Список картин карла павловича брюллова

Жанр

По всем признакам перед нами парадный портрет: большой размер, тщательно написанная одежда с изысканными переливами ткани, классическая красота и достоинство главной героини. Человек на лошади обычно всегда монументален, но как неожиданно подходит к жанру большого портрета Брюллов! «Всадница» насыщена и лирикой, и поэзией.

Портретное сходство и характерность несомненны, но как непосредственна в своей радости младшая сестра, как все-таки много сдерживаемых чувств в лице наездницы! Портрет-картина — так можно назвать «Всадницу».

Главная героиня кажется изысканной и утонченной, но тонкая рука в белой перчатке уверенно держит поводья — могучая сила и животная энергия лошади не выходят из-под контроля. Укрощение буйства нежной красотой — один из самых популярных символов эпохи романтизма.

Восхищает еще один аспект мастерства, который демонстрирует Брюллов. «Всадница» — выдающееся произведение внимательного и точного в деталях художника-анималиста. Как великолепно написаны животные! Собаки изображены с любовью настоящего знатока, незабываемы мощная мускулатура лошади под тонкой переливающейся кожей и её дикий, яростный глаз.

Брюллов «Всадница»: описание картины

Центральной фигурой полотна является Джованина Пачини. Она сидит на горячем скакуне. Видно, что девушка абсолютно уверена в себе. Она сидит прямо и гордо, несмотря на то что лошадь горячится. Джованина только что вернулась с прогулки — это видно по легкому румянцу на ее щеках. Но на ее личике есть некоторая ангельская отрешенность. Девушка одета по последнему слову моды: светло-голубая амазонка, шляпка с темно-зеленой вуалью, развевающейся по ветру.

Вся картина пронизана движением: конь встает на дыбы, пес бросается навстречу.

На балкон выбежала маленькая девочка — Амалиция. Она услышала топот коня. На ее лице видны и восторг и боязнь. Эта девчушка с восторгом любуется наездницей. Лицо ее отражает те чувства, которые она испытывает к своей сестре — обожание. Девочка просто одета: кружевные панталончики и домашнее розовое платьице. Настоящее, непосредственное чувство придает мягкости надменному величавому портрету.

Фоном картины является тенистый парк. Деревья колышет сильный ветер. А на небе собираются грозовые тучи.

Брюллов, как и многие художники, использовал классическую форму построения парадного портрета — треугольник. Такая композиция встречается у Тициана, Веласкеса, Рубенса, Ван Дейка. Силуэт девушки и коня образует эту фигуру. Однако художник решает отойти от традиций, вводя новую фигуру в композицию.

Второй оригинальной находкой является лохматый пес. Его присутствие создает впечатление, что перед персонажами также есть пространство.

Конный портрет в те времена подразумевал всадника, который являлся венценосной особой. Брюллов решил нарушить этот официальный канон. И молодая воспитанница уже сидит в царственной позе на вороной лошади.

Великий Карл

Портреты его кисти хотели иметь богатейшие семьи Европы и России, колоссальная картина «Последний день Помпеи» впечатлила и западноевропейскую, и русскую публику. Великолепным достижением была названа и «Всадница». Брюллов Карл Павлович (1799-1852) стал одним из первых русских живописцев, получивших европейское признание. Ему был заказан автопортрет для галереи Уффици, а такие заказы получали художники, заслужившие славу подлинных мастеров.

Творивший в академическом стиле, Брюллов во время жизни в Италии проникся классическими образами великой живописи Венеции, Флоренции, Рима и Милана. Природный дар и огромное трудолюбие сделали его великолепным рисовальщиком и виртуозным мастером цвета. Эти качества великого живописца были использованы для создания романтических образов, наделенных ярким сиянием абсолютной красоты. Картина Брюллова «Всадница» — жемчужина из целого итальянского ожерелья таких образов.

Автор

Родился Карл Павлович Брюллов ранней зимой 1799 г. в Петербурге. Семья будущего живописца была тесно связана с изобразительным искусством – отец его был скульптором, дед – академик скульптуры. Поэтому свое обучение искусству Брюллов начал с раннего детства. В 1809 г. он поступает в Академию художеств, которую оканчивает в 1821 с золотой медалью. За успехи в учёбе Брюллов получает путешествие в Италию, где работает над ранними пейзажами и портретами до 1824 г.

После возвращения в Россию художник быстро приобретает известность, его картины имеют успех как на Родине, так и за рубежом. В 1835 г. Брюллов совершает поездку в Грецию, затем – в Турцию. Весь оставшийся год живописец живёт в Москве, но в 1836 г. возвращается в Петербург. Брюллов был известен не только жанровыми композициями, но и портретами известных людей: Крылова, Кукольника, Жуковского.

К 1849 здоровье Брюллова было серьёзно подорвано, и врачи рекомендовали ему переезд на юг. В 1850 г. живописец обосновался в Италии. Последние годы Брюллов провел в доме А. Титтони, единомышленники Гарибальди. Умер художник в июне 1852 г., в местечке Манциана, неподалёку от Рима.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Сила воли человека (9 класс, 15.3) А что есть сила воли для разумного существа? Воля – это черта характера человека, сила разума противостоять собственному телу и эмоциям. Это решения, принимаемые осознанно, исходя из процесса мышления.
  • Анализ произведения Обломов (Гончаров) Роман «Обломов» – одно из самых известных произведений И.А.Гончарова. Произведение является частью трилогии, в которую также входят «Обрыв» и «Обыкновенная история». Автор писал его с 1847 по 1859 гг
  • Сочинение Профессия учитель Путь учителя и его профессия в истории чрезвычайно интересны. Это профессия, как и все остальные и связана с предоставлением высококвалифицированной, систематической и особо сложной работы

Цитаты:

Турчанка в пёстрой чалме лежит облокотясь правою рукой на синюю подушку. На левом плече её накинута тёмно-зелёная бархатная одежда. Лицо очень задумчивое. Фигура поясная н в .

В 1835 Брюллов принял участие в организованной графом В.П.Орловым-Давыдовым «художественной и литературной экспедиции» на Ионические острова и в Малую Азию, однако в Афинах заболел и вынужден был отправиться в Константинополь, а оттуда в Россию. В Турции художник пробыл более трёх месяцев. Работы этого периода отличаются жизненностью эпизодов, меткостью характеристик, мягким юмором, тонким восприятием национального колорита. В произведениях, выполненных по возвращении в Россию (к их числу относится и «Турчанка») и написанных по старым впечатлениям, на первый план выходит восточная экзотика. Молодая женщина томно, расслабленно возлежит на диване, драгоценные, пёстро расшитые одежды оттеняют её пряную «неевропейскую» красоту. Пылающий фон обостряет ощущение неги и чувственности, наполняющее картину .

…Черты любимой женщины обнаруживаются в таких произведениях Брюллова, как «Итальянка, снимающая виноград», «Вирсавия», «Турчанка». Последняя работа напоминает также об увлечении Брюллова ориентализмом — экзотической ветвью романтического искусства, с которой художник познакомился во время путешествия на Восток. Интересен в «Турчанке» и прием non finito — сознательной незавершённости произведения, за который читается метод работы художника. Брюллов начинал писать с лица и включал в изображение в первую очередь то, что видел, не отрывая глаз от головы портретируемого. Вот почему его лица всегда тщательно прописаны, а одежда и аксессуары зачастую лишь намечены .

В своих работах петербургского периода Брюллов постоянно возвращался к воспоминаниям о своём пребывании на Востоке. Кисть художника следовала памяти и воображению. Обострённый интерес к восточной экзотике был характерен для всей европейской культуры того времени. В полувосточные наряды часто одеты героини брюлловских портретов; многие изображены им в фантастических восточных интерьерах. Особенно привлекал художника образ «турчанки». В его альбомах встречается множество акварелей и карандашных рисунков «турчанок», которых Брюллов подчас наделял чертами знакомых людей.Эта работа, вероятно, написана с натурщицы, поскольку существует и «Одалиска», изображающая ту же модель. Брюллов очень тщательно проработал её лицо в обрамлении огромной турецкой чалмы. Необычайно выразителен задумчивый взгляд. Среди подобных работ художника «Турчанка» выделяется особой жизненностью и близостью к натуре .

Описание и особенности картины «Итальянский полдень»

Композиция полотна «Итальянский полдень» проста и незатейлива. На картине Брюллов изобразил молодую южанку, собирающую виноград. Девушка стоит на лестнице, держа в одной руке корзину, в другой – спелую кисть винограда – «Итальянский полдень» посвящён уборке урожая. Восторженный взгляд её обращен к ярким, сочным ягодам. Яркий свет заливает фигуру героини, оставляя фон в полутени

Брюллов при работе над картиной всегда акцентировал внимание на правильном естественном освещении – поэтому его пейзажи и портреты настолько выразительны

Оригинальные размеры полотна – 64×55 см. Форма холста «Итальянский полдень» – вертикально ориентированный прямоугольник. Картина написана масляными красками на деревянном холсте.

Цветовая палитра

Картина «Итальянский полдень» выполнена преимущественно в тёплых, натуральных тонах. Брюллов использовал в композиции следующие оттенки:

  1. Желтовато-зеленый.
  2. Изумрудный.
  3. Кремовый.
  4. Бордовый.
  5. Розовато-бежевый.
  6. Светло-коричневый.
  7. Темно-серый.

Центральная фигура полотна «Итальянский полдень» – девушка – контрастирует с затененным фоном за счёт яркого освещения и тёплых, кремово-бежевых тонов. А за счёт блестящих чёрных волосы героини Брюллов создает в композиции плавный переход от светлых к более насыщенным, тёмным оттенкам. Выразительным акцентом, уравновешивающим пышность зелени, является на холсте «Итальянский полдень» бордово-красная шаль, перекинутая девушкой через предплечье – скорее всего, из-за летнего зноя.

Сюжет картины

«Итальянский полдень» отображает средиземноморские виноградные поля и процесс сбора урожая. Молодая крестьянка забирается по приставной деревянной лестнице к верхним плетям лозы, чтобы сорвать поспевшие гроздья и положить их к тем, что уже виднеются из плетеной корзины в правой нижней части картины. Солнечный луч падает прямо на гроздь винограда, заставляя каждую ягоду блестеть и переливаться золотисто-зелеными бликами.

Все внимание автор сконцентрировал на одной героине – кроме неё «Итальянский полдень» показывает только несколько виноградных плетей и верхнюю часть лестницы. Сюжет явно перекликается с написанной ранее работой, где центром композиции также является черноволосая молодая крестьянка

Контекст

Ключевая идея произведения «Итальянский полдень» — радость жизни, цветение природы и молодости, наслаждение красотой и свежестью летнего дня. Средиземноморские мотивы всегда привлекали Брюллова яркостью и насыщенность красок и тонкой гармонией пейзажей.

Картина «Итальянский полдень» напоминает по стилю и настроению пасторали конца XVIII в. с садовницами и пастушками. Только, в отличие от более ранних живописцев, Брюллов изобразил на своем холсте «Итальянский полдень» не аристократку, облаченную в простонародный наряд, а настоящую крестьянку – румяную, полную, непосредственную, лишенную манерности, но преисполненную жизни и энергии. Это произведение не пародирует жизнь народа, а отображает её без условностей и стилизаций.

Где картина находится сейчас

«Итальянский полдень» почти столетие хранился в коллекции императорской семьи – вместе с первой работой, с которой она составила своеобразную диалогию. После Революции картина была национализирована и отправлена в Русский музей, в галерее которого полотно выставляется и по сей день.

Комментарии

  1. Вирсавия — дочь Елиама (2Цар. ), вдова Урии Хеттеянина, жена царя Давида и мать царя Соломона.
  2. Этот портрет предназначался для галереи Уффици.
  3. По свидетельству современников картина была написана за 17 дней и сразу же показана на выставке — см. Машковцев Н. Г. К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. — Изд. Академии художеств СССР, 1952 — 282 с.
  4. Джузеппе Капечелатро (1744—1836) в возрасте тридцати двух лет стал архиепископом Тарентским. На этом посту проявил антиклерикальные настроения. При Иосифе Бонапарте и неаполитанском короле Иоахиме Мюрате занимал пост министра внутренних дел (1806—1815). После падения Мюрата и реставрации Бурбонов был уволен в отставку, лишён сана архиепископа и заключён в тюрьму. После освобождения посвятил себя писательской деятельности.
  5. Василий Иванович Орлов (1792—1860) — штаб-лекарь Гусарского полка, затем ординатор Артиллерийского госпиталя, с 1833 года служил управляющим казанскими заводами В. Д. Соломирского, в 1835 году вернулся в Москву, а оттуда в Санкт-Петербург, где занялся литературной деятельностью: перевёл «Оды» Горация, «Скупого» Мольера, писал водевили, пьесы, сочинял стихи.
  6. Портрет писался в Москве, куда Брюллов приехал 25 декабря 1835 года.
  7. М. П. Боткин в письме П. М. Третьякову отмечал необычайное сходство изображения с моделью и предлагал Третьякову приложить все усилия, чтобы приобрести портрет.
  8. По свидетельству А. Н. Мокрицкого (Дневник художника А. Н. Мокрицкого. — М., 1975. — С. 136—137), К. П. Брюллов начал работой над «Распятием» в 1836 году. Ещё в мастерской картину видели великая княжна Мария Николаевна, В. А. Жуковский и А. В. Кольцов. На картине изображены три Марии (Богоматерь, Мария Клеопова и Мария Магдалина), Иоанн Богослов и Иосиф Аримафейский.

Описание и особенности картины

Работа «Всадница» была признана критикой своего времени необычной и новаторской. Брюллов изображает на картине молодую аристократку верхом на вороной лошади, гарцующей у крыльца дома. На пороге, опираясь на металлическую перегородку, стоит маленькая девочка с декоративной собакой. Еще один пес расположился в нижнем правом углу перед конем. На дальнем фоне композиции «Всадница» — густые заросли лиственного леса. Полотно Брюллова дышит гармонией легкости, молодости и свежести – такая атмосфера характерна для большинства женских портретов его кисти.

Оригинальный масштаб картины – 291×206 см., для портрета полотно довольно крупное. Форма холста «Всадница» – вертикально ориентированный прямоугольник. Картина написана Брюлловым на стандартном холсте с помощью масляных красок.

Цветовая палитра

Как и многие другие картины этого живописца, «Всадница» выполнена в несколько темной, но насыщенной и выразительной цветовой гамме. Приглушенные тона фона выгодно оттеняют фигуры на переднем плане, освещенные как будто сбоку. В работе над полотном «Всадница» Брюллов использовал следующие цветовые оттенки:

  1.  Темно-зеленый.
  2. Изумрудный.
  3. Грязно-желтый.
  4. Белый.
  5. Небесно-голубой.
  6. Черный.
  7. Нежно-розовый.

Двух героинь художник выделил на картине яркими тонами платьев – голубым и розовым. А кипельно-белые воротники подчеркивают свежесть юных лиц и блеск черных волос. Не менее яркими акцентами в композиции смотрятся изумрудная вуаль девушки на фоне тусклой, желтовато-зеленой листвы, и красная портьера на входе в дом.

Сюжет картины

Картина «Всадница» иллюстрирует, по всей видимости, начало, или завершение конной прогулки юной аристократки. О высоком социальном статусе героини говорит роскошное утреннее платье и соответствующая ее положению прическа из мелких завитых локонов, обрамляющих лицо с обеих сторон. Крыльцо, от которого отъезжает героиня, выполнено в стиле классицизма.

Всадница совершает прогулку на резвом, холеном вороном коне в сопровождении своей собаки – спаниеля в красном ошейнике. Брюллов показал лошадь вставшей на дыбы, чтобы придать картине динамики. Стоящая рядом девочка завороженно смотрит на наездницу – возможно, ей тоже не терпится оказаться в седле. Дальний план полотна «Всадница» лишен четких деталей и выглядит немного размытым – по замыслу Брюллова, он не должен отвлекать внимания от изображенных в центре героинь.

Контекст

Произведение «Всадница», как и более ранняя «итальянская» диалогия Брюллова, отражает в своей композиции романтику молодости, энергии, легкости и цветущей прелести, воплощенной в юных и прекрасных героинях. Пейзаж на фоне здесь не играет большой роли – он нужен, чтобы уравновесить композицию «Всадница» и сделать ее более живой и реалистичной.

Практически все герои полотна находятся в движении: конь гарцует, девочка протягивает руку к наезднице, собаки обернулись к своим хозяйкам и готовы броситься с места в любой момент. Холст «Всадница» преисполнен жизненной энергии, герои его активно взаимодействуют друг с другом, составляя эффектную, выразительную, наполненную естественной гармонией композицию.

Где картина находится сейчас

После завершения работы над полотном, «Наездница» была отдана заказчице Самойловой. Около сорока лет картина украшала интерьер итальянской виллы графини. Однако, к 1872 г. Самойлова окончательно разорилась и ее имущество было распродано. «Всадницу» купил Ж. – Ф. Дюлю. В 1893 г. картина была перекуплена меценатом Третьяковым для своей коллекции. С тех пор и до сегодняшнего дня «Всадница» хранится в Третьяковской галерее и экспонируется в зале №9.

Сюжет

Юная красавица подъехала на великолепной вороной лошади к дому. Чудесное животное еще не остыло после скачки по тенистому парку, виднеющемуся на фоне. Взбудораженный облик лошади, разгоряченность недавней скачкой, явственно слышимое фырканье и переступание копытами — всё это великолепно передает Брюллов. «Всадница» полна движения, в котором задействованы и выбежавшая навстречу девочка с изящной собачкой-левреткой, и пес, который вертится у лошадиных ног.

Двойной портрет двух знакомых ему людей создает художник Брюллов, «Всадница» полна физического ощущения волнения и радости жизни. И все-таки мы видим утонченное произведение, созданное по академическим рецептам. На фоне очень оживленного детского лица, выражающего полный восторг, лицо и поза наездницы чуть сдержанны и отстраненны, прекрасная вуаль изысканно замерла в воздухе, вечернее небо излучает таинственный свет, а антураж немного театрален.

История создания

Картина «Всадница» была написана Брюлловым в конце итальянского периода творчества – в 1832 г. Работа над полотном велась в Милане, по заказу Юлии Самойловой – русской графини, которую многие биографы считают музой Брюллова. Сразу по завершении картины «Всадница» была отдана на выставку в местную Академию Брера, где произвела мощное впечатление на искусствоведов и критиков. Портрет называли лучшим среди конных изображений. Брюллова сравнивали с такими видными портретистами, как Рубенс и Ван Дейк.

Жанр картины определяется как конный портрет. Однако, уже современники Брюллова заметили, что «Всадница» значительно выходит за узкие рамки этого определения. Это произведение Брюллова, благодаря своей сложной для портрета композиции, ближе к пейзажу – кроме самой наездницы на картине присутствуют и другие фигуры, а центральный силуэт изображен на холсте «Всадница» в некотором отдалении и не занимает большей части полотна.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: