Старый гитарист

Семейство комедиантов (1905)

На смену «Голубому периоду» в жизни Пикассо пришёл «Розовый период» одиночества и бедности. «Семейство комедиантов» — картина, предвещающая смену живописного стиля Пикассо. Тональность и цветовая гамма его полотен сменилась. В них появились тёплые розовые, серые и жёлтые оттенки.

В те годы его увлёк мир циркового и театрального искусства. Персонажами таких картин стали жонглёры, акробаты, клоуны, наездницы. На картине изображена группа цирковых бродячих артистов. Акробаты, шуты, Арлекин, держащий за руку дочь, девушка на переднем плане — группа глубоко одиноких и обездоленных персонажей.

9

10 малоизвестных фактов о картине Пикассо Старый гитарист. Гитарист картина пикассо

Главная » Пикассо картины » Гитарист картина пикассо

В 1898 году Пикассо распрощался с окончательно наскучившей ему Королевской академией изящных искусств и вернулся из Мадрида в Барселону. Вот где была настоящая жизнь! Творческая свобода, первые персональные выставки в знаменитом кафе «Четыре кота» и друзья-единомышленники, вместе с которыми можно было как обсуждать искусство, так и отправиться в загул по борделям. Самым близким из них стал ровесник Пикассо, художник Карлос Касагемас. Они были практически неразлучны, и Пабло всеми силами поддерживал друга, страдавшего от неразделенной любви. Но закончилось все трагически: Карлос попытался застрелить девушку, которая не отвечала ему взаимностью, после чего покончил с собой.

После этого печального события в творчестве Пикассо начинается пронизанный тоской «голубой период». Художник до конца своих дней винил себя в смерти друга и считал, что мог предотвратить самоубийство Касагемаса.

В 1901 году он пишет подряд несколько картин, изображая Карлоса в гробу (1, 2), но искусствоведы находят похожие черты лица и у героев более поздних картин Пикассо. Как бы там ни было, смерть друга повлияла на художника так сильно, что он спасался только работой, выплескивая на холст депрессию и отчаяние.

Практически все полотна «голубого периода» несут на себе этот незримый отпечаток смерти. Не стала исключением и картина Пикассо «Старый гитарист».

Сумрачная цветовая гамма только усиливает этот эффект. Живой на этом полотне кажется только гитара: зритель почти слышит пронзительные, выворачивающие душу наизнанку аккорды. Примечательно то, что за «Старым гитаристом» под слоем краски проступает призрачное женское лицо.

В тот период Пикассо не всегда мог найти деньги на новый холст, поэтому был вынужден писать одну картину поверх другой.

В 1937 году американский поэт Уоллес Стивенс написал поэму «Человек с голубой гитарой», которая считается посвящением «Старому гитаристу». В стихотворном диалоге между музыкантом и его слушателями Уоллес облекает в слова убеждение Пикассо в том, что искусство – это ложь, которая помогает нам увидеть правду.

«Старый гитарист»

Голубая пора является наиболее трогательным временем творчества Пабло Пикассо. В этот период умирает друг художника, что повлияло на его внутреннее состояние и в следствии на его работы. Изменилась техника написания картин. Холодные тона, олицетворяющие тоску, стали доминировать. Все это можно увидеть в картине «Старый гитарист».

На данном полотне Пикассо стремится выразить свое уважение к Эль Греко (художнику-маньеристу), изображая человека, сидящего в рваной одежде, согнувшегося и подавленного от замкнутого пространства. Этой картине характерно чувства безысходности и одиночества.

В этой картине, как и в некоторых других работах Пабло Пикассо изображена человеческая слепота, которая олицетворяет беспомощность и опустошение. Также физическая слабость изображенного человека отчетливо видна в его тонких пальцах и общей худобе.

Интересным фактом является то, что при рентгеновском анализе данного полотна ученые выявили первоначальный рисунок, а именно: изображение женщины, которая кормит своей грудью младенца, причем вся картина также выполнена в голубых тонах. Ее силуэт был расположен за стариком. В том числе на картине виднелись образы молодой коровы и теленка.

Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

Сон (1932)

Картина написана в стиле сюрреализма. На картине художник изобразил Марию-Терезу Вальтер свою прекрасную возлюбленную. Ни одну женщину он не писал с большей любовью, и этому доказательство — картина «Сон».

Её красивое лицо изыскано, поза женщины расслаблена, голова слегка запрокинута и имеет форму разбитого сердца, её округлые изгибы полные неги. Руки, сложенные на животе подчёркивают будущее материнство натурщицы. Она в ожидание младенца — дочери художника.

Советуем посмотреть на картины знаменитого сюрреалиста Сальвадора Дали, опубликованные на нашем сайте most-beauty.ru.

13

Образ гитариста на картине

Шедевр создан в 1903 году в Барселоне (Испания). Интерпретировать образ на холсте несложно. На произведении изображен старый слепой гитарист, плохо одетый, оборванный и босоногий. В живописи слепой всегда символизировал духовность, внутреннее убранство человека, его чувства и эмоции. С другой стороны, гитара — это просто облегчение, единственный способ избавиться от забот, и не случайно только гитара сохранила свои естественные цвета на картинке.

Возможно, вся композиция — это безмолвный крик перед лицом несправедливости человеческой судьбы.  Как и многие работы того времени, он отличался монохроматической синей палитрой и в целом скудным тоном, за исключением гитары, которую Пикассо сделал гораздо более теплым коричневым оттенком.

Молодая женщина с гитарой

Живопись эпохи барокко Картина нидерландского живописца Яна Вермеера Делфтского «Молодая женщина с гитарой». Размер картины 53 х 46 см, холст, масло. Эта картина голландского художника известна под другим, более условным названием «Гитаристка», а также, как «Дама, играющая на гитаре». Женскому музицированию посвящена почти третья часть всех работ Вермеера. Подобный сюжет был довольно популярен в живописи 16-17 веков. На переднем плане изображена девушка, играющая на гитаре. Если сравнить эту картину с двумя другими – «Кружевница» и «Портрет молодой девушки», то очевидно сходство лиц. Возможно, позировала одна и та же модель. Вопрос, была ли это одна из старших дочерей Вермеера, остается открытым. На шее у девушки – нитка жемчуга, который так любил писать художник. Именно на этой картине можно увидеть, как написана жемчужное ожерелье: полоса серой краски, затем, по ней – белилами написаны блики жемчужин. На девушке – желтый жакет с горностаевой опушкой – традиционная одежда женщин на картинах Вермеера, и белая сатиновая юбка. Складки юбки выписаны очень контрастно.

Инструмент в руках девушки – это так называемая «барочная гитара». Этот инструмент во времена 15-16 веков считался простонародным, слишком громким, но постепенно вошел в моду и в бюргерских домах Нидерландов. Традиционным было исполнение пьес и романсов под аккомпанемент лютни, которая обладает более тихим, камерным звучанием. В Нидерланды гитара попала из Франции или Испании. Гитара тогда имела 5 двойных струн. Техника игры на ней не очень сильно отличалась от современной. Лютня в 70-х годах 17 столетия уже ассоциировалась с идеалистическим прошлым, гитара же была символом современной художнику музыки, для нее писались и издавались ноты, чаще – переложения итальянских, немецких, французских песен и романсов. Хотя по форме корпуса гитара на картине скорее похожа на виуэлу (виуэла – испанская предшественница современной гитары), инструмент более «аристократичный». Замечательно и само изображение гитары: черно-белый кант «озвучивает» стаккато, густыми мазками написана декоративная резная решетка резонатора. Если присмотреться, то две струны изображены расплывчато, так, как будто бы они еще звучат.

На стене за спиной девушки – картина в позолоченной раме, на которой изображены несколько деревьев. Экспертами высказано предположение что Вермеер использовал работу Питера Янса ван Аста «Лесной вид с джентльменом и собаками на переднем плане» как мотив для этого пейзажа. Вермеер, не очень большой любитель писать пейзажи, нашел компромисс – девушка находится в помещении, а природа представлена картиной на стене. Наклон головы девушки повторяет угол наклона дерева, а пышная листва – локоны прически. Окно в правой части картины закрыто занавесом, но сквозь него пробивается дневной свет. В помещении явно есть другой источник освещения – возможно, это окно, которое находится справа от художника. На столе у левого локтя девушки лежат несколько книг – возможно, это библия и вторая книга религиозного содержания. Ноты и романы в те времена не издавали такими «толстыми», а сюжет картины не предполагает книг научного содержания, как в картинах «Географ» и «Астроном».

Некоторым исследователям на основании композиции картины удалось сделать вывод, что молодая особа, забросив чтение религиозной литературы (и строгие нормы христианской добродетели), предается тщеславному занятию и вообще безосновательно радуется жизни. В последний период своего творчества стиль художника изменился – вместо тщательной проработки деталей и лессировки Вермеер пишет крупными мазками, моделируя форму цветом, а не оттенками. Одежда девушки – желтая кофта и белая юбка – написана с использованием контрастных цветов. Лишь на колене у девушки появилось неопределенное пятно – возможно, краски выцвели или это была не совсем понятная идея художника. Лицо также написано на контрасте света и тени – картина получилась яркая, нарядная и исключительно красивая. Вермеер экспериментирует и с композицией – она смещена влево настолько, что локоть музыкантши срезан. Голова девушки повернута влево, взгляд обращен туда же, что еще более смещает композицию от геометрического центра. Возможным противовесом служит яркий свет справа, который и уравновешивает всю картину.

Перейти к следующей работе мастера ►

Анализ

Элементы в The Old Guitarist были тщательно подобраны, чтобы вызвать реакцию зрителя. Например, монохроматическая цветовая схема создает плоские двухмерные формы, которые отделяют гитариста от времени и места. Кроме того, общая приглушенная синяя палитра создает общий тон меланхолии и подчеркивает трагическую и печальную тему. Единственное использование масла на панно создает более мрачное и театральное настроение. Масло имеет тенденцию смешивать цвета, не уменьшая яркости, создавая еще более сплоченную драматическую композицию.

Более того, гитарист, хотя и мускулистый, почти не показывает признаков жизни и, кажется, близок к смерти, что подразумевает мало утешения в этом мире и подчеркивает бедственное положение. Детали удалены, а масштаб изменен для создания удлиненных и элегантных пропорций, усиливая при этом безмолвное созерцание гитариста и чувство духовности. Большая коричневая гитара — единственное существенное изменение цвета, обнаруженное на картине; его тускло-коричневый цвет, выделяющийся на синем фоне, становится центром и фокусом. Гитара представляет мир гитариста и является единственной надеждой на выживание. Этот слепой и бедный субъект зависит от своей гитары и небольшого дохода, который он может заработать на своей музыке, чтобы выжить. Некоторые искусствоведы считают, что эта картина отражает уединенную жизнь художника и естественные трудности, связанные с его карьерой. Таким образом, музыка или искусство становятся обузой и отчуждающей силой, изолирующей художников от мира. И все же, несмотря на изоляцию, выживание гитариста (артиста) зависит от остального общества. Все эти эмоции отражают затруднительное положение Пикассо в то время и его критику состояния общества. Старый гитарист становится аллегорией человеческого существования.

Пол Мариани , биограф Уоллеса Стивенса , представил свой анализ картины в качестве контрапункта возражениям, выдвинутым Стивенсом относительно происхождения его стихотворения 1937 года под названием «Человек с синей гитарой», в котором говорится:

В «Старом гитаристе» Пикассо, возможно, обратился к картине « Надежда» Джорджа Фредерика Уоттса 1886 года , на которой аналогичным образом изображен сгорбленный беспомощный музыкант с искаженной угловатой формой и преимущественно синим тоном.

«Музыкальные инструменты»

Своей картиной «Музыкальные инструменты» Пабло Пикассо хотел передать гармонию звуков, которая исходит от изображённых на полотне инструментов. Здесь можно увидеть гитарный гриф, рояль, корпус скрипки, образ контрабаса и нотную тетрадь. Это ещё не все! Данная картина будет очень интересна посетителям сайта drumgalaxy.ru, так как только истинные барабанщики способны рассмотреть свой инструмент в этом произведении искусства.

Картина прекрасно передает звучание музыкального оркестра. Глядя на нее мы словно переносимся в оперный театр и наслаждаемся музыкой, доносящейся из оркестровой ямы. Пабло Пикассо раскрывает трудноописуемую суматоху звуков, которая воспринимается в ином виде, близком по духу автору. В сознании большинства музыка наиболее гармонична, однако Пикассо не настаивает на ее единственной интерпретации.

Между Сальвадором Дали и Пабло Пикассо было некое соперничество. Здесь это четко можно отследить. Первый пытался изобразить время, а второй, в ответ на это, запечатлел на холсте звуки музыки. Следует отметить, что оба автора справились со своими задачами на ура: мы наблюдаем время и ощущаем музыку.

Описание картины

Период творчества Пикассо, который начался в 1901 году, когда ему было всего 19 лет, принято называть голубым. В то время он был тесно связан с группой радикальных писателей, анархистов и художников. Среди них числился близкий друг и испанский поэт, известный как Карлос Касагемас, который покончил жизнь самоубийством, застрелившись посреди званого ужина из-за инцидента с возлюбленной.

Именно внезапная смерть Карлоса побудила испанского художника взять за основу своих полотен холодные цвета: голубой, зеленый, темно-серый и, конечно же, меланхоличные синие оттенки. Одна из первых работ данного периода создана вскоре после смерти его друга и называлась «Смерть Касагемаса, 1901». На холсте его товарищ оказался закутанным в белые простыни, будто спал. Однако мастер также добавил пулевое отверстие на виске, чтобы запечатлеть трагедию, унесшую его жизнь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: