Они — невинны
Обитатели арестантского вагона ничем кроме одежды и выстриженных наполовину голов не отличаются от тех, кто смотрит на них. Радость, доброта, умиление при виде ребёнка, кормящего птиц — их обычное душевное движение…
Надо сказать, что у Ярошенко, как и у многих художников-передвижников, евангельские параллели служат для усиления социального звучания полотна. Остаётся за кадром, виновны ли они на самом деле или несправедливо осуждены. Однако художник сумел сделать так, что зритель невольно встаёт ни их стороне. Автор красноречиво даёт понять — люди, изображённые им, арестованы несправедливо. Об этом говорят их невинные лица. Зритель увидел картину в 1888 году на XXVI выставке передвижников.
Потом Лев Толстой скажет об этой картине: «Как много она говорит сердцу».
Современники о художнике
«В пестрой сутолоке жизни судьба редко сталкивает нас с такими цельными, законченными и в то же время … многогранными натурами, какою был Ярошенко. Едва ли найдется сколько-нибудь значительная область жизни или мысли, которою он не интересовался в большей или меньшей степени», — писал в статье, посвящённой памяти мастера Николай Михайловский.
Это высказывание дополняют слова Николая Дубовского: «У него глубокий громадный ум, который он постоянно развивает и достиг всестороннего большого образования».
«Человек крупный», «незаурядный», «благородный», «честнейший», «художник-мыслитель», «блестящий собеседник», «художник-интеллигент», — таким рисуют облик Николая Александровича Ярошенко те, кому довелось знать его лично.
«Его высокое благородство, его прямодушие и необычайная стойкость и вера в то дело, которому он служит, были, думаю, не для одного меня примером, — признавался Михаил Нестеров, — и сознание, что такой правильный человек есть среди нас, ободряло на правое дело». «Будучи сам безупречным, он делал, настаивал, горячился, требовал, чтобы те люди, которые служат одному с ним делу, были на той же нравственной высоте, столь же неуклонными своему долгу, каким был он сам», — вспоминал Нестеров.
Вопросы и задания
1. Какие картины Шишкина вы знаете? Ваши впечатления от картины «Дождь в дубовом лесу»? Какие художественные средства использует автор текста, описывая дождь, изображенный Шишкиным на картине?
3 стр., 1117 слов
Рассуждение , связанную с анализом текста (толкование значения слова)
… рассуждения мы пришли к выводу о том, что … Эти примеры из текста стали убедительным доказательством моего определения. Способы толкования значения слова Определение (толкование) предложенного в задании слова является в сочинении …
колорит, гамма, силуэт, рефлексы.
3. Найдите однокоренные слова. Разберите их по составу.
4. Объясните правописание слов со скобками. Спишите их, раскрывая скобки.
5. Подберите к выделенным словам синонимы.
6. Напишите сочинение по картине Шишкина «Как художник передает состояние природы во время дождя?».
«Портретист гор»
В 1874 году Ярошенко женился на бестужевке и общественной деятельнице Марии Невротиной. Молодожёны посещают Полтаву, Пятигорск… От его первых кавказских пейзажей публика в восторге. А уж когда он привозит в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» многие считают панораму Кавказского хребта фантазией автора. Вскоре с лёгкой руки критика Стасова Ярошенко стали называть «портретист гор».
Вскоре Ярошенко покупает в Кисловодске дом, который называют «Белой Виллой». Там семья проводит лето и к ним приезжают друзья из Петербурга. Радушные хозяева пристроили к своему пятикомнатному дому несколько флигелей. С росписью в технике фресок Помпеи помогли сами гости дачи. На «Белой Вилле» Ярошенко жил и работал до самой смерти.
В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко, исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора. В 1897 году, несмотря на серьёзное заболевание художник отправился в путешествие по России и миру: Поволжье, Италия, Сирия, Палестина, Египет. Из странствий он привёз множеством картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ…
Ярошенко умер 26 июня 18981 года. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца. Через год на его могиле был установлен памятник — бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Николай Дубовской и Павел Брюллов. Автор скульптурного портрета — друг художника Леонид Позен.
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Первый русский импрессионист Константин Коровин до последних дней жизни тосковал по родине»
Наталья Швец
Репродукция картины Николая Ярошенко «Всюду жизнь»
Фиксация эпохи
В 1876 году на Шестой передвижной «о Ярошенко заговорил Петербург, а затем и вся интеллигентная Россия». Выставка вообще получилась яркой. Среди работ И. Е. Репина, Шишкина, Куинджи и пр. зрителей покорил ярошенковский “Кочегар”.
Николай Александрович, как никто другой, имел представление о жизни рабочих людей, т.к. долгие годы проработал начальником мастерской на Патронном заводе. В то время заводу была поставлена задача переоборудовать производство бумажных патронов на металлические.
Стоит отметить, что образ не мужика из народа, а рабочего в лице кочегара новшество для того времени. Незаметно для интеллигенции крупные города наполнялись теми самыми вчерашними “мужиками”, которые сегодня становились новой, рабочей силой. В скором времени эта сила проявит себя в полную мощь.
Кочегар, 1878
«Я пишу то, что дает жизнь в настоящее время и мимо чего равнодушно пройти не могу, а в будущем это запишется в историю», — говорил Ярошенко. Это сейчас легко запечатлеть момент времени для последующих поколений, в любом количестве и качестве. А в конце 19 века фотография пока вещь не распространенная, а потому художественное полотно чуть ли не единственная возможность сохранить особенность временного отрезка. Передать характер, традиции современника — задача художника Ярошенко.
На Шестой также выставляется картина “Заключенный”.
“Заключенный”, 1878.
К теме положения заключенных Николай Александрович возвращается неоднократно. Связано это, несомненно, с общественными настроениями России конца 19 века. Переосмысление положения простого человека, личности в государстве все отчетливее оформляется в идею уважения чести и достоинства, расширение его прав.
Голова заключенного. 1878 Этюд
Арестованного ведут. 1891 Картон коричневый, белила.
В пересыльной тюрьме. Около 1876
Всюду жизнь, 1888
В 1879 году Ярошенко пишет картину “Слепцы (Слепые калеки под Киевом)”
Для настоящего художника важно “сладить с группировкой”. Николаю Александровичу, в общем-то, это удается, но критики, тем не менее, находят, что решение художника несколько упрощено
«Слепцы», 1879
Следующей “многофигурной” картиной стало полотно “Старое и молодое”. Удалось ли Ярошенко выразить конфликт двух взглядов или двух поколений? Об этом долго велись дискуссии, но большинство зрителей и критиков сошлись во мнении, что эмоционально она слабее, чем другие его произведения, такие, например, как “Кочегар” или “Заключенный”.
«Старое и молодое»
Николай Александрович, несомненно, идейно всегда был ближе к “молодым”. Он всегда стремился идти в ногу со временем
Видимо, поэтому студенты и курсистки, как особое явление общественной жизни в меняющейся России, привлекли его внимание
Курсистка (писательница А.К. Дитерихс), 1883
Студент, 1881
Окружение художника, «Белая вилла»
Важным атрибутом в биографии художника Ярошенко стали, так называемые, ярошенковские “субботы”, проводимые на его съемной квартире, где он проживал с супругой. Туда собирались люди определенного толка, в основном, близкие друг другу по взглядам, интересам. Это был круг “своих”, тех, кому можно доверять обсуждение волнующих тем. А их было всегда предостаточно.
Удивительно, что Николай Александрович мало писал портреты своих близких друзей, но тем не менее, они есть.
Портрет актрисы П. А. Стрепетовой, 1884
Портрет Д. И. Менделеева. 1885
Портрет Поликсевны Сергеевны Соловьевой. 1885
Особое место занимают в творчестве Ярошенко пейзажи, в основном, Кавказа.
Извержение вулкана. 1898
«Шат-гора (Эльбрус)», 1884
Кавказ. Тебердинское озеро. 1894
В 1885 году Ярошенко купил в Кисловодске дом, позже названный “Белой виллой”. После отставки в 1892 году художник окончательно туда переедет, и все участники ярошенковских “суббот” впоследствии периодически будут наведываться в его уютно обустроенную усадьбу.
Усадьба Ярошенко Н. «Белая вилла»
В 1898 году 26 июля, в возрасте 52 лет, художник Николай Ярошенко умер от сердечного приступа.
Родители видели в нём военного
Николай Александрович Ярошенко родился 13 декабря 1846 года в Полтаве (Российская Империя) в семье отставного генерал-майора. Родители будущего художника хотели, чтобы старший сын продолжил военную карьеру и не придавали особого значения художественному таланту мальчика.
В 1855 году 9-летнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус. По его окончании он поступает в петербургское Павловское пехотное училище. Затем своё обучение будущий военный инженер продолжает в Михайловской артиллерийской академии и параллельно посещает Академию художеств. Он также берёт частные уроки рисования, работает в мастерской Андриана Марковича Волкова и посещает вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподаёт Иван Крамской. За годы обучения сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки». На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции.
В 1875 году Ярошенко дебютировал на IV Передвижной выставке с картиной «Невский проспект». Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление. Кстати, Крамского называли «разумом» передвижничества, а Ярошенко — его «совестью».
История одного шедевра:«Всюду жизнь» Ярошенко
Сюжет
Внимание зрителя приковывает зарешеченное окно арестантского вагона. Мы следуем за взглядом узников, которые наблюдают за тем, как едят свободные голуби
Как тут не вспомнить пушкинского «Узника». В числе этапируемых — вдова с ребёнком, бородатый крестьянин, интеллигент и заключённый с хохлацким чубом. Через разнообразные образы Ярошенко постарался показать, что каток пенитенциарной системы не щадит никого из народа.
«Заключённый», 1878
Мы не знаем, виновны ли они на самом деле или несправедливо осуждены, но художник всеми средствами показывает, на чьей стороне должен быть зритель. По мнению ярошенко, люди арестованы несправедливо — об этом говорят их невинные лица. Собственно, по этой причине и обвиняли художника в идеализации: преступники — хорошие, государство — плохое. На деле же, конечно, ситуация всегда сложнее.
Контекст
Поначалу картину приняли с восторгом. И женщина вышла удачно, и ребенок, и композиция выверена. Загляденье! Однако вскоре критик за критиком стал уличать Ярошенок в тенденциозности: «Всюду жизнь» в профессиональных кругах стала картиной «Всюду тенденция». Находились и те, кто усматривали символизм. Например, звучали сравнения женщины с Мадонной, которая, скорбя, взирает на пташку.
«Кочегар», 1878
Через 20 лет после кончины художника заговорили о его увлечении толстовством. Был ли он вхож в кружок поклонников идей Льва Николаевича, сказать сложно, но знакомы они были, причем довольно близко. В частности, Ярошенко приписывали следование идее, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь.
Поклонники же Ярошенко понимали, что художник не мог быть таким плоским. Формулу «где любовь, там и бог», приписываемую полотну, они встретили насмешкой, настаивая на социальности сюжета и силе «мотивов гражданской скорби».
«Террористка», 1881
Судьба автора
Николай Ярошенко родился в семье отставного военного и, естественно, родители прочили ему карьеру отца, однако мальчик выбрал свой путь. Художественный талант, который его мать и отец старались игнорировать, молодой человек направил в конструктивное русло — будучи студентом Михайловской артиллерийской академии, он одновременно посещал Академию художеств и брал частные уроки рисования.
Вращаясь в художественной среде, Ярошенко сблизился с передвижниками. Он даже был избран в правление общества и оставался его ведущим представителем вместе с Иваном Крамским в течение многих лет. Для современников он был вдохновляющим примером, человеком твердого характера, решительным и приверженным искусству.
Автопортрет 1895 года
Заслуга Ярошенко во многом в том, что благодаря ему выставки уходили все глубже в провинцию, поддерживая идею движения, перемещения из пространства в пространство. Благодаря Ярошенко, выставки охватывали более 10 городов и объединяли тысячи людей.
Ярошенко писал пейзажи, писал и портреты. Кстати, пейзажи кавказского хребта обеспечили ему прозвище «портретиста гор». Все это составило художнику славную репутацию. Однако не хватало шедевра или скандала. Картиной «Всюду жизнь» удалось добиться и того, и другого.
В доме Ярошенко в Кисловодске перебывали самые яркие представители российской интеллигенции. А Лев Толстой даже планировал скрываться у Ярошенко во время первого побега из Ясной Поляны.
Скончался художник скоропостижно: пройдя под дождем более 10 км, он получил сердечный приступ и вскоре почил.
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
по предложенному образцу
А.И.Куинджи. Лунной ночью на Днепре.
В 1880 году Куинджи познакомил публику со своим новым произведением – «Лунной ночью на Днепре». Ради «Лунной ночи» художник устроил персональную выставку, выставив на ней только эту картину, подчеркнув тем самым ее принципиальное значение в своем творчестве. Куинджи стремился к предельной простоте изображения. Он рассматривал свет в качестве основного поэтического начала в природе. В полотне «Лунная ночь на Днепре» это нашло свое наиболее совершенное воплощение.
Вся природа словно погрузилась в сон, в черноту ночи. Тишина царит над миром. Фосфорический серебристо(зеленый) свет луны льется с небес на землю, прорезая ночную тьму, тревожа воображение. В его сиянии все неузнаваемо преображается, принимая призрачные очертания. Серебристой лентой вьется по равнине широкий полноводный Днепр. Искрится легкая рябь на воде. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются белизной стен. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. Кое(где) видны тропинки, ведущие к Днепру. Противоположный берег тонет во мраке ночи.
Куинджи запечатлел пейзаж как бы с высоты птичьего полета, добившись тем самым ощущения необъятной шири. Бездонное и величавое, распростерлось над землей небо. С поразительной верностью переданы легкие облака, чуть посеребренные лунным светом. Но самое большое впечатление оставляет свет луны. Ил(?)юзия этого чарующего, фантастического лунного света была настолько сильна, так неотразимо действовала на зрителей, что буквально заставляла подозревать, не усиливает ли художник его эф(?)ект с помощью искус(?)твенного освещения за картиной.
Ревнитель выставок в провинции
Николай Александрович был большим ревнителем выставок картин передвижников в провинции. Эти выставки становились крупным общественным событием. 15-я выставка передвижников объездила 14 городов. Выставки, прошедшие после кончины Ярошенко, когда его друг Дубовской стал во главе Товарищества, также были приняты с воодушевлением. 28 января 1899 года XXIV выставка Товарищества передвижных художественных выставок прошла в Смоленске в залах Дворянского собрания.
Под влиянием Ильи Репина в её организации принимала участие Мария Тенишева. На выставке было представлено 180 картин художников-реалистов: Апполинария Васнецова, Николая Касаткина, Исаака Левитана, Владимира Маковского, Василия Поленова, Ильи Репина, Ивана Шишкина и других, в том числе уроженца Смоленщины Николая Богданова-Бельского. Закрытие выставки состоялось 3 февраля. За неделю её посетили тысячи смолян. А 12 февраля выставка открылась в Зале Дворянского собрания Калуги. Картина Николая Ярошенко «Кратер Везувия», представленная тогда, хранится в фондах Калужского областного художественного музея.
Портреты кисти Ярошенко
Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты. Он написал их около ста. Художника привлекали люди интеллектуального труда: прогрессивные писатели, ученые, художники, актеры, лучшие представители современности. Ученик Крамского, он видел задачу портретиста прежде всего в том, чтобы познать психологию человека. Об этом жена художника говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли».
Содержанием жанровых картин художника служили преимущественно «мотивы гражданской скорби». Наиболее известные творения Николая Ярошенко — «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм».
Произведения Николая Ярошенко в портретном жанре свидетельствуют о его способности передавать характер изображаемых лиц. Лучшие из этих произведений — портреты Прасковьи Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Дмитрия Менделеева (акварельный, там же), Владимира Соловьева и др.
Кроме жанров и портретов, Ярошенко писал пейзажи, главным образом рисуя уголки кавказской природы. Ряд картин и этюдов из этих работ находится в Третьяковской галерее.
Восприятие публики
В книжке «Памятные встречи» А. Алтаев (псевдоним писательницы М. В. Ямщиковой) ведает, как приняли картину «Всюду жизнь» 1-ые зрители: «1-ая встреча была пышноватая, людная, полная жарких слов и восхищений. -Такое сочетание, сколько продуманности: ребёнок и дама…и этот человек, отмеченный позором… -«Всюду жизнь»-ведь это знак… -Заметьте: дама в собственной нестерпимой скорби находит величавое чувство любви к божьей пташке…»где любовь там и бог»… -Ну, запахло «толстовщиной»! В массе сдержанный смешок. -Гораздо поглубже нужно подойти, психологичнее…Тут выражение социальной психологии осознаете..» Сущность воспроизведенного А. Алтаевым диалога в том, что «ярошенковская публика», зная собственного художника, встречает издевкой предположение, как будто он мог свести смысл картины к формуле «Где любовь, там и бог»: в картине Ярошенко нужно находить «социальную психологию», к ним исходя из убеждений «ярошенковской публики» «глубже нужно подойти». Рассказ Толстой написал за 3 года до возникновения картины Ярошенко. Он желал проиллюстрировать стих Евангелия о том, что делающий добро людям делает добро богу. Нет оснований созидать в картине иллюстрацию к рассказу или-еще невероятнее- к учению. Тенденциозность картин Ярошенко-следствие его уверенности в том, что он пишет, а не желание написать нечто, подтверждающее его убеждения. В споре с Чертковым, напористым проповедником толстовского учения,Ярошенко опровергает рациональную иллюстративную направленность искусства, перевоплощение его в средство проповеди определенных мыслях. «Художник, помогающий Вам созидать и осознавать красоту, увеличивающий таким макаром количество радостей жизни и поводов её обожать, а как следует, и сил бодро и энергично в ней участвовать,-исполняет ли основную задачку искусства либо нет?-спрашивает Ярошенко. И отвечает:-Ограничивая задачку искусства одною моралью и педагогической стороной, Вы ответите негативно и будете не правы, так как задачки и содержание произведений искусства могут и должны быть так же многообразны, как сама жизнь..». Слова Ярошенко в известной мере противоречат теоретическим установкам Толстого, требованиям, предъявляемым им к искусству, но полностью соответствует его художественной практике.
Встреча Николая Александровича Ярошенко с Крамским, и первый успех
Вращаясь в творческой среде, Ярошенко знакомится с И. Крамским, родоначальником Товарищества передвижников и по совместительству преподавателем в Обществе поощрения художников. Знакомство и добрые отношения с опытным портретистом сыграли значительную роль в жизни начинающего живописца.
Портрет Крамского И. Н., 1874 г.
В 1874 году Крамской, во время разгорающегося противостояния Товарищества с Академией Художеств, решил оформить очередную, Четвертую, передвижную выставку. Именно в этот раз среди профессиональных работ художников-реалистов Ярошенко впервые представил свое полотно “Невский проспект осенней ночью”.
“Невский проспект осенней ночью”, 70-е г. 19 в.
В 70-80-е годы 19 в. “женский вопрос” остро обсуждался в обществе. Мнения разделились. Кто-то сетовал, что у некоторых женщин нет иного выбора, как торговать собой, чтобы прокормиться, кто-то утверждал, что выбор есть всегда. Ярошенко, судя по всему, придерживался второй точки зрения, изобразив торгующих собой женщин на ночном Невском проспекте в проливной дождь, когда хозяин не выгонит собаку на улицу. Их решение выйти на улицу вполне сознательный выбор.
Критики встретили картину по-разному, но, главное, она запомнилась публике: вхождение Ярошенко в сонм художников состоялось.
Беседа по картине
Что изображено на картине?
Что вас поразило в этой картине?
Похожи ли эти люди на преступников? Какими изображает их Ярошенко? Какими людьми вы их себе представляете? Ваши чувства к ним? Почему именно птиц кормит ребенок? (Почему автор не изображает, к примеру, собаку?) Что хочет сказать этим автор? Как вы думаете, какова основная мысль этой картины?
2 стр., 910 слов
По картине Айвазовского Море. Лунная ночь 9 класс
… на это творение, сам проникается той умиротворенностью и гармоничной красотой. Сочинение по кратине Море. Лунная ночь Айвазовского Ночь … картины Море. Лунная ночь Популярные сегодня темы В 1891 году, выдающийся русский художник А. С. Степанов презентовал свою картину «Журавли летят». Эта картина … другом. Тишину ночи нарушает равномерный шум моря. Волны переливаются в бледно-желтом свете, подставляя …
На полотне изображен остановившийся на полустанке вагон с узниками.
В центре группы ребенок. Русоволосый бледный малыш мнет в ладошках хлеб, и крошки сыплются на платформу, куда слетаются голуби. С ним рядом мать, немолодая женщина со скорбным лицом. Взгляд ее печален и суров, но сколько нежности в ее руках, поддерживающих ребенка. Их окружают трое мужчин. Это уже немолодые люди. Лица их изборождены морщинами, а в усах прячется мягкая улыбка. В глубине вагона виден еще один мужчина, прильнувший к противоположному окну. Скорее всего, все люди, помещенные художником за это зарешеченное вагонное окно, – простые крестьяне.
Они написаны художником с большой симпатией: добросердечные, способные проявить искренние, теплые чувства.
Можно ли сказать, что в картине как бы читается укор обществу, которое осудило этих людей, сделало преступниками и держит их в заточении?