Техника и стиль
В рисунках Рубенс проявил уникальный дар, внося через них в повседневную жизнь яркие краски, самобытность и колорит. Рисуя свои первые картины, художник сумел подчеркнуть свойственную ему манеру: он тщательно прорисовывал детали пейзажа и фона, которые находились на заднем плане портрета человека. Технику работы итальянских мастеров живописи художник перенес на свои картины.
Этюд головы девочкиКлара Серена Рубенс — дочь Рубенса от первой жены Изабеллы Брант
В течение всего творческого пути живописец постоянно находился в поиске: собственного художественного стиля, новых решений передачи цвета, способов подачи объема и формы. К каждому заказу он относился с особым трепетом и всегда находил уникальный подход к написанию будущих шедевров.
4. Композиция
«Битва греков с амазонками» передаёт дух напряжённой, яростной схватки. Это одно из самых лирических и, несмотря на воинственный сюжет, одно из наиболее гармонических творений Рубенса. По небу проносятся свинцово-сизые и огненные тучи. Скачущая конница напоминает ворох осенней листвы, подхваченной ветром: пурпурные накидки, лоснящиеся от пота бока гнедых лошадей, блики на стали доспехов… Бурному движению противопоставлены неторопливое, спокойное течение реки и устойчивые арки моста. Это усиливает драматизм сцены: мост надёжен, но слишком мал, чтобы вместить скопище людей и коней. Побеждённые барахтаются в воде, окрашенной отблесками далёкого пожара. Картина написана стремительными, энергичными мазками.
Особенно впечатляет в картине изображение лошадей, которыми Рубенс всегда восхищался. Он создал тип идеального коня — с узкой головой, широким крупом, резвыми ногами, длинной развевающейся гривой, с хвостом, похожим на султан, с трепещущими ноздрями и огненным взглядом. Изображение коня он часто использовал в композициях своих портретов, охот, битв и религиозных сцен.
4.1. Роже де Пиль. «Битва с амазонками»
Отрывок из работы Роже де Пиля «Беседы о понимании живописи и о том, как должно судить о картинах.» (Париж, 1677) Беседа вторая (Описания картин из собрания герцога де Ришелье)
Это сюжет, видимо, упомянутой Геродотом битвы, в которой амазонки были разбиты афинянами, на что, в частности, указывают слова Афины на штандартах. Все предметы размещены на картине самым прекрасным и искусным способом, какой только можно себе представить. В качестве места боя художник избрал берега реки Термодона; воспользовавшись случаем изобразить самые ужасные эпизоды боя, он показал одновременно и мужество и поражение амазонок, так что при виде картины обе эти её черты поражают воображение. Картина содержит более ста фигур, из всех прочих на полотне выделяются три основные группы. В середине, на мосту, — разгар битвы
Здесь прежде всего внимание привлекает амазонка, падающая с коня и готовая скорее умереть, нежели оставить знамя; двое воинов вырывают его из ее рук и одновременно угрожают ей, один — ударом меча, другой — сабли. Рядом с этой группой двое всадников берут в плен Талестриду, царицу мужественных женщин
Два коня грызутся, встав на дыбы, и топчут копытами тело афинянина, отрубленную голову которого уносит амазонка.
По одну сторону моста — разгром и бегство амазонок, по другую — нападающие афиняне во главе с Тезеем. В его облике и в его приверженцах ясно видны признаки победы, а среди воинственных женщин — признаки разгрома. Так, одна из них, раненая, упала с коня и запуталась ногой в попоне; скачущий вслед за беглянками конь волочит ее по земле среди многочисленных трупов. Наконец, две группы по бокам картины более выдвинуты вперед. Одна состоит из трех амазонок, вытесненных с моста и падающих вместе с конями в воду; ужасный и странный беспорядок этих фигур совершенно удивителен и безусловно достоин фантазии Рубенса. Другая боковая группа, с противоположной стороны картины, состоит из трупов амазонок, которых грабит афинянин, а также из нескольких всадниц; чтобы спастись, они бросаются во весь опор в реку, по пути убивая и опрокидывая в воду двух афинян. В середине переднего плана две амазонки спасаются вплавь, а труп третьей еще держится на воде, но уже готов вскоре пойти ко дну. Под аркой моста победители увозят в ладье нескольких пленниц; одна из них поражает себя в грудь собственным мечом, другая цепляется за мост, пытаясь спастись. Несколько дальше на берегу отряд всадников скачет во весь опор к горящему городу. Дым пожара застилает фон всей картины. Таким образом, это произведение в целом и все его части в отдельности внушают ужас; это совершенное изображение кровавой, упорной битвы, полной победы афинян и мужественного сопротивления амазонок. Я не стану говорить об отдельных фигурах, их выражении и позах. Все здесь отличается верным рисунком, причем кони изображены с особенно большим искусством и тонкостью. Колорит заслуживает похвалы, однако он не столь же хорош, как в других картинах: все только набросано, это всего лишь эскиз и замысел более крупного произведения.
Новая пинакотека
Соблюдая хронологию, после Старой пинакотеки пришла очередь посетить Новую пинакотеку.
Здание -Новой пинакотеки
В Новую пинакотеку вход стоит немножко побольше — 7 Евро.
В Новой пинакотеке представлены произведения живописи и скульптуры мастеров XIX — начала XX вв. Галерея была основана в 1853 г. баварским королём Людвигом I, который хотел сделать свою частную коллекцию современного искусства доступной для общественности, разместив её в Старой и Новой пинакотеках. Новая пинакотека таким образом является первым «собранием современного искусства» в мире. Установленная на рубеже веков граница между старым и новым искусством стала определяющей для немецких картинных галерей.
Винсент Ван Гог — «Ваза с двенадцатью подсолнухами»
Ну вот не понимаю я… Ну да, очень знаменитая картина, но вот чем? Хоть убей, не понимаю я этого импрессионизма. Это знаете, вроде на нашего современного “современного искусства” (каламбурчик вышел), но только во время Людвига I.
Поль Гоген — «Die Geburt — Te tamari no atua»
Ну и все в таком же духе. И вот идешь, смотришь на фамилии художников, которые на слуху всю жизнь, а на деле оказывается какая-то мазня. Я, конечно, не претендую на авторитетное мнение, но на мой вкус — все самое красивое и интересное началось только после того, как перед глазами перестали мелькать фамилии этих самых знаменитых художников.
Гигантская картина
Ну вот видно же, что тут человек постарался, это тебе не нарисовать подсолнухи, где без подсказки и не поймешь: знаменитые это подсолнухи или в детском саду учат рисованию.
Ну или вот картина… Так нарисовать лица… красота же!
А это изображение Мюнхена
Особенно в таких картинах интересно узнавать места, которые ты знаешь. Пусть этой картине уже 200 лет, но приятно увидеть знакомые элементы города, в котором ты живешь.
И еще Мюнхен
А вот еще то, чем я считаю можно гордиться художнику
Это вниманием к деталям. Вот обратите внимание на картину
Небольшая такая картина, но что меня в ней привлекло, так это, что если приглядеться, то можно увидеть, как прорисован каждый кирпичик, как это можно было сделать в таких масштабах, я не представляю.
Куда уж там этому импрессионизму с их мазней. Аж злость берет!
Еще один зал понравился интересной задумкой.
Что стало со зданием Новой пинакотеки во время второй мировой
Собственно мою основную мысль дилетанта вы поняли: не принимаю всех этих запутанных веяний в искусстве и попыток изобразить “реальный мир в его подвижности и изменчивости”, как это пытаются сделать импрессионисты. Но Новая пинакотека в целом очень хороша. Огромное количество интересных работ, ну и вдобавок еще и не очень интересных, зато очень знаменитых. Короче говоря, сходить стоит обязательно.
Идем домой
На обратном пути мы перепутали вход, и чуть было не упустили поезд, но все-таки все в мыле опять запрыгнули в закрывающуюся дверь С-Бана. Похоже это становится у нас традицией.
По дороге к садику натолкнулись на начинающую распускаться магнолию, видимо настоящая весна совсем близко.
Композиция
«Битва греков с амазонками» передаёт дух напряжённой, яростной схватки. Это одно из самых лирических и, несмотря на воинственный сюжет, одно из наиболее гармонических творений Рубенса.
По небу проносятся свинцово-сизые и огненные тучи. Скачущая конница напоминает ворох осенней листвы, подхваченной ветром: пурпурные накидки, лоснящиеся от пота бока гнедых лошадей, блики на стали доспехов… Бурному движению противопоставлены неторопливое, спокойное течение реки и устойчивые арки моста. Это усиливает драматизм сцены: мост надёжен, но слишком мал, чтобы вместить скопище людей и коней. Побеждённые барахтаются в воде, окрашенной отблесками далёкого пожара. Картина написана стремительными, энергичными мазками.
Особенно впечатляет в картине изображение лошадей, которыми Рубенс всегда восхищался. Он создал тип идеального коня — с узкой головой, широким крупом, резвыми ногами, длинной развевающейся гривой, с хвостом, похожим на султан, с трепещущими ноздрями и огненным взглядом.
Изображение коня он часто использовал в композициях своих портретов, охот, битв и религиозных сцен.
Роже де Пиль. «Битва с амазонками»
Отрывок из работы Роже де Пиля «Беседы о понимании живописи
и о том, как должно судить о картинах.» (Париж, 1677)
Беседа вторая (Описания картин из собрания герцога де Ришелье)
Это сюжет, видимо, упомянутой Геродотом битвы, в которой амазонки были разбиты афинянами, на что, в частности, указывают слова Афины на штандартах. Все предметы размещены на картине самым прекрасным и искусным способом, какой только можно себе представить. В качестве места боя художник избрал берега реки Термодона; воспользовавшись случаем изобразить самые ужасные эпизоды боя, он показал одновременно и мужество и поражение амазонок, так что при виде картины обе эти её черты поражают воображение. Картина содержит более ста фигур, из всех прочих на полотне выделяются три основные группы. В середине, на мосту, — разгар битвы
Здесь прежде всего внимание привлекает амазонка, падающая с коня и готовая скорее умереть, нежели оставить знамя; двое воинов вырывают его из её рук и одновременно угрожают ей, один — ударом меча, другой — сабли. Рядом с этой группой двое всадников берут в плен Талестриду, царицу мужественных женщин
Два коня грызутся, встав на дыбы, и топчут копытами тело афинянина, отрубленную голову которого уносит амазонка.
По одну сторону моста — разгром и бегство амазонок, по другую — нападающие афиняне во главе с Тезеем. В его облике и в его приверженцах ясно видны признаки победы, а среди воинственных женщин — признаки разгрома. Так, одна из них, раненая, упала с коня и запуталась ногой в попоне; скачущий вслед за беглянками конь волочит её по земле среди многочисленных трупов. Наконец, две группы по бокам картины более выдвинуты вперед. Одна состоит из трех амазонок, вытесненных с моста и падающих вместе с конями в воду; ужасный и странный беспорядок этих фигур совершенно удивителен и безусловно достоин фантазии Рубенса. Другая боковая группа, с противоположной стороны картины, состоит из трупов амазонок, которых грабит афинянин, а также из нескольких всадниц; чтобы спастись, они бросаются во весь опор в реку, по пути убивая и опрокидывая в воду двух афинян. В середине переднего плана две амазонки спасаются вплавь, а труп третьей ещё держится на воде, но уже готов вскоре пойти ко дну. Под аркой моста победители увозят в ладье нескольких пленниц; одна из них поражает себя в грудь собственным мечом, другая цепляется за мост, пытаясь спастись. Несколько дальше на берегу отряд всадников скачет во весь опор к горящему городу. Дым пожара застилает фон всей картины. Таким образом, это произведение в целом и все его части в отдельности внушают ужас; это совершенное изображение кровавой, упорной битвы, полной победы афинян и мужественного сопротивления амазонок. Я не стану говорить об отдельных фигурах, их выражении и позах. Все здесь отличается верным рисунком, причем кони изображены с особенно большим искусством и тонкостью. Колорит заслуживает похвалы, однако он не столь же хорош, как в других картинах: все только набросано, это всего лишь эскиз и замысел более крупного произведения.
Особенности
На полотне изображен сюжет мифологической битвы аргонавтов с воинственными дамами — амазонками. Картина представляет собой переплетение человечьих и животных тел с обилием форм движения и расположения деталей в композиции, и в итоге все «формы распада» на картине приходят в единое целое — эллипс. Любая деталь отражает великолепие каждого тела, каждого до мелочи проработанного предмета, изображенного неподражаемой техникой света и тени. В картине ярко выражена тема переноса мифологического сюжета и тогдашней политической ситуации — объявления Тридцатилетней войны (1618—1648) в Европе.
Живопись
Пробыв какое-то время пажом, Рубенс принял решение связать свою жизнь с живописью. С 14 лет он учился рисованию у местных мастеров, а позднее стал учеником известного художника Отто ван Веена. Именно он внушил ученику идею о том, что талант не сможет проявить себя без влиятельных покровителей.
Когда Питеру исполнилось 23 года он уже был самостоятельным художником. В 1600 г. он отправился в Италию, желая усовершенствовать свое мастерство и исследовать античные произведения. Здесь он познакомился с герцогом Винченцо 1 Гонзаге, который пригласил его к себе на службу.
«Страшный суд»
Гонзаге проявлял живой интерес к античным картинам и работам эпохи Возрождения. В итоге, Рубенс начал создавать для него копии разных известных полотен. В течение 8 лет службы у герцога, Питер успел побывать в разных городах и странах, выполняя различные дипломатические задания.
В 1608 г. Питер Рубенс возвратился в Бельгию, что было связано с кончиной его матери. Он крайне тяжело перенес ее смерть и даже хотел провести остаток своих дней в стенах монастыря. Однако, непреодолимая тяга к живописи, не смогла заставить его отказаться от высокого искусства.
В Антверпене Рубенсу предложили работу при дворе эрцгерцога Альберта. Вместе с тем, он получал массу заказов от других влиятельных лиц, а также брался расписывать соборы. В 1618 г. он стал автором своего знаменитого полотна «Союз Земли и Воды».
Питер продолжал приобретать все большее признание, вследствие чего смог открыть собственную мастерскую. Стоит заметить, что он не только обучал учеников, но и привлекал их к выполнению собственных заказов. В результате, многие из них становились соавторами картин мастера.
Позднее подобная практика переросла в хорошо продуманную систему – школу искусств. В скором времени Рубенс представил свой очередной шедевр «Персей и Андромеда», который считается одним из лучших его произведений.
Ближе к 1630-м годам Питер Рубенс начал писать такие известные картины, как «Три грации» и «Суд Париса». Он всегда имел слабость к красоте и грации объемного женского тела. Его кисти принадлежат множество полотен, созданных по библейским сюжетам: «Тайная Вечеря», «Самсон и Далила», «Воздвижение креста», «Избиение невинных» и др.
Отдельного внимания заслуживает пугающая работа Рубенса «Медуза», которая стала одним из символов эпохи барокко. Автор был горд тому, что смог изобразить на холсте сцену, откровенность которой пугала его современников.
Питер был увлечен не только живописью, но также интересовался и политической жизнью Антверпена. Более того, его творчество на протяжении долгого времени было взаимосвязано с политикой. К слову, «Медузу» его соотечественники расценили как некое предупреждение.
Благодаря полотнам и дипломатическому чутью, Рубенс смог добиться установления мира между Испанией и Англией. Он также прикладывал все усилия, чтобы повлиять на военный конфликт в Бельгии, но это не принесло никаких результатов.
Питер Рубенс являлся необыкновенно продуктивным художником, создавшим свыше 3000 работ. Он специализировался на религиозной живописи, обращался к мифологическим и аллегорическим сюжетам, писал портреты, пейзажи, а также делал эскизы для книжных иллюстраций.
Живописи мастера свойственна особенная воздушность. Он предпочитал использовать белый гладкий грунт и писать на полированной доске. Благодаря этому цветовая палитра становилась более колоритной. Как правило, Рубенс прибегал к длинным и волнистым мазкам, что хорошо прослеживается при изображении локонов волос, написанных одним движением кисти.
Некоторые искусствоведы советуют рассматривать картины Питера Рубенса только в подлиннике. Это объясняется тем, что на оригиналах достаточно тучные силуэты такими не кажутся: наоборот, они выглядят легкими и грациозными.
Необыкновенные образы
Но давайте рассмотрим каждого из героев. Что интересно, Рубенс использует традиционные символы в передаче их образов, отчего картина приобретает особый смысл. Итак, на коне с чёрной гривой перед нами – Кастор, известный как укротитель лошадей. Такое животное выбрано неспроста – используя чёрный цвет, художник словно намекает на скорую смерть всадника.
Рядом с братом – Поллукс. Он был известен в Элладе как превосходный боец. Рубенс подчёркивает это с помощью демонстрации полуобнажённого торса, что прекрасно выписан художником.
На коне с чёрной гривой перед нами – Кастор, известный как укротитель лошадей
Одна из девушек уже поднята на коня, а вторую из сестёр они пытаются поставить на ноги. Нет сомнения, что уже через мгновение и вторая пленница окажется в руках всадников, что умчатся прочь вместе с похищенными красавицами.
«Похищение дочерей Левкиппа» демонстрирует нам смелость живописца. Он не боится использовать новые формы, экспериментировать с размещением фигур, но при этом с такой ловкостью обращается даже с малейшими деталями, что готовая картина вовсе кажется “живой”.
Рядом с братом – Поллукс. Его атлетический торс тщательно выписан художником
2. Легенда
В основу сюжета картины положена древняя эпическая легенда, которая гласит:
Пенфесилия, царица амазонок, решив умилостивить богиню Артемиду, выступила со своими воительницами-амазонками во главе троянского войска против греков. Одного за другим сражала славных героев Греции могучая дочь бога войны Ареса. Дрогнули греки и начали отступать. Но тут на помощь грекам явились Ахилес и Аякс Теламонид, первоначально не участвовавшие в битве. Храбро бросилась на Ахилеса Пенфесилия, но могучий Ахилес пронзил ее копьем вместе с конем. Лишившись своей героической предводительницы, амазонки были разбиты.
Битва с амазонками. Пенфесилия
Битва греков с амазонками. Питер Пауль Рубенс, 1618
Изложено по поэмам Овидия «Героини» и Вергилия «Энеида».
После смерти Гектора тяжелые времена настали для Трои. Не было у нее белее могущественного защитника. Не смели троянцы выходить за стены, чтобы сразиться с греками в открытом поле. Не было в Трое такого героя, который мог бы помериться силой в поединке с Ахиллом. Казалось, что наступают последние дни великого города. Тут неожиданно пришла помощь троянцам. С далекого Понта явились на быстрых конях на помощь Трое со своей царицей Пенфесилией храбрые воительницы-амазонки. Хотела битвой с греками искупить свою вину Пенфесилия, так как она нечаянно убила на охоте свою сестру. Могучая дочь Ареса похвалялась, что сразит всех славных героев Греции, прогонит из-под Трои и сожжет их корабли. С великим ликованием встретили троянцы амазонок. Приам принял Пенфесилию, как родную дочь, и устроил в честь ее роскошный пир.
На следующий день выступили амазонки в блестящем вооружении во главе троянского войска против греков. Воздев руки к небу, молил Приам богов даровать им победу. Но не вняли ему боги Началась кровопролитная битва. Подобно бурному вихрю, носилась по рядам греков Пенфесилия со своими амазонками. Одного за другим сражала она героев. Дрогнули греки и начали отступать. До самых кораблей оттеснила их Пенфесилия. Близка была уже окончательная победа амазонок. Вдруг на помощь грекам явились Ахилл и Аякс Теламонид. Они не участвовали в битве. Распростершись на земле, лежали они оба у могильного холма Патрокла, грустя об утрате друга. Услыхав шум битвы, быстро вооружились герои и, подобно двух грозным львам, устремились в бой. Не могли противостоять им амазонки и троянцы. Увидала Пенфесилия могучего Ахилла и храбро выступила против него. Метнула она копье в Ахилла, но на куски разлетелось оно, ударившись о щит сына Пелея. Пустила другое копье царица амазонок в Ахилла, но опять не ранила Ахилла. В страшном гневе бросился на нее Ахилл и поразил ее в грудь. Почувствовала смертельную рану Пенфесилия. Собрав последние силы, хотела она обнажить меч, но могучий Ахилл пронзил ее копьем вместе с конем. Грянулся на землю конь, а около него распростертая лежала Пенфесилия. Снял с нее шлем Ахилл и остановился, пораженный необычайной красотой дочери бога войны Ареса. Прекрасна, как богиня Артемида, была умершая Пенфесилия. Стоит над телом сраженной им красавицы Пенфесилии Ахилл и чувствует, как овладевает им любовь к убитой. Когда, погруженный в печаль, стоял Ахилл над Пенфесилией, подошел к нему Терсит и стал бранить героя, как делал это и раньше. Издеваясь над печалью Ахилла, пронзил Терсит копьем глаз прекрасной Пенфесилии. Вспыхнул страшным гневом Ахилл. Размахнулся он и ударил Терсита с такой силой по лицу, что убил его на месте. Диомед воспылал гневом на Ахилла за то, что убил он его родственника. Насилу удалось грекам примирить двух героев.
Тихо поднял Ахилл убитую им Пенфесилию я вынес из битвы. Потом выдали греки трупы Пенфесилии и двенадцати убитых амазонок вместе с их вооружением троянцам, а те устроили пышные похороны, предав трупы сожжению на костре.
Ахилл же отправился на остров Лесбос. Там принес он богатые жертвы богу Аполлону и богине Артемиде и матери их Латоне, моля их очистить его от скверны пролитой им крови Терсита. По повелению Аполлона, очистил Ахилла хитроумный Одиссей.
← 170 стр.
Легенды и мифы Древней Греции
172 стр. →
Страницы: ← 171 →Всего 213 страниц
«Онлайн-Читать.РФ»Обратная связь
Легенда
В базу сюжета картины положена старая эпическая легенда, которая говорит:
Пенфесилия, королева амазонок, решив умилостивить богиню Артемиду, выступила со своими воительницами-амазонками во главе троянского войска против греков. 1-го за другим сражала славных героев Греции могучая дочь бога войны Ареса. Дрогнули греки и начали отступать. Но здесь на помощь грекам явились Ахилес и Аякс Теламонид, сначало не участвовавшие в битве. Храбро ринулась на Ахилеса Пенфесилия, но могучий Ахилес пронзил её копьем совместно с жеребцом. Лишившись собственной геройской предводительницы, амазонки были разбиты.
Творческий путь
Принято выделять три основных этапа развития творчества живописца. Если кратко, то это:
- Ранний этап — до 1620 г.
- Зрелое творчество (1620-1630 г).
- Поздний этап.
С 1600-1608 гг Рубенс провел в солнечной Италии. Там он выполнил на заказ большое количество портретов.
Ранний этап
Большую популярность мастер приобрел в самом начале своего творческого пути. Из Италии он вернулся в связи с полученным печальным известием: в Антверпене умерла его мать. Рубенс сильно переживал утрату, у него появились мысли стать монахом.
Но перестать рисовать картины он не смог. Живописец регулярно получал заказы от состоятельных горожан. Ему было предложено начать работу при дворе известного в городе эрцгерцога Альберта.
Битва амазонок
Со временем Питер Рубенс стал одним из самых востребованных художников в родном городе. Он не только выполнял заказы своего покровителя, но и расписывал соборные стены, и писал портреты других горожан. Известная картина «Союз Земли и Воды» появилась на свет в 1618 г. По мнению искусствоведов, в ней явно заметно влияние живописцев из Италии на стиль Рубенса. Основным замыслом шедевра стало единство города с природой: Антверпена и реки, на которой стоит этот город, Шельды.
Охота на львов
К раннему этапу, помимо полотна «Союз Земли и Воды» (1612-1615), относят: «Битву амазонок», «Охоту на львов» (обе работы были выполнены в период с 1615 по 1618), «Охоту на кабана» (1615). Питер увлекался изображением сюжетов на мифологическую тематику. Одной из таких картин стала «Похищение дочерей Левкиппа».
Изображенные люди и животные экспрессивны, каждый из них будто бы находится в динамике. Эту работу сравнивают с трудами Микеланджело, которыми художник увлекался во время стажировки в Италии.
Зрелое творчество
Начиная с 1620 г, Рубенс стал выполнять заказы, поступившие от французской королевы Марии Медичи. Это были полотна исторического жанра. Художнику был заказан цикл работ, предназначавшихся для декорации помещений нового королевского замка. Овдовевшая королева хотела украсить его эпизодами из своей жизни с умершим королем.
Охота на кабана
Работа над первой серией картин была окончена в 1625 г. Завершить вторую серию, посвященную правлению умершего короля, автор не успел. Для придания картинам выразительности мастер использовал аллегорические и мифологические образы.
Похищение дочерей Левкиппа
Известной на весь мир картиной из этого цикла стала работа, посвященная прибытию французской королевы в Марсель. Мария Медичи на полотне изображена во весь рост. Одетая в нарядное платье она сходит с галеры на берег, приветствуют госпожу божества стихии морских глубин. Над ней витает в далеких облаках Слава, дающая всем знать о прибытии королевы в порт. Канаты, сброшенные с корабля, привязывают наяды, сопровождающие свою повелительницу.
Поздний этап
На закате творческого пути в результате долгих лет непрерывной работы живописец заболевает подагрой. Заболевание не поддается лечению и начинает быстро прогрессировать. Но оптимистический настрой не покидает мастера.
Свои работы он писал до последних дней жизни. Центральной темой этого этапа стала сельская жизнь и природа. Знаменитые картины того времени: «Крестьянский танец» и пейзаж «Крестьяне, возвращающиеся с полей».
Композиция
«Битва греков с амазонками» передаёт дух напряжённой, яростной схватки. Это одно из самых лирических и, несмотря на воинственный сюжет, одно из наиболее гармонических творений Рубенса. По небу проносятся свинцово-сизые и огненные тучи. Скачущая конница напоминает ворох осенней листвы, подхваченной ветром: пурпурные накидки, лоснящиеся от пота бока гнедых лошадей, блики на стали доспехов… Бурному движению противопоставлены неторопливое, спокойное течение реки и устойчивые арки моста. Это усиливает драматизм сцены: мост надёжен, но слишком мал, чтобы вместить скопище людей и коней. Побеждённые барахтаются в воде, окрашенной отблесками далёкого пожара. Картина написана стремительными, энергичными мазками.
Особенно впечатляет в картине изображение лошадей, которыми Рубенс всегда восхищался. Он создал тип идеального коня — с узкой головой, широким крупом, резвыми ногами, длинной развевающейся гривой, с хвостом, похожим на султан, с трепещущими ноздрями и огненным взглядом. Изображение коня он часто использовал в композициях своих портретов, охот, битв и религиозных сцен.
Роже де Пиль. «Битва с амазонками»
Отрывок из работы Роже де Пиля «Беседы о понимании живописи
и о том, как должно судить о картинах.»( Париж, 1677)Беседа вторая (Описания картин из собрания герцога де Ришелье) Это сюжет, видимо, упомянутой Геродотом битвы, в которой амазонки были разбиты афинянами, на что, в частности, указывают слова Афины на штандартах. Все предметы размещены на картине самым прекрасным и искусным способом, какой только можно себе представить. В качестве места боя художник избрал берега реки Термодона; воспользовавшись случаем изобразить самые ужасные эпизоды боя, он показал одновременно и мужество и поражение амазонок, так что при виде картины обе эти её черты поражают воображение. Картина содержит более ста фигур, из всех прочих на полотне выделяются три основные группы. В середине, на мосту, — разгар битвы
Здесь прежде всего внимание привлекает амазонка, падающая с коня и готовая скорее умереть, нежели оставить знамя; двое воинов вырывают его из её рук и одновременно угрожают ей, один — ударом меча, другой — сабли. Рядом с этой группой двое всадников берут в плен Талестриду, царицу мужественных женщин
Два коня грызутся, встав на дыбы, и топчут копытами тело афинянина, отрубленную голову которого уносит амазонка.
По одну сторону моста — разгром и бегство амазонок, по другую — нападающие афиняне во главе с Тезеем. В его облике и в его приверженцах ясно видны признаки победы, а среди воинственных женщин — признаки разгрома. Так, одна из них, раненая, упала с коня и запуталась ногой в попоне; скачущий вслед за беглянками конь волочит её по земле среди многочисленных трупов. Наконец, две группы по бокам картины более выдвинуты вперед. Одна состоит из трех амазонок, вытесненных с моста и падающих вместе с конями в воду; ужасный и странный беспорядок этих фигур совершенно удивителен и безусловно достоин фантазии Рубенса. Другая боковая группа, с противоположной стороны картины, состоит из трупов амазонок, которых грабит афинянин, а также из нескольких всадниц; чтобы спастись, они бросаются во весь опор в реку, по пути убивая и опрокидывая в воду двух афинян. В середине переднего плана две амазонки спасаются вплавь, а труп третьей ещё держится на воде, но уже готов вскоре пойти ко дну. Под аркой моста победители увозят в ладье нескольких пленниц; одна из них поражает себя в грудь собственным мечом, другая цепляется за мост, пытаясь спастись. Несколько дальше на берегу отряд всадников скачет во весь опор к горящему городу. Дым пожара застилает фон всей картины. Таким образом, это произведение в целом и все его части в отдельности внушают ужас; это совершенное изображение кровавой, упорной битвы, полной победы афинян и мужественного сопротивления амазонок. Я не стану говорить об отдельных фигурах, их выражении и позах. Все здесь отличается верным рисунком, причем кони изображены с особенно большим искусством и тонкостью. Колорит заслуживает похвалы, однако он не столь же хорош, как в других картинах: все только набросано, это всего лишь эскиз и замысел более крупного произведения.
Легенда
В основу сюжета картины положена древняя эпическая легенда, которая гласит:
Пенфесилия, царица амазонок, решив умилостивить богиню Артемиду, выступила со своими воительницами-амазонками во главе троянского войска против греков.
Одного за другим сражала славных героев Греции могучая дочь бога войны Ареса. Дрогнули греки и начали отступать. Но тут на помощь грекам явились Ахилес и Аякс Теламонид, первоначально не участвовавшие в битве. Храбро бросилась на Ахилеса Пенфесилия, но могучий Ахилес пронзил её копьем вместе с конём. Лишившись своей героической предводительницы, амазонки были разбиты.
Особенности
На полотне изображен сюжет мифологической битвы аргонавтов с воинственными женщинами — амазонками. Картина представляет собой переплетение человеческих и животных тел с изобилием форм движения и расположения деталей в композиции, и в конечном итоге все «формы распада» на картине приходят в единое целое — эллипс. Каждая деталь отражает великолепие каждого тела, каждого до мелочи проработанного предмета, изображенного неповторимой техникой света и тени. В картине ярко выражена тема переноса мифологического сюжета и тогдашней политической ситуации — объявления Тридцатилетней войны (—) в Европе.