Анализ работы
Картина иллюстрирует мастерство Вермеера в работе с освещением. Главная героиня, например, купается в теплом свете, который льется через открытое окно. Лицо и головной убор девушки контрастируют с темными рукавами ее платья, испещренные солнечными бликами.
«Офицер и смеющаяся девушка» содержит ряд элементов, являвшихся совершенно новыми для репертуара Вермеера, что наводит исследователей на мысли о том, что на данную работу молодого художника повлияли другие живописцы. Считается, что знакомство Вермеера с жанровым художником и портретистом Герардом Терборхом в значительной мере повлияло на становление стиля мастера. Несмотря на стилистических различия с другими работами мастера, «Офицер и смеющаяся девушка» свидетельствует о постоянном интересе художника к караваджизму.
Обращая внимание на очевидные сходства с произведениями Терборха, эта композиция Вермеера выделяется на фоне работ современников, в первую очередь невероятной работой с пространством. Вполне возможно, что объем картины достигается благодаря использованию камеры обскура
Подтверждением тому служит легкое искажение фигуры солдата, смешивание контуров и цветов некоторых объектов (например рук и стакана, который держит девушка) и ряд других признаков. Данное оптическое устройство использовалось как вспомогательный инструмент при построении перспективы активно использовалось еще до Вермеера, а первые упоминания о нем встречаются еще в 5 веке до н.э.
Эта работа Вермеера содержит гораздо меньше символизма чем последующие произведения, хотя карта и открытое окно создают некоторые аллюзии с внешним миром, возможно, намекая на влияние алкоголя и важную роль целомудрия.
О работе:
В этой работе внимательный зритель может обнаружить некоторые не слишком характерные для Вермера черты. Удивляет, например, оживлённое лицо девушки (обыкновенно мастер изображал своих героинь более сосредоточенными), а также и то, что герои приближены вплотную к зрителю, тогда как чаще всего Вермер «оттеснял» своих персонажей на задний план. Всё это позволило искусствоведам предположить, что «Офицер и смеющаяся девушка» — одна из ранних работ Вермера
Нужно отметить, что сюжет, использованный здесь художником, нередко привлекал внимание и других живописцев — в частности Питера де Хооха, также работавшего в то время в Делфте. Исходя из этих сопоставлений, исследователи сочли возможным выдвинуть предположение, что Хоох и Вермер были знакомы и оказали влияние друг на друга
Немало споров вызывает содержание картины. В голландской живописи XVII столетия девушка, пьющая с солдатом вино, могла быть только проституткой. Но для чего живописцу требовалось прибегать к эвфемизмам? Ведь несколькими годами ранее он создал куда более откровенное полотно на тему продажной любви — картину «Сводница».
Последние годы жизни
Мастер жанровой живописи ценился и как искусствовед. С этим связана единственная в жизни Вермеера поездка за город. Он бы никогда не покидал Делфта, если бы Фридриху Вильгельму I, курфюрсту Бранденбуржскому, не предложили купить коллекцию римских и венецианских картин. Вот и поехал художник в качестве эксперта в Гаагу проверять подлинность полотен. Сохранился нотариальный акт, в котором указывается, что мастера Йорданс Якоб и Вермеер Ян картины сочли не подлинными и стоящими десятую часть от запрашиваемой цены. При таком фаворе художник окончил свои дни почти в нищете. В 1672 году началась голландско-французская война, которая продолжалась семь лет. Торговля предметами искусства замерла. Вермеер вынужден был брать ссуды, чтобы прокормить многочисленное семейство. В 1675 году художник заболел и скоропостижно скончался. Все его наследство отошло кредиторам.
Тема и интерпретация [ править ]
Главный объект — женщина, на ее лицо падает мягкий прямой свет. Она похожа на жену Вермеера, Катарину Болнес, которая, как полагают, позировала для многих его картин. С помощью рентгеновских снимков историки искусства могут увидеть, что Вермеер планировал нарисовать женщину с большим белым воротником, который скрывал бы большую часть ее желтого платья
Кроме того, ее кепка позже была расширена, чтобы покрыть все ее волосы, чтобы привлечь внимание к ее лицу и выражению. Этот желтый лиф с тесьмой появлялся на многих других портретах Вермеера
Его называли шорт, и его обычно носили как обычное повседневное платье. Женщина также носит синий фартук поверх платья, но он скрыт в тени, создаваемой столом. Синие фартуки были обычным явлением в то время, потому что они хорошо скрывали пятна. Историки искусства истолковали это так, что солдат удивил девушку своим импровизированным визитом во время ее утренних хлопот. Женщина держит бокал, обычно используемый для белого вина. Поскольку в то время вино стоило дороже пива, это свидетельствует о ее богатстве.
Мужчина на картине — кавалер в красном мундире и дорогой шляпе, демонстрирующий его богатство и положение. Его шляпа с широкими полями сделана из бобровой шкуры, которая была устойчивой к погодным условиям и подходила для снежных и дождливых условий. Шкуры для этих головных уборов были привезены из Нового Света. Эта шляпа, вероятно, была из Новых Нидерландов , которые тогда находились под контролем голландской Вест-Индской компании . Красный цвет в его униформе ассоциируется с силой и страстью, привнося в картину страстный и эмоциональный настрой. Его офицерское звание обозначается черным поясом, который он носит. Однако его присутствие на переднем плане — это то, что зрители замечают в первую очередь. Его поразительное присутствие добавляет драматизма и загадочности настроению композиции. Этот художественный прием, при котором объект помещается на передний план для увеличения глубины резкости всей картины, называется репуссуаром . Караваджо часто использовал эту технику, и Вермеер, вероятно, научился ей на картинах караваджиста.
Смысл взаимодействия женщины и солдата неизвестен. Многие искусствоведы считают, что это только изображение женщины, за которой этот солдат невинно и благородно ухаживает. Однако некоторые утверждали, что ее открытая рука и улыбка могли требовать оплаты перед коитусом.
«Голландский художник Иоганнес Вермеер из Делфта (1632–1675) занимает почетное положение среди историков карт. На некоторых его картинах изображены карты, висящие на стенах, или глобусы, стоящие на столах или шкафах. Вермеер нарисовал эти картографические документы с такими деталями, что они часто можно идентифицировать настоящие карты.Очевидно, Вермееру была особенно карта Голландии и Западной Фрисландии Виллема Блау — , поскольку он изображал ее как настенное украшение на трех своих картинах … Хотя карта уже не сохранилась, о существовании карты известно из архивных источников и второго издания, опубликованного Виллемом Блау в 1621 году под названием «Nova et Accurata Totius Hollandiae Westfriesiaeq. Topographia» , Descriptore Balthazaro Florentio a Berke rode Batavo «. У Вермеера должен был быть экземпляр в своем распоряжении (или более ранний, опубликованный Ван Беркенроде). Около 1658 года он показал это как украшение стены в своей картине «Офицер и смеющаяся девушка», на которой изображен солдат в большой шляпе, сидящий спиной к зрителю и разговаривающий с улыбающейся девушкой, которая держит в руке стакан. Яркий солнечный свет купает девушку и большую карту на стене. О даре Вермеера реалистичности свидетельствует тот факт, что настенная карта, закрепленная на льняных и деревянных стержнях,идентифицируется как карта Голландии и Западной Фрисландии Блау 1621 года. Он запечатлел все его характерный дизайн, украшение и географическое содержание «.
Другие работы художника
Искусство живописи
Все свои работы мастер старался немедленно продать. Но с «Искусством живописи» Вермер не расставался до самой смерти. Композиция построена так, будто зритель только что отдёрнул занавес и увидел сидящего за мольбертом художника и модель, позирующую ему в костюме музы истории Клио. Сейчас её присутствие принято интерпретировать таким образом: Вермер говорит зрителю, что творения настоящего мастера не могут кануть в Лету, что имя его всегда остаётся в веках.
Вид Делфта
Иных пейзажей, кроме этого, в наследии Яна Вермера нет. Вероятно, что «Вид Делфта» — единственный случай обращения мастера к жанру пейзажа. Тем не менее, эта картина по праву считается одним из шедевров пейзажной живописи. Автор отважился здесь на очень опасный шаг — он погрузил в тень передний план пейзажа. Только художник, в совершенстве владеющий искусством создавать эффекты освещения, может заставить такую композицию «заиграть».
Любовное письмо
Автор приглашает зрителя заглянуть тайком в замочную скважину и мы становимся свидетелями драматического момента. Служанка принесла своей госпоже любовное письмо. На лице хозяйки написано нетерпение, смущение, а также испуг, что служанка догадается о том, какие чувства её обуревают. Служанка же стоит, улыбаясь, возле кресла влюблённой дамы. Глядя на неё, мы вспоминаем пословицу о том, что слуги знают о делах своих хозяев больше, чем сами хозяева.
Служанка с кувшином молока
Эта картина считается одной из лучших работ Вермера. Сюжет её весьма необычен. Художник редко изображал «бедную жизнь» и простых женщин из народа. Обыкновенно служанки присутствуют в его работах лишь в соседстве с хорошо одетыми богатыми дамами. Между тем, Вермер получает огромное удовольствие, выписывая грубую фактуру предметов, присутствующих в «Служанке с кувшином молока».
Венера Милосская
Вторая звезда Лувра — статуя богини любви Афродиты из белого мрамора. Знаменитый античный идеал красоты, созданный за 120 лет до н. э. Рост богини — 164 см, пропорции — 86×69×93.
По одной из версий, руки богини были утрачены в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти ее в свою страну, и турками — владельцами острова, где она была обнаружена. Эксперты уверяют, что руки статуи были отбиты задолго до ее обнаружения. Однако местные жители островов Эгейского моря верят в другую красивую легенду.
Один знаменитый скульптор искал модель для создания статуи богини Венеры. До него дошел слух о женщине необычайной красоты с острова Милос. Художник помчался туда, отыскал красавицу и без памяти влюбился в нее. Получив согласие, он принялся за работу. В день, когда шедевр был почти готов, не в силах больше сдерживать страсть, скульптор и модель бросились в объятия друг к другу. Девушка так сильно прижимала к груди скульптора, что тот задохнулся и умер. А скульптура так и осталась без обеих рук.
Смерть
Последние годы жизни Яна Вермеера омрачились нуждой. Художник, до того времени не знавший материальных проблем, столкнулся с необходимостью брать кредиты, просить взаймы и сводить концы с концами. Это не замедлило сказаться и на моральном состоянии: мастер начал болеть, здоровье Вермеера сильно подкосилось. Также есть версия о том, что немалую роль сыграл и разлад Яна Вермеера с любимой супругой, однако подтверждений этих предположений нет.
Могила Яна Вермеера
О причинах смерти художника до сих пор ведутся споры: точного диагноза или обстоятельств его ухода выяснить не удалось. Предположительно, Ян Вермеер ушел из жизни из-за сильного нервного истощения, окончательно подорвавшего здоровье живописца. Произошло это 15 декабря 1675-го. Художнику было только 43 года. Вермеер покоится в семейном склепе в родном Делфте.
Спустя 20 лет после смерти Яна Вермеера, в 1696-м, состоялся аукцион, на котором выставили 21 работу художника. Часть из них оказались утеряны с течением времени, и сейчас ученые и искусствоведы говорят о 16 признанных картинах Вермеера. Еще 5 полотен до сих пор остаются предметом споров и официально не признаны работами мастера.
Подобной ситуацией с удовольствием пользовались фальсификаторы, имитировавшие творчество Яна Вермеера. Самым известным «подражателем» называют Хана ван Мегерена, заработавшего имя на подделках.
Работы Вермеера подарили вдохновение и другим талантливым людям. Так, его картинам посвящены ряд документальных и художественных фильмов, опера «Письма к Вермееру» композитора Луи Андриссена, а также роман «Девушка с жемчужной сережкой», впоследствии экранизированный режиссером Питером Веббером. В этой картине, рассказывающей о жизни Яна Вермеера, снялись Колин Ферт, Скарлетт Йоханссон, Том Уилкинсон, Киллиан Мерфи.
Что известно о Вермеере
Известно, что художник родился в городе Делфте (Южная Голландия) 31 декабря 1632 года. Его родители были людьми предприимчивыми: содержали постоялый двор, занимались продажей картин.
В 1653 году Ян Вермеер, от рождения протестант, принимает католичество, чтобы жениться на Катарине Болнес.
С Катариной они родили 15 детей. Даже для XVII века это было много. Голландцы уже тогда знали способы контрацепции. В среднем в семьях было по 4—6 детей. Так что Вермееры были исключением.
В 1675 году он умирает от сердечного приступа. В возрасте 43 лет.
Из-за экономического кризиса в последние годы большая семья Вермееров была вынуждена брать ссуды в банках. После смерти художника его супруга отказалась от наследства в пользу кредиторов.
Лишь картину «Мастерская живописца», которую Вермеер так любил, Катарина всеми правдами и неправдами оставила себе.
Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666—1667. Музей истории искусств, Вена.
Вот и все известные биографические данные о великом художнике.
Художественное наследие Вермеера тоже скудное. Всего 35 картин дошли до наших дней. По двум причинам.
Долгое время работы Вермеера не ценились. Ещё в конце XIX века его знаменитая «Девушка с жемчужной серёжкой» была куплена за 2,5 гульдена (в наше время это около 100 рублей)! Смехотворно мало.
Вторая причина: Вермеер работал очень долго над каждой картиной. По году и даже больше (при этом размеры многих из них не более чем 50х50 см).
Но даже такого количества работ хватило, чтобы уже в XX веке Вермеер был признан одним из величайших мастеров всех времён. Наравне с Рембрандтом, Гойей, Веласкесом. Почему же?
«Коронация Наполеона» Жак Луи Давид
Ценители искусства едут в Лувр, чтобы вживую увидеть монументальные картины французского художника Жака Луи Давида «Клятва Горациев», «Смерть Марата» и грандиозное полотно, запечатлевшее коронацию Наполеона.
Полное название картины — «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII дает ему свое благословение.
Картина была создана по заказу самого Наполеона I, который хотел, чтобы на ней все выглядело лучше, чем было на самом деле. Поэтому он попросил Давида изобразить в самом центре картины свою мать, которой не было на коронации, себя сделать чуть выше, а Жозефину — чуть моложе.