Кавалер почетного легиона
Благодаря Поленову Коровин познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым, в 1884 году художник вошел в его Абрамцевский кружок. Здесь он попробовал себя как театральный декоратор: оформил домашний спектакль «Снегурочка» по пьесе Александра Островского, работал над декорациями для опер «Аида», «Лакме», «Кармен».
В 1892 году Коровин уехал во Францию, где провел почти год: изучал современное французское искусство. Вернувшись в Россию, он вместе с Валентином Серовым отправился в путешествие на Север. Художники побывали в Мурманске, Архангельске, на побережьях Северной Двины и на Новой земле, заезжали в Швецию и Норвегию. Заполярье очаровало Коровина. Он говорил: «Какой чудесный край, Север Дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей…» Под впечатлением от поездки художник создал свои знаменитые «северные» работы: «Архангельский порт на Двине», «Мурманский берег», «Зима в Лапландии», «Пристань на Севере», «Ручей св. Трифона в Печенге» и другие.
![]()
Константин Коровин. Архангельский порт на Двине. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва
![]()
Константин Коровин. Зима в Лапландии. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва
![]()
Константин Коровин. Ручей Святого Трифона в Печенге. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1896 году Константин Коровин получил от Мамонтова заказ спроектировать и оформить павильон «Крайний Север» для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Эскизы Коровина одобрил Василий Поленов: «Северный павильон с Константиновыми фресками чуть ли не самый живой и талантливый на выставке». Для Всемирной выставки в Париже в 1900 году Коровин оформил Кустарный отдел Русского павильона: с помощью живописца Николая Клодта он создал 30 панно с изображениями Сибири, Средней Азии и Крайнего Севера.
В начале XX века художник создавал декорации к операм, балетам и драматическим спектаклям, делал эскизы костюмов. Коровин оформлял постановки Мариинского театра в Петербурге, Большого театра в Москве и театра Ла Скала в Милане.
Отдельное место в творчестве Константина Коровина занимал Париж. Художник создал множество пейзажей французской столицы, среди них — «Париж. Бульвар Капуцинок», «Париж. Утро», «Ночная улица. Париж» и другие. Коровин имел большой успех во Франции: он стал кавалером Почетного легиона и за свои работы получил несколько золотых и серебряных медалей.
В 1910-е годы Коровин увлекся натюрмортом — и в этом жанре он был верен импрессионизму. В работе «Розы и фиалки» художник запечатлел цветы у окна, за которым виднеется ночной Париж. Контуры предметов на полотне размыты, импрессионист создал изображение из дробных мазков разной формы — пятен, росчерков, зигзагов.
![]()
Константин Коровин. Париж. Бульвар Капуцинок. 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва
![]()
Константин Коровин. Париж. Утро. 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва
![]()
Константин Коровин. Ночная улица. Париж. 1902. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Крымские пейзажи
На юге Коровин Константин Алексеевич произведения пишет яркие, наполненные светом и соленым воздухом моря и горными ароматами. Почти везде присутствуют розы – любимые цветы живописца. Они написаны крупными мазками, художник их просто «лепит» на своих полотнах. Пейзаж «Гурзуф» пленяет очаровательным женским портретом в белом на фоне синего моря и голубого неба.
![]()
Солнце слепит глаза обворожительной незнакомке. Пышный букет роз лежит на зеленом стуле, который, как и бордовые перила, отбрасывает на сероватый каменный пол глубокие синие тени. Радость бытия сквозит в каждом южном пейзаже. Еще никто не знает, что вот-вот Австро-Венгрия втянет в войну всю Европу, а в России начнутся революция за революцией и сломается хрупкая жизнь миллионов людей.
А ранее художник в 1910 году познакомится с драматической актрисой Н. И. Комаровской, которая станет на непродолжительное время его женой. Когда больной художник, почти лишенный новой Советской властью возможности работать, уедет за границу, то она останется в России и успешно продолжит работу в театре, скончается в 1967 году.
«Гаммерфест. Северное сияние», 1895 год
Этот пейзаж написан на севере Скандинавии. Это одно из самых лучших произведений художника. Оно находится сейчас в ГТГ. В этой высокой и узкой картине все линии подчеркивают вертикали, которым она подчинена. Город сжимают высокие дома, которые своими очертаниями напоминают о скалах.
![]()
На доме слева на первом плане ритмично поднимаются вверх черные окна. Рядом стоит полузаброшенная лодка с длинной оголенной мачтой. От нее на темную мерцающую холодную воду падают глубокие тени. А на заднем плане сверкает и отбрасывает багровые и синие отблески на угрюмые стены домов северное сияние. Его призрачные столбы накладывают неповторимый отпечаток на весь город.
«И вот я в мастерской Школы живописи»
Константин Коровин родился в 1861 году в Москве в доме своего деда Михаила Коровина — купца первой гильдии, владельца ямского извоза. Отец будущего художника получил университетское образование, однако не унаследовал деловых качеств главы семейства и после смерти Михаила Коровина разорился. Семье пришлось переехать в подмосковную деревню Большие Мытищи. В деревне мальчику нравилось, там он впервые стал замечать красоту природы.
![]()
Воспитанием детей в семье занималась мать. Она много рисовала акварелью и играла на арфе. Коровин вспоминал: «Я любил смотреть, когда у матери моей на столе лежали коробочки с разными красками. Такие хорошенькие коробочки и печатные краски, разноцветные. И она, разводя их на тарелке, кистью рисовала в альбом такие хорошенькие картинки — зиму, море, — такие, что я улетал куда-то в райские края. Отец мой тоже рисовал карандашом. Очень хорошо, говорили все — и Каменев, и Прянишников. Но мне больше нравилось, как рисовала мать».
![]()
Константин Коровин. Белая ночь в Северной Норвегии. 1890-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
![]()
Константин Коровин. Ранняя весна. 1870-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
![]()
Константин Коровин. Плач Ярославны. Эскиз декорации к опере Александра Бородина «Князь Игорь». 1909. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
В возрасте 14 лет Константин Коровин поступил на архитектурное отделение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако вскоре он перевелся на живописное отделение — в пейзажный класс Алексея Саврасова.
У знаменитого мастера пейзажа Коровин учился передавать через краски природы ощущение жизни. Позже молодой художник говорил, что пейзаж нельзя писать только за то, что он красив: «в нем должна быть история человеческой души». В творческих кругах отмечали связь работ Константина Коровина и Алексея Саврасова, особенно она была заметна в пейзажах Коровина 1870-х годов «Ранняя весна» и «Последний снег». Живописец и искусствовед Игорь Грабарь в 1909 году писал: «Коровин — автор первой Весны, появившейся после саврасовских грачей. Все то невероятное количество последних снегов, мартов и ранних весен, которыми так богата русская живопись последних пятнадцати лет, ведет свое начало, несомненно, от Коровина».
![]()
Константин Коровин. Зимой. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва
![]()
Константин Коровин. Последний снег. 1870-е. Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
![]()
Константин Коровин. Северная идиллия. 1886. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Из-за тяжелой болезни Алексей Саврасов оставил училище. После его ухода Коровин поступил в петербургскую Академию художеств, но не проучился там и месяца: молодого художника угнетали «условность и серьезничанье по поводу несерьезного». Он вернулся в училище и попал в мастерскую Василия Поленова, который возглавил пейзажный класс.
Поленов познакомил учеников с искусством импрессионистов. В 1883 году Коровин, увлекшись новым художественным течением, написал «Портрет хористки», который впоследствии называли «первой ласточкой русского импрессионизма». Консервативные преподаватели училища не могли простить Коровину следование живописным новшествам — после окончания Школы он так и не получил звания классного художника.
![]()
Константин Коровин. Морской берег в Дьеппе. 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва
![]()
Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва
![]()
Константин Коровин. За чайным столом. 1888. Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Картины
Работы Коровина украшают коллекции Эрмитажа, Русского Музея, Третьяковской галереи, экспонируются в художественных музеях Твери, Ярославля, Нижнего Новгорода, Архангельска, Калуги. Практически любая его картина способна надолго удержать зрителей. От пейзажей:
- «Настурции» (1888);
- «Осень. Аллея в Жуковке» (1888);
- «Зимой» (1894);
- «Зима в Лапландии» (1894);
- «Москворецкий мост» (1914);
- «Россия. Ностальгия» (начало 1930-х).
и многих-многих прочих до натюрмортов и портретов:
- «Портрет И.А. Морозова» (1903);
- «Натюрморт. Розы» (1916);
- «Портрет Ф.И. Шаляпина» (1921);
- «Натюрморт с синей вазой» (1922);
список которых можно бесконечно долго продолжать. Ещё со студенческой скамьи художник начал выставлять свои работы и делал это всю жизнь.

















































