Богоматерь Умиление злых сердец, К С Петров-Водкин — описание картины

Богоматерь Умиление злых сердец. 1914–1915

Петров-Водкин К.С.Холст, масло100,2 x 110

Русский музей

Аннотация

В 1913–1915 годах Петров-Водкин работал над росписями в соборах Кронштадта и Сум. Очевидно, именно с этим связано появление этого необычного станкового произведения. Созданная в годы первой мировой войны, картина „Богоматерь Умиление злых сердец“ (авторское название; в православной иконографии — „Умягчение злых сердец“) приобретает особую значимость как душевный отклик художника на трагические события. Небольшое по размерам полотно воспринимается как крупное, монументальное произведение. Трепетный и возвышенный образ Богородицы, созданный мастером, по глубине воздействия — один из самых сильных в творчестве Петрова-Водкина.

Биография автора

Петров-Водкин К.С.

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград)
Живописец, график, теоретик искусства, писатель.
Родился в Хвалынске Саратовской губернии. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения).
С 1908 участник выставок «Золотого руна». Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Профессор. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников.
Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906; «Берег», 1908; «Сон», 1910). Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. В этот же период сформулировал принцип трехцветия, в котором принимал за основные цвета только синий, желтый и красный, считая остальные производными от их смешения друг с другом. Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918).
В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет, изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. Лето», 1917, «Весна», 1935 и др.). По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918). Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918; «Голова мальчика-узбека», 1921; «Портрет Анны Ахматовой», 1922, и др.). Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923; «Смерть комиссара», 1928).
На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству. Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933).

Значение и толкование иконы

Икона имеет многогранную символику, глубокий смысл. Можно сказать, что здесь наблюдается определенное смысловое наслоение. Толкований известно большое количество, среди которых можно выделить три ключевых направления.

  • Мечи символизируют буквально физическую угрозу. Это может ассоциативно отсылать к тому, что развитие и зарождение православия было связано с серьезными гонениями. Проповедники веры подвергали свою жизнь реальной опасности.
  • Меч может символически представлять собой один из семи грехов. Соответственно, семь мечей – это семь смертных грехов человека, о которых говорится в писании.
  • Известно также классическое толкование с точки зрения религии – Евангельское. Его принято связывать со строчками из Евангелия, обращенными непосредственно к Деве Марии.

У каждого толкования есть свои последователи. Но можно отметить, что наиболее понятным и близким для современных людей здесь является символизм греха. То есть мечи становятся символами смертных грехов человека.

Евангелическое толкование

Классическое евангельское толкование значения иконы связано со строками писания. Известно, что Божья Матерь отправилась в храм в установленное время, взяв своего младенца. Это было необходимо сделать в соответствии с Моисеевым законом.

В храме был священник Симеон, известный как просвещенный. Он проводил всю свою жизнь в молитвах, в постах. Про него знали, что он способен творить чудеса, пророчествовать.

Именно этот священник и увидел в младенце святой дух. Симеон осознал, что новорожденный является Сыном Божьим. Священник сообщил Деве Марии, что младенец ее – великий. Но при этом он рассказал и о предстоящих страданиях. Их предстоит перенести матери, поскольку сын ее принесет величайшую жертву. В знаменитом изречении пророк говорит об оружии, которое проходит прямо в душу. То есть здесь священник сравнивает духовные муки с реальной телесной болью.

Стоит отметить, что количество мечей или стрел на иконе тоже не является случайным. Именно число семь представляет собой полноту, завершенность. Строки из священного писания стали причиной для создания еще одного неофициального, народного названия иконы: ее многие знают как «Симеоново проречение».

7 грехов смертных

Широко известно толкование символики семи мечей, при котором каждый меч соответствует одному из семи смертных грехов человека: это может быть гордыня или алчность, уныние или прелюбодеяние, чревоугодие или зависть, гнев. Дева Мария тоже была смертным человеком, поэтому на ее земном жизненном пути ей также угрожали все эти грехи. Однако она прожила всю свою жизнь смиренно, всегда верила искренне во Всевышнего, уберегла свою душу и тело от грехов.

Принято считать, что именно через икону «Умягчение злых сердец» сама Дева Мария способна разглядеть в человеке любые греховные наклонности, чувства и помыслы. И Божья Матерь поможет избавиться от грехов

Крайне важно искренне верить в Бога, всегда со стойкостью переносить выпавшие испытания, сохранять перед этим смирение перед волей Всевышнего. Кроме того, стрелы становятся символами греховных помыслов и дел людей

Они пронзают сердце Богородицы, ранят ее, однако она все равно продолжает молиться о спасении душ человеческих, остается заступницей людей на земле и на небесах. Именно об этом всегда напоминает известная икона.

Чудесное обретение образа

По преданию, образ обретен в XVII или XVIII веке в одном из городов Вологодской области. Один крестьянин почти всю жизнь страдал от хромоты — не помогали ни врачи, ни знахари, ни молитвы. Он уже потерял надежду излечиться и смиренно нес свой крест. Однажды во сне к нему пришел святой лик, который велел посетить местную Богословскую церковь и отыскать на колокольне, где хранились самые ветхие иконы, образ Богородицы.

Сначала священники не поверили человеку и отказались пустить его к древним святыням. Он приходил три раза и только на третий над ним сжалились и пошли на колокольню. Но в самом помещении не оказалось ни одного образа Пресвятой Богородицы. Крестьянин не отчаялся и продолжил поиски. Оказалась, что икона служила одной из ступенек, была покрыта грязью, поэтому и не замечена раньше. Это было непростительным святотатством — по святому лику ходили ногами. Её сразу отмыли и провели молитвенный обряд. Хромата покинула человека.

Читайте далее: Неразрывная связь с Чудом иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: