7 птиц, которых знают только русские

Отличия от Сирина и Гамаюна


В Википедии птица Алконост описывается как один из ярчайших образов русского декоративно-прикладного искусства и легенд, представляющий собой райскую птицу с женским лицом и руками. В древнейших сказаниях она часто упоминается вместе с другими похожими персонажами – Сирин и Гамаюн. Все три мифических создания присутствуют на изображениях в русских летописях и в рукописных книгах. Встречаются образы дев с телом птицы и на ювелирных украшениях Киевской Руси, на старинной мебели, крышках сундуков, берестяных шкатулках, посуде, резьбе соборов из белого камня на территории Владимира и Суздаля.

Несмотря на внешнее сходство, у птиц с женскими чертами много различий, которые заключаются не только в их характере и магических функциях, но и в происхождении.

Алконост – одно из ярчайших мифологических существ. Образ птицы-девы из Солнечного Сада (рая), приносящей счастье, описан в русских и византийских средневековых легендах.

Считалось, что своим дивным пением, дарящим забвение, чувство любви и радости, Алконост утешала святых, возвещая им о будущей жизни в раю.

А рядом с Алконостом славяне часто рисовали и другую мифическую птицу – Сирин. В древнерусском фольклоре это птица-дева с пёстрой окраской, строгим лицом и короной на голове, наводящая дивным голосом печаль и тоску. По преданиям, она произошла от древнегреческих сирен, увлекавших моряков своей чудесной песней на дно пучины.

Сирин – тёмная птица, посланница властелина подземного мира. На её оперении присутствуют все стихии этого мира, а своим завораживающим голосом она наводит на путников дурман и заманивает их в царство смерти.

В более поздний период под влиянием христианской религии персонаж обрёл свою светлую сторону. Сирин была наделена защитными магическими функциями, а над её головой появился нимб. Несчастья же и беды стали спутниками птицы Обиды, которая изображалась с распростёртыми крыльями, разгоняющими свет и добро.

Другие обитатели солнечного сада

Помимо Гамаюн, в солнечном саду живут еще две мифические птицы, имена которых хорошо знакомы знатокам славянской культуры. Это Алконост и Сирин.

Алконост


Птица с руками и головой юной девы, глашатая бога солнца Сварога. Место обитания птицы – остров Буян. Согласно византийским и русским легендам, отождествляется со светлым началом, а песни её предвещают процветание и радость.

Прародительницей считается героиня греческих легенд Алкиона, которая утопилась в море, узнав о гибели горячо любимого супруга. За это великие боги Олимпа превратили её в птицу и повелели летать над морями. Внешними особенностями Алконост являются женское лицо, руки и грудь, позолоченная корона на голове и когти из драгоценного металла: на правой лапе – золотые, на левой серебряные.

Согласно сохранившимся изображениям оперение птицы пёстрое, однако художник Васнецов изобразил Алконост с белыми перьями, посчитав, что именно белый цвет лучше других отражает светлую сущность. Согласно преданиям, Алконост легко может как успокоить морскую гладь, так и вызвать бурю, а голос её, сладкий и нежный, одурманивает человека и заставляет забыть на время обо всём на свете. Песни её – это не бессмысленные трели, а послания от мира богов миру людей.

Кроме того, считается, что Алконост сопровождает погибших на поле боя воинов до ворот солнечного сада Ирия. Однако и Алконост есть «тёмные стороны». Согласно преданиям, яйцо её, которое она раз в год откладывает на дно морское, способно выполнить любое человеческое желание и уберечь от всех бед и зла. Смельчаков же, пытавшихся выкрасть это яйцо, Алконост преследует до конца его жизни, а душу после смерти оставляет мыкаться по земле, не давая подняться в Ирий.

Жар-птица

Наиболее известная и поздняя птица в мире русской народной фантазии — Жар-птица, перенявшая некоторые свойства многих других сказочных птиц. Прототипом ее, очевидно, был Феникс. Похожая на павлина, она также обитает в прекрасном райском саду Ирии в золотой клетке, из которой вылетает лишь по ночам. Ее золотые перья способны светить во тьме и поражают человеческое зрение, но в то же время, Жар-птица возвращает слепым способность видеть, а пение ее излечивает больных. При этом, когда она поет, из ее клюва падает жемчуг. Питается Жар-птица золотыми яблоками, что дают ей вечную молодость, красоту и бессмертие. Возможно, поэтому за ней охотились сказочные герои, а музыканты и художники воспевали ее в своих произведениях.

И.Билибин

Внешний вид и значение: описание и фото

Чаще всего Сирин изображают на рисунках следующим образом: с женской головой и грудью, и туловищем крупной птицы. Её лицо – очень красиво, с тонкими чертами и большими тёмными глазами. Волосы распущенные. На голове – венец (на более поздних изображениях – сверкающий нимб), украшенный драгоценными камнями. Тело от плеч имело форму сыча. Перья коричневатые у основания и темные по краям.

О чем же пело это существо? Легенды гласят: Сирин чаще всего в своих песнях упоминала о прекрасном солнечном саду, и описывала его так заманчиво, что земные люди начинали всей душей стремиться туда попасть, забывая напрочь про реальную жизнь. Причем некоторые порывались совершить самоубийство, чтобы быстрее осуществить своё желание.

Особенно опасно было услышать Сирин воинам на поле битвы. Её чарующий голос призывал их к безрассудству. Чтобы отпугнуть незваного гостя, нужно было бить в колокола и всячески шуметь. Нежные уши Сирин не выдерживали такой какафонии звуков и она, рассердившись, могла улететь прочь.

Далее вы можете ознакомиться с фото и картинками, на которых изображена птица Сирин из славянской мифологии:

Предлагаем посмотреть видео о птице Сирин:

https://youtube.com/watch?v=BQ0aA7rcyBs

Царевна-Лебедь

Изящная Царевна, наполовину лебедь, наполовину — прекрасная девушка, стала не столько персонажем мифологии народных сказок, сколько распространенным образом в русском искусстве. Чудесная птица-лебедь, живущая на берегу синего-синего моря, сначала прилетела в пушкинскую «Сказку о царе Салтане», затем в одноименную оперу Римского-Корсакова, а потом навсегда осталась в знаменитейшем врубелевском шедевре

художник М.А. Врубель «Царевна-Лебедь»

Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником).

«Но картина — не костюмированный портрет артистки, это чарующий миф о высшей красоте, о тайне её проявления в мире. В эстетике симвализма лебедь олицетворяет вдохновение, которое может и возвысить душу, и привести её к познанию тёмных, таинственных сторон жизни. Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Царевна-Лебедь — существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии — тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Изображение кажется бесплотным призрачным видением».

Описание[править | править код]

На переднем плане картины изображено гибридное существо с телом птицы и женскими головой:118 и пальцами на ногах. У существа прекрасное, нежное лицо «диковатой девочки-подростка», оно почти детское, но «с правильными чертами». Оно обращено вдаль, мрачное, в глубоком раздумье, тревожное, испуганное:124, побелевшее, скорбное, суровое; с большими широко открытыми серьёзными тёмными глазами:123-124 полными ужаса и растерянности. Рот слегка приоткрыт, возможно, что существо что-то произносит:121. Крылья существа чёрные, они направлены вперёд, существо как будто укутывается ими:122, или пытается от чего-то отгородиться, или они «смяты порывами бури». Перья взъерошены, а золотистые волосы всклокочены:122, встали дыбом, что создаёт «нахохленный» вид:122. По-мнению И. А. Сухвановой, оно видит перед собой нечто ужасное, но не в силах отвести взор и продолжает прорицать:124.

Сидит существо на растущем из воды «диковинном» побеге или стволе:120, имеющем форму вопросительного знака в зеркальном отражении. Завитки на нём, один из которых увенчан фантастичным цветком, кажутся зловещими. Вместе с двумя симметричными веточками у основания ствола они образуют «мрачный орнамент» вокруг существа:119. Рядом с деревом из воды растут стилизованные:120 «призрачные» белые цветы и «условно намеченные травинки»:120. Фоном картины являются бескрайняя водная гладь, и сливающееся с ней:120 «тревожное» небо:119. И вода, и небо окрашены в красные тона, то ли заката:121, то ли пожара. «Красный отсвет лежит и на части перьев существа»:121. По мнению И. А. Сухвановой, картина имеет апокалиптическую атмосферу, очевидную даже если не знать её названия:119.

История персонажа

Гамаюн — вымышленный персонаж, который возник и распространился в русской культуре в ХVII–XIX веках. Это райская птица без ног и крыльев, которая летает, используя только хвост, а ее падение с неба предвещает смерть государственных деятелей.

В XIX–ХХI веках образ трансформировался посредством искусства и стал восприниматься двояко: как птица из рая, которая символизирует блаженство и счастье, либо как мифическое существо, предвещающее беду. Изменился и внешний облик птицы Гамаюн: сначала у персонажа «отросли» конечности, а со временем появилось и женское лицо. В таком виде она предстает на знаменитой картине Виктора Васнецова.

Отличается ли от греческих Сирен?

Часть исследователей предполагает, что персонаж Сирин был заимствован из мифологии Древней Греции.

Вы, наверняка, помните о таких существах, как сирены – прекрасных полудевах-полузмеях, которые своим пением губили мореплавателей? Поскольку и у Сирин был чарующий голос, историки не исключают, что прообразом славянской полудевы-полуптицы стали именно сирены.

Противники этой теории утверждают, что это маловероятно. Дескать, общения между Русью и Древней Грецией быть не могло, а значит, и смешению культур тоже было неоткуда взяться.

Однако напомним, что торговцы из далёкой Финикии многие десятилетия налаживали общение не только с Древней Русью, но и с Грецией (что подтверждается многочисленными историческими документами), а значит – вполне могли стать промежуточным звеном, благодаря которому в мир славян попали данные о сладкоголосых девах-губительницах.

Выставка картины В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»

Выставка открыта с 21 ноября 2020 по 1 марта 2020.

Фотопресс-служба Третьяковской галереи Выставка Третьяковской галереи, организованная при поддержке Сергиевского мемориального фонда, посвящена 170-летию со дня рождения художника В.М. Васнецова и 100-летию со дня гибели великой княгини Елизаветы Федоровны. Впервые за долгие годы в постоянной экспозиции Третьяковской галереи вновь представлена картина В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», традиционно хранящаяся в запасниках музея.

Этот проект продолжает серию выставок-фокусов, которые привлекают внимание к избранному произведению искусства, меняют привычную экспозицию и дополняют представление посетителей о русском искусстве прошлых веков. Экспонирование знаменитого полотна сопровождается мультимедийной программой с показом документов, эскизов, рисунков, фотографий и предметов, раскрывающих историю взаимоотношений художника Виктора Васнецова и великой княгини Елизаветы Федоровны

Жизненный и творческий путь Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) во многом связан с судьбой великой княгини Елизаветы Федоровны (1864–1918), причисленной Русской православной церковью к лику святых. Урожденная принцесса Гессенская, Елизавета вышла замуж за великого князя Сергея Александровича (1857–1905), приняла православие и переехала в Москву, где ее муж занял пост генерал-губернатора. Знаток и покровитель искусства, великий князь часто общался с художниками, оказывая им поддержку, и приобщил супругу к русской культуре.

Личное знакомство великокняжеской четы с В.М. Васнецовым произошло в 1893 году. Художник не раз бывал в доме Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны, дарил им свои рисунки и акварели, а также изготовленные по его эскизам киоты для икон. Позднее он пожертвовал великой княгине копии некоторых своих произведений на благотворительные нужды. Виктора Михайловича и семью генерал-губернатора сближала православная вера, им одинаково были дороги народные традиции, русская история и национально-романтическое направление в искусстве.

В 1894 году Елизавета Федоровна купила мужу в качестве рождественского подарка работу Васнецова «Спас Нерукотворный», а год спустя её кабинет украсил вышитый по рисунку Васнецова стяг с изображением фантастической вещей птицы из славянского фольклора. Через два года мастер по тому же эскизу написал картину «Птица Гамаюн» (Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой), приобретенную великокняжеской четой. В 1895 году художник приступил к работе над большим полотном «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896, ГТГ). Оно создавалось в контексте тех же размышлений автора, отразившихся в картине «Птица Гамаюн». Здесь та же тревога, то же предчувствие трагизма грядущего ХХ века. Но если в картине «Птица Гамаюн» звучит пророчество предстоящих ужасов, то композиция «Сирин и Алконост» символизирует двоякость бытия, единство его светлой и темной сторон.

Образы птиц с женскими ликами почерпнуты художником из славянской мифологии. На протяжении столетий они получали различную трактовку. В русских духовных стихах роли Сирина и Алконоста схожи. Сирин представал райской птицей, чье пение на земле зачаровывало людей, но, даже разгоняя тоску и обещая блаженство, он оставался опасным существом, способным погубить человека. Алконост — райская птица, прилетавшая, согласно легендам, с берегов Евфрата. Ее пение так же прекрасно и так же небезопасно, как пение Сирина. Оно считалось утешительным и ассоциировалось с тихой печалью.

Васнецов впервые противопоставил этих птиц друг другу, наделив их принципиально разным значением, которое подчеркнул на полотне живописными средствами. Фактически художник создал новый миф о Сирине и Алконосте. Его белая птица наполнена счастьем, она улыбается. Черная олицетворяет горе, подчеркнутое темным цветом оперения и увядающими листьями вокруг. Сирин полон ожидания обещанного рая, Алконост оплакивает рай, потерянный и невозвратный.

Картина «Сирин и Алконост» была закончена 16 января 1896 года, и уже через два дня ее доставили в дом великого князя Сергея Александровича. Спустя три года владельцы предоставили полотно на первую персональную выставку Васнецова.

Елизавета Федоровна занималась благотворительностью все годы, проведенные в России, и возглавляла общественные организации. Основав знаменитую Марфо-Мариинскую обитель и покидая светскую жизнь, Елизавета Федоровна безвозмездно передала произведения искусства из семейной коллекции крупнейшим музеям России. Среди картин, подаренных Третьяковской галерее, было и полотно «Сирин и Алконост», переданное в 1908-м году.

Интересные факты

  • Всемирно известный художник Виктор Васнецов много лет изучал культуру и быт славян, рисовал их на своих картинах. Одной из самых ярких работ Васнецова является картина «Сирин и Алконост» (1896 года). На фоне утреннего оранжевого неба изображены Алконост и Сирин, сидящие бок о бок на яблоне. Они прилетели в сад накануне яблочного Спаса, но у каждой своей цели.

    Алконост выступает светлым вестником наслаждения и радости: лик её светел и открыт, щеки румяны, крылья раскрыты. Она устремлена в будущее и показывает, что страшиться его нечего. Сирин же напротив, полна драматизма: её оперение черно, как смоль, лицо бледное и изнемождённое, крыльями она будто бы пытается прикрыть глаза, полные слёз. Завершая старое, Сирин оплакивает его, прощается с уходящим летом.

    Справка! Левая сторона считалась у славян была связана с сердцем, увяданием и печалью. Правая воплощала в себе радость и надежду на лучшее.

  • Упоминание всех трех птиц есть и у небезызвестного Владимира Высоцкого в песне «Купола»:
    1. Сирин предстает перед слушателями игривой кокетки, «радостно скалящейся из гнёзд», а именно по тексту песни «Птица Сирин мне радостно скалится».
    2. Алконост «тоскует-печалится».
    3. Гамаюн становится воплощение надежды.

    Поэт сотворил свой новый миф о славянских существах, придав каждой несколько иные черты.

  • Георгий Юдин в своей книге «Птица Сирин и всадник на белом коне» рассказывает о жизни иконописца Егория, в чьей жизни была встреча с мифической Сирин. Действие происходит во времена Ивана Грозного. Автор подробно расписывает нравы и быт городских и сельских жителей Руси, обычаи и верования того времени.
  • В альбоме Бориса Гребенщикова «Русский альбом» есть песня «Сирин, Алконост, Гамаюн», упоминается Сирин и в песнях «Кони беспредела», «Скорбец», «Камни в холодной воде», а также у Гарика Сукачева в песне «Напои меня водой».
  • Несколько строк Сирин и Алконост посвятил поэт Блок.
  • У Владимира Набокова литературный псевдоним был – Сирин.

Существовали ли эти странные птицы на самом деле или являлись плодом фантазии наших предков – доподлинно неизвестно. И пусть не найдено и по сей день реальных свидетельств –не будем уж очень категоричны. Оставим в вашей жизни место чуду.

Пусть такая трагичная, но вместе с тем такая прекрасная Сирин живет бок о бок с нами: в сказках, стоящих на полках, преданиях, передаваемых из поколения в поколение. И, может быть, в недалёком будущем там раскроется еще одна тайна Вселенной.

Птица Сирин

В отличие от Алконост, Сирин представлена как птица печали и скорби. По поверьям, это создание охраняет Навь — мир мертвых.

Истоки происхождения

Имя создания происходит от греческого слова «Seiqmer», что приводится как «сирены». Эти птицеобразные существа, обитающие на скалах в морях, являются прародителями образа Сирин. Со славянской девой-птицей их также роднит опасный и завлекающий моряков голос.

Первые изображения Сирина датируются Х веком. Темное создание изображали на глиняной посуде и дверных замках. В русских легендах это существо является райским жителем, чье пение завораживает любого смертного.

Ближе к концу XVII века Сирин упоминался в таких литературных памятках, как Физиологи, Хронограф и Азбуковник. В них создание описывалось как вестник смерти.

Внешний вид

Внешность Сирин имеет ряд отличий от Алконоста. Среди них можно выделить:

  1. Оперение темное или серое. Волосы смоляные, глаза — голубые.
  2. Вокруг головы существа после крещения Руси стали изображать нимб.
  3. Когти на лапах создания покрыты серебром.

В дохристианский период встречаются изображения Сирин с белым оперением как символом перерождения. Через плач девы-птицы души очищались от земных тяжб.

Характер и магические способности

Общие черты характера темного существа менялись на протяжении всей культуры. Изначально Сирин являлась отрицательным созданием. Дева-птица дурманила головы людям, из-за чего те теряли разум и забывали о своей прошлой жизни. Голос Сирин заставлял славян не бояться смерти, однако сами воины начинали жаждать умерщвления. Встреча с птицей смерти может закончиться для человека сиуцидом.

С этим существом можно было бороться — Сирин не выносит шума. По легенде, если создание спустилось на землю и начало петь, то необходимо бить в колокола, стрелять из пушек и греметь оружием. В этом случае дева-птица испугается громких звуков и улетит.

Кроме чарующего голоса, Сирин также обладал и другими магическими способностями. К ним относят:

  1. Своим пением дева-птица способна устроить водоворот, который приведет к гибели корабля.
  2. Дар предвидения. Слова песни существа часто могли описать будущее, положительные и негативные предсказания всегда сбывались. По этой причине славяне опасались пения птицы.
  3. Создание часто испытывает людей своим пением. Устоявшим птица приносит награду, а поддавшимся соблазну — смерть. Так боги проверяли смертных героев на их готовность отказаться от порочных слабостей.

Место Обитания

В ранних легенда местом обитания Сирин была Навь — мир мертвых. Там дева-птица грустными песнями оплакивала погибших воинов. Создание являлось вестником Кощного бога, который повелевает мертвыми.

В более поздних источниках Сирин обитает в Ирии, охраняя деревья и волшебную реку. Птица изредка слетает на землю, чтобы горестным плачем почтить павших солдат.

Авторы Гайдпарка

  • Витёк Razdolbaeff`f

    День в истории. Бархатная революция

    Читать полностью

  • Злата Кедрова

    Союз стран ОДКБ — миф или реальность?

    Читать полностью

  • bambambigelow

    Канадские тюремщики лечили шизофреника дубинками и перцовыми баллончиками

    Читать полностью

  • stas shmelev

    «Игла Кощея»

    Читать полностью

  • Мiкалай Паддубiцкi

    Новая маркетинговая атака ОАК с мифом СУ-75: атакован Дубай

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Путин объявляет шах Зеленскому. Дойдет ли дело до мата?

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Не так уж хорошо было изобретателям в СССР. Свидетельствую

    Читать полностью

  • Suxov

    Кто такие «бараны» в современной России?

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Вслед за повышением цен на гречку, дело дошло и до водки

    Читать полностью

  • Виктор Душнев

    Деньги — паразиты

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Самой красивой женщиной мира признали россиянку

    Читать полностью

  • Аленка Аленка

    Что жена должна делать

    Читать полностью

Последние статьи

  •   Кто такая «госпожа Широкий столб», и Почему якуты считают её своей богиней сегодня, 20:58
  •   Кирк Дуглас vs Майкл Дуглас, или Что стояло за многолетним семейным соперничеством сегодня, 18:15
  •   6 знаменитых актёров, которые в точности повторили трагические судьбы своих киноперсонажей в реальной жизни сегодня, 16:21
  •   Фотошоп XVII века: Как голландские и фламандские художники зарабатывали себе на жизнь сегодня, 14:13
  •   Почему все жители Древнего Египта носили парики, из чего их делали, и как мода на накладные волосы дошла до наших дней сегодня, 12:56
  •   Кто из знаменитостей крутил романы с королевскими особами и что из этого вышло сегодня, 11:47
  •   В чём Елизавета II помогала принцессе Диане и как складывались их отношения в кулуарах дворца сегодня, 10:43
  •   Почему рыдала, увидев себя на экране, звезда фильма «Ищите женщину» Людмила Дмитриева и ради чего ушла из кино сегодня, 09:20
  •   Какие традиционные украшения выбирают разные народы планеты, следуя своим древним обычаям 15.11.2021, 22:22
  •   Зачем в старину на Руси невест парили и как проверяли смогут ли молодожёны родить детей 15.11.2021, 21:04

Все статьи

Образ в славянской мифологии

Сказочный образ проделал долгий и нелёгкий путь, прежде чем попал на Русь. По одной из версий, он пришёл вместе с купеческими судами, перевозившими товары из дальних стран по Каспийскому (Хвалынскому) или Чёрному морю через Волгу или Днепр. Борта кораблей были украшены яркими росписями, на которых изображались необыкновенные представители животного и растительного мира.

В оживлённых портах купцы рассказывали простым людям об иных землях, пересказывали античные мифы, которые им удалось услышать вдали от Родины. Так и стала известна древнегреческая легенда об Алкионе, превращённой Богами в зимородка.

По другой версии, образ Алконост попал на Русь из литературного произведения в вольном пересказе «Александрия», повествующей о походах великого полководца Александра Македонского. Легенды о крылатых девах быстро прижились среди славян, ведь в глубокой древности мир человека был населён различными фантастическими созданиями.

Люди обожествляли растения, животных, стихии, каждое природное явление, будь то ветер и или дождь, наделялось мистической силой, душой и разумом. Наравне с ними существовали и невиданные существа, о которых узнавали из книг тех времён: Травников, Хронографов и т. д., в которых реальные события часто переплетались с вымышленными. Поэтому такой персонаж, как Алконост, оказался понятным и близким для жителя Древней Руси.

Отличается ли от Алконоста и Гамаюна?

В российских сказках и мифах часто встречается упоминание о необыкновенных полудевах-полуптицах, обладающих даром пророчества, умеющих управлять природными стихиями и имеющими огромное влияние на простых людей.

Алконост и Гамаюн всегда считались птицами добра и света, а вот Сирин несла славянам исключительно печаль и тоску. Странно, но факт: птиц довольно часто изображали вместе. Зачем? Вероятно, это должно было уравновесить негативное влияние полудевы-полуптицы Сирин, которая, являясь родной сестрой и Гамаюн, и Алконост, разительно от них отличалась. Но это только предположение.

Популярные сочинения

  • Сочинение Данко из повести Старуха Изергиль (характеристика и образ) Произведение «Старуха Изергиль» Горького, посвящена людям с горящими сердцами Главным героем этого произведения является Данко. Это физически крепкий и здоровый юноша, он был большим человеком
  • Сочинение-описание по картине Детская спортивная школа Сайкиной (7 класс) Александра Васильевна Сайкина советская художница которая писала картины на бытовые темы и добилась значительных успехов. Полотно «Детская спортивная школа» была написана в 1979 году. Это полотно одно из самых известных работ художницы.
  • Сочинение на тему Март Мы все конечно очень любим снежную зиму, новогодние праздники, но в тайне всё равно мечтаем о теплой и цветущей весне. Весна начинается с марта месяца.

Характерные фразы, цитаты

Гамаюн-птица вещая.

А. Блок ГАМАЮН — ПТИЦА ВЕЩАЯ

Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных… Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых… Предвечным ужасом объят, Прекрасный лик горит любовью, Но вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!..

В. Высоцкий КУПОЛА

Как засмотрится мне нынче, как задышится?! Воздух крут перед грозой, крут да вязок. Что споется мне сегодня, что услышится? Птицы вещие поют – да все из сказок.

Птица Сирин мне радостно скалится — Веселит, зазывает из гнезд, А напротив – тоскует-печалится, Травит душу чудной Алконост.

Словно семь заветных струн Зазвенели в свой черед — Это птица Гамаюн Надежду подает!

В синем небе, колокольнями проколотом, — Медный колокол, медный колокол — То ль возрадовался, то ли осерчал… Купола в России кроют чистым золотом — Чтобы чаще Господь замечал.

Я стою, как перед вечною загадкою, Пред великою да сказочной страною — Перед солоно – да горько-кисло-сладкою, Голубою, родниковою, ржаною.

Грязью чавкая жирной да ржавою, Вязнут лошади по стремена, Но влекут меня сонной державою, Что раскисла, опухла от сна.

Словно семь богатых лун На пути моем встает — То птица Гамаюн Надежду подает!

Душу, сбитую утратами да тратами, Душу, стертую перекатами, — Если до крови лоскут истончал, — Залатаю золотыми я заплатами — Чтобы чаще Господь замечал!

Б. Гребенщиков СИРИН, АЛКОНОСТ,ГАМАЮН

В жилищных конторах лесной полумрак, На крышах домов — фонари с египетской тьмой. Тронулся лед, так часто бывает весной Живущим на льдинах никто не сказал, Что может быть так…

Откуда нам знать, что такое волна? Полуденный фавн, трепет русалок во тьме… Наступает ночь — начнем подготовку к зиме; И может быть, следующим, кто постучит К нам в дверь, Будет война…

Я возьму на себя зеркала, Кто-то другой — хмель и трепетный вьюн… Все уже здесь: Сирин, Алконост, Гамаюн; Как мы условились, я буду ждать по ту Сторону стекла.

А.Ремизов. ГАМАЮН

Один охотник выследил на берегу озера диковинную птицу с головой прекрасной девы. Она сидела на ветке и держала в когтях свиток с письменами. На нем значилось: «Неправдою весь свет пройдешь, да назад не воротишься!» Охотник подкрался поближе и уже натянул было тетиву, как птицедева повернула голову и изрекла: — Как смеешь ты, жалкий смертный, поднимать оружие на меня, вещую птицу Гамаюн! Она взглянула охотнику в глаза, и тот сразу уснул. И привиделось ему во сне, будто спас он от разъяренного кабана двух сестер — Правду и Неправду. На вопрос, чего он хочет в награду, охотник отвечал: — Хочу увидеть весь белый свет. От края и до края. — Это невозможно, — сказала Правда. — Свет необъятен. В чужих землях тебя рано или поздно убьют или обратят в рабство. Твое желание невыполнимо. — Это возможно, — возразила ее сестра. — Но для этого ты должен стать моим рабом. И впредь жить неправдой: лгать, обманывать, кривить душой. Охотник согласился. Прошло много лет. Повидав весь свет, он вернулся в родные края. Но никто его не узнал и не признал: оказывается, все его родное селение провалилось в разверзшуюся землю, а на этом месте появилось глубокое озеро. Охотник долго ходил по берегу этого озера, скорбя об утратах. И вдруг заметил на ветке тот самый свиток со старинными письменами. На нем значилось: «Неправдою весь свет пройдешь, да назад не воротишься!» Великая книга мифов

Описание[ | ]

Легенды повествуют, что Алконост несёт яйца в морскую глубину посреди зимы (или во время зимнего солнцестояния). При этом яйца 7 дней лежат в глубине, а затем всплывают на поверхность. В протяжении этого времени на море наблюдается штиль. Затем Алконост забирает яйца и высиживает их на берегу. Иногда люди пытаются похитить яйцо Алконоста и поместить его в церкви под потолком.

Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин.

На голове Алконоста обычно изображается корона. Согласно изображению на русских лубочных картинах, спецификой Алконоста является наличие женской груди и рук, в одной из которых она держит райский цветок или развернутый свиток с изречением о воздаянии в раю за праведную жизнь на земле. В интерпретации Виктора Васнецова Алконост приобретает белое оперение и становится птицей-вестником радости и наслаждений.

По народному сказанию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Птица смахивает с крыльев живую росу и преображаются плоды, в них появляется удивительная сила — все плоды на яблонях с этого момента становятся целительными.

В современном неоязычестве Алконост представляется инкарнацией Хорса, которая управляет погодой[неавторитетный источник?

Опасна ли для людей согласно легендам?


Птица Гамаюн – воплощение магии, тайных знаний, творчества, мистического начала в окружающей нас природе. Поэтому, глядя на её изображение, по спине может пробегать лёгкий холодок страха. Но так ли она опасна на самом деле? Нет, в этом существе нет агрессии – во всяком случае, ни в одном источнике, дошедшем до наших времен, нет даже намека на проявление с её стороны кровожадности, злобы или мстительности по отношению к людям.

Однако опасность кроется в другом. Чарующее пение Гамаюн, которое считается самым прекрасным в мире, способно поразить человека настолько, что он будет готов бросить свой дом и семью, забыть про свои дела и даже самого себя, и идти за прекрасной птицей куда глаза глядят.

Родственники

Птица Гамаюн — посланница славянских богов, их глашатай.

Гамаюн – в мифологии древнеславянских народов одно из воплощений бога мудрости Велеса . Ее также называют вещей птицей или птицей-говоруном. Подобные эпитеты Гамаюн получила за то, что является достаточно словоохотливым созданием, встреча с которым в большинстве случаев оборачивается для человека некими положительными событиями. В соответствие с древнеславянскими легендами Гамаюн – птица Яви (ее темный антипод – Сирин – существо, принадлежащее миру Нави). Достойным людям, искренним и честным Гамаюн всегда помогает, она с легкостью может подсказать наиболее оптимальный вариант решения проблемы или даже раскрыть какую-либо тайну. Как воплощение бога мудрости Гамаюн обладает колоссальным объемом знаний обо всех аспектах мироздания, поэтому грамотно заданный вопрос всегда приводит к исчерпывающему ответу. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье. Птица Гамаюн — посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.Она, как вещунья, всегда одинока.

Образ в славянской мифологии


Согласно мифологии славян, Сирин служит властелину иного мира и темным силам. Спускаясь из страны солнца (рая) на землю, своей печальной песней нагоняет на человека тоску и грусть.

Изображения Сирин встречаются на старейших образцах русского искусства:

  • серебряных браслетах-запястьях;
  • височных кольцах и висячих подвесках;
  • берестяных шкатулках и блюдах;
  • предметах мебели и вышитых полотенцах.

И, конечно же, в древних рукописных книгах (например, Хронограф, Азбуковник) и на стенах соборов (в резьбе Дмитриевского и Георгиевского соборов).

Нередко Алконост и Сирин изображают сидящими по разным сторонам одного и того же дерева или ветви. Как утверждают историки, это идет от легенды о создании мира. В одной из них говорится о могучем дереве – дубе, стоящем среди бескрайних водных просторов, что было началом всех начал.

Именно на дубе этом и зародилась новая жизнь. Дерево стало символом всего живого в мире, а пара охраняющих его птиц – символом незыблемости семейного счастья, верности роду и добрым заветам предков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: