Реферат на тему: третьяковская галерея

Введение

История
Третьяковской галереи, которая является одним из крупнейших музеев мира. Его
популярность почти легендарна. Ежегодно сотни тысяч людей приезжают посмотреть
его сокровища в тихий Лаврушинский переулок, расположенный в одном из старейших
районов Москвы, в Замоскворечье. Собрание Третьяковской галереи посвящено
исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли
свой вклад в историю русского искусства или тесно с ним связаны. Галерея была
задумана ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем
Третьяковым, в 1832-1898 годах и сохранилась до наших дней.

Третьяков Павел Михайлович

Родился 15 (27) декабря 1832 г. в Москве в купеческой семье. Он получил образование на дому, начал свою карьеру в торговле и работал с отцом. Вместе со своим братом Сергеем Павел построил бумажные фабрики, на которых работало несколько тысяч человек. Состояние П.М. Третьякова на момент его смерти оценивалось в 3,8 миллиона рублей. Третья галерея Музей.

Павел
Михайлович давно не женился. Только в августе 1865 года он женился на Вере
Николаевне Мамонтовой, двоюродной сестре известного мецената Саввы Ивановича
Мамонтова. В 1866 году родилась старшая дочь Вера (1866-1940), затем Александра
(1867-1959), Любовь (1870-1928), Михаил (1871-1912), Мария (1875-1952), Иван
(1878-1887). В 1887 году Иван, всеобщий любимец, умер от алой лихорадки,
осложненной менингитом, надеждами отца. Горе Павла Михайловича не имело границ.
Старший сын Михаил родился больным и слабым и никогда не приносил радости
родителям.

В
1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства,
которую хотел подарить городу почти с самого начала. Считается, что первые
картины он приобрел в 1856 году — это работа Н.Г. Шильдера
«Искушение» и «Борьба с финскими контрабандистами» (1853)
В.Г. Худякова. Затем коллекция пополнилась картинами Игоря Трутнева, Александра
Саврасова, К. А. Трутовского, Фридриха Бруни, Лагорио и других мастеров. Еще в
1860 году меценат издал завещание, в котором говорилось: «Для меня, кто искренне
и горячо любит живопись, не может быть лучшего желания, чем начало публики,
чтобы обеспечить все доступные депо изобразительного искусства, со многими
льготами, со всем удовольствием».

В
1860 году Третьяков приобрел картины «Порт заключенного» В. И. Якоби,
«Прошлая весна» М. П. Клодетты, «Бабушкина сказка» В. М.
Максимова и другие. Павел Михайлович высоко оценил творчество В.Г. Перова,
которому он написал в октябре 1860 года: «Берегите себя на службе
искусства и своих друзей». В 1860-е годы были приобретены такие
произведения Перова, как «Крестный ход на Пасху», «Тройка»
и «Любитель», позже Третьяков продолжал приобретать картины Перова,
заказывал для него портреты, активно участвовал в организации посмертной
выставки работ художника.

В
1864 году в сборнике появляется первая картина, написанная по сюжету русской
истории — «Тараканья принцесса» К.Д. Флавицкого. В конце 1860-х годов
Павел Михайлович заказал произведение Ф. А. Бронникова, ставшее впоследствии
любимой картиной Веры Николаевны Третьяковой — «Пифагорийский гимн
восходящему солнцу».

В
1874 году Третьяков построил здание для собранной коллекции — галерею, которая
была открыта для публики в 1881 году. В 1892 году Третьяков передал свою
коллекцию вместе со зданием галереи в дар Московской губернии. Через год это
учреждение было переименовано в «Муниципальную картинную галерею
Третьякова Павла и Сергея Михайловича». Павел Третьяков был назначен
пожизненным попечителем галереи и получил звание почетного гражданина Москвы.
Является акционером Московского торгового банка.

В
конце жизни Третьяков получил звание торгового советника, был членом
Московского отделения Торгово-Промышленного Совета и действительным членом
Санкт-Петербургской Академии художеств (с 1893 года). Скончался 4 (16) декабря
1898 г. в Москве. Последними словами его родственников были: «Позаботьтесь
о галерее и будьте здоровы». Он был похоронен на Даниловском кладбище в
Москве рядом с родителями и братом Сергеем, умершим в 1892 году. В 1948 году
прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Пятая галерея в наши дни

В
апреле 1995 года в главном здании в Лаврушинском переулке для посетителей была
открыта обновленная выставка классического русского искусства. Выставочная
площадь увеличилась. В реконструированном главном здании Третьяковской галереи
удалось значительно расширить экспозицию древнерусского искусства, создать залы
для скульптуры XVIII — первой половины XIX века.

Графика,
требующая специального светового режима, сейчас экспонируется в специально
оборудованных залах, есть «камера сокровищ», где можно увидеть
произведения прикладного древнерусского искусства, миниатюры, иконы в драгоценных
шкатулках.

Развитие
дворов позволило создать новые залы для картин величайших мастеров живописи XIX
века — К.П. Брюллова, А.А. Иванова, И.А. Крамского, А.И. Куинджи. Самая большая
из них была специально разработана для огромного декоративного панно «Мечта
принцессы» М.А. Врубеля (1896).

Еще в
1953 году из Большого дворца Московского Кремля в Третьяковскую галерею было
перенесено пятиметровое полотно И.Е. Репина «Прием вольных сержантов
Александра III во дворце Петровского дворца в Москве». (1886), созданный
по «высшему» порядку. Она также была включена в новую экспозицию.

Для
того, чтобы показать искусство 20 века с возможной полнотой, соответствующей
объему и уровню музейной коллекции, было принято решение разделить экспозицию
на два здания и провести общую выставку искусства 20 века в здании галереи,
которое находится на Крымском валу.

16
декабря 1998 года, к 100-летию со дня смерти П.М. Третьякова, на Крымском валу
открылась первая постоянная экспозиция искусства ХХ века, основанная на
историческом, хронологическом и монографическом принципах. Впервые появилась
возможность увидеть в полном объеме работы величайших художников, которые не
взрывались до 1917 года и после. В юбилейном 2006-2007 году зрителям была
предложена новая версия экспозиции.

В настоящее
время основное внимание уделяется разнообразию стилей в живописи первой
половины ХХ века. Объективность и неоклассицизм 1910-х годов, монументализм и
камерная лирика 1920-х, соцреализм и поставангардная живопись 1930-х годов
образуют выразительный контраст и обогащают идею художественного процесса и
развития мастеров в советский период

Впервые работы советских художников
1930-1950-х годов будут показаны наряду с работами художников из других стран
России. В дополнение к традиционным экспонатам, новая выставка также включает в
себя реконструкцию. Посетители могут увидеть знаменитые контррельефы В.Е.
Татлина, «пространственные объекты» конструктивистов, которые не
сохранились до наших дней; картина 1920-х годов дополнена фотографиями А. Родченко.

Выставочная
деятельность галереи становится все более разнообразной и интересной. Ежегодно
организуются выставки, которые вызывают большой интерес общественности, в том
числе выставки «Сокровища эпохи Возрождения России» (1995), «К
150-летию со дня рождения И.Е.Цветкова» (1995), «Сокровища музеев
Московской области» (1996), «Незабываемая Россия». Россия и
Россия глазами британских художников. XVIII — первая половина XIX века»
(1997), «М.Ларионов — Н.Гончарова. Шедевры парижского наследия.
Живопись» (1999), «К.П.Брюллов. К 200-летию» (2000),
«Западноевропейское искусство XVI-XVIII веков. Столетия из собрания
Тульского художественного музея». (2000), «Вернемся в музей
Грозного» (2002), работы Н.Н.Сапунова (2003), «Пророк и мечтатель».
М.А.Врубель, В.Е.Борисов-Мусатов. Графика» (2005).

Работы
из коллекции галереи регулярно демонстрируются на международных и национальных
выставках в разных городах.

С
середины 1990-х годов в Третьяковской галерее ведутся серьезные исследования по
подготовке и изданию сводного каталога коллекции. Это научное и наиболее полное
многотомное издание, представляющее всю коллекцию Галереи.

Третьяковская
галерея проводит обширную издательскую и популяризаторскую работу: Публикуются
книги, альбомы и другая печатная продукция. В 2004 году был создан
инновационный отдел мультимедийных и интернет-проектов для создания
современного сайта Третьяковской галереи и издания электронных каталогов
выставок.

Коллекция
Третьяковской галереи на сегодняшний день насчитывает более 170 тысяч
произведений.

Коротко об истории создания Третьяковской галереи

Третьяковская галерея была создана в 1856 году. Ее создателем считается купец Павел Третьяков. Через 11 лет, в 1867 году галерею открыли для посетителей, а 1892 году хозяин подарил ее городу. Так из личного музея Третьяковка превратилась в государственную собственность.

Уже на тот момент поражал размах экспозиции – в 1892 году в коллекции насчитывалось более 1200 картин, 471 рисунков и около десятка различных скульптур.

В 1917 году, после окончания революции, Третьяковка была национализирована, после чего в ней стали появляться различные вещи, принадлежавшие частным коллекциям, как русским, так и зарубежным.

На текущий момент в галерее можно посмотреть около 180 тысяч различных экспонатов. В Третьяковской галерее представлены не только произведения русских и зарубежных художников, но и различные изделия из драгоценных металлов, имеющие историческую ценность.

Проект фасада Третьяковской галереи, 1900 год

Интересные факты

1. Становление галереи, как коллекции купца Третьякова, началось с покупки западноевропейской живописи, а не произведений русских художников.
2. Мало кто знает, что младший брат Павла, Сергей, тоже поучаствовал в создании галереи.
3. Эмблема знаменитого музея – фасад здания. Он был выполнен по эскизу Васнецова.
4. В музее можно встретить картину «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». В 1913 году она подверглась «нападению» — человек, чью личность так и не смогли установить нанес несколько ударов острым ножом по полотну.
5. За все время существования Третьяковской галереи она закрывалась несколько раз – из – за краж и на время военных действий.
6. В 1999 году Галерее была подарена Чудотворная Икона Божьей Матери, которая, по преданию, смогла изавить Москву от нападения хана Махмет – Гирея.
7. Идея создания частной галереи огромного масштаба пришла купцу в голову после посещения известного петербургского Эрмитажа.
8. Картина, с которой все началось – «Стычка с финляндскими контрабандистами».
9. В 1891 году произошла первая кража из Третьяковки, в результате которой пропали 4 картины, 2 из которых удалось вернуть.
10. На знаменитой картине «Утро в сосновом бору» медведи нарисованы рукой друого художника. Однако, Шишкин стер скипидаром фамилию Савицкого, оставив всю работу за собой.

Заключение

Что
касается ситуации в современной России, трудно представить, чтобы кто-то мог
создать что-то вроде галереи. И дело даже не в том, что это, как многие скажут,
«не совсем необходимо», а в том, что сейчас просто еще один раз, еще
одна проблема, еще одна задача, которая должна быть решена. Хотя это
утверждение не является неоспоримым.

Что
касается культурного наследия, то научно-технический прогресс ежедневно
предоставляет нам новые формы и результаты деятельности человека в области
культуры и искусства. И мы должны заботиться о них в наше время, сохранять и
умножать их, не забывая прошлого, чтобы оставить нашим потомкам наше видение
мира, нашу жизнь, как поистине великого человека, — это сделал Павел Михайлович
Третьяков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: