Дама с горностаем

Миланская муза

Чечилия Галлерани родилась в 1473 году в большой семье, которая не могла похвастаться ни богатством, ни знатностью. У девушки было шестеро братьев, наравне с которыми она обучалась языкам, она свободно говорила на латыни, пела и играла на музыкальных инструментах, писала стихи

Ее образованность и одаренность в сочетании с миловидной внешностью и привлекла внимание Лодовико Сфорца по прозвищу Иль Моро, на службе у которого состоял отец Галлерани. Вероятно, именно миланский герцог стал причиной разрыва помолвки Чечилии с неким Джованни Стефано Висконти, которому она была обещана в жены еще в возрасте 10 лет

Галлерани стала возлюбленной Сфорца в возрасте приблизительно 16-17 лет. По свидетельствам современников, девушка везде сопровождала герцога, он был искренне привязан к ней и поселил ее в своем замке, выделив ей несколько комнат. Чечилия оставалась в замке даже после того, как Сфорца заключил брак с Беатриче д’Эсте, и Лодовико иногда тайком наведывался в комнаты любовницы, которая в то время ждала от него ребенка. Естественно, все это не могло укрыться от внимания законной супруги герцога, Беатриче ревновала его к сопернице и, в конце концов, вынудила разорвать отношения с Чечилией. После того, как Галлерани родила сына Чезаре, Сфорца выдал ее замуж за разорившегося Лодовико ди Брамбилла, графа Бергамини, и подарил дворец.

В браке Чечилия родила еще четверых детей и стала весьма популярной фигурой в Милане благодаря тому, что открыла один из первых в Европе литературных салонов. Замужество никак не повлияло на увлечения женщины, она не только продолжала писать сама, но и стала собирать в своем доме философов, теологов и поэтов, которые называли ее своей музой. Появлялась Чечилия и при дворе Сфорца, особенно часто – после смерти жены Лодовико в 1497 году. Бывшая возлюбленная герцога вместе с его новой любовницей Лукрецией Кривелли поддерживала и опекала Иль Моро после утраты. Чечилия умерла в возрасте 63 лет, пережив и Лодовико Сфорца, и Леонардо да Винчи, прославившего ее в веках.

Популярность произведения

Когда Леонардо завершил работу над картиной, современники оценили её высоко, но особого ажиотажа не наблюдалось. Со временем полотно было забыто. Снова о «Моне Лизе» вспомнили после того, как Теофиль Готье написал о «джокондовской улыбке» следующее: «Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо». Раньше зрители не замечали в «Джоконде» тайны. Её улыбку часто называли приятной, но не более.

В 1911 году произведение было похищено, в связи с чем поднялся шум. В газетах много писали о «Моне Лизе», выдвигали различные версии произошедшего. Всё это привело к возросшей популярности полотна. Картину украл сотрудник Лувра — итальянец Винченцо Перуджо. В 1914 году «Джоконду» нашли и вернули на место. Есть мнение, что сотрудник Лувра хотел увезти произведение в Италию, поскольку эта страна была родиной художника. Возможно, у похитителя были и другие мотивы.

Сейчас картина находится в Лувре, где экспонируется в большом зале. Она пережила несколько актов вандализма.

https://youtube.com/watch?v=Dr8xpWP-ltI

История создания полотна

Оригинальное название картины — Ritratto di Monna Lisa del Giocondo, что в переводе на русский означает «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Слово mona возникло как сокращённый вариант фразы ma donna (моя госпожа). Со временем название «Мона Лиза» распространилось и стало общеупотребительным. В начале XX века полотно было похищено, но его удалось вернуть. После этого события «Мона Лиза» стала легендарной. Иногда картину ошибочно называют «Монолиза».

К работе над произведением Леонардо да Винчи приступил в 1503 году. Он писал картину несколько лет и лишь незадолго до кончины сделал последние мазки. Произведение было окончено в 1516 г., а 2 мая 1519 г. художник умер. Начало создания полотна относится к периоду, когда живописец жил в Италии.

Через несколько лет он перебрался во Францию, захватив с собой избранные произведения, в числе которых была и «Джоконда». Современники писали, что автор полностью отдавался созданию портрета, уделяя ему каждую свободную минуту.

Известно, что мастер редко брал заказы. По мнению некоторых исследователей, Джоконда стала исключением. Они предполагают, что один торговец заказал да Винчи портрет своей супруги. Об этой женщине почти нет сведений, известно лишь то, что она родилась и жила во Флоренции и имела знатное происхождение. Есть и другие версии по поводу того, кто изображён на холсте.

Исследователи называют такие варианты:

  • сам Леонардо;
  • обычная женщина с типичной для того времени внешностью, олицетворяющей красоту;
  • Катерина Сфорца, принадлежавшая к правящей династии;
  • Чечилия Галлерани, изображённая на картине «Дама с горностаем»;
  • юноша, переодетый в даму.

https://youtube.com/watch?v=L2MbNAI8MXg

Описание картины

Размер портрета — 75 см в высоту и 53 см в ширину. На нём изображена дама без бровей и с выбритыми в верхней части лба волосами. В эпоху Возрождения многие женщины украшали себя таким образом. Героиня повёрнута вполоборота к зрителю, она едва заметно улыбается. Если присмотреться, можно заметить парапет.

Эта деталь указывает на то, что женщина сидела на балконе. С обеих сторон виднеются части колонн, поэтому можно предположить, что изначально полотно было больше, но потом его обрезали.

Описание «Моны Лизы» Леонардо да Винчи будет неполным, если не сказать о главной особенности картины. Она заключается в строгом соответствии эталонам портретного жанра. Живописец учёл многочисленные законы ритма и гармонии. Женскую фигуру он вписал в прямоугольник, а волнистые волосы дополнил полупрозрачной вуалью.

Некоторые считают, что это признак траура, но подтверждения подобные догадки не получили. Одна рука героини лежит на подлокотнике, образуя нижнюю сторону прямоугольника, а ладонь второй накрывает её сверху, делая композицию целостной.

https://youtube.com/watch?v=sNwsYks-9-U

История и дата создания

«Прекрасная Ферроньера», другая работа Леонардо, предположительно изображает Лукрецию Кривелли, следующую любовницу Лодовико иль Моро, одетую по той же моде, что и дама с горностаем

Предполагается, что Леонардо, работавший при миланском дворе, написал портрет, когда Чечилия стала возлюбленной герцога — начиная с 1489—1490 гг. В литературе принято указывать, что портрет изображает 17-летнюю Чечилию, что, впрочем, недоказуемо. С другой стороны, встречается датировка, относящаяся к раннему периоду его творчества в Милане, — 1482—1483 гг. В таком случае портрет изображает не Чечилию, так как той тогда было около 10 лет. По другим указаниям: «Портрет написан после 1487 года, на что указывает причёска Чечилии по испанской моде, введённой в Милане Изабеллой Арагонской», дата брака которой с племянником Лодовико Сфорца известна.

Сонет XLV

К портрету мадонны Чечилии,
написанному Леонардо

(Диалог Поэта и Природы)

– Природа, сердишься, завидуешь чему-то?
– Да Винчи, что звезду земную написал,
Чечилию, чей взгляд прекрасный так блистал,
Что солнца лик сумел затмить он на минуту.
– Вся честь – одной тебе, Природа; хоть как будто
На полотне – вся слух, сомкнувшая уста…
Знай, ведь она теперь живая навсегда,
И стала вечным твоей славы атрибутом.
За это – славь Иль Моро. Или всё же,
Талант и руку Леонардо восхвали,
Он сохранил тебя навеки для потомства.
Портрет увидев, люди скажут грёжа,
Что им сейчас как дар преподнесли,
Пленительный пример природы чудотворства.

Бернардо Беллинчионе

Существуют косвенные сведения о знакомстве Чечилии с Леонардо. Она встретилась с ним в замке Сфорца, как считается, в 1489 году он начал писать её портрет. Она приглашала его на встречи миланских интеллектуалов, на которых обсуждались философия и другие науки; Чечилия лично председательствовала на этих встречах.

У Леонардо сохранился черновик письма, предположительно адресованного Чечилии и начинающегося: «Возлюбленная моя богиня…» (amantissima mia diva). Существуют предположения об интимной связи между Леонардо и Чечилией, но они мало обоснованы, так как подобный слог не был отличительной чертой любовной переписки, а достоверные свидетельства об интересе Леонардо к женщинам отсутствуют.

Как говорят, поэт Бернардо Беллинчионе (1452—1492), увидев портрет синьоры Чечилии, сказал о нём: «Ломбардским увальням и обжорам дан прекрасный урок: в конюшне, полной навоза, тосканец сумел отыскать перл чистоты и изящества, лютню, бренчание которой заглушает пьяные вопли этих наглецов и бездельников», а также написал сонет («Rime», XLV), опубликованный через год после его смерти (Они были хорошо знакомы с Леонардо — художник делал сценографию для постановки его La Festa del Paradiso).

Предположительно, именно эта картина упоминается в письме Чечилии Галлерани к Изабелле д’Эсте от 29 апреля 1498 года. Изабелла высказала просьбу прислать ей портрет, чтобы сравнить его с работой Джованни Беллини: «Припоминая, что Леонардо нарисовал Ваш портрет, мы просим Вас быть столь любезной и прислать нам Ваш портрет с этим посыльным, чтобы мы смогли не только сравнить работы этих двух художников, но также и иметь удовольствие снова лицезреть ваше лицо».

Чечилия отвечает, что портрет уже не похож на оригинал, так как он был написан, когда она была ещё очень молода, и её облик с тех пор полностью изменился (per esser fatto esso ritratto in una eta sм imperfecta che io ho poi cambiata tutta quella effigie) (Она пишет «15 лет прошло», что относит дату к 1483 году, когда на самом деле ей было 10 лет). Портрет был послан Изабелле.

Фон

Исторический контекст

Охота на горностая (ок. 1490 г.), рисунок пером и тушью Леонардо да Винчи

В некоторой степени картина включает традиционные черты итальянской портретной живописи 1430–1440-х годов; колорит, например, особенно напоминает флорентийскую традицию кватроченто .

Комиссия

Натурщик был с достаточной уверенностью идентифицирован как Сесилия Галлерани, любовница нанимателя Леонардо, Людовико Сфорца .

Галлерани был членом большой семьи, которая не была ни богатой, ни знатной . Ее отец какое-то время служил при дворе герцога. На момент написания портрета ей было около шестнадцати лет, и она была известна своей красотой, ученостью и поэзией. Примерно в шесть лет она вышла замуж за молодого дворянина из дома Висконти , но подала в суд на аннулирование брака в 1487 году по нераскрытым причинам, и просьба была удовлетворена. Она стала любовницей герцога и родила ему сына даже после того, как он женился на Беатрис д’Эсте одиннадцатью годами ранее. Беатриче было обещано герцогу, когда ей было всего пять лет, и она вышла за него замуж, когда ей было шестнадцать, в 1491 году. Через несколько месяцев она обнаружила, что герцог все еще встречается с Галлерани, и вынудила герцога прекратить отношения, выдав ее замуж за графа. Людовико Карминати ди Брамбилла, также известный как Иль Бергамино. Молодожены переехали в Палаццо Карманьола в Милане.

История

Всегда было известно, что Леонардо написал портрет любовницы Людовико Сфорца, Сесилии Галлерани, но Дама с горностаем оставалась неизвестной ученым почти до 20 века. Картина была приобретена в Италии в 1798 году принцем Адамом Георгием Чарторыйским , сыном Изабелы Чарторыйской Флемминг и принца Адама Казимира Чарторыйского , и включена в семейную коллекцию Чарторыйских в Пулавах в 1800 году. Надпись в верхнем левом углу картины: LA BELE FERONIERE. ЛЕОНАРД ДОВИНСИ. , вероятно, был добавлен реставратором вскоре после его прибытия в Польшу, но до того, как фон был перекрашен. Чарторыйский явно знал, что это Леонардо, хотя картина никогда не обсуждалась в печати; нет записей о каком-либо предыдущем владельце. Белл Ferronière это портрет Леонардо в Лувре, чей пассажир имеет такое близкое сходство; Чарторыйские считали эту натурщицу такой же.

«Люди-памятники» — Фрэнк П. Олбрайт, Эверетт Паркер Лесли, Джо Д. Эспиноза — и польский офицер связи Кароль Эстрейхер позируют с картиной после ее возвращения в Польшу в апреле 1946 года.

Картина много путешествовала в 19 веке. Во время ноябрьского восстания 1830 года 84-летняя княгиня Чарторыйская спасла его перед вторгшейся русской армией, спрятала и отправила на 100 миль к югу, к дворцу Чарторыйских в Сеняве . Вскоре после этого его перевели в изгнание Чарторыйских в Париже, в отель Ламбер . Семья вернулась в Польшу в 1869 году, поселившись в Кракове . После бурных последствий немецкой оккупации Парижа в 1871 году и коммуны семья привезла картину в Краков в 1876 году, и музей открылся в 1878 году. Во время Первой мировой войны картина была перемещена в Gemäldegalerie Alte Meister в Дрездене на всякий случай. -хозяйство, вернувшись в Краков в 1920 году.

В 1939 году, в преддверии немецкой оккупации Польши, он был снова перенесен в Сиенаву, но был обнаружен и захвачен нацистами и отправлен в музей кайзера Фридриха в Берлине . В 1940 году Ганс Франк , генерал-губернатор Польши, увидел там картину и попросил вернуть ее в Краков, где она висела в его кабинете в Вавельском замке . В 1941 году он был передан на склад другого расхищенного искусства в Бреслау . В 1943 году его вернули в Краков и выставили в Вавельском замке. В конце Второй мировой войны он был обнаружен союзными войсками в загородном доме Франка в Шлирзее , Бавария , и был возвращен Польше в 1946 году. Он снова был выставлен в Музее Чарторыйских в Кракове. На протяжении середины и конца 20-го века эта работа путешествовала по миру более широко, чем любая другая картина Леонардо, выставлялась в Варшаве (1952), Москве (1972), Вашингтоне, округ Колумбия (1991/92), Мальмё (1993/94), Риме. / Милан (1998 г.), Флоренция (1999 г.).

Работа оставалась экспонироваться в Музее Чарторыйских, пока он не был закрыт на реконструкцию в 2010 году. С мая 2017 по 2019 год она выставлялась в Национальном музее в Кракове , недалеко от Старого города. Он вернулся в Музей Чарторыйских для открытия 19 декабря 2019 года.

Ссылки [ править ]

  1. ^ , стр. 226.
  2. , стр. 79.
  3. Берендт, Джоанна (29 декабря 2016). . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 декабря 2019 .
  4. . Muzeum Narodowe w Krakowie (на польском языке). 2017 . Проверено 26 мая 2017 года .
  5. . Forbes.pl (на польском языке) . Проверено 17 января 2020 года .
  6. . Culture.pl . Министерство культуры и национального наследия . Проверено 18 ноября 2017 года .
  7. ↑ , p. 45.
  8. , p. 237.
  9. , стр. 225.
  10. ^ .
  11. , стр. 64.
  12. , стр. 49.
  13. Айзексон, Уолтер (31 мая 2019 г.). (на польском языке). Insignis. ISBN .
  14. Ragai, Jehane (22 июля 2015). . Всемирная научная издательская компания. п. 132. ISBN .
  15. дамы. 30 марта 2019 г. в Wayback Machine , Гразиетта Бутацци, Примечания к выставке, 1998 г.
  16. , стр. 121.
  17. , стр. 46.
  18. .
  19. ^ , стр. 50.
  20. ^ , стр. 113.
  21. ^ , стр. 96.
  22. ^ , стр. 170.
  23. , p. 188. Бек добавляет: «Художник оставил графическую запись к своему письменному свидетельству — знаменитый Портрет дамы с горностаем (Коллекция Чарторыйских, Краков).
  24. , p. 191.
  25. , стр. 20.
  26. , стр. 60.
  27. Кемп, Мартин . Дама с горностаемОколо 1492 года: Искусство в эпоху исследований . Вашингтон-Нью-Хейвен-Лондон. стр. 271f.
  28. ^ .
  29. , стр. 26.
  30. 01.10.2018 в Wayback Machine , Барбара Фабьян и Пьетро К. Марани, Примечания к выставке, 15 октября 1998 г.
  31. Франческа Бонаццоли и Микеле Робекки, Портреты без масок: истории за лицами , Престель , Мюнхен, 2020. ISBN , стр. 10–13. 
  32. . Фонд «Памятники мужчинам» . Проверено 14 декабря 2020 года .
  33. , стр. 111.
  34. , стр. 158.
  35. , p. 78.
  36. Żygulski, Zdzisław (2009). (на польском языке). Польша: Fundacja Książąt Czartoryskich. п. 198. ISBN .
  37. ^ .
  38. . Королевский замок на Вавеле . Архивировано из 7 июля 2017 года.
  39. .
  40. . Thefirstnews.com . Проверено 17 января 2020 года .
  41. Бик, Катажина (13 февраля 2012 г.). . Rynek i Sztuka . Проверено 14 декабря 2020 года .
  42. ^ . IRSA и Университет Вирджинии. 1992. стр. 79.
  43. Декабрь, Дорота; Валек, Януш. . Зборы МНК . Национальный музей в Кракове . Проверено 14 декабря 2020 года .
  44. . Эль Паис . Проверено 11 февраля 2012 года .
  45. , стр. 76ff.
  46. , p. 81.

Источники [ править ]

Книги
  • Борода, Ли (2018). . Айви Пресс. ISBN .
  • Кларк, Кеннет (1961). Леонардо да Винчи . Хармондсворт, Великобритания: Penguin Books . OCLC   .
  • Константино, Мария (2001). . КНР. ISBN .
  • Исааксон, Уолтер (2017). . Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Simon & Schuster . ISBN 978-1-5011-3915-4.
  • Кемп, Мартин (2019). Леонардо да Винчи: 100 вех . Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Стерлинг . ISBN 978-1-4549-304-26.
  • Марани, Пьетро К. (2003) . Леонардо да Винчи: Полное собрание картин . Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Гарри Н. Абрамс . ISBN 978-0-8109-3581-5.
  • Палмер, Эллисон Ли (2018). . Лэнхэм, Мэриленд, США: Роуман и Литтлфилд . ISBN 978-1-5381-1977-8.
  • Педретти, Карло (1982). Леонардо, исследование по хронологии и стилю . Кембридж, Массачусетс, США: ISBN Johnson Reprint Corp. 978-0-3844-5281-7.
  • Педретти, Карло (2006). Леонардо да Винчи . Суррей, Великобритания: Taj Books International. ISBN 978-1-8440-6036-8.
  • Сисон, Люк; Кейт, Ларри; Галансино, Артуро; Маццотта, Антони; Незерсол, Скотт; Румберг, Пер (2011). Леонардо да Винчи: Художник при дворе Милана . Лондон, Великобритания: Национальная галерея . ISBN 978-1-85709-491-6.
  • Веццози, Алессандро (1997). Леонардо да Винчи: Человек эпохи Возрождения . Новые горизонты . Перевод Бонфанте-Уоррен, Александра (английский перевод под ред.). Лондон, Великобритания: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-30081-7.
  • Вассерман, Джек (1975). Леонардо да Винчи . Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Гарри Н. Абрамс . ISBN 978-0-8109-0262-6.
  • Цёлльнер, Франк (2015). Леонардо (2-е изд.). Кельн, Германия: Taschen . ISBN 978-3-8365-0215-3.
  • Цёлльнер, Франк (2019) . Леонардо да Винчи: Полное собрание картин и рисунков (Юбилейный ред.). Кельн, Германия: Taschen. ISBN 978-3-8365-7625-3.
Журналы и статьи
  • Бек, Джеймс (1993). «Сон Леонардо да Винчи». Artibus et Historiae . 14 (27): 185–198.
  • Браун, Дэвид Алан (1983). «Леонардо и идеализированный портрет в Милане». Arte Lombarda . 64 (4): 102–116. JSTOR   .
  • Бык, Дэвид (1992). «Два портрета Леонардо:« Джиневра де Бенчи »и« Дама с горностаем ». Artibus et Historiae . 13 (25): 67–83. JSTOR   .
  • Кемп, Мартин (февраль 1985). «Леонардо да Винчи: наука и поэтический импульс». Журнал Королевского общества искусств . 133 (5343): 196–214. JSTOR   .
  • Кемп, Мартин (2003). . Grove Art Online . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета . DOI : . ( требуется подписка или )
  • Шелл, Дженис; Сирони, Грациозо (1992). «Сесилия Галлерани: Дама Леонардо с горностаем». Artibus et Historiae . 13 (25): 47–66. JSTOR   .
В сети
  • Бык, Дэвид (1992a). . Художественные галереи. Архивировано из на 1 октября 2018 года . Проверено 12 февраля 2009 года .
  • Мучник, Сюзанна (1 апреля 2003 г.). . Лос-Анджелес Таймс . Лос-Анджелес, Калифорния. 30 марта 2019 года . Дата обращения 13 июля 2020 .
  • Стэнфорд, Питер (12 ноября 2011 г.). . Лондон, Англия: Телеграф . Дата обращения 13 июля 2020 .
  • Уоллес, Марина; Кемп, Мартин . . Лондон, Англия: Университет искусств, Лондон . Дата обращения 22 марта 2020 .

Возвращение ко двору

В браке с графом у Чечилии родилось четверо детей. Она некоторое время не появлялась при дворе, однако в документах значится, что в 1497 году присутствовала на обедах вместе с супругой герцога. Вероятно, после отдаления Чечилии от двора (а главное — от Людовико) Беатриче перестала воспринимать её как соперницу.

Но могло ли возвращение Чечилии Галлерани означать вспышку прежних чувств? Я очень сомневаюсь в этом. Более того, в 1496 году у герцога появилась новая фаворитка — Лукреция Кривелли — та, с которой да Винчи написал “Прекрасную Ферроньеру”.

Леонардо да Винчи «Прекрасная Ферроньера» (Лукреция Кривелли)

При этом исследователи отмечают поразительную схожесть женщин. Не так давно искусствоведы и вовсе считали, что “Дама с горностаем” и “Прекрасная Ферроньера” — одна и та же особа.

Супруга герцога, к сожалению, прожила совсем недолго. Она умерла в молодом возрасте, а после её смерти любовницы Сфорца сдружились. Как отмечали современники, Чечилия, отличаясь простым и добрым нравом, убедила Лукрецию, что они обе должны быть рядом с их возлюбленным.

Бартоломео Венето «Портрет дамы с атрибутами Марии Магдалины» (еще один портрет Чечилии)

Кто изображен на картине «Мона Лиза»?

По словам итальянского историка и искусствоведа Роберто Заппери, художник и писатель составлявший труды о современных художниках эпохи «Возрождения», Джорджо Вазари допустил ошибку в описание картины «Мона Лиза». В виде одного из доказательств, служит траурное одеяние «Джоконды», Лизе Герардини на момент окончания работ над «Моной Лизой» было всего 23 года и скорбить на тот момент ей было не по ком.

Есть мнение о том, что на картине портрет любовницы герцога Джулиано II Медичи — Пачифики Брандано. Основано оно на сохранившихся записках секретаря кардинала Луиджи д`Арагона, который посещал мастерскую Леонардо да Винчи, где художник показал некоторые из своих работ, в том числе и «Мону Лизу» сообщив, что заказал её Джулиано Медичи. Меценат хотел увековечить портрет любимой женщины, которая умерла, оставив ему сына наследника. Пачифика Брандано была интересной и незаурядной женщиной, умна, приятна в общении. «Роковая женщина» можно назвать её так, многим мужчинам пришлось поплатиться жизнью за связь с нею. Эти качества, можно связать с таинственной улыбкой «Моны Лизы», превосходство и власть над мужчинами.

Искусствоведы не исключают альтернативный автопортрет, Леонардо мог написать портрет матери или собирательный образ несуществующей женщины. Этому есть логическое обоснование, Леонардо в трехлетнем возрасте разлучили с матерью и его женские образы на картинах, часто относят к ранней потере матери.

Красота «Мона Лизы» соответствует требованиям моды прошлых веков, кватроченто – красивый овал лица, выбритые брови и волосы надо лбом, чистая и светлая кожа. Образ, запечатленный на полотне можно считать идеалом красоты того времени. Уникальность работы Леонардо да Винчи заключается в том, что улыбку можно увидеть, если смотреть на портрет только под определенным углом. Воспринять выражение полуулыбки может только периферическое зрение. Если смотреть прямо – улыбка исчезает.

Тщательно художник проработал детали одежды и прическу женщины. Хорошо видна вышивка на одежде или прядки волос, на которых лежит прозрачная вуаль. Задний фон представляет собой изображение дикой необузданной природы, подчеркивает величественность женской фигуры, которая по задумке автора немного увеличена.

А был ли горностай?

Многочисленные исследования картины «Дама с горностаем» показали, что сам да Винчи переписывал его как минимум трижды. В первой версии картины никакого горностая на руках Чечилии не было (здесь же не было и синей накидки на плече девушки, на ней было надето только красное платье). В следующем слое художник добавил зверька, но тот был меньшего размера и серого цвета. И уже здесь возникают сомнения в том, действительно ли это горностай, а не, к примеру, фретка – домашний хорек (именно они преимущественно окрашены в разные оттенки серого, а горностаи летом носят рыжевато-коричневый мех). В конце концов, место на руках Галлерани заняло животное белого цвета, и картина стала фигурировать везде как «Дама с горностаем», даже когда имя героини полотна еще оставалось для исследователей под вопросом. И хотя ученые все-таки сошлись во мнениях относительно личности женщины, изображенной на этом портрете, видовая принадлежность зверька по-прежнему ставится под сомнение. Красноватый оттенок его глаз опять-таки позволяет заподозрить, что это хорек-альбинос. Дело в том, что в Средневековье и в период Раннего Возрождения хорьков приручали для охоты на диких кроликов, а в некоторых местах – на крыс и мышей. Горностаи поддаются приручению хуже, к тому же, их судьба в то время зачастую была куда более печальной: белоснежные зимние шкурки животных использовались для украшения мантий знатных особ.

Существует еще одна, гораздо менее приятная версия: животное, которое держит Чечилия, — на самом деле «блошиный мех», чучело горностая, которое использовалось для ловли докучливых насекомых. Подобные аксессуары вошли в моду в позднем Средневековье и варьировались от меховых горжеток до баснословно дорогих чучел с позолоченными лапками и головами. Впрочем, вегетарианец и любитель животных да Винчи вряд ли стал бы изображать такой образчик таксидермического искусства.

Изучение работы да Винчи в школе

В рамках школьной программы сочинение «Чему улыбается Джоконда» (тема может быть и другой, но похожей) учащиеся пишут в 4 или 5 классе. В такой работе будет уместно передать краткое или подробное смысловое содержание произведения.

О чём думает улыбающаяся женщина, доподлинно неизвестно, поэтому ученикам можно пользоваться подсказками воображения.

По сути, каждый способен увидеть в полотне что-то своё.

Варианты письменных работ могут быть разными, например:

  • сообщение;
  • доклад;
  • реферат;
  • рассказ;
  • мини-эссе.

От выбранной формы зависит содержание. Например, в реферате будет уместна характеристика изображённых предметов. В эссе можно кратко изложить свои впечатления от картины, донести до читателя настроение, которое она создаёт.

https://youtube.com/watch?v=_DKL4KLX_-E

Кто такая Мона Лиза

Загадочная улыбка далеко не единственная тайна «Моны Лизы». Долгие годы искусствоведы не могли прийти к мнению, кто именно изображен на картине. До сих пор существует несколько наиболее распространенных версий. Согласно одной из них, женщина на картине – Лиза дель Джокондо, третья жена богатого флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Существуют документы, утверждающие что в 1503 году, дата начала работы над картиной, Леонардо был заказан портрет госпожи Джокондо.

Другие считают, что жену торговца шелком Да Винчи изобразил на другом, не дошедшем до нас портрете, а таинственная дама, портрет которой он рисовал около 4 лет, это Изабелла Арагонская, супруга покровителя художника, герцога Миланского.

Третьи утверждают, что картина датирована неправильно. Время ее создания – 1512-1516 год и дама, изображенная на полотне, — жена Джулиано Медичи, правившего в эти годы Миланом.

Еще одна версия состоит в том, что «Мона Лиза» — вовсе сам художник в женском образе. Согласно некоему цифровому анализу черты великого живописца на одном из автопортретов в точности совпадают с обликом самой знаменитой его модели и все это – мистификация гения.

Дама с горностаем

Наряду с проблемой определения даты создания картины, немало сложностей возникло и с установлением ее подлинного создателя. Леонардо был не единственным, кто «претендовал» на авторство портрета.

«Дама с горностаем» была сильно изменена художником, некоторые детали корректировались, либо вовсе были переписаны. Все это ставит под сомнение факт авторства Винчи. Однако, лицо главной героини проработано очень тщательно, что говорит о большом опыте и мастерстве живописца. На ее губах изображена незаметная улыбка, еще один аргумент в пользу авторства мастера, предпочитавшего намекнуть на эмоцию, вместо ее явного изображения. Для одежды той эпохи характерна сложность отделки рукавов. В данном случае они украшены лентами.

Горностай

Животное в руках героини, предстает перед зрителем с поразительной точностью и живостью, однако, подробный анализ изображения дает основание предполагать, что это хорек. Вероятно, в силу природы дикого горностая, использовать его в качестве модели было сложно, в отличие от более послушного хорька.

Рентгенография

После проведения рентгенографии картины выяснилось, что произведение претерпело много изменений: фон был заменен на более темный, очертание окна за спиной девушки было закрашено. Помимо этого изменены некоторые элементы внешности героини: изначально другую форму имела переносица; вуаль, которая прежде была на волосах дамы, была убрана; переработке подверглись также положение пальцев на руках. Переписывание фона отнесли к середине 19 века, предполагая, что некоторую работу с картиной проводил Эжен Делакруа.

Предыстория картины и её героини

Перед зрителем Чечилия Галлерани (1473-1536), юная возлюбленная правителя Миланского герцогства из династии Сфорца. Лодовико (1452-1508) находился у власти в период 1480-1499 годы. Именно он в 1482 году пригласил на службу в Милан Леонардо да Винчи как инженера и архитектора. При дворе служил и отец Чечилии – Фацио Галлерани не принадлежал к знатному роду, но занимал не последнюю должность и был уважаемым человеком. Мать также из интеллигентной семьи, поэтому образованию детей (кроме Чечилии было 6 сыновей) уделялось много внимания. Родители устроили 10-летней дочери помолвку, которая через несколько лет была расторгнута – возможно, герцог уже оказывал знаки внимания юной красавице. Для её семьи было очень выгодно обзавестись таким высокопоставленным покровителем, в обществе такое положение не осуждалось. Лодовико искренне привязался к девушке, устроил её переселение к себе поближе, в свою резиденцию, даровал палаццо в Милане. Но жениться на простолюдинке не мог. В знак своей любви и уважения заказал именитому мастеру её портрет. В период, когда Чечилия уже носила ребёнка под сердцем, Леонардо работал над картиной, это 1489-1490 годы.

Предполагаемая модель портрета

Традиционно считается, что моделью была любовница миланского герцога Чечилия Галлерани. Ранее существовала версия, что та же самая женщина изображена на другом портрете Леонардо — «Прекрасная Ферроньера», хотя в настоящий момент предполагают, что он изображает следующую любовницу герцога — Лукрецию Кривелли.

Идентификация этого портрета как изображения Галлерани относится к Новейшему времени. Ещё в 1877 году исследователи творчества Леонардо писали: «от этого прославленного поэтами портрета осталось не более чем несколько спорных копий и сонет Беллинчиони. Указывают, что оригинальный портрет красавицы Чечилии был в течение XVIII века во владении маркиза Boursane в Милане. Но где он сейчас? Раньше старинная копия его находилась в Амброзианской библиотеке; и в Пинакотеке Мюнхена есть „Святая Цецилия“, которая раньше была во владении профессора Франки и происходит от копии одного из учеников Леонардо с очень несвятой Чечилии Галлерани. Также есть второй оригинальный портрет Чечилии, находящийся в семье Паллавичино в Сан-Калочеро, написанный на взлёте её славы».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: