Репин портрет писателя леонида андреева. леонид андреев. биография андреева леонида николаевича. зрелые годы

Детство

Леонид Николаевич родился 21 августа в Орле. Его отец был землемером-таксатором, а мать происходила из рода крупных помещиков, которые в своё время были узнаваемыми людьми в городе. С самого детства проявлялось стремление мальчика к искусству.

Он раньше своих одноклассников научился читать и даже стал увлекаться творчеством Гартмана и Шопенгауэра, что для школьника было нонсенсом. Однако родители, будучи людьми очень занятыми, не замечали талант своего ребенка и уж точно не представляли его писательскую карьеру в будущем.

Начиная с восьмого класса, Леонид пытается сочинять собственные стихотворения. Под влиянием многих отечественных и зарубежных писателей и поэтов он пытается найти собственный стиль. А поскольку мать с отцом, которые на тот момент замечают писательские способности мальчика, не собираются «потакать его шалостям», первыми рецензентами становятся одноклассники Леонида и школьные учителя.

Но, к сожалению, ни та, ни другая категория не считают первые стихотворения Андреева чем-то стоящим, поэтому у молодого таланта быстро пропадает желание продолжать творить.

«Жизнь Василия Фивейского» и зомби-хоррор в «Елеазаре»

Очередным ударом, всколыхнувшим российское общество, стал выход повести «Жизнь Василия Фивейского» (1903). История сельского священника, чья жизнь постепенно превращается в ад, внешне выглядела реалистически, но по содержанию оказалась взрывоопасной притчей. Сын попа Вася «родился идиотом», его страшный вид распугивает местных жителей села. Ребенок гибнет, но отец Василий, памятуя о евангельских чудесах, внезапно набирается решимости воскресить умершего. Во время отпевания он подходит к гробу, где лежит его сын, и грозно кричит: «Тебе говорю, встань!» — как бы повторяя евангельский сюжет, когда Христос воскрешает Лазаря. У Андреева смерть не просто выходит победительницей из поединка, но всецело торжествует над беспомощной плотью:

Отец Василий идет путем многострадального Иова, но, в отличие от библейского персонажа, несчастия приводят его к осознанию абсурдности человеческой жизни и бунту против Бога. Несмотря на антирелигиозный пафос, цензура пропустила повесть в печать. Посыпались обвинения со стороны церковных публицистов, считавших, что Андреев надругался над христианской верой. Но в литературной среде андреевское произведение получило одобрительную оценку. В Андрееве стали видеть не только шумного скандалиста, но и серьезного автора, способного взяться за глубокую тему.

Творчество, основные идеи


Писатели Леонид Андреев (справа) и Викентий Вересаев.

Первые произведения Леонида Андреева, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Однако ещё в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческийразум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»), возникает увлечение спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Рассказы «Губернатор», «Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию писателя к революции. Однако после начала реакции 1907 г. Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям . В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность или анархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил. В частности, в неоконченном романе «Дневник Сатаны» Андреев проводит идею, что современный человек стал злее и хитрее самого дьявола. Бедный Сатана у Андреева был облапошен людьми, которых он встретил в Риме, и оказался слабым неудачником.

Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.

Опасные полотна И. Репина

Трагическая участь выпала великим личностям, которых изобразил Илья Репин в своих портретах: Мусоргский, Писемский, Пирогов…

Одним из знаменитых полотен Репина – это «Портрет писателя Алексея Писемского». Но большой успех портрета очень дорого обошёлся натурщику. Написав картину в конце 1880 г., самого писателя не стало в 1881 г.


Портрет Писемского. 1880 г.

Ещё одна работа – портрет пианистки Луизы де Мерси д`Аржанто. Она была больна, и художник поспешил уговорить её позировать. Она изображена лёжа на диване, так как уже постоянно плохо себя чувствовала. Картина известна ещё под одним названием — «На смертном одре».


Портрет пианистки Луизы де Мерси д`Аржанто

Для картины «Бурлаки на Волге» Репин выбрал огромных мужиков, они позировали ему, но, говорят, вскоре все отдали Богу душу по непонятным мистическим причинам.


Бурлаки на Волге, 1870-1873 гг.

Экранизации и инсценировки произведений

  • 1912 — Анфиса (Андреев был также автором сценария фильма)
  • 1914 — Дни нашей жизни
  • 1915 — Екатерина Ивановна
  • 1916 — Мысль
  • 1916 — Тот, кто получает пощечины (Российская Империя)
  • 1919 — Савва
  • 1920 — Рассказ о семи повешенных (фильм не сохранился)
  • 1921 — Голод
  • 1924 — Тот, кто получает пощёчины (США)
  • 1928 — Белый орёл (по повести «Губернатор»)
  • 1968 — Баллада о семи повешенных
  • 1987 — Христиане
  • 1988 — Любовь к ближнему (по рассказам «Монумент» и «Любовь к ближнему»)
  • 1988 — В одной знакомой улице… (по рассказу «Иван Иванович»)
  • 1989 — Зверь ликующий (короткометражный, по мотивам рассказа «Бездна»)
  • 1990 — Очищение
  • 1991 — Ночь грешников (по рассказу «Тьма») (тж. под названием «Высшая истина бомбиста Алексея»)
  • 1991 — Пустыня (по рассказам «Иуда Искариот» и «Елеазар») (СССР)
  • 1997 — Ах, зачем эта ночь… (Россия, США)
  • 2008 — Ангелочек (Россия)
  • 2009 — Бездна (Россия)
  • 2009 — Бездна (Россия, короткометражный)
  • 2013 — Иуда (Россия, полнометражный, по повести «Иуда Искариот»)
  • 2016 — «Губернатор» (по одноимённому рассказу, Россия, спектакль Андрея Могучего в БДТ)

Рассказ «Бездна»: скандал и мистификация

Первый удар по общественной морали Андреев нанес в 1902 году, опубликовав в газете «Курьер» рассказ «Бездна». Главный герой произведения — студент Немовецкий — забредает вместе с возлюбленной Зиночкой на окраину города. Над ними сгущаются тучи, в вечерних сумерках они быстро сбиваются с пути и попадают в руки к бродягам. Босяки с инфернальным остервенением сначала избивают Немовецкого, затем насилуют несчастную девушку. Когда студент приходит в себя, то находит бездыханное, но «не мертвое» тело Зины, белеющее посреди темного леса. Внезапно в Немовецком пробуждается острое сексуальное влечение к неподвижному женскому телу. На фразе «И черная бездна поглотила его» автор завершает рассказ.

Откровенный натурализм, девиация героя, граничащая с некрофилией, шокировали читателей и критиков, навесивших на андреевское произведение ярлык «порнографии».

Литература

В 1898 году в «Курьере» впервые напечатали рассказ Андреева «Баргамот и Гараська». А слава пришла к писателю в 1901 году, после публикации в журнале «Жизнь» рассказа «Жили-были». Вскоре Леонид Андреев оставил адвокатуру и вплотную занялся литературой.

Леонид Андреев и Максим Горький

Посещал литературные вечера, свел знакомство с Куприным, Буниным и другими писателями, впитывал как губка критику и советы. Творчество писателя отметил Максим Горький и помог тому выпустить первый сборник рассказов, причем большим тиражом. Его четыре раза переиздавали ввиду популярности.

«Жили-были», «Ангелочек», «Валя», «Кусака» – незамысловатые и в то же время яркие зарисовки окружающей действительности, побуждающие к состраданию, написанные живым языком. Герои рассказов живут рядом – да вот на той же 2-й Пушкарной в Орле.

Книги Леонида Андреева

Рассказы, изданные в 1902 году, вызывали горячие споры. Автор говорил о том, о чем принято молчать, — о темной стороне человеческой души, о страхе, об инстинктах, которые в стрессовой ситуации легко возобладают над человеческим разумом, как, например, в рассказе «Бездна».

Знаменитый «Красный смех» Андреева, живописующий события Русско-японской войны 1904 года, особенно страшен. Писатель сам не воевал, но было достаточно газетных сводок и рассказов очевидцев, чтобы богатое воображение писателя и художника породило страшные картины безумия войны.

Писатель Леонид Андреев

На следующем этапе творческой жизни Андреев создавал объемные произведения – пьесы, романы, повести: «Дневник Сатаны», «Тот, кто получает пощечины», «Иуда Искариот» и т.д. «Иуда Искариот» вызвала много споров и недовольства верующих, ведь в этой повести апостолы – обычные люди, не чуждые пороков, а Иуда – несчастный человек. Повесть издавали на немецком, английском и французском языках, пережила несколько экранизаций.

Особенность творчества Леонида Андреева с точки зрения литературоведов — невозможность отнести труды писателя к определенному направлению в литературе. Слишком уж разнятся используемые писателем художественные методы, слишком необычен стиль.

Вы здесь

Репин И.Е. Портрет Леонида Андреева (Летний отдых). 1905.

Только на Русский

Репин И.Е. Портрет Леонида Андреева (Летний отдых). 1905.

Play
Pause

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Илья Ефимович Репин – выдающийся мастер исторического, бытового  и портретного жанров. Портреты составляют важную часть репинского наследия. Глубокая психологическая характеристика, умение передать неповторимую индивидуальность модели, живописное мастерство делают Репина одним из лучших портретистов своей эпохи.

В коллекции Омского музея находится одно полотно кисти Репина – портрет Леонида Андреева. Ранее он хранился в галерее известного коллекционера И.Е. Цветкова. Портрет был исполнен летом 1905 года в Куоккале, где Репин жил постоянно с 1903 года в собственном имении, названном им «Пенаты». Произведения, написанные в это время, отличаются от его более ранних работ. Они были связаны с общим ходом развития искусства рубежа XIX – XX века. Репин этого периода интересен как живописец, в чьем творчестве отразились художественные искания времени, поскольку по натуре своей художник был преобразователем, реформатором, остро чувствующим дух перемен.

В репинских «Пенатах», где постоянно собиралась художественная интеллигенция, часто бывал писатель Леонид Николаевич Андреев. По словам Александра Блока, это был человек, «носящий, вернее, таскавший в себе мировой хаос». Используя приемы символизма, Андреев стремился к выражению общественных идей и настроений в  иносказательной форме. Его рассказы вызывали чувство острого беспокойства и недовольства жизнью.

Репин писал Леонида Андреева дважды. Первый портрет, созданный в 1904 году и известный под названием «Портрет Леонида Андреева в белой рубахе», хранится в Государственной Третьяковской галерее. Этот портрет, светлая красочная гамма которого построена на тонких градациях белого цвета, передает характер мягкий, натуру чуткую, духовно богатую, но лишенную энергии действия. Созданный образ не удовлетворил Репина, и он получил от Андреева согласие позировать снова.

Спустя год Репин пишет второй портрет писателя — красивого человека «со смуглым точеным, декоративным лицом», сидящего, раскинув руки, на садовой скамье. Непринужденность,  раскованность позы сочетается с почти царским величием. Недаром Репин называл Андреева «герцогом Лоренцо». Портрет получил название «Летний отдых». Но первое впечатление от него обманчиво. Оно нарушается всем строем портрета, который направлен на динамизацию и даже драматизацию образа.    

Диагональная крестообразная композиция, сочетание контрастных и дополнительных цветов (красный и чёрный, красный и зелёный), поворот головы модели в три четверти создают внутреннюю динамику, эмоциональную напряжённость и глубокий психологизм в передаче образа портретируемого. Зеленый и красный цвета заставляют друг друга звучать сильнее. Фигура, несмотря на светотеневую моделировку, воспринимается скорее как пятно, а фон приближается скорее к плоскости, чем к глубокому иллюзорному пространству. Возникающая в результате этого некоторая декоративность портрета связывает его с произведениями модерна — стиля рубежа XIX – XX века.

Открыть в приложении

Предоставлено
Омский музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля – крупнейшее в Сибири художественное собрание.
Все аудиогиды

Илья Репин — гроза натурщиков

Странный случай произошёл с известным хирургом Пироговым. Его нелепую смерть никто не мог объяснить. Когда портрет был закончен, Пирогову было 70 лет, он посетил дантиста, там ему занесли инфекцию, отчего вскоре великий хирург умер.


Портрет хирурга Н. И. Пирогова 1881 г.

Художник едва начал писать портрет Фёдора Тютчева, как он в этом же месяце заболел и неожиданно скончался.


Портрет Ф. Тютчева

В 1910 г. живописец, уже став знаменитым, предложил другу-писателю Корнею Чуковскому портрет. Ранее он в шутку заявил, что если бы он был суеверным, никогда не решился бы позировать даже великому Репину. Ведь кого не напишет, вскоре умирает…

Для каждого случая были причины, лишь Мусоргский уже был серьёзно болен (1881 г.). Репин предложил композитору написать портрет, поэтому он в больничном халате. Это единственный прижизненный портрет. Репин писал быстро, словно чувствовал, что времени нет — за 4 сеанса. А через несколько дней Мусоргского не стало.


Портрет М. П. Мусоргского, 1881 г.

Юность

Юношеские годы, по утверждению самого Андреева, проходили отнюдь не спокойно. Из-за чрезмерной впечатлительности, а также в попытках доказать всем и каждому, что его слово непоколебимо, Леонид несколько раз совершал необдуманные поступки, которые могли привести к трагическим результатам. Больше всего будущему писателю запомнилась история с паровозом, когда он, стараясь показать друзьям собственную значимость, поспорил с ними, что сможет лечь поперек рельсов прямо перед приближающимся транспортным средством.

И он действительно лег и даже остался целым и невредимым, отделавшись только оплеухами от машиниста, который выбежал на насыпь уже после осознания того, что произошло. Но, к слову, тот случай никак не повлиял на репутацию Андреева: его до сих пор считали слабаком, который не мог решить проблем собственными силами.

Юность Леонида была связана и с алкоголем. По наступлению совершеннолетия парень решил поступить на юридический факультет Петербургского университета и даже успешно сдал вступительные экзамены, но затем, получив весть из дома о том, что его отец скоропостижно скончался, ошарашенный подросток впал в депрессию, забыл об учебе и ушёл в запой, поскольку не мог даже представить себе, как семья сможет прожить без кормильца. Это, по мнению самого Андреева, было самое тяжелое время для него и матери.

Писатель вспоминал, что, будучи не в состоянии заработать, их финансовое положение ухудшалось с каждым днём, заставляя семью голодать и претерпевать невероятные лишения ежеминутно.

Издания

  • Л. Андреев. Рассказы в 2 т. — СПб.: Знание, 1906
  • Леонид Андреев. Полное собрание сочинений., тт. I—VIII. СПб, изд. А. Ф. Маркса, 1913.
  • Андреев Л. Н. Собрание сочинений в 17 т. — СПб., Просвещение, 1911—1917
  • Андреев Л. Н. Повести и рассказы. — М.: ГИХЛ, 1956 (другие издания 1957, 1959 гг.)
  • Леонид Андреев. Повести и рассказы в двух томах. — М., ИХЛ, 1971. (Т.1: 1898—1906 гг. Т.2: 1907—1919 гг)
  • Андреев Л. Н. Драматические произведения в 2 т. — Л.: Искусство, 1989. (Т. 1.: К звездам, Савва, Жизнь человека, Царь Голод, Анатэма, Океан; Т. 2.: Дни нашей жизни, Екатерина Ивановна, Каинова печать, Мысль, Самсон в оковах, Собачий вальс, Тот, кто получает пощечины, Реквием)
  • Андреев Л. Н. Собрание сочинений в 6 т. — М.: Художественная литература, 1990—1996
  • Андреев Л. Н. S. O. S.: Дневник (1914—1919). Письма (1917—1919). Ст. и интервью (1919). Воспоминания современников (1918—1919). М.; СПб.: Феникс, 1994. — 598 с.
  • Андреев Л. Н. Статьи о литературе и искусстве // Собрание сочинений: В 6 т. М.: Художественная литература, 1996. Т. 6. / Сост. и подгот. текста В. А. Александровой и В. Н. Чувакова, коммент. Ю. Н. Чирвы и В. Н. Чувакова. С. 389—714.
  • Андреев Л. Н. Иуда Искариот и другие / Илл. А. Зыкиной. — СПб.: Вита Нова, 2009. — 592 с.
  • Андреев Л. Н. Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Книжный клуб Книговек, 2012.


Надгробие Л. Н. Андреева на Литераторских мостках

«Апостол самоуничтожения». Литературный дебют

В один из обычных провинциальных вечеров 16-летний Леонид Андреев прогуливался с приятелями по окрестностям Орла. Внезапно юношу охватил необъяснимый порыв, и он бросился на железнодорожную насыпь — в тот самый миг, когда на полном ходу приближался поезд. Состав пролетел над ним, разорвав одежду. Андреев чудом отделался легкими царапинами. В дневнике он так объяснял свой поступок:

Подобные мысли не покинут Андреева и в дальнейшем — несчастная любовь заставит его ткнуть себе ножом в грудь и пролежать в госпитале несколько недель. Эти истории (как и частые запои) скажутся на здоровье писателя и приведут к ранней смерти.

После окончания орловской гимназии Андреев поступает в Петербург на юриста. Потом переводится в Москву, куда приезжают его братья с сестрами и мать (отец умер рано, так что забота о родных легла на плечи Леонида). Нищета, захолустные подвалы, углы в съемных квартирах — такова картина андреевской студенческой юности, словно списанная с романов Достоевского.

Путь к большой литературе пролегал через журналы и газеты, где Андреев начинает публиковать под псевдонимом Джемс Линч фельетоны, заметки, отчеты «из залы суда». Он становится репортером в московской газете «Курьер», где дебютирует уже с художественным рассказом «Баргамот и Гараська» (1898). Произведение было приурочено к Пасхе — таких святочных рассказов, наполненных незатейливыми диккенсовскими поворотами (бедняк умирает от голода, но чудесный ангел его спасает), в газетах появлялось немереное количество. Но андреевский рассказ, видимо, отличался особой стилистической фактурой, так что сотрудники газеты стали величать своего коллегу не иначе как «новым Чеховым». «Сразу я вырос до потолка, и в течение остального вечера, закончившегося „у Яра“, был предметом всяческой заботливости и ласки», — вспоминал Андреев о своем литературном дебюте.

Андреев вовсе не собирался тешить читателей умилительными рассказами. «Апостол самоуничтожения» — так называет себя писатель в дневнике, попутно формулируя для себя программу на ближайшее будущее:

Л. Андреев на фоне репродукции картины Ф. Гойи

Монументальное полотно с изображением чиновников

Репин получил заказ на огромное полотно — «Торжественное заседание Государственного совета». Завершил картину в конце 1903 г. Вскоре в 1905 г. неожиданно произошла Первая русская революция. Все, кто был изображён на полотне – чиновники, лишились званий, постов, а кто и лишился жизни: министр В. Плеве и великий князь Сергей Александрович — генерал-губернатор Москвы, убиты террористами.


Юбилейное заседание государственного совета, 1903 г.

Знакомый художника не переносил жестокого Столыпина и однажды в шутку попросил Репина взяться за его портрет. Странное роковое совпадение, но вскоре последовал заказ городской думы Саратова в 1909 г. – портрет премьер-министра Столыпина. Как только художник закончил работу, сразу в Киеве его застрелил Дмитрий Богров.


Портрет П.А. Столыпина. 1910 г.

Детство и юность

9 августа 1871 года в семье землемера-таксатора Николая Ивановича и дочери польского помещика Анастасии Николаевны, урожденной Пацковской, родился мальчик. Назвали малыша Леонид, и именно ему суждено было написать в будущем произведения, до сих пор трогающие сердца, задевающие потаенные струны человеческой души.

Писатель Леонид Андреев

Жили Андреевы в городе Орле на 2-й Пушкарной улице — той, на которую писатель поселил потом персонажей одного из первых своих рассказов «Баргамот и Гараська». К моменту рождения ребенка семья землемера, наконец, обрела хоть какую-то финансовую стабильность.

Отец Леонида пользовался уважением соседей за твердый характер и любовь к справедливости. К сожалению, Николай Иванович любил выпить, а выпив – подраться. Леонид Андреев позже говорил, что тягу к алкоголю и характер он унаследовал от отца. А от матери, пусть плохо образованной, но с богатой фантазией, – творческий дар.

Леонид Андреев в детстве

В Орловской классической гимназии будущий прозаик учился спустя рукава и даже оставался на второй год. Что ему хорошо удавалось, так это сочинения, которые он нередко писал за своих одноклассников. Тогда у Леонида проявился талант подражательства – с легкостью он мог «подделать» стиль, например, Чехова или Толстого.

И с раннего детства мальчик любил читать, причем, как сам он потом писал в автобиографии, «толстые книги». Но того, что этот ребенок станет писателем, в те годы никто не предполагал, в том числе и сам Андреев.

Леонид Андреев

В школьные годы Леонид увлекался рисованием. Увы, в родном городе не было возможностей для получения фундаментальных знаний по живописи, о чем писатель потом неоднократно сожалел. И время от времени все-таки брался за кисть – к части собственных произведений Леонид Андреев сам создал иллюстрации.

Писательство выросло из увлечения чтением. Леонид очень много читал: Толстого, Гартмана, Шопенгауэра. Последний оказал большое влияние на творчество писателя, особенно книга «Мир как воля и представление», одна из любимейших книг Андреева. Под влиянием любимых авторов в 15-16 лет юноша начал мучиться «проклятыми вопросами».

Дом Андреевых в Орле

Тогда же Андреев дал себе обещание разрушить собственными произведениями любовь, мораль, религию и «закончить свою жизнь всеразрушением». Эта фраза стала известна потомкам благодаря русскому писателю, современнику Андреева Василию Брусянину.

Андреев не умел жить спокойно, в его биографии много острых углов – попытки суицида, длительные запои, бесконечные любовные увлечения. Вообще словом «увлечение» невозможно в полной мере охарактеризовать болезненные и тонкие чувства писателя. Любовь для него была движущей силой, естественной необходимостью.

Леонид Андреев в морской форме

Будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, Леонид вынужденно бросил учебу из-за неудавшегося суицида на почве невзаимных чувств. Еще одной причиной ухода из университета стала смерть отца. Резко пошатнулось финансовое положение семьи, и, как следствие, пропала возможность оплачивать учебу. Тогда Андреев начал пить – и писать. Первый рассказ о голодном студенте появился именно тогда, но в редакции его не приняли.

Продолжил учебу писатель на юридическом факультете Московского университета. Леонид зарабатывал на жизнь себе и своей осиротевшей семье с помощью преподавания. Также он писал портреты на заказ. В студенчестве юноша не увлекался политикой, в отличие от молодежи тех лет, но проникся философией Ницше.

Портрет Леонида Андреева, написанный Ильей Репиным в 1905 году

Особенно близки ему были идеи бессмысленности жизни и ценности личности самой по себе. Находясь дома на каникулах в 1894 году, Леонид вновь влюбился, и снова неудачно. Последовала еще одна попытка суицида. После этого Андреев получил хроническое заболевание (порок сердца), которое в итоге его и сгубило.

Успешно окончив университет в 1897 году, писатель занимался адвокатской деятельностью до 1902 года. Одновременно Андреев подрабатывал журналистом в московских изданиях – «Курьер» и «Московский вестник».

Произведения

Рассказы

1892 — В холоде и золоте
1898 — Баргамот и Гараська
1898 — Из жизни штабс-капитана Каблукова
1898 — Защита
1898 — Что видела галка
1898 — Алёша-дурачок
1899 — Ангелочек
1899 — Друг
1899 — Большой шлем
1899 — У окна
1899 — Петька на даче
1899 — В Сабурове
1899 — Молодёжь
1899 — Памятник
1900 — Молчание
1900 — Рассказ о Сергее Петровиче
1900 — В тёмную даль
1900 — Мельком
1900 — Валя
1900 — На реке
1900 — Первый гонорар
1900 — Праздник
1900 — Прекрасна жизнь для воскресших
1901 — Ложь
1901 — Жили-были
1901 — Бездна
1901 — Буяниха
1901 — Кусака
1901 — Случай
1901 — Стена
1901 — Иностранец
1901 — В подвале
1901 — В поезде
1901 — Гостинец
1901 — Книга
1901 — Набат
1901 — Смех
1902 — В тумане
1902 — Город
1902 — Предстояла кража
1902 — Мысль
1902 — Весной
1902 — Оригинальный человек
1903 — Весенние обещания
1903 — На станции
1904 — Вор
1904 — Нет прощения
1904 — Призраки
1905 — Губернатор
1905 — Христиане
1905 — Марсельеза
1905 — Бен-Товит
1905 — Так было
1906 — Елеазар
1907 — Из рассказа, который никогда не будет окончен
1907 — Тьма
1908 — Иван Иванович
1908 — Великан
1908 — Проклятие зверя
1908 — Мои записки
1909 — Сын человеческий
1910 — Рассказ змеи о том, как у неё появились ядовитые зубы
1910 — День гнева
1910 — Неосторожность
1911 — Правила добра
1911 — Ипатов
1911 — Покой
1911 — Смерть Гулливера
1911 — Цветок под ногою
1913 — Земля
1913 — Он (Рассказ неизвестного)
1913 — Полёт
1913 — Возврат
1913 — Негодяй
1913 — Орешек
1913 — Фальшивый рубль и добрый дядя
1913 — Храбрый волк
1914 — Герман и Марта
1914 — Воскресение всех мёртвых
1914 — Конец Джона-Проповедника
1914 — Три ночи (Сон)
1914 — Чёрт на свадьбе
1915 — Ослы
1915 — Мои анекдоты
1915 — Рогоносцы
1916 — Два письма
1916 — Жертва
1916 — Чемоданов
1916 — Таракашка

Пьесы


Леонид Андреев. Автопортрет в автохроме.

  • 1906 — К звёздам
  • 1907 — Жизнь человека
  • 1907 — Савва
  • 1908 — Царь Голод
  • 1908 — Чёрные маски
  • 1909 — Анатэма
  • 1909 — Дни нашей жизни
  • 1910 — Анфиса
  • 1910 — Gaudeamus
  • 1911 — Океан
  • 1912 — Екатерина Ивановна
  • 1912 — Профессор Сторицын
  • 1913 — Прекрасные сабинянки
  • 1913 — Не убий
  • 1914 — Мысль
  • 1914 — Самсон в оковах
  • 1915 — Тот, кто получает пощёчины
  • 1915 — Реквием
  • 1917 — Милые призраки
  • 1922 — Собачий вальс

Романы и повести

  • 1903 — Жизнь Василия Фивейского
  • 1904 — Красный смех
  • 1907 — Иуда Искариот
  • 1908 — Мои записки
  • 1908 — Рассказ о семи повешенных
  • 1911 — Сашка Жегулёв
  • 1916 — Иго войны
  • 1919 — Дневник Сатаны


Леонид Андреев. Автопортрет в автохроме.

Смерть

Октябрьскую революцию 1917 года писатель не принял, большевики вызывали у него резко негативное отношение. В год получения Финляндией независимости Леонид Андреев жил в этой стране и таким образом оказался в вынужденной эмиграции. Там, в местечке Мустамяки, 12 сентября 1919 года Леонид Андреев умер. Причиной скоропостижной смерти стал порок сердца. Похоронили писателя неподалеку, в Мариоках.

Могила Леонида Андреева

В 1956 году прах Андреева перезахоронили в Ленинграде на Волковом кладбище. Незаслуженно забытого на родине писателя вспомнили, и с 1956 года его избранные произведения часто переиздавались. Наследие, которое оставил писатель, включает в себя 89 рассказов, 20 пьес, 8 повестей и романов. Мысли, вложенные автором в уста героев или написанные от первого лица, разошлись на цитаты. С 1991 года в Орле работает Дом-музей Леонида Андреева.

Второгодник поневоле

Отец умер на 42-м году жизни от апоплексического удара, оставив сиротами 6-х детей. На паренька сразу обрушилось всё: похороны, долги, заботы о хлебе насущном. Ни 35-летняя вдова, ни 16-летний «герцог» ничего не смыслили в делах. Учёба ушла на второй план, как следствие – остался на второй год. С безденежьем справлялся по-мужски, стал понемногу подрабатывать: репетиторство, портреты на заказ. Отрочество закончилось внезапно, началась сложная биография Леонида Андреева, мужчины, главы семьи, потом писателя. Младшие дети любили его безмерно. Когда одолевала депрессия, родные «служили» ему, как могли. Двое братьев и сестра впоследствии написали литературные воспоминания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: