Популярность
Завтрак , Эрмитаж , Санкт-Петербург
Мастерство Виллема Класа Хеды было признано в свое время Самуэлем Ампзингом , Гарлемской гильдией Святого Луки и Теодором Шревелиусом . Хотя Хеда явно не будет включен в Het schilder-boeck Карела ван Мандера , поскольку его издание 1604 года упало до его известности, можно было ожидать, что он будет включен в работу следующего великого голландского биографа искусства Арнольда Хубракена . Хубракен кратко упомянул Хеду в третьем томе своей работы, основанной на биографии Шревелиуса. Скромное включение Хоубракеном Хеды в свой Groote Schouburgh, вероятно, было связано не более чем с отсутствием информации о художнике. Houbraken в антикварный подход к биографии художников имел в виду , что он опубликовал всю информацию , которую он имел на каждого человека, и он видел один из кусков Хеда, он бы , вероятно , написал больше.
Скудное упоминание Хубракена о Хеде нашло отражение в работах его последователей, Йохана ван Гула и Якоба Кампо Вейермана . Ни один из этих людей не включил Хеду в свои книги.
В результате упадка голландского искусства после Золотого века Голландии многие страны начали игнорировать голландские произведения искусства
Жан-Батист Декамп, французский художник, недолго проучившийся в Антверпене, стал первым среди авторов современного искусства за пределами Нидерландов, признавшим художественную важность страны. Хотя в трудах Декампа было много неточностей, он описал голландских мастеров, в том числе братьев ван Эйков , с личными наблюдениями, которые отличали его от многих, игнорировавших этот жанр
Вслед за Декампом изменение во взглядах на низшие голландские жанры закрепил Антуан-Николя Дезалье д’Аргенвиль , французский писатель и ценитель искусства . Д’Аргенвиль поддерживает свой неповторимый стиль жанровой живописи. Д’Аргенвиль был сторонником одинакового отношения ко всем стилям и считал, что выдающихся художников во всех областях следует ценить за их мастерство над предметом. После того, как отношение к жанровым картинам изменилось, и голландское искусство снова стало модным, Виллем Клаэс Хеда вернулся к известности в мире искусства.
Хеда была заново открыта французским искусствоведом Теофилем Торе в 1860-х годах. Увидев образец своей работы в Музее Боймана в Роттердаме, Торе похвалил способность Хеды превратить «петитовую природу в великолепный праздник жизни».
Натюрморт с позолоченным кубком (1635 г.), Музей Боймана ван Бёнингена , Роттердам
Ссылки [ править ]
- ^ .
- ^ . rkd.nl .
- (1621; Гаага, Музей Бредиуса)
- (1625, Ф. Клемм, Берлин и 1629 Маурицхейс, Гаага)
- Сэмуел Ампзинг; Beschryvinge ende lof der stad Haerlem в Голландии, 1628 г. , опубликовано Романом, Адрианом, Харлем 1628 г. (стр. 372; 474 цифровая страница)
- (1631, Gemälde-Galeris, Дрезден)
- Ингвар Бергстрём: Голландский натюрморт в семнадцатом веке (Лондон, 1956), стр. 112–113, 123–34, 139–143
- Теодор Шревелиус; Гарлемия, 1648 г. , опубликовано Томасом Фонтейном, Харлем, 1648 г., стр. 390
- . www.museodelprado.es . Проверено 30 марта 2020 .
- . Национальный музей Тиссена-Борнемисы . Проверено 30 марта 2020 .
- Фернандо, Real Academia de BBAA de San. . Academia Colecciones (на испанском языке) . Проверено 30 марта 2020 .
- . ceres.mcu.es (на испанском языке) . Проверено 30 марта 2020 .
- Йохан ван Гул; De nieuwe schouburg der Nederlantsche kunstschilders en schilderessen, 1750 1751 , Издатель неизвестен, ‘s-Gravenhage 1751, голландский язык
- Джейкоб Кампо Вейерман; De levens-beschryvingen der Nederlandsche konst-schilders en konst-schilderessen, met een uytbreyding over de schilder-konst der ouden, 1729-1739 , опубликовано Blussé, Pieter, Dordrecht 1769 (на голландском языке)
- Декамп, Жан Батист; La vie des peintres flamands, allemands et hollandois, avec des portraits gravés en taille-douce, une indicator de leurs Principaux ouvrages, & des réflexions sur leur différentes manières, 1753-1764 , издательство Saillant, Charles, Париж 1764, французский язык
- Декамп, Жан Батист; Путешествие по Питторескам Фландрии и Брабана: avec des réflexions relativement aux arts & quelques gravures . Париж: Desaint, 1769.
- D’Argenville P. IX (Питер Хехт, Рафаэль и Рембрандт стр. 162).
- Thore, Теофиль Этьенн Джозеф, Musées делаХолланд, 1858-1860, Париж : Renouard (P. 163; 177 цифровая страница)
- Thore, Теофиль Этьенн Джозеф, Musées делаХолланд, 1858-1860, Париж : Renouard (P. 320; 334 цифровая страница)
- ↑ Janson, HW Janson’s History of Art . Река Аппер Сэдл Печать.
Наследие [ править ]
Хеда умер в своем родном городе Харлеме в 1680 или 1682 году. Возобновление популярности Хеды во второй половине 19 века привело к распространению его произведений по всему миру. Его работы теперь можно увидеть в некоторых из самых известных музеев мира: Рейксмузеум в Амстердаме; Музей Метрополитен , Нью — Йорк; Лувр , Париж; Национальная галерея , Лондон; Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия; Художественно — исторический музей , Австрия; и Эрмитаж , Санкт-Петербург.
Как один из наиболее признанных голландских мастеров и один из знаковых художников жанра натюрморта, его картины фигурируют в общих обзорах истории искусства как некоторые из основных моментов голландской живописи семнадцатого века. Среди его учеников Мартен Белема де Стомм , Геррет Виллемс Хеда , Хендрик Хеершоп и Арнольд ван Берестейн.
Наследие
Хеда умер в своем родном городе Харлеме в 1680 или 1682 году. Возобновление популярности Хеды во второй половине 19 века привело к распространению его произведений по всему миру. Его работы теперь можно увидеть в некоторых из самых известных музеев мира: Рейксмузеум в Амстердаме; Музей Метрополитен , Нью — Йорк; Лувр , Париж; Национальная галерея , Лондон; Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия; Художественно — исторический музей , Австрия; и Эрмитаж , Санкт-Петербург.
Как один из самых известных голландских мастеров и один из знаковых художников жанра натюрморта, его картины фигурируют в общих обзорах истории искусства как некоторые из основных моментов голландской живописи семнадцатого века. Среди его учеников Мартен Белема де Стомм , Геррет Виллемс Хеда , Хендрик Хеершоп и Арнольд ван Берестейн.
Картины для меня. Виллем Клас Хеда.
Виллем Клас Хеда (Willem Claesz (Claeszoon) Heda) (14 декабря 1593/1594 — 24 августа 1680/1682).
« Стол для завтрака с ежевичным пирогом ». 1631. Картинная галерея, Дрезден.
В Голландии XVII века натюрморт выделился в отдельный жанр изобразительного искусства. Высокая конкуренция среди многочисленных художников вкупе с запросами заказчиков породили множество поджанров, в каждом из которых было много узкоспециализированных и высококлассных живописцев именно в этой «разновидности» натюрморта!
Перечислю только основные поджанры натюрморта в Голландии XVII века: цветочный ; цветочно-фруктовый ; «кухонный» (кухонная утварь и продукты); » рыбный » (преимущественно в портовых городах); » охотничий » (битая дичь и охотничье снаряжение); натюрморт с животными ; » обманка » (иллюзия трёхмерности); Vanitas («суета сует»), или » философский «; » роскошный «; » накрытые столы «.
Вот в последнем варианте голландских натюрмортов выделилась ещё и его особая разновидность — тональный , или монохромный натюрморт. Возник такой вид в Харлеме как эволюция от » роскошного банкетного стола » к скромному » завтраку » с живописным беспорядком.
Вот Виллем Клас Хеда наряду с Питером Класом и был выдающимся мастером именно » тональных завтраков «!
А теперь давайте взглянем на его « Стол для завтрака с ежевичным пирогом », хранящийся в Дрезденской галерее:
Вот оно, скромное обаяние голландской буржуазии: золотые часы, массивный серебряный кубок, серебряное же блюдо, дорогой в те времена стеклянный бокал с загадочным зеленоватым напитком. А пирог с ежевикой был самым популярным среди пирогов зажиточных горожан.
Подивимся мастерству, с которым написаны как отражения в отполированном до зеркального блеска серебряном блюде, так и часы, заводимые ключиком.
Следует ещё заметить, что все предметы на картине были «говорящими»: так, серебряная посуда символизировала богатство, часы — быстротечность времени, а разбитый бокал — бренность и тщетность жизни.
А какие цветовые нюансы этого сдержанного «монохромного» колорита!
Так уж сложилось в эпоху классицизма, что созданная французской Академией изящных искусств иерархия жанров живописи, отводила натюрморту последнее место. Замечу уж тут, что борцами с академической живописью с её иерархией выступали передвижники в России, импрессионисты во Франции и прерафаэлиты в Англии (все — во второй половине XIX века). Но следы этой иерархии заметны и сейчас, почему многие и считают до сих пор натюрморт «легковесной картиной».
Добавлю, что в Голландии XVI-XVII веков к натюрмортам относились уважительно, и стоимость шедевров-натюрмортов в десятки и сотни раз превышала в то время стоимость полотен Рембрандта. А сам Рембрандт, кстати, в 1639 году написал два » охотничьих «натюрморта: « Битая выпь » и « Два мёртвых павлина и девушка », которые, впрочем, остались практически незамеченными.
В нашем Эрмитаже можно посмотреть, например, вот на этот натюрморт Хеды, « Натюрморт с крабом », написанный им в 1648 году.
На мой взгляд, он уступает дрезденскому « Столу для завтрака с ежевичным пирогом ». Чем — затруднюсь ответить, но без раздумий выберу ежевичный пирог , а не краба . Добавлю только ещё, что полуочищенный лимон на «эрмитажной» картине символизирует легко исчезающую внешнюю красоту, под которой скрывается горечь. А разгадки других аллегорических смыслов изображённых на картине предметов, оставлю для поисков тем, кому это интересно.
Добавлю ещё только то, что у Виллема Хеды было много учеников и последователей, включая и его собственного сына Геррета, который пополнил собой многочисленную армию голландских художников, специализировавшихся в написании натюрмортов.
Продолжит мой список картин испанец, последователь Караваджо Франси́ско де Сурбара́н (исп. Francisco de Zurbarán, крещён 7 ноября 1598 — 27 августа 1664).
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5ebe66e1d515ee06ba6442fd/kartiny-dlia-menia-villem-klas-heda-5f357e24c7ecee3ebce2a1fc
Работает [ править ]
Натюрморт с пирогом, серебряным кувшином и крабом — Виллем Клаэсун Хеда (1658) Холст, масло Frans Halsmuseum , Haarlem
Виллем был современником и товарищем Дирка Хальса , сродни ему в живописности и техническом исполнении. Но Хеда был более осторожным и законченным, чем Халс, продемонстрировав значительное мастерство и вкус в расстановке и раскраске своих чеканных чашек, мензурок и кружек из драгоценных и низших металлов. Хеда также была связана с харлемским художником и коллегой по натюрмортам Флорисом ван Дейком . В своем произведении « Гарлемия» голландский поэт Теодорус Шревелиус признал исключительное мастерство в своем жанре живописи. Хеда и его современник и коллега по натюрмортам Флорис ван Дайк «пользовались большим уважением в обществе как лучшие мастера своего жанра».
часто сравнивают с его современником Питером как художника, который » » или предметы для завтрака . Один из ранних шедевров Хед деятельности от 1623 и в Старой Пинакотеке , Мюнхен , как некрасивый , как позже один из 1651 в Лихтенштейне галерее в Вене . Более роскошная трапеза — «Завтрак» в Аугсбургской галерее , датированный 1644 годом
В Испании в музее Прадо есть три натюрморта а в музее Тиссена-Борнемисы — Натюрморт с фруктовым пирогом и различными предметами примерно 1634 года, масло на панели. Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо также сохраняет Натюрморт с кружкой пива, лимон и крабов , холст , масло, от 1633. Наконец, Музей Кадиса владеет Натюрморт (нефть на панели , 1663), подпись которого была обнаружена после очистки в 1953 г.
Натюрморт с серебряной таззой, ремешком и устрицами . Музей Прадо, Мадрид.
Натюрморт с фруктовым пирогом и различными предметами . Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Ранние годы
Хеда родилась в Харлеме, в семье городского архитектора Клааса Питерса. Его мать Анна Клаэсдр была членом семьи Хеда. Его дядей был художник Корнелис Клас Хеда. Ранняя жизнь Хеды практически неизвестна, и не сохранилось ни одной сохранившейся части, относящейся к тому периоду. Судя по дате его рождения, ученые предположили, что Хеда начала рисовать около 1615 года.
Его самая ранняя известная работа была Vanitas, которая соответствовала монохроматическому и искусному текстурированию его более поздних работ, но изображала предмет, отличный от изображений более роскошных объектов в его более поздние годы. Этот Vanitas и два других блюда для завтрака, созданных Хедой в 1620-х годах, были известны своим явным отклонением от более ранних блюд. Объекты в этих работах демонстрируют больший спецэффект и сохраняют чувство равновесия для зрителя, несмотря на неравномерную и диагональную группировку объектов. Кроме того, в этих работах использован монохромный стиль, в отличие от раннего завтрака.
Мастерство Хеды было признано в начале его карьеры другими известными фигурами в Харлеме, такими как Самуэль Ампзинг , голландский министр и поэт из Харлема, который запечатлел город в стихах. В свое время Хеда завоевал достаточно местной славы для Амсинга, чтобы похвалить его на одном дыхании с Саломоном де Бре и Питером Клаэсом в его Beschryvinge ende lof der stad Haerlem в Голландии 1628 года . « должен хвалить Хеду пиршественными произведениями Соломона де Бре и Питера Класа, их мастерство заслуживает упоминания в его стихотворении».
После его поддержки со стороны Самуэля Ампзинга, Хеда стал членом Харлемской гильдии Святого Луки . Как свидетельствует его подписание 22 мая 1631 года новой хартии, регламентирующей дела гильдии, Хеда был активным членом Харлемской гильдии Святого Луки.
Натюрморт с устрицами, роммером, лимоном и серебряной чашей (1634 г.), холст, масло, Рейксмузеум , Амстердам
Творчество
Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 г. и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса). Перед нами — рассматриваемые с высокой точки зрения предметы, в каждом из которых заложены ассоциации с бренностью и тщетой: чаша с тлеющими угольками, курительные приспособления, перевёрнутый бокал, череп. Колорит выдержан в коричневато-зелёных тонах и является одним из первых примеров нидерландского монохромного натюрморта. Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала. Более уравновешенную композицию находим в другом натюрморте того же года (Гаага, Королевская галерея Маурицхейс) и в «Столе с завтраком» (1631, Дрезденская картинная галерея). В обеих картинах предметы расположены на нейтральном фоне и объединены чёткой диагональной композицией.
В начале 1630-х гг. Хеда прибегал к композиционным решениям Гиллиса и Флориса ван Дейка, но, в отличие от них, не боялся нарушить симметрию, располагая белую скатерть в правой или левой части и оставляя середину стола непокрытой. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг. писалась уже совершенно смятой. Еда ранее представлялась нетронутой, предназначенной лишь для обозрения и любования, а в более поздних натюрмортах видны признаки трапезы. Расположение предметов стало носить не празднично-торжественный, а как бы случайный, естественный характер.
Хеда любил писать серебряные чаши с мерцающими бликами, кубки из венецианского стекла, перламутровые раковины. С исключительным мастерством он передавал отражения и блики на блестящих и гладких поверхностях, как видно на примере замечательного натюрморта, хранящегося в Государственном музее в Амстердаме. Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Художник почти всегда использовал в своих работах одни и те же мотивы, но, меняя расстановку, он создавал оригинальные композиции, представляющие новый взгляд на привычные предметы. Для его натюрмортов характерны удивительная точность в передаче предметов и вместе с тем загадочная поэтичность, создающая романтическое ощущение таинственности. В полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов и искусность в передаче формы, цвета, фактуры каждой мелочи самой по себе, но и живое и искреннее наслаждение, с которым раскрывается красота предметного мира.
После 1640 г. картины Хеды стали больше по размерам, богаче и красочнее по колориту (например, натюрморты в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Чтобы достичь большей монументальности композиции, Хеда в зрелый период творчества применял не традиционный горизонтальный, а вертикальный формат.
См. также: Нидерландский натюрморт XVII века
Ранняя жизнь [ править ]
Хеда родилась в Харлеме, в семье городского архитектора Клааса Питерса. Его мать Анна Клаэсдр была членом семьи Хеда. Его дядей был художник Корнелис Клас Хеда. Ранняя жизнь Хеды почти неизвестна, и не сохранилось ни одной сохранившейся части, относящейся к тому периоду. Судя по дате его рождения, ученые предположили, что Хеда начала рисовать около 1615 года.
Его самая ранняя известная работа была Vanitas которая соответствовала монохроматическому и искусному текстурированию его более поздних работ, но изображала предмет, отличный от изображений более роскошных объектов в его более поздние годы. Этот Vanitas и два других блюда для завтрака, созданных Хедой в 1620-х годах были известны своим явным отклонением от более ранних блюд. Объекты в этих работах демонстрируют больший спецэффект и сохраняют чувство равновесия для зрителя, несмотря на неравномерную и диагональную группировку объектов. Кроме того, в этих работах использован монохромный стиль, в отличие от раннего завтрака.
Мастерство Хеды было признано в начале его карьеры другими известными фигурами в Харлеме, такими как Самуэль Ампзинг , голландский министр и поэт из Харлема, который запечатлел город в стихах. В свое время Хеда завоевал достаточно местной славы для Амсинга, чтобы похвалить его на одном дыхании с Саломоном де Бреем и Питером Клаэсом в его Beschryvinge ende lof der stad Haerlem в Голландии 1628 года . « должен хвалить Хеду пиршественными произведениями Соломона де Бре и Питера Класа, их мастерство заслуживает упоминания в его стихотворении».
После его поддержки со стороны Самуэля Ампзинга, Хеда стал членом Харлемской гильдии Святого Луки .
Как свидетельствует подписание им нового устава, регламентирующего дела гильдии 22 мая 1631 года, Хеда был активным членом Харлемской гильдии Святого Луки.
Натюрморт с устрицами, роммером, лимоном и серебряной чашей (1634 г.), холст, масло, Рейксмузеум , Амстердам
Популярность [ править ]
Завтрак , Эрмитаж , Санкт-Петербург
Мастерство Виллема Класа Хеды было признано в свое время Самуэлем Ампзингом , Гарлемской гильдией Святого Луки и Теодором Шревелиусом . Хотя Хеда явно не будет включен в Het schilder-boeck Карела ван Мандера , поскольку его издание 1604 года упало до его известности, можно было ожидать, что он будет включен в работу следующего великого голландского биографа искусства Арнольда Хубракена . Хубракен кратко упомянул Хеду в третьем томе своей работы, основанной на биографии Шревелиуса. Скромное включение Хоубракеном Хеды в свой Groote Schouburgh, вероятно, было связано не более чем с отсутствием информации о художнике. Houbraken в антикварном подход к биографиям художников означал, что он публиковал всю имеющуюся у него информацию о каждом человеке, и если бы он увидел одну из работ Хеды, он, вероятно, написал бы больше.
Скудное упоминание Хоубракена о Хеде нашло отражение в работах его последователей, Йохана ван Гула и Якоба Кампо Вейермана . Ни один из этих людей не включил Хеду в свои книги.
В результате упадка голландского искусства после Золотого века Голландии многие страны начали игнорировать голландские произведения искусства. Жан-Батист Декамп, французский художник, недолго проучившийся в Антверпене, стал первым среди авторов современного искусства за пределами Нидерландов, признавшим художественное значение страны. Хотя в работах Декампа было много неточностей, он описал голландских мастеров, в том числе братьев ван Эйков , с личными наблюдениями, которые отличали его от многих, игнорировавших этот жанр. Вслед за Декампом следует Антуан-Николя Дезалье д’Аргенвиль , французский писатель и ценитель искусства., закрепил сдвиг во взглядах на голландские низкие жанры. Д’Аргенвиль поддерживает свой неповторимый стиль жанровой живописи. Д’Аргенвиль был сторонником одинакового отношения ко всем стилям и считал, что выдающихся художников во всех областях следует ценить за их мастерство над предметом. После того, как отношение к жанровым картинам изменилось, и голландское искусство снова стало модным, Виллем Клас Хеда вернулся к известности в мире искусства.
Хеда была заново открыта французским искусствоведом Теофилем Торе в 1860-х годах. Увидев образец своей работы в Музее Боймана в Роттердаме, Торе похвалил способность Хеды превратить «петитскую природу в великолепный праздник жизни».
Натюрморт с позолоченным кубком (1635 г.), Музей Боймана ван Бёнингена , Роттердам
Работает
Натюрморт с пирогом, серебряным кувшином и крабом — Виллем Клаэсун Хеда (1658) Холст, масло Frans Halsmuseum , Haarlem
Натюрморт с серебряной таззой, ремешком и устрицами . Музей Прадо, Мадрид
Натюрморт с фруктовым пирогом и различными предметами . Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Виллем был современником и товарищем Дирка Хальса , сродни ему в живописности и техническом исполнении. Но Хеда был более осторожным и законченным, чем Халс, продемонстрировав значительное мастерство и вкус в расстановке и раскраске своих чеканных чашек, мензурок и кружек как из драгоценных, так и из низших металлов. Хеда также была связана с харлемским художником и коллегой по натюрмортам Флорисом ван Дейком . В своем произведении « Гарлемия» голландский поэт Теодорус Шревелиус признал исключительное мастерство в своем жанре живописи. Хеда и его современник и коллега по натюрмортам Флорис ван Дайк «пользовались большим уважением в сообществе как лучшие мастера своего жанра».
часто сравнивают с его современником Питером как художника, который завтрака . Один из ранних шедевров Хед деятельности от 1623 и в Старой Пинакотеке , Мюнхен , как некрасивый , как позже один из 1651 в Лихтенштейне галерее в Вене . Более роскошная трапеза — «Завтрак» в Аугсбургской галерее , датированный 1644 годом.
В Испании в музее Прадо есть три натюрморта, а в музее Тиссена-Борнемисы — Натюрморт с фруктовым пирогом и различными предметами примерно 1634 года, масло на панели. Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо также сохраняет Натюрморт с кружкой пива, лимон и краба , холст, масло, от 1633 Наконец, Музей Кадиса принадлежит Натюрморт (масло на панели, 1663) , чья подпись была обнаружен после очистки в 1953 году.
Зрелость
Следуя своим формирующим произведениям 1620-х годов, Хеда достиг своей художественной зрелости в 1630-х годах, когда он продал в Вену натюрморты 1631 года и те из «группы 1639», которые были проданы в 30-е годы прошлого века. Эти предметы включают идеально драпированные ткани и разнообразные изделия из стекла и металла в дополнение к аккуратно разложенным продуктам питания. Этот набор картин отличается возвышенной простотой и упорядоченностью, которые когда-либо удавались немногим художникам этого жанра. Его окраска и иллюстрация света в деталях в сочетании с тонкими дополнительными мазками кисти создают почти невероятный уровень реализма.
Стиль Хеды продолжал развиваться: в его произведениях 1640-х годов развивалась великая простота, основанная на «прочной конструкции, построенной на широких линиях». В это время он также начал добавлять мятую салфетку и опрокинутые вазы в свой набор предметов. Этот новый набор объектов поставил перед художником задачу поддерживать сплоченность и порядок в явно неупорядоченной среде. Хотя в этот период сохранились остатки его более интимных работ, Хеда начал добавлять больше предметов в свои работы, экспериментируя с измененными композиционными стилями. В 1650-х годах появилась более широкая цветовая гамма. Это изменение принесло больше фруктов и скрученных листьев в его работы, что в сочетании с гофрированными салфетками предыдущего десятилетия привело к менее твердому характеру (в отличие от стеклянных и металлических текстур, которыми он был ранее известен).