Караваджо. «обращение савла (павла)». понятноеискусство, музейвкармане, описание картины, обзор

Где находится, как добраться, билеты, время работы

Адрес: Viale Vaticano, Cappella Sistina

  • на метро линии А до станции Ottaviano
  • трамваем №19, станция Piazza del Risorgimento;
  • автобусом №49, вход в музей Ватикана рядом с остановкой; № 32, 81, 982, станция Piazza del Risorgimento; № 492, 990, станция Via Leone IV / Via degli Scipion;
  • арендованное авто можно остановить на платной стоянке неподалеку от музеев;
  • на такси можно доехать до Viale Vaticano, вход в музей будет находиться напротив.

Время работы: с понедельника по субботу, с 9:00 до 18:00, купить билет можно с 9:00 до 16:00.

Индивидуальные экскурсии: возможны только с официальным гидом. Искренне рекомендуем.

Билеты: Сикстинская капелла доступна по единому билету на посещение музеев Ватикана. Полный билет стоит — 16 евро, льготный — 8 евро. Чтобы миновать километровую очередь к кассе, можно приобрести билет на сайте касс Ватикана по пошаговой инструкции, уплатив дополнительные 4 евро за предзаказ.

Особенности посещения: фото и видеосъемка запрещены!

https://youtube.com/watch?v=yVNmV_i2-hU

Интересные факты и тайны

Интересные факты и тайны, касающиеся Сикстинской капеллой и личности ее автора, сплетаются в увлекательный сюжет. По прошествии 5 столетий остается только гадать, которая из бытующих легенд — правдива, а которая — сплошная выдумка. В 2006 году Константин Ефетов выпустил книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы», в которой попытался разобрать наиболее увлекательные загадки храма. Книга пережила несколько успешных переизданий и получила продолжение.

В фокусе исследования находится Буонарроти, согласившийся оставить ряды зодчих, чтобы с нуля овладеть навыкам работы с фресками. Автор задается вопросом, почему средневековый мастер столь неохотно привлекал помощников, предпочитая работать в одиночку. Также была озвучена мысль о том, что молодой Микеланджело тайно занимался изучением анатомии и внутреннего устройства человека, в частности хорошо изучил строение мозга.

Об этом художник не преминул намекнуть в потолочной фреске «Сотворение Адама». Создатель, окруженный ангелами, изображен в окантовке алой ткани, по своей форме удивительно напоминающей головной мозг человека. Положение рук творца, а также лица ангелов повторяют основные отделы мозга. Таким образом, Буонарроти заявляет о том, что человек был создан не просто абстрактным святым духом, а является порождением высшего разума.

Один и яростных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был увековечен на фреске «Страшный суд». Художник, который практически полностью расписал алтарную стену капеллы, в ответ на пристрастие к излишней наготе персонажей, изобразил поборника морали в гротескном образе Миноса, царя подземелий.

Еще один интересный факт — мастер превыше всего ценил красоту обнаженной натуры и отдавал предпочтение мужскому телу. На всех фресках женские персонажи изображены с ярко выраженными атлетическими фигурами.

История

Строить капеллу начали в 1537 году и точная дата начала и конца работы Микеланджело над фреской неизвестны, однако в 1550 году две фрески были готовы. Папа Павел III умер годом раньше. Кроме фрески Распятие Святого Петра

Микеланджело написал для капеллы фреску Обращение Савла. Капелла Паолина с двумя фресками расположена вне ватиканских музеев, рядом с личными покоями Папы Римского. Капелла Паолина, в отличие от Сикстинской капеллы и собора Святого Петра, недоступна для туристов . В Нидерландах в Харлеме, в музее Тейлера, на листе с архитектурными этюдами сохранилось несколько эскизов итальянским карандашом к «Распятию апостола Петра»

После окончания работ над фресками в капелле Паолина, Микеланджело почти полностью посвятил себя архитектуре — Собор святого Петра, Капитолий, Палаццо Фарнезе, Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, Сан-Джованни-деи-Фиорентини

https://youtube.com/watch?v=4eDaKZtYJLc

https://youtube.com/watch?v=JYWUPv58vfc

https://youtube.com/watch?v=AyS4LooyHrk

КАРТИНЫ НА ДЕРЕВЯННЫХ ДОСКАХ

Единственной картиной на деревянной доске, относительно которой не возникает сомнений в авторстве Микеланджело, считается «Тондо Дони». Впрочем, в последнее время специалисты склоняются к тому, чтобы причислить к числу таких работ Микеланджело и незаконченную картину «Мадонна с младенцем, Иоанн Креститель и ангелы» ок. 1495 года. Её принято называть «Манчестерской Мадонной», поскольку впервые она была показана широкой публике на выставке 1857 года, прошедшей в Манчестере. «Манчестерская Мадонна» отличается от «Тондо Дони» как своим более грубым стилем, так и тем, что написана темперой, а не маслом, вскоре её сменившим. Всё это позволяет отнести «Мадонну» к самым ранним работам Микеланджело. В качестве материала для доски ренессансные художники (и Микеланджело тут не исключение) использовали тополь. Кисти Микеланджело принадлежат ещё две картины на деревянных досках, «Леда и лебедь» и «Искушение св. Антония», но они до нас дошли только в копиях.

Описание[править | править код]

Деталь Много картин Караваджо были сняты с алтарей, поскольку считались непристойными или подозрительными с точки зрения теологической доктрины. Картина построена в духе театрального спектакля, где сцена разворачивается под богатой и тяжёлой красной пологом, где изображена Мадонна с младенцем, являющаяся святому Доминику, который держит в руках розарий, традиционные католические четки, и Петру-мученику справа. Святой мученик Петр, доминиканский монах, часто изображается с воткнутым в голову мечом. Известен прежде всего своей борьбой с еретиками, был убит последователями катарийской ереси, у которых было конфисковано имущество.

Дева Мария и младенец освещены источником света, который находится слева. Яркая характеристика эстетики Караваджо — именно близость к правдивости изображения персонажей, удаляясь от канонов маньеризма, выглядят, будто портреты написаны с натуры.

Караваджо уделил особое внимание изображению рук персонажей, имея в своём арсенале особый язык жестов, который позже появится на полотнах Диего Веласкеса и Жоржа де Латура. В сложной и напряжённой игре рук люди тянутся к святому Доминику, который держит чётки

Это волнение и смятение изображённое главным образом с помощью света, который определяет форму и выходит за пределы реалистичных отличительных признаков, становясь сильным экспрессивным элементом. В то время, когда люди смотрят на святого Доминика, верующий, который стоит перед алтарём, переживает воплощение божественного милосердия в земной действительности: его взгляд направлен на Христа, источник спасения — младенец Иисус находится точно по центральной оси картины — и, согласно контрреформационному понятию о добром католике, на Деву Марию и святого Доминика, благодетелей и покровителей.

История

Место строительства церкви было избрано отнюдь не случайно. Ранее на этом месте в Риме находилась Великая капелла (Cappella Maggiore), которая принимала высочайшие конклавы католического духовенства. Грандиозная реконструкция устаревшей часовни была поручена архитектору Баччо Понтелли (Baccio Pontelli) и инженеру Джованнино де Дольчи (Giovannino de’ Dolci).

Руководитель строительных работ решил сохранить фундамент и часть нижнего яруса прежней постройки. За время строительства церковь получила 3 этажа, 2 из них — предназначались для нужд церкви, а верхний — галерея для несущих стражу солдат. Сама по себе капелла также представляет образец фортификационного зодчества: прямоугольное здание 20,7 м высотой, 40,9 м — длиной, 13,4 м — шириной. Крепкие стены и отсутствие изысков были продиктованы неспокойной обстановкой в раздробленной Италии эпохи Средневековья.

Техника «освобождения» и философия неоплатонизма

Микеланджело искал средства выразительности во всех направлениях. Он учился у Донателло, в Болонье изучал Якопо делла Куэрча и Никколо делль Арка. Он копировал фрески Джотто и Мазаччо, смотрел на великих пизанских скульпторов XIII века. Микеланджело, конечно же, был знаком со своими современниками — Верроккио, Синьорелли, но больше всего его завораживали работы Леонардо.

Говоря о его философских убеждениях, известно, что Микеланджело рос в окружении лучших интеллектуальных умов своего времени, и что он был знаком с двумя величайшими представителями неоплатонической доктрины, Пико делла Мирандола и Марсилио Фичино, которые оказали влияние на его художественное мышление.

Техника «освобождения», которую использовал Микеланджело, прекрасно обобщает неоплатоническую мысль, то есть слияние платонических убеждений с христианской доктриной. По словам Мастера, в ядре материи скрыт предмет, заключенный в оковы, как узник в темницу. Задачей художника является высвободить его из материи, раскрыв суть, спрятанную в нём идею. Такое объяснение — это явный отсыл к платоновским «Идеям». Согласно убеждениям древнегреческого философа идея вещи есть нечто идеальное. Её можно отделить от испорченной формы материи.

Так, мрамор для Микеланджело — это материя, из которой он высвобождает Идею, спрятанную внутри. Это также напоминает о необходимости для человеческой души «оторваться» от материи, бренной плоти, и возвыситься над несовершенным миром, всеми силами стремясь приблизить себя к высшему, духовному состоянию, близкому Истине, близкому к Богу.

«Пробуждающийся раб» Микеланджело — лучшее воплощение представлений художника о неоплатонизме. На примере этой скульптуры хорошо понятна его техника «освобождения». Из мрамора возникает идея человека, «заключенного» в материю, который пытается освободиться от мрамора как от оков. Образ раба передаёт состояние измученной души, которая борется за то, чтобы избавиться от физической боли и подняться в мир духовный. Но «Рабу» не суждено освободиться, потому что скульптура эта незаконченная, и он обречён на вечные страдания.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Особое место среди друзей и знакомых Микеланджело занимал римский дворянин Томмазо Кавальери. «Всех больше, писал Вазари, — любил он, несомненно, молодого римского дворянина Томмазо Кавальери, страстно преданного искусству. Микеланджело сделал на картоне его портрет в натуральную величину — свой единственный портрет с натуры, ибо он отвергал натурную живопись, разве что речь шла о людях выдающейся красоты».

Благородство и красота Кавальери покорили сердце Микеланджело. Он забрасывает юношу восторженными письмами, посвящает ему любовные сонеты. Кавальери никогда не злоупотреблял страстью своего друга, принимая знаки его внимания с достоинством и почтительностью. Он сохранил преданность Микеланджело до конца его дней, помогал ему в делах, после смерти художника был его душеприказчиком. Кавальери много сделал для того, чтобы сохранить его бумаги, планы и эскизы для застройки Капиталийского холма, проследил за тем, чтобы начатые работы были продолжены в соответствии с замыслом мастера. Никто, кроме Аретино — итальянского писателя Позднего Ренессанса, сатирика, публициста и драматурга, не осквернил их дружбы грязными подозрениями. Бенедетто Варки — итальянский гуманист и писатель XVI века, когда приезжал в Рим, встречался с Кавальери в мастерской Микеланджело, и тот произвел на него самое лучшее впечатление. Позднее он писал: «Когда я встретился с мессером Томмазо Кавальери, он поразил меня не только своей несравненной красотой, но также и приятностью обхождения, тонким умом и редким душевным благородством; такой человек вполне заслужил любви и лишь вырастал в глазах при более близком знакомстве».

В 1536 году в Рим приехала Виттория Колонна, маркиза Пескара. Здесь эта 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу 61-летнего Микеланджело. Виттория стала единственной женщиной, имя которой прочно связывают с Микеланджело. Исследователь Нортон утверждал, что «его стихи к ней… подчас трудно отличить от сонетов к юноше Томмазо Кавальери, к тому же известно, что Микеланджело сам подчас заменял обращение „синьор“ на „синьора“ перед тем, как пустить свои стихи в народ». В будущем его стихи были подвергнуты цензуре внучатым племянником перед опубликованием.

Её отъезд в Орвьето и Витербо в 1541 году по причине восстания её брата Асканио Колонна против Павла III не вызвал изменения в её отношениях с художником, и они продолжали посещать друг друга и переписываться, как прежде. Она возвратилась в Рим в 1544 году.

Биографы знаменитого художника отмечали, что «переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но и является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии».

Исследователи писали по поводу сонетов Микеланджело, посвящённых Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы, игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело».

ПОДАРОЧНЫЕ РИСУНКИ

Подарочные рисунки можно считать самостоятельным жанром искусства. От обычных рисунков и этюдов они отличаются большей проработкой и законченностью. Этот тип рисунка появился в Италии в начале XV века. Самый ранний из дошедших до нас рисунков такого рода был сделан приблизительно в 1500 году Леонардо да Винчи. В 1530-х годах серию подобных рисунков создал Микеланджело. В неё, в частности, входит «Сон человеческой жизни», ок. 1533 года. Часть рисунков Микеланджело раздарил своим молодым друзьям. Его подарочные рисунки выполнены либо на мифологические сюжеты, либо представляют собой сказочные портреты — как, например, «Идеальная голова». Позже Микеланджело воплотил в подарочных рисунках (выполненных для Виттории Колонна, с которой он дружил) и религиозные сюжеты.

Описание

Фигура Христа находится в верхнем левом углу фрески. Он драматически выходит на сцену, окруженный ореолом света и охраняемым небесным воинством. Некоторые из этих ангелов с трепетом и шоком смотрят на происходящее, в то время как другие действуют как защитный барьер между небесными и божественными вещами и земными вещами внизу. Луч света излучается от Христа вниз к группе фигур. Эта группа очень драматична в своих позах и выражениях. Самая яркая из этих земных фигур — это сам Саул. У Саула лицо старика, хотя «мы знаем, и Микеланджело также хорошо знал, что призвание Саула по дороге в Дамаск произошло, когда ему было около 30 лет». Лицо Саула отражает лицо Микеланджело, который на тот момент был старик, также обеспокоенный своей верой. Фигура Саула представляет «человека, нуждающегося в большем свете». Саула окружает треугольная композиция из товарищей, которые пытаются помочь ему, когда он лежит на земле. Поднятый, чтобы оградить себя от Христа, он выражает странный дискомфорт и страх. Большинство элементов этой картины указывают на фигуру Саула как на главный центр композиции. Нисходящие холмы, луч сияющего света, а группировка фигур, окружающих Саула, дает понять зрителю, что он — самая важная фигура в этой тяжелой фигуре.

Далее на заднем плане изображен контур города, чтобы контекстуализировать точный момент, когда Савл переживает это божественное вмешательство. Во время путешествия в этот город Дамаск, в котором он первоначально намеревался арестовать последователей Христа, Савл обратился в христианство. Пока Саул беспомощно лежит на земле, некоторые из его товарищей начинают вытаскивать оружие и щиты, как будто они уклоняются от атаки врагов. В этой сцене есть напряжение, которое только усиливается из-за индивидуальных выражений лиц каждого из фигур. Люди на Земле варьируются от напуганных до обеспокоенных. Даже упомянутые выше ангелы кажутся потрясенными действиями Христа.

Как и в большинстве своих работ, Микеланджело уделяет пристальное внимание анатомии и подробно описывает мускулатуру и форму всех фигур, одетых или обнаженных. Даже лошадь показывает некоторую мускулистость, отступая на задний план, неся с собой заблудшую фигуру

Источниками анатомических знаний Микеланджело были живые модели, разрезы и скульптуры античности. Анатомия сыграла очень важную роль в его творчестве, и ее можно увидеть в Обращении Саула . В его более поздних работах, таких как « Страшный суд», а также в « Обращении Саула» , мускулистость его фигур создает для них больше напряжения, чем в предыдущих произведениях. Мышцы и анатомия кажутся искаженными и вытянутыми, что не должно быть естественным, а фигуры находятся в непрактичных позах. Тем не менее, такой подход к анатомии усиливает драматичность произведения. Эти позы и движения создают напряжение в сцене и подчеркивают чудесную природу происходящего.

Реставрация

Реставрация началась в 2002 году и была завершена в 2009 году. Методы включали использование химического растворителя, ультразвуковых кюреток и лазерного оборудования. Реставрационные работы показали, что Микеланджело писал не только фресками, но и меццо-фресками и секко . Меццо-фреска — это техника, при которой художник наносит последний тонкий слой штукатурки под картину так, чтобы пигменты краски лишь слегка проникали в штукатурку. Секко — это техника, в которой художник рисовал на сухой штукатурке и мог работать быстрее и исправлять ошибки по сравнению с другими методами.

МАСШТАБНЫЕ ПРОЕКТЫ

При этом Микеланджело всегда стремился к масштабным проектам, поэтому его любимой живописной техникой всю жизнь оставалась фреска. Микеланджело не любил жанровой и орнаментальной живописи и не жаловал современных ему фломандских художников. Их работы, по его словам, могли понравиться только женщинам или людям, ничего не смыслящим в гармонии. «Живопись фламандцев, — говорил художник, — расчитана исключительно на внешнее восприятие… Их картины кажутся грубо сложенными из кирпичей и раствора и сделаны без понимания основ искусства, без симметрии и пропорции, без должного отбора предметов и, наконец, без тени таланта».

Сам Микеланджело всегда выбирал исключительно серьёзные темы, связанные с изображением человеческих (и, прежде всего, обнажённых мужских) тел. Джорджо Вазари писал: «Этот удивительный художник всегда изыскивает возможность запечатлеть прекрасное по пропорциям и формам человеческое тело в самых разнообразных позах, позволяющих передать великое множество душевных чувств и переживаний».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: