Оноре домье

Интересные факты из жизни художника

1. Однажды Домье попросил своего друга, имевшего свой домик в деревне, порисовать его уток. Специально к приезду художника со всего птичьего двора согнали уток. Пока они барахтались в лужицах и бегали по двору, Домье не обращал на них совершенно никакого внимания, курил трубку и разговаривал с другом о чём-то постороннем. Друг был разочарован, однако через несколько дней он зашёл в мастерскую художника и был удивлён одним этюдом. — А, узнали уточек? — спросил художник, — ваши! Очень они были хороши.

2. В одной из мастерских Парижа, которую снимал Домье с друзьями, раньше располагалось бюро по найму работниц. Художники не стали менять вывеску, только немного её раскрасили и подправили. Однажды к ним зашла дама, которая сказала, что работает акушеркой и хочет такую же вывеску, как у них — яркую, приятную и привлекающую клиентов.

Так Домье получил один из своих первых живописных заказов, и заработал за «приятную» вывеску пятьдесят франков. По тем временам — неплохие деньги, к тому же, многим художникам и этого не удавалось выручить за свои работы.

3. Привратнику мастерской Домье Анатолю по-человечески нравился художник. Он даже прибирался у него бесплатно. Художнику нравилось с ним болтать, но он хотел отплатить за доброту чем-то еще.

Анатоль же, когда убирался, распевал оперные арии, и однажды открыл Домье, что мечтал бы попасть на представление в Комическую оперу, но не хватает денег. Домье обрадовался. — Радуйтесь! — сказал он, — я имею право входа в эту вашу Оперу-комик, но ничто в мире не заставит меня переступить порог этого заведения. Так что вы можете ходить туда сколько угодно, хоть каждый день, просто представившись на кассе мной, меня все равно там не знают.

Тогда Анатоль сказал, что у него нет фрака, и Оноре с радостью отдал ему свой. С тех пор привратник часто ходил на представления, но он, к сожалению, кроме пристрастия к музыке, имел пристрастие к алкоголю. Тогда по Парижу и расползлись слухи, что Оноре Домье — алкоголик.

4. Домье не любил многие новшества. Особенно ему не нравилась фотография, которую он не считал за искусство, а тогда многие считали, что фотография заменит живопись. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. Фотографы ставили их напротив приглянувшегося объекта, открывали объектив и стояли с часами в руках, порой по несколько минут. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку. — Терпение — добродетель ослов, — отрезал Домье.

5. У Домье был друг — одноногий художник Диаз, который, несмотря на физический недостаток, отличался буйным нравом. Он был художником-барбизонцем и одно время был очень знаменит. Однажды он вернулся с прогулки в возбуждении, сказав, что встретил юношу в блузе, которые носят художники по фарфору.

Он рисовал, а вокруг него крутились какие-то наглецы и издевались над ним

Тогда Диаз схватил поленце и разогнал мерзавцев, а после обратил внимание на то, что юноша неплохо рисует. — И как его зовут?- спросил Домье

— Не помню, кажется, его фамилия Ренуар. У бедняги не хватает денег на краски, и от этого он злоупотребляет жженой костью. Я считаю, нужно ему помочь. А вы? — С радостью, — ответил художник.

Так юному и никому неизвестному на тот момент Ренуару достался целое богатство — мешок не совсем засохших красок.

6. Домье хотели наградить орденом Почётного Легиона, одновременно с ним собирались отметить той же наградой Гюстава Курбе. Оба отказались. Курбе написал министру, что не желает принимать знаки отличия от правительства, связанного с монархическим строем. Расчет был верным — письмо опубликовала одна парижская газета, весь о революционере-Курбе разнеслась по Франции, и он стал ещё известнее. Домье же свой отказ никак не пояснил.

Вскоре после этого два художника столкнулись на улице. — Ах, как хорошо, — Курбе бросился ему навстречу, — ты отказался от креста, как и я! Но почему ты ничего не сказал? Можно было раздуть целую бурю из этого! — Зачем? — удивился Домье, — я сделал то, что должен был сделать. Зачем еще кому-то об этом знать? После этого Курбе однажды огорченно заметил: — Ничего из Домье не выйдет. Он — мечтатель.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: vm.ru, , 

Оноре Домье: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Оноре Домье: жизнь и творчество художникаПроголосуйте

Примечания

  1. 12 L’Humanité (фр.) — 1999. — ISSN 0242-6870
  2. Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  3. 12 Honoré Daumier
  4. 12Lavigne H. état civil d’artistes français (фр.) — Paris: 1881. — P. 162.
  5. Honoré Daumier (англ.) — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
  6. artist list of the National Museum of Sweden — 2020.
  7. Яковлева Т. Ю. Становление литературно-художественной журналистики Франции XIX века. Художественная критика Шарля Бодлера(неопр.) . 19v-euro-lit.niv.ru. Дата обращения 20 февраля 2020.
  8. Известный художник Оноре Домье, которого всегда осаждали посетители…
  9. Daumier’s Law (1992) — IMDb

Читать онлайн «Оноре Домье» автора Эсколье Раймон — RuLit — Страница 14

Домье обрушился и на другого ветерана наполеоновских войн: на маршала Мортье{68}, герцога Тревизского. В 1834 году он пытался сформировать правительство. Это обстоятельство побудило Домье извлечь на свет некий каламбур, приписываемый Наполеону (который будто бы называл своего маршала «большая мортира малого действия»), и изобразить Мортье в виде пушки, извергающей из дула ордена. Этот самый герцог Тревизский подвергался еще более несправедливым нападкам, которые нельзя оправдать никаким политическим пылом. В самом деле, на рисунке «Маршал Мортье накануне битвы под Ватерлоо» художник изобразил маршала сидящим в теплом колпаке у жаркого огня и симулирующим больного — будто этот доблестный солдат дезертировал с поля битвы. (Еще один навет: на рисунке «Не угрожает ли нам кризис в отношениях с Америкой?» Домье изобразил маршала Мортье, опять-таки в душегрейке мнимого больного, между герцогом Орлеанским{69}, подстригающим себе усы, чтобы никто не мог его узнать, и принцем Жуанвильским, прячущимся за занавеской.)

Напротив, «Бюжо{70} в замке Блэй» не вызывает у нас подобного сочувствия. Солдат, садовод и тюремщик — таков поистине «Толстяк Жан Бюжо», о котором «Ривароль» в 1842 году язвительно писал: «Он обладает таким завидным душевным равновесием, что способен в один и тот же день убивать людей и сажать капусту. Вся его наука сокрыта в словах: „Не пускать!“ Он крепко запомнил эти слова с того самого дня, когда его, новобранца, впервые поставили на часы. Вот потому-то ему и поручили сторожить замок Блэй».

И все же объектом для подавляющего большинства карикатур Домье, подчас уничтожающих, послужили прежде всего два человека, стоящие во главе государства… Я уже называл обоих: это Луи-Филипп и Тьер. Первый был королем французов. Второму было суждено стать президентом Третьей республики, которая являлась, так сказать, его законнорожденным детищем.

Необходимо прочитать страницы, написанные острым пером Жермены Шерпен. Эта статья называется: «Сто одиннадцать изображений господина Тьера».

«Тьер был на одиннадцать лет старше Домье, но умер он лишь на полтора года раньше художника. Решающим рубежом в жизни обоих явился 1830 год… Июльская революция стала для обоих важнейшим фактором, позволившим им выразить себя. Три славных дня превратили Тьера, к тому времени уже известного журналиста, сотрудника „Конститюсьоннель“, вместе с Минье и Каррелем{71} основавшего пресловутый „Насьональ“, в самого видного политического деятеля, опору и советника Июльской монархии. Именно он, в силу того что он собой олицетворял, как, впрочем, и из-за своего нескладного телосложения, неизменно обращал на себя острие сатиры Домье…

На протяжении всего срока существования „Карикатюр“, с 1830 по 1835 год, Тьер фигурировал во всех ее политических сериях… как неизменный участник гротескного балагана, каковым являлся, на взгляд Домье, режим Луи-Филиппа… На рисунке „Министерский Шарантон“, как и в другом — „Двор Короля Пето“, Тьер — попросту самый маленький из всех персонажей. Вообще, его малый рост породил множество прозвищ: „Маленький Никудышник“, „Карманный депутат“, „Директор карликовой труппы“, „Лилипут Третьего сословия“. В литографии „Законодательное чрево“ среди всех своих то ли дремлющих, то ли переваривающих пищу коллег, он кажется самым живым, единственным, который явно не скучает, даже, возможно, наслаждается парламентским фарсом…».

После отмены свободы печати Домье лишь в 1848 году, при непрочном режиме Второй республики, снова обрел возможность бить по своей излюбленной мишени.

«Одна из самых лучших карикатур этой поры, бесспорный шедевр Домье, — „Матереубийца“: Тьер, вооруженный резиновой дубинкой больше его самого, готовится нанести удар прессе — прилежной молодой женщине, склонившей свой чистый профиль над доской с исписанными листками. В своем неведении опасности, озаренная светлым сиянием, она сильнее карлика, который ей угрожает. Порадуемся же тому, что в 1850 году прессе пришлось страдать от жестоких ограничительных законов: мы обязаны им одним из самых впечатляющих произведений французской литографии».

После Второй империи, которая в еще большей мере связала руки Тьеру, чем Домье, деспотизм этого «никудышника», «спасителя порядка и освободителя страны» становился день ото дня все сильнее. У одних это вызывало едкую насмешку, у других — снисходительную иронию: «Маленький король» — называл его Жюль Фавр{72}. «Адольф Первый» — вторил ему Бисмарк, который не мог предвидеть, что в один прекрасный день явится другой Адольф, который зачеркнет и навсегда загубит дело всей его жизни.

Творчество

В 1830-х годах литографии Оноре увидел знаменитый французский карикатурист Шарль Филиппон, глава первого во Франции сатирического журнала «Карикатура» (Caricature), и пригласил к сотрудничеству.

Карикатура Оноре Домье на короля Луи-Филиппа

Домье подписывал свои журнальные работы псевдонимом Рожлен. В 1832 году он изобразил нового монарха Луи-Филиппа в карикатурном образе Гаргантюа, за что загремел в тюрьму на полгода, откуда вышел знаменитым и настроенным еще более революционно. В 1830-1832 годах Домье создал галерею скульптур и портретов-шаржей буржуазных политических деятелей под названием «Знаменитости золотой середины».

В 1834 жители Парижа увидели такие произведения-литографии, как «Законодательное чрево» (коллективный портрет Палаты депутатов), «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу».

Картина Оноре Домье «Законодательное чрево»

В них автором изобличаются порочные страсти правящей буржуазии – алчность, корысть, глупость, и воспевается героический образ рабочего-революционера (литографии «Свобода печати» и «Современный Галилей»).

Парижане ждали ярких политических и социальных работ Домье, чтобы насладиться новой порцией сатиры, нужной в то время, как никогда, но мало кто знал автора этих шедевров. Зато талант мастера ценили друзья, такие живописцы, как Жан-Франсуа Милле, Коро и Делакруа. А также писатели, в том числе Виктор Гюго, Оноре де Бальзак и Шарль Бодлер. Бальзак говорил, что в «Домье живет сам Микеланджело», а Бодлер писал, что «его рисунок красочен по своей природе».

Картина Оноре Домье «Прачки»

В 1835 году власти закрыли журнал «Карикатура», тогда Домье уходит в другое издание Филиппона — «Шаривари» (Charivari). Здесь художник еще почти 30 лет публикует свои острые работы. Фирменный почерк автора – создание тематических серий.

К примеру, серия «Древняя история» (1841–1843) высмеивала буржуазное искусство. В серии «Парижские типы» (1839–1840), «Добрые буржуа» (1846–1849), «Люди юстиции» (1845–1848) автор изобличает мещанское мышление, продажность чиновников, падение нравов.

Картина Оноре Домье «Вагон третьего класса»

После 1848 года художник меняет направление в изобразительном искусстве – переходит на живопись, работает маслом и акварелью. Меняется и жанровая направленность работ мастера: агрессивная карикатура уступает место реалистичным бытовым зарисовкам, не лишая их при этом глубокого социального смысла. Герои его картин — простые люди, герои современности: рабочие, трудяги, крестьяне (цикл «Прачки», картины «Вагон третьего класса», «Семья на баррикаде»).

Венцом живописного периода Домье по праву считается серия картин «Дон Кихот», в которой автор символично изобразил человека в условиях несовершенного общества и мира. Критики усматривают в этой экзистенциальной серии автобиографичные мотивы: одинокий рыцарь печального образа – это сам Оноре, а его ветряные мельницы – порочная государственная система.

Картина Оноре Домье «Дон Кихот»

К концу жизни из-за нужды он вновь обращается к жанру литографии, только теперь в фокусе внимания живописца военные темы. Последний шедевр Домье – цикл работ «Осада», посвященный Франко-Прусской войне (1870-1871).

Наследие Оноре Домье – это почти 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и 60 скульптур. Творчество художника не получило широкого признания при жизни и было оценено только в XX веке.

Картина Оноре Домье «Шахматисты»

Сегодня работы гения литографии находятся в крупнейших коллекциях мира – Метрополитен-музее в Нью-Йорке, музее Уолтерса в Балтиморе, Национальной галерее искусств в Вашингтоне, в мюнхенской Пинакотеке, российском Эрмитаже и других.

В 1992 году на экраны вышел анимационный фильм «Закон Домье», в котором режиссер-мультипликатор Джефф Данбар использовал рисунки французского карикатуриста.

Литература

  • Калитина Н. Н. Домье. М., Искусство, 1955.
  • Пассерон Р. Домье: свидетель своей эпохи. М., Изобразительное искусство, 1984.
  • Прокопьева С. И. Образ зрителя в театральных сценах Домье // Материалы XI научной конференции в память проф. М. В. Доброклонского. СПб., 1998.
  • Рыков А.В. Общество спектакля. «Драма» Оноре Домье // Studia Culturae. 2020. Вып. 4 (38). С. 62-69
  • Тугендхольд Я. А. Предвестник: Оноре Домье // Художественная культура Запада. — Москва : Государственное издательство, 1928.
  • Щербакова Н. Оноре Домье: от политической карикатуры к маске // Искусствознание. 2014, № 3-4. С. 184—199.
  • Яворская Н. В. Оноре Домье. — Л.: Издательство Ленинградского областного союза советских художников, 1935 (Художественное наследие. Западноевропейское искусство). — 156 с.: 46 ил.
  • Harper Paula. Daumier Clowns: Les Saltimbanques et les Parades. New York-London, 1981.
  • Childs E. C. Daumier and Exotocism. Satirising the French and the Foreign. New York, Peter Lang Publishing Inc., 2004.

Творчество

В 1830-х годах литографии Домье попали на глаза известному карикатуристу Шарлю Филиппону, возглавлявшему сатирический журнал «Карикатура». Он по достоинству оценил работы молодого художника, предложив ему сотрудничество.

В данный период биографии Оноре подписывал свои произведения псевдонимом Рожлен. В 1831 г. он стал автором карикатуры на короля Луи-Филиппа, известной как «Гаргантюа». В результате, через несколько месяцев он был задержан и отправлен за решетку, где пробыл около полугода.

Выйдя на свободу, Домье не изменил своим принципам, продолжив свою деятельность в том же ключе. Он создал цикл скульптур и шаржей буржуазных чиновников под названием – «Знаменитости золотой середины».

«Гаргантюа»

После этого, Оноре представил ряд литографий, в которых высмеивал пороки буржуазного правительства: жадность, корыстолюбие, глупость и т.д. Соотечественники ждали от него новых карикатур, не зная при этом истинное имя их автора.

Мастерство Домье по достоинству оценивали многие художники и писатели, среди которых Эжен Делакруа, Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, Шарль Бодлер и др. Власти, недовольные таким положением вещей, решили в 1835 г. закрыть журнал «Карикатура», вследствие чего Оноре пришлось искать другую работу.

Вскоре Домье устроился в издание Филиппона – «Шаривари». Тут, он на протяжении десятков лет издавал свои острые политические и социальные произведения. Мужчина имел свой фирменный почерк – создание циклов определенной тематики.

В период карьеры 1848-1871 гг. Оноре Домье стал автором более 4000 литографий и еще столько же рисунков, выполненных карандашом. Он имел репутацию одного из самых талантливых карикатуристов, обращавшимся к политическим и общественным проблемам, а также личной жизни известных французов.

В конце 1840-х годов Домье сосредоточился на живописи, сделав акцент на правдоподобных бытовых сценах. Персонажами на его полотнах выступали простые люди. Наиболее признанными картинами мастера считаются «Мельник, его сын и осел» (1849), «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу» (1851), «Прачка» (1861) и «Шахматисты» (1867).

Кисти Оноре принадлежит больше 700 полотен, а также свыше 60 скульптур. До конца дней он писал свои картины, даже когда полностью потерял зрение. Интересен факт, что его гротескные и намеренно грубо выполненные работы, вызывали восторг у Мане и Дега. Есть версия, что именно Домье являлся первым импрессионистом.

Творчество живописца было весьма прохладно принято при его жизни, и только в 20-м веке оно получило признание. Сейчас его произведения хранятся в стенах разных музеев мира, включая Эрмитаж.

Детство и юность

Будущий художник родился 26 февраля 1808 года в Марселе, в семье стекольщика. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец перевез семью в Париж, надеясь, что там его ремесло заимеет больший спрос. При этом рассчитывал, что сынишка будет помогать ему. Но тот не проявлял никакого интереса к стекольному делу.

Художник Оноре Домье

Он рос настоящим разгильдяем, любимым занятием мальчишки было наблюдать за жизнью парижских улочек: вон там в подворотне стирают прачки, а на углу торгуются проститутки, булочник разгружает тележку ароматных круассанов…

Вокруг юного Оноре кипела разнообразная и интересная жизнь, которую так хотелось запечатлеть во всей красоте момента. Если бы он мог создавать такие рисунки, какие видел в альбомах из книжной лавки! Но мальчик лишь изображал шаржи на соседских мальчишек, углем на оберточной бумаге.

Оноре Домье

Успев поработать и помощником адвоката, и приказчиком в книжной лавке, парнишка в 14 лет, наконец, осуществил давнюю мечту — стал брать уроки живописи и скульптуры. Вскоре познакомился в галерее «Пале Рояль» с известными художниками тех времен Камилем Коро, Эженом Делакруа, Жаном Гранвилем, начал работать в мастерской живописца Эжена Бурдена. В 1828 году Оноре увлекся новой техникой изображения – литографией. В этом жанре выполняет свои первые работы, которые приносят ему долгожданный заработок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: