«Само бесстрашье»
А. Дюрер. Рыцарь, смерть и дьявол, 1513 г. (Государственный кунстхалле Карлсруэ)
Серию «мастерских гравюр» открывает картина «Рыцарь, Смерть и Дьявол», созданная в 1513 году. Известно, что Дюрер назвал эту гравюру «Всадник», по-видимому, вдохновившись статуей Бартоломео Коллеони в Венеции. Гравюра изображает первый путь добродетельной жизни — активный, заключающийся в решительной борьбе со злом.
Наиболее распространённое толкование сюжета этой гравюры основывается на трактате Эразма Роттердамского «Руководство христианского воина». Здесь целеустремлённый и храбрый рыцарь готов противостоять силам ада, следуя своему долгу. В понимании современников художника герой гравюры являлся защитником христианства. Путь рыцаря к добродетели сложен. Его преследуют дьявол — символ искушения — и смерть, держащая в руках песочные часы (символ быстротечности человеческой жизни). Данный предмет можно заметить во всех трёх «мастерских гравюрах» Дюрера, однако в данной картине песок в часах ещё не истек, а значит, рыцарь успеет совершить подвиг ради истины и добродетели. Рядом с рыцарем бежит гончая, являющая собой символ истины и преданности. Ящерица у ног коня и череп, лежащий на пути рыцаря, намекают на грозящую опасность. На копье рыцаря можно заметить лисий хвост, а голова и хвост лошади украшены дубовыми листьями, обещающими, согласно поверью, успешное возвращение с охоты. В самом верху гравюры виднеется замок — образ Царства Небесного. В отличие от остальной картины, замок изображён в светлых тонах, что говорит о праведности намерений рыцаря.
Детство
В 6-летнем возрасте Альбрехт пошёл в школу при церкви св. Себальда, ближайшей к дому. Впоследствии именно её прихожанином стал художник на всю жизнь, по его рисункам выполнен витраж, поныне украшающий её.
Кроме учёбы в школе было знакомство с ремеслом главы семьи
Отец давно обратил внимание на твёрдость руки и точность глазомера Альбрехта-сына: при необходимости он спокойно обходился без циркуля и линейки, его линии и круги были идеальны. Конечно, у мастера золотых дел была надежда на продолжение сыном династии, и тот с малых лет вовлекался в процесс создания ювелирных изделий, обучался азам тонкого искусства
Потрясающая Венеция, итальянские творческие страсти
Впечатление от бурной Италии, где уже пышным цветом развивался Ренессанс, было фантастическим: роскошная архитектура, энергичная жизнь, великолепные краски и новые идеи захлестнули молодого и жаждущего творческих открытий художника. По сравнению с Нюрнбергом, где царило Средневековье, Италия была свежим ключом. Известно знакомство Дюрера со знаменитыми современниками: братьями Беллини, другими мастерами и в том числе, вполне вероятно, с Тицианом и Джорджоне. Найти общий язык с горячими итальянцами было нелегко, зачастую Альбрехту приходилось отмахиваться от враждебных выпадов живописцев, которые ругали работы Дюрера, обвиняли его в нарушении традиций античности, при этом сами копировали его работы в церквях.
Как художник Дюрер приезжал учиться и работать в Италию несколько раз. Находчивый Пиркгеймер подал другу идею доказать на практике, что германский художник не хуже ревностных итальянцев владеет законами композиции и чутьём колорита. Так была создана картина под названием «Праздник чёток», триумфальная работа Дюрера, восхитившая самого Беллини. Это произведение стало отправной точкой немецкого Ренессанса.
Страсти в ожидании Апокалипсиса
В 1498 году, в преддверии грядущей смены столетий, Дюрер выполнил 15 потрясающих ксилографий для готовящегося к выпуску издания Кобергера. Это было великолепное художественное представление-описание книги «Апокалипсис», в эпоху особой религиозности и мистики тема конца света всецело владела обществом. Художник вспоминал, что ему довелось наяву увидеть предвестницу Апокалипсиса комету, периодически ему снились кошмары о большом потопе. Через два года сложную вёрстку и органичное введение иллюстраций в текст продемонстрировали три десятка гравюр мастера к «Страстям св. Бригитты».
Семейная жизнь
В 1494 году состоялась свадьба. Брак упрочил социальное и материальное положение художника, но не упоминался им как счастливый, хотя и продлился до самой смерти Альбрехта. По воспоминаниям его друга Виллибальда Пиркгеймера, семейная жизнь не сложилась, к тому же, у пары не было детей. Сохранилась переписка друзей, свидетельствующая о многочисленных любовных похождениях Виллибальда и нисколько не проливающая свет на возможные подобные приключения Альбрехта.
Всего через два месяца семейной жизни Дюрер уедет от молодой жены в Венецию, так же легко он будет с ней расставаться всю жизнь, разъезжая по Европе. Романтики и любви этот меланхолический красавец с утончёнными чертами лица и трепетными длинными пальцами ни в браке, ни вне его, по-видимому, не нашёл.