«Купание красного коня», Кузьма Петров-Водкин, 1912 год
«Купание красного коня», Кузьма Петров-Водкин, 1912 г.
Кто такой Петров-Водкин?
Кузьма родился в 1878 году в семье горничной и сапожника. Первую картину мальчик нарисовал на консервной банке: сверкающие молнии, лодка и тонущие люди. Художник подписал работу: «Погибший за других. Вечная тебе память!».
Сначала Петров-Водкин хотел создавать иконы и в детстве изучал технику церковных мастеров. Но художнику не было суждено стать иконописцем: батюшки отказывались освящать его работы, потому что те были «слишком живописны». Один монах даже сказал, что изображённая Дева Мария похожа на плясунью. Тогда Петров-Водкин оставил иконопись и принял решение быть художником.
Как появилось «Купание красного коня»?
До Революции и Первой мировой войны «Купание красного коня» считали бытовым сюжетом. Когда в России начались кровопролития, народ и Петров-Водкин осознали: «Красный конь» – это пророчество, а тот, кто его написал – провидец. Как появился конь, как его понимать?
Летом 1912 года Петров-Водкин заметил лошадь с красивой мордой. Несмотря на то, что животное было старым и измученным, оно вдохновило художника на создание картины. Изначально было придумано несколько вариантов композиции — Кузьма упорно стремился детально проработать сюжет и наделить полотно смыслом.
Критики спорили, кого Петров-Водкин изобразил на коне. Из писем художника можно предположить, что это его двоюродный брат. Другие утверждают, что герой не похож на брата Кузьмы, и на картине мы видим собирательный образ.
На первой выставке в 1912 году публика хвалила картину — это был триумф! Полотно разместили над дверью словно знамя — критики утверждали, что оно сплотило всех. Новое начинание, очищение и победы — вот что увидели зрители в картине.
В каком стиле выполнена картина?
«Купание красного коня» — яркий пример символизма в живописи. Художники, работающие в этом направлении, брали за основу объекты реального мира, наделяя их тайным смыслом. В образе, цвете и форме изображенного скрыты библейские сюжеты, легенды, мифы, древние писания.
Интересные факты
- Всадника сравнивают с Георгием Победоносцем, знаменующим триумф добра над злом. Наездник не похож на жителя деревни: у него тонкие черты то ли святого, то ли представителя богемы.
- Красный конь — символ необузданности и величия жизни. Петров-Водкин объединил традиционный цвет иконописи и любимый образ фольклора.
- Розовый берег ассоциируют с райским садом.
- Водоем – это не географический объект. Петров-Водкин написал эфемерное пространство, где встречаются земная жизнь и высшие миры. Художник смешал символичные цвета: зеленый — цвет жизни, синий — образ небесного царства.
«Композиция VII», Василий Васильевич Кандинский, 1913 год
«Композиция VII», Василий Васильевич Кандинский, 1913 г.
Кто такой Василий Кандинский?
Василий Кандинский – один из праотцов абстракционизма. Он считал, что предметность мешает восприятию искусства, инструмент воздействия на душу у Кандинского – цвет. Василий был первым из художников-абстракционистов, кто теоретически объяснил, почему живопись существует за гранью фигуративности. Кандинский был синестетиком – «слышал цвета» и «видел звуки».
Когда мальчику было 5 лет, его родители развелись, Василия воспитывала родная тетя. Интересно, что Кандинский не родился «с кистью в руках» и к живописи пришел, когда ему исполнилось 30. До этого Василий изучал право и 4 года преподавал его в Московском университете. Полотно Моне «Стог сена» и опера Вагнера навсегда изменили его взгляды. Отказавшись от продвижения по службе, Кандинский отправился в Мюнхен, чтобы учиться живописи.
Василий Кандинский и его коллеги по авангарду объединились в Мюнхене в группу – «Голубой всадник». Члены общества написали множество картин, организовывали выставки до Первой мировой войны.
«Эскиз к импровизации №8» Василия Кандинского был продан в 2012 году на аукционе за 23 миллиона долларов.
Как появилась Композиция VII?
«Композицию VII» Кандинский создал, когда обрел стиль и стал зрелым художником. Линии, пятна, цвета, подвижные формы – Кандинский использовал выдуманные сочетания, чтобы пробудить в зрителе интуицию и фантазию.
Откуда Василий Кандинский брал сюжеты? Они рождались сами, как только художник закрывал глаза. Кандинский брал карандаш, набрасывал эскиз, пока видение не исчезло. Работая красками, Василий изменял формы так, как велел внутренний голос.
«Композиция VII» родилась не за один вечер. Кандинский доводил образ до совершенного звучания через десятки набросков в карандаше и тушью, этюдов и акварелей. Когда детали и гамма стали ясны, Василий «по кусочкам» перенес сюжет на холст за несколько дней.
В каком стиле выполнена картина?
«Композиция VII» – в чистом виде абстрактное искусство. Оно ставило новую цель: образ должен проникнуть в душу смотрящего. Предметы реального мира исключены, поэтому разум человека вырывается на свободу. Не нужно анализировать – только чувствовать. Линии, пятна и цвета Кандинского, словно абстрактная мелодия, обнажают прекрасное на микроуровне, открывают поток философских мыслей.
Интересные факты
- За «Композицией VII» стоят более 30 эскизов, выполненных в различных техниках и материалах: графика, этюды маслом и акварелью. Финальная версия родилась за 4 дня в ноябре 1913 года.
- Искусствоведы считают, что в «Композиции VII» есть отсылки к библейским сюжетам. Кандинский зашифровал Великий суд, Всемирный потоп, Райский сад и Воскрешение. В картине видны ранние фигуративные сюжеты художника, связанные с концом света и потусторонними битвами добра и зла.
- У Кандинского был авторский почерк в живописи, который виден в «Композиции VII». Художник наносил масло структурными мазками, они располагались в столбик либо зигзагообразно. Кудрявые мазки получались, когда Кандинский переносил тягучую краску торцом кисти.
Аристократка Брюллова
Карл Брюллов полжизни провел в Италии. Ведь там жила его муза — красавица и богачка графиня Юлия Самойлова. Брюллов стал ее верным спутником в 1827 году. Они много путешествовали вместе, например посетили раскопки у Везувия, что в итоге привело к созданию «Последнего дня Помпеи» и громкой славе мастера. Любопытно, что Самойлова послужила моделью для трех фигур на этом полотне.
Художник подолгу жил на ее вилле. Там же находились две приемные дочери Самойловой (сама она была бездетной). Эти девочки запечатлены Брюлловым на портрете «Всадница». Происхождение одной из девочек загадочно — возможно, она внебрачная дочь самой графини. Воспитанница сопровождает Самойлову и на другом портрете Брюллова, обе изображены в маскарадных костюмах.
Связь художника и энергичной, полной сил аристократки длилась долгие годы. Но в 1839 году Брюллов женился на тихой и скромной Эмилии Тимм. Через 41 день он жену выгнал, что породило самые ужасные слухи в Петербурге. (Говорили, Эмилию развратил ее отец, что и вызвало гнев новобрачного.) Только приезд Самойловой, которая направила все силы на то, чтобы поддержать друга, остановил травлю. А Брюллов с Самойловой снова возобновили отношения. И только ее свадьба с 1845 году с молодым итальянским красавцем-певцом положила окончательный конец этому многолетнему чувству.
К. Брюллов. Последний день Помпеи (фрагмент). 1827–1833. Русский музей
К. Брюллов. Портрет Ю.П. Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком. 1832–1834. Музей Хиллвуд, США
К. Брюллов. Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника. Не позднее 1842. Русский музей
Семья в гармонии музыки
Художник принимал самое близкое участие в работе жены. Все костюмы для её ролей придумывал сам.
«Мне пришлось петь Морскую Царевну около 90 раз, и мой муж всегда присутствовал на спектаклях. Я даже как-то спросила его: «Неужели тебе не надоело?» –»Нет, –отвечал он, – я могу без конца слушать оркестр, в особенности море. Я каждый раз нахожу в нем новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»», – вспоминала Надежда Забела-Врубель.
Надежда Забела-Врубель. Фотография
Михаил Врубель и Надежда Забела прожили вместе пять счастливых лет. Брак этот изменил их обоих. Катерина Ге вспоминала, что сестра ее «сделалась как-то по-особенному моложава и интересна — от атмосферы влюбленности, которой ее окружал этот Врубель». Музыкальные критики стали находить в ее голосе новые, более теплые и мягкие оттенки.
Что касается Врубеля, он обрел музу, а вместе с ней — большую уверенность в своих силах. Он стал спокойнее. Впервые за долгие годы он казался близким счастливым.
Зная за мужем привычку сорить деньгами, Надежда Ивановна — разумно и трезво — распоряжалась бюджетом. Однако бытовые аспекты не слишком заботили Врубелей. Это был союз творческих людей, скрепленный как романтическим чувством, но и обоюдным уважением к таланту другого.
Врубель. Портрет сына. 1902. Русский музей
Сын Савва
Чета Врубелей будет неоднократно бывать в Абрамцеве. Надежда Забела-Врубель будет играть и петь в мамонтовских спектаклях. Своего новорожденного сына Врубели назовут Саввой — в честь Мамонтова.
В 1901 году с рождением сына закончилась идиллия в семье Врубелей. Савва родился с расщепленным небом — в народе такое называют «заячью губу». Этот факт произвел на Врубеля тягостное впечатление, он видел в, казалось бы, пустяковом дефекте внешности ребенка дурной знак.
Для ухода за маленьким сыном Забела-Врубель временно оставила сцену, и отцу семьи пришлось обеспечивать семью самостоятельно. Он не привык к такой ответственности. Он работал по 14 часов в сутки (против привычных четырех). К желаемым результатам он не приближался. Основная работа Врубеля в это время была над «Демоном поверженным». Практически готовую картину он переделывал снова и снова. Перфекционизм превращался в одержимость и исступление. В 1902-м Врубеля впервые госпитализировали с диагнозом «острое психическое расстройство». Еще через год внезапно заболел и умер Савва. Нестабильной психике Врубеля был нанесен страшный удар.
Михаил Врубель и его жена Надежда Забела
Михаил Врубель и Надежда Забела. Семья в гармонии музыки
Выпускница Киевского института благородных девиц и Петербургской консерватории, Надежда Забела дебютировала в качестве оперной певицы в 1893 году. Ее карьера сразу задалась и критики отмечали «хрустальную прозрачность тембра». Ей рукоплескали в главных столицах Российской империи: Киеве, Москве и Петербурге. Римский-Корсаков, услышав пение Забелы, вскоре начал писать музыку специально «под нее»!
Подробнее о личной жизни Михаила Врубеля здесь.
Так, в 1896 году Врубель женится на Надежде Забеле. Ему исполнилось 40 лет, невесте 28. Сейчас это звучит необычно, но долгое время в театральных кругах Врубеля называли просто «мужем артистки Забелы». Лишь со временем слава мужа превысила славу жены. Надежда стала главной любовью Михаила Врубеля.
В 1901 году с рождением сына закончилась идиллия в семье Врубелей. В 1903 году внезапно умирает сын Савва. Нестабильной психике Врубеля был нанесен страшный удар. Врубель прожил относительно недолгую жизнь – всего 54 года. В апреле 1910 года, по-видимому, намеренно простудившись и заработав воспаление легких, Михаил Врубель умирает. Надежда Забела пережила мужа всего на 3 года. Она умерла в 1913 в возрасте 45 при несколько туманных обстоятельствах. Некоторые биографы утверждают, что это было самоубийство.
Киев и первая большая любовь в жизни Врубеля
По рекомендации своего учителя Павла Чистякова историк искусства Адриан Прахов пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. Предложение было лестным и сулило хороший заработок. Вместе с Врубелем на роспись стен собора были приглашены лучшие художники: Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, и другие. Врубель приехал в Киев расписывать древнерусский собор. Он не знал, что проведет здесь шесть лет, откроет для себя удивительный мир византийского искусства и влюбится в жену своего работодателя.
Михаил Врубель. Портрет Эмилии Праховой. Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве
По части любовных отношений Врубель к киевскому периоду имел изрядный и в основном трагический опыт. Первая большая любовь приключилась с Михаилом Александровичем в 1884-м. Ему было 27. Часто бывая в доме своего работодателя Прахова, Врубель очарован хозяйкой — Эмилией. Он оказывает знаки внимания замужней даме, матери троих детей, надеясь на взаимность.
Врубель в Абрамцево
Савва Мамонтов был очень интересным человеком. Помимо купеческой, торговой и промышленной жилки, он обладал незаурядным вкусом и чутьем на таланты. Мамонтов умел создавать творческую обстановку для особенно одаренных людей, был спонсором для их проектов. Многие из художников становились «своими» в его семье. Мамонтов увлекался так же театром. Ему мы обязаны открытием Федора Шаляпина, появлением первоклассных художников в роли оформителей спектаклей.
В своей подмосковной усадьбе Абрамцево Савва Мамонтов привлек и создал артистическое и творческое содружество целой плеяды знаменитых российских художников: Репина, Поленова, Васнецова, Коровина, Серова и, конечно же, Врубеля.
В «абрамцевском», или как его часто называли, «мамонтовском» художественном круге активно занимались живописью, ставили и оформляли домашние спектакли с участием знаменитых русских актеров, и художников привлекали играть на сцене. Здесь создавались архитектурные проекты. Для художников здесь были специально оборудованные кустарные мастерские. Все здесь было наполнено духом творчества и созидания.
Камин работы Михаила Врубеля. Абрамцевская мастерская. Камин находится в Третьяковской галерее
Предприниматель Мамонтов отличался тонким художественным чутьём. От творчества Врубеля он был в восторге. Он заказывает художнику множество работ — от картин, панно и декораций к спектаклям до постройки части своего московского дома на Садовом кольце. Сейчас это Университет печати вблизи Сухаревской.
Безумие и смерть Михаила Врубеля
Врубель прожил относительно недолгую жизнь – всего 54 года. Уже в первые годы наступившего XX века состояние его здоровья стало резко ухудшаться. Причиной затяжной душевной болезни, которая и свела его в могилу, стал прогрессирующий сифилис, которым художник заболел ещё во время своей поездки в Европу.
Нестабильность организма привела к ужасным головным болям, нервным срывам, бессоннице. Последовали годы художник проводил в специальных клиниках. Летом 1904 года выздоровевший Врубель переселился в Петербург, так как жена его получила там ангажемент в Мариинском театре.
Михаил Врубель. «Ангел с душой Тамары». Иллюстрации к поэме «Демон» М.Ю. Лермонтова
Эмилия Прахова
Эмилия была талантливой пианисткой, ученицей Ференца Листа! Она содержала в Киеве литературный салон. Как честный человек 28-летний Врубель предупредил профессора Прахова, что непременно женится на его супруге Эмилии. Прахов пожимал плечами. Это был не первый и не последний раз, когда ради таланта Врубеля, окружающие мирились с эксцентричностью его натуры. Первое время ухаживания Врубеля даже забавляли чету Праховых, но вскоре наскучили обоим. В итоге Врубель был командирован в Италию — изучать византийское искусство.
Михаил Врубель. Портрет Эмилии Праховой в иконе Богоматерь с младенцем. Владимирский собор в Киеве
Едва вернувшись, он делает Эмилии предложение. Врубель был влюблен не на шутку. Он написал с Эмилии Праховой икону «Богоматерь с младенцем». Он возвел вокруг нее настоящий романтический культ. Будучи отвергнутым, он сильно переживал. Много позднее, однажды, он пошел купаться со своим приятелем, художником Константинов Коровиным.
По его воспоминаниям, он, заметив у Врубеля на груди множество больших белых шрамов, спросил, откуда они. «Не знаю, поймете ли вы». — Ответил Врубель. — «Я любил женщину, она меня — нет. Вернее, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались».