«витрувианский человек»: инженерный проект или высокое искусство

Тема и название

Витрувианский человек , иллюстрации в издании De Architectura по Витрувию; иллюстрированное издание Чезаре Чезариано (1521 г.)

Изображение Леонардо демонстрирует сочетание математики и искусства во время Ренессанса и демонстрирует его глубокое понимание пропорции . Кроме того, картина представляет собой краеугольный камень его попыток связать человека с природой. Encyclopaedia Britannica онлайн государство, «Леонардо предусмотрел большое изображение диаграммы тела человека он производится через его анатомические рисунки и Витрувианский человек как cosmografia дель малый мондо ( космографии из микрокосма ). Он считал , как работает организм человека , чтобы быть аналогия с работой Вселенной «.

В соответствии с сопровождающей текст Леонардо, написанная в зеркальном письменной форме , это было сделано в изучении пропорций (мужского) человеческого тела , как описано в Витрувия в De Architectura 3.1.2-3, который гласит:

Хотя Леонардо показывает прямое знание работы Витрувия, его рисунок не соответствует описанию древнего текста. Рисуя круг и квадрат, он замечает, что квадрат не может иметь тот же центр, что и круг, но центрирован в паху. Эта корректировка является новаторской частью рисунка Леонардо и тем, что отличает его от более ранних иллюстраций. Он также отходит от Витрувия, вытягивая руки, поднятые в положение, в котором кончики пальцев находятся на уровне макушки, а не гораздо более низкий угол Витрувия, в котором руки образуют линии, проходящие через пупок.

Изучив рисунок, можно заметить, что комбинация положений рук и ног создает шестнадцать различных поз. Поза с вытянутыми руками и ступнями вместе видна вписанной в наложенный квадрат. С другой стороны, в наложенном круге вписана поза орла с распростертыми головами.

Сотрудничество Леонардо с Лукой Пачоли , автором Divina ratio ( Божественная пропорция ), привело некоторых к предположению, что он включил золотое сечение в Витрувианский человек , но это не подтверждается никакими сочинениями Леонардо, и его пропорции не соответствуют золотому сечению. точно. Витрувианский человек , вероятно, был нарисован до того, как Леонардо встретил Пачоли.

Витрувианский человек прототип по Джакомо Андреа

Почему «Витрувиан»: происхождение названия

Марк Витрувий Поллион, широко известный как Витрувий, создал знаменитый трактат об архитектуре под названием De Architectura

Он очень подчеркивал важность симметрии и пропорции в своих дискуссиях о строительстве и проектировании храмов

Концепция Витрувианского Человека возникла благодаря его вере в то, что принципы, управляющие представлением человеческой формы, также применяются к храмовой архитектуре с точки зрения веса, симметрии и пропорций.

Квадрат круга

В книге записаны многочисленные интересные наблюдения, сделанные Витрувием о пропорциях человеческого тела. Среди них было его наблюдение, что пупок является центром человеческого тела. Он отметил, что если взять пупок за фиксированную точку на компасе, круг может быть идеально нарисован вокруг тела. Еще одно интересное замечание, обнаруженное в его работе, заключалось в том, что рост человека был почти равен размеру его рук. Он заметил, что набросок тела с распростертыми руками вполне можно поместить в квадрат.

Леонардо да Винчи был особенно очарован этими двумя идеями. Площадь круга или квадрата может быть легко рассчитана индивидуально, но реальная проблема заключается в построении квадрата с такой же площадью, что и данный круг, с использованием компаса и линейки. Концепция квадратуры круга была тем, что делало случай таким уникальным и интересным.

Леонардо да Винчи был не единственным, кто работал над утверждением Витрувия о том, что человеческое тело может одновременно вписываться в круг и квадрат; Многие художники пытались спроектировать Витрувианского Человека, но никто не делал точного рисунка по этим направлениям в течение столетий, с тех пор как Витрувий впервые составил его описание.

Франческо ди Джорджио, менее известный, но не менее показательный современник Леонардо, набросал свою версию Витрувианского Человека, которая была наводящей на размышления, но не очень точной. Элементы рисунка были представлены довольно случайно и не пытались показать точные пропорции.

Версия Витрувианского Человека, нарисованная Франческо ди Джорджо, была наводящей на размышления, но не очень точной.

Многие художники, которые пытались создать Витрувианского Человека, изо всех сил пытались изобразить две позы человека, используя квадратную концентрическую линию с кругом. Леонардо, однако, решил эту сложность, разделив центр двух поз, один для круга с центром в пупке, а другой для квадрата с центром на гениталиях. Некоторые считают, что это решение было впервые предложено Джакомо Андреа, дорогим другом Леонардо и экспертом по Витрувию, который был убит и вычеркнут из истории за свою верность герцогу Миланскому после того, как французы оккупировали Милан. (см.)

Под закат

В шестьдесят с лишним лет мастер отправляется во Францию ко двору Франциска Ⅰ, на дворе 1516 год. Здесь король жалует его всевозможными почестями и приличным окладом. При дворе Леонардо занимается различными проектами, благодаря ему французский хроникер напишет, что таких празднеств, которые устраивал да Винчи для королевской семьи, не бывало ещё не только во Франции, но и во всём христианском мире. Продолжая работать до самой кончины в 1518 году, Леонардо да Винчи писал:

Можете вы себе представить, что все изобретения, которые создал Леонардо да Винчи, все те исследования, которые он провел, осуществил человек, живший в эпоху, когда считали Землю центром всего, а Солнце, вращающимся вокруг неё. Этот гениальный человек, по истине гениальный, настолько опередил своё время, что многим и не снилось. Многие его “предсказания” до сих пор не могут разгадать, возможно потому, что они устремлены в ещё более далекое будущее, чем то, в котором сейчас живем мы.

Леонардо да Винчи был не просто талантливым человеком, а истинным гением

Просто невозможно кратко описать все изобретения Леонардо да Винчи, все его исследования в разных областях науки и техники. Большинство машин, изобретенных итальянским гением, к сожалению, так и не было построено, но идеи их уникальны и оригинальны. Для многих этот человек так и останется загадкой. Жил бы он в современности, сложно и представить, чтобы он мог изобрести с использованием современных технологий и своего ума. Ясно одно, это было бы нечто невероятное.

Плащаница

Также существует предположение, что рисунок «Витрувианский человек» — это изображение Христа на святой плащанице, которое Леонардо да Винчи перенес на бумагу во время реставрации реликвии. Эта версия имеет право на жизнь, поскольку доподлинно известно, что хранители плащаницы с изображением Христа передали ее ученому для восстановления.

Находясь под впечатлением от божественных пропорций, проступающих на святыне, да Винчи создал свой шедевр и тем самым поместил человека как образ Бога в центр Мироздания. И сегодня «Витрувианский человек», смысл создания и существования которого выходит далеко за рамки художественного изображения, символизирует человека во Вселенной и является примером идеальных пропорций для архитектуры.

Вдохновение и возможное сотрудничество

Многие художники пытались создать фигуры, которые удовлетворяли бы утверждению Витрувия о том, что человек может вписаться как в круг, так и в квадрат, причем самая ранняя из известных фигур была сделана Франческо ди Джорджо Мартини в 1480-х годах. Леонардо, возможно, находился под влиянием работы своего друга Джакомо Андреа , архитектора и знатока Витрувия, с которым Леонардо, по свидетельствам, обедал в 1490 году. Леонардо также прямо ссылается на «Витрувия Андреа». На рисунке Андреа есть отметины стирания, указывающие на его уникальное творение. Как и в случае с Витрувианским человеком Леонардо , круг Андреа сосредоточен на пупке, но включена только одна поза.

Происхождение

Рисунок был приобретен у Гауденцио де»Pagave от Джузеппе Босси , который описал, обсуждали и проиллюстрировал ее в своей монографии о Леонардо Тайная вечеря , Дель Cenacolo ди Леонардо да Винчи (1810 г.). В следующем году он извлек часть из своей монографии, посвященную Витрувианскому человеку, и опубликовал ее под названием Delle Viewi di Leonardo da Vinci intorno alla simmetria de ‘Corpi Umani (1811 г.), посвященной своему другу Антонио Канове .

После смерти Босси в 1815 году Витрувианский человек был приобретен в 1822 году вместе с рядом его рисунков в Gallerie dell’Accademia в Венеции, Италия, и с тех пор остается там. После того, как Лувр запросил рисунок для крупной выставки работ Леонардо, которая должна открыться 24 октября 2019 года, газета Italia Nostra заявила, что рисунок слишком хрупкий для транспортировки. На слушании 16 октября 2019 года судья постановил, что группа не доказала, что работа была слишком хрупкой для транспортировки, но установила максимальное количество света для экспонирования рисунка, а также последующий период отдыха, чтобы компенсировать его общее воздействие света. Министр по делам культуры Италии написал в Твиттере, что «теперь может начаться грандиозная культурная операция между Италией и Францией на двух выставках, посвященных Леонардо во Франции и Рафаэлю в Риме».

Расчеты

Вот как выглядит «Витрувианский человек», значение которого невозможно переоценить, с точки зрения математического анализа:

  1. Расстояние от кончика среднего пальца до основания мизинца равно длине ладони.
  2. Длина ступни равна ширине четырех ладоней.
  3. Шесть ладоней равны длине локтя.
  4. Высота человека среднего роста составляет 4 локтя или 24 ладони.
  5. Шаг равен одному локтю и одной ладони.
  6. Руки в размахе равны росту человека.
  7. Расстояние от уровня волос на голове до нижнего края подбородка равно 1/10 роста.
  8. Расстояние от нижней линии подбородка до макушки составляет 1/8 высоты.
  9. Расстояние от макушки до сосков равно 1/4 роста.
  10. Ширина плеч — 1/4 роста.
  11. Длина от локтя до кончиков пальцев составляет 1/4 роста.
  12. Расстояние от локтя до подмышки — 1/8 роста.
  13. Длина руки — 2/5 роста.
  14. Расстояние от носа до нижнего края подбородка составляет треть длины лица.
  15. От бровей до линии волос — треть длины лица.
  16. Размер ушных раковин по вертикали составляет 1/3 длины лица.

Прощай, Флоренция

В 1482 году да Винчи переезжает в Милан, где начинается новый этап в его творчестве и где его ждет настоящее признание как мастера. Здесь Леонардо попадает на службу к миланскому герцогу Лодовико Сфорца. К нему наш гений обратился с предложением своих услуг как инженера, расписав в письме все свои достоинства.

Сфорца был любителем инженерных новинок, поэтому перечисленными достоинствами Леонардо, прямо-таки, пленился. Он пригласил его ко двору, куда наш герой явился с двумя своими учениками.

Стоит отметить, что талантливый человек сразу же стал любимцем при дворе. Именно да Винчи создал чертеж прототипа первого танка, так как герцог интересовался военными приспособлениями. В Милане занимался Леонардо и планами градостроительства, чертежами зданий и сооружений. Незаурядные идеи проявлял мастер и в устроении богатых празднеств знати, сооружая невероятные развлекательные конструкции.

Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», между 1483 и 1490 годамиМестонахождение: Музей Чарторыйских, Краков, Польша

Начинает флорентийский талант по просьбе герцога Лодовико Сфорца работу над статуей Франческо Сфорца – отца Лодовико. Создает да Винчи в Милане и одну из своих самых известных работ – «Тайная вечеря». Независимо от заказов и спонсирования меценатов Леонардо начинает свои разработки в области авиации. Можно сказать, что жизнь в Милане проходит для него очень плодотворно.

В 1490 году он спроектировал первую модель летательного аппарата, произведя наблюдения за птицами. А ещё он писал:

Это ни что иное, как описание парашюта. Кстати, в 2000 году конструкцию парашюта Леонардо да Винчи испытал Адриан Николас и при этом очень удачно приземлился, спрыгнув с высоты 3-х километров. И, естественно, это не все шедевры гения, впереди Мона Лиза дель Джоконда.

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»,1495-1498 годы,Местонахождение: Санта-Мария-делле-Грацие, Милан, Италия

Геометрия

Картина «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи стала иллюстрацией к многотомному трактату Витрувия, соединив научный труд и произведение искусства в одно целое. На рисунке изображен человек в двух ипостасях: одна позиция — с разведенными в стороны ногами и руками — вписана в окружность, вторая — с разведенными руками и сведенными ногами — вписана в квадрат. Причем обе геометрические фигуры органично соотносятся друг с другом, несмотря на то, что напрямую соприкасаются в одной нижней точке, а еще в шести — только опосредованно.

«Витрувианский человек» — самая известная картина Леонардо да Винчи после «Джоконды». Ценность рисунка определяется инженерными критериями. Поза человека «ноги вместе, руки врозь» вписывается в геометрическую фигуру, которая называется «Квадрат древних», а человек с разведенными ногами и руками вписывается в круг. При этом является закономерностью тот факт, что центр фигуры в обоих случаях приходится на одну точку, которая в обиходе называется «пупок», то есть место отхода пуповины при рождении человека.

Каноны

Рисунок Леонардо да Винчи предметно раскрывает основополагающие принципы канонических пропорций человека, которые определенным образом соотносятся с архитектурными нормами, выведенными Витрувием. Всего их шесть:

  • Ordinatio — абсолютный ордерный порядок или системность. Витрувий описывает общие архитектурные принципы, формирование объема, основы размерных соотношений и пропорций. Далее ученый приводит свою знаменитую триаду: venustas — красота, utilitas – польза, firmitas — прочность конструкции.
  • Dispositio — основа, локальное размещение. Следует описание принципов организации пространства и расположения объекта в трехмерном формате.
  • Eurythmia — определение наиболее эстетичных пропорций, уточняется композиция.
  • Symmetria — эта категория предполагает соотношение архитектурного модуля с частями человеческого тела.
  • Decor — декоративность и красочность в сочетании с ордерной строгостью в расположении элементов.
  • Distributio — описание методик, определяющих экономическую сторону эксплуатации объекта.

Что символизирует «Витрувианский человек» Леонардо Да Винчи ?

В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения. В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: “Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной“.

В нашем современном мире рисунок Да Винчи уже не воспринимается человечеством как символ идеальных пропорций человеческого, в частности, мужского тела. Это изображение скорее символизирует нахождение человека во Вселенной.

Витрувианский человек Леонардо Да Винчи – это образ согласованного состояния жизни, в центре которой находится человек. На рисунке изображена идеальная с точки зрения пропорций мужская фигура.

В изображении “витрувианского человека” принято усматривать два тела – две фигуры, одна из которых вписывается в круг, а другая – в квадрат.

https://www.youtube.com/watch?v=Z7oYEC_ruNE

Толкование такой композиции имеет следующее значение:

Квадрат – символ земного, материального. Центр квадрата находится в паховой области.

Круг – символ божественного, в том числе и божественного происхождения человека. Фигура, находящаяся в круге, не содержит черточек, то есть не измеряется. Поскольку как явление божественное, эта фигура и не может быть измерена. Центр окружности – пупок человека.

Две позиции – в круге и квадрате на рисунке – отображают динамику и покой. Таким образом, великий художник передает противоречивость духа – круга, и материи – квадрата .

Если дополнить рисунок сторонами Четверицы Хайдеггера, то получится символический образ истинного состояния человека, Божественного наполовину, Смертного наполовину, который опирается ногами на Землю и головой пребывает на Небе.

В этом видится символ того, что человек тяготеет к земному, несмотря на божественную свою составляющую.

В пропорциях обьем круга и обьем квадрата абсолютно равны. Этим показано, что проявленное (материальное) и непроявленное (духовное) – взаимопереходимые состояния. Отличие лишь в частоте.

Для чего духовное материализуется – это уже другой не менее интересный вопрос.

По современным представлениям, видеть только две фигуры в “витрувианском человеке” – слишком просто и плоско.

Великий гений узрел и попытался передать другим поколениям глубокий смысл, увиденный им в нашей природе. Таким образом он хотел показать нам смысл «золотого сечения» . Изображение витрувианского человека – это и есть зашифрованное «золотое сечение».

Так древние ученые пытаются нам передать смысл Высшей Гармонии.

Еще одно знаменитое творение, в котором отобразил Леонардо да Винчи золотое сечение – “Мона Лиза”. Ее загадочная улыбка невероятным образом очаровывает миллионы созерцателей.

Есть еще одна интересная теория, согласно которой витрувианский человек Да Винчи – это изображение Христа. Художник занимался реставрацией Плащаницы по просьбе ее хранителей.

Да Винчи, поместив мужскую фигуру в центр мироздания, изобразил человека по образу Бога.

Витрувианский Человек сегодня

Оригинальное произведение хранится в Gallerie dell’Accademia в Венеции, Италия, и показывается публике лишь изредка, как и большинство работ, выполненных на бумаге того времени.

Сегодня образ Витрувианского Человека считается воплощением здоровья и физической формы и часто используется как изображение сбалансированного, здорового человека. Это также связано с практикой медицины, символизирующей три основных атрибута идеального врача — науку, гуманизм и артистизм.

В заключение Витрувианский Человек представляет собой сочетание архитектуры, анатомии и геометрии и охватывает идею о том, что математика лежит в основе как естественного, так и искусственного миров.

Леонардо да Винчи придал дизайну силу симметрии, божественной пропорции и красоты, сделав его настоящим шедевром в истории, который продолжает волновать и воздействовать на нас сегодня!

На итальянской монете достоинством в 1 евро рисунок был нанесен, чтобы представить монету (как) для служения человеку, а не для служения деньгам. (это иногда рассматривают, как парадокс…)

Вроде все. Думаю, это должно помочь.

Каковы «идеальные» пропорции?

Рисунок сопровождается двумя блоками обратного текста. В первом Леонардо отмечает, что, по словам Витрувия, это размеры идеального тела:

  • четыре пальца равны одной ладони
  • четыре ладони равны одной ступне
  • шесть ладоней составляют один локоть
  • четыре локтя равны росту человека
  • четыре локтя равны одному шагу
  • 24 ладони равны одному мужчине

Кроме того, в первом наборе примечаний также указывается: «Если вы разводите ноги настолько, чтобы уменьшить свой рост на 1/14, а также разводите и поднимаете руки, пока средние пальцы не коснутся уровня макушки вашей головы, вы должны знать, что центр разогнутых конечностей будет в пупке, а пространство между ногами будет равносторонним треугольником. Длина раскинутых рук мужчины равна его росту».

Во втором блоке текста художник описывает тело модели в виде дробей:

  • «От корней волос до нижней части подбородка — десятая часть роста человека»
  • «От нижней части подбородка до макушки — одна восьмая его роста»
  • «От верхней части груди до макушки его головы будет одна шестая человека»
  • «От верхней части груди до корней волос будет седьмая часть всего человека».
  • «От сосков до макушки будет четвертая часть мужчины».
  • «Наибольшая ширина плеч вмещает в себя четвертую часть мужчины».
  • «От локтя до кончика руки будет пятая часть мужчины»
  • «От локтя до угла подмышки будет восьмая часть мужчины».
  • «Вся рука будет десятой частью человека»
  • «Начало гениталий отмечает середину мужчины»
  • «Нога — седьмая часть человека»
  • «От подошвы до колена будет четвертая часть мужчины»
  • «Снизу от колена до начала гениталий будет четвертая часть мужчины»
  • «Расстояние от нижней части подбородка до носа и от корней волос до бровей в каждом случае одинаково и, как и у уха, составляет треть лица»

Рожденный в солнечной Италии

По линии отца мужчины семьи да Винчи были нотариусами, обучился этому делу во Флоренции – обители знаний и искусств юноша сер Пьеро. Окончив обучение, молодой нотариус вернулся в родные края, где встретил прельстившую его местную крестьянку Катерину.

Результатом этого любовного союза в 1452 году стал мальчик, названный Леонардо. Случилось это в небольшом итальянском городе Анкьяно, что было зафиксировано дедом появившегося на свет ребенка в одной из нотариальных книг.

Дом, в котором вырос Леонардо да Винчи / legacy-time.ru

Тем не менее, отец Леонардо женился на другой женщине, а свою возлюбленную, от которой родился сын, выдал замуж за местного жителя. Это решение было связано с тем, что сер Пьеро и Катерина принадлежали к разным слоям общества.

Их мальчик остался у отца в его новой семье. Леонардо общался со своей матерью свободно, навещая её и других своих братьев и сестер, а их у юноши было много. У матери в замужестве родилось ещё пять детей, плюс дети отца от других женщин, супруга его была бездетна.

В ту эпоху бастардов – внебрачных детей общественность принимала вполне спокойно, они имели почти равные условия и возможности с законными детьми. Не имея своих детей, Альбьера воспитывала Леонардо, дед и бабушка – родители отца очень привязались и любили мальчика. Тем более, что малыш был мил, здоров и умен, никого не обременял нытьем, был очень спокоен для своих лет, общаться с ним всем было в удовольствие. Учился он тоже хорошо, науки давались ему легко.

Тосканская природа, среди которой рос юный изобретатель удивительно красива и чарующа. Местность это была гористая, со множеством холмов, мальчик любил уединятся на вершинах горных уступов и размышлять, глядя в пропасть с высоты птичьего полета. Когда Леонардо был подростком, горячо любящий его дед скончался, ушла и его приемная мать, а отец, будучи человеком любвеобильным, женился ещё раз и семья переехала во Флоренцию.

Леонардо да Винчи «Витрувианский человек», 1492 год,Местонахождение: Галерея Академии, Венеция, Италия

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: