Джорджо барбарелли да кастельфранко (джорджоне)

Наследие

Castelfranco Мадонна до недавнего очистки. Единственный запрестольный образ Джорджоне.

Хотя Джорджоне умер в 30-е годы, он оставил после себя наследие, которое должны были развивать Тициан и художники 17-го века. Джорджоне никогда не подчинял линии и цвет архитектуре, а художественный эффект — сентиментальному изображению. Возможно, он был первым итальянцем, который рисовал пейзажи с фигурами в виде движущихся картинок в их собственных рамах без религиозной, аллегорической или исторической цели — и первым, чьи цвета обладали той пылкой, сияющей и плавящейся интенсивностью, которая так скоро стала типичным примером работы. всей Венецианской школы .

Тональная живопись

Эти два художника первыми начали писать картины не используя рисунок, мягко размывая контуры. Такой вид живописи стали называть тональной или «атмосферной» живописью. В тональной живописи изменения интенсивности цвета основывались на изменениях интенсивности света. Фигуры, предметы и природные элементы, полученные путем сопоставления гармоничных или контрастных цветовых областей, были пропитаны светом. По мнению представителей венецианской школы живописи, таких как Беллини, Джорджоне и Тициан, строгие конструкции тосканско-римской живописи не могут соответствовать физиологии человеческого зрения. Такие радикальные отклонения взглядов двух школ привело к отказу от чётко очерченных контуров и к выходу за рамки линейной перспективы.

Джованни Беллини, алтарная картина святого Иова, 1486-88 гг. Масло на панели, 4,71 x 2,58 м. Венеция, галерея «Академия».

Это, конечно, не значит, что представители венецианской школы живописи отрицали саму концепцию структуры пространства, или что они не использовали перспективу, и тем более они не игнорировали ее математические правила. Значит это только то, что они предпочитали имитировать природные явления и атмосферное слияние форм

Для передачи этих явлений, они брали во внимание физиологические особенности зрительного восприятия, используя в основном отношения между цветами, а не трактаты, составленные в предыдущем веке Альберти или Пьеро делла Франческа

Желание венецианских художников передать натуральность явления максимально достоверно привело к тому, что они полностью освоили новую в те времена масляную живопись, завезённую в XV веке из Голландии, в которой они стали безусловными мастерами в Италии.

Жизнь

То немногое, что известно о жизни Джорджоне, дано в книге Джорджо Вазари « Жизни выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» . Он приехал из небольшого городка Кастельфранко Венето , в 40 км от Венеции. Его имя иногда появляется как Зорцо ; вариант Джорджоне (или Зорзон ) можно перевести как «Большой Джордж». Неясно, как рано в детстве он уехал в Венецию, но стилистические данные подтверждают заявление Карло Ридольфи о том, что он проходил там свое обучение у Джованни Беллини ; там он поселился и стал известным мастером.

Современные документы свидетельствуют о том, что его талант был признан рано. В 1500 году, когда ему было за двадцать, его выбрали для написания портретов дожа Агостино Барбариго и кондотьера Консальво Ферранте. В 1504 году ему было поручено написать алтарь в память о другом кондотьера, Маттео Костанцо, в соборе своего родного города Кастельфранко. В 1507 году по распоряжению Совета десяти он получил частичную оплату за картину (тема неизвестна), над которой он работал для Зала аудиенций во Дворце дожей . С 1507 по 1508 год он работал вместе с другими художниками своего поколения, чтобы украсить фресками внешнюю часть недавно перестроенного Fondaco dei Tedeschi (или Зала немецких купцов) в Венеции, уже проделав аналогичную работу над экстерьером Casa Soranzo. , Каса Гримани алли Серви и другие венецианские дворцы. Очень немногое из этой работы сейчас сохранилось.

Лаура (1506 г.), Художественно-исторический музей , Вена , Австрия.

Вазари упоминает о своей встрече с Леонардо да Винчи по случаю визита тосканского мастера в Венецию в 1500 году. Все отчеты сходятся в представлении Джорджоне как человека выдающегося и романтического обаяния, великого любовника и музыканта, способного выразить в своем искусстве чувственная и образная грация, тронутая поэтической меланхолией, венецианского бытия его времени. Они также представляют его как автора венецианской живописи, аналогичного тому, что сделал в тосканской живописи Леонардо более двадцати лет назад; то есть как освобождение искусства от последних оков архаической жесткости и предоставление ему полной свободы и полного владения средствами.

Он был очень тесно связан с Тицианом ; в то время как Вазари говорит, что Джорджоне был учителем Тициана, Ридольфи говорит, что они оба были учениками Джованни Беллини и жили в его доме. Они вместе работали над фресками Fondaco dei Tedeschi, и Тициан закончил по крайней мере некоторые картины Джорджоне после его смерти, хотя какие из них остаются очень спорными.

Джорджоне также представил новый круг предметов. Помимо алтарей и портретов, он писал картины, которые не рассказывали истории, будь то библейские или классические, или, если они якобы рассказывали историю, пренебрегали действием и просто воплощали в форме и цвете лирические или романтические настроения, как музыкант мог бы их воплотить. в звуках. Создавая новаторские идеи с мужеством и блаженством гения, он какое-то время оказывал огромное влияние на своих современников и непосредственных преемников венецианской школы, включая Тициана , Себастьяно дель Пьомбо , Пальма иль Веккьо , иль Кариани , Джулио Кампаньола (и его брат). и даже о его уже именитом мастере Джованни Беллини. На венецианской материковой части Джорджионизм сильно повлиял на Морто да Фельтре , Доменико Каприоло и Доменико Манчини .

Джорджоне умер от бушующей тогда чумы 17 сентября 1510 года. Обычно считалось, что он умер и был похоронен на острове Повелья в венецианской лагуне, но архивный документ, впервые опубликованный в 2011 году, указывает на его смерть. на острове Лаццарето Нуово; оба использовались как места карантина во время чумы. Октябрь 1510 года также является датой письма Изабеллы д’Эсте венецианскому другу; просят его купить картину Джорджоне; письмо показывает, что она знала, что он уже мертв. Примечательно, что месяц спустя в ответе говорилось, что картину нельзя было продавать ни за какие деньги.

Его имя и работа продолжают очаровывать потомков. Но идентифицировать и определить среди реликвий его возраста и школы, что именно представляет собой эта работа, и отличить ее от аналогичных работ других людей, которых вдохновляло его влияние, — очень трудное дело. Хотя больше нет сторонников «Пан Джорджионизма», который столетие назад утверждал для Джорджоне почти все картины того времени, которые хоть как-то напоминали его манеру, все еще, как и тогда, есть исключительные критики, которые сокращают список до полдюжины. сохранившихся картин, которые, как они признают, принадлежат этому художнику.

Поэзия Джорджоне

Джорджоне считается создателем живописного жанра, определяемого как «поэмы», то есть пейзажные картины с фигурами, где сюжет композиции как бы аннулирован, поскольку ни один элемент не преобладает над другим. С помощью этих картин художник смог выразить все самые загадочные и увлекательные аспекты культуры Венеции, создав произведения, которые по своей интеллектуальной сложности были непонятны и загадочны даже для его современников.

Спящая Венера

Джорджоне, «Спящая Венера» (Дрезденская Венера), 1507-12 гг. Масло на холсте, 1,08 x 1,75 м. Дрезден, Гемальдегалерия

Спящая Венера», широко известная как «Дрезденская Венера «, — важнейшая картина Джорджоне, которая выделяется своей особенной оригинальностью. Даже знаменитые произведения античности не изображали женщину, настолько выраженно женственную, в такой чувственно естественной позе. Объединив тему пейзажа с классической обнаженной натурой, Джорджоне создал простой, чувственный и, одновременно, целомудренный поэтический образ. Богиня безмятежно спит на лугу в тени большого куста, на мягких шёлковых покрывалах. Пейзаж на заднем плане передает образ дружелюбной природы, с которой человек может жить беззаботно в абсолютной гармонии.

Три философа

Джорджоне, «Три философа», ок. 1506-8 гг. Масло на холсте, 1,23 x 1,44 м. Вена, Музей истории искусства.

«Три философа» — несомненно, одна из самых поучающих работ Джорджоне. В ней представлены трое мужчин трех разных возрастов, чьи фигуры выделяются на фоне пейзажа, над которым слева доминирует глубокая и устрашающая пещера. Некоторые критики признают в трех волхвах союз восточных и западных научных знаний. Другие ученые склоняются к прочтению этого произведения как аллегории трех возрастов человека.

Буря

Джорджоне, «Буря», 1506-8 гг. Масло на холсте, 82 x 73 см. Венеция, галереи Академии.

На картине «Буря» изображен речной пейзаж перед наступлением бури, с солдатом и полуобнаженной женщиной, кормящей грудью. Два персонажа не разговаривают друг с другом и не вступают друг с другом ни в какие отношения. Они появляются исключительно как создания, погруженные в природу. На заднем плане видна живописная деревня, внезапно освещенная молнией. Работа необычайно новаторская своим использованием цвета: целостность форм нарушается, и образы кажутся изменчивыми и живыми.

У картины нет очевидного сюжета: до сих пор ни одна попытка интерпретации не была по-настоящему убедительной. Женщина-мать может символизировать кормящую природу, а мужчина-солдат — мужское начало, оплодотворяющее землю.

Детство и юность

Биография загадочного художника, отдаленная веками, содержит мало достоверных фактов, и зачастую они легко подменяются домыслами. Итальянские искусствоведы, говоря о Джорджоне, называли того скорее мифом, нежели человеком.

Автопортрет Джорджоне / Web Gallery of Art

Даже о фактах, связанных с рождением будущего мастера живописи, нельзя говорить однозначно. Первые попытки его жизнеописания восходят к 16-му веку, и согласно, им Джорджо родился неподалеку от Венеции, в городке Кастельфранко-Венето, в 1477 или 1478 годах.

Ни один источник не рассказывает о юных годах художниках и о времени, когда тот решился покинуть родной город. Известно, что в Венецию живописец приехал молодым и уже в 1493 году поступил на обучение к известному мастеру Джованни Беллини.

Здесь он обретает внимание к цвету и деталям, сосредоточившись на искусстве пейзажа. Историки полагают, что, закончив учиться, Джорджоне вернулся в Кастельфранко-Венето, где в сотрудничестве с местными художниками занимался оформлением фасадов и интерьеров, работая в технике фрески

Искусствоведы 16–17 веков перечисляют много фресок Джорджоне, но к настоящему времени сохранилась только одна работа — фрагмент фасада Фондако деи Тедески, который хранится в галерее Франкетти в Венеции. Фреска выполнена совместно с Тицианом, который также был учеником Джованни Беллини. Творчество обоих художников крепко связано.

Живопись

Одной из первых самостоятельных работ, вышедших из-под кисти Джорджоне, считают картину “Христос, несущий крест”, датируемую 1497 годом. Следующий труд художника также связан с религиозными мотивами: в 1504-м он начал писать картину для алтаря собора Сан Либерале родного города. “Мадонна Кастельфранко” изображает Деву Марию с младенцем в окружении святых Георгия и Франциска.

Картина Джорджоне «Юдифь» / Web Gallery of Art

Жемчужиной наследия Джорджоне считается шедевр, хранящийся в Эрмитаже, — “Юдифь” (1504). Утонченная и гармоничная работа демонстрирует совершенство, которого достигли мастера Высокого Возрождения, недаром долгое время авторство произведения приписывали Рафаэлю. Образ Юдифи олицетворяет силу, которая таится в хрупкости женской красоты, и пронизан светом и умиротворенностью, которым вторит пейзажный фон. Молчаливая одухотворенность, богатство сокрытых жизненных сил характерны для образов, вышедших из-под кисти итальянца.

Картина “Три философа” первоначально была задумана как иллюстрация библейского сюжета, однако в процессе трансформировалась в жанровое полотно. Здесь изображены трое мудрецов, представляющих разные типажи. Они отличаются возрастом, культурой и мировоззрением. Однако лиричный, полный глубины и объема пейзаж объединяет героев в единое целое, оставляя надежду, что эти люди услышат и обогатят друг друга.

Картина Джорджоне «Гроза» / Gallerie dell’Accademia

Природа как действующее лицо еще ярче предстает на полотне “Гроза”, датируемом 1505-1508 годами. Настроенческий пейзаж стал особым жанром в творчестве Джорджоне, о чем говорит и “Сельский концерт” (1510), где образы музыкантов органично вписаны в пасторальный фон. Эти картины носят откровенно светский характер, что знаменует тенденцию, которую задавала венецианская живопись в тот период. Она сосредоточена на человеке и окружающем его пространстве, насыщена цветом и гармоничными тонами.

Однако Джорджоне не перестает осмыслять религиозные и мифологические сюжеты, благодаря чему появляется одна из последних картин — “Спящая Венера, хранящаяся в Дрезденской галерее. Она вновь говорит о гармоничном единстве человека и природы, достигаемом ясностью объема, выразительностью контуров и мягкостью светотени. В каждом мазке читается любование красотой человека и окружающего мира, при этом многодетальность не нарушает гармонии, сливаясь в целостное творение.

Картина Джорджоне «Спящая Венера» / Галерея старых мастеров

Портреты художника полны проницательности и точности. “Старуха” (1508), “Портрет юноши” (1508) посвящены простым, незнатным людям, чьи черты привлекли Джорджоне глубиной и характером. Автопортрет живописца также демонстрирует лицо незаурядное, привлекающее скорее харизмой, нежели правильностью линий. Но все же в первую очередь итальянец — певец красоты, о чем говорят изображения Лауры и Антонио Броккардо.

К концу 1510-х Джорджоне стал законодателем мод в венецианской школе живописи, на его новаторские работы ориентировались молодые художники, а картины итальянца пользовались спросом в частных коллекциях.

Творчество Джорджоне

Основной период творческой деятельности Джорджоне приходится на первое десятилетие XVI века. Джорджоне, первоначально сформировавшийся как художник под влиянием Винченцо Катены и Джованни Беллини, сумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света.

Техника масляной живописи, к которой обратился Джорджоне, позволяла ему в полной мере передавать плавные цветовые переходы, насыщенные пятна цвета, сгущающиеся тени и мягкие очертания фигур и предметов.

Вазари отмечал в полотнах Джорджоне отголоски влияния творчества Леонардо да Винчи, посетившего Венецию в начале XVI века.

Еще значительнее число художников, подражавших его направлению, каковы, например, Лоренцо Лотто, Пальма Старший, Джованни Кариани, Рокко Марконе, Парис Бордоне, Джирол. Пеннаки, Порденоне, Коллеоне, Дзанки и др., картины которых нередко слывут теперь за его работы.

Джорджоне и сфумато

Джорджоне (1477-1510) — имя, под которым повсеместно известен художник Джорджо да Кастельфранко. Он родился в Кастельфранко Венето и прошёл обучение в изумительной венецианской художественной среде. Сведения о его жизни скудны и отрывочны, как и многочисленны и сложны проблемы авторства и иконографической интерпретации его произведений.

Джорджоне, Автопортрет в образе Давида, 1509-10 гг. Масло на панели, 52 x 43 см. Брауншвейг, Музей Герцога Антона Ульриха (HAUM).

Джорджоне исходил из важного опыта Джованни Беллини, хоть он, вероятно, и не был его учеником. Джорджоне удалось революционизировать как стиль, так и содержание работ Беллини, поскольку в своих картинах он достиг необычайной тонкости в реализации живописного сфумато

Термин «сфумато», с итальянского «sfumato» означает размытость контуров и мягкость моделировки, особая манера живописи, ставшая известной благодаря трактатам о живописи Леонардо да Винчи. Главный историк искусства эпохи Возрождения, Джорджо Вазари, писал, что «венецианец» узнал секрет от Леонардо, когда мастер Винчи отправился в Венецию. На самом деле нелегко установить, была ли встреча между двух художников и состоялся ли приславутый обмен опытом.

Мадонна Кастельфранко

Джорджоне, алтарный образ Кастельфранко, ок. 1500 г. Масло на панели, 2 x 1,52 м. Кастельфранко Венето, собор Сан Либерале.

Благодаря тонкости своего сфумато Джорджоне изобразил пейзаж так, как этого не делал до него никто ранее, придав атмосфере ощущение плотности. В его алтарном образе Кастельфранко Мадонна с младенцем уединенно сидят на троне на фоне холмистого пейзажа с лугами и деревьями. Такой пейзаж — это «естественное» изображение природы, так как расстояния на картине переданы путём различных соотношений цветов и света.

Джорджоне — биография и картины

   Джорджо Барбарелли да Кастельфранко по прозвищу Джорджоне родился в 1478 году. Его творчество было высоко оценено потомками, Джорджоне считается одним из самых значительных фигур в искусстве эпохи Высокого итальянского Возрождения. Он относится к лучшим представителям венецианской школы живописи.

   Биография мастера известна не полностью, информации сохранилось немного, даже неизвестна точная дата его рождения. Историки установили, что родным городом его был Кастельфранко-Венето поблизости от Венеции, по названию этого города художник и получил свою фамилию. Еще юношей Джорджоне стал учеником знаменитого Джованни Беллини в Венеции.

Этот город тогда был крупным политическим, торговым центром. В нем активно развивались и поддерживались различные искусства и ремесла.

   Первой картиной, выполненной художником полностью самостоятельно, стало полотно «Христос, несущий крест», созданное в 1497 году. Через три года ему довелось повстречаться с великим Леонардо да Винчи (по сохранившимся записям Вазари). Еще через 4 года он написал «Мадонну Кастельфранко» — алтарный образ в часовне Св. Георгия в городском соборе.

   Это большое полотно единственное, написанное мастером для церкви. Оно же единственное, не вызывающее сомнения в авторстве Джорджоне. Все остальные картины могут быть выполнены им в соавторстве с учениками.

Также путаницу в атрибуцию полотен вносит тот факт, что мастеру подражало и следовало множество художников той эпохи, включая таких крупных, как Тициан, который после безвременной кончины Джорджоне закончил некоторые его недописанные полотна.

   За свою недолгую жизнь художник создал несколько произведений, которые существеннейшим образом повлияли на искусство того времени. Среди них «Юдифь» с оригинальной трактовкой библейского сюжета, «Буря», «Три философа», «Лаура», «Спящая Венера», «Гроза», «Читающая мадонна» и многие другие.    Характерной особенностью живописи Джорджоне, которую успешно переняли другие художники Возрождения, является трепетное отношение к изображению пейзажа

У него он не просто выступает фоном для фигур, а является важной частью самой картины. Пейзажу посвящено много внимания, его детали отлично выписаны и дополняют полотно, делают его законченным и выразительным.    Характерной особенностью полотен Джорджоне является предельная четкость изображения при идеальном единстве всех элементов

В его работах это достигается использованием тончайшей игры цвета и светотени, благодаря чему полотно насыщается воздухом и получает объем, пространственную глубину.    Как и все художники этой эпохи, он использовал геометрические мотивы для создания своих работ. Они отражались в проработке композиции, использовании перспективы, архитектурных деталей. Все это органично связывает человека с окружающим пространством, делая его частью природы.    Картины мастера наполнены цветом и светом, но они не раздражают взгляд излишней пестротой, потому что все тона гармонично подобраны и не вступают друг с другом в конфронтацию. Полотна всегда выглядят естественно и деликатно даже при использовании большого количества насыщенных, интенсивных красок.    Влияние Джорджоне на живопись его современников и последователей трудно переоценить. Хотя он прожил всего лишь около 33 лет, сделать мастер успел намного больше, чем иные живописцы, прожившие намного дольше

   Характерной особенностью полотен Джорджоне является предельная четкость изображения при идеальном единстве всех элементов. В его работах это достигается использованием тончайшей игры цвета и светотени, благодаря чему полотно насыщается воздухом и получает объем, пространственную глубину.    Как и все художники этой эпохи, он использовал геометрические мотивы для создания своих работ. Они отражались в проработке композиции, использовании перспективы, архитектурных деталей. Все это органично связывает человека с окружающим пространством, делая его частью природы.    Картины мастера наполнены цветом и светом, но они не раздражают взгляд излишней пестротой, потому что все тона гармонично подобраны и не вступают друг с другом в конфронтацию. Полотна всегда выглядят естественно и деликатно даже при использовании большого количества насыщенных, интенсивных красок.    Влияние Джорджоне на живопись его современников и последователей трудно переоценить. Хотя он прожил всего лишь около 33 лет, сделать мастер успел намного больше, чем иные живописцы, прожившие намного дольше.

   Жизнь художника оборвалась в конце 1510 года во время эпидемии чумы. Мир потерял великий талант, который мог бы достигнуть невероятных вершин в своем творчестве.

Самые известные картины Джорджоне

Среди самых известных картин Джорджоне — признанные шедевры итальянского Ренессанса с увлекательной историей. Сегодня они украшают экспозиции лучших музеев мира. Знатокам искусства хорошо знакомы названия этих работ:

  • «Юдифь» (1504) — картина с необычной судьбой, один из лучших шедевров высокого Ренессанса из коллекции Эрмитажа. Вплоть до середины XIX века ее авторство приписывали Рафаэлю (Raffaello), но сегодня у знатоков нет сомнений, что произведение создал Джорджоне.
  • «Мадонна Кастельфранко» (1504) — единственная из работ мастера, выполненная по заказу церкви, и не вызывающая сомнений у специалистов относительно ее авторства. Идеальный образец классической треугольной симметрии в изобразительном искусстве.
  • «Лаура» (1506) — портрет молодой женщины с собственноручной подписью автора. Но эту надпись реставраторы обнаружили на обратной стороне холста только в 1882 году. До тех пор ее считали творением Романино (Romanino) или Боккаччино (Boccaccino), имена которых почти не известны широкой публике.
  • «Спящая Венера» (1508) — гениальное произведение Джорджоне, которое чудом избежало гибели в конце Второй мировой войны. Картину из Дрезденской галереи обнаружили советские воины в затопленной шахте и отправили в Советский Союз. Только в 1955 году по инициативе Никиты Хрущева отреставрированный шедевр вернулся в Германию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: