Образ птицы алконост в славянской мифологии. как выглядит, где обитает и как вызывать?

Родственники

Птица Гамаюн — посланница славянских богов, их глашатай.

Гамаюн – в мифологии древнеславянских народов одно из воплощений бога мудрости Велеса . Ее также называют вещей птицей или птицей-говоруном. Подобные эпитеты Гамаюн получила за то, что является достаточно словоохотливым созданием, встреча с которым в большинстве случаев оборачивается для человека некими положительными событиями. В соответствие с древнеславянскими легендами Гамаюн – птица Яви (ее темный антипод – Сирин – существо, принадлежащее миру Нави). Достойным людям, искренним и честным Гамаюн всегда помогает, она с легкостью может подсказать наиболее оптимальный вариант решения проблемы или даже раскрыть какую-либо тайну. Как воплощение бога мудрости Гамаюн обладает колоссальным объемом знаний обо всех аспектах мироздания, поэтому грамотно заданный вопрос всегда приводит к исчерпывающему ответу. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье. Птица Гамаюн — посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.Она, как вещунья, всегда одинока.

Опасна ли для людей согласно легендам?

Птица Гамаюн – воплощение магии, тайных знаний, творчества, мистического начала в окружающей нас природе. Поэтому, глядя на её изображение, по спине может пробегать лёгкий холодок страха. Но так ли она опасна на самом деле? Нет, в этом существе нет агрессии – во всяком случае, ни в одном источнике, дошедшем до наших времен, нет даже намека на проявление с её стороны кровожадности, злобы или мстительности по отношению к людям.

Однако опасность кроется в другом. Чарующее пение Гамаюн, которое считается самым прекрасным в мире, способно поразить человека настолько, что он будет готов бросить свой дом и семью, забыть про свои дела и даже самого себя, и идти за прекрасной птицей куда глаза глядят.

Птицы с женским лицом на предметах быта

Блюдо из Корсуни с рисунком волшебной девы-птицы. IX-X век.

Деревянный сундук с изображением райской женщины-птицы. Роспись 1710 г.

Муравленый печной изразец с изображением райской птицы с лицом женщины

Как мы видим, крестьяне использовали образ некой волшебной птицы — назовем ее райской — на всех предметах быта — от сундуков и туесков до саней. Причем, в этом контексте она выступает определенно как положительный символ, который на поверку совершенно ничего общего не имеет с коварством греческой сирены, которая своим пением обрекает на смерть. Наоборот — в нашей культуре — райская женщина-птица — это залог счастья, радости, охранительный символ. Так, в стихе «Сорок калик с каликою» есть такие строки:

Виктор Корольков. Небесное царство Ирий

Интересно в этой связи вспомнить также об устойчивой связи Ирия (славянского рая) и птиц в народной памяти. Видя, улетающие на юг птичьи караваны, наши предки говорили: «Птицы в Ирий полетели» — то есть птица, почти всегда, в любой виде и форме — это светлое создание, ассоциирующееся с раем, светом, легкостью, радостью, Богами. Причем эта ассоциация сложилась задолго до прихода на Русь концепции христианского рая, ведь рай у наших предков назывался Ирием задолго до этого.

Жар-птица

Наиболее известная и поздняя птица в мире русской народной фантазии — Жар-птица, перенявшая некоторые свойства многих других сказочных птиц. Прототипом ее, очевидно, был Феникс. Похожая на павлина, она также обитает в прекрасном райском саду Ирии в золотой клетке, из которой вылетает лишь по ночам. Ее золотые перья способны светить во тьме и поражают человеческое зрение, но в то же время, Жар-птица возвращает слепым способность видеть, а пение ее излечивает больных. При этом, когда она поет, из ее клюва падает жемчуг. Питается Жар-птица золотыми яблоками, что дают ей вечную молодость, красоту и бессмертие. Возможно, поэтому за ней охотились сказочные герои, а музыканты и художники воспевали ее в своих произведениях.

И.Билибин

Предание о дровосеке и темной дево-птице

Однажды во время бури дровосек оказался в лесу. Ему было не впервой и непогода его не испугала, но в самый разгар бури он увидел птенца темной птице-девы и уберег его от верной погибели. Она в знак благодарности пообещала выполнить какое угодно его желание.

В ответ лесоруб не долго думая сказал, что хочет увидеть то, что никто из землян еще не видел и что ярче солнечного света. Дева посоветовала ему удержаться от подобных желаний и что не все разрешено видеть глазу человеческому, но как и обещала, желание исполнила.

Лесоруб в мгновение ока переместился в пещеру и увидел в ней огромное количество горящих свечей. Время от времени чья-то незримая рука гасила то одну, то другую свечу. И тут мужчина захотел узнать, кто же гасит эти свечи. На что дева сказала, что для него будет лучше не знать об этом, что она может сделать его богатым или показать самые красивые уголки мира, но человек заупрямился и повторил свое желание.

Он оказался в непроглядной тьме и вдруг осознал, что ослеп, но нет худа без добра. С тех пор он стал ощущать когда к кому-то приближается смерть. К нему часто приходили односельчане посоветоваться, прежде чем отправиться на охоту или в поездку. Когда его спрашивали о том, откуда он знает, что кто-то умрет, он загадочно говорил, что видел гасящего свечи.

Иван-царевич на Сером волке. Описание картины

Краткая биография В.М. Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов родился в 3 мая 1848 года в Вятской губернии (ныне Киров) в семье священника. Учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. С согласия отца покинул семинарию до её окончания и отправился в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Императорскую Академию художеств. Васнецов выезжал за границу после окончания Академии, однако выставлять свои работы начал с 1869 года. Участвовал в экспозициях передвижников и был участником мамонтовского кружка (объедение русской интеллигенции, основанное в Риме, но получившее развитие в усадьбе мецената С.И. Мамонтова в Абрамцево). Васнецов был членом Академии художеств, имел множество наград и привилегий, принимал участие в создании Общества возрождения художественной Руси (организация, знакомящая русский народ со своим коренным древним творчеством).

Наиболее известен Васнецов своими картинами былинно-исторической тематики: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Витязь на распутье» (1882), «Богатыри» (1881–1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).

Одна из любимейших народом картин — «Иван-царевич на Сером Волке» (1889). Сказка, всем знакомая с детства, буквально оживает на полотне Васнецова.

История создания картины В.Васнецова «Иван-царевич и Серый Волк»

Все художники по-разному готовятся к созданию своих творений. Одни долго вынашивают в голове идею, намечают план, готовят сотни эскизов — и только затем приступают к работе. Другие же действуют под влиянием чувств, интуитивно. Картина «Иван-царевич и Серый Волк» была написана согласно второму варианту.

В 1889 году Васнецов был поглощён работой во Владимирском соборе в Киеве (роспись собора заняла у художника десять лет!). Внезапно родилась идея картины, основанной на русской народной сказке про Ивана-царевича и Серого Волка. Для написания этой картины пришлось на время приостановить работу в киевском соборе — и, как результат, теперь весь мир может наслаждаться прекрасным полотном, воплощающим в себе все искренние человеческие чувства и русскую народную культуру.

Изобразительное искусство. 6 класс. Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь входит в комплекс учебников «Искусство. Изобразительное искусство» для 5–9 классов, разработанных в системе научно-педагогической школы академика В. С. Кузина на базе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечивающих преемственность обучения изобразительному искусству в начальной и основной школе. Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию и др.) и личностных качеств учеников.

Купить

Герои-беглецы

Центральные персонажи народной сказки Иван-царевич, Елена Прекрасная и Серый Волк изображены на полотне рукой мастера. Трое героев спасаются от погони, мчась на встречу судьбе через непролазный и дремучий лес.

Иван-царевич крепко обнимает Елену Прекрасную и с тревогой следит, не догоняют ли их преследователи. Его наряд ярко свидетельствует о высоком положении юноши — дорогой кафтан, красная шапка, отороченная мехом, чёрные перчатки с узором и красные сапоги с рисунком. За спиной у Царевича виден меч в ножнах — доказательство того, что молодой человек будет до последней капли крови биться за своё счастье.

В объятиях Ивана-царевича на Сером Волке едет Елена Прекрасная. Выражение лица её печально и сосредоточенно. Она опасается за свою жизнь и жизнь любимого, боится, что не удастся им убежать от своих врагов. Её руки спокойно ( и даже безвольно) лежат на коленях, демонстрируя полную отдачу своей судьбы во власть Ивана-Царевича. Она доверяет юноше, но сердце её ещё не спокойно, ведь погоня совсем рядом.

Длинные волосы Елены Прекрасной волнами ниспадают ей на плечи и развеваются по ветру от быстрой скачки. На девушке прелестное платье небесного цвета с отделкой золотом. На ножках Елены красуются золотые сапожки, а на голове — богатая шапочка с драгоценными каменьями. Нитка жемчуга украшает шею беглянки. «Моделью» образа Елены Прекрасной стала племянница художника — Наталья Мамонтова.

Главный помощник влюблённой пары изображён уставшим, но отчаянно борющимся за счастье молодых. Серый Волк бежит с колоссальной скоростью, спасаясь от погони — мощные лапы напряжены, видны все сухожилия и мускулы. Уши прижаты к голове, а язык вываливается из пасти — зверю нелегко нести на себе беглецов и стремительно нестись вперёд.

Последние статьи

  •   Кто такая «госпожа Широкий столб», и Почему якуты считают её своей богиней сегодня, 20:58
  •   Кирк Дуглас vs Майкл Дуглас, или Что стояло за многолетним семейным соперничеством сегодня, 18:15
  •   6 знаменитых актёров, которые в точности повторили трагические судьбы своих киноперсонажей в реальной жизни сегодня, 16:21
  •   Фотошоп XVII века: Как голландские и фламандские художники зарабатывали себе на жизнь сегодня, 14:13
  •   Почему все жители Древнего Египта носили парики, из чего их делали, и как мода на накладные волосы дошла до наших дней сегодня, 12:56
  •   Кто из знаменитостей крутил романы с королевскими особами и что из этого вышло сегодня, 11:47
  •   В чём Елизавета II помогала принцессе Диане и как складывались их отношения в кулуарах дворца сегодня, 10:43
  •   Почему рыдала, увидев себя на экране, звезда фильма «Ищите женщину» Людмила Дмитриева и ради чего ушла из кино сегодня, 09:20
  •   Какие традиционные украшения выбирают разные народы планеты, следуя своим древним обычаям 15.11.2021, 22:22
  •   Зачем в старину на Руси невест парили и как проверяли смогут ли молодожёны родить детей 15.11.2021, 21:04

Все статьи

История персонажа

Гамаюн — вымышленный персонаж, который возник и распространился в русской культуре в ХVII–XIX веках. Это райская птица без ног и крыльев, которая летает, используя только хвост, а ее падение с неба предвещает смерть государственных деятелей.

В XIX–ХХI веках образ трансформировался посредством искусства и стал восприниматься двояко: как птица из рая, которая символизирует блаженство и счастье, либо как мифическое существо, предвещающее беду. Изменился и внешний облик птицы Гамаюн: сначала у персонажа «отросли» конечности, а со временем появилось и женское лицо. В таком виде она предстает на знаменитой картине Виктора Васнецова.

Как вызывали?

Считалось, что Алконост с помощью своего завораживающего пения способна исцелить от любых недугов и подарить счастье. Поэтому те, кто сможет поймать эту птицу и заточить её в клетке, будут пользоваться на протяжении всей жизни ценными дарами.

Но изловить создание не так-то просто. Для этого придётся пойти на хитрость и выкрасть яйцо. Тогда заботливая мать обязательно последует за своим птенцом и угодит в ловушку. Следует помнить и о том, что знакомство с легендарной птицей-девой не пройдёт для человека бесследно. Заворожённый единожды её пением, он всегда будет возвращаться на место встречи.

Алконост – многогранный и необычный образ птицы-девы, которая не только является хранительницей рая, воплощает волю бога солнца на земле и дарит ощущение счастья и радости своим прекрасным пением, но и предупреждает грешников о наказании за неправедную жизнь.

Данный персонаж внёс огромный вклад в развитие русского культурного наследия. Облик птицы с женским лицом и руками запечатлел на своём полотне знаменитый художник Васнецов, а Блок и Высоцкий посвятили ей стихи.

Внешний вид и значение: описание и фото

Чаще всего Сирин изображают на рисунках следующим образом: с женской головой и грудью, и туловищем крупной птицы. Её лицо – очень красиво, с тонкими чертами и большими тёмными глазами. Волосы распущенные. На голове – венец (на более поздних изображениях – сверкающий нимб), украшенный драгоценными камнями. Тело от плеч имело форму сыча. Перья коричневатые у основания и темные по краям.

О чем же пело это существо? Легенды гласят: Сирин чаще всего в своих песнях упоминала о прекрасном солнечном саду, и описывала его так заманчиво, что земные люди начинали всей душей стремиться туда попасть, забывая напрочь про реальную жизнь. Причем некоторые порывались совершить самоубийство, чтобы быстрее осуществить своё желание.

Особенно опасно было услышать Сирин воинам на поле битвы. Её чарующий голос призывал их к безрассудству. Чтобы отпугнуть незваного гостя, нужно было бить в колокола и всячески шуметь. Нежные уши Сирин не выдерживали такой какафонии звуков и она, рассердившись, могла улететь прочь.

Далее вы можете ознакомиться с фото и картинками, на которых изображена птица Сирин из славянской мифологии:

Предлагаем посмотреть видео о птице Сирин:

https://youtube.com/watch?v=BQ0aA7rcyBs

Опасна ли для людей согласно легендам?

Птица Гамаюн – воплощение магии, тайных знаний, творчества, мистического начала в окружающей нас природе. Поэтому, глядя на её изображение, по спине может пробегать лёгкий холодок страха. Но так ли она опасна на самом деле? Нет, в этом существе нет агрессии – во всяком случае, ни в одном источнике, дошедшем до наших времен, нет даже намека на проявление с её стороны кровожадности, злобы или мстительности по отношению к людям.

Однако опасность кроется в другом. Чарующее пение Гамаюн, которое считается самым прекрасным в мире, способно поразить человека настолько, что он будет готов бросить свой дом и семью, забыть про свои дела и даже самого себя, и идти за прекрасной птицей куда глаза глядят.

Отличия от Сирина и Гамаюна

В Википедии птица Алконост описывается как один из ярчайших образов русского декоративно-прикладного искусства и легенд, представляющий собой райскую птицу с женским лицом и руками. В древнейших сказаниях она часто упоминается вместе с другими похожими персонажами – Сирин и Гамаюн.

Все три мифических создания присутствуют на изображениях в русских летописях и в рукописных книгах. Встречаются образы дев с телом птицы и на ювелирных украшениях Киевской Руси, на старинной мебели, крышках сундуков, берестяных шкатулках, посуде, резьбе соборов из белого камня на территории Владимира и Суздаля.

Несмотря на внешнее сходство, у птиц с женскими чертами много различий, которые заключаются не только в их характере и магических функциях, но и в происхождении.

Алконост – одно из ярчайших мифологических существ. Образ птицы-девы из Солнечного Сада (рая), приносящей счастье, описан в русских и византийских средневековых легендах.

Считалось, что своим дивным пением, дарящим забвение, чувство любви и радости, Алконост утешала святых, возвещая им о будущей жизни в раю.

А рядом с Алконостом славяне часто рисовали и другую мифическую птицу – Сирин. В древнерусском фольклоре это птица-дева с пёстрой окраской, строгим лицом и короной на голове, наводящая дивным голосом печаль и тоску. По преданиям, она произошла от древнегреческих сирен, увлекавших моряков своей чудесной песней на дно пучины.

Сирин – тёмная птица, посланница властелина подземного мира. На её оперении присутствуют все стихии этого мира, а своим завораживающим голосом она наводит на путников дурман и заманивает их в царство смерти.

В более поздний период под влиянием христианской религии персонаж обрёл свою светлую сторону. Сирин была наделена защитными магическими функциями, а над её головой появился нимб. Несчастья же и беды стали спутниками птицы Обиды, которая изображалась с распростёртыми крыльями, разгоняющими свет и добро.

Была в славянской мифологии и вещая птица с женским лицом, посланница Бога Велеса, Коляды и Дажьбога, предсказывающая будущее тем, кто мог в её пении разобрать тайные знаки грядущего. Именовали её Гамаюн (от слова «гам» или «кам», что переводится, как «шум»).

По преданиям, птица обладала сакральными знаниями о происхождении небес и земли, богов и людей, чудовищ и героев, которые способны их одолеть. Волнение, печаль и тревога этого персонажа отразились на картине В. М. Васнецова «Гамаюн — птица вещая», которая была написана в 1897году.

Отличается ли от греческих Сирен

Часть исследователей предполагает, что персонаж Сирин был заимствован из мифологии Древней Греции.

Вы, наверняка, помните о таких существах, как сирены – прекрасных полудевах-полузмеях, которые своим пением губили мореплавателей? Поскольку и у Сирин был чарующий голос, историки не исключают, что прообразом славянской полудевы-полуптицы стали именно сирены.

Противники этой теории утверждают, что это маловероятно. Дескать, общения между Русью и Древней Грецией быть не могло, а значит, и смешению культур тоже было неоткуда взяться.

Однако напомним, что торговцы из далёкой Финикии многие десятилетия налаживали общение не только с Древней Русью, но и с Грецией (что подтверждается многочисленными историческими документами), а значит – вполне могли стать промежуточным звеном, благодаря которому в мир славян попали данные о сладкоголосых девах-губительницах.

Другие обитатели солнечного сада

Помимо Гамаюн, в солнечном саду живут еще две мифические птицы, имена которых хорошо знакомы знатокам славянской культуры. Это Алконост и Сирин.

Алконост

Птица с руками и головой юной девы, глашатая бога солнца Сварога. Место обитания птицы – остров Буян. Согласно византийским и русским легендам, отождествляется со светлым началом, а песни её предвещают процветание и радость.

Прародительницей считается героиня греческих легенд Алкиона, которая утопилась в море, узнав о гибели горячо любимого супруга. За это великие боги Олимпа превратили её в птицу и повелели летать над морями. Внешними особенностями Алконост являются женское лицо, руки и грудь, позолоченная корона на голове и когти из драгоценного металла: на правой лапе – золотые, на левой серебряные.

Согласно сохранившимся изображениям оперение птицы пёстрое, однако художник Васнецов изобразил Алконост с белыми перьями, посчитав, что именно белый цвет лучше других отражает светлую сущность. Согласно преданиям, Алконост легко может как успокоить морскую гладь, так и вызвать бурю, а голос её, сладкий и нежный, одурманивает человека и заставляет забыть на время обо всём на свете. Песни её – это не бессмысленные трели, а послания от мира богов миру людей.

Кроме того, считается, что Алконост сопровождает погибших на поле боя воинов до ворот солнечного сада Ирия. Однако и Алконост есть «тёмные стороны». Согласно преданиям, яйцо её, которое она раз в год откладывает на дно морское, способно выполнить любое человеческое желание и уберечь от всех бед и зла. Смельчаков же, пытавшихся выкрасть это яйцо, Алконост преследует до конца его жизни, а душу после смерти оставляет мыкаться по земле, не давая подняться в Ирий.

Как выглядит — фото и описание картины Васнецова

До наших дней дошло множество изображений (картинок) птицы Гамаюн. Судя по образцам, она имела женскую голову и грудь, а туловище от крупной птицы, цепкие ноги с длинными когтями, яркое и выразительное оперение. В некоторых источниках утверждается, что в определенные моменты жизни птица может превращаться в девушку полностью.

Виктор Васнецов, интересовавшийся фольклором и мифологией Древней Руси, и на картины свои перенёс своё видение древнего мира. Яркость красок и четкость линий показывают, с какой верой в сказочные миры и персонажи художник занимался своей работой. Птица Гамаюн на полотне художника изображена сидящей на дереве и смотрящей куда-то вдаль.

Её черные, как смоль, крылья, резко контрастируют с окружающим миром, изображенным в светлых, сияющих тонах. Кажется, что она вот-вот взмахнет ими и взлетит в высоту. Удивительное сочетание умиротворенный природы, буйных красок и диссонирующей Гамаюн.

Вашему вниманию представлены картинки с изображением птицы Гамаюн.

Птица Матерь Сва: образ в мифологии славян

Последняя волшебная птица, которую нам хотелось бы рассмотреть — это Матерь Сва. Об этом образе нам сегодня, пожалуй, известно меньше всего по сравнению с другими, но, в то же время, именно его, по всей видимости, необходимо признать древнейшим и изначальным для всех женщин-птиц.
„Сва“ в данном случае означает „вся“, „всеобщая“ всеобъемлющая». Другое ее наименование Матерь С(ла)ва. Это Великая покровительница Русской земли, прародительница всех родов, населявших нашу землю. Иногда ее считают воплощением главной женской богини славянского пантеона Лады, иногда почитают женой верховного бога Сварога — кузнеца Вселенной. Считается, что Матерь Сва может принимать облик птицы Гамаюн, чтобы донести до людей некоторые важные истины и прозрения. Появилась же она, согласно легендам, из золотых яиц, который снесла Уточка при сотворении мира.

Сергей Покотилов. И вот поет птица Матерь Сва

Матерь Сва представляет собой птицу с женским лицом и распростертыми в стороны крыльями, тело ее заковано в броню. В этом контексте это птица Славы, птица призывающая отринуть страх и предвещающая Победу. Но никогда она не изображалась с оружием, но, по некоторым свидетельствам, часто изображалась в круге огня, что символизировало негасимый боевой дух (тут можно вспомнить о Фениксе и Жар-птице). Ее сила — в насыщенных энергией словах, которые позволяют ее сынам вспомнить о своем великом прошлом и получить необходимый прилив сил для того, чтобы отразить натиск любых врагов, пусть даже существенно превосходящих числом, и одержать Победу во имя Света, Славы Предков, Будущего и Процветания родной земли. Она одна не оставляет наших воинов даже в самый трудный час и вдохновляет их сражаться во имя тех, кого они любят, даже если ради этого им придется пожертвовать собственной жизнью.

Роль в геральдике и искусстве

Было бы удивительно, если бы образ птицы-девы не затронул воображение людей творческих профессий: писателей, поэтов, художников. Так, например:

  • В одном из стихотворений всемирно известной поэтессы Анны Ахматовой Гамаюн (впрочем, сама того не желая) уводит путника с правильного пути, вселяет в сердце его тоску и печаль.
  • Владимир Высоцкий в песне «Купола» свёл всех троих птиц к одному дереву, и показал, что, несмотря на присутствие их, человек волен сам выбирать свой путь, поскольку видит всё собственными глазами.
  • У Блока же всё гораздо мрачнее: объятая ужасом, с запачканным кровью губами, птица поёт о правде и победе над злым игом, голодом и мором.
  • На картинах Васнецова птица Гамаюн прекрасна, но трагична и даже зловеща.
  • А вот на гербе Смоленской области и города Михайловск – более символична. Причем на флагах и гербах Смоленского княжества, области и губернии, городах Вязьмы и Смоленска, Татищевского района Саратовской области и Тербунского района Липецской области, птица Гамаюн изображена без человеческих черт.

В геральдике птица-дева означает покровительство и защиту от кровопролитных войн, возрождение, стремление к счастью, несмотря на все сложности, чуткость и чудесную силу.

Влияние

По мнению В. В. Стасова, гамаюн с картины Васнецова «сильно поражает и увлекает фантазию вдаль». Картина вполне соответствовала своему времени с его тревожными предчувствиями. Она стала известной почти с момента написания. Вместе с вдохновлённым ею одноимённым стихотворением Александра Блока 1899 года, картина дала толчок к развитию нового, неомифологического в русской культуре как вещей птицы, «многозначного символа мистического характера». Данный образ был широко известен во время Серебряного века русской культуры, но с его окончанием стал упоминаться реже.

В советское время картина репродуцировалась мало, став малоизвестной для широкой публики, по сравнению с другими произведениями автора на «сказочную» тематику. Однако ныне она легко находится в интернете по запросу «гамаюн». В работах современных художников, вслед за Васнецовым, гамаюн преимущественно изображается птицей с женской головой.

Иван-царевич на Сером волке сочинение 4 класс

Сочинения для четвёртого класса школы. Подходят для примера написания работ, основы создания сочинения, заимствования каких-либо элементов, блоков текста, идей.

Сочинение по картине 4 класс №1

Автором картины является знаменитый русский художник Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Один из самых известных художников нашей страны создал немало замечательных картин. Наиболее всего известны его работы исторического, фольклорного и сказочного жанров. Одной из таких картин является и потрясающая работа «Иван-царевич на Сером волке».

Сюжет картины основан на русской народной сказке «Иван-царевич и Серый волк» или «Жар-птица». Сказка хорошо известна многим из нас с раннего детства. Здесь изображён сюжет, когда Иван-царевич, который был послан царём за Жар-птицей, воровавшей золотые яблоки из царского сада, повстречал на своём пути верного помощника и друга — Серого волка. Вместе они не только нашли Жар-птицу, но и выкрали Елену Прекрасную. На картине Виктор Васнецов изобразил момент, когда Иван-царевич и Василиса Прекрасная верхом на Сером волке спасаются от погони.

Самым главным и ярким элементом на картине является центральная часть, где изображены люди и волк. Царевич в богатых одеждах обнимает свою возлюбленную, настороженно смотрит в сторону. Елена Прекрасная сложила безвольно руки на коленях и опустила голову на плечо Ивану. От погони со всей прыти их несёт волк, который ловко перескакивает преграды.

Под ногами у спасающейся троицы болото с цветущими кувшинками. По всему видно, что место нехоженое, и тропу в такой глухой местности сможет найти только дикий волк. На каждом шагу здесь поджидает опасность, и человек без помощи зверя вряд ли сможет отсюда выбраться.

Позади троицы мы можем увидеть дремучий лес. Тёмные стволы без листвы подтверждают, что лес является гиблым, очень опасным. Его окутал туман, который придаёт лесу на болотах загадочности. В любой момент может случиться что-то страшное.

В правой части картины мы неожиданно обнаруживаем цветущую яблоню. Это определённый символ от Виктора Васнецова, который таким образом рассказал зрителю, что всё закончится хорошо, опасность отступит и влюблённые будут счастливы.

Картина вызывает удивительно тёплые чувства. Даже то, что на картине представлен опасный и напряжённый момент, не пугает. В первую очередь она является сказочной, рассказывает о героизме, дружбе и любви. Искренне переживаешь за героев картины, хочется пожелать им выбраться из леса и зажить счастливой жизнью, хоть и знаешь, что по сюжету сказки всё именно так и произойдёт.

Сочинение по картине 4 класс №2

Автором картины «Иван Царевич на Сером волке» является Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Картина была написана в 1889 году, и в настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

На этой картине Виктор Васнецов изобразил сюжет русской народной сказки. Наиболее известна сказка под названием «Иван-царевич и Серый волк», а также «Жар-птица». В центре сюжета истории Иван-царевич, который отправился на поиски Жар-птицы, воровавшей золотые яблоки из царского сада. В ходе своих приключений Иван-царевич познакомился с волком, который помог ему найти Жар-птицу и похитить возлюбленную Ивана — Елену Прекрасную. На картине продемонстрирован сюжет, когда Иван-царевич, Серый волк и Елена Прекрасная спасаются от погони.

Серый волк несётся что есть сил через тёмный дремучий лес. На его спине сидит Иван-царевич. Он тревожно смотрит в сторону и заботливо обнимает Елену Прекрасную. Сама Елена испуганно сложила руки на коленях, положила голову на плечо Ивана.

Под ногами спасающихся от преследования топкое болото. Для могучего волка — это естественная среда. Только он может спасти своих друзей, преодолевая все преграды. Позади тёмный лес, который состоит из могучих вековых деревьев. Темный и непроглядный туман скрывает за собой опасности, которые необходимо преодолеть путникам. Распустившая яблоня, которую мы можем увидеть в правой части картины, говорит о том, что путешествие друзей закончится хорошо, они вернутся домой, получив в награду полцарства.

Картина вызывает волшебные чувства, пробуждает веру в победу добра над злом. Работа написана столь мастерски, что погружает зрителя в волшебную сказку, придуманную русским народом. Картина эмоциональная, немного тревожная, но невероятно красивая, заставляет поверить в настоящую дружбу и искреннюю любовь.

Отличия от Сирина и Гамаюна

В Википедии птица Алконост описывается как один из ярчайших образов русского декоративно-прикладного искусства и легенд, представляющий собой райскую птицу с женским лицом и руками. В древнейших сказаниях она часто упоминается вместе с другими похожими персонажами – Сирин и Гамаюн. Все три мифических создания присутствуют на изображениях в русских летописях и в рукописных книгах. Встречаются образы дев с телом птицы и на ювелирных украшениях Киевской Руси, на старинной мебели, крышках сундуков, берестяных шкатулках, посуде, резьбе соборов из белого камня на территории Владимира и Суздаля.

Несмотря на внешнее сходство, у птиц с женскими чертами много различий, которые заключаются не только в их характере и магических функциях, но и в происхождении.

Алконост – одно из ярчайших мифологических существ. Образ птицы-девы из Солнечного Сада (рая), приносящей счастье, описан в русских и византийских средневековых легендах.

Считалось, что своим дивным пением, дарящим забвение, чувство любви и радости, Алконост утешала святых, возвещая им о будущей жизни в раю.

А рядом с Алконостом славяне часто рисовали и другую мифическую птицу – Сирин. В древнерусском фольклоре это птица-дева с пёстрой окраской, строгим лицом и короной на голове, наводящая дивным голосом печаль и тоску. По преданиям, она произошла от древнегреческих сирен, увлекавших моряков своей чудесной песней на дно пучины.

Сирин – тёмная птица, посланница властелина подземного мира. На её оперении присутствуют все стихии этого мира, а своим завораживающим голосом она наводит на путников дурман и заманивает их в царство смерти.

В более поздний период под влиянием христианской религии персонаж обрёл свою светлую сторону. Сирин была наделена защитными магическими функциями, а над её головой появился нимб. Несчастья же и беды стали спутниками птицы Обиды, которая изображалась с распростёртыми крыльями, разгоняющими свет и добро.

Выводы о происхождении образа женщины-птицы в русской культуре

Итак, мы рассмотрели целый ряд женщин-птиц, отраженных в русском фольклоре, сказках и легендах и можем подытожить наш экскурс так:

  • Во-первых, волшебных птиц в русской культуре великое множество — они буквально пронизывают нашу культуру и присутствуют повсюду — от сказаний, до предметов быта, украшений, конструкций и декоративных элементов жилых построек.

  • Во-вторых, всеобъемлющее распространение образа женщины-птицы и его присутствие на таких сакральных предметах как прялки и нательные украшения свидетельствует о его глубочайшей древности. Можно с уверенностью говорить о том, что он присущ нашей культуре изначально, а не был кем-тооткуда-то привнесен, а потом почему-то «вдруг» очень полюбился нашему народу.

  • Во-третьих, мы увидели множество пересечений в образах разных женщин-птиц между собой. Иногда они чем-то друг на друга похожи, иногда их становится просто трудно отличить. То есть можно сказать, что все образы женщин-птиц тесно связаны между собой, перетекают друг в друга, продолжают или развивают определенные черты друг друга.

Виктор Корольков. Мировое древо

Так, объятая огнем Матерь Сва чем-то напоминает светящуюся волшебным пламенем Жар-птицу. Та же, в свою очередь, сливается с образом Алконоста и Сирина через молодильные яблоки и предания связанные с яблочным спасом. Алконост и Сирин могут быть объединены одним общим названием «райские птицы», причем совершенно очевидно, что тема райских птиц существовала у наших предков задолго до пришествия на Русь переложений легенд о греческом Алкионе и зловещих певуньях сиренах, влекущих на смерть. В нашей культуре «райские птицы» — это хранительницы домашнего очага, предвестники счастья. Некоторым образом с этим мотивом связана и дева-Лебедь, которая обладает уникальной способностью без видимого труда решать невероятные задачи, чем часто облегчает жизнь героя и попросту делает его счастливым. С другой стороны, в некоторых контекстах деве-Лебедь присущи и трагические черты — так дева-Обидас лебедиными крыльями предвещает тяжелые времена в «Слове о Полку Игореве», но делает это не в силу того, что она зла сама по себе (наименование Обида несет другой смысл аналогичным тому, что несут имена скандинавских валькирий), а потому что просто знает о том, что они грядут. Отсюда мы делаем связку уже с вещей птицей Гамаюн, обладающей способностью предсказывать будущее. Схожей способностью предвещать некие события обладает и птица, которая, согласно «Голубиной книге» «всем птицам Мати» — то есть птица Стратим, которая, кроме того, как и птица Гамаюн вызывает бурю одним своим полетом или взмахом крыльев. Наконец, Гамаюн — это одна из ипостасей Матери Сва — великой Птицы Прародительницы и Защитницы Земли Русской. Вот круг и замкнулся.

То есть, все волшебные птицы Древней Руси — суть одно и то же! Они всего лишь отражают немного разные характеристики одного и того же цельного изначального древнего и всеобъемлющего образа женщины-птицы, который ассоциировался с Ирием-раем, светом, процветанием, счастьем и славой.

Сергей Соломко. Птица «Сирин»

Так откуда же берет свои истоки образ человека-птицы — является ли это отражением некого стремления души к полету или же следствием некого реально существовавшего прототипа? Окончательных ответов нет. Но вот, что интересно — а почему вообще люди всех культур мира обращаются именно к небу, как образу свободы, легкости, чего-то непередаваемо вдохновляюще прекрасного, такого, что всем нам хочется летать как птицы? Сторонники доживающий свои последние дни теории эволюции утверждают, что все мы вышли из моря. Почему же тогда, руководствуясь своей генной памятью, человечество не создало многообразия мифов, образов и легенд связанных с человеком-рыбой? Нет, нам даже в своем воображении вовсе не хочется  уплыть куда-то в глубину морских вод, затеряться и раствориться в этой бездонной пучине. А Океан для нас — это скорее пугающая чужая среда, населенная еще со времен древних картографов страшными морскими чудовищами…

Быть может, столь распространенный и стойкий образ именно человека-птицы говорит о том, что наш дом — в вышине. Среди Звезд.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: