Детство и юность
Томас Гейнсборо родился 14 мая 1727 года в Садбери, Англия. Отец был ткачом и производил шерстяные изделия, а мать отличалась художественными склонностями и любила рисовать цветы. Именно она оказала влияние на формирование творческих способностей сына. Томас рос вместе с восемью братьями и сестрами и был младшим в семье.
Автопортрет Томаса Гейнсборо
В детстве мальчик любил лепить, создавал фигурки животных, а затем начал рисовать. Вскоре Гейнсборо понял, что его призвание — в искусстве и решил получить художественное образование. Будучи подростком, он уговорил отца отправить его в Лондон, чтобы брать уроки у мастеров ремесла. После прибытия юноша обучался у гравера Юбера-Франсуа Гравло, который передал ученику манеру стиля рококо. Позже художник начал заниматься творчеством в школе Уильяма Хогарта.
С тех пор как Томас покинул отчий дом, он отказался брать деньги у родителей. Молодой человек начал искать способы заработка и вскоре получил предложение оформлять коробки для ужина в Vauxhall Gardens. Он также занимался украшением детского приюта совместно с другими художниками.
Живопись
Первая картина, подписанная живописцем, датируется 1745 годом. Она называется «Бультерьер Бэмпер на фоне пейзажа», на ней изображена собака, позади которой виднеются деревья. Искусствоведы считают, что в работе чувствуется влияние нидерландского художника Яна Вейнантса. В последующие годы Гейнсборо вдохновлялся творчеством Якоба ван Рёйсдаля.
Томас Гейнсборо — «Портрет дочерей, преследующих бабочку»
Живописца увлекало рисование пейзажей, которые он редко создавал на природе. Вместо этого Томас сооружал ландшафтные макеты, используя натуральные материалы. Но картины плохо продавались, из-за чего художнику пришлось уехать из Лондона и вернуться в Садбери. Там он начал рисовать портреты и создал первый шедевр «Портрет четы Эндрюс», который позже назвали истинно английской работой.
Постепенно финансовое положение мастера улучшилось, и он решил переехать в Ипсвич вместе с семьей. Гейнсборо вступил в Музыкальный клуб, резидентов которого изобразил на своей картине. Среди его клиентов были в основном торговцы и оруженосцы, но в 1753 году живописцу выпала честь написать портрет адмирала Вернона. После этого доход мужчины возрос, ведь к нему начали обращаться представители знати. Томасу удалось изобразить графа Джерси и его сына.
Накопив достаточно средств, художник переехал в курортный город Бат. Там он не знал отбоя от заказов и вскоре слег от переутомления. Среди портретов, написанных рукой мастера, — изображение графини Мери Хау. В этот период живописец начал изучать работы Рубенса и Ван Дейка, которые оказали влияние на его стиль в дальнейшем.
В 1761 году Гейнсборо начал отправлять картины на выставки Общества искусств в Лондоне. Его талант был высоко оценен Джошуа Рейнольдсом, который прислал мужчине предложение вступить в Королевскую академию художеств. Работы Томаса ежегодно выставлялись на мероприятиях, организованных академией, на протяжении 4 лет. Но из-за конфликта с Рейнольдсом портретист предпочел прервать сотрудничество.
Томас Гейнсборо — «Дама в голубом»
Вскоре художник переехал в Лондон, где начал писать портреты королевских особ. Среди работ этого периода можно отыскать изображение бабушки королевы Виктории — Шарлотты Мекленбург-Стрелицкой. Конфликт с Рейнольдсом достиг пика, когда оба мужчины решили нарисовать актрису Сарру Сиддонс. Но Томас все равно некоторое время участвовал в выставках академии, с которой разругался окончательно в 1784 году и перенес картины к себе домой.
На поздних этапах биографии стиль Гейнсборо кардинально изменился. Манера стала более свободной и легкой, живописец научился передавать игру тени и света, что сделало пейзажи реалистичнее. В его картинах появились лиричность и романтизм.
История
Одна из самых известных работ Гейнсборо, «Голубой мальчик» , считается портретом Джонатана Баттла (1752–1805), сына богатого торговца оборудованием, хотя это никогда не было доказано. Это не только портрет, но и этюд исторического костюма; Картина юноши в одежде восемнадцатого века считается данью Гейнсборо Энтони ван Дейку и очень похожа на портреты Ван Дейка Карла II в детстве.
Гейнсборо уже что-то нарисовал на холсте до того, как начал «Синего мальчика» , а затем закрасил его. Картина примерно в натуральную величину: 48 дюймов (1200 мм) в ширину и 70 дюймов (1800 мм) в высоту. Гейнсборо написал портрет в ответ на совет своего соперника сэра Джошуа Рейнольдса , который написал:
Портрет Ван Дейка Карла II в детстве
Картина находилась во владении Баттла, пока он не объявил о банкротстве в 1796 году. Сначала ее купил политик Джон Несбитт, а затем, в 1802 году, художник-портретист Джон Хоппнер . Примерно в 1809 году «Синий мальчик» вошел в коллекцию графа Гросвенора и оставался у его потомков до тех пор, пока в 1921 году не был продан вторым герцогом Вестминстерским дилеру Джозефу Дювину . К тому времени он стал очень популярным среди печатных репродукций. выставлялись для широкой публики на различных выставках в Британском институте , Королевской академии и других местах.
В 1919 году картина вдохновила немецкого кинопродюсера Фридриха Вильгельма Мурнау на создание своего дебютного фильма « Кнабе в голубом» ( Мальчик в синем ).
В результате, вызвав возмущение общественности в Великобритании, картина была продана пионеру американской железной дороги Генри Эдвардсу Хантингтону за 728 800 долларов (182 200 фунтов стерлингов), согласно счету Дювина, что на тот момент было рекордной ценой для любой картины. Согласно упоминанию в The New York Times от 11 ноября 1921 года, цена покупки составляла 640 000 долларов, что в 2020 году составит 9,29 миллиона долларов.
Перед отъездом в Калифорнию в 1922 году «Голубой мальчик» ненадолго выставили в Национальной галерее , где его увидели 90 000 человек; Директор галереи Чарльз Холмс был вынужден нацарапать прощальные слова на обратной стороне картины: «Au Revoir, CH».
The Blue Boy будет представлен на выставке в Национальной галерее , Лондон , 25 января 2022 года , ровно через столетие в день , так как он покинул Великобританию. Он останется в Национальной галерее в течение пяти месяцев, а затем навсегда вернется в США.
В популярной культуре
В фильме Квентина Тарантино « Джанго освобожденный» главный герой Джанго, освобожденный раб, выбирает одежду, идентичную той, которую носил герой Гейнсборо в «Синем мальчике» .
Картина также видна в фильме Бэтмен (1989) как висит в музее Готэма, и снова в фильме Джокер (2019) висит в меньшем виде в квартире Джокера.
Картина висит в офисе Винсента Людвига в фильме «Голый пистолет» .
В фильме « Охотники за привидениями 2» (1989) персонаж Янош Поха противопоставляет большой портрет вымышленного колдуна 16-го века Виго Карпатского с «Синим мальчиком» Гейнсборо.
Мгновенное изображение в Teacher’s Pet представляет собой пародию на картину с участием Леонарда.
Над титрами « Золушка III: Поворот во времени» показана пародия на картину, изображающую Гаса, одетого в этот костюм.
Он появляется как внутриигровой предмет в серии Animal Crossing .
В сериале британского комика Виктории Вуд «Как видели» есть обычный скетч под названием «Acorn Antiques», стилизованный под мыльную оперу, действие которой происходит в антикварном магазине. В одном из эпизодов покупатель спрашивает «Голубого мальчика Гейнсборо в розовато-лиловом», чтобы показать, что антикварный бизнес не воспринимается программой всерьез.
Синий мальчик вдохновил поп-артиста Роберта Раушенберга заняться живописной карьерой. Он часто сочетается с картиной Томаса Лоуренса по имени Пинки, которая находится напротив нее в библиотеке Хантингтона.
История жизни Томаса Гейнсборо
В 1748 году Томас принимает участие в украшении приемной детского приюта пишет один из восьми видов госпиталей Лондона «Чартерхаус». В том же году Томас вернулся в Садбери, где вскоре умирает его отец и рождается первая дочь — Мари. Примерно в 1750 году Гейнсборо с семьей переезжает в Ипсвич. Там в 1752 году родилась вторая дочь — Маргарет.
«Возвращение крестьян с рынка» (1767–1768)
Основной заработок художнику приносила работа над портретами. В жанре портрета он старался следовать Хогарту, усвоив его непосредственность восприятия модели, заботясь больше о сходстве, нежели о передаче общественного положения позирующего, стремясь запечатлеть обычный, каждодневный облик человека. Кроме того, Гейнсборо хотелось добиться наибольшего слияния модели с окружающей природой, хотя это и не всегда ему удавалось.
Особую популярность Гейнсборо завоевывает с начала шестидесятых годов, после того, как в 1759 году поселяется в курортном городке Бат. Здесь он продолжает работать как портретист, выполняя большое количество заказов столичных и местных аристократов. В это время он испытывает влияние Ван Дейка. Но постепенно художник выдвигает собственный идеал, создает особый тип портрета. Его произведения, не утрачивая репрезентативности и парадности, кажутся более легкими, изящными и утонченными.
«Возвращение с жатвы»
С 1761 года Гейнсборо регулярно выставляется в Лондоне, а в 1768 году его избирают членом-учредителем Королевской Академии. Особым лиризмом и изяществом отмечены женские и юношеские образы на картинах Гейнсборо этого периода «Портрет Элизы и Томаса Линли», 1768), «Портрет дамы в голубом» (1770-е годы).
Около 1770 года Гейнсборо пишет знаменитый портрет Джонатана Батолла, известный как «Голубой мальчик». Этот портрет Гейнсборо писал не на заказ, а для собственного удовольствия. Художник прибегает к эффектному сопоставлению фигуры мальчика в голубом костюме с пейзажем, написанным в теплых коричневатых тонах.
«Дама в голубом»
В 1774 году Гейнсборо окончательно перебирается в Лондон, где король Георг III оказывает ему покровительство и отдает явное предпочтение перед именитым соперником Джошуа Рейнолдсом. Среди лучших работ этого периода — эффектный портрет миссис Грехем возле колонны, на фоне далекого пейзажа (ок. 1777), «Портрет герцогини де Бофор» (между 1775 и 1780) и, наконец, портрет знаменитой актрисы Сиддонс (1784). Следует отметить, что в портретах Гейнсборо пейзаж играет гораздо более важную роль, чем у остальных английских портретистов.
Среди лучших пейзажей семидесятых годов особую известность получил «Водопой» (1775-1777). «Наиболее органичного слияния человека с природой мастер достигает в пейзажах, где показывает крестьян за обычными их занятиями, — отмечает Ю.Г. Шапиро. — Люди пасут скот, едут в повозке по лесной дороге, нянчат детей на открытом воздухе у порога хижины, собирают хворост — «Воз» (1786), «У дверей фермы» (1778)».
Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской (1785-1787)
В последние годы жизни Гейнсборо охотно писал «воображаемые сцены». В основном это идеализированные портреты крестьянских детей и крестьян («Девочка с поросятами», 1782; «Девочка, собирающая грибы») — мягкие, нежные, даже несколько сентиментальные.
В 1784 году Гейнсборо получил возможность оставить должность в Академии художеств и начать работать вполне независимо. К портретам и пейзажам добавились теперь жанровые сценки, чем-то напоминающие сцены в тавернах Адриана Браувера.