Коллекции
Bewening van Christus , 1635, Королевский музей изящных искусств Антверпена
Британская королевская коллекция , в которой до сих пор хранятся многие его картины, насчитывает в общей сложности двадцать шесть картин. Национальная галерея, Лондон (четырнадцать работ), Музей Прадо (Испания) (двадцать пять работ, таких как: Автопортрет с Эндимион Портер , The Metal Змеем , Христос в терновом венце , взятие Христа , Портрет Марии Рутвен , жена художника), Лувр в Париже (восемнадцать работ), Старая пинакотека в Мюнхене , Национальная художественная галерея в Вашингтоне, округ Колумбия , Музей изящных искусств в Бостоне и Коллекция Фрика имеют образцы его портретного стиля. . В Wilton House до сих пор хранятся работы, которые он сделал для одного из своих главных покровителей, графа Пембрука, в том числе его самая большая работа, огромный семейный групповой портрет с десятью главными фигурами. Помимо ансамбля Прадо, в испанских музеях много работ этого художника; В музее Тиссена-Борнемисы хранится портрет Жака Ле Роя , принадлежащий коллекции Кармен Тиссен-Борнемисы, но также в музее выставлен распятый Христос , а в Музее изящных искусств Бильбао хранится великая Плач перед мертвым Христом . В 2008 году Патримонио Насьональ из Испании восстановил мученическую смерть Святого Себастьяна и вернул его в монастырь Эскориал , через два столетия после его удаления, и впоследствии Настоящая Академия изящных искусств де Сан-Фернандо показала как свою собственную давно хранившуюся картину, к другому добавлена «Богородица с младенцем с раскаявшимися грешниками» , кроме того в заведении есть оригинальный эскиз. Кроме того, в декабре 2017 года Богородица с младенцем , которая хранится в музее Серральбо и ранее считалась работой Матео Сересо , была обнаружена как оригинал художника после тщательного изучения и реставрации. Наконец, в Музее изящных искусств Валенсии есть конный портрет дона Франсиско де Монкада (в настоящее время на реставрации, апрель 2020 г.).
Тейт Британия провела выставку « Ван Дайк и Британия» в 2009 году. В 2016 году в коллекции Фрика в Нью-Йорке прошла выставка «Ван Дайк: анатомия портрета», первое крупное исследование работ художника в Соединенных Штатах за более чем два десятилетия.
В поместье графа Спенсера в Олторпе находится небольшая коллекция ван Дейков, в том числе « Война и мир» (портрет сэра Джорджа Дигби, 2-го графа Бристоля , английского роялистского политика с Уильямом Расселом, 1-м герцогом Бедфордским ), которая является самой ценной картиной. в коллекции и фаворит графа.
Религиозные сюжеты[ | ]
Название | Год | Место | Город и страна | Техника | Размеры (см) | Изображение |
Снятие с креста | 1615 | Старая пинакотека | Мюнхен | Холст, масло | ||
Святой Иероним | 1615–1616 | Дворец Лихтенштейн | Вена | Холст, масло | 158 × 131 | |
Авраам и Исаак | ок. 1617 | Национальная галерея в Праге | Прага | Холст, масло | 119 × 178 | |
Въезд Христа в Иерусалим | ок. 1617 | Художественный музей Индианаполиса | Индианаполис | Холст, масло | 151 × 229 | |
Святой Мартин и нищие | 1618–1620 | Церковь Святого Мартина | Завентем | Дерево, масло | 171,6 × 158 | |
Апостол | 1618 circa | Берлинская картинная галерея | Берлин | Дерево, масло | 61 × 49 | |
Апостол со сложенными руками | 1618–1620 | Берлинская картинная галерея | Берлин | Дерево, карандаш | 57 × 45 | |
Медный змий | 1618–1620 | Прадо | Мадрид | Холст, масло | 205 × 235 | |
Коронование Христа терновым венцом | 1618–1620 | Прадо | Мадрид | Холст, масло | 223 × 196 | |
Пятидесятница | 1618–1620 | Государственные музеи Берлина | Берлин | Холст, масло | 265 × 221 | |
Снятие с креста | 1618-20 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | ||
Самсон и Далила | 1618–1620 | Далиджская картинная галерея | Лондон | Холст, масло | 149 × 229,5 | |
Снятие с креста | 1619 circa | Музей Эшмола | Оксфорд | Холст, масло | ||
Святой Амвросий преграждает Феодосию путь в Миланский собор | 1619–1620 | Лондонская национальная галерея | Лондон | Холст, масло | 149 × 113,2 | |
Предательство Христа | 1620 | Прадо | Мадрид | Холст, масло | 344 × 249 | |
Предательство Христа’ | 1620 | Бристольский городской музей и художественная галерея | Бристоль | Холст, масло | 274 × 222 | |
Предательство Христа | 1620 | Миннеаполисский институт искусств | Миннеаполис | Холст, масло | 142 × 113 | |
Мадонна с младенцем | 1620–1625 | Пармская национальная галерея | Парма | Холст, масло | 62.5 x 52.5 | |
Святая Розалия во славе | 1624 | Метрополитен-музей | Нью-Йорк | Холст, масло | 99,7 × 73,7 | |
Явление Христа ученикам (Неверие Фомы) | 1625–1626 | Эрмитаж | Санкт-Петербург | Холст, масло | 147 × 109,3 | |
Распятие | 1628–1630 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 133 × 101 | |
Снятие с креста | 1629 circa | Королевский музей изящных искусств | Антверпен | Холст, масло | ||
Снятие с креста | 1629–1630 | Музей Кайзера Фридриха; уничтожена | Берлин | Холст, масло | 220 × 166 | |
Видение блаженного Германа Йозефа | 1630 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 160 × 128 | |
Самсон и Далила | 1630 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 146 × 254 | |
Мадонна с младенцем и двумя донаторами | 1630 | Лувр | Париж | Холст, масло | 250 × 191 | |
Отдых на пути в Египет | 1630 | Старая пинакотека | Мюнхен | Холст, масло | 134,7 × 114,8 | |
Мадонна с куропатками | 1632 | Эрмитаж | Санкт-Петербург | Холст, масло | 215 × 285,5 | |
Снятие с креста | 1634 | Старая пинакотека | Мюнхен | Холст, масло | 109 × 149 | |
Снятие с креста | 1635 | Королевский музей изящных искусств | Антверпен | Холст, масло | ||
Снятие с креста | 1640 | Музей изящных искусств Бильбао | Бильбао | Холст, масло |
Описание
На портрете художник Энтони ван Дайк смотрит на зрителя через плечо. Его взгляд сосредотачивается на зрителе, как будто он спокойно удивлен присутствием зрителя. Его правая рука собирается коснуться нижних лепестков желтого подсолнуха. Его левый указательный и большой пальцы держат золотую цепочку, которая проходит через его правое плечо и вниз по его задней части
Это визуальный трюк, позволяющий привлечь внимание к цепочке и изображаемому в ней сообщению. Считается, что эта цепочка является подарком, полученным художником от своего покровителя Карла I
На золотой цепочке находится медаль с изображением короля, но она скрыта за рукавом правой руки художника. Он изображен на природе на открытом воздухе, как видно из облаков на заднем плане. Он одет в ярко окрашенное розовое пальто с белой рубашкой, видимой на его воротнике, манжетах рубашки и тонкой прорезью на спине. Источник света излучается из нижнего левого угла, освещая внешние лепестки подсолнуха. Это дает визуальный эффект «сияния» подсолнечника на лице Энтони ван Дейка в знак одобрения, обычная интерпретация подсолнечника.
Эстамп
Питер Брейгель Младший из » Иконографии» ; офорт Ван Дейка
Вероятно, во время своего пребывания в Антверпене после своего возвращения из Италии Ван Дейк начал свою иконографию , которая превратилась в очень большую серию гравюр с поясными портретами выдающихся современников. Он создал рисунки, и для восемнадцати портретов он сам выгравировал головы и основные очертания фигуры, чтобы гравер мог их обработать: «Портретный офорт едва ли существовал раньше его времени, и в его работах он внезапно появляется наверху. высшая точка, когда-либо достигнутая в искусстве «.
Он оставил большую часть гравюры специалистам, которые гравировали по его рисункам. Его гравированные пластины, похоже, были опубликованы только после его смерти, а ранние состояния очень редки. Большинство его пластин были напечатаны после того, как была сделана только его работа. Некоторые из них существуют в других состояниях после того, как была добавлена гравировка, иногда скрывая его гравировку. Он продолжал добавлять в серию, по крайней мере, до своего отъезда в Англию, и, предположительно, добавил Иниго Джонса, находясь в Лондоне.
Серия имела большой успех, но была его единственным занятием в гравюре; портретной живописи, наверное, платили лучше, и он был постоянно востребован. На момент его смерти было восемьдесят пластинок других авторов, из которых 52 принадлежали художникам, а также 18 его собственных. Пластинки были куплены издателем; пластинки периодически перерабатывались по мере износа, их продолжали печатать на протяжении столетий, и серия увеличивалась, так что к концу 18 века насчитывалось более двухсот портретов. В 1851 году пластины были куплены Calcographie du Louvre .
Иконография была очень влиятельной в качестве коммерческой модели для репродуктивного эстампа; Забытые серии портретов были чрезвычайно популярны до появления фотографии : «значение этой серии было огромным, и она обеспечила репертуар изображений, разграбленных портретистами по всей Европе в течение следующих двух столетий». Блестящий стиль гравюры Ван Дейка, который зависел от открытых линий и точек, резко отличался от стиля другого великого портретиста в гравюрах того периода, Рембрандта , и имел небольшое влияние до 19 века, когда он оказал большое влияние на художников. такие как Уистлер на последней крупной фазе портретной гравюры. Hyatt Mayor написал:
Рекомендации
- «Произведения Энтони Ван Дейка и известные картины». Художественная история . Проверено 18 апреля 2019.
- «Скрытое искусство Британии». www.newstatesman.com . Проверено 17 апреля 2019 г.
- Браун, Кристофер и Энтони Ван Дайк. Ван Дайк . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1983.
- Павлин, Джон, 1941- (2006). Взгляд Ван Дейка: Автопортрет с подсолнухом и видение художника . Ashgate. ISBN 9781351542869 .
- Карлтон, Чарльз, 1941- (1995). Карл I, личный монарх (2-е изд.). Лондон: Рутледж. ISBN 0415121418 .
- Чепмен, Х. Перри (2013). «Автопортрет 1400–1700» (PDF). www.segundodeagosto.com .
- Довканц, Кейт. «Хью Гросвенор: Как самый богатый человек в мире моложе 30 лет остается нормальным». Tatler . Проверено 17 апреля 2019.
- Дубофф, Джош. «Хью Гросвенор: познакомьтесь с 22-летним, с детским лицом, абсурдно богатым крестным отцом принца Джорджа». Улей . Проверено 17 апреля 2019.
- EDT, Люси Кларк-Биллингс, 16.08.2016, 3:17 (10.08.2016). «Герцог Вестминстерский, третий по величине человек Великобритании, оставляет состояние своему сыну — крестному отцу принца Джорджа». Newsweek . Проверено 18 апреля 2019.
- Джаффе, Майкл (2003), «Дайк, сэр Энтони ван», Oxford Art Online , Oxford University Press, получено 17 апреля 2019 г.
- Скобл, Гретхен; Филд, Энн (1998-04). Значение цветов: миф, язык и знания . Книги хроники. ISBN 9780811819312 .
- «Автопортрет с подсолнухом — Антонис ван Дейк». www.anthonyvandyck.org . Проверено 17 апреля 2019.
- Уорк, Р.Р. (1956). «Заметка о« Автопортрете с подсолнухом »Ван Дейка» ». Журнал Берлингтон . 98 (635): 53–54.
Ван Дейк и Рубенс
В 1618 году Антонис стал членом Гильдии Святого Луки, нидерландского объединения художников. Теперь он мог работать более уверенно и спокойно продавать свои творения. Но за опытом он как ученик идёт в мастерскую Питера Пауля Рубенса, знаменитого и почитаемого мастера живописи.
Творческий союз именитого учителя и честолюбивого ученика полон не только взаимного признания и уважения, но и соперничества. Ставший к 20 годам первым помощником Рубенса, дерзкий и уверенный в себе Антонис мог совершенно хладнокровно подправить детали на свежем полотне мастера в его отсутствие так, что тот не замечал вмешательства чужой кисти. Среди других учеников и заказчиков пошла молва, что Ван Дейк способен писать не хуже самого Рубенса. Им становится тесно вместе: мастера терзает ревность, а Антониса не устраивает его вторая роль.
Слайды и текст этой презентации
Антонис Ван Дейк Художник фламандской школы 17 века
(1599—1641).
Основателем школы считается Питер Пауль Рубенс наиболее видные представители: Ван Дейка, Йорданса и Снейдерс.
Фламандская школа живописи
Направление в европейской живописи первой половины 17 века с центром в Антверпене.
Для картин фламандской школы характерен реализм, монументализм, динамизм, пластичность и некоторая декоративность
Рубенс, Четыре философа. 1611, масло по дереву, 167 × 143 см. Флоренция,Палаццо Питти
Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. pérola barroca (дословно «жемчужина с пороком») характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия.
Южнонидерландский живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко. Создатель нового типа декоративного портрета.
Антонис Ван Дейк (1599—1641)
Автопортрет — Антонис Ван Дейк. Около 1622-1623. Холст, масло 116,5×93,5
Хендрик ван Бален (Старший) (нидерл. Hendrik van Balen) (ок. 1575, Антверпен — 17 июля 1632,Антверпен) — южнонидерландский (фламандский) художник
Купающиеся нимфы (в сотрудничестве с Яном Брейгелем).
Автопортрет. 1613 г. Музей истории искусств в Вене
Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, — портрет 70 — летнего старика.
“Головы апостолов”
В 18-летнем возрасте его принимают в гильдию св. Луки, которая объединяла художников. Только в рамках этой гильдии художник имел право принимать заказы и получать за них деньги.
Самсон и Далила. 1619 г. Далвичская картинная галерея, Лондон. Commons.
Питер-Пауль Рубенс. Самсон и Далила. 1609-1610 гг. Национальная Лондонская галерея
Вознесение Марии. 1628-1629 гг. Национальная галерея Вашингтона.
Питер Пауль Рубенс. Вознесение Марии. 1618 г. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф.
Король Англии Карл I и Королева Генриетта Мария Французская
Антонис Ван Дейк. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. 1625 г. Палаццо Питти, Флоренция
Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. 1625 г. Палаццо Питти, Флоренция
Портрет Марии Луизы Де Тасси. 1629
Портрет Фредерика хендриа Нассау, Принца Орлеанского 1631-1632
Корнелис де Вос,.Семейный портрет. 1621 г. Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе, Бельгия.
Питер Пауль Рубенс Семья Яна Брейгеля Старшего
Семейный портрет. 1621 г. Государственный музей, Эрмитаж.
Старшие дети короля Карла 1. 1636 г.Королевское художественное собрание Виндзорского замка, Великобритания
Детский портрет
Средневековая красавица
Портрет Марии Орлеанской
Луиза Мария де Тассис. 1630г.
Лорд Джон Стюарт и его брат Лорд Бернард Стюарт. 1638 г. Национальная лондонская галерея.
Портрет Джейса Стюарта
Леди д’Обиньи и графиня Портленд. 1638-1639 гг.ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва
Леди Элизабет Тимбелби и Дороти, виконтесса Андоверская, Музей: Национальная галерея (Лондон)Год: Около 1637
Портрет Маргариты Лотарингской, герцогини Орлеанской, Музей: Галерея Уффици, 1634
Портреты Уильяма Ларкина. Слева: Леди Лове. 1610-1620 гг. Частная коллекция. Справа: Джордж Вилльерс, Букингемский герцог, 1616 г. Национальная портретная галерея, Лондон
Портрет Карла 1 на охоте. 1635 г. Лувр, Париж.
Королева Генриетта-Мария и сэр Джеффри Хадсон. 1633 г. Национальная галерея Вашингтона
Портрет Марии Медичи. 1631г.
Портрет Анны Австрийской, королевы Франции, супруги Людовика XIII (ок.1622) (Мадрид, Прадо)
Студия
Успех Ван Дейка заставил его содержать большую мастерскую в Лондоне, которая стала «фактически производственной линией для портретов». По словам посетителя, он обычно делал только рисунок на бумаге, который затем увеличивал на холсте ассистент; Затем он сам нарисовал голову. Костюм, в котором заказчик хотел быть нарисованным, оставляли в студии и часто вместе с незаконченным холстом отправляли художникам, специализирующимся на рендеринге такой одежды. В последние годы эти студийные коллаборации привели к некоторому снижению качества работы.
Кроме того, многие копии, которые он не тронул или практически остались нетронутыми, были изготовлены мастерской, а также профессиональными переписчиками, а позднее художниками. Количество приписываемых ему картин к 19 веку стало огромным, как у Рембрандта , Тициана и других. Однако большинство его помощников и переписчиков не могли приблизиться к изысканности его манер, поэтому по сравнению со многими мастерами консенсус среди искусствоведов относительно его атрибуции обычно относительно легко достигается, а маркировка музеев в настоящее время в основном обновляется ( атрибуция загородного дома может быть в некоторых случаях сомнительнее).
Относительно немногочисленные известные имена его помощников — голландские или фламандские. Вероятно, он предпочитал использовать обученных фламандцев, поскольку в то время не существовало аналогичного обучения английскому языку. Огромное влияние Ван Дейка на английское искусство происходит не от традиции, переданной через его учеников; фактически невозможно задокументировать связь с его мастерской для любого значимого английского художника. Голландец Адриан Ханнеман (1604–1671) вернулся в свою родную Гаагу в 1638 году и стал там ведущим портретистом. Фламандский художник Питер Тийс учился в мастерской Ван Дейка как один из последних учеников Ван Дейка. Он стал очень успешным портретистом и историческим художником в своем родном Антверпене.
Карл I в трех позициях (1635–1636), тройной портрет Карла I, был отправлен в Рим, чтобы Бернини смоделировал бюст. Королевская коллекция
Антонис ван дейк (22.03.1599-1641) — штрихи к портрету
cocktail
at
понедельник, 26 марта 2012 г.
Знаменитый фламандский живописец много лет провел при дворе английского короля Карла Первого, который не только дал ему рыцарское звание сэра, но и платил ему огромное по тому времени жалованье — двести фунтов стерлингов в год! — и даже подарил свою фамильную золотую цепь. В королевской галерее в Лондоне хранится богатейшее собрание портретов работы Ван Дейка. В Лондоне художник и умер — всего сорока двух лет от роду.
Портрет кардинала Бентивольо
А ГОВОРЯТ, ЧТО РУБЕНС СДАЛ!..
Ван Дейк начинал учеником у Рубенса. Однажды, когда сам маэстро отправился на свою обычную пятичасовую прогулку верхом, все ученики принялись внимательно разглядывать его новую картину. И кто-то случайно смазал свежую краску локтем. Довольно большой кусок картины оказался испорчен. Ученики перепугались. — Я придумал! — заявил вдруг один. — Пусть Ван Дейк — он самый талантливый из нас — напишет этот кусок заново. Уверен, что учитель ничего не заметит. Известно же, что память у него — стариковская. Ван Дейк весьма сомневался в успехе этой авантюры, но делать было нечего: он переписал кусок картины, стремясь максимально следовать манере учителя.
На следующее утро Рубенс подошел к своему полотну и принялся пристально вглядываться в ту самую часть картины. Ван Дейк решил, что их обман разоблачен и ему грозит гнев мастера. Но Рубенс вполне благодушно обвел своих учеников отеческим взглядом. — Вот, говорят, Рубене сдал, — объявил он. — А взгляните-ка на этот фрагмент. В молодые годы я ни за что бы так не написал. Для этого нужен опыт и старческая мудрость!
Отдых на пути в Египет
НАМ МАЗНИ НЕ НАДО!
В одном монастыре, куда Ван Дейк попал по пути в Англию, его попросили написать картину с Христом. Художник написал настоящий шедевр — он в точности учел, как будет все выглядеть, когда картину повесят на предназначенное ей место, довольно высоко на стене. Но монахи смотрели с близкого расстояния и остались очень недовольны.
— Мазня! — заявили они. — Христос похож на носильщика! А остальные фигуры — какие-то карлики. Ван Дейк очень обиделся. Одни монастырские поварята ему посочувствовали. — Ничего, — утешали они. — Холст ведь испорчен не до конца. Из него еще можно сделать хорошую ширму.
Художник не стал требовать платы за труд, скрутил свой холст и уехал. А через несколько лет монахам наконец объяснили, какой художник побывал у них в гостях. Они устыдились и послали к Ван Дейку заказ сразу на десять картин. — Передайте им, — отвечал он мстительно, — что мазни у них в монастыре достаточно. И скажите им еще, что я пишу для людей, а не для ослов.
Портрет Генриетты Марии, королевы Англии
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ РУЧКИ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА
Когда Ван Дейк делал портрет Генриетты Марии, королевы Англии, он очень хорошо выписал руки
Это заметила даже сама королева.
— Почему вы обратили внимание именно на мои руки, господин Ван Дейк? — Видите ли, моя госпожа, — почтительно отвечал художник, — я меньше остановился на других ваших чертах, потому что мне от них нечего ждать. Именно ваши прелестные руки привлекли мое внимание — ведь ими вы будете отсчитывать деньги за мой скромный труд!
Портрет Карла Первого, короля Англии
К СТОЛУ!
Один друг спросил у Ван Дейка:
— Почему ты так торопишься заканчивать свои картины? Раньше, помнится, ты работал помедленней! А ведь теперь ты знаменитый живописец, и никто не посмеет упрекнуть тебя за медлительность.
— Раньше я работал для своей репутации, а теперь — для своего стола. Разве ты не торопишься за стол, когда он уставлен вкуснейшими яствами?
Портреты и другие работы
Самсон и Далила , ок. 1630 г., историческая картина в манере Рубенса. Использование насыщенных цветов свидетельствует об исследовании Тициана ван Дейком.
Генриетта Мария и карлик , сэр Джеффри Хадсон , 1633 г.
В 17 веке спрос на портреты был выше, чем на другие виды работ. Ван Дайк пытался убедить Чарльза заказать крупномасштабную серию по истории Ордена Подвязки для банкетного зала в Уайтхолле , для которой Рубенс ранее завершил работы над большими потолочными росписями (прислав их из Антверпена). Эскиз одной стены сохранился, но к 1638 году у Карла уже не хватило денег, чтобы продолжить. Этой проблемы не было у Веласкеса, но в равной степени повседневная жизнь ван Дейка не была отягощена банальными судебными обязанностями, с которыми столкнулся Веласкес. Во время своих последних лет жизни в Париже Ван Дайк безуспешно пытался получить заказ на роспись Большой галереи Лувра .
Сохранился список исторических картин, созданных Ван Дейком в Англии. Он был составлен биографом Ван Дейка Беллори на основе информации сэра Кенелма Дигби . Похоже, что ни одна из этих работ не сохранилась, за исключением Эроса и Психеи, сделанных для Короля (ниже). Но многие другие работы, скорее более религиозные, чем мифологические, действительно сохранились, и хотя они очень хороши, они не достигают высот исторических картин Веласкеса. Более ранние работы во многом соответствуют стилю Рубенса, хотя некоторые из его сицилийских работ индивидуалистичны.
Портреты Ван Дейка льстили больше, чем портреты Веласкеса. Когда София, впоследствии электорат Ганновера , впервые встретилась с королевой Генриеттой Марией в изгнании в Голландии в 1641 году, она написала: «Красивые портреты Ван Дейка дали мне такое прекрасное представление о красоте всех английских женщин, что я был удивлен, обнаружив что королева, которая так прекрасно выглядела в живописи, была маленькой женщиной, приподнятой на стуле, с длинными тощими руками и зубами, словно защитные сооружения, торчащими из ее рта … »
Сестры Чик , поздний двойной портрет
Некоторые критики обвиняли Ван Дейка в том, что он отвлек зарождающуюся более жесткую английскую портретную традицию таких художников, как Уильям Добсон , Роберт Уокер и Исаак Фуллер, на то, что определенно превратилось в элегантную мягкость в руках многих преемников Ван Дейка, таких как Лели или Кнеллер . Общепринятая точка зрения всегда была более благоприятной: «Когда Ван Дайк приехал сюда, он принес нам раскрашивание лиц; с тех пор … Англия превзошла весь мир в этой великой области искусства» (Джонатан Ричардсон: Очерк теории живописи , 1715, 41). Сообщается, что Томас Гейнсборо сказал на смертном одре: «Мы все идем на небеса, а Ван Дайк из Компании».
Достаточно небольшое количество пейзажных перьев и акварельных рисунков или акварелей, сделанных в Англии, сыграло важную роль в представлении фламандской акварельной пейзажной традиции в Англии. Некоторые из них представляют собой этюды, которые снова появляются на фоне картин, но многие из них подписаны и датированы и, вероятно, рассматривались как законченные работы, которые можно было подарить. Некоторые из наиболее подробных из них — это Рай , порт для кораблей на континент, что позволяет предположить, что ван Дайк делал их небрежно, ожидая улучшения ветра или прилива.
Портреты (1613—1632)[ | ]
Между 1613 и 1632 годами Ван Дейк путешествовал по всей Европе — из родного Антверпена (где он начал работать художником, сначала при Хендрике ван Балене, а затем с Питером Паулем Рубенсом) в Англию для кратковременного пребывания при дворе Джеймса I, и затем в Италию, где он имел возможность познакомиться со старыми мастерами. Затем он, наконец, поселился во Фландрии.
Название | Год | Музей | Город и страна | Техника | Размеры (см) | Изображение |
Автопортрет | 1613–1614 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 25,8 × 19,5 | |
Автопортрет | 1617–1618 | Старая пинакотека | Мюнхен | Холст, масло | 82,5 × 70 | |
Портрет Корнелиуса ван дер Геста | 1619–1620 | Лондонская национальная галерея | Лондон | Дерево, масло | 37,5 × 32,5 | |
Автопортрет | 1620–1621 | Метрополитен-музей | Нью-Йорк | Холст, масло | 119,7 × 87,9 | |
Портрет Томаса Говарда, 2-го графа Эрандела | 1620–1621 | Музей Гетти | Нью-Йорк | Дерево, масло | 102,8 × 79,4 | |
Портрет Изабеллы Брант | 1621 | Национальная галерея искусства | Вашингтон | Холст, масло | 153 × 120 | |
Портрет Франса Снейдерса и его жены Маргареты де Вос | 1621 | Кассельская картинная галерея | Кассель | Холст, масло | 82 × 110 | |
Семейный портрет | 1621 | Эрмитаж | Санкт-Петербург | Холст, масло | 114 × 94 | |
Портрет сэра Роберта Ширли | 1622 | Петуорт-хаус | Петуорт | Холст, масло | 200 × 133,5 | |
Портрет леди Терезы Ширли | 1622 | Петуорт-хаус | Петуорт | Холст, масло | 200 × 133,4 | |
Портрет Франсуа Дюкенуа | 1622 | Королевские музеи изящных искусств | Брюссель | Холст, масло | 77,5 × 61 | |
Автопортрет | 1622–1623 | Эрмитаж | Санкт-Петербург | Холст, масло | 116,5 × 93,5 | |
Портрет Вирджинио Чезарини | 1622–1623 | Эрмитаж | Санкт-Петербург | Холст, масло | 105 × 86 | |
Портрет Джорджа Гейджа с двумя спутниками | ок. 1622–1623 | Лондонская национальная галерея | Лондон | Холст, масло | 115 × 113,5 | |
Портрет маркизы Ломеллини с детьми | 1623 | Художественный музей Сан-Паулу | Сан-Паулу | Холст, масло | 221 × 152 | |
Портрет Елены Каттанео | 1623 | Национальная галерея искусства | Вашингтон | Холст, масло | 246 × 173 | |
Портрет кардинала Гвидо Бентивольо | 1623 | Палаццо Питти | Флоренция | Холст, масло | 196 × 145 | |
Семья Ломеллини | 1623 | Национальная галерея Шотландии | Эдинбург | Холст, масло | 265 × 248 | |
Портрет Эмануэля Филиберто, принца Савойского | 1624 | Далиджская картинная галерея | Лондон | Холст, масло | 126 × 99,6 | |
Портрет генуэзской дворянки с сыном | 1625 | Национальная галерея искусства | Вашингтон | Холст, масло | 189 × 139 | |
Портрет мужчины в доспехах | 1625–1627 | Художественный музей Цинциннати | Цинциннати | Холст, масло | 137,2 × 121,3 | |
Портрет Яна ван Монфорта | 1626–1628 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 114,5 × 88,5 | |
Портрет Йоханнеса Баптиста Франка | 1626–1632 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 117 × 91 | |
Конный портрет Антона Джулио Бриньоле-Сале | 1627 | Палаццо Россо | Генуя | Холст, масло | 282 × 198 | |
Портрет художников Лукаса и Корнелиса Валов | 1627 | Капитолийские музеи | Рим | Холст, масло | 120 × 101 | |
Портрет Николя Ланье | 1628 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 111,5 × 87,5 | |
Портрет эрцгерцогини Изабеллы в монашеском одеянии | 1628–1629 | Сабауда | Турин | Холст, масло | 183 × 121 | |
Портрет Фридриха Генриха, принца Оранского | 1628–1629 | Балтиморский художественный музей | Балтимор | Холст, масло | 112,5 × 95 | |
Портрет герцога Аренбергского | 1628–1632 | Холкем-холл | Холкем | Холст, масло | 315 × 240 | |
Портрет Жана-Шарля делла Фай | 1629 | Королевские музеи изящных искусств | Брюссель | Холст, масло | 130,8 × 118,5 | |
Портрет Марии Луизы де Тассис | 1629 | Замок Вадуц | Вадуц | Холст, масло | 128,2 × 99,5 | |
Портрет Каролюса Скрибани | 1629 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 117,5 × 104 | |
Портрет Оливии Ботелер Портер | 1630-е | Музей Боуз | Замок Барнард | Холст, масло | ||
Портрет мужчины с перчатками | 1630 | Музей истории искусств | Vienna | Холст, масло | 111 × 85 | |
Портрет Мартина Рейкарта | 1630 | Прадо | Мадрид | Холст, масло | 148 × 113 | |
Портрет генерала с красной повязкой | 1630–1632 | Галерея старых мастеров | Дрезден | Холст, масло | 90 × 70 | |
Портрет Марии де Медичи | 1631 | Музей изящных искусств | Бордо | Холст, масло | 246 × 148 | |
Портрет Гастона Орлеанского | 1631 | Музей Конде | Шантийи | Холст, масло | 193 × 119 | |
Портрет Филиппа Леруа, лорда Рейвелса | 1631 | Собрание Уоллеса | Лондон | Дерево, масло | 213 × 120 | |
Портрет принца Карла Людовика | 1631–1632 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 176 × 96 | |
Портрет принца Руперта Рейнского | 1631–1632 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 175 × 95,5 |
Мифологические сюжеты[ | ]
В основном прославившись как портретист, ван Дейк также создал несколько исторических, религиозных и мифологических произведений.
Название | Год | Место нахождения | Город и страна | Техника | Размеры (см) | Изображение |
Пьяный Силен | 1620 | Галерея старых мастеров | Дрезден | Холст, масло | 107 × 91,5 | |
Юпитер и Антиопа | 1620 | Музей изящных искусств | Гент | Холст, масло | 150 × 206 | |
Фетида, получающая оружие Ахилла от Гефеста | 1630 | Музей истории искусств | Вена | Холст, масло | 112×142 | |
Пастух Парис | 1632–1634 | Собрание Уоллеса | Лондон | Холст, масло | 105 × 92 | |
Амур и Психея | 1638–1640 | Королевская коллекция | Виндзорский замок | Холст, масло | 188 × 195,6 |
Наследие
Гораздо позже стили, которые носили его модели, дали название бороде Ван Дайка для резко заостренной и подстриженной бородки, популярной у мужчин в то время, и , «широкому воротнику на плечах, обильно обрамленному кружевом». Во время правления Георга III был популярен типичный маскарадный костюм «Кавалер», называемый Ван Дайком ; Голубой мальчик Гейнсборо носит такой наряд Ван Дайка . В 1774 году фарфор Дерби рекламировал фигуру « Короля в платье Вандика» после портрета Иоганна Цоффани .
Сбивающее с толку количество различных пигментов, используемых в живописи, получили название «коричневый Вандайк» (в основном в англоязычных источниках). Некоторые из них появились раньше Ван Дейка, и неясно, использовал ли он какой-либо из них. Браун Ван Дайк — это ранний процесс фотографической печати с использованием того же цвета.
Когда ван Дайк был посвящен в рыцари в 1632 году, он перевел свое имя на английский язык до Вандика.
Примечания
- Е. В. Иванова. Иллюстрированная энциклопедия мировой живописи. — М: Олма-Медиа Групп, 2008. — С. 82-83. — 600 с. — ISBN 978-5-373-00824-2.
- Ellis Kirkham Waterhouse. Painting in Britain, 1530 to 1790. — Yale University Press, 1994. — С. 70-77. — 394 с. — ISBN 9780300058338.
- М. В. Замковая. Лувр. — Шедевры мировой живописи в вашем доме. — М: Олма- Пресс Образование, 2002. — С. 94. — 128 с. — ISBN 5-94849-110-2.
- Павел Политов. 100 мировых шедевров. — Я познаю мир. — М: Литрес, 2020. — 404 с. — ISBN 9785457949614.
- Скляренко В. М. Иовлева Т. Кустовская Ю. Скачко И. 100 знаменитых художников. XIV—XVIII вв.. — Директмедиа, 2014. — С. 66. — 510 с. — ISBN 9789660320888.
- С. Муртазина, В. Хамматова. История искусства XVII века. — М: Литрес, 2020. — 174 с. — ISBN 9785040021895.
Краткая биография
- 1615 – Молодой художник Антонис ван Дейк открывает свою персональную художественную мастерскую, где работает вместе со своими младшими коллегами-подмастерьями.
- 1618 – Два года работает в мастерской Питера Пауля Рубенса. В его работу часто входило написание несложных фрагментов полотен, поэтому ван Дейк перенял некоторые черты живописи Рубенса, его яркую живописную манеру, варьировал свойственные ему композиции, образы и художественные приемы.
- 1618 – В возрасте двадцати лет избран членом гильдии художников Антверпена.
- 1620 – Ван Дейк служит при дворе английского короля Якова I, но вскоре едет обратно в Антверпен. Несмотря на приличное жалованье, работа не удовлетворяла творческие потребности художника, так как интерес к живописи в Англии был еще низок.
- 1621 – Начинается шестилетнее путешествие по Италии. Слава произведений итальянской живописи распространилась по всей Европе, поэтому меценаты охотнее оказывают покровительство художникам, побывавшим в Италии. Там ван Дейк вырабатывает собственный тип парадного портрета. Новый опыт освобождает его от сильного влияния произведений Рубенса. Художник живет в основном в Генуе, посещает Венецию, где впитывает колористические достижения местной школы.
- 1624 – Ван Дейк получает личный ангажемент в город Палермо от вице-короля Сицилии, чей портрет ему поручено написать. Кроме того, художнику заказано масштабное полотно для алтаря местной церкви. Эта работа становится самой значительной за период пребывания ван Дейка в Италии.
- 1627 – Антонис вновь живет в Антверпене, куда срочно приезжает из-за болезни и скорой смерти своей сестры.
- 1630 – Занимает место придворного художника эрцгерцогини Изабеллы. В этот период он обретает новую манеру, объединяя в созданных портретах торжественность с глубоким психологизмом.
- 1632 – Уезжает в Лондон, где получает место придворного художника Карла I. Второй английский период становится более плодотворным. В Лондоне ван Дейк пишет множество полных утонченного аристократизма портретов королевской семьи, а также местной знати.
- 1634 – Отправляется в Брюссель, где получает заказы на создание портретов придворной знати.
- 1634 – Гильдия художников Антверпена признает ван Дейка лучшим живописцем Фландрии и дает ему звание декана, после чего он продолжает работу в Англии.
- 1639 – Общественно-политическая обстановка в Англии ухудшается. Ван Дейк пытается найти подходящее место для творческой работы, много путешествует по Европе. Ударом для него становится отказ в работе по оформлению Лувра. Ему приходится вернуться в Лондон. Частые разъезды подрывают здоровье.
- 1640 – Умирает Рубенс – придворный живописец испанского короля. Ван Дейк лелеет надежду, что именно ему достанется место под крылом Филиппа IV, однако получает лишь предложение закончить картины, которые оставил незавершенными Рубенс. Для художника это оказывается унизительным.
- 1641 – Антонис ван Дейк умирает в возрасте 42-х лет от загадочной болезни. В его честь устроена пышная похоронная процессия, могила по личному желанию Карла I помещается в соборе Святого Павла в Лондоне, где покоятся только самые выдающиеся британские подданные.
- 1666 – Во время знаменитого лондонского пожара собор Святого Павла сгорает вместе с могилой художника и памятником в его честь.
Автопортрет с подсолнухом (после 1633 г.)