Алтайская литература
В зале № 206 собраны документы, рассказывающие о развитии национальной алтайской литературы. Экспонаты представлены в четкой хронологии. Жемчужиной коллекции являются немногочисленные тюркские рунические письма и экспозиция, посвященная творчеству М.В. Чевалкова. Именно он издает в 1866 году первую автобиографическую книгу на родном языке «Жизнь Чевалкова». Здесь же посетители увидят первый из переводов Евангелия на родной язык алтайцев, экспозиции о творчестве знаменитых литераторов П. В. Кучияка, Л. В. Кокышева, П. А. Чагат-Строева, Э. М. Палкина, М. В. Мундус-Эдокова, С. С. Суразакова, И. В. Шодоева, А. О. Адарова.
Отдел этнографии
В залах № 215–217 собраны экспонаты интересной коллекции «Алтайская этнография». Здесь представлены соответствующие разным периодам карты и предметы материальной культуры алтайских родов-сеоков: теленгитов, майманов, кумандинцев, тубаларов, чоросов, челканцев.
Центром экспозиции отдела этнографии стал алтайский аил с традиционным внутренним убранством мужской и женской его половин. Здесь находится резной деревянный диаметром 5 метров традиционный календарь двенадцатилетнего животного цикла. Здесь собрана одежда алтайских родов, накосные украшения, предметы культа, бубны, плащи шаманов, фотографии шаманских танцев
Важной частью коллекции отдела этнографии стала экспозиция, посвященная сказителю А. Г
Калкину, героическим эпосам и фольклору алтайцев.
В экспозиции зала этнографии представлена большая коллекция предметов русской традиционной культуры и отдельно старообрядчества. Эту коллекцию собрали в экспозиции крестьянской избы со всеми особенностями внутреннего традиционного убранства. В витринах экспозиции представлены деньги, традиционна одежда, тканые пояса, скобяные предметы, изделия из кожи, дерева, бересты, домотканой льняной материи. В витрине, посвященной православию на Алтае, посетители увидят старопечатные книги, иконы, престольные и нательные кресты.
Реконструкция музея
С 2008 по 2012 год в музее прошло генеральное переустройство, в основном на деньги «Газпрома», созданы новые площади для хранилища фонда и экспозиций. После реконструкции республиканский музей торжественно открыт 26 сентября 2012 года. На церемонии открытия обновленного здания с поздравительными речами выступили Глава республики А.Бердников, В. Лопатников, представитель республики в Совете Федерации, Председатель правления “Газпрома” А. Миллер, мэр столицы республики В. Облогин. У здания республиканского музея появился своеобразный в архитектурном отношении облик. Здесь регулярно проходит конференция ученых «Анохинские чтения».
Государственная политика в области музейного дела в годы советской власти
Вопрос о взаимоотношении музеев с властью на протяжении всей истории их существования — один из важнейших в истории музейного дела. Ведь именно политика государства диктует музеям те или иные установки и создает условия, в которых осуществляется их развитие на практике.
Первые музеи в России возникли в нач. XVIII в. Музейная деятельность Петра I и Екатерины II, ставших инициаторами создания наиболее известных коллекций, впоследствии превратившихся в музеи национального значения — Петербургской Кунсткамеры (1714 г.) и Эрмитажа (1764 г.), становится одной из сторон их политики в области культуры и просвещения.
Конец XVIII — середина XIX вв. внес существенные изменения в историю музейного дела в России. Инициатива в деле организации музеев постепенно переходит от монархов к общественности и ознаменовался возникновением провинциальных музеев в Крыму, Риге, Иркутске
С середины XIX в. связи с переходом алтайцев от кочевого образа жизни к оседлости продолжается работа над административным устройством населения Горного Алтая. В 1804 г. была образована Томская губерния, в состав которой вошли Бийский и Кузнецкий уезды с аборигенным населением. С образованием новой губернии алтайские народы были включены в состав Бийского уезда, начинается постепенное заселение предгорий, а затем и горной части Горного Алтая1.
В 1823 г. в ознаменование 100-летия горнорудного дела на Алтае был основан Барнаульский горный музеум П.К.Фроловым (1775-1839) и Ф.В. Геблером (1781-1850). Начало музею положили историко-техническая (модельная), минералогическая, археологическая коллекции. Первые музейные коллекции располагались в здании Горной канцелярии на территории Барнаульского сереброплавильного завода2.
Во второй половине XIX в. в музейном деле происходят изменения, вызванные условиями буржуазного развития страны, отменой крепостного права, вовлечением в культурную жизнь России разночинной интеллигенции, несшей идеи демократизма и просветительства. Значительно растет музейная сеть. По данным Д.А. Равикович, за период с 1861 по 1905 гг. было создано 45 музеев комплексного профиля, из которых половина возникла в наиболее отдаленных районах Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока . Инициатива в создании музеев принадлежала не правительству, а местной администрации, научной общественности, краеведам-любителям4. Музеи из элитарных превращаются в общедоступные, круг посетителей расширяется за счет средних и низших слоев населения.
В системе органов государственного управления царской России не было специального ведомства, которое бы руководило музеями, вырабатывало единую политику в отношении музеев. Не было и специального музейного законодательства, каких-либо инструктивных документов. Законодательным путем оформлялось только появление музеев их положение и штат1.
Одним из острейших вопросов в начале XX в. стал вопрос о сохранности музейных фондов. Неудовлетворительные условия хранения и экспонирования музейных коллекций, малочисленность штата как в правительственных, так и в провинциальных музеях приводило к утрате и хищениям экспонатов.
В декабре 1912 г. с разрешения министра внутренних дел в Москве состоялся предварительный съезд музейных деятелей, который явился значительной вехой в развитии отечественного музейного дела2. На съезде обсуждены как теоретические, так и практические вопросы: о финансировании музеев, принятии закона об охране памятников старины; о дефиниции музея, его социальных функциях, классификации музейных предметов. Осознание общности интересов и целей, желание организовать профессиональное сообщество стало важным показателем завершения процесса, в результате которого музеи приобрели статус культурной нормы, а музейное дело сложилось в особую форму культурной деятельности .
Таким образом, для дореволюционного времени, когда отсутствовали органы управления музеями, музейное законодательство, понятие «государственная политика» в области музейного дела в некоторой степени условно. Она только складывалась. В целом же можно говорить об общем взгляде официальных кругов царской России на задачи музеев, их влияние на развитие общества. Существовала также инициатива властей в организации ряда музеев, поощрение или отвержение общественных проектов создания музеев, представляющихся на их рассмотрение.
class2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ИМЕНИ
А.В. АНОХИНА: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ class2
Музей сегодня
Музей сегодня имеет богатейшую коллекцию, в общей сложности до 66 тысяч уникальных экспонатов. Среди них до 15 тысяч археологических находок, артефакты Улалинской стоянки, открытой академиком А. П. Окладниковым, Турочакские петроглифы, артефакты афанасьевской, скифской, тюркской, гунно-сарматской культур.
Интересной для ознакомления стала природоведческая коллекция бивни и кости мамонтов, шерстистых древних носорогов и бизонов. В этнографической коллекции хранятся 1765 экспонатов образцов традиционных предметов быта и одежды, украшений и предметов культа, оружия, русская горница и алтайский аил.
1. Присоединение Алтая к Российской империи
Русские отряды появились на Алтае в начале XVII века. В 1633 и 1642 годах отряды сына боярского П. Сабанского доходили до Телецкого озера, где наносили поражение местным жителям.
Длительное время Алтай был центром государства калмыков Джунгарского ханства. Русские первопроходцы называли алтайцев белыми калмыками. Под властью джунгаров южные алтайцы алтай-кижи, телеуты и теленгиты находились до 1756 года, а затем после падения Джунгарского государства добровольно стали подданными Российского государства. В отличие от них северные алтайцы значительно раньше вошли в состав России. Находясь под «высокой рукой белого царя», свыше ста алтайских волостей, улусов и аилов платили ясак в его казну. Став подданными русского государства, население Алтая оградило себя от посягательств иноземцев, а главное, избежало физического уничтожения со стороны цинских войск.
Обращение двенадцати алтайских зайсанов о добровольном вхождении в Российскую империю перевод на русский язык с ойротского:
Историко-культурные характеристики музеев учебных заведений
Впервые вопрос о создании единой музейной сети в регионе был поставлен в 1930-е гг., когда на подъеме краеведческого движения повысился интерес к собиранию коллекций по местной истории не только в Улале, но и «глубинке». Значительное место в этом деле отводилось школе, через которую предполагалось вести пропаганду охраны народной старины, а учащихся привлечь к собиранию предметов этнографии. Сотрудники Ойротского музея завязывали отношения с краеведами, которым давали консультации, инициировали создание местных музеев при школах. Музеи на местах должны были стать «научными центрами краеведения и местом сосредоточения основных сведений о природе, историческом прошлом и социалистическом переустройстве региона»1.
В результате энергичных организаторских действий сотрудников Ойротского музея к 1930 г. в области существовали два школьных музея. Это этнографический, созданный учителем А. Тюмаковым в 1920 г. в «массовой школе» с. Бешпёльтир Чемальского района, где были собраны предметы шаманского культа и предметы быта2; музей в селе Черный-Ануй Горно-Алтайского уезда, созданный в 1921 г. по инициативе учителя П. Мальгина3. Среди музейных предметов упоминаются отдельные реликвии периода гражданской войны на Алтае, в частности «шашка, собственноручно изготовленная одним из партизан во время борьбы с Колчаком». Мальгин считал, что при желании можно в самом непродолжительном времени покрыть Алтай сетью деревенских музеев . Этому должно было способствовать принявшее огромный размах туристско-краеведческое движение школьников, первостепенную роль в организации которого играла Центральная детская экскурсионно-туристическая станция Наркомпроса РСФСР.
В 1931 г. важным событием в Горном Алтае стало создание Алтайского заповедника, который охватил значительную часть Телецкого озера и верховий реки Большой Абакан. Главной базой был выбран небольшой поселок Яйлю. В 1935 г. здесь уже имелось 8 жилых помещений, в них размещались научные сотрудники, рабочие, служащие заповедника. Лаборатория располагалась в одном небольшом здании вместе с управлением заповедника. Тут же размещалась богатая библиотека и музей со штатом в 3 человека
Алтайский заповедник развернул широкую деятельность по изучению природы бассейна озера. Сотрудники заповедника и музея провели первоначальную фаунистическую инвентаризацию животных, собрали зоологический и биологический материал. В музее были представлены все виды флоры и фауны территории заповедника.
В 1933 г. в Улаганском аймаке в Челушманской школе коммунистической молодежи завучем Ф.Т. Таштамышевым создан краеведческий музей, где собраны более 120 этнографических предметов, образцы растений, горных пород и минералов, при музее была организована ячейка с численностью 11 человек3.
Плато Укок
Коллекция залов № 112 и № 220 вызывает наибольший интерес у посетителей музея после возвращения мумии «алтайской принцессы» на Родину, ведь здесь представлен мавзолей «Комплекса плато Укок». Уникальные материалы известного в мире мерзлотного погребения кургана Ак-Алаха-3, возраст артефактов которого 2,5 тысяч лет, мумии людей и лошадей, мумия Укокской принцессы с неповторимыми татуировками на теле, множество изделий из дерева, кожи, войлока и других быстро разрушающихся материалов. В экспозиции представлена реконструкция погребения, мумия «алтайской принцессы» хранится в специальном саркофаге и ее посетители не увидят. Общее впечатление от осмотра экспозиции оживляют акустическая система со звуками природы и мультимедийная система, с помощью ее можно посмотреть видеофильмы и фото о скифах и плоскогорье Укок.
Экспозиции
В музее есть несколько постоянных экспозиций.
Природа
Рассказывает о природе Горного Алтая, разнообразии растительного и животного мира — от древних форм до современных представителей. Здесь можно увидеть образцы ископаемых организмов, горных пород, минералов. У посетителей есть возможность проследить, как формировался рельеф местности, менялся климат, флора и фауна.
Древняя история
В силу географического положения Горного Алтая через него проходили пути переселения многих народов, живших в древние времена. Благодаря этому на территории в большом количестве сохранились археологические памятники — стоянки и поселения древних людей, погребальные комплексы. В залах представлены экспонаты, дающие представление о жизни людей в разные эпохи — от каменного века до Средневековья. Здесь можно увидеть останки мамонта, древние орудия труда, предметы быта, детали одежды, украшения, оружие, росписи.
Комплекс плато Укок
Благодаря особенностям природы и климата местности сохранились ценные образцы погребальных сооружений. Одной из значимых находок, обнаруженных при раскопках на плато, стала мумия «Укокской принцессы». Она хранится в саркофаге в специальном помещении музея, доступ к ней открывается в определенные дни и часы исходя из традиций и обычаев алтайского народа. В зале же представлена реконструкция погребального комплекса.
Режим экспонирования мумии «Укокской принцессы»
Национальный музей имени А. В. Анохина
Этнография
Дает представление о быте, культуре, религии коренного населения Алтая. В залах представлена миниатюра, воспроизводящая архитектурные особенности жилищ людей, внутреннее убранство. Посетители могут увидеть элементы костюмов и украшений, предметы культа.
Также экспозиция рассказывает о заселении территории русскими, о формировании их уклада жизни. Здесь есть реконструкция избы с особенностями ее интерьера. Можно увидеть и предметы, связанные с различными ремеслами, развитыми в то время. Отдельно рассказывается и о распространении православной религии в Горном Алтае.
Современная история
Охватывает период с начала ХХ века до наших дней и рассказывает, как масштабные исторические события (Революция, Гражданская война, Великая Отечественная война и др.) отразились на жизни региона.
Изобразительное искусство
Отдельный акцент здесь сделан на творчестве первого профессионального алтайского художника — Г. И. Чорос-Гуркина. В экспозиции размещены работы более 50 авторов, есть и произведения современных художников.
Национальный музей имени А. В. Анохина
История музея
Первое учреждение, отражающее сегодня все эпохи, особенности развития и природы Горного Алтая создано в 1920 году видным этнографом А.В. Анохиным. Формирование богатейшего фонда началось с материалов, которые собрали известные исследователи отец и сын Гуляевы. В 1918 году республиканской думой закуплены у них ценные научные материалы и архив, археологические и палеонтологические редкости, образцы алтайских горных пород, уникальная библиотека из 1311 редких книг. Первоначально музейная коллекция хранилась в Чемале, а в 1927 году ее перевезли в Улалу(современный Горно-Алтайск). С 1932 года музей размещался в старинном купеческом доме, и только в 1988 году для экспозиции областного музея было построено новое здание. В 1989 году музею присвоено имя Андрея Викторовича Анохина.
2. Образование Республики Алтай
Советская власть в регионе была установлена только к концу 1919 года.
В феврале 1918 года в Улале избран совет крестьянских и солдатских депутатов. Первым председателем совета стал И. И. Некоряков. 14 июля село занял белогвардейский отряд капитана Сатунина. 30 декабря 1918 года был образован Каракорумский уезд с центром в Улале. Советская власть была восстановлена 18 декабря 1919 года, когда партизанский отряд Ф. И. Усольцева занял село.
После Гражданской войны была образована Ойротская автономная область. Декретом ВЦИК от 2 июня 1922 года административным центром новой области было провозглашено село Улала. Через 6 лет постановлением Президиума ВЦИК XIII созыва протокол № 45 от 27 февраля 1928 года населённый пункт был преобразован в город.
1 июня 1922 г. была образована Ойротская автономная область столица — с. Улала в составе Алтайского края. 2 марта 1932 года Ойратская АО была переименована в Ойротскую автономную область столица — г. Ойрот-Тура, которая 7 января 1948 года была преобразована в Горно-Алтайскую автономную область, а ее столица была переименована в Горно-Алтайск.
25 октября 1990 г. провозглашен суверенитет и повышение статуса до АССР. 3 июля 1991 г. статус был повышен до республики в составе России Горно-Алтайская ССР. В мае 1992 г. установлено название Республика Горный Алтай, с 12 декабря 1993 г. — Республика Алтай.
Республика имеет свою конституцию, принятую 7 июня 1997 года, и государственные символы — флаг и герб. Равноправными языками в Республике Алтай являются русский и алтайский.
Отдел древней истории
В семи залах, начиная с № 207, находится интереснейшая экспозиция, посвященная древней истории республики. На путях переселения древних народов между великой степью и горами Алтай сконцентрировал память обо всех этих эпохах. Тысячи археологических памятников палеолитические стоянки, курганные группы, поминальные ограды, петроглифы, стелы, рунические надписи, захоронения с ледовыми линзами, служат на Алтае богатейшей базой познавательного туризма. Загадочные рисунки Каракольской гробницы, Турочакской писаницы, Куюса и Калбак-Таша, Бичикту-Бома и Карагема известны в мире.
Находки на берегу речки Улалушки, в Усть-Канской и Денисовой пещерах, Каминной и Страшной доказывают, что на Алтае раньше, чем в других частях России жили древние племена 1,5 миллиона лет назад, 42 тысячи лет назад. Это позволило ученым сделать вывод, что Алтай относится к уникальным территориям в стране, где формировались из полеантропов люди современного типа. Об этих этапах развития древнего общества повествует красочная диарама освоенной человеком пещеры.
Богато оформленная артефактами экспозиция повествуют о жизни первых скотоводах на Алтае – европеоидах афанасьевцах, и было доказано, что эта культура сформировалась именно здесь в Центральной Азии и на Алтае. Поразила археологов весьма необычная каракольская культура с цветными рисунками внутри каменных погребальных ящиков. Витрины оформлены многочисленными экспонатами эпохи бронзы. Здесь же представлены плиты с каракольскими рисунками и красочная диорама поселка этого периода.
Ойротский музей и становление краеведческого движения в Горном Алтае
Первопричину появления музеев исследователи связывают, в первую очередь, с коллекционированием. Интерес человека к собиранию и сохранению свидетельств природного и рукотворного характера, запечатлевающих и отражающих эволюцию окружающего мира, прослеживается в различных странах, в разное время. Уже на заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить предметы, имеющие сакральную, эмоциональную значимость и представляющие интерес с познавательной или эстетической точки зрения. Археологами на стадии первобытных обществ зафиксированы факты сохранения предметов, не имевших утилитарного назначения и выполнявших, скорее всего, эстетические или религиозные функции. Начиная с глубокой древности люди, жившие в разные времена, оставляли нам следы вдохновенного творчества1.
Первым опытом коллекционирования можно считать дары, вкладывавшиеся верующими по обету в храмы Древней Греции. Для хранения этих приношений возводили специальные здания, называвшиеся thesauroi — « сокровищница» . Сюда же можно отнести и более ранние предметы погребального культа в пирамидах Древнего Египта. В сокровищницах и пирамидах образовывались своего рода коллекции. Богатое историко-культурное наследие древних культур Республики Алтай имеет мировую известность. Ее многотысячелетняя история была тесно связана с масштабными событиями, происходившими на огромных пространствах Северной, Центральной, Средней Азии и Восточной Европы.
Анализ археологических памятников Республики Алтай, а также находок, экспонирующихся в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), Государственном Историческом музее (Москва), в Музее археологии и этнографии народов Сибири и Дальнего Востока (Новосибирск) и во многих других музеях страны, в том числе в Республике Алтай показывает, что на протяжении тысячелетий, вплоть до начала XX века в регионе образовывались своего рода коллекции.
Особый интерес исследователей привлекают петроглифы Республики Алтай, которые имеют широкое распространение. Их можно встретить повсюду от береговых скал таежных рек до моренных камней высокогорных долин. К сегодняшнему дню в республике обнаружено и исследовано более 200 крупных местонахождений наскальных изображений, которые являлись святилищами и эксплуатировались на протяжении ряда исторических эпох. Наиболее изученными из святилищ Горного Алтая являются писаницы Елангаша (всего 18 участков на протяжении 16 км, до 3500 петроглифов на каждом участке)1, Кызыл-Келя, Чанкыр-Келя в Кош-Агачском районе, Калбак-Таш, Бичикту-Бом в Онгудайском районе, у грота Куюс в Чемальском районе, Турочакская писаница и т.д.
Памятники Пазырыкской культуры
Хорошо изученными и достойно представленными в экспозициях музея являются памятники пазырыкской культуры раннего железа. Это известные в мире Башадарские, Пазырыкские, Укокские, Шибинские и Уландрыкские курганы скифской знати. Мерзлотные захоронения хранили в себе мировые сенсации. Богатейший исторический материал дали мумии, изделия из войлока, дерева, кожи, тканей, украшенные символами в скифо-сибирском зверином стиле. Часть этих бесценных находок хранится в Эрмитаже, часть в республиканском национальном музее. Предметами бронзы украшена диорама пазырыкского погребения.
ⓘ История Республики Алтай
На многослойной палеолитической стоянке «Усть-Каракол» в Онгудайском районе археологические и палеонтологические материалы из аллювиальных осадков, выполняющие основание разреза, датируются второй половиной среднего плейстоцена, индустрия кара-бомовского варианта относится к первой половине верхнего плейстоцена, а усть-каракольская индустрия к верхнему палеолиту. Многослойная стоянка «Кара-Бом» верховьях реки Урсул в Еловской котловине существовала 77 — 33 тысяч лет назад. Малояломанская пещера на левом берегу реки Малый Яломан, в 12 километрах от села Малый Яломан была обитаема 38.5 тысяч лет назад. К эпохе верхнего палеолита относится стоянка «Тыткескень-8», стоянка Кара-Тенеш в Чемальском районе. Так называемые «артефакты» с нижнепалеолитической стоянки «Улалинка» в Горно-Алтайске, выдававшиеся Окладниковым и Деревянко за орудия труда, являются продуктами природных сил, а не обработанными человеком орудиями.
К эпохе мезолита в среднем течении Катуни относятся стоянки «Усть-Сема» верхний и средний культурные слои, «Усть-Карбан», «Усть-Бийке», «Тыткескень-3» четвертый, пятый и шестой культурные слои. Шестой культурный слой «Тыткескеня-3» ранний мезолит датируется X тысяч до нашей эры.
К эпохе неолита относятся стоянки «Тыткескень-2», «Тыткескень-6», «Усть-Куюм», могильник «Усть-Иша». Отдельные неолитические находки известны с многослойных поселений Верхнего Приобья.
К энеолиту относятся памятники большемысской культуры, у представителя которой определили Y-хромосомную гаплогруппу R1b-L23.
К памятникам эпохи энеолита относятся объекты «Бертек-56», петроглифы у озера Музды-Булак, на Калгутинском руднике, в долине реки Кара-Чад, «Морене-1». Погребения раннего периода палеометалла, относящиеся к афанасьевской культуре, представлены на Укоке могилами с внешними сооружениями в виде вписанных оград «Бертек-33», «Межелик-1». Поминально-погребальный комплекс «Бертек-56» с круглой в плане оградой с каменным склепом в центре датируется II тысяч до н. э. У двух мужчин из захоронения среднего бронзового века в «Бертеке-56» на плато Укок определена Y-хромосомная гаплогруппа Q и митохондриальные гаплогруппы К субклада K1a24a и C.
В VIII — III веках до н. э. Алтай населяли пазырыкцы см. Принцесса Укока, затем скифы, создатели алтайского звериного стиля см. скифо-сибирский звериный стиль. У скифа из долины Себыстея определена Y-хромосомная гаплогруппа R1a. У двух представителей пазырыкской культуры из могильника знатных воинов «Ак-Алаха-1» в Горном Алтае определена Y-хромосомная гаплогруппа N-P43 N1a2b. На раннескифском этапе в VIII — VII века до н. э. в Горном Алтае сосуществовали группы населения с разными традициями в погребальном обряде: майэмирская, оставившая погребения в ямах и куюмская, хоронившая умерших в каменных ящиках.
К памятникам гунно-сарматской культуры относят объекты «Кальджин-6» и «Аккол-1».
Гунно-сарматский период истории региона начался в конце III века до н. э.
Во II веке до н. э. на Алтай проникло новое население, сыгравшее главную роль в становлении новой булан-кобинской культуры. Она существовала в Горном Алтае со II века до н. э. по первую половину V века нашей эры.
Владыками Центральной Азии с VI века н. э. стали предки алтайцев — тюрки.
Сохранившиеся элементы алтайского звериного стиля в традиционном искусстве современных коренных жителей подтверждают связь алтайских племен с остальными древними народами всего евразийского материка.
Алтай — прародина современных тюркских народов мира, где в 552 году до н. э. древние тюрки создали своё государство — каганат. Здесь сформировался первозданный язык тюрков, получивший распространение среди всех народов каганата благодаря появлению письменности в связи с государственностью, известной сегодня как орхоно-енисейская руническая письменность. Все это послужило появлению в современном научном мире термина «алтайская семья» языков и дало возможность утвердиться в мировой науке научному направлению — алтаистике.
Алтай в силу геополитического расположения является центром Евразии. В разные исторические эпохи он объединял разные этносы и культуры.