Памятники и статуи германии

Херренкимзее

На небольшом острове Херренкимзее располагается одноименный замковый комплекс, который служил резиденцией баварского короля Людвига II. Величественный замок окружает живописная природа, красота которой раскрывается благодаря Альпам. Можно догадаться, что резиденция находится в удалении от основных немецких городов, но ведь король Людвиг всегда стремился к одиночеству и отдыху от шумной цивилизации.

Херренкимзее удивляет старинным архитектурным исполнением и подражанию Версалю, но при этом парковый комплекс отличается фонтанами и цветниками, статуями драконов, рыцарей и мистических зверей. Здесь должен побывать каждый турист.

Нойшванштайн

Нойшванштайн – это поистине сказочный замок Германии, который расположился в лесных массивах Баварских Альп. Данный замковый комплекс привлекает многих путешественников. К тому же Нойшванштайн послужил прототипом замка Спящей красавицы, являющейся одной из самых известных героинь Диснейленда.

Внушительные размеры замка Нойшванштайн удивляют многих туристов. К тому же создается впечатление, что башни, выполненные в поистине красивом цвете слоновой кисти, парят на фоне елей.

Интерьер представляет собой необычную смесь разных архитектурно-художественных стилей, мавританских, барочных и готических элементов. Туристы могут увидеть тронный зал в декадентско-византийском духе, певческий зал с красивым освещением, королевскую спальню в готическом стиле. Поистине красивые интерьеры замка заслуживают особенного внимания туристов.

Нойшванштайн – это одна из самых достойных достопримечательностей Германии.

Местоположение: Neuschwansteinstraße — 20.

Давид — герой ветхозаветных сюжетов

Кто же такой Давид и почему его так хотели увековечить флорентийцы? В ветхозаветные времена филистимляне пошли войной на израильтян. Последние собрали войско, в состав которого вошли старшие братья Давида. Как-то раз отец послал его передать им хлеб и привет из дома.

Во время этого похода Давид услышал, как филистимлянский воин Голиаф смеется над Богом. Но никто из израильского войска не смог дать ему за это отпор. Только Давид решился на бой с гигантом. Отказавшись от шлема и доспехов, он взял камень и бросил его в Голиафа. Этого хватило, чтобы сразить филистимлянина наповал.

В результате израильтяне выиграли битву, а Давид стал символом их противостояния с филистимлянами. Ученые же до сих пор не могут точно ответить на вопрос, существовал ли Давид в реальности или это мифический герой.

Интересные факты о статуе и скульпторе + видео

  1. Статуя Давида имеет колоссальное количество копий во всем мире. Самые известные из них находятся в крупнейших музеях мира — Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Академии художеств в Санкт-Петербурге, Пушкинском музее в Москве.
  2. В 1527 году пострадала левая рука статуи. Она была задета скамьей, которую выкинули из окна во время политических споров.
  3. В 1991 году некий мужчина повредил оригинальную скульптуру молотком, отбив мрамор с пальцев ее левой ноги.
  4. Окончательная полировка скульптуры заняла у Микеланджело около четырех месяцев.
  5. В 2004 году статуя отмечала свое 500-летие.
  6. Во время работы над скульптурой Микеланджело было всего 26 лет. Он дожил до 88 лет, в течение которых неоднократно поражал мир своими работами.
  7. На оригинальную статую в Академии изящных искусств ежегодно приходит посмотреть 8 миллионов человек.

https://youtube.com/watch?v=0GsS_WBDWLY

Если у вас будет возможность полюбоваться оригиналом или хорошей копией статуи Давида, обязательно ей воспользуйтесь. Хотя бы для того, чтобы поразиться совершенным ручным трудом Микеланджело Буонаротти.

Самые древние отпечатки ладоней

Наскальную живопись в индонезийской пещере Сулавеси можно считать одним из самых старых произведений искусства. Её возраст оценивается примерно в 35 тысяч лет, что ставит её в один ряд с такими старинными наскальными рисунками, как рисунки в пещере Эль-Кастильо и в пещере Шов. Их возраст 37 000 лет и почти 41 000 лет соответственно. И в той же пещере Сулавеси археологи заметили весьма древний образец доисторического искусства.

На одной из стен пещеры нашли 12 отпечатков рук. Древние люди знали один любопытнейший способ перенести что-то на плоскость стены. Они прикладывали предмет к стене, а после выдували на него из тонкой трубки порошок краски охры. Таким образом на стене оставался отпечаток предмета, и отпечатки ладоней в пещере Сулавеси сделаны таким же образом. Интересно, что и в современном искусстве такой трафаретный способ оставления отпечатков активно используется.

Пока что возраст этих рисунков учёные определили как примерно 40 тысяч лет. Это стало известно благодаря проведённому радиоизотопному урановому исследованию минерального покрытия на осадочном слое стены пещеры. В случае, если дальнейшее исследование именно отпечатков покажет, что они появились раньше осадочного слоя, то эти наскальные рисунки можно будет назвать самыми по-настоящему древними произведениями наскальной живописи.

История открытия

Обнаружение бюста Нефертити произошло в начале прошлого века, в 1912 году. Он находился в древнем городе Ахетатоне, основанном Эхнатоном и на время его правления объявленном столицей Египта.

Скульптура была найдена в мастерской Тутмоса, из чего сделали вывод, что именно этот мастер и был создателем одного из величайших произведений искусства. Руководителем археологической экспедиции был Людвиг Борхардт, однако находка несколько лет находилась дома у предпринимателя Джеймса Симона, что финансировал раскопки.

Впервые публика увидела бюст Нефертити в 1924 году, а в военные годы он был вывезен в бункер соляной шахты вместе с другими творениями. Фонд прусского культурного наследия считает скульптуру своим достоянием, однако власти Египта продолжают заявлять о незаконности вывоза изображения Нефертити с исторической родины.

Смотрите короткометражный фильм «Энигма»

Самая древняя картина маслом

В 2008 году в афганских пещерах Бамиана обнаружили буддийскую фреску и несколько других картин. Казалось бы, ничего странного. Но проведя анализ краски и химические тесты, учёные выяснили, что она была на масляной основе. Это сделало находку самой старой картиной, написанной маслом, ведь её датировали VII веком. Раньше считалось, что картины маслом начали писать лишь в VIII веке.

Кроме того, следы масляной краски были обнаружены и на останках двух статуй Будды в пещерах Бамиана, а также на других фресках в этих пещерах. Учёные полагают, что их изучение даст ценную информацию о том, как благодаря Великому Шёлковому пути проходил культурный обмен между населением Западной и Восточной Азии.

Древнейшее доисторическое произведение искусства

Сегодня примером самого древнего искусства можно считать купулы — небольшие углубления на стенах пещер в виде чашек. Купулы располагались не хаотично, а колонками, а иногда и рядами на скалах. Исследователи находят такие чаши по всему миру, а относятся купулы к разным временным периодам. Даже сегодня у некоторых племён Австралии существует традиция вырезать чаши на стенах пещер.

Самое древнее произведение искусства такого рода было найдено в пещерах Бхимбетка в самом сердце Индии. Здесь купулы остались в целости и сохранности из-за идеальных условий, царящих в пещерах. По крайней мере две из обнаруженных в пещере Бхимбетка купул археологи отнесли к раннему палеолиту. Другие обнаруженные здесь произведения искусства древнего человека не были исследованы столь тщательно, но, вероятнее всего, они принадлежат к тому же периоду. Радиоуглеродные исследования ещё только предстоит провести, но учёные уже считают, что эти пиктограммы можно отнести к ашельской культуре. Примерный возраст этих древних произведений искусства — около 290 000 лет.

В той же части Индии в одной из пещер Дараки-Чатан были найдены 500 пиктограмм-купул, а вместе с ними — и целый клад древних каменных орудий. Считается, что в Дарак-Чатан находится самый большой сборник доисторического искусства такого рода. Однако не все учёные согласны с тем, что купулы являются произведениями искусства.

Вероятно, люди использовали купулы как ступки или в них наливали воду для проведения некоторых ритуалов. По крайней мере, современные представители некоторых народностей используют купулы именно так. Но с большой долей вероятности эти пиктограммы всё-таки являются образцами древнего наскального искусства. К тому же иногда купулы расположены в таких местах, что их рациональное использование было бы затруднительно.

История создания

Изначально статуя Давида задумывалась как религиозная скульптура. Ей и еще одиннадцатью фигурами в XV веке должны были украсить периметр главного кафедрального храма Флоренции — Санта-Мария-дель-Фьоре.

Работы продвигались медленно, до Давида было изготовлено лишь две статуи. На этом процесс украшения храма и вовсе остановился. Огромная глыба мрамора, предназначенная для скульптуры иудейского царя, почти полвека стояла под открытым небом.

Она подвергалась воздействию солнца, осадков, да и некоторые мастера предпринимали попытки ее обтесать. В результате амбициозному молодому Микеланджело достался материал не самого лучшего качества. Ему нужно было превратить мраморную глыбу в красивую фигуру и при этом как-то «обойти» имеющиеся повреждения.

В 1501 году Микеланджело подписал договор на 200 флоринов и пообещал закончить работу над статуей Давида через 2 года.

Создание статуи происходило в атмосфере тайны. Микеланджело работал один, передвигаясь вдоль скульптуры по строительным лесам. Работы велись независимо от погоды и времени суток. Вокруг фигуры было возведено деревянное ограждение, чтобы никто не мог наблюдать за их ходом.

Самые старые часы

4. Самые старые рабочие механические часы

Старейшие в мире рабочие часы – это массивная механическая система, находящаяся в соборе Солсбери в южной Англии.

Они были сделаны по заказу епископа Эргума примерно в 1386 году, состоят из колеса и шестерни, а вся система подключена к колоколу собора на веревках. Это часы – куранты. Механизм внутри часов под названием «verge and foliot» контролирует часы.

Механизм «Verge and Foliot»

Английское слово «clock» («часы») происходит от немецкого «Glocke» («колокол», «звонок»), и в начале своей жизни часы работали, имея внутри колокольчик. Перед тем, как часы плотно вошли в жизнь обычного человека, только астрономы регулярно ими пользовались.

В обществе, как правило, самыми распространёнными видами часов были солнечные и водяные. В то время, как европейские астрономы разделили день на 24 часа, большинство людей разделили день и ночь, отдав им по 12 часов, длина которых варьировалась день ото дня.

Появление механических часов положило начало более точному хронометражу. Ещё одни механические часы, несколько старше, были введены в эксплуатацию в Милане, Италия в 1335 году, но они больше не работают.

3. Самые старые маски

Древнейшие из найденных масок – это коллекция 9000-летних каменных предметов творчества, обнаруженных в период неолита на территории, которая сегодня принадлежит Израилю. Они были найдены в Иудейской пустыне и на Иудейских холмах, а в настоящее время выставлены в Музее Израиля в Иерусалиме.

Сами маски – это стилизованные лица с отверстиями по краям, которые позволяли их надеть. Отверстия использовались, скорее всего, для того, чтобы вытащить через них волосы для более реалистичного эффекта, или же для того, чтобы продевать в них шнуры.

Исследователи не уверены, носились ли эти маски регулярно или же их использовали для проведения ритуалов, но они отмечают, что резные отверстия специально были сделаны для удобства человека. К примеру, широко вырезанные отверстия для глаз созданы для широкого обзора.

Старые пещерные рисунки изображают людей в масках. Археологи полагают, что многие из них были сделаны из биоразлагаемых материалов, поэтому они утрачены навсегда, а это делает находимые сегодня артефакты всё более ценными.

2. Древнейший образец абстрактного дизайна

В 2007 году археологи, изучающие раковины моллюсков, собранных с острова Ява в Индонезии, обнаружили ту, на поверхности которой было нечто, очень похожее на гравюру. Другие раковины обладали характерными отверстиями, что подразумевало использование их как инструментов.

В 2014 году исследователи подтвердили, что раковины действительно использовались в качестве инструментов. Гравюры были созданы, вероятно, человеком прямоходящим, который, как полагалось ранее, был в состоянии применять лишь обычные каменные орудия труда.

Зигзагообразная гравюра является старейшим абстрактным представлением среди гоминидов на сегодняшний день.

Команда под руководством Жозефины Журденс (Josephine Joordens), специалиста Лейденского университета в Голландии, пришла к выводу, что раковине не меньше полумиллиона лет.

С помощью микроскопа они выяснили, что знаки были вырезаны (и не случайно) за один раз, что показали острые поворотные, но уверенные моменты в углах зигзага. Эксперты также пришли к выводу, что отверстия, которые были на других раковинах, были вырезаны зубьями акулы, найденными на месте.

Поскольку признаки того, что раковины очень древние, были налицо, то обман или недавнее происхождение их были исключены. Тем не менее, преждевременно называть доказательства убедительными.

Пока заметных следов присутствия человека прямоходящего на острове не было найдено. Резьба могла появиться позднее, сделанная руками Гомо Сапиенс. Пока не найдут еще больше примеров, окончательный вывод сделать нельзя, но даже если найденная раковина не окажется чем-то символическим, она, по крайней мере, старейшая из найденных «каракуль».

Самая старая деревянная статуя

Древние фигурки из кости сохранились до наших дней потому, что их материал меньше подвержен влиянию времени и погодных условий. А вот древние фигуры из дерева можно пересчитать по пальцам. Так, идолы славянских богов, выточенные из дерева, практически не дошли до современности. За исключением одного — Шигирского идола.

Шигирского идола обнаружили на Среднем Урале, неподалёку от Екатеринбурга. Скульптура из лиственницы долгое время пролежала в торфянике на глубине четырёх метров, что позволило ей прекрасно сохраниться. Проведя анализы древесины, учёные выяснили, что его создали в эпоху мезолита, то есть примерно 8000–9500 лет назад. Также на месте обнаружения этого деревянного идола нашли множество костей и различные предметы из глины.

Первоначально Шигирский идол, по предположениям современных учёных, был около пяти метров в высоту. Но в торфянике обнаружили несколько фрагментов, которые долго никак не могли связать друг с другом. Собрав идола в случайном порядке вскоре после его обнаружения в 1890 году, учёные получили фигуру высотой в 2,8 метра. Лишь в 1914 году была проведена реконструкция с использованием всех найденных фрагментов, и вот тогда-то всё стало на свои места. Шигирский идол возвысился над полом на 5,3 метра. Но в суматохе революции некоторые его части были утрачены, и теперь его рост составляет 3,4 метра. Шигирский идол, вероятно, является самым древним произведением древнего искусства резьбы по дереву в мире.

Перевод статьи Listverse специально для Фактрума

  • Какие обряды соблюдали славяне при строительстве избы
  • Почему в английском языке белые европейцы называются «кавказцами»?
  • Цыганские похороны — праздник с размахом
  • Нет, это не фото! Работы Пола Каддена поражают воображение
  • Соображать на троих начали как минимум 60 лет назад

Фестиваль музыки в Трептов-парке

Американский фестиваль альтернативной музыки Lollapalooza, получивший своё рождение в 1991 году в Чикаго, должен пройти в Трептов-парке 10-11 сентября 2016 года. Год назад он проводился на пустующей территории аэропорта Темпельгоф. В связи с наплывом беженцев, недействующее здание аэровокзала отдали им, поэтому местом проведения фестиваля выбран Трептов-парк.

Учитывая беспокойство российского МИДа в связи с этим, организаторами фестиваля будут предприняты меры защиты Мемориала от вандализма и осквернения: его территория будет огорожена высоким забором. В парке неоднократно проводились массовые мероприятия широкого масштаба, не причинившие вреда святому для россиян месту. Хочется верить, что предстоящий фестиваль станет интересным, радостным событием для всех без негативных последствий.

Знаменитые памятники в Германии

Самые знаменитые памятники тоже можно назвать важнейшими туристическими объектами Германии. Ведь все они посвящены великим событиям, известным или талантливым людям, которые творчеством прославили страну.

Памятник жертвам Холокоста

Расположен в самом центре Берлина, недалеко от Бранденбургских ворот. Монумент посвящен памяти евреев, убитых немецкими нацистами в дни Второй мировой войны.

Памятник представляет собой 2 711 больших бетонных плит с узкими проходами между ними. При мемориале создан подземный информационный центр, где можно узнать информацию о судьбе отдельных еврейских семей.

Мемориальный комплекс Бухенвальд (Buchenwald)

Национальный мемориальный комплекс Бухенвальд (так звучит на немецком словосочетание «Буковый лес») установлен на месте известного концентрационного лагеря, существовавшего в 1937-1945 гг., недалеко от Веймара.

Более 250 тысяч человек томились в застенках этого страшного места. Более 56 тысяч несчастных здесь были убиты или замучены.

Памятник Людвигу ван Бетховену (Beethoven-Denkmal)

Бронзовый памятник Людвигу ван Бетховену установлен в его родном городе – Бонне. Памятник был спроектирован известным архитектором Ритшелем.

На церемонии открытия, которая состоялась в 1845 году, присутствовала королевская чета – король Фридрих Вильгельм IV и королева Виктория.

Памятник Арминию (Hermannsdenkmal)

Памятник Арминию – самая высокая статуя Германии (53 метра в высоту), расположен на вершине холма, в южной части Тевтобургского леса. Памятник посвящен победе древнегерманского племени херусков под предводительством вождя Арминия над римской армией в IX веке.

Памятник Шиллеру

Установлен в Берлине на площади Жандарменмаркт, перед концертным залом. Памятник из белого мрамора изображает поэта со свитком в руках. Вокруг него четыре скульптуры изображающие драму, поэзию, историю и философию.

Окружает статую очень красивая ажурная решетка. Памятник, установленный в 1959 году, был полностью разрушен в 30 годы ХХ века. В восьмидесятые годы его воссоздали из руин.

Самая старая книга

10. Самая старая европейская книга

Какая книга из сохранившихся является самой старой? Поскольку сегодня определение слова «книга» — это очень спорный момент, консенсуса по которому не было со времени зарождения литературы, то заданный вопрос очень сложный, и отвечать на него можно целыми статьями.

Тем не менее, старейшей, нетронутой, европейской книгой в твердом переплете, в таком, к которому мы привыкли сегодня, считается Санкт-Катберг Евангелие (также известная, как Стоунихерст Евангелия или Санкт-Катберг Евангелие от Иоанна).

Красная, в кожаном переплёте, книга была написана на латыни в седьмом веке.

В 2012 году Британская библиотека в Лондоне выплатила рекордные 14 миллионов долларов иезуитской общине Бельгии, которая владела книгой, после самой успешной кампании по мобилизации средств за всю историю страны.

Полностью оцифрованная версия теперь есть и в интернете.

Книга была копией Евангелие от Иоанна, первоначально созданная на северо-востоке Англии для Святого Катберга и помещённая в его гроб после смерти более 1300 лет назад. Когда викинги начали совершать набеги на северо-восточное побережье Англии, монашеская община Святого Катберга покинула места обетованные на острове Линдисфарн, но взяла гроб с собой, сохранив книгу.

Они поселились в городе Дарем. Гроб был вскрыт в 1104 году, когда для святого строили новый храм. Книгу нашли и сохранили. Так она и путешествовала из рук в руки, пока не остановилась у иезуитов.

Популярные туристические места в Германии

В Германии много популярных достопримечательностей, отличающихся большой посещаемостью. Это самые известные туристические объекты, исторические памятники и места отдыха. Побывать здесь должен каждый, кто любит эту страну и хочет узнать о ней как можно больше. Вот несколько таких мест:

Черный лес Шварцвальд. Так называется горный массив на юго-западе страны. Горы, расположенные здесь сплошь покрыты хвойным лесом. Деревья растут настолько густо, что лес кажется темным.

Пергамский музейный комплекс – самый посещаемый музей Германии. Это главная культурная достопримечательность Берлина. Музей разделен на зоны, в каждой из которых представлена своя историческая эпоха.

Пинакотека Мюнхена – старинная картинная галерея. Здесь представлена уникальная коллекция картин художников эпохи средневековья. Считается одной из наиболее известных мировых галерей.

Замок Хоэшвангау в южной Баварии – второй по популярности в стране. Построен отцом Людвига II Максимилианом II Баварским как летняя резиденция. Здесь будущий король Баварии провел детство.

Долина среднего Рейна – популярная культурная зона, где можно с комфортом и пользой провести время отдыха.

Ника Самофракийская

автор неизвестен

Древнегреческая мраморная скульптура богини Ники была найдена на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года. Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя.

Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. В настоящее время находится в Лувре.

Статуя сделана из парийского мрамора, правое крыло — гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют. Во время дальнейших раскопок были обнаружены другие фрагменты статуи: в 1950 году команда археологов нашла её правую руку, оказавшуюся под большим камнем, рядом с местом обнаружения статуи.

Тату, украшения и перья в индейских племенах

7000 г. до н. э. — 1521 гг. н. э. 

Девушка чероки / Pub­lic Domain

До колонизации Америки её населяли племена, которые изначально обитали на территории Азии. Это были тольтеки, ацтеки, майя, сапотеки, ирокезы, индейцы навахо, апачи и другие племена. У каждого из них были свои культурные традиции и стандарты красоты. Индейские народы носили национальные костюмы, любили украшения, у женщин многих племён была своя особая, гордая манера держаться. 

У майя косоглазие было признаком красоты, а детям в младенчестве прокалывали мочки ушей, нос и губы, чтобы впоследствии они могли носить украшения.  Также майя носили на лице и верхней части тела (кроме груди) геометрические тату, подтачивали зубы и сверлили в них дыры, а затем вставляли туда драгоценные камни. Это зафиксировано у Диего де Ланда, жившего в XVI веке и написавшего книгу о культуре майя. 

Вообще в разных племенах были разные стандарты красоты. У ацтеков считалась красивой светлая кожа, и ей придавали нужный оттенок с помощью жёлтой глины, косметикой местные женщины не пользовались. 

А у женщин инков особенно привлекательными считались полные бёдра и икры. Также они носили длинные волосы и заплетали их в две косы или множество косичек. Ещё инки особенно ценили чистоплотность. 

Список литературы:

  1. Абрамова З. А. Палеолитическое искусство на территории СССР. М.-Л.: Наука, 1962 / Свод археологических источников. Вып. А 4-03. 86 с. + 63 таб.
  2. Абрамова З. А. Животное и человек в палеолитическом искусстве Европы. СПб.: Европейский Дом, 2005. 352 с.
  3. Абрамова З. А. Древнейший образ человека. Каталог по материалам палеолитического искусства Европы. СПб.: Петербургское востоковедение, 2010 (Труды ИИМК РАН. Т. XXXIV). 304 с.
  4. Абрамова З. А., Григорьева Г. В. Верхнепалеолитическое поселение Юдиново. Вып.3. СПб: ИИМК РАН, 1997.
  5. Амирханов Х. А. Восточный граветт или граветтоидные индустрии Центральной и Восточной Европы // Восточный граветт / Ред. Х. А. Амирханов. М.: Научный мир, 1998. С. 15-33.
  6. Гаврилов К. Н. Верхнепалеолитическая стоянка Хотылево 2. М.: Таус, 2008. 256 с.
  7. Григорьев Г. П. Женские статуэтки эпохи палеолита как художественное явление // ΣΥΣΣΙΤΙΑ: памяти Ю. В. Андреева. Древнейшие памятники истории и культуры / Ред. В. Ю. Зуев. СПб.: Алетейя, 2000. С. 33-44.
  8. Демещенко С. А. Особенности украшений костенковско-авдеевской культуры // Российская археология, 2006. № 1. С. 5-16.
  9. Лисицын С. Н. О вариабельности граветтийского эпизода накануне последнего ледникового максимума: взгляд из Костёнок // Верхний палеолит северной Евразии и Америки: памятники, культуры, традиции / Ред.: С. А. Васильев, Е. С. Ткач. СПб: ИИМК РАН, 2014. С. 179-186.
  10. Палагута И. В., Митина М. Н. Некоторые замечания к смысловой интерпретации предметов раннеземледельческой пластики: Lares et Penates эпохи неолита? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2014. С. 80-95.
  11. Чубур А. А. Палеолит верхнего Поднепровья: история исследований, экономика, жилище, социум. LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG. Saarbrucken. Deutschland, 2011. 340 с.
  12. Чубур А. А. «Венеры палеолита» и древнейшие религиозные верования в Подесенье: культ Богини-Матери или поклонение духам очага? // Русский сборник / Ред. Е.А. Шинаков. Брянск: Курсив, 2013. Вып.7. С. 13-21.
  13. Чубур А. А. «Венеры» палеолита: взгляд с четырех сторон // История. Общество. Политика. 2018. № 3 (7). С.67-83.
  14. Rappenglueck M. The anthropoid in the sky: Does a 32,000 years old ivory plate show the constellation Orion combined with a pregnancy calendar? Uppsala Astronomical Observatory 59 (2003). P. 51-55.
  15. Svoboda J. Upper Paleolithic Female figurines of Northern Eurasia. Petřkovice. On Shouldered Points and Female Figurines (The Dolni Vĕstonice Studies. Vol.15). Brno 2008. P.193-223.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: