От забора Айвазовского до дворца великого князя
Архип Куинджи родился в 1842 году в Мариуполе, в семье сапожника. Лишившись родителей, он жил у дяди и работал с ранних лет — то пастухом, то на строительстве церкви, то в пекарне. И, разумеется, рисовал.
В. М. Васнецов. Портрет А. И. Куинджи
Однажды ему посоветовали показать работы Айвазовскому, который жил в Феодосии. 13-летний мальчик отправился в Крым, надеясь стать учеником прославленного мариниста, но занятия так и не состоялись. Куинджи выполнял в основном хозяйственные дела — например, красил забор. Однако Айвазовский дал Куинджи рекомендательное письмо для Императорской академии художеств, куда юноша и поступил вольнослушателем. Там же он познакомился с передвижниками и начал участвовать в показах Товарищества передвижных выставок, вскоре став одним из самых известных пейзажистов страны.
А. Куинджи. На острове Валааме. Приобретена П. М.Третьяковым в 1873 году у автора
Однако, как оказалось, настоящая слава его ждала уже после выхода из Товарищества. В 1880-м, когда Куинджи расстался с передвижниками (сохранив, впрочем, добрые отношения с ними), он работал над «Лунной ночью на Днепре». И вскоре слухи о ней разнеслись по всей столице. Желающих посмотреть неоконченную работу было так много, что каждое воскресенье Куинджи в течение двух часов показывал картину в своей мастерской всем желающим.
Чем больше петербуржцев ее видело, тем сильнее нарастал ажиотаж: сам того не предполагая, Куинджи этими воскресными показами сделал превосходный маркетинговый ход. Люди даже готовы были давать взятки привратнику дома, чтобы тот пустил их без очереди.
Одним из первых полотно увидел друг Куинджи Иван Тургенев. Находясь под впечатлением, автор «Записок охотника», вхожий в лучшие дома Петербурга, не мог не рассказать о шедевре светским знакомым. В их числе был и юный Константин Романов — великий князь, внук императора Николая I. Подробности мы знаем из дневника К.Р. (поэт-любитель, он подписывал стихи инициалами).
«14 марта 1880 года. В прошлый вторник, на вечере у графини Anette Комаровской, Тургенев рассказывал про последнюю, еще не совсем оконченную, картину Куинджи; он так художественно ее описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом. Вчера мы с Ильей Александровичем (исследователи предполагают, что это воспитатель великого князя. — «Известия») поехали отыскивать мастерскую Куинджи, он живет на Васильевском острове, на Малом проспекте… Сам Куинджи небольшого роста, толстый, с небольшой белокурой головой и живыми голубыми глазами. Он не знал меня и смотрел с некоторым удивлением, тем более что, верно, не ожидал найти любителя искусства под морским мундиром (К.Р. служил на флоте и ходил в форме. — «Известия»). Впрочем, он очень учтиво пригласил в мастерскую и поставил перед своей картиной.
Я как бы замер на месте. Я видел перед собой изображение широкой реки; полный месяц освещает ее на далекое расстояние, верст на тридцать. Я испытывал такое ощущение, выходя на возвышенный холм, откуда видна величественная река, освещенная луной. Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует. На картине Куинджи все это выражено, при виде ее чувствуешь то же, что перед настоящей рекой, блестящей ярким светом посреди ночной темноты. Я сказал Куинджи, что покупаю его дивное произведение; я глубоко полюбил эту картину и мог бы многим для нее пожертвовать. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина».
В своем рассказе Константин Константинович умолчал о забавном обстоятельстве этой встречи, которое, впрочем, довольно быстро стало достоянием прессы. Когда великий князь, не раскрывая инкогнито, поинтересовался о цене картины, Куинджи рассмеялся: «Она очень дорогая. Вы не сможете купить». К.Р. на тот момент было 22 года, и можно себе представить, с каким скепсисом художник воспринял вопрос юного морячка. Тот, однако, оказался настойчив, и Куинджи сказал: «Тысяч пять» (для сравнения, знаменитая «Девушка, освещенная солнцем» Валентина Серова обошлась Павлу Михайловичу Третьякову в 300 рублей, хотя дело было восемь лет спустя). Князь спокойно сказал: «Покупаю». И назвал свое имя.
Константин Константинович решил повесить «Ночь на Днепре» у себя в Мраморном дворце. Но обещал художнику дать возможность сначала продемонстрировать картину публично.
Подробное описание картины
На полотне Куинджи на первый план выходит текущий ручеёк, по берегам которого виднеются растения. Из-за лунного света хорошо разглядеть воду не получается, но в некоторых местах она отсвечивает. В правой части картины можно разглядеть начало села. Очень бросается в глаза необычная яркость домов по сравнению с водой и деревьями на переднем плане. Автор сделал акцент на зданиях с помощью насыщенного жёлтого цвета, из-за чего складывается впечатление, что дома светятся сами по себе, а не от лунного света.
Рассматривая домики, можно отметить, что они сделаны в традиционном украинском стиле: белые стены и крыши, крытые соломой, являются отличительными чертами «хаты». На крышах виднеются печные трубы. Они не дымят, будто в домах никого нет. Можно заметить также, что среди обычных жилых домов есть хозяйственные постройки.
Это тихая ночь, поэтому в окнах не горят свечи. Все отдыхают. Чёрное небо озаряется только луной, неестественно яркой для такого времени. Обычно украинские ночи тёмные и непроглядные.
Рассматривая использование цветовой палитры, то можно отметить, что Куинджи придерживался классической академической гаммы. На горизонте используются светлые оттенки голубого. Приём интересен тем, что складывает ложное впечатление об освещении этого участка луной. Кажется, что отбрасываемый на горизонт свет идёт сверху, но это лишь подчёркивает образ светящихся изнутри домов.
В некоторых местах виднеется фиолетовая краска. Таким образом мастер дополняет картину яркими, но почти незаметными из-за темноты звёздами. Художник попытался передать атмосферу тихой, таинственной и непроглядной украинской ночи.
Эта картина стала одной из самых известных работ художника. Критики очень высоко оценивали мастерство Куинджи. Кроме того, они отмечали пересечение некоторых литературных поэм с сюжетом полотна.
https://youtube.com/watch?v=_24VWqGMxRw
Жемчужина российского искусства
Многие из тех, кто впервые смотрит на картину Куинджи «Украинская ночь», испытывают ощущение чего-то мистического и загадочного. Кажется, будто это изображение не только тихого летнего пейзажа, но и целой истории, которая осталась скрыта от человеческих глаз. Удачно подобранные цвета из одной гаммы, а также вкрапления фиолетовых оттенков позволили создать эффект бархатной текстуры.
Обычному зрителю покажется, что луна освещает своим светом маленькие домики на холме. Однако ее не видно, а стены покрашены в жёлтый цвет, поэтому создается впечатление, что они светятся сами по себе. Кажется, будто домики кто-то перенес из дня в ночь. Возможно, это было сделано автором специально, чтобы показать собственные эмоции от увиденного: наслаждение, радость, умиротворение.
Безусловно, картина является особенной. При одном взгляде на неё кажется, будто проблемы являются не такими уж и важными. Умиротворение и гармония охватывают разум и позволяют просто насладиться ночным пейзажем. Возможно, Куинджи испытывал те же эмоции. Эта картина стала переломной в его творчестве. Он отказался от старого направления в стиле академизма и перешёл к экспериментам с формами и композицией
Существует несколько интересных деталей, на которые, возможно, мастер хотел обратить внимание зрителя:
- Атмосфера и красота тихой ночи в украинских землях. Таинственность, которая струится сквозь речку и окружающие растения.
- Акцент на домиках. В этой истории они стали главными действующими лицами, их нельзя игнорировать. Куинджи использовал яркий цвет, чтобы создать в этом месте сплошное пятно.
- Похожий образ, который использовался в литературных произведениях русских классиков.
Никто не сомневается, что эта картина Куинджи действительно является необычной и загадочной. Художник мастерски играет с чёрным цветом, в некоторых местах приглушая лунный свет, а кое-где показывая сильное свечение. Он будто заставляет зрителя завернуться в темноту, но при этом разглядеть хаты, расположенные чуть выше.
Прохладные тона окружающей природы кажутся дикими и неразгаданными, в то время как домики, для которых мастер использовал белые и жёлтые мазки, выглядят нарядными и даже праздничными. Они выделяются из общей атмосферы загадочности или, напротив, добавляют акцент. Мрачная эстетика завораживает и заставляет задуматься.
Картина может послужить иллюстрацией к некоторым классическим литературным произведениям. Она имеет некую театральность, будто это отрывок из какого-то фильма или спектакля.
https://youtube.com/watch?v=PF_JnZTfwtM