Христос и самарянка (новозаветные сюжеты в живописи)

Молитва

Молитва святой мученице Фотине О, святая мученица Фотино! Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великую с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси. Евангелие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящия муки укрепил и утешил. В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши, в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодезь брошена, душу свою Господу предала еси.

Услыши нас, святая Фотино, духовною красотою воссиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных, и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою неослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Милостиваго, во все века. Аминь.

День ангела Светланы

Св. Фотину церковно чествуют 20 марта (2 апреля). Предполагается, что это день ее мученической кончины около 66 г. от Рождества. Кроме того, событие ее встречи со Христом вспоминается в 5 Неделю (воскресенье) после Пасхи. Этот день называется «Неделей о Самаряныне».

Особую историю в России имеет имя святой, которое носят сейчас очень многие женщины.

Интересный факт

Фотина – греческое имя, означающее «Светлая». Интересно, что русский перевод «Светлана» возник только в начале XIX в. А.Х. Востоков в 1802 г. впервые употребил это имя в романсе «Светлана и Мстислав». В 1813 г. В.А. Жуковский создал балладу «Светлана». Но только после 1917 г. имя стало распространяться.

Однако в Крещении Светланы обычно нарекаются Фотиниями. В то же время в современных святцах и церковных календарях нередко можно встретить двойное именование мученицы: «Фотиния (Светлана)», поскольку речь идет просто о переводе на русский язык греческого имени.

Немногие храмы посвящены мученице Фотине – она так и осталась как бы в тени самой важной встречи в своей жизни. Ни до, ни тем более после встречи с Господом она не желала славы: судьбой и содержанием жизни была только проповедь веры

Как и Апостол Павел, она могла сказать о себе:

Почитание в православии

Фотина – известная в православии святая, о которой благодаря Евангелию знает каждый. Однако храмов, посвященных памяти мученицы, немного.

Храм в Наблусе

Вероятно, первый и самый знаменитый храм Фотины Самарянки построен у колодца Иакова в Наблусе, бывшем Сихеме. Церковь была здесь с IV по VI в., затем ее разрушили. Восстановить ее пытались при помощи России в начале XX в., но этот процесс прервала 1 мировая война. Однако близ дорогого христианам места находился греческий монастырь.

Церковь св. Фотины Самаряныни у колодца Иакова в Наблусе

В 1979 г. здесь от рук иудеев погиб архим. Филумен. Его принуждали убрать кресты и иконы от колодца Иакова, угрожая смертью. Отказавшись, священнослужитель был замучен по подобию Фотины и ее сродников: его ослепили, изранили лицо, нанеся крестообразные раны в издевку над христианством, отрубили пальцы правой руки. О. Филумена похоронили в Иерусалиме.

29

Август
2008 года

Мощи священномученика Филумена обретены нетленными, и тогда же перенесены в восстановленный храм Фотины.

Сейчас среди святынь храма:

  • колодец Иакова, находящийся в крипте;
  • кувшин Фотины, с которым она пришла за водой в памятный день встречи с Господом.

Другие реликвии

В Цветной Триоди в Синаксаре в Неделю о Самаряныне приводится предание, что камень, на котором сидел Господь во время разговора с самарянкой, принесен императором Юстинианов в храм Св. Софии в Константинополе и положен на паперти «от востока, в храм входящи на левой стране». Здесь, повествует Триодь, бывали многие исцеления

В храме св. Софии находилось также «устие» колодца, в который брошена была самарянка и где она скончалась.

Мощи святой Фотины полностью не сохранились. Но на Афоне находится часть ее главы. Место пребывания святыни – монастырь Григориат. Частицы мощей можно встретить в ее иконах, в том числе в России и на Украине.

Беседа Христа с самарянкой. Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XIV в.; местонахождение: Италия. Венеция, Собор Святого Марка

Почитание в России и на Украине

Интересный фактДо 1917 г. Фотину особенно любили в народе как врачующую от лихорадки, видимо, на основании Синаксаря из Триоди. Считалось, что от этой болезни она в свое время исцелила своего сострадальца, мученика Севастиана. Высказывались также предположения, что, поскольку обращение Фотины произошло у колодца, Господь дал святой особое благословение освящать воды, а, по народным представлениям, источником лихорадки как раз являлась вода.

В настоящее время в России не сохранилось храмов, посвященных Фотинии Римской. На Украине в Днепропетровской области в селе Диброво образован приход храма св. Фотинии Римской. Случилось это в 2002 г. Строительство церковного здания пока не завершено. Богослужения совершаются в бывшем здании сельского совета. Но будущий храм уже имеет свою святыню – икону св. Фотины с частицей ее мощей.

Иконография

На иконах св. Фотина изображается в красных одеждах мученицы, с крестом в руке. Отличительная черта изображения – головная повязка святой, характерная для Ближнего Востока. Иногда в руке Фотины – свиток со словами, которые она когда-то обратила к встретившемуся ей Господу:

Краткое житие св. мученицы Фотины (Светланы) Римской

Ничего не известно о том, как жила самарянка до зрелого возраста, чем занималась и кто были ее родители. Да и имя Фотины мы знаем только из церковного предания, оно не упоминается в Евангелии. Возможно, это имя она получила при крещении.

Полезные материалы

Кажется, до встречи с Христом самарянка не раз была замужем, имела двоих сыновей, Виктора и Иосию. Из жития известно также о пяти сестрах святой

Но все это не так важно. Ведь после встречи с неизвестным путником у колодца, вырытого когда-то праотцем Иаковом, для женщины начинается совершенно другая жизнь

Разговор у колодца

В тот день Фотина шла за водой – дело вполне рутинное. Может быть, думала о хозяйственных делах, повседневных нуждах. У колодца Иакова она увидела человека, одетого по-иудейски.

Христос и самарянка, копия картины Генриха Семирадского

Иудеи с самарянами не сообщаются

Это казалось довольно странно: иудей на самарийской земле, по представлениям евреев, едва ли не оскверненной.

Интересный факт

Народ самарийский образовался от смешения иудеев Израильского царства и ассирийцев. Таким же смешением иудаизма и язычества отличались религиозные взгляды самарян. Они почитали и Единого Бога, и богов языческих, признавали Тору Моисея, и совершали языческие обряды, ждали пришествия Мессии – и кланялись идолам. «Самарянин» у иудеев времени Христа было едва ли не бранным словом.

Да и Господь, посылая Апостолов на проповедь, говорил им:

Христос заповедал ученикам не идти к самарянам – а Сам пошел. И вот недоумевающая Фотина слышит от странного путника еще более странные слова: «Дай Мне пить!» Простая просьба изнуренного жарой и дорогой человека, не имеющего, чем почерпнуть воды, но ведь он – иудей. Как же так, ведь евреи гнушаются полуязычниками-самарянами? Это и спросила Фотина. А в ответ услышала:

Вода живая

Сначала она подумала, что Он говорит об обычной воде. А потом поняла – вообще не о воде. О чем-то другом. О жизни, о вечности. И что Он знает о ней, неизвестной женщине, всё.

В изумлении Фотина воскликнула: «Господи, вижу, что Ты пророк!» А потом вдруг, вне связи с предыдущей беседой, стала спрашивать, где нужно поклоняться Богу – в Иерусалиме или на горе Гаризим, как самаряне? И снова ответ, которого Фотина не ожидала: место поклонения не так важно, только бы человек любил Господа духом своим, «ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин 4:23). Видимо, тогда благодать Божия коснулась сердца женщины

Уже не думая о повседневных нуждах, бросив кувшин, отправилась она в город, рассказывая всем и каждому, что обрела Мессию. Евангелист Иоанн больше не пишет о «жене самарянке». Но ее жизнь с тех пор, очевидно, изменилась навсегда.

Беседа Христа с самарянкой. Италия. Равенна, VI в.; местонахождение: Италия. Равенна. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

Притча о воде живой[ | ]

Иисус рассказал женщине о себе в иносказательной форме как об источнике живой воды

, испив которую, человек становится освобожденным и готовым к новой жизни. Так же, как и в истории с Ниимом, притча построена в форме вопроса и ответа. Иисус попросил у женщины воды, она смутилась, сказав, что «Иудеи с Самарянами не сообщаются ». Тогда Иисус сказал, что если бы она знала кто к ней обращается, то сама просила бы у него воды живой. На вопрос о том, откуда у него вода, был дан следующий ответ:

Далее женщина самарийская спрашивает у Иисуса, где же должно им поклоняться всевышнему Богу. Так как в библейской истории самаряне были потомками от смешения евреев и хананейских народов, иудеи не сообщались с этим народом, считая их полукровками. Традиционно самаряне поклонялись единому Богу Яхве на горе Гризим, а иудеи в Иерусалимском Храме. Различия в местах поклонения и религиозных обрядах провели явное разделение между этими двумя родственными народами. Но Иисус возвещает ей о наступлении нового времени:

Христос и Самарянка (греческая икона)

Женщина говорит, что ей известно что должен прийти «Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все

» и Иисус в ответ говорит — «Это Я, Который говорю с тобою ».

Мученичество

Около 63 г. Фотина и ее дети жили уже в Карфагене. Житие святой умалчивает, как и зачем они туда попали из Сихари. Но точно известно, что Фотина передала своим детям горячую веру в Спасителя. Так сложилось, что именно сын святой начал мученический подвиг, который потом прошла и вся семья.

Воин-христианин

Христианская вера не помешала Виктору, старшему из двух сыновей самарянки, служить в римском войске. Храбрый и умелый, он был на хорошем счету. Его даже направили на высокую должность в Атталию

Здесь его открытая проповедь Христа – а своей веры Виктор никогда не скрывал – привлекла внимание градоначальника, Севастиана. Тот, разузнав о новом военачальнике и его семье, просил доблестного мужа не говорить о Христе всем и каждому

Да и мать с братом убедить не делать так. Верите – верьте «в душе». Ведь как будет жаль, если столь прекрасный воин и его семья пострадают за веру в Распятого – как известно, император Нерон христианам не благоволит.

Житие повествует, что Виктор отказался выполнить настоятельную рекомендацию начальника города. А сам Севастиан, «мудро» советовавший христианам воздержаться от проповеди, вдруг лишился зрения. Три дня пролежал он не только без зрения, но и без голоса. А на четвертый день… сам стал христианином узрев некое Божественное видение. Видевшие его обращение слуги также крестились.

Суд в Риме

Император Нерон, узнав о едва ли не скандальном случае перехода в христианство градоначальника и всего его дома, велел привести в Рим на судилище Севастиана, Виктора и прочих уверовавших. По преданию, перед царским судом Сам Господь явился Виктору и Севастиану. Последнего Он благословил и укрепил предстоящий подвиг, а Виктора переименовал Фотином, «Светозарным».

Что же касается Фотины, то она, также извещенная Самим Христом об ожидающем ее Виктора и его друзей судебном процессе у Нерона, пришла в столицу империи сама вместе с младшим Иосией – Анатолией, Фото, Фотидой, Параскевой и Кириакией. Все они, представ на суд, исповедовали себя христианами и не пожелали отречься от своего Бога. Нерон велел выколоть глаза Севастиану и Виктору и бросить их в тюрьму. Фотину и других женщин он решил отправить в свой дворец под надзор дочери, Домнины. Вероятно, Нерон думал, что в языческом окружении христианки оставят свое «заблуждение».

https://youtube.com/watch?v=NXDXeDfOhz4

Иконография

В православии почитают трех святых под этим именем:

  • Римскую;
  • Палестинскую;
  • Кипрскую.

Образ каждой святой имеет характерные признаки, по которым можно отличить одну от другой. Светлану Римскую изображают с Иисусом Христом у колодца или в одиночестве, во весь рост. В первом случае понятно, что в основе иконографии лежит евангельский сюжет о встрече Спасителя с самарянкой.

Когда на иконе изображена одна женщина, и сложно разобрать надпись на нимбе, то следует внимательно рассмотреть святой образ. Фотиния Самарянка в руках держит кувшин или свиток, на котором видны слова из притчи Иисуса о живой воде (учении): «Господь, дай нам живую воду, а не жажду». На заднем плане виден колодец, горные цепи и городские стены.

Чудеса веры

Примерно наказав христиан, Нерон, человек непостоянный, видимо, забыл об этой христианской семье – как повествует житие Фотины, на долгих 3 года.

А потом до Нерона дошли слухи о том, что все пошло совсем не так, как ему думалось. Мало того, что ослепленные Виктор и Севастиан странным образом исцелились и в тюрьме принимали множество людей, обращая их ко Христу. Странное происходило в самом дворце царя, в его собственной семье.

Интересный факт

Фотина своей пламенной верой и чистотой жизни обратила ко Христу и царевну Домнину, и даже ее служанок. Тайно от Нерона все они крестились. Царский дворец стал местом христианских молитв и славословий.

Кончина

Новый суд и новые мучения, которым подверг Нерон Фотинию и ее семью – сопровождались новыми знамениями христианской веры.

Фотина, Иосию и Севастиана распяли вниз головами и три дня избивали. А потом слуги, посланные посмотреть, живы ли непокорные христиане, лишились зрения. Сами страдальцы тогда же получили полное здравие от явившегося Ангела. Помолившись о слугах, Фотин и его сострадальцы вернули ослепшим зрение. Все исцеленные тут же стали христианами. Вскоре они приняли мученическую кончину, как и Фотин, Иосия и Севастиан. Именно их особенно сильно истязали перед смертью: отрубили голени, содрали кожу. То же мучение и отрезание грудей пережили сестры Фотины. Одна из них, Фотида, потерпела и более ужасные мучения: ее за ноги привязали к двум пригнутым к земле деревам. Выпрямившись, деревья разорвали мученицу надвое. Остальных уверовавших Нерон велел усечь мечом.

В это время Фотина, с которой также содрали кожу, лежала в глубоком колодце, куда ее бросили, думая, что она умрет. Но когда, спустя несколько дней, ее вытащили из колодца, она была жива. Оставшись последней из семьи, уже казненной за Христа, мученица безбоязненно продолжала говорить о своем Боге и вере. Акты мученические, протоколы допросов, которые велись тогда на суде, сохранили ее ответ Нерону.

Когда император предложил Фотине поклониться богам, она безбоязненно бросила ему в лицо обличение:

Понимавший толк в мучительстве Нерон не знал, что еще сделать с несгибаемой женщиной. Фотина еще раз была брошена в колодец. Это стало ее последней казнью и окончанием земного пути.

Цветная Триодь в Синаксаре на Неделю о самаряныне дополняет сведения жития и говорит, что перед кончиной Фотина претерпела и другие муки:

История святой Фотинии

После значимой встречи со Спасителем, Светлана начала проповедовать христианство в городе Карфаген, чем вызвала недовольство самого императора Нерона, жестоко расправлявшегося с последователями Господа. Несмотря на это, смелая женщина открыто проповедовала Евангелие, и император, преследовавший учеников веры Христовой, приказал схватить святую Фотинию и заключить под стражу.

На допросах святая Фотиния не отказалась от своих убеждений, за что язычники пытались отрубить ей руки, но из этого ничего не вышло.

Произнося слова молитвы Фотинии (Светлане), верующие должны помнить о страданиях и муках за веру, которые вынесла эта святая, когда язычники содрали с неё кожу и бросили в колодец.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: