Романтическое «распредмечивание» природы
Для того, чтобы наглядно проиллюстрировать подобное отчуждение, опредмечивание природы и борьбу романтизма против подобного образа мыслей и способа виденья, давайте обратимся к сказке «Аист-халиф» Вильгельма Гауфа, — а лучше к ее советской экранизации, в которой идея использования природы, ее опредмечивания представлена в высшей степени наглядно.
Общий сюжет сказки следующий: халиф получает от злого колдуна волшебный порошок, при помощи которого у него появляется возможность превращаться в зверей
Однако он должен при этом помнить одно важное латинское слово, иначе он не сможет превратиться назад в человека. Это слово — mutabor, с латинского оно так и переводится — «Я превращаюсь»
Это слово халиф забывает после того, как начинает смеяться, видя танцующего аиста, и сам больше не может превратиться в человека, оставаясь в обличье аиста. Что происходит потом, как халифу удается вновь стать человеком? Он встречает заколдованную саламандру (в оригинальном тексте у Гауфа была заколдованная сова), которая показывает ему то место в пустыне, где раз в год злой колдун встречается со своими друзьями.
И тут начинается для нас самое важное. Во время встречи колдун говорит своим друзьям о том, что может превращать людей в животных, на что ему резонно отвечают, что это далеко не новость и много кто умеет так делать
Тогда он говорит о том, что может превращать животных в людей и делать из них слуг. Однако это не совсем люди, это скорее смешение обыденных предметов и частей тел различных животных. Дальше же следует демонстрация самого превращения: появляется крокодил, которого насильно превращают в «человека». Иными словами, подчиняют его воле и желаниям злого колдуна, опредмечивают его. После этого события замок исчезает, а халиф вновь приобретает человеческий облик. Саламандра же превращается в волшебную фею (у Гауфа она просто превратилась в прекрасную принцессу), которая вместо того, чтобы выйти замуж за халифа, как она делает это в оригинале сказки, говорит ему, что она «должна спасти несчастных животных». «Тех, кого он, злой волшебник превратил в своих слуг?» — спрашивает халиф. «Да, вернуть им прежний облик», — отвечает фея.
Литература
- Бибихин В.В. Лес (hyle). СПб.: Наука, 2011.
- Ефимова А. Малоизвестные страницы из жизни и творчества А.И. Куинджи // Журнал «Третьяковская галерея».3 2020 (60)
- Манин В.С. Куинджи. М.: Белый город, 2000.
- Неведомский М.П., Репин И.Е. Архип Иванович Куинджи. СПб.: Изд. общества имени А.И. Куинджи, 1913.
- Safranski R. Romantik: Eine deutsche Affäre. München: Carl Hanser Verlag, 2007.
- Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. М.: Наука, 1990.
Мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений. Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции. Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.
Где можно учиться по теме #живопись
Курс
12 августа 2020 — 28 августа 2019
Курс
5 августа 2020 — 26 августа 2019
Где можно учиться по теме #искусство
Курс
1 сентября 2020 — 31 августа 2021
Курс
Картина Н. Н. Ге «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад» (описание)
За слово истины высокой
Голгофский крест предвидел Он.
И, чувством скорби возмущён,
Отцу молился одиноко…
И. С. Никитин
Все сидели в глубокой скорби и молчании. В ночь, с четверга на пятницу, Иисус с одиннадцатью учениками вышел в Гефсиманский сад, находившийся у подножия Елеонской горы. А в это время Иуда уже торопился к дому первосвященника Каиафы…
Спустя 25 лет после создания «Тайной вечери» художник Николай Николаевич Ге напишет ещё одну картину, явившуюся её прямым продолжением, — «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад».
«Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного», — написано в Евангелии от Иоанна (16: 32). Но как воплотить в живописи этот драматический момент одиночества и предчувствия гибели? Воображение художника рисовало Христа с заломленными руками, с выражением отчаяния на лице… Но всё было не то. Ощущение гнетущей неопределённости он выразит в холодных, «скорбных» красках полотна, в мерной поступи исчезающих в темноте фигур. Мастерски переданный медленный ритм погребального шествия красноречиво напоминает о том, что из замкнутого круга нет и не может быть выхода. Сумрачные тона картины точно и эмоционально передают одиночество Христа, пока ещё окружённого людьми. Материал с сайта https://worldofschool.ru
|
Н. Н. Ге. Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад. 1888 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Участники прощального ужина медленно расходятся, спускаясь с залитой серебристым лунным светом площадки. Повинуясь неизбежности, они совершают свой путь в иссиня-чёрный сгущающийся мрак ночи. Их лиц не видно, фигуры закутаны в длинные плащи. Бесшумная медлительность походки, поникшие головы выдают тяжесть переживаний и глубину печали. Христос остаётся один… Его фигура освещена холодным лунным светом, лицо обращено к небу, руки судорожно сцеплены и выдают чувство одиночества и тоски. Природа спит «мёртвым сном кануна жизни» (И. Ф. Анненский).
Лунный свет, ранее облегчавший герою страдания, теперь несёт одиночество и смерть. В одном из писем Л. Н. Толстой дал такую оценку этому произведению: «Настоящая картина. Она даёт то, что должно давать искусство».
На этой странице материал по темам:
Вопросы по этому материалу:
Иисус приносит плату
Он заплатил за грехи всех, кто покается во имя Его и воссоединится с Господом. И так как Господь может видеть все, что было в прошлом, есть в настоящем и будет в будущем, в Гефсиманском саду Христос пережил те грехи, которые мы еще не совершили.
Если бы Иисус не выпил эту горькую чашу, исполнив самое тяжелое задание, которое было дано когда-либо кому-либо во вселенной, мы были бы духовно мертвы. И, согрешив, мы уже никогда не имели бы возможности снова очиститься и вернуться к нашему Небесному Отцу, оставшись вечными должниками. Без покаяния мы стояли бы перед Богом в должный день с ясным умом и имели бы «совершенное знание обо всей своей вине и своей нечистоте, и своей наготе».
Однако благодаря покаянию, ставшему возможным благодаря совершенному Сыну – Агнцу, принесенному в жертву для оплаты за наши грехи, – мы можем обрести новую жизнь, и тяжесть наших грехов и чувства вины будет облегчена. Разве найдется кто-либо в этом печальном мире, полном разочарований, кому не нужен этот дар? Когда в полном отчаянии мы воззовем: «О Иисус, Сын Божий, помилуй меня, исполненного горькой желчи и опутанного вечными оковами смерти» (Алма 36:18), нас услышит Тот, Кто был в ту ночь в Гефсимании и преисполнен милости к нам.
Осенняя распутица
Картина была создана в 1872 году.
Поздняя картина живописца «Осень. Туман» служит своеобразным отражением полотна «Осенняя распутица». Место, где написано произведение, неизвестно.
В годы его создания автор примыкал к обществу художников-передвижников, поэтому в целом картина писалась по принципам, которые они использовали в живописи.
Искусствоведы называют пейзаж жанровым, именно он принес Куинджи звание классного художника.
На нем изображена повозка, запряженная лошадью, которая пытается преодолеть размытую дождем дорогу, одиноко стоящее дерево, люди, вдали виднеется поселение.
Рисуя пейзаж, автор использовал серые холодные тона, чтобы как можно реалистичнее передать ощущение осенней непогоды.
Примечания
- [kuinje.ru/kuinji_kartina/prochie7.php Архип Иванович Куинджи. Галерея картин художника — Христос в Гефсиманском саду. 1901] (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 20 ноября 2014.
- ↑ 12Галина Пинхасова. [worontsovpalace.org/?p=1184 Этюд об одной картине «Христос в Гефсиманском саду» А.И.Куинджи] (HTML). worontsovpalace.org (2 сентября 2013). Проверено 20 ноября 2014.
- ↑ 123Виталий Манин. Куинджи. — Москва: Изобразительное искусство, 1976. — 207 с.
- М. П. Неведомский. [kuinje.ru/life43.php Архип Иванович Куинджи. Биография-характеристика. Посмертие (часть 2)] (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 20 ноября 2014.
- Виталий Манин. [kuinje.ru/kuinji_manin12.php О творчестве Архипа Ивановича Куинджи (часть 12)] (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 20 ноября 2014.
- Владимир Петров. [kuinje.ru/petrov5.php Статья к 150-летию Куинджи (часть 5)] (HTML). www.kuinje.ru. Проверено 20 ноября 2012.
Местоположение масличного пресса
Так же, как все созданное в мире свидетельствует нам о Спасителе, так и Гефсиманский сад – там, где отжималось оливковое масло, – несет тихое свидетельство о той страшной ночи
Оливковое масло имело очень важное значение в жизни народа Израилева. Благодаря оливковому маслу, которое использовалось в лампах, темной ночью можно было зажечь свет
Оливковое масло служило целительным бальзамом для ран, а оливковая масса использовалась в качестве топлива. Но единственным способом получить оливковое масло было подвергнуть оливки большому давлению, раздавливая их на каменном прессе. Под этой тяжестью оливки, будучи изначально горькими, давали масло, которое имело сладкий вкус.
Так же и с Искуплением. Из горечи той ночи вышло нечто драгоценное и сладостное – то, что дает свет в ночи. Когда нас помазывают освященным маслом, Исцеление приходит к нам благодаря жертве Христа, Который должен был пережить давление пресса, чтобы дать нам целительный бальзам для наших ран.
Иисус просил Своих апостолов Петра, Иакова и Иоанна не спать, но дважды Он находил их «спящими от печали» (От Луки 22:45). Он сказал им: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» Затем добавил, пожалев их: «Дух бодр, плоть же немощна». И наконец, в третий раз Он нашел их спящими и сказал: «Вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников» (От Матфея 26:41-45).
Образ Иисуса Христа в русской живописи 19-го века
В русской живописи 19-го века активно разрабатывается образ Иисуса Христа, но не как Сына Бога, а как человека (Се человек). Художников волнует тема одиночества и страданий Иисуса Христа как человека.
В евангельских картинах русских художников скрыт и богословский контекст: все грехи мира может взять на себя только сам Бог, приняв на себя наказание за них, поэтому Он отождествляет себя со слабым человеком в образе Сына и подвергает Его казни на кресте. Иисус Христос проходит через всю глубину человеческих страданий, сближаясь с самыми слабыми, униженными, несчастными.
Исторический контекст христологических картин русских художников состоит в стремлении показать личность, готовую к самопожертвованию ради лучшей жизни своего народа – так воспринимались взгляды и действия разночинцев-демократов, а затем и социал-демократов, прогрессивно настроенными деятелями русской культуры 19-го века (Николай Ге, В. Поленов, Иван Крамской, Александр Иванов, Василий Перов и др.).
Николай Ге.
Николай Ге. Христос с учениками входит в Гефсиманский сад.1889.Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия. Лунный свет, дом, где только что происходила тайная вечеря, на которой он рассказал ученикам о приближении того, зачем он пришел на землю – о распятии. И теперь апостолы в скорби уходят. И хотя самый юный из них Иоанн еще задержался возле учителя, Христос уже не с ними.
Сын божий один, отвергнутый миром, который он пришел спасти. Впечатлениеодиночества Христа
в картине усиливается холодным мерцанием луны. Н. Ге изображает Спасителя в последние часы его земного бытия, когда он, своей земной природой, как смертный человек, осознал весь ужас предстоящих ему мучений: распятие, казнь, самую мучительную и самую позорную. На его лице тоска. Обратив взор свой к черному звездному небу, к своему Отцу, он весь уходит в молитву. Н. Ге удается передать атмосферу трагедии, глубинучеловеческого страдания Иисуса Христа, его одиночества.
Страстная неделя в картинах русских художников
Previous Entry | Next Entry
bellezza_storiagalik_123
Оригинал взят уgalik_123 в Страстная неделя в картинах русских художниковСемирадский Генрих Ипполитович. Грешница25 апреля 2021 — Великий Понедельник
В Великий понедельник вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
Мф 21, 18-22
Нестеров Михаил Васильевич. Христос у Марии и Марфы
26 апреля 2021 — Великий Вторник
В Великий вторник вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме. В этот день Им было рассказано ученикам о втором пришествии Мф 24
, притча о десяти девах, притча о талантахМф 25, 1-30 . Первосвященники и старейшины искушали его вопросами, хотели арестовать Его, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса за пророка и внимательно слушал его.Липгарт Эрнст Карлович. Притча о мудрых и неразумных девах27 апреля 2021 — Великая Среда
В Великую среду вспоминается помазание Иисуса Христа миром и предательство Иуды.
Мф 26, 6-16
Бронников Фёдор Андреевич. ИудаГе Николай Николаевич. Иуда. Совесть28 апреля 2021 — Великий Четверг. Тайная Вечеря
В Великий четверг вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии (Причащения). Бакалович Степан Владиславович. Омовение ногЖуравлев Фирс Сергеевич. Омовение ног (мозаика)Живаго Семен Афанасьевич. Тайная Вечеря Шебуев Василий Козьмич. Тайная ВечеряГе Николай Николаевич. Тайная ВечеряБейдеман Александр. Тайная Вечеря. (Эскиз росписи церкви в Ливадии)Бейдеман Александр. Тайная Вечеря. (Эскиз росписи церкви в Ливадии)
29 апреля 2021 — Великая Пятница. Распятие Христа
В Великую пятницу православные христиане вспоминают арест Иисуса Христа в Гефсиманском саду, суд первосвященников, суд Пилата, крестный путь Иисуса, распятие, смерть и сопровождающие её знамения, снятие с креста и погребение. Ге Николай Николаевич. Христос с учениками входит в Гефсиманский садНестеров Михаил Васильевич.
Истязание Спасителя Крамской Иван Николаевич. Хохот. «Радуйся, Царю Иудейский». Левый и правый фрагментыНестеров Михаил Васильевич. Несение крестаМоллер Федор Антонович. Несение крестаБоткин Михаил Петрович. Жены, издали смотрящие на ГолгофуГолынский Василий Андреевич. Распятие Иисуса Христа Васнецов Виктор Михайлович. Распятый Иисус ХристосНестеренко Василий. РаспятиеГе Николай Николаевич. РаспятиеВерещагин Василий Петрович. Ночь на ГолгофеБоткин Михаил Петрович. Скорбящая БогоматерьКошелев Николай Андреевич. Снятие с КрестаВаснецов Виктор Михайлович. Положение во гроб Ге Николай Николаевич. Возвращение с погребения Христа
30 апреля 2021 — Великая Суббота. Сошествие Христа во ад
1 мая 2021 -Воскресение Христово. Пасха
Человек или Бог
В период затворничества в работах художника, в которых представлена тематика леса, появляется еще один интересный мотив. Развитие мысли Куинджи можно зафиксировать на картинах «Солнечный свет в парке» и «Солнечный день в лесу» (1890-х годов). «Солнечный день в парке» дает нам возможность соприкоснуться со светом вне условностей обыденной жизни:
Солнечный свет в парке. Архип Куинджи. 1898-1908 годы
На втором, похожем полотне смысловым центром выступает не свет, а некая фигура, которая притягивает к себе наше внимание:
Солнечный день в лесу. Архип Куинджи. 1890-ые годы
Однако известно, что люди на полотнах Куинджи, посвященных природе, практически не встречаются. В редких случаях можно увидеть только намек на существование человека — например, лесную дорожку. Но тогда что это за фигура? Возможно, странник или просто прогуливающийся по лесу человек. Впрочем, мне кажется, что можно сделать другое предположение: этот путник — Бог.
Странник в русской народной традиции, с которой Куинджи был несомненно знаком, зачастую понимается как Христос. Знаменитый русский собиратель фольклора второй половины XIX века Александр Афанасьев писал: «По народным сказаниям, Спаситель вместе с апостолами и теперь, как некогда…, ходит по земле, принимая на себя страннический вид…»
Это поверье отразилось и в народных пословицах и поговорках. Владимир Даль приводит в пример такие: «В окно подать — богу подать», «Просит юродивый, а подаешь богу». Проник этот мотив и в русскую поэзию. Читаем у Тютчева:
Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь небесный Исходил, благословляя.
У Есенина в стихотворении «Не ветры осыпают пущи…»:
И в каждом страннике убогом Я вызнавать пойду с тоской, Не Помазуемый ли Богом Стучит берестяной клюкой.
И может быть, пройду я мимо И не замечу в тайный час, Что в елях — крылья херувима, А под пеньком — голодный Спас.
А есенинское стихотворение «Чую радуницу Божью…» вообще можно прочитать как пояснение к полотну Куинджи:
Между сосен, между елок, Меж берез кудрявых бус, Под венком, в кольце иголок, Мне мерещится Исус.
Он зовет меня в дубровы, Как во царствие небес, И горит в парче лиловой Облаками крытый лес.
Смысловой — фигура путника, но рядом с ней также расположен и световой центр полотна, то место, где художник собрал максимальное количество света.
Мотив встречи Бога в лесу находит развитие в знаменитой картине «Христос в Гефсиманском саду» (1901), где фигура Иисуса также является смысловым и световым центром (а сад в христианской традиции — это и есть переосмысленный лес):
Христос в Гефсиманском саду. Архип Куинджи. 1901 год
Таким образом, в лесу, где теряются все привычные рационалистические ориентиры, человек встречает Бога. И этой встрече две другие — с тайной общения земли и неба и с истинным светом — никоим образом не противоречат.
Предательство
Возможно, что уже в эту самую минуту Он увидел приближающиеся огни факелов. Это были вооруженные солдаты, которых вел к ним Иуда. «Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (От Иоанна 13:18).
Подойдя к Иисусу, Иуда не только поприветствовал, но и «поцеловал Его» (От Матфея 26:49).
Пытаясь предотвратить арест Иисуса, Петр поднял свой меч и отсек правое ухо Малху, слуге священника. Однако, Иисус, дотронувшись до его уха, исцелил его, добавив: «Думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (От Матфея 26:53). Ибо настал момент, когда небеса не должны были вмешиваться, и Иисус должен был позволить написанному в Священных Писаниях свершиться.
Когда солдаты схватили Иисуса, «они увидели перед собой утомленного, безоружного человека, кого предал один из Его самых близких товарищей, и чей арест мучительно и безнадежно наблюдала горстка испуганных галилеян». Это было началом долгой, тяжелой ночи допросов. Сначала Его отвели к распутному, жадному Анне – бывшему первосвященнику, отслужившему семь лет. Будучи одним из самых развратных людей на земле, он привел к власти и контролировал нынешнего первосвященника, который выполнял каждое его слово.
Картины
1869 — «Исаакиевский собор при луне» 1872 — «Осенняя распутица»1875 — «Бурьян» 1875 — «Осень. Пасмурный день над степью» 1878 — «Вечер на Украине» 1878 — «Закат солнца в лесу» 1887 — «Крым. Берег моря» «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь»(1890—1895)1900 — «Закат в степи» 1905 — «В Крыму» 1908 — «Цветник. Кавказ»
Архип Иванович, выходец из семейства бедного мариупольского сапожника-грека, всей своей жизнью подтвердил, что достоин изначального прозвания (еменджи — трудовой человек): он действительно ломил как вол на ниве искусства. И денег, и недвижимости нажил немало, и потому к исходу дней стал, что называется, миллионщиком. Художник-капиталист в России в XIX веке, тем более среди передвижников, — это нечто. Весь свой капитал он завещал Обществу имени Куинджи, которое основал в 1908 году вместе с пейзажистом Константином Крыжицким для поддержки художников (на удивление, оно просуществовало до 1930 года). В его фонд мэтр положил несколько миллионов рублей, да еще передал в дар огромный земельный участок в Крыму. Было ли это тщеславным желанием прослыть новым Медичи или то была искренняя забота о молодежи — сказать трудно. Приятель-соперник Куинджи Иван Иванович Шишкин отзывался о нем неоднозначно: то «хитрый грек», то (что было чаще) — «чародей».
Кстати, недавно об Архипе Куинджи вновь вспомнили. Причиной тому стала картина «Ай-Петри. Крым», которую похитили во время выставки работ мастера в Третьяковской галерее. Могучий Ай-Петри решен Куинджи в монохромной гамме – кажется, мастер использовал все оттенки синего… И вот уже перед зрителем предстают величественные очертания знаменитой крымской горы. Хорошо, что буквально на следующий день полиция задержала 32-летнего Дениса Чуприкова, который объяснил, что при помощи полотна собирался рассчитаться с долгами. А вот про эту выставку я нашла замечательный материал и приведу его позднее
Описание[ | ]
Картина написана художником в стиле романтического пейзажа. Как и в других картинах Куинджи, значительный эффект достигается необычными комбинациями света и цвета, резким контрастом солнца и тени, который создаёт впечатление очень яркого солнечного освещения. Доминирующее положение на полотне занимает залитая ярким солнечным светом лесная поляна. На заднем плане её замыкают густые высокие деревья, зелёные ситуэты которых служат своеобразной живой оградой. Картина разделена на две части протекающим по центру ручьём, затянутым тиной, а также просветом между деревьями в глубине композиции.
Такое «подчёркнуто симметричное деление композиционных планов картины» сохраняется и в расстановке расположенных на первом плане берёз, растущих на поляне. Верхняя часть берёз не показана, видны только их стволы — коричневато-зеленоватые в тени и ярко-белые в тех местах, где они обращены к солнцу — и небольшие ветки со свежей листвой, которые выделяются светло-зелёным цветом на фоне тёмно-зелёного леса, изображённого на заднем плане. Комбинация разных оттенков зелёного цвета, использованных при написании листвы берёз и дальнего леса, ещё более подчёркивает ощущение яркого солнечного дня — по словам художника Аркадия Рылова, «реальна эта радость, сверкающая под душистыми берёзами».