Давид и Голиаф — Библия
Библейская легенда о Давиде и Голиафе рассказывает о том, как молодого пастуха признали царем израильтян. Это право даровала ему победа над сильнейшим воином врагов Голиафом. Библия гласит, что молодой пастух сделал это во имя Бога Израиля, за что Господь даровал ему победу. Чем Давид поразил Голиафа? В Библии сказано, что юноша воспользовался древним оружием – пращей.
Оно работало по принципу рогатки: в веревку закладывали камень и метали в противника. Метким броском Давид попал великану в голову, а когда тот упал, отрубил ему голову мечом. Эта победа сделала юношу народным любимцев, а позднее – и правителем страны, чьи годы царствования называют золотым веком, молодой царь избавил народ от филистимлянских нападений, ввел множество полезных реформ.
Битва Давида и Голиафа
И сегодня исследователи Святого Письма спорят о реальности этой легенды. Первые ссылаются на труды историка Иосифа Флавия, который утверждает, что такой бой в истории зафиксирован. Вторые объясняют позицию тем, что нет доказательств, которые бы подтверждали: такие люди когда-то жили. Но в 1996 году археологам удалось отыскать на раскопках в долине Иудейских гор подтверждение, что Давид против Голиафа выходил на битву:
- Скелет великана ростом до трех метров с отрубленной головой, в которой застрял камень.
- Возраст находки насчитывал около 3 тысяч лет до нашей эры.
Еще одним косвенным доказательством реальности этого боя стало то, что он описывается в Коране, там говорится о сражении пророка Давида с воином неверующих Голиафом. Эта притча является назиданием, что никогда нельзя сомневаться в помощи Бога. Существует еще одна интересная версия, якобы великана сразил сын Ягаре-Оргима Вифлеемского Елханан, битва, судя по цитатам Святого Письма, происходила в Гобе. Такая путаница дала толчок к самым разным версиям теологов и атеистов, якобы позднее летописцы приписали победу великому царю Давиду.
Как Давид победил Голиафа?
Историки считают, что Давид убил Голиафа в неравном поединке, что и придало этой победе символическое значение. Пастушок отказался от доспехов, которые мешали двигаться, легко уклонялся от ударов неповоротливого великана. Есть две версии, которые объясняют победу малоопытного Давида:
- Реальная. Маневренность пастушка давала ему возможность свободно метать камни, смертельным мог оказаться даже не первый бросок. А уже после он превратился в единственный, и ознаменовывался, как Божья поддержка.
- Мистическая. Якобы парень имел при себе начертанный знак, который позже назвали «звезда Давида». Символ в виде звезды с 6 концами – гексаграмма, в этой версии Голиаф и звезда Давида выступают символами противостояния духовной и физической силы.
Вознаграждение за голову гения
Талант Караваджо проявлялся не только в живописи, но и в драках. Ещё одна стычка художника завершилась убийством. Тут уж ему не простили этого происшествия, убитый юноша был знатен и из богатой семьи. За голову Караваджо была назначена хорошая плата. Скрываясь в Неаполе, гений-бунтарь продолжает творить. В 1607 году Караваджо направился на остров Мальта.
В 1608 году, несмотря на совершенные убийства, художника удостаивают титула кавалера мальтийского ордена, правда, без права носить мальтийский крест, но не по причине аморального поведения, а из-за того, что он не принадлежал к дворянскому сословию. В тот период творчества Караваджо написал большую картину «Усекновение главы Иоанна Крестителя», которая стала единственным полотном, которое мастер подписал. Причем свою подпись художник поставил в луже крови, истекающей из раны Иоанна.
Микеланджело Караваджо «Усекновение главы Иоанна Предтечи»,1608 годМестонахождение: Собор Святого Иоанна, Валлетта, Мальта
Буйство вспыльчивого характера привело Меризи опять в тюремную камеру, из которой при помощи покровителей ему удалось сбежать. Художник отправился на Сицилию, где ему помог устроиться старый друг и модель для картин Марио Миннити. Происходили эти события в 1608 году. Опять же Караваджо работает по библейской тематике.
В этот период Караваджо создает множество картин, а ещё на него совершается покушение, так как мы помним, что за его голову назначено вознаграждение. Тем не менее, погиб художник не от нападения, а от болезни. Последние научные исследования доказывают, что причиной смерти Караваджо стал стафилококк. Живописец-бунтарь покинул этот свет 18 июля 1610 года, так и не узнав, что он был помилован.
Микеланджело Караваджо «Иоанн Креститель»,1604 годМестонахождение: Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-сити, США
Историческая справка: кто такие филистимляне
Чтобы вникнуть в библейскую историю, стоит упомянуть о сути конфликта израильтян и филистимлян.
После того как освобожденные Моисеем из египетского плена евреи вступили на обетованную землю, Ханаан, их стали одолевать местные воинствующие племена, в том числе филистимляне. Интересен факт, что филистимляне не являлись исконным народом Ханаана: согласно Библии, это племена, пришедшие на обетованную землю с острова Крит. Покинуть насиженные места их заставили неурожаи и голод. Сначала филистимляне начали продвигаться в сторону Египта, но потерпели поражение от армии Рамзеса III. Египтяне поработили часть народа, а другой части была отдана для заселения ханаанская земля: область в долине реки Иордан. Сейчас эта территория принадлежит Палестине. Филистимляне создали пять независимых городов, в каждом из которых правил свой князь. В то же время народ был един в ведении войн.
Поселившийся на обетованной земле еврейский народ постоянно подвергался нападению филистимлян. Израильские цари Самуил, Саул, Давид вели с ними ожесточенные войны. След филистимлян встречается еще в одной известной библейской истории о силаче Самсоне. Могущественному иудею Далила, филистимлянка, отрезала волосы – секрет силы, помогавшей Самсону побеждать ее народ. Именно благодаря филистимлянам происходит становление израильского царства: ведь нужно было отражать атаки воинственного племени.
Почему же филистимляне одерживали победы над божьим народом? Ответ кроется в их искусстве ковать железо. А вот согласно Библии, у израильтян не было ни одного кузнеца. Победить филистимлянское войско смог только царь Давид. Он, захватив город Едом, завладел ископаемыми Синайского полуострова и выведал секрет изготовления оружия из железа. Израильский народ стал жить в относительном спокойствии, тем не менее изредка наблюдались одиночные набеги филистимлян. Окончательно покончил с ними богоугодный израильский царь Езекия.
Необычайный реализм Караваджо
С самого начала Караваджо тяготел к реалистичности. Даже богов он не желал идеализировать. Его знаменитый “Вакх” изображён с грязью под ногтями. А фрукты попорчены гусеницами. Никакой идеализации. И особой божественности. Скорее натурщик, притворяющийся Богом.
Караваджо. Вакх. 1598 г. Галерея Уффици, Флоренция. wga.hu
Караваджо максимально правдоподобно изображает и библейские истории. Посмотрите на его картину “Неверие святого Фомы”. Мастер показывает этот сюжет очень реалистично. Не избегая даже самых неприятных подробностей. Святой Фома проникает пальцем в рану Христа. Не веря в его воскрешение.
Никакой символичности. Все очень буквально.
Караваджо. Неверие апостола Фомы. 1601-1602 гг. Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия. Wikimedia.commons.com
Анализ произведения
Вероятно, мастер черпал вдохновение в произведении аналогичной тематики, созданном в 1510 году венецианским живописцем Джорджоне. При этом картина Караваджо отличается от первоисточника большим драматизмом, такой эффект достигнут за счет того, что отрубленная голова Голиафа изображена не лежащей поодаль, она находится в окровавленной руке Давида. На мече героя видны буквы H – AS OS, являющиеся аббревиатурой латинской фразы «humilitas occidit superbiam», в переводе на русский эти слова означают «смирение убивает гордыню».
Давид выглядит обеспокоенным, его терзают внутренние переживания, он испытывает одновременно чувство отвращения и жалости. Художник решает изобразить героя в образе задумчивого юноши, а не торжествующего победителя. Такая интерпретация рождает некую философскую связь между Давидом и Голиафом. Эта нить, объединяющая две противоборствующие силы, становится еще более очевидной при осознании того, что отрубленная голова филистимлянского великана – это автопортрет живописца, а фигура библейского царя была, возможно, написана с художника Томмазо Салини (Мао Салини). Согласно другой версии, для создания образа Давида позировал ученик живописца, некий юноша по имени Франческо Бонери, прозванный Чекко ди Караваджо. С ранних лет он прислуживал художнику и обучался живописи в его мастерской. Некоторые исследователи склонны видеть в их связи сексуальный аспект.
Огромный интерес к картине вызван не только соотнесенностью произведения с биографией художника. Сложная по идейному содержанию работа наполнена глубоким аллегорическим смыслом. Образы Давида и Голиафа, с точки зрения христианской иконографии той эпохи, олицетворяли собой Спасителя и Дьявола, а также победу добра над злом.
Другим примером родственного по жанру произведения служит картина «Юдифь с головой Олоферна», написанная современником Караваджо, Кристофано Аллори. Одна из многочисленных авторских копий произведения украшает стены Палаццо Питти, во Флоренции. Отрубленная голова Олоферна – это автопортрет Аллори. При этом в произведении Караваджо читается несколько иной посыл: Давид в интерпретации мастера лишен жестокости, он глубоко переживает смерть своего врага Голиафа.
Ранние годы
Микеланджело Меризи родился 29 сентября 1571 года в деревне Караваджо (отсюда пошло его прозвище). Художник вырос между тихим поселением в Ломбардии и шумным городом Миланом, где работал его отец, каменщик Фермо Меризи. Несмотря на низкий социальный статус, семья будущего мастера кисти была вхожа в дом влиятельного сеньора Франческо Сфорца да Караваджо.
Гадалка
В августе 1576 года Микеланджело Меризи было пять лет. В это время бубонная чума опустошила большую часть Европы. Милан также пострадал от вспышки болезни. Хотя художник и его семья пытались спастись от эпидемии в сельской местности, уже к октябрю 1577 года отец Микеланджело, его дедушка с бабушкой, дядя умерли от чумы. Мать будущего художника угасла от этой же болезни четыре года спустя.
Показать таблицу
Историческая справка | |
Годы жизни | 29 сентября 1571 — 18 июля 1610 |
Страна | Италия |
Жанр | Портреты, жанровая живопись |
Стиль | Барокко |
Сюжеты | Портреты, история, мифология, религия, натюрморты |
В возрасте двенадцати лет Микеланджело Меризи переезжает в Милан и начинает обучение в мастерской старого живописца Симоне Петерцано. Этот период стал для живописца хорошей жизненной школой. Микеланджело Меризи научился здесь не только уверенно владеть кистью, но и ловко орудовать ножом и шпагой.
Вакх
Предположительно в 1588 году юноша без гроша в кармане попадает в Рим. Там, чтобы прокормиться, живописец перебивается случайными заработками, помогая другим гораздо менее талантливым художникам. Совершенно нищий Меризи писал небольшие жанровые сцены, портреты и натюрморты, чтобы заработать хоть какие-нибудь деньги. Первые его известные картины датируются 1592 годом. Композиции художника становились все более сложными.
Полотна Караваджо вскоре привлекли внимание кардинала Франческо дель Монте. Влиятельный господин пригласил его ко двору и даже поселил в собственном доме
С этого момента карьера живописца в Вечном городе быстро пошла в гору. Молодой художник в полной мере пользовался благосклонностью кардинала и его связями, чтобы получить заказы от самых щедрых покровителей и коллекционеров.
Победа Давида
Царь Саул поражен смелым решением юноши. Он предлагает Давиду хорошие доспехи, дабы хоть немного защитить его от могучего Голиафа. Юноша отказывается, ибо броня сковывает движения и непривычна ему. Все, что делает молодой человек, – это спускается к ручью и набирает речных камней для своей пращи – того, чем Давид поразил Голиафа впоследствии.
Давид не боится смерти: главное для него – защитить честь своего народа и не дать «поносить» Бога. Увидев хрупкого юношу, вышедшего на бой с великаном-Голиафом без доспехов и меча, с несколькими камешками и пращой, филистимляне еще больше начинают поднимать на смех евреев. «Я иду против тебя во имя Бога Израиля», — говорит Давид, и Голиаф замолкает. Великан видит камень, летящий в его голову из пращи юноши. Давид поражает великана прямо в голову, и тот падает замертво. Взяв меч Голиафа, юноша отрубает ему голову, и вот так Давид с головой Голиафа повергает опешивших филистимлян в бегство. Израильская армия нагоняет их и разбивает. В столицу Давид приезжает победителем.
Голиаф – персонаж Библии.
Голиаф — Библейский персонаж. Описывается в Библии как Фелистимский воин-великан. В классической еврейской традиции, подчеркивали статус Голиафа как представитель язычества, в отличие от Давида, избранника Бога Израиля. Голиаф был родом из Гефа – одного из самых крупных Филистимских городов.
Илья Репин. Давид и Голиаф, 1915 год
Описание Голиафа варьируется в различных древних рукописях: древнейшие рукописные книги — свитки Мертвого моря, текст Первой книги Царств, датируемый 1-м веком, рукописный текст Септуагинты 4-го века – все описывают его как высокого человека, ростом 2.06 м, тогда как Масоретский текст изображает его как трехметрового великана.
Когда была написана картина
Долгое время не утихали споры о дате создания произведения Караваджо. Если придерживаться гипотезы о том, что работа выполнялась по заказу кардинала Шипионе (Сципионе) Боргезе, то можно смело предположить, что картина была написана до 1606 года, когда художник еще жил в Риме.
Однако, простота форм в лаконичной композиции, характерная для работ Караваджо, созданных в то время, когда мастер переехал в Неаполь, допускает версию о том, что произведение «Давид с головой Голиафа» относится к периоду бегства художника. Существует немало гипотез относительно даты создания картины. Одно из самых убедительных предположений связывает ее написание с убийством Рануччо Томассони, совершенным Караваджо 29 мая 1606 года. Глубокий драматизм произведения подтверждает эту версию.
Borghese Gallery in Rome,
Давид против Голиафа
Противостояние Давида и Голиафа описано в 17 главе Первой Книги Царств. Саул и израильтяне столкнулись с Филистимлянами в долине Эла. В течение 40 дней Голиаф, могучий Филистимский воин выходил утром и вечером и предлагал кому-либо сразиться с ним один на один и решить исход битвы. Однако не нашлось ни одного храбреца среди воинов Саула.
Однажды пастушок Давид, который приносил еду своим братьям-воинам, услышал призыв Голиафа к сражению и вызвался противостоять Голиафу.
Саул отдал Давиду свои доспехи и меч, но Давид отказался, так как не привык к такому одеянию и оружию. Давид вооружился лишь палкой и камнями.
Перед сражением Давид сказал Голиафу:
Давид выпустил камень из своей пращи и со силы ударил Голиафа в лоб. Голиаф упал ничком на землю, и Давид отсек ему голову его собственным мечом. Филистимляне обратились в бегство после смерти Голиафа. Израильтяне преследовали Филистимлян до самого Гефа. Давид с отрубленной головой Голиафа вернулся в шатер к царю Саулу.
Толкование истории про Давида и Голиафа
Основная цель истории Давида и Голиафа – показать народу, что Саул не может быть царем Израиля. Мы знаем, что Саул, как и Голиаф, отличался высоким ростом и был на голову выше, чем кто-либо другой во всем Израиле, и именно он был явным претендентом на то, чтобы отстаивать честь своего народа в поединке с Голиафом. Однако Саул не нашел в себе смелости сделать этого.
Христианская традиция рассматривает битву Давида с Голиафом как символ победы Божьего царя над врагами Бога и как прообраз будущей победы Иисуса над грехом и Церкви над Сатаной.
История Давида и Голиафа показывает, как Господь защищает Свой народ. Давид, наполненный верой и любовью к Богу, имя которого хулил Голиаф, убил Голиафа практически голыми руками.
Фраза «Давид и Голиаф» или «Давид против Голиафа» давно стала нарицательной и используется применительно к ситуации, когда слабый противник сталкивается гораздо более сильным.
Давид — пастух, ставший царем
Давид был вторым царем израильтян. Но прежде чем взойти на престол, он перенес множество побед и лишений. Выросший в семье богатого землевладельца, Давид с детства тяготел к природе, любовался божьим творением, учился сострадать и быть великодушным. Именно эти качества впоследствии сделают его одним из самых могущественных и справедливых царей. До сих пор Давид почитаем евреями, о нем знают не только люди, близкие к христианской вере, но и далекие от нее. Потомок колена Иуды, Давид, упомянут в родословной Иисуса Христа.
Начинал будущий царь с выпаса овец – это была его обязанность как младшего в семье. Именно молодым пастушком мы впервые встречаем его в Библии. Но уже здесь подчеркнуты его красота, статность и смелость. История Давида как победителя филистимлян начинается с его поединка с могучим воином Голиафом. Этот эпизод перевернул жизнь молодого пастушка, сделав его народным любимцем, а впоследствии великим царем Израиля.
Время его царствования по праву считается золотым веком еврейского государства. Давид проводит экономические, политические реформы, избавляет страну от частых набегов филистимлян.
Давид был прекрасным музыкантом и певцом: его песнопения до сих пор живут в библейской книге «Псалтырь».
Описание
На картине изображен молодой человек Дэвид до середины бедра, чей полуобнаженный бюст при полном свете виден в три четверти лица, а его безволосое лицо спереди наклонено вниз. Его взгляд упирается в отрубленную голову пожилого бородатого мужчины, Голиафа, которого он держит за волосы. Его правая рука держит меч. В своей постановке Караваджо заставляет Давида протягивать висящую, пропитанную кровью голову Голиафа к зрителю холста, что заставляет его взгляд сосредоточиться на ней. Эта поза могла быть моделью древней скульптуры, такой как Апоксиомен .
Художник написал аббревиатуру на мече Давида, но ее очень трудно читать, и она является предметом нескольких чтений и, следовательно, многих интерпретаций: это могло быть написано H-AS OS , и в этом случае это будет аббревиатура латинского девиз святого Августина Humilitas occidit superbiam ( «Смирение убивает гордость» ); можно также прочесть MACO, который понятен Майклу Анджело Карраваджо Опус ( «Произведение Мишеля Анджело да Караваджо» ).
Личная жизнь
Художник никогда не состоял в браке. Мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. При этом большая часть его ранних работ изображала пухленьких симпатичных мальчиков в образе ангелов или лютнистов. Большинство юношей рисовались полуголыми, их чресла едва прикрывала красиво задрапированная ткань.
Святой Матфей и Ангел
А позы, которые принимали модели, дышали чувственностью и гедонизмом. В ряде работ художника фигурирует его помощник по имени Чекко. Людская молва причисляла мастера к приверженцам однополой любви. А в XX веке художника даже назвали гей-иконой. Хотя официальных доказательств того, что Караваджо предпочитал мужчин, не было.
Библиография
- Мишель Илер , Караваджо, Священное и Жизнь: объяснение 33 картин , Париж, Гершер, колл. «Музей миниатюры», г.1995 г., 62 с. ( ISBN 2-7335-0251-4 ).
- Альфред Мойр ( перевод с английского А.-М. Сулака), Caravage , Paris, Cercle d’art editions, колл. «Стороны света»,1994 г.( 1- е изд. 1989 г.), 40 с. ( ISBN 2-7022-0376-0 ).
- Sybille Ebert-Schifferer ( перевод с немецкого В. де Бермон и Дж. Л. Мюллер), Caravage , Paris, Hazan editions,2009 г., 319 с. ( ISBN 978-2-7541-0399-2 ).
- Екатерина Пуглиси ( перевод с английского Д.-А. Канала), Караваджо , Париж, Файдон,2005 г.( 1- е изд. 1998 г.), 448 с. ( ISBN 978-0-7148-9995-4 ), 1- е изд. Французский 2005, репр. мягкая обложка 2007.
- Росселла Водре ( перевод с итальянского Жерома Николя, Клода Софи Мазеаса и Сильвии Бонуччи), Караваджо: полное произведение , Милан / Париж, Silvana Editoriale,2010 г., 215 с. ( ISBN 978-88-366-1722-7 ).
Творческий путь
Микеланджело Караваджо — один из виднейших представителей раннего итальянского стиля барокко, выросшего из еще одного направления живописи, маньеризма. Его работы представляют собой одни из самых потрясающих произведений во всей истории западной живописи.
Нарцисс
Наблюдать эволюцию стиля от ранних рисунков («Гадалка», «Вакх» и «Нарцисс») до настоящих шедевров («Призвание апостола Матвея», «Неверие апостола Фомы») и последних картин («Давид с головой Голиафа»), все равно что наблюдать бурные взлеты и падения жизни реформатора живописи. Хотя к основным мотивам его творчества относятся библейские сцены, он рисовал и натюрморты.
Мастер был самым революционным художником своей эпохи. Он подражал природе, прогнал из своего колорита всякое приукрашивание и суетность, усиливал тона, вернув им плоть и кровь. В период истории живописи, когда с натуры писали мало, использовали манеру, удовлетворявшую более чувство изящества, чем правды, это стало настоящим вызовом.
Призвание апостола Матфея
Автор отказался от правил, которыми мастера руководствовались столетия и почти в одиночку создал стиль барокко. Знаменитая картина Усекновение главы Иоанна Крестителя» — самое крупное произведение живописца. Монументальное полотно написано в качестве алтаря для оратории Сан-Джованни-Деколлато, пристроенной к церкви Святого Иоанна на Мальте.
Картина примечательна как первое произведение, где мастер поставил собственную подпись. Стиль Караваджо оказал значительное влияние на культуру, отголоски его творчества продолжают появляться даже в работах современных художников.
Исторический
Точно датировать создание этого произведения сложно. Историки искусства, в частности, полагаются на тему и иконографию, развернутую художником: это будет призыв к судебному прощению после убийства, в котором он был виновен 28 мая 1606 года. Таким образом, если его происхождение было первоначально оценено в 1605 году, теперь он скорее датируется 1607 годом, когда художник находился в изгнании за пределами Рима, в Неаполе или на Мальте. Тем не менее, некоторые авторы относят его создание к 1609-1610 годам, что соответствует второму пребыванию в Неаполе и концу жизни Караваджо, задействовав весь свой личный и художественный опыт. Кроме того, любое датирование затруднено из-за плохого состояния поверхности картины, и исследователи вряд ли могут полагаться на жесты, использованные молодым человеком, которые легко квалифицировать как «изобразительное клише» .
Получатель также широко обсуждается исследователями. Последние считают, что эта картина будет подарком кардиналу Сципионе Боргезе , влиятельному прелату, на поддержку которого художник надеялся, чтобы ускорить получение его судебного помилования. Таким образом, присутствие произведения 1613 года в коллекции последнего документально подтверждается несколькими источниками: датированным счетом за реализацию его рамы и воспоминанием в современном произведении поэта Сципиона Франкуччи .
Караваджо в Риме
В одном из жизнеописаний художника упоминается, что с 1594 года Меризи проживал в Риме у своего друга Пандольфо Пуччи, благодаря которому тот получил свое прозвище – Монсиньор Инсалата, в честь салата (на ит. insalata), являвшегося единственным продуктом питания в рационе Микеланджело. Здесь Караваджо работал с такими художниками как Лоренцо Карли, упоминаемым выше, Антиведуто Граматика, творческие отношения с которым были весьма скоротечны и, в конце концов, с Джузеппе Чезари, в мастерской которого Меризи провел несколько месяцев, помогая ему расписать часовню Ольджати в базилике Санта Прасседе, а также создав декоративные фестоны капеллы.
Капелла Ольджати в базилике Санта Прасседе Livioandronico2013 / Wikimedia Commons
Однако вскоре творческие взаимоотношения с Чезари были прерваны из-за внезапной болезни и госпитализации Караваджо. В 1597 году, благодаря Просперо Орси, являвшимся близким другом художника, Микеланджело Меризи замечает известный деятель культуры и страстный поклонник искусств кардинал Франческо Мария дель Монти. Он не только оценил талант молодого мастера и приобрел для своей коллекции некоторые его работы, но и взял Караваджо к себе на службу. С этого момента известность ломбардского художника в кругах римской знати стала быстро расти. Его работы, выполненные в совершенно новом, невиданном прежде стиле, становились предметом оживленных дискуссий. Этот период является переломным и в творчестве Караваджо: на его полотнах стали появляться многофигурные композиции. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».
Отдых на пути в Египет(1596-1597)
Буквально за несколько лет известность Микеланджело Меризи да Караваджо достигла невероятных высот, превратив художника в живую легенду. Благодаря кардиналу дель Монти, Караваджо получил крупный публичный заказ на написание полотен для капеллы Контарелли, посвященных житию Святого Матфея, в церкви Сан Луиджи деи Франчези. Эти работы художник выполнил менее чем за год.
Картины Караваджо в капелле Контарелли церкви Сан Луиджи деи Франчези
После этого мастер приступил к написанию картин для базилики Санта Мария дель Пополо: «Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» по заказу монсиньора Тиберио Черази для собственной фамильной капеллы.
«Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» в часовне Черази базилики Санта Мария дель Пополо Frederick Fenyvessy / Wikimedia Commons
Советуем прочитать:
Произведения Караваджо в Риме: все полотна с описанием и где увидеть работы художника