалиста, который завел роман с агентом британской разведки.
Портреты Императора Николая II
Хотя сам Александр Валентинович отличался независимым характером и не любил лести ради карьеры, у него получилось стать придворным живописцем. В этом статусе художник находился порядка десяти лет, однако он так и не был допущен на торжественную коронацию последнего российского Императора Николая II. Портрет так и остался незаконченным, поскольку сановники не восприняли слишком «приземленное» и лишенное пафоса отображение царя, а сам художник принял решение отказаться от этой работы.
Если изначально перу мастера был присущ определенный реализм, которым отличались полотна модных на тот момент передвижников, то спустя некоторое время он начал стремительно удаляться от данного стиля, предпочитая ему античную архаику и другие тенденции, почерпнутые мастером во время его путешествий в Грецию и в частности на остров Крит, где его посетила идея создания монументального полотна, известного как «Похищение Европы».
Картины Валентина Серова
Среди работ Валентина Александровича было два небольших по размерам холста. Это «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем». Теперь эти полотна радуют всех посетителей Третьяковской галереи, где собрано большинство лучших произведений художника.
«Девочка с персиками» 1887 Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Девочка с персиками» написана с дочери Саввы Ивановича Мамонтова, известного знатока искусства и мецената, в его знаменитом Абрамцево. Там юный Серов жил как в родной семье.
«Девушка, освещенная солнцем» 1888, Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Девушку, освещенную солнцем» художник писал со своей двоюродной сестры Маши Симонович, когда жил у Дервиза в Домотканове. Там он создал немало чудесных картин.
Остановившись на несколько минут перед этими полотнами, мы понимаем, что перед нами не просто портреты, а, по существу, великолепно выполненные картины. Действительно, как ни милы были Серову обе девушки, их личности не были столь значительны, чтобы увековечить их в портретах.
Их «ценность» заключалась в юности, в светлом и ясном восприятии мира. Это и определило задачу Серова — передать в образах девушек то, что всегда было, есть и будет, — красоту и радость жизни.
Портреты Серова
В дальнейшем Серов-портретист запечатлел кистью и карандашом многих выдающихся современников и своих друзей.
Он напишет портреты художников Исаака Ильича Левитана и Константина Алексеевича Коровина. Композиторов Николая Андреевича Римского-Корсакова и Александра Константиновича Глазунова. Певцов Анджело Мазини и Франческо Таманьо. Театральных режиссеров Станиславского, Москвина и многих, многих других.
Естественно, что Валентин Александрович писал не только близких или родственных ему по духу людей. Ему приходилось писать немало заказных портретов «разных» людей — и просто богатых, и знатных, и титулованных, и даже «высочайших особ».
Но замечательно, что ни в одном из этих портретов мы не находим ни слова лести, ни одного угодливого жеста в сторону заказчика, кто бы он ни был. Мастер всегда был честен, правдив до конца, до полной откровенности.
Бунтарский дух
Можно бесконечно поражаться: как мог он преподносить заказчику столь смелое и бесцеремонное раскрытие его сущности? Не было ли это своеобразной формой протеста художника против «сильных мира сего», против «хозяев жизни»?
Ведь было время, когда Серов открыто высказал этот протест — и словом и делом. В 1905 г. он послал в Императорскую академию художеств гневное заявление. В послании он протестовал против кровавого террора царского правительства. Затем демонстративно порвал с академией.
Валентин Александрович Серов
Тогда же он выступил и как художник, создавая смелые, беспощадно обличающие самодержавие сатирические рисунки.
Чем решительнее художник срывал маски и личины с представителей современного буржуазно-помещичьего общества, тем сильнее росла в нем жажда видеть настоящего человека, достойного этого звания, и воспеть его в искусстве.
Не случайно в 1905 г., в год разразившейся революционной бури он пишет портрет Алексея Максимовича Горького. Художник изобразил его как смелого, убежденного глашатая, зовущего к борьбе, к преображению жизни.
Он создает на холсте блестящий рисунок в рост — портрет певца Федора Ивановича Шаляпина. Он восхищался им как великим русским талантом, вышедшим из народа, как «человеком-артистом», дающим людям «радость безмерную».
В том же 1905 г. он создает и портрет Марии Николаевны Ермоловой. Возвышенный по образу и по строгой красоте исполнения, этот портрет — не только памятник великой актрисе русского театра, но и памятник силе, мужеству и благородству человеческого духа.
Валентин Александрович Серов
Валентин Александрович не допел своей песни о достойном и прекрасном человеке. Неумолимая смерть (сердечный приступ) оборвала ее, когда ему было всего сорок шесть лет. Но оставленное им наследие — громадно.
Все созданное Серовым стало нашей национальной гордостью и чистым источником художественной радости. Это целая портретная галерея его современников. Его чудесные пейзажи, ряд исторических картин и бесчисленное множество изумительных рисунков.
Видео
Здесь представлена информация о биографии и лучшие картины художника →»Валентин Серов: краткая биография, творчество»
https://youtube.com/watch?v=14eJu5XvLmI