Репин, иван грозный и сын его

Другие работы художника

Крестный ход в Курской губернии

Это полотно завершает ряд жанровых сцен, написанных Репиным в конце 1870-х и начале 1880-х годов. Курская губерния славилась пышными крестными ходами, и Репин специально побывал в этих краях, чтобы своими глазами увидеть это. Современники называли эту картину энциклопедией русской жизни, восхищаясь мастерством художника, сумевшего виртуозно изобразить различную фактуру, тонкие оттенки цвета и десятки человеческих фигур в точно подмеченных позах.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Репин ни одно полотно не писал так долго, как это, на протяжении более чем десяти лет внося изменения в композицию и уточняя исторические детали. Сюжетом для неё послужило реальное историческое событие. Другой источник этой работы — гоголевская повесть «Тарас Бульба», герои которой ожили на полотне. Репин был очарован этой темой. «Чертовский народ! — писал он В. Стасову. — Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства».

Не ждали

В этой работе Репин изобразил момент неожиданного возвращения домой ссыльного революционера. Кажется, что сцена выхвачена прямо из жизни, но на самом деле композиция продумана до мелочей. Репин написал её так, что мы словно находимся внутри этой комнаты, расположившись прямо за потрясённо застывшей матерью. Это позволяет нам стать участниками сцены и попытаться точнее прочувствовать то, что разворачивается перед нашими глазами.

Портрет М.П. Мусоргского

Модест Петрович Мусоргский (1939-1881) — великий русский композитор, член «Могучей кучки», автор опер «Борис Годунов», «Хованщина» и других шедевров. Страдал от нервной болезни и алкоголизма. В феврале 1881 года друзья поместили композитора в больницу. Здесь всего за 4 дня Репин создал этот гениальный портрет. С потрясающей точностью и реализмом переданы физическое и душевное состояние Мусоргского, его безмерные страдания и удивительная сила духа.

Картина «Иван Грозный убивает своего сына»

В основу сюжета этой картины художник положил историю Ивана Грозного

Его жизнь особенно привлекала внимание общественности конца XIX века. В частности — события, связанные с войной Ивана Грозного с польскими интервентами и осадой ими города Пскова

В это же время невоздержанный царь в приступе злости убил своего сына и наследника — Ивана.

Исследователи считают, что импульс к началу работы дала симфоническая сюита «Антар» Н. А. Римского-Корсакова. Художник много лет думал над эскизом картины, музыка помогла создать композицию. И. Репин много времени провёл, изучая историческую обстановку.

Для воссоздания предметов интерьера много времени посвятил изучению дворцовых палат в Москве и Санкт-Петербурге. Именно отсюда взяты оригиналы, послужившие чести быть изображёнными на картине. Недаром они выглядят очень осязаемыми.

Таким же образом создавались и герои картины. Они писались с разных людей, у которых заимствовались какие-либо черты лица

Живописцу было очень важно показать психологический момент. На картине изображена сцена, когда грозный царь осознал, что он совершил

В основе картины существенную роль играют все оттенки красного цвета. Их усиливают синие тона и создают драматический ужас свершившегося убийства. Краски очень живо передают обстановку и заставляют людей воспринимать полотно как реалию.

Картина была впервые вынесена на суд зрителей 10 февраля 1885 года в доме князей Юсуповых в Петербурге. Перед нею многие застывали под впечатлением от изображения реального ужаса отца, убившего сына, его горя и страдания. Некоторые плакали или бились в истерике.

Павел Третьяков

Репин не смог сам восстановить картину

После того как Балашов изрезал картину, художник Игорь Грабарь (будущий автор картины «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина»), служивший в те годы попечителем Третьяковской галереи, обратился к Репину. Тот тут же бросился спасать свое произведение и целиком переписал голову Грозного. Однако с момента написания картины прошло тридцать лет, и, очевидно, гений Репина (которому было уже почти семьдесят) уже начал угасать. По крайней мере, по воспоминаниям Грабаря, результат был далек от оригинала.

Затем Грабарь с художником Д.Ф. Богословским, ничего не сказав Репину, в течение полугода старательно воссоздавали прежний вариант. Увидев результат, Репин ничего не сказал, — то ли не заметил, то ли сделал вид, что не заметил.

Меры по спасению и состояние картины сегодня

Мощные реставрационные силы брошены на спасение полотна. Специалисты говорят, что картина «хронически больна»: осыпается краска в местах повреждений от последнего нападения, отслаивается красочный слой по всей площади холста.

Плохая связь основы с красками отмечалась специалистами ещё в 1934 году, поэтому контроль за состоянием картины особый. Из-за хрупкости она не участвует в выездных выставках и покидала стены Третьяковки лишь во время эвакуации. Но и тогда, в 1941-м, холст не наматывали на специальный вал, а помещали между двумя щитами.

После первого покушения, в 1913-м, картину приклеили на второй холст и усилили фанерным щитом – эта мера должна была укрепить полотно. В 2018 году этот щит принял на себя главный удар. Сегодня дублировочный холст удалён, ведутся работы. Главное – не торопиться и не навредить. Администрация Третьяковской галереи обещает по окончании реставрации вернувшуюся в экспозицию картину накрыть специальным стеклом, способным обеспечить защиту от любых нападений.

Иконописец порезал картину Репина

Через 30 лет, в январе 1913 года, картина подверглась варварскому нападению. Иконописец-старообрядец А. Балашов во время входа в Третьяковскую галерею спрятал за голенище сапога нож. Он спокойно стоял возле картины В. Сурикова «Боярыня Морозова», а затем со словами: «Довольно крови», кинулся на репинское полотно и нанёс три удара по лицам Ивана Грозного и его сына.

Восстанавливать картину приехал сам автор. Но к этому времени изменилась манера его письма. Живописец просто написал новую голову Ивана Грозного. Она заметно отличалась от общего строя картины. И. Грабарь, ученик И. Репина, заметил это ещё до того, как высохли краски, и поспешил «заправить» выпавшие места акварельными красками, а затем покрыть их лаком. Столь дерзкий поступок не заметил даже автор, посетивший выставку через некоторое время.

25 мая 2018 года картина вторично подверглась нападению. Безработный из Воронежа И. Подпорин незадолго до закрытия музей набросился на картину, вырвав металлическую стойку ограждения. Ему удалось разбить раму и повредить часть фигуры царевича Ивана в центре. Он пояснил свой поступок тем, что полотно противно отношению верующих и противоречит историческим событиям.

Грозный был написан с настоящего тирана

Грозного Репин написал с известного передвижника Григория Григорьевича Мясоедова — в чертах царя легко узнается мясоедовский кривой нос, резко вылепленный череп с покатым лбом, крупные уши и впадины у висков. 

И. Репин. Портрет Г.Г. Мясоедова. 1904 г.

Григорий Григорьевич был резким, сложным человеком, настоящим тираном. От его характера страдали и близкие, и друзья. Своего сына Ивана он долгие годы не признавал — внушал ему, что он приемыш, был с ним груб, а однажды после какой-то шалости мальчика так страшно на него разозлился, что чуть не убил, после чего маленького Ивана забрал в свою семью пейзажист Александр Киселев, ставший свидетелем этой сцены. Позже сам Мясоедов вспоминал: «Илья взял царя с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, как у меня…»

Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года

Картина Репина, показывающая, как Иван Грозный убивает своего сына, была выставлена на XIII выставке передвижников. Взволнованные зрители буквально осаждали здание выставки, возле которого целыми днями дежурил отряд жандармов «на всякий случай». Дальнейшая история показала, что «случай» будет иметь место. Сюжет картины – известный эпизод из жизни самодержца Ивана Грозного. В припадке гнева он убил своего сына. В названии указана точная дата происшествия. В этом видели отсылку к иной точной дате современности, убийству, происшедшему 300 лет спустя. 1-го марта 1881 года народовольцы убили императора Александра II, за этим последовали их казни. Это – исторические события, подтолкнувшие Репина к написанию картины. Был и другой стимул, менее известный. В 1883 году Репин путешествовал по Европе и в Испании смотрел бой быков. Его поразил этот кровавый аттракцион: «Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют … влекущую к себе силу…», – признавался художник. Вернувшись, он принялся писать весьма кровавую сцену с Иваном Грозным и его сыном.

Если над большинством картин Репин работал в своей мастерской, то ради создания этой специально оборудовал отдельную комнату. Более того, он сам создавал выкройки для костюмов. Ивана Грозного он увидел в образе случайно встреченного на рынке чернорабочего, а в роли царского сына позировал Всеволод Гаршин – его же Репин изобразил в образе вернувшегося из ссылки революционера на картине «Не ждали».

Как и в той работе, перед нами снова момент максимального накала чувств, но сами чувства совершенно иного плана. Мы видим сумрачные палаты, украшенные красными коврами. Слева – перевернутый в борьбе трон, подле умирающего царевича валяется брошенный жезл – им Иван Грозный только что разбил висок сына. В центре освещены две фигуры. Иван Грозный прижимает к себе сына, в его расширенных глазах – ужас, отчаянье и безумие. Лицо царевича почти иконописно. В нем – смирение, прощение родителя и бесконечная любовь. Из его виска хлыщет кровь, попытки отца остановить этот поток безнадежны.

Работа над картиной продвигалась тяжело. Художник признавался: «Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней». Страшно было не только ему. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» – первая картина в Российской империи, официально подвергшаяся высочайшей цензуре. Император Александр III самолично запретил ее к показу. Коллекционер Павел Третьяков сразу оценил шедевр и купил картину, но хранил ее в отдельной комнате и не имел права выставлять. Спустя три месяца благодаря ходатайству приближенного к императору художника Алексея Боголюбова запрет был снят.

А 16 января 1913 года старообрядец Иван Балашов был настолько впечатлен полотном Репина, что… изрезал картину сапожным ножом. С криками «довольно смертей, довольно крови!» 28-летний иконописец перескочил через барьер и, прежде чем его успели остановить, трижды полоснул по холсту ножом.

Титаническими усилиями самого Репина и Боголюбова картина была реставрирована. Балашова признали душевнобольным. Еще одно темное пятно в истории с «Иваном Грозным» – хранитель Третьяковской галереи Георгий Хруслов после этого происшествия покончил с собой. Молва приписывает суицид потрясению от акта вандализма, однако документальных подтверждений этой версии нет. Хруслов просто отлучился на полчаса и, не оставив никаких пояснений и предсмертных записок, в Сокольниках прыгнул под поезд.

Сто лет спустя, в 2013 году, группа православных активистов создала петицию, призывающую убрать картину из Третьяковки, поскольку она «оскорбляет патриотические чувства русских людей». На защиту полотна встала тогдашний директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева, ей удалось отстоять картину, она осталась в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. И сегодня мы можем замереть у этого противоречивого шедевра Репина, не в силах отвести от него глаз и ощущая леденящий ужас кровавой сцены детоубийства.

Описание по картине Репина Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.

Данная картина является частью культурно-исторического наследия России. Ее значимость подтверждается тем, что и поныне она вызывает споры и толки. В основном, картина не нравится поклонникам, если так можно выразиться, царя Ивана Грозного. Их мнение обоснованно, впрочем, обо всем по порядку.

Историческая составляющая

Картина затрагивает такой эпизод русской истории, как смерь царевича Ивана. Это старший сын Ивана Грозного. Нужно заметить, что не существует стопроцентной уверенности в том, что погубила царевича именно рука правителя, а не некая болезнь. Летописи не указывают точную причину смерти, но дают косвенное основание полагать, что молодой человек скончался все-таки от болезни. Однако учитывая авторитарность правления Ивана Грозного, что стоит предположить мысль об искусственной правке летописей или иных источников, подтверждающих насильственную гибель мужчины.

Еще один вопрос. А был ли смысл скрывать Грозному убийство сына? Уровень деспотизма был настолько высок, что ему это легко бы сошло с рук. Другой российский царь, Петр Великий, не стал вот скрывать личное участие в казни сына.

В общем, противников картины понять можно, поскольку точно неизвестно, насколько она достоверна. Так или иначе, она бросает тень на тогдашнего властителя на Руси.

Предыстория написания

Репин отмечал, что творческий замысел возник после анализа современных на тот момент событий культурной и общественной жизни.

  • Убийство царя Александра 1 марта 1881 года.
  • Симфония композитора Римского-Корсакова «Антар»
  • Бои быков в Испании
  • Подавление революционных движений и жестокая расправа над ними

Во всех случаях авто впечатлялся атмосферой насилия и решил перенести ее на холст.

Личное впечатление от увиденного

Немного расстроило, что Иван изображен неким безумцем, к которому вернулся разум только после совершенного убийства. Все-таки, хотелось бы видеть этакого грозного, но мудрого правителя.

Художник стоит, судя по всему, на той позиции, что Грозный был отъявленным сумасшедшим, который и родного сына убить не прочь.

Традиционно Репин хорош в передаче атмосферы времени и места. Превалируют темные тона, но фигура царевича выполнена в светлом тоне. Наверное, художник хотел показать, что у царевича не было зла на душе, когда он умирал. Да и человеком он был добродетельным, приближенным к Богу.

Эти ручейки крови, сочащиеся из виска и лужи крови на ковре пугают. Это олицетворение слепой ярости, бездумного насилия. Сквозь глаза царя видны, одновременно, страдания по утрате и полоумность.

Картина Репина понравилась: она вызывает много противоречивых эмоций

Вдобавок, она привлекает внимание к истории нашей страны, что очень хорошо

Репин — Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.
Сейчас читают:

  • Внешность и портрет Обломова в романе Обломов сочинение

    Илья Ильич Обломов – главный персонаж произведения. На вид ему 32-33 года. Он среднего роста. У Ильи довольно приятная внешность, на вид он нежен и хрупок. Его молочная кожа, мягкие пухлый руки и плечи создают впечатление изнеженной особы.

  • Сочинение на тему Мой образ жизни

    Я стараюсь вести здоровый образ жизни. Такой полезной привычке научили меня мои родители. Они сами приветствуют здоровый образ жизни и рекомендуют его другим.

  • Сочинение Мой любимый праздник Новый год

    Новый год! Как много в этих словах! Каждый год, 31 декабря для меня является чем-то особенным и волшебным. Все вокруг преображается, ты чувствуешь себя как в сказке. Вся эта новогодняя суета: подготовка подарков,

  • Сочинение по картине Над вечным покоем Левитана 4, 5, 8 класс

    В картине Левитана «Над вечным покоем» мы видим, раскинувшийся во всем своем величии пейзаж, далеко уходящий вдаль. Большая часть холста отведена под небо и водную гладь, от чего как будто захватывает дух.

  • Образ Агафьи Пшеницыной в романе Обломов сочинение

    Женщина, нарушившая счастье Обломова, или праведница, вернувшая героя в правильное русло? Образ Агафьи Пшеницыной, несмотря на свой второстепенный характер, является достаточно противоречивым и вызывает много споров.

  • Сочинение на тему Интересная встреча 6 класс упр 38

    Мы с мамой очень любим гулять вечером в нашем парке. Там очень много деревьев и всегда свежий воздух. И там всегда можно увидеть что-то интересное. Например, белку на дереве, или как воробьи воюют за крошку хлеба. И вот однажды возвращаясь

Описание картины

В центре огромного полотна (размер усиливает впечатление) две мужские фигуры. Это царь Иван Грозный и царевич, его сын. Но здесь они не монаршие особы, а несчастные люди. Первые минуты после взрыва гнева Иоанна, когда в споре, не сдержавшись, он ударил сына тяжёлым жезлом и по несчастью пробил тому голову. Сколько ужаса и отчаяния теперь в глазах отца, он судорожно зажимает рану ладонью, но кровь не остановить, она струится сквозь пальцы неумолимым ручьём, с каждой секундой всё больше унося из тела сына жизнь.

На заднем плане темно, основной свет сосредоточен на одежде убитого наследника, на лицах, на красном ковре под ними, который становится ещё ярче и зловещей, пропитываясь кровью молодого царевича. На переднем плане злополучный металлический жезл – несдержанным и гневливым нельзя брать в руки тяжёлые и опасные предметы. Не убей царь своего наследника, в истории России были бы иные страницы…

В основе картины версия Карамзина

Кто из историков и летописцев был прав, описывая смерть сына Иоанна IV, где и как это произошло? Репин опирался на труды Карамзина. Тот, в свою очередь, на записи князя Курбского и иезуита Антонио Поссевино, посла к Ивану Васильевичу от папы Римского. Согласно этим источникам, причиной ссоры царя с сыном стало «неблагочестивое поведение» Елены Шереметьевой, третьей жены царевича. Разбушевавшийся царь в гневе ударил сына, после чего тот умер.

Поссевино очевидцем не был, он слышал об убийстве от своего переводчика, что не может гарантировать достоверность трагического события.

Воображение Карамзина позволило ему дать красочные описания мук Ивана Грозного, страданий отца после гибели сына. Он потерял покой и сон, особо худо было ночами: падал посреди комнаты и стенал, вопил, затихая только в изнурении, «боялся утреннего света, видеть людей и явить им в лице своём муку сыноубийцы…».

По утверждению Карамзина на смертном одре Иван Грозный «звал к себе убитого сына, видел его в воображении, говорил с ним ласково».

Как было на самом деле, уже не узнать. Можно лишь попытаться влезть в шкуру царя и почувствовать леденящий душу ужас свершившегося. И не забывать, что Репин создал произведение искусства с кажущейся ему правдоподобной трактовкой далёких событий. Автор имеет право.

Мистическое влияние картины или случайности?

Художник вспоминал, что лицо Гаршина таило в себе обречённость – живая жертва как нельзя лучше подходила для образа царевича. Гаршин был потрясён талантом Репина и мощью результата. Работа была уже завершена, когда у Гаршина проявились психические отклонения и в минуту приступа безумия он свёл счёты с жизнью, бросившись с лестницы.

Здоровье самого Репина также пошатнулось, пока он работал над полотном. Психика и физическое состояние мастера вызывали опасения, у него даже на время отнялась рука.

Были проблемы и у Мясоедова, с которого писался царь: он не мог найти общий язык с собственным сыном. Поговаривали, что в приступе ярости он чуть не убил сына. Всё зашло так далеко, что мальчика пришлось пристроить на воспитание к родственникам.

В 1913 году картина чуть не погибла от рук вандала. Истерика вдруг обуяла молодого иконописца-старообрядца, который набросился с ножом на картину, пытаясь изрезать лицо детоубийцы. При этом он кричал: «Довольно смертей, довольно крови». Репин вынужден был долго и кропотливо реставрировать картину, необъяснимо влияющую на впечатлительных. Юноша, виновник серьёзных порезов холста, оказался душевнобольным. После этого случая хранитель Третьяковки Георгий Хруслов неожиданно для всех бросился под поезд – есть версия, не справился с потрясением от акта вандализма.

Через сто лет, в 2013-м, в Третьяковку поступила петиция от православных активистов, которые требовали убрать картину – они видели в ней оскорбления патриотических чувств. Произведение искусства удалось отстоять, оно осталось в постоянной экспозиции музея.

Совсем недавно, в конце мая 2018-го, снова произошло дерзкое нападение, которое едва не обернулось невосполнимой потерей для мирового искусства. Неуравновешенный ценитель живописи, который, по собственному признанию, приехал в музей из-за одной картины, разбил стекло металлической стойкой и повредил полотно в трёх местах (впоследствии был осуждён на 2,5 года).

Стекло оказалось бьющимся, охраны никакой. Почему меры по защите бесценных шедевров мирового искусства так слабы? Имеем ли право мы, потомки, так халатно относиться к своей истории?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: