Глава 1. Критский период (до 1567)
Греческое искусство первой половины 16 века набирало былую популярность. Античные формы, страсть изучать и детализировать человеческое тело, идеализировать образы, все эти традиции, прерванные периодом средневековья, вновь вернулись в Итальянском Возрождении, которое постепенно захватывало Европу. В это время начинает обучаться живописи греческий художник Доменико Теотокопули.
Происхождение художника остается загадкой по сей день, нет никаких сведений о его родителях, однако художник родился приблизительно в 1541 г. в Канди (теперь это город Ираклион), столице средиземноморского острова Крит, расположенного к югу от материковой Греции, входившего в те времена в венецианские владения Точная дата его рождения неизвестна, сам художник сообщил в 1606 году о своем шестидесятипятилетии.
Первое художественное образование художник получил у себя на родине, острове Крит, у иконописцев, приверженцев старой византийской манеры письма. Возможно, его учителем был известный критский иконописец Михаил Дамаскинос. Доменико Теотокопули писал в традиционных православных канонах несмотря на то, что он, как и его семья, были приверженцами римской католической школы. Этот стиль письма стал одной из многих составляющий особенной манеры письма Эль Греко, в местных иконописных мастерских молодой художник научился особой технике письма — многослойную, с прослойками белил, благодаря чему его картины приобретали особенную цветовую насыщенность и наполненность светом.
Первые 25 лет своей жизни, художник работал на родине, одна из немногих сохранившихся работ этого периода — икона «Успение Богородицы» (ок. 1560-1567) из церкви Успения о. Сирос (Эгейское море). Икона написана в соответствии со строгими канонами православной церкви, в желто-красно-золотых тонах. Многофигурная композиция на золотом фоне состоит из двух частей — земного и небесного мира. Внизу, на земле, апостолы и ученики окружают гроб с бездыханной Богоматерью. К Марии склоняется Христос, прикасается к ее груди, словно пробуждая к вечной жизни. В верхнем мире Марию возносят ангелы и архангелы, в отдалении святые на облаках со стороны наблюдают за событием. Картина была приписана художнику после того, как в 1983 году, с помощью рентгенограммы была обнаружена его подпись «Доменикос делал» (в другом переводе — «рука Доменикоса».
В этот же период (ок. 1560-1567), во время учебы в иконописной школе, Эль Греко создает «Апостол Лука пишет образ Богородицы», которая дошла до нашего времени плохо сохранившейся. В то же время Михаил Дамаскинос пишет подобное полотно, от чего можно сделать вывод что, в какой то момент он являлся его учителем.
В период учебы на Крите или же в первые годы переселения в Венецию, художник создает полотно «Положение Христа во гроб». В этой работе Эль Греко уже значительно отклоняется от византийских традиций, заметно влияние итальянского маньеризма. От золотых тонов, византийских канонов не остается практически ничего, эту работу художник исполняет в более близкой ему гамме.
«Святая троица»
Эль-Греко.
Описание изображения
— Карл Верманн :
Эта запись в каталоге галереи от 1887 года относится к Евангелию от Марка, глава 8, стихи 22-23 , задание, которое требует сомнения. Вильгельм Шефер в своей всеобъемлющей книге о Королевской картинной галерее 1861 года сомневался в четкой атрибуции библейского отрывка:
— Вильгельм Шефер: Королевская картинная галерея в Дрездене. Клемм, Дрезден 1861, с. 294.
Евангелие от Матфея
— Люк
Исцеление слепорожденного (глава 9, стихи с 1 по 7)
— Джон
Таким образом, изображение, которое Верманн приписывает исцелению слепых в Вифсаиде, не может быть понято, изображение определенно не является иллюстрацией одного библейского стиха. Таким образом, можно предположить, что художник создал здесь композицию, которая берет и объединяет элементы различных традиций.
Индивидуальные доказательства
- Харальд Маркс (ред.) Gemäldegalerie Alte Meister Dresden, Volume I The Exposed Works , Cologne 2005, p. 244
- Вольфганг Браунфельс (Ред.): Лексикон христианской иконографии . ГВБ, Дармштадт, 2012 г., т. 1, стр. 304
- ^ Staatliche Kunstsammlungen Dresden: инвентарный каталог испанской живописи , отредактированный Маттиасом Лессом и другими, Престель, Мюнхен 2012, стр. 154–161
- Джонатан Браун и др .: Эль Греко и Толедо. Фрелих и Кауфманн, Берлин, 1983, с. 92.
- Майкл Имхоф: Шедевры Эль Греко в большом формате. Имхоф, Пассау 2012, стр.16.
- Хуберт Джедин: Совет Триента, обзор исследований его истории. Рим, 1948 г., стр.25.
- Вернер Вайсбах: Барокко как искусство контрреформации. Кассирер, Берлин, 1921, стр.11.
- Томас В. Гетгенс и Уве Флекнер (ред.): История классических жанров изображения в исходных текстах и комментариях, Том 1, историческая живопись ; ГВБ, Дармштадт, 2003 г., стр.103.
Цитаты из Библии
- Mt 9.27-31
- Мф 20 29-34
- Мт 21:14
- Mk 8.22-26
- Mk 10.46-52
- Лк 18.35-43
- Ин 9 1-7
Неделя о слепом. Богослужение
Неделя о слепом — последняя перед праздником отдания Пасхи, когда богослужение совершается по особому пасхальному чину. С этого дня на Утрени начинают петь катавасию Вознесению Господню. По Триоди Цветной песнопения Недели о слепом указаны в течение трех дней, до среды отдания Пасхи. Канон и стихеры, посвященные чуду прозрения слепого, говорят об исцелении как телесной, так и душевной слепоты, когда мы молимся Господу и за себя самих, чтобы сподобиться получить истинное духовное прозрение.
Тропарь:
Собез8начaльное сл0вw nц7у и3 д¦ови, є4же t дв7ы р0ждьшеесz на спасeніе нaше. воспоeмъ вёрніи и3 поклони1мсz, ћкw бlгоизв0ли пл0тію взhти на кrтъ, и3 смeрть претерпёти, и3 воскреси1ти ўмeршыz, во слaвное воскrніе своE.
Кондак:
Дш7eвныма nчи1ма wслэплeнъ, къ тебЁ хrтE прихожю2, ћкw же слэпhй t рождeніz, покаsніемъ зовu2 ти, ты2 є3си2 сu1щимъ во тмЁ свётъ пресвётлый.
Библиотека Русской веры Канон в неделю о слепом →
Читать онлайн
Алтарь Дона Мария де Арагон (1596—1600)
«Крещение Христа» (1596—1600)
Огромное, вытянутое в высоту полотно «Крещение Христа» (1596—1600, Мадрид, Прадо) — единственная картина, о которой достоверно известно, что она принадлежала алтарному циклу, написанному Эль Греко для школы обутых августинцев в Мадриде, основанной знатной придворной дамой Марией д’Арагон. Эта картина заключает в себе многие особенности творчества художника второй половины 1590-х годов.
Картина «Крещение Христа», как и другие произведения данного периода, находящиеся за пределами Испании, создает у зрителя впечатление ослепительных, проникнутых настроением просветленной радости видений. Изображение развертывается ввысь, пропорции фигур удлинены, все охвачено сильным движением, событие происходит в фантастической потусторонней среде, где стерты грани между земным и небесным.
Может быть, среди других картин этого времени «Крещение Христа» сильнее всего отмечено мистическим характером. Кроткий Христос и аскет Иоанн Креститель, мускулистое тело которого моделировано с уверенной живописной свободой,— самые спокойные, устойчивые образы картины. Окружающая их среда воплощает разлитую здесь божественную эманацию. Художник стремится повысить силу общего впечатления светозарностью цвета, перегруженностью фигурами и той живописной напряженностью, которая, по словам X. Камона Аснара, не оставляет «паузы для отдыха«. Красочная поверхность холста, пронизанная вспышками света и словно охваченная внутренним трепетом, становится своего рода самостоятельной одухотворенной материей.
Эль Греко воспринимает здесь движение не столько как физическое перемещение тел в пространстве (хотя и такой характер движения можно наблюдать в его полотнах), а как возникновение, становление и исчезновение. Одно переходит в другое, растворяется в свечении красок, гаснет и вспыхивает, лица ангелов запрокидываются, теряют очертания, их локоны превращаются в золотистые ореолы, одежды фосфоресцируют голубоватым и зеленым пламенем, серебристые прозрачные крылья трепещут, как крылья стрекоз. Огромную роль в передаче подобного движения играет волнистая контурная линия. Выразительность линии, особое значение контура — это восточная, византийская традиция в творчестве мастера. Впрочем, она переосмыслена им по-своему. Эль Греко применяет такую систему линейного ритма, которая даже тогда, когда он создает образы, близкие к реальности, не совпадает с органической формой. Это как бы линейный узор, наложенный на изображение и подчиняющий его себе. Возникает несоответствие, искажение, фигуры Эль Греко производят впечатление деформированных, нередко нескладных, особенно в очертаниях ног и рук. Но идеальная красота не волновала живописца, и в подобном смещении, как и в нарушении пропорций, он видел одно из выражений духовного.
Непрерывная линия, которая очерчивает контур фигур, например, в изображении Христа и Иоанна Крестителя в упомянутой мадридской картине, становится, по словам М. В. Алпатова, в произведениях Эль Греко «сжатой формулой ритма, которым пронизано все живое, вся органическая материя«.
Ссылки
- . Biblegateway.com . Проверено 18 апреля 2018 .
- Джонатан Бишоп, «Встречи в Новом Завете», в « Литературные интерпретации библейских повествований» , под ред. Кеннет Р. Р. Грос Луи, 2 тт. (Нэшвилл: Абингдон, 1974-1982 гг.), 2: 285-94, 2: 287.
- Энди М. Реймер, «Человек, рожденный слепым: истинный ученик Иисуса», в « Исследованиях характера в Четвертом Евангелии: повествовательные подходы к семидесяти личностям в Евангелии от Иоанна» , под ред. Стивен А. Хант, Д. Франсуа Толми и др. (Гранд-Рапидс, Мичиган: Eerdmans, 2016), 428-438, 432.
- Пол Дюк, Ирония в Четвертом Евангелии (Атланта: Джон Нокс, 1985), 119; Дж. Уоррен Холлеран, «Видение света: повествовательное чтение 9-й главы Иоанна», ETL 69 (1993): 5–26, 354–82, стр. 361.
- Епископ, 288.
- ^ Матера, Фрэнк Дж. Христология Нового Завета. Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс, 1999, 235.
интерпретация
Проблемы
Пармская версия
Версия для Нью-Йорка
Возможное отнесение к библейскому отрывку — не единственная неразгаданная загадка на этой картине. Таким образом, ни точный период производства, ни заказчик, ни мотивация Эль Греко использовать этот мотив неизвестны, и в настоящее время нет единого мнения по многим деталям иконографии. Существование двух других версий — в Galleria Nazionale в Парме и в Метрополитен-музее в Нью-Йорке — не проливает света на открытые вопросы. Пока что кажется очевидным, что картина Дрездена является самой старой из этих трех версий.
Живописное исполнение тоже вызывает вопросы. Б .:
- тени людей имеют разные стороны
- головы апостолов кажутся древними и повторяются много раз
- цветовая паста структурирована в архитектуре с помощью стиля кисти или даже большого пальца
- собака с мешком и бутылкой закрашена по уже готовому плиточному полу
Личность
Рассмотрение современных условий в искусстве и религии может пролить свет на эту тему.
Художник Эль Греко стремился воспитать себя образованным художником в соответствии с духом времени итальянского позднего Возрождения и, таким образом, отделить себя от ремесленника . Главные герои, такие как Леонардо да Винчи , Микеланджело , Рафаэль или Тициан, считались свидетельством этой идеи, которая также хорошо вписывалась в концепцию современных маньеристов . Еще позже, в Испании, его считали образованным человеком. Вот как Франсиско Пачеко вспоминал о своем посещении Эль Греко в 1611 году:
В его библиотеке были книги по многим областям знаний, включая философию, литературу, поэзию, религию, искусство и архитектуру.
Контрреформация
Когда был сделан снимок, Эль Греко дружил с хорватским художником-миниатюристом Джулио Кловио , который состоял на службе у кардинала Алессандро Фарнезе и выпустил его знаменитую часовую книгу . Благодаря Джулио Кловио Эль Греко нашел вход в место встречи интеллектуальной элиты Рима в Палаццо Фарнезе . Об этом свидетельствует рекомендательное письмо Кловио кардиналу от 16 ноября 1570 года, в котором Кловио просит кардинала на короткое время принять его в Палаццо Фарнезе для Эль Греко, пока последний не найдет себе место в Риме. Это также объясняет сторонников Эль Греко Контрреформации . Кардинал Фарнезе продолжил Трентский собор , на котором проводилась реформа церковного искусства в духе Контрреформации. Правила, принятые на его последней сессии, должны, среди прочего, гарантировать, что все нечистое, что должно придавать работе вызывающий характер, должно быть устранено. Ряд авторов пытались прокомментировать эти расплывчатые правила, в том числе Джованни Андреа Гилио, который в своем Диалоге об ошибках художников в отношении истории , опубликованном в 1564 году, заявил:
— Перевод Дорис Мюллер-Зием.
Это могло объяснить, что художника интересовало только повествование истории в этом смысле и что он придавал незначительное значение художественным тонкостям исполнения, перспективы, иконографии и использованию цитат других художников.
Искусство Испании.
Эль Греко (1541–1614) Исцеление слепого Около 1567. Дерево, масло. 65,5×84.
Эль Греко (настоящее имя — Доминикос Теотокопули) — испанский художник, по происхождению грек, уроженец острова Крит.
Произведения на сюжет исцеления слепого Эль Греко писал, по крайней мере, три раза. Все картины имеют схожую композицию, но различаются в трактовке деталей. Дрезденская — самая ранняя и включает в себя жанровую сцену с собакой, чего нет в других версиях.
Для уяснения особенностей стиля представленной работы нужно знать, что она относится к тому периоду творчества художника, когда он прибыл в Венецию, стал учеником Тициана и находился под влиянием Тинторетто и Микеланджело. В творениях этого периода Эль Греко еще венецианец по стилю, здесь он еще не «настоящий»: некоторые фигуры имеют явное сходство с фигурами Тинторетто. Так, например, фигура и жест старика в зеленом плаще (в группе справа) буквально совпадает с фигурой Иосифа на картине Тинторетто «Бегство в Египет», написанной в 1583 и хранящейся в Скуола Сан-Рокко в Венеции. Но произведение Тинторетто было написано гораздо позже картины Эль Греко! В XVII веке ее приписывали Веронезе, позже — Якопо Бассано.
Бартоломео Эстебан Мурильо — знаменитый испанский живописец, глава севильской школы, последний великий мастер золотого века испанской живописи.
Дрезденская картина необычайно красива. Это один из лучших образцов позднего периода творчества художника. В указанное время Мурильо создал большое количество картин на темы непорочного зачатия Девы Марии, Мадонны с Младенцем и другие религиозные сюжеты.
Женские и детские образы мастера всегда необычайно трогательны. При всей очевидности религиозной природы и предназначения этих картин они демонстрируют обычные человеческие типы — во всей их безыскусности, естественности, непосредственности. Мадонна на этих полотнах и дрезденской, быть может, в первую очередь, — еще совсем юное создание. Она трогательно защищает Сына, хотя ясно, что сама нуждается в защите — удивительное художественное воплощение силы, заключенной в слабости. И поскольку мы можем констатировать эту особенность и в других картинах Мурильо на этот сюжет, то, очевидно, можно говорить об определенной религиозно-философской концепции художника, воплощенной необычайно ярко.
Диего Веласкес (1599–1660) Портрет Хуана Матеоса Около 1634. Холст, масло. 109×90.
На представленном портрете изображен Хуан Матеос, королевский обер-егерь в Мадриде. Это обстоятельство придает ему особое значение: Веласкес в данном случае написал не кого-то из членов королевской семьи или шутов, развлекавших их, что он должен был делать по своему статусу королевского художника. Он изобразил устроителя королевских охот. В 1630-е и в 1640-е мастер создал большое количество портретов. На протяжении двух десятилетий они составляли целую галерею представителей испанского общества. Его полотна впечатляют, прежде всего, поразительным сходством с моделями, достоверностью внешнего облика.
Этот портрет долгое время считался принадлежавшим кисти Рубенса, поскольку в стиле Веласкеса указанного периода есть сходство с Рубенсом. В 1628, когда Рубенс посетил Мадрид, два художника встретились и подружились. Тем не менее истина восторжествовала, и авторство портрета удалось установить.
Хусепе де Рибера (1591–1652) Диоген 1637. Холст, масло. 76×61.
Хусепе де Рибера — испанский живописец, рисовальщик и гравер, крупный представитель барокко в живописи. Рибера изображал в основном суровых и мужественных людей. Моделей художника можно считать ипостасями его самого: в них он хотел выявить собственную сущность, но стиль письма портретов отличался реалистической точностью.
Дрезденская картина представляет собой изображение древнегреческого философа-киника Диогена Синопского (IV век до н. э.). Другой Диоген — Лаэртский — оставил его жизнеописание, из которого художники черпали анекдоты об аскете. Один из эпизодов: великий Диоген днем на рыночной площади с лампой в руке (!)… ищет человека. Нередко в XVII веке упомянутый сюжет изображался не в действии, а, как у Риберы, в виде портрета: философ держит лампу — символ поиска истины и добродетели.
Следующий том.
Галерея Уффици — один из старейших музеев Италии и мира. На родине Ренессанса, в самом сердце старой Флоренции, в просторном дворце хранятся лучшие произведения таких величайших художников, как Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. Жемчужина собрания — богатейшая коллекция знаменитого королевского рода Медичи, которая положила начало жизни одного из самых крупных и значимых музеев европейского изобразительного искусства.
Исцеление Исусом Христом слепорожденного. История
Увидев слепого от рождения, который просил милостыню, ученики спросили Господа: «Учитель, кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Исус же ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Христос, плюнув на землю, сделал брение, помазал этим брением слепому глаза и сказал ему: «Пойди, умойся в купальне Силоам». Этот источник находился у подножия горы Сион. Слепой умылся в нем и прозрел. Это чудо привело всех в изумление. Одни не верили, что это и есть тот самый слепой от рождения, другие говорили, что это он. Стали расспрашивать у слепорожденного, как он прозрел. Он отвечал: «Человек, которого зовут Исусом, сделал брение, помазал мне глаза и велел умыться в купальне Силоамской; я умылся, и вот я вижу». Повели его к фарисеям — а это чудо было совершено в день субботний. На расспросы фарисеев прозревший человек опять отвечал рассказом о чудесном исцелении. Тогда между фарисеями состоялся спор об Исусе. Некоторые говорили: «Этот Человек не от Бога, потому что не хранит субботы; другие же возражали: «Может ли человек грешный творить такие чудеса?» Спросили исцеленного: «А ты что думаешь о Нем?» «Я думаю, что Он пророк», — ответил тот. Но фарисеи все-таки не убедились и столь явным свидетельством силы Божией. Они усомнились, действительно ли тот человек был слеп, и позвали его родителей, спросив у них, точно ли это сын их и почему он, будучи слепым от рождения, прозрел? Родители слепорожденного знали, что фарисеи ненавидели Исуса и уже решили между собой отлучить от синагоги всякого, кто признает Его за Мессию. В малодушии своем они побоялись навлечь на себя гнев фарисеев, воздав должную честь Тому, Кто исцелил их сына, и потому только отвечали: «Знаем, что это сын наш и что он родился слепым. Как же он прозрел и кто исцелил его, этого мы не знаем; он сам взрослый; пусть сам расскажет». Тогда фарисеи сказали слепорожденному: «Благодари Бога; мы знаем, что Тот, Кто исцелил тебя, человек грешный». «Грешник ли Он, не знаю, а знаю только то, что я был слеп, а теперь вижу», — отвечал прозревший. Опять фарисеи стали расспрашивать, как он прозрел. «Я уже рассказывал вам, зачем опять спрашиваете? Разве и вы хотите сделаться Его учениками?». Фарисеи разгневались. «Ты ученик Его, — сказали они, — а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, а об этом Человеке не знаем, откуда Он». «Удивительно, что вы не знаете, откуда Он, — отвечал человек, — а Он отверз мне очи. Слыхано ли, чтобы кто-нибудь отверз очи слепорожденному? Мы все знаем, что грешников Бог не слушает, но слушает тех, кто чтит Бога и творит волю Его. Если бы этот Человек не был от Бога, то не мог бы сделать такого чуда». Фарисеи еще более рассердились и выгнали вон прозревшего слепца. Господь Исус Христос узнал об этом и, встретив его, спросил: «Веруешь ли ты в Сына Божия?» «Кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?», — спросил прозревший. «Ты видел Его, и Он говорит с тобою», — сказал Господь. «Верую, Господи!» — воскликнул тогда юноша и поклонился Исусу до земли (Ин. 9:2–38).
Слепой от рождения в результате чуда, совершенного Исусом Христом, обрел зрение не только телесное, но и духовное — он уверовал в то, что Христос — это Сын Божий. А фарисеи, телесно зрячие от рождения, ослепли от своей злобы духовными очами. Они продолжали клеветать на Христа, не веря в величайшее чудо исцеления слепорожденного и негодуя по поводу того, что Исус сотворил чудо в субботу.
Внешние ссылки
vтеИисус | |
---|---|
|
|
Жизнь |
|
Новый Завет |
|
Историчность |
|
Изображения |
|
христианство |
|
В других конфессиях |
|
Семья |
|
Связанный |
|
vтеЕвангелие от Иоанна | |||||
---|---|---|---|---|---|
Библия ( Новый Завет ) |
|
||||
События (в хронологическом порядке) |
|
||||
Фразы |
|
||||
Люди |
|
||||
Места |
|
||||
Высказывания «Я ЕСМЬ» |
|
||||
Связанный |
|
||||
Источники |
|
||||
В популярной культуре |
|
||||
|
vтеЧудеса Иисуса | ||
---|---|---|
Контроль над природой |
|
|
Лечит |
|
|
Экзорцизмы |
|
|
Воскрешение мертвых |
|
|
Личное |
|
|
Связанный |
|
|
Портал христианства |
Орган контроля: Национальные библиотеки |
---|
Исцеление Исусом Христом слепорожденного. Иконы
Иконография исцеления Исусом Христом слепорожденного представляет собой изображение Исуса Христа, Который помазывает брением очи слепого. Немного позади Спасителя стоят его ученики.
Исцеление слепого. Дионисий, Ферапонтов монастырь
Исцеление слепорожденного. Фреска церкви Вознесения Господня в монастыре Раваница, Сербия. 1380-е гг.
Исцеление слепорожденного. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Псков, ок. 1156 г.
Исцеление слепого. Двусторонняя икона-таблетка. Вторая половина XVI в. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород
Исцеление слепого. К. XVI в. Истома Савин. Москва, ГТГ