«Поклонение пастухов» (после 1450 года)
Изучая картины Мантеньи и других художников XV века, исследователи прибегают к иконографическому анализу, к анализу стиля, рассматривают работы в социальном и культурном контексте, исследуют под микроскопом и рентгеном, ищут их упоминания в документах. Все это помогает уточнить, а иногда и расшифровать замысел художника, обстоятельства создания произведения, значение сюжетов и отдельных деталей.
«Поклонение пастухов», вероятно, было написано по заказу маркграфа Феррары Борсо д’Эсте. Прямых подтверждений этому нет, но работа упоминается в составленном в 1586 году списке картин, находившихся в собрании д’Эсте. Кроме того, искусствовед Кит Кристиансен считает, что на Борсо в качестве заказчика указывает изображенная на картине изгородь с висящим на ней кабачком, напоминающая плетеную дамбу: маркграф активно осушал болота, окружавшие Феррару, и такие дамбы были одной из его эмблем (например, такую же дамбу мы видим в Библии, созданной специально для Борсо).
Тщательно выписанные камни, кустики, пучки травы — не просто часть пейзажа. По мнению Кристиансена, Мантенья таким образом вставляет свое слово в актуальный в XV веке спор о том, что важнее — живопись или поэзия. Одна из сторон считала, что поэты умеют изображать природу лучше художников: на это указывали популярные при дворе поэтические описания картин. Так, в одном из них поэт Гуарино да Верона (учитель старшего брата Борсо, Лионелло д’Эсте) писал о «цветущих холмах, о воздухе, наполненном пением птиц, и лугах, покрытых цветами». Мантенья передает настроение пейзажа и его детали средствами живописи, показывая, что они убедительны не менее поэтических приемов.
Кроме того, эта тщательность апеллирует к искусству Северного Возрождения, ценившемуся в Ферраре: так, Мантенья, скорее всего, был знаком с работами фламандского мастера Рогира ван дер Вейдена, также работавшего на д’Эсте.
Мастер E. S. Рождество. 1450-е годы
Фигура склонившейся над Иисусом Марии (в более широком смысле источник этой иконографии — откровение Бригитты Шведской Во время паломничества в Вифлеем Бригитта увидела видение о Рождестве: Мария склонилась в молитве над новорожденным младенцем, окруженным светом. Это видение легло в основу одной из самых распространенных иконографий Рождества.) и скала у нее за спиной отсылают к «Рождеству» немецкого мастера, известного как E. S. «Рождество» и «Поклонение» датируются приблизительно одинаково, и если это сходство не случайно, то оно говорит не только о быстром распространении немецких гравюр на юге и интересе Мантеньи к северному искусству, но и о том, что, увидев заинтересовавшие его приемы, он быстро использовал их в своем искусстве.
Некоторое время считалось, что правая часть картины была обрезана (искусствоведы размышляли о необычной композиции и о том, почему фигура Марии находится не в центре). Однако в 2009 году картину рассмотрели под микроскопом, и выяснилось, что ее размер не менялся.
Евангельский сюжет
Моление о чаше описано всеми евангелистами, кроме Иоанна, который только сообщает, что «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад» (Ин. ).
Евангелие | Текст |
---|---|
От Матфея () | Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Ещё, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошёл опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня. |
От Марка () | И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашёл их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня. |
От Луки() | Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошёл от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. |
Все три евангелиста описывают моление Христа одинаково, только Лука упоминает о явлении ангела и о кровавом поте Иисуса. Также только Лука называет причину сна учеников Иисуса Христа — «нашел их спящими от печали».
Матфей и Марк повествуют о троекратной молитве Иисуса:
- Первый раз Он молился об отвращении от Него чаши страданий — «да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»;
- Второй раз изъявляет уже прямую покорность воле Божией (у Луки Eму был послан ангел, чтобы укрепить Его в этой воле) и восклицает — «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя»;
- Третий раз Он повторяет своё второе моление и возвращается к ученикам сказать о приближении предателя: «вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня».
Место действия
Согласно евангельскому повествованию, Иисус пришёл для Своей молитвы перед арестом в Гефсиманский сад, расположенный внизу склона Елеонской горы около ручья Кедрон, восточнее от центра Иерусалима. По данной причине в христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа и является местом христианского паломничества.
Место, где молился Иисус Христос, в настоящее время находится внутри католической Церкви всех наций, построенной в — 1924 годах. Перед её алтарём находится камень, на котором, по преданию, молился Христос в ночь своего ареста.
Евангельский сюжет
Моление о чаше описано всеми евангелистами кроме Иоанна, который только сообщает, что «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад» (Ин.18:1).
Евангелие | Текст |
---|---|
От Матфея (26:37-46) | И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаеёся в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня. |
От Марка(14:33-42) | И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня. |
От Луки(22:40-46) | Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. |
Все три евангелиста описывают моление Христа одинаково, только Лука упоминает о явлении ангела и о кровавом поте Иисуса. Также только Лука называет причину сна учеников Иисуса Христа — «нашел их спящими от печали».
Матфей и Марк повествуют о троекратной молитве Иисуса:
- Первый раз Он молился об отвращении от Него чаши страданий — «да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»;
- Второй раз изъявляет уже прямую покорность воле Божией (у Луки ему был послан ангел, чтобы укрепить Его в этой воле) и восклицает — «да будет воля Твоя»;
- Третий раз он повторяет своё второе моление и возвращается к ученикам сказать о приближении предателя: «вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня».
Место действия
- Основная статья: Гефсиманский сад
Согласно евангельскому повествованию, Иисус пришёл для своей молитвы перед арестом в Гефсиманский сад, расположенный внизу склона Елеонской горы около ручья Кедрон, восточнее от центра Иерусалима. По данной причине в христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа, и является местом христианского паломничества.
Место где молился Иисус в настоящее время находится внутри католической Церкови всех наций, построенной в — годах. Перед её алтарём находится камень на котором, по преданию, молился Иисус в ночь своего ареста.
Молитва перед иконой
Особого молитвенного последования перед образом не установлено. Удовлетворяя нужде в богообщении, в тяжелые минуты глубокой сердечной скорби, возможно молиться любыми словами от всего сердца, памятую слова молитвы, которую произносил Господь:
(Мф. 26, 39)
Так, один, казалось бы, совсем небольшой фрагмент каждой иконы, небольшое по содержание упоминание в Евангелии открывает нам великую глубину откровения Бога о Самом Себе.
Помня самую первую заповедь, предписывающую нам в том числе познавать Откровение Божие, будем с благоговением постигать величие и глубину вечных книг Евангелия, написанных некогда рыбаками, ставшими на все века ловцами душ человеческих.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
СОБЫТИЯ И ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА
«Моление о Чаше» — иллюстрация молитвы Господа Иисуса Христа в Гефсиманском саду неподалеку от Иерусалима, куда Он пришел помолиться в одиночестве перед страданиями. Это образ, чья композиция и сюжет широко распространены в западноевропейской живописи — очевидно, он происходит из иллюстраций к Библии. В православной же иконописи указание о написании иконы Иисуса, молящегося в Гефсимании, содержится лишь в иконописном подлиннике (сборник описаний сюжетов икон) авторства афонского монаха — «Ерминии» начала XVIII века.
Художники и иконописцы при создании «Моления о Чаше» обычно точно следуют евангельскому повествованию, отражая все детали, сообщенные евангелистами.
В композиции всегда акцентируется одиночество Господа Иисуса Христа — так, что зачастую другие действующие лица незаметны. Христос всегда стоит на коленях в центре образа, а на иконе в стиле «академической школы» (живописная манера, которая передает светотень и имеет фотографические черты) Он ярко освещен Небесным Светом от ангела с Чашей в руке, Сам Его Лик, поднятый к Небу, словно сияет, а остальная часть иконы тонет в темноте. Руки Христа воздеты в молитве или сцеплены на камне в молитвенном жесте.
По словам евангелистов, Христос молился трижды, до кровавого пота. В первой молитве Он просил Бога Отца о том, чтобы не пить Чашу страданий, говоря в то же время, чтобы совершилось так, как хотел того Бог. Христос выражал свой страх, тоску перед мучениями. Затем Он молился с полной покорностью воле Божией и пониманием, что Ему не миновать мучений. Евангелист Лука пишет, что в это время Бог Отец послал Ему Ангела, поддержавшего Христа. В третий раз Господь повторил слова Своего принятия воли Божией и обратился к ученикам, разбудив их и сказав, что приближается предатель, который отдаст Его в руки грешников. Он даже призвал учеников идти вместе с Ним, чтобы отдаться в стражникам Самому.
Ангел, несущий с Неба золотую Чашу, находится в верхнем углу образа, иногда обозначен только его силуэт. Согласно Священному Преданию, сам Архангел Гавриил благодатью Божией укреплял неслышимой беседой Христа в эту тяжелую ночь начала Его страданий за человечество. Чаша — символ этих страданий и смерти, необходимых для очищения прошлых и будущих грехов всего человечества, каждого, кто поверит в Бога, раскается в своих грехах и призовет Его в молитве.
На заднем плане видны фигуры солдат и Иуды, идущего, чтобы предать Христа в руки стражи за тридцать сребренников, отданных ему фарисеями. Именно они стремились погубить Христа из зависти за любовь народа к Нему.
Неподалеку от молящегося Господа лежат апостолы, которые спали «от печали», то есть утомившись переживаниями за судьбу Иисуса Христа, которого преследовали враги. Значение изображения апостолов в воплощении слов Христа: чтобы не впасть в грех, нужно молиться и духом бодрствовать, не спать, ведь дух бодр, а тело немощно. Так сон учеников, которые после ареста Христа разбежались, противопоставляется молитве Христа, в которой Бог Отец укрепил Его.
Евангельские строки, описывающие молитву Христа в Гефсиманском саду, вдохновляли на размышления многих творцов на протяжении веков. Необычна эта икона, необычно событие: Иисус Христос, Господь Вседержитель, Которого просят о помощи миллиарды людей, Сам испытывает человеческие чувства страха и тоски, Сам молится Своему Отцу. Сейчас по благодати Божией многие люди понимают весь смысл событий земной жизни Господа, поясненный Церковью. Но как сложно представить одиночество Христа, непонимание апостолов, равнодушие и злобу распинающих и истязающих его людей!
История иконы Моление о Чаше
Христос пришел, чтобы отдать свое тело на растерзание, пролил безгрешную кровь. Все ради того, чтобы люди могли попасть обратно в потерянный ими рай. Моление Христа сначала было о том, чтобы избежать уготованной участи. Уже затем Его молитва выражает полное смирение с Божьей волей. Христианам здесь подается урок — каждый должен испить свою чашу страданий, уготованную Господом, подчинить свой рассудок, волю и все существо воле Бога.
Нам не всегда понятны и приятны замыслы Создателя. Но чтобы в итоге состоялась победа, необходимо принимать их — по вере, ведь рассудком это сделать невозможно. Все человеческое начало до конца противится смерти, даже часто отрицает ее, хотя она неизбежна.
В чем помогает
С молитвой к образу Господа «Моление о чаше» приходят как к последней надежде на помощь в следующих ситуациях:
- потеряв надежду в тяжёлых жизненных обстоятельствах;
- отчаявшись найти верный путь в решении важных вопросов;
- испытывая душевное смятение;
- подвергаясь сильному искушению и дурному влиянию.
Наибольшую силу имеет молитва, произносимая на Страстной неделе
Чтобы она была услышана, важно выполнить следующие условия:
- постараться очистить разум от злых помыслов;
- выразить готовность следовать замыслу Господа;
- со смирением принять любую его Волю.
Перед образом зажигают свечу или лампаду и становятся подобно Иисусу Христу на колени. Служители церкви рекомендуют читать перед этой иконой четыре молитвенных обращения:
- Молитва Господня (Отче наш);
- Молитва Святому Духу;
- Молитва к Пресвятой Троице;
- Символ веры.
Следует знать! Молиться перед любым святым образом можно, не только произнося специальные акафисты. Смиренную просьбу или покорную благодарность можно выражать собственными словами. Главное, чтобы они были искренними и шли из сердца.
Икона Господа «Моление о чаше» может располагаться в домашнем иконостасе. По молитве, возносимой пред ней Господу, верующие люди получают помощь, когда отчаяние и чувство одиночества одолевают душу и разум.
https://youtube.com/watch?v=HuH9TqWex_s
Моление о чаше
Стиль работы Мантеньи
А. Мантенья. Парнас.
Дело, конечно, не сводилось только к «раскрученности» имени. Стиль Мантеньи сам по себе был уникальным и выдающимся. Будучи последователем падуанской школы, он в то же время прокладывал новые пути в искусстве Возрождения, становясь ориентиром для художников кватроченто и более поздних периодов
Его работы обращают на себя внимание особенной склонностью ко всему «каменному». Архитектурные детали – арки, акведуки, вообще древние строения – написаны очень тщательно, а персонажи на картинах – как будто изображения античных скульптур, а не живых людей
А. Мантенья. Святой Себастьян.
Этого Мантенья и добивался, в таком подходе к живописи выражалось его отношение к древнегреческим и древнеримским статуям – как к вершине совершенства в искусстве. Еще биограф художников эпохи Ренессанса Джорджо Вазари отмечал, что на произведениях Мантеньи «скорее камень, чем живое тело». Как следствие – и характерные выражения лиц персонажей – жесткие, властные, агрессивные или, наоборот, отчужденные.
А. Мантенья. Портрет кардинала Лудовико Тревизана.
Вопреки традициям того времени, когда на портретах изображали профили, Мантенья пишет своих заказчиков анфас или в три четверти. И снова отсылка к античности – тот же кардинал Лудовико Тревизан на портрете выглядит похожим скорее на бюст римского полководца – собственно говоря, ему доводилось возглавлять армию во время войн с османнами.И одежду художник изображает похожей на мраморные античные драпировки, и скалы – как будто высекает из камня. Лучше всего, пожалуй, такой эффект проявляется на картине-рельефе «Установление культа Кибелы в Риме» – первой из серии задуманных художником и единственной, который он успел закончить.
А. Мантенья. Установление культа Кибелы в Риме.
Мантенья экспериментировал и с ракурсами, подчиняя новые живописные техники своему замыслу. Почти в каждом из произведений можно увидеть нечто новаторское, то, что потом будут перенимать и другие мастера. Уже после смерти художника в его доме была найдена картина «Мертвый Христос», на которой представлен довольно распространенный в живописи сюжет. Вопреки традициям, Мантенья изобразил Христа таким образом, что зритель одновременно видит и его лицо, и раны на ступнях – ради такого эффекта художник несколько нарушил пропорции фигуры, визуально уменьшив стопы и сделав крупнее голову.
А. Мантенья. Мертвый Христос.
«Сретение» отличается отсутствием фона, персонажи написаны близко друг другу, и из-за этой скученности, тесноты у зрителя возникает ощущение присутствия. Считается, что на этой картине художник изобразил себя и свою жену Николозию – это фигуры без нимбов.
А. Мантенья. Сретение.
Значение образа «Моление о чаше»
Библейский сюжет использовался не только иконописцами, но и многими великими художниками. Первые иконы, описывающие евангельское событие, появились в начале XI века.
Центральной фигурой на святых образах является Иисус Христос, молящийся на коленях. Вверху композиции изображен ангел, несущий чашу. Недалеко от Спасителя расположены спящие апостолы. На некоторых иконах на заднем плане видны Иуда и стражники.
Этот сюжет не только демонстрирует последние мгновения земной жизни Иисуса, но и содержит глубокий смысл, имеющий немалое значение для православных христиан. На иконе «Моление о чаше» отображено соединение двух сущностей Иисуса Христа – человеческой и Божественной.
Как любому человеку, Спасителю не были чужды проявления человеческой природы: страх, тоска, сомнения. Евангельский сюжет показывает, какие этапы удалось преодолеть человеческой душе Христа, знающего о том, что скоро его арестуют и предадут жестоким пыткам.
Предстоящие муки, смерть пугают Спасителя, но стойкая вера в Отца Небесного помогает смириться и покориться воле Божьей. Ему одному суждено искупить вину всего человечества, испив чашу страданий и смерти ради спасения людей.
Глядя на эту икону, верующие видят, как благодаря молитве укрепляется дух, возвращаются потерянные силы. Образ Спасителя является доказательством того, что с Божьей помощью человек может избежать любых соблазнов и дьявольских козней, оставаясь верным себе и Господу.
Богословское толкование
Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455 год, деталь триптиха в Сан-Дзено Маджоре
Богословы видят в словах Гефсиманской молитвы Иисуса подтверждение того, что Он имел две воли: Божественную (общую с Богом Отцом) и человеческую (полученную в связи с Его вочеловечиванием). Афанасий Великий считал, что моление Христа о чаше «показывает этим две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него».
Гефсиманское моление Иисуса Христа, с точки зрения богословов, было выражением Его страха перед смертью, свойственного человеческой природе.
Моление о чаше, Джованни Беллини, 1465—1470
Феофилакт Болгарский в своём толковании на Евангелие от Матфея пишет:
Существует мнение, что во время Гефсиманской молитвы дьявол, отошедший от Иисуса «до времени» после Его искушения в пустыне (Лк. ), вновь приступил к Нему с искушениями, пытаясь отклонить Его от предстоящего подвига Крестных страданий.
С вариантом о греховном противлении человечества Христа решительно не согласен преподобный Максим Исповедник. Он опровергает несторианскую мысль монофелитов, что человеческая составляющая воли Иисуса Христа проявляла себя не с момента его воплощения, а только в момент моления о Чаше и была отвергнута Божественной составляющей его единой богочеловеческой воли: «Разве есть противление, когда (Христос) молится и добровольно воспринимает плотскую немощь через тесноту (sustolhv) и совершенно не противится, но говорит: Если возможно и Не что Я хочу, но если что Ты и присоединяет к стесненности сильный порыв против смерти? Он действительно запечатлел в Себе наше, через кратковременное природное борение, чтобы и от него нас освободить, и подтвердить природу Собственной плоти…».
Для воспринятой Христом совершенной человеческой сущности (естества, у халкидонитов и севериан тождественного природе) не мыслимо сознательное противление Богу. Это подтверждается тем, что противление всегда «противоестественно», и как таковое греховно. А в человечестве Христа, которое существует «сообразно естеству», как неоднократно подчёркивал Преподобный Максим Исповедник, нет никакого действующего греха. В отличие от платоников и неоплатоников вслед за стоиками, Иустином Философом и великими каппадокийцами преподобный Максим всегда очень высоко ставит человеческое естество, в частности, и материю и тварную природу в целом; ведь природа эта, как творение Божие, необычайно хороша («добра зело»).
История иконы Моление о Чаше
Христос пришел, чтобы отдать свое тело на растерзание, пролил безгрешную кровь. Все ради того, чтобы люди могли попасть обратно в потерянный ими рай. Моление Христа сначала было о том, чтобы избежать уготованной участи. Уже затем Его молитва выражает полное смирение с Божьей волей. Христианам здесь подается урок — каждый должен испить свою чашу страданий, уготованную Господом, подчинить свой рассудок, волю и все существо воле Бога.
Нам не всегда понятны и приятны замыслы Создателя. Но чтобы в итоге состоялась победа, необходимо принимать их — по вере, ведь рассудком это сделать невозможно. Все человеческое начало до конца противится смерти, даже часто отрицает ее, хотя она неизбежна.
Живописное отражение религиозного сюжета
Известный библейский сюжет получил широкое распространение и в светской, и в религиозной живописи.
На большинстве икон «Моление о чаше» изображена крупная фигура Христа на фоне Елеонской горы и сада на ней раскинувшегося. Иногда на заднем плане виднеются стены города. Фигуру Спасителя, преклонившего колени и сложившего руки в молитвенном жесте, обволакивает божественный свет. Он смотрит на ангела, держащего в руках чашу, которая символизирует предстоящие Сыну Господнему страдания и испытания.
Моление о чаше. Картина Андреа Мантенья
Некоторые изводы иконы представляют собой многофигурные композиции, в которых на втором плане изображаются фигуры спящих апостолов и спешащих в сад стражников и Иуду. Эти дополнительные персонажи усиливают чувство одиночества, которое испытывает Иисус во время своих душевных терзаний и последующей молитвы.
Интересно! Иконописное живописное изображение этого сюжета, практически не отличается от работ светских художников. Библейский сюжет «Моление о чаше» можно увидеть в многочисленных христианских храмах, музеях и на фото в различных печатных и электронных каталогах.
Икона Богородицы Песчанская, история и значение
Чудотворный образ имел свое место пребывания до начала 20 века в Свято-Вознесенском Кафедральном соборе в городе Изюм. На сегодняшний день не известно, где прибывает святыня. Несмотря на это, в православном мире сохранились некоторые списки этой иконы, а их владельцы утверждают, что они наделены большой чудотворной силой и продолжают исцелять.
Явился чудотворный Лик святителю по имени Иоасаф, который был Белгородским епископом. Незадолго до своей смерти ему приснился сон, в котором явился образ Пресвятой Девы на куче различного мусора со словами обиды за такое пренебрежительное отношение. Когда святитель осматривал свою епархию, в Воскресенском храме Харьковской губернии он встретил изображение из сна в очень запущенном состоянии.
Епископ сделал выговор служителям храма, распорядился поместить святыню в более подходящее место, а сам три дня сутра и вечером преклонялся и молился перед иконой. После этого стали происходит чудотворные исцеления тех, кто приходи к святому образу за помощью.
«Песчанская» икона Божией Матери неоднократно приходила на помощь в борьбе с различными эпидемиями. Во время военных действий в 1914 году православный чудотворный образ был доставлен на фронт, после чего военные отмечали резкое уменьшение человеческих потерь.
На иконе изображена Пресвятая Дева по образу «Путеводительница». На левой руке у нее восседает младенец, она протягивает к нему свою ладонь, а ребенок держит книгу в левой руке. Такое изображение очень схоже с «Казанской» иконой.
«Сретение» (около 1453 года)
Взятые крупным планом персонажи толпятся в темном пустом пространстве, ограниченном изображением мраморной рамы. Такая нетрадиционная для этой сцены композиция сокращает дистанцию между событием и зрителем, который как будто тоже присутствует на картине. В центре — Симеон; его пристальный орлиный взгляд как будто бы уводит нас за пределы картины: Симеону известно будущее Иисуса, и смотрит он не на младенца, чьи пеленки напоминают погребальную пелену, а словно вперед, предвидя его грядущую жертву.
Крайние справа и слева — женщина и мужчина: они изображены без нимбов и в меньшем масштабе. Так часто изображали донаторов, то есть заказчиков картины. Однако Мантенья, судя по всему, изобразил здесь самого себя (об этом говорит сопоставление черт лица мужчины с дошедшими до нас портретами Мантеньи) и свою жену Николозию. А поводом для создания картины могло быть рождение их первого сына.
Николозия была дочерью художника Якопо Беллини и сестрой живописцев Джантиле и Джованни, и, женившись на ней в 1453 году, Мантенья примкнул к достаточно влиятельной художественной династии. Вазари пишет, что это разозлило учителя и приемного отца Мантеньи Скварчоне Судя по всему, смысл усыновления заключался в том, что приемный сын отдавал отцу заработанные деньги, а тот делал его своим наследником — во всяком случае, так были устроены отношения Скварчоне с художником Марко Дзоппо, усыновленным после ссоры с Мантеньей.. Вазари не самый достоверный источник, и мы не знаем, насколько правдива история о разгневанном Скварчоне, однако известно, что еще за пять лет до свадьбы Мантенья подписал соглашение, согласно которому покидал Скварчоне и начинал работать независимо. В 1456 году Мантенья подал на своего учителя в суд, обвинив его в том, что соглашение было несправедливым, и выиграл дело: суд постановил, что Скварчоне должен отдать ученику деньги за работы, созданные в годы пребывания в мастерской. «Сретение», по мнению некоторых исследователей, символизирует разрыв с приемным отцом: как во время принесения в храм Мария и Иосиф символически передают Иисуса его настоящему Отцу, так и Мантенья переходит от Скварчоне к Беллини.
Богословское толкование
Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455 год, деталь триптиха в Сан-Дзено Маджоре
Богословы видят в словах гефсиманской молитвы Иисуса подтверждение того, что он имел две воли: божественную (общую с Богом Отцом) и человеческую (полученную в связи с его вочеловечеванием). Василий Великий считал, что моление Христа о чаше: «показывает этим две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него».
Гефсиманское моление Иисуса Христа с точки зрения богословов было выражением его страха перед смертью, свойственного человеческой природе.
Моление о чаше, Джованни Беллини, 1465—1470
Феофилакт Болгарский в своём толковании на Евангелие от Матфея пишет:
Существует мнение, что во время гефсиманской молитвы дьявол, отошедший от Иисуса «до времени» (Лк.4:13), вновь приступил к Нему с искушениями, пытаясь отклонить Его от предстоящего подвига крестных страданий.