Биография художника Карла Брюллова
Художник Карл Павлович Брюллов родился в 1799 году, 23 декабря в столице Российской Империи – Петербурге. Его отец был достаточно известным в столице художником-декоратором и мастер резьбы по дереву.
В возрасте 10 лет Карл был принят в Академию в класс исторической живописи. Его учителями стали известный мастера-живописцы: Иванов А.И., Шебуев В.К., Егоров А.Е. Юный художник с самых первых дней обучения показал свою одаренность и учителя ожидали от него необыкновенных и талантливых работ.
Ещё будучи учеником Академии, Брюллов создает ряд сложных композиций, которые привлекают внимание публики и специалистов. Например, в его «Нарциссе» просматривается желание молодого автора соединить господствующий в те времена классицизм и живую природную «обыкновенность» натуры
Романтизм ещё только входит в моду и отображение мира человека и его чувств, совершенно ново для публики
Например, в его «Нарциссе» просматривается желание молодого автора соединить господствующий в те времена классицизм и живую природную «обыкновенность» натуры. Романтизм ещё только входит в моду и отображение мира человека и его чувств, совершенно ново для публики.
Нарцисс, любующийся своим отражением
Брат художника архитектор Александр, в 1822 году, отправляется в Италию. «Общество поощрения художников», таким образом, награждает молодого архитектора. И Карл решает ехать в Италию вместе с братом. Он и не подозревал, что вернется в Россию только через 14 лет. Италия просто поражает молодого художника и дает огромное количество тем для написания картин. В 1823 году – знаменитое и поразившее Петербург «Итальянское утро».
Итальянское утро
В 1824 году – «Эрминия у пастухов», 1827 – «Итальянский полдень». Брюллов изучает жанровые мотивы, ищет необходимую натуру и, самое главное, пытается найти совершенно новый «язык» для своей живописи.
Его картины воспевают красоту человека и красоту окружающего мира. Художник хочет показать радость бытия. Это новое видение он переносит и на свою портретную живопись. Я не буду перечислять все работы художника в этом жанре (о некоторых из них я расскажу ниже более подробно), но вспомните «Всадницу»… Это портрет, однако портрет, для своего времени, совершенно необычный. В нем легкость и огонь, в нем скрытое веселье и торжество живой человеческой плоти, и обузданная ярость лошади, и нежность прекрасных дам.
В работах художника того периода нет теней и скорби.
В 1835 году он посещает Грецию и Турцию. В результате этой поездки свет увидела целая серия акварелей: «Храм Аполлона Эпикурейского», «Дельфийская долина» и другие. Невероятные краски и сюжеты восхищают любителей живописи.
Художник изучает творчество старых итальянских мастеров, архитектуру и историю. И в результате возникает «Последний день Помпеи». Эту работу специалисты называют самой значимой в творчестве художника. Работу над картиной Карл Брюллов начал ещё в 1830 году и писал её три года).
В 1836 году художник возвращается на родину и получает должность профессора в Академии художеств. Петербургский период творчества художника – это, в основной массе, портреты. Благородные мужчины и прекрасные дамы. Художник стремиться показать не только естественную красоту человека, но и его внутренний мир, переживания и радости, страсти и внутреннее благородство, которое есть в каждом (так считал художник).
В 1839 году художник начинает работать над картиной «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». Эта работа выматывает художника. Тема совершенно не дается, в Петербурге мрачно и сыро. В это же период художник начинает расписывать купол Исаакиевского собора. Художник серьезно заболел. Он не смог закончить картину и роспись собора. Болезнь оказалась действительно очень серьезной и уложила художника в постель на долгих семь месяцев. В 1849 году Брюллов уезжает за границу на лечение.
В Италии он чувствует себя значительно лучше и снова начинает работать: рисунки, серия акварелей и портретов.
А 23 июня 1852 года художника не стало. Он скончался в предместье Рима в местечке Манциано.
Незадолго до своей смерти он сказал:
Начало романа
Красавица Инес появилась на свет в 1325 году в семье португальских феодалов. Состоятельные родители, имеющие связи при дворе, устроили дочь в свиту кронпринцессы Констансы Мануэль, что приходилась женой будущему королю Педру.
Вероятно, именно Констанса и стала той самой «точкой пересечения» своего супруга Педру и очаровательной дамы, служившей ей. Современники Инес не раз отмечали её красоту, их мнение разделял и будущий король. Роман с Педру развивался бурно и, как мне кажется, Инес питала ответные чувства к будущему королю, а не руководствовалась чистым расчётом.
Инес и Педру
Детство и юность
Будущий художник родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге. Семья Брюлловых была многодетной: Карл рос в окружении троих братьев и двух сестер. Отец семейства обладал безупречным художественным вкусом: занимался орнаментальной скульптурой, вырезал по дереву, мастерски писал миниатюры и преподавал в академии художеств. Неудивительно, что дети переняли от него тягу к творчеству и чувство прекрасного.
Карл Брюллов в детстве
Карл рос болезненным мальчиком и много времени вынужденно проводил в постели. Однако, несмотря на это, с усердием вникал в тонкости мастерства живописи, усиленно занимаясь с отцом. Тот также не допускал никаких снисхождений и даже иногда лишал сына завтрака за недостаточное усердие.
Столь жесткая дисциплина, помноженная на врожденный дар, не могла не дать результатов, и уже в 10 лет Карл Брюллов с легкостью поступил в Петербургскую академию художеств, восхитив преподавателей основательной подготовкой и безусловным талантом.
Карл Брюллов в молодости
Первой серьезной работой художника стала картина «Нарцисс, смотрящийся в воду». В этом произведении Карл Брюллов обыграл миф о юноше по имени Нарцисс, который постоянно любовался собственной красотой. В 1819 году картина принесла художнику первую награду — малую золотую медаль академии художеств. Этот момент принято считать началом серьезной творческой биографии Карла Брюллова.
Историческое предание
Источником вдохновения стала поэма Луиса де Камоэнса «Лузиады», повествующая о странствиях Васко да Гамы. В третьей песне доблестный мореплаватель по просьбе царя далёкой страны рассказывает о Португалии. Несколько проникновенных строф посвящено печальной судьбе Инес (Инеш) де Кастро — возлюбленной принца Педро, будущего короля. Трагическая история произошла в XIV веке.
Лишь ты, любовь, таинственная сила, Играющая слабыми сердцами, Несчастную красу свела в могилу И жизнь её наполнила слезами. Но слёз тебе горючих не хватило, Они твоё не одолели пламя. Свой жертвенник ты кровью омываешь И смерть невинным душам посылаешь.
Сведения об Инес довольно противоречивы. Согласно наиболее распространённой версии, она была фрейлиной принцессы Констансы — супруги Педро. Однако тот не испытывал никаких чувств к законной жене. Его помыслами целиком владела Инес, которая отвечала ему взаимностью. Об этом догадался король Афонсу IV, отец Педро, и не на шутку встревожился.
Констанса рано скончалась. Тогда Педро вступил в тайный брак с Инес. У них на тот момент уже было четверо детей. Принцу тем временем искали невест, однако он категорически отказывался жениться. При этом о причине такого нежелания молчал. Но правда вскоре стала явной. Особенно беспокоило короля Афонсу, что дети Инес могли впоследствии претендовать на престол.
Педро не собирался отказываться от своей любви. И тогда Афонсу решился на крайний шаг:
Чтоб принца разлучить с Инеш навечно, Её он с жизнью разлучить решился. Огонь любви властитель бессердечный Потоком крови погасить стремился.
Король с приближёнными явился в замок, где принц скрывал свою тайную супругу. Педро в тот момент отсутствовал, чем и решили воспользоваться вершители «правосудия». При виде охваченной ужасом женщины король дрогнул — не в его правилах было убивать слабых и безоружных:
Когда Инеш несчастную втащили В покои короля, такую жалость Ему рыданья женщины внушили, Что сердце короля от горя сжалось, Но вновь его клевреты обступили, Уже бряцанье стали раздавалось, И уступил с угрюмостью покорной Могучий властелин своим придворным.
Именно эта сцена изображена на полотне Карла Брюллова.
…Принц, узнав о гибели Инес, не скоро смог оправиться от горя. Он поднял мятеж против отца, что обернулось гражданской войной. Два года она потрясала страну. Позднее, уже став королём, Педро со всей силой обрушил ярость на убийц своей возлюбленной. Возможно, за это его прозвали Педро I Справедливый, но ещё его называли и по-другому — Жестокий.
Некоторые склоняются к иной версии гибели Инес. В Кастилии началась гражданская война и возникла серьёзная опасность, что в кровавый водоворот будет втянута Португалия. Инес же состояла в родстве с кастильской королевской семьёй. Вполне могли найтись те, кто не преминул воспользоваться данным фактом в своих политических интригах. Сама Инес вряд ли принимала в этом участие, но доказать свою невиновность не могла и была обезглавлена. Впрочем, от этого её судьба не становится менее трагичной.
Хитросплетения фантазии и правды
Очень часто вспоминают самую шокирующую часть предания — о посмертной коронации несчастной Инес. Якобы Педро приказал извлечь её тело из могилы, одеть в роскошные одежды и усадить на трон. И будто бы все должны были поцеловать истлевшую руку мёртвой королевы. История неординарная по своей абсурдности. Можно понять тех, кто ставит её правдоподобие под сомнение. К тому же нет документов, свидетельствующих о подобном событии.
Более достоверно, что Инес была перезахоронена в королевской усыпальнице, в роскошном саркофаге из белого мрамора. Король Педро проводил долгие часы у места последнего упокоения своей возлюбленной. Он завещал похоронить себя в той же гробнице напротив могилы Инес. Как объясняют, чтобы первый его взгляд в день всеобщего воскресения упал на горячо любимую женщину.
Реальные факты и вымысел способны переплестись настолько тесно, что разделить их не представляется возможным. По канве исторических событий фантазия поэтов, драматургов, либреттистов вышивала новые узоры. Спорить о том, что правда, а что нет — вряд ли имеет смысл. Истине здесь непросто будет восторжествовать
Но создавать новые произведения очень важно. И возвышенные легенды всегда могут стать благодатным источником сюжета.
Примечание: фрагменты поэмы Камоэнса «Лузиады» даны в переводе Ольги Овчаренко.
Личная жизнь
Не один год личная жизнь Карла Брюллова была связана с графиней Юлией Самойловой, которая стала для художника и возлюбленной, и верным другом, поддержкой, а также музой и любимой натурщицей. Отношения Брюллова и Самойловой неоднократно прерывались, Юлия уезжала в Италию, где, по слухам, не отказывала себе в чувственных удовольствиях. Затем пара вновь сходилась.
Юлия Самойлова
В 1839-м Карл Брюллов женился на юной Эмилии Тим. Девушке на тот момент едва исполнилось 19 лет. Но уже спустя месяц супруги расстались. Жена Карла Павловича с родителями уехала в родную Ригу, а бракоразводное дело длилось еще два года, до 1841-го.
Эмилия Тим
Сама Эмилия в разрыве обвиняла мужа, и некоторые друзья художника даже отвернулись от него, встав на сторону девушки. По другой же информации, причиной развода стала измена Эмилии, встречающейся с другим мужчиной.
Брюллов тяжело переживал расставание с супругой, и поддержкой для него вновь стала Юлия Самойлова, которая как раз на время приехала в Санкт-Петербург. Детей у художника не было.
Живопись
В 1821-м Карл Павлович окончил работу над еще одним шедевром — картиной «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». На этот раз академия художеств оказалась более благосклонна к молодому художнику, отметив новое творение большой золотой медалью, а также правом на поездку в Италию для знакомства с европейской традицией живописи. Однако обстоятельства сложились так, что отправиться за границу молодой человек смог позднее — в 1822 году.
Картина Карла Брюллова «Итальянское утро»
В Италию Карл Брюллов приехал с братом Александром. Там молодые люди изучали творчество мастеров Эпохи Возрождения, а также более ранние работы европейских художников. Особенно по душе Карлу Брюллову пришлась жанровая живопись. Под впечатлением от этого направления молодой человек написал знаменитые картины «Итальянское утро» и «Итальянский полдень». Будничные сцены из жизни обычных людей получились невероятно трогательными и наполненными чувствами.
Картина Карла Брюллова «Итальянский полдень»
Также «итальянский период» в работах Брюллова отмечен большим количеством портретов: «Всадница», портрет Юлии Самойловой с арапчонком, портрет музыканта Матвея Виельгорского — все эти творения относятся именно к тому времени. Продолжается череда портретов и позднее, по возвращении Карла Павловича в родной Петербург.
Картина Карла Брюллова «Всадница»
Несколькими годами позднее Карл Брюллов вновь вернулся в полюбившуюся Италию, где детально изучил развалины античных городов — Геркуланума и Помпеи, которые были разрушены сильнейшим землетрясением. Величественность Помпеи, погибшей из-за стихии, впечатлила художника, и следующие несколько лет Карл Брюллов посвятил изучению истории Помпеи и археологических материалов. Результатом кропотливой работы стало полотно, получившее название «Последний день Помпеи» и ставшее, по мнению искусствоведов, вершиной творчества мастера.
Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
В 1833 году, спустя десятки набросков и эскизов, а также 6 лет напряженной работы, Карл Брюллов представил «Последний день Помпеи» на суд любителей искусства. Весть об этой картине моментально облетела все светские салоны и школы искусств — художники и просто не чуждые искусству люди приезжали на выставки в Милан и Париж специально, чтобы познакомиться с работой Брюллова, и неизменно оставались в восторге.
Картина Карла Брюллова «Голова Вакха»
Сам же Карл Павлович удостоился золотой медали парижских искусствоведов, а также почетного членства многих европейских художественных академий. Столь масштабная работа, казалось, отняла все силы мастера. Окончив «Последний день Помпеи», Брюллов впал в творческий кризис, начинал и бросал полотна незаконченными, а вскоре и вовсе перестал брать в руки кисть.
Картина Карла Брюллова «Вирсавия»
Решив отвлечься, Карл Павлович отправился в экспедицию по Греции и Турции. Смена обстановки пошла художнику на пользу: сразу после поездки Брюллов написал целую серию акварелей и рисунков, самыми известными из которых стали «Раненый грек», «Бахчисарайский фонтан», «Турок, садящийся на коня», «Турчанка».
Картина Карла Брюллова «Смерть Инессы де Кастро»
В 1835-м Брюллов, повинуясь указу царя, вернулся в Российскую империю. Однако не сразу проследовал в Санкт-Петербург, а задержался в Одессе, а затем и в Москве. Златоглавая произвела на художника сильное впечатление, очаровав величественностью и одновременно простотой.
Картина Карла Брюллова «Гадающая Светлана»
По возвращении в Петербург Карл Брюллов, как и прежде его отец, стал преподавать в петербургской академии художеств. Позднее стиль учеников Карла Павловича назовут «брюлловской школой». Сам Брюллов продолжил работать над портретами, кроме того, участвовал в росписи церкви Петра и Павла, что на Невском проспекте.
Смерть
В 1847-м здоровье художника вновь дало о себе знать: ревматизм и больное сердце Карла Павловича серьезно осложнились сильной простудой, и Брюллов надолго слег. Однако даже в таком состоянии мастер не мог не творить. В 1848 году Брюллов завершил автопортрет, который по сей день считается образцом жанра и, по мнению искусствоведов, передает характер художника гораздо лучше, чем это могло бы сделать фото.
Автопортрет Карла Брюллова 1848 года
Годом позднее Карл Павлович, по настоянию медиков, уехал на остров Мадейра. Морской климат должен был облегчить состояние художника, однако, к сожалению, было уже поздно. Здоровье Брюллова постоянно ухудшалось, и 23 июня 1852-го мастер ушел из жизни из-за болезни, подточившей организм. После смерти художника остались неоконченные наброски и эскизы, которые теперь хранятся в частных коллекциях и мировых музеях.