Пекин достопримечательности

Великий китайский канал

Из великого в Китае не только стена. Созданный китайцами канал идет от Пекина до Ханчжоу. Его появление было необходимо ввиду географических особенностей. Все реки на территории страны текут в сторону Тихого океана, то есть с запада на восток. Система каналов позволила удобно соединить бассейны этих рек в медиальном направлении. Затем некоторые участки достроили, какие-то — объединили, так появился Большой канал, именно так его называют на родине.

Это самый протяженный канал на всем земном шаре, его продолжительность — 1774 километров. Он проходит через три города, четыре провинции и соединяет собой пять полноводных рек.

От медицины с металлургией до ювелирного искусства

Познавательны разделы экспозиции, в которых Национальный музей Китая рассказываете о многочисленных и разнообразных изобретениях нации. Им мир обязан разрушительным порохом, магнитным компасом, бумагой и шелком, этиловым спиртом и многим чем еще. Китайская медицина считается древнейшей в мире, лечение иглами применялось за три тысячелетия до нашей эры. Почти две тысячи лет ушло на интуитивные опыты с металлами. Примерно к 1100-му году до нашей эры выплавка бронзы в Китае приняла массовые масштабы.

Человеческий манекен с указанием чувствительных (акупунктурных) точек организма, изготовленный в глубокой древности, привлекает многих. Неизвестна ценность этого наглядного пособия для современных медиков, достижения китайских металлистов бесспорны. Китайцы настолько освоили работу с бронзой, что железо освоили позже других цивилизаций. Частично выдающиеся образцы бронзовых изделий уже были показаны, продемонстрируем их вблизи. Массивные петли для зацепки наводят на мысль о подъемных устройствах.

Жертвенные сосуды Дин обычно делали на треногах, но многие имеют и по четыре. Не все из них относятся к ритуальным, есть просто бытовые. Наиболее массивные и искусно декорированные предназначались для использования в жизни и погребения вместе с владельцем. Отливать целиком подобные изделия непросто даже в современных цехах, с передовой оснасткой и материалами. Древние металлурги имели только ямы, с глиной и песком для формования изложниц под отливки.

Изделия ювелирного и прикладного искусства

Освоив практически в промышленных масштабах сложные и крупные изделия, китайцы преуспели и в малых формах. В подборке фотографий представлены самые разнообразные изделия парадного и декоративного назначения. Оружие и императорские печати, головные уборы для торжественных выходов и статуэтки выполнялись сочетанием разных методов. Литье дополняли эмалированием, золочением, чеканкой и другими способами украшения. Редкость и уникальность образцов делает Национальный музей Китая подлинной сокровищницей.

Многообразие жанров свидетельствует о развитии эстетических запросов, по крайней мере, верхушки общества. Предпочтение художественных достоинств произведений ценности использованных материалов говорит о высокоразвитом вкусе. Китайская нация сформировала собственное видение действительности и научилась отображать его в различных жанрах. Замечательные вещицы делали китайские камнерезы, сочетавшие мастерство резьбы и раскрытие внутренних красот минералов.

Эти экспонаты Национальный музей Китая традиционно датирует, но подобные изделия красивы во все времена, достойны подражания. Какова филигранность резьбы и четкость линий, и это при работе с не самыми податливыми минералами. Многое в облике произведений заимствовано у самой природы, растительного и животного мира. Однако и собственная фантазия китайских мастеров проглядывает, порой достаточно непосредственно и ярко. Сочетание мифологической условности и реальности порождало удивительно свежие сюжеты.

Великая Китайская стена

Говорят, что эта стена протянулась на шесть с лишним тысяч километров, но это не совсем верно. Если учитывать естественные особенности рельефа, которые изначально задумывались, как часть стены, а также все ответвления, то ее длина превысит 21 тысячу километров. Чтобы построить такую махину, у китайского народа ушло более двух тысяч лет, ее основание заложили еще в восьмом веке до нашей эры.

Удивительный факт: современники не видели этой стены, ее обнаружили только в 16 веке, что очень странно с учетом ее габаритов. Сейчас мы зовем достопримечательность Великой Китайской стеной, но это имя она получила только ближе к 20 столетию. До этого объект называли по-разному: Крепость, Барьер, Разгул и Земля дракона. Согласно древней легенде место для создания стены проложил дракон, он прошел по местности, а затем строительство начали в отпечатках его лап.

Конечно же это миф, но местные говорят, что форма стены похожа на тело дракона.

Еще говорят, что эту стену можно видеть из космоса. Долгое время ей приписывали статус единственного рукотворного объекта заметного из космоса. Но позднее информацию опровергли, выяснилось, что космонавты на самом деле видели реки и принимали их за стену. Зато точно известно, что с созданием стены связано еще одно изобретение, последнее в этой статье.

Керамическая скульптура и фарфор древнего Китая

Особенностью зарождения искусства скульптуры в Китае считается ее происхождение от погребальных традиций. Если иные культуры стремились украсить дома живущих, то китайская уделяла много внимания загробному быту. Как не странно звучит, но это очевидно из того, что представил Национальный музей Китая. Украшение храмов и жилищ здесь зародилось позднее, чем гробниц, но постепенно развилось и в этой сфере. Наряду с камнем и бронзой, распространенным материалом была обожженная глина, терракота.

Не отрицая явное мастерство в обращении с материалом, проработку деталей, восхищаться раскрашенными статуями не будем. Предоставим самим читателям право оценивать, учитывая время исполнения работ и китайские традиции. Почему же в Китае терракота, материал не очень прочный и долговечный, столь популярен? Да просто в силу распространенности, в стране большинство почв глинистые, причем разнообразных цветов. Добавьте непревзойденную легкость обработки, и все становится понятным, в том числе повреждения.

Другое дело – фарфор, его и разбить – надо постараться, поцарапать и тем более помять совершенно невозможно. Одно из величайших китайских изобретений, давно ставшее мировым достоянием, прежде было монополией этой державы. Великий Шелковый путь позволял перевозить не только тончайшую ткань, но и чудесную китайскую посуду. Про изделия из фарфора, которые представляет Национальный музей Китая, двух мнений быть не может. Это настоящие шедевры, ответственно заявляем, точнее, констатируем факт.

Более тысячелетия секретом оставались состав и способ производства изделий, не имеющих пор на изломе и полупрозрачных на просвет. Европейцами фарфоровые изделия приравнивались к драгоценностям. Ими украшали дворцы знатных вельмож и жилища состоятельных людей. Фарфор дарили к знаменательным датам, завещали по наследству, захватывали как военные трофеи. Каждый китайский регион производил отличающиеся чем-либо изделия, от состава красок росписей до их сюжетов.

Торговые отношения принесли на изделия европейские сюжеты с картин и гравюр, попадающих в Китай. Примерно в VI веке фарфор изобрели в Китае, только в XVII столетии освоили японцы, в начале XVIII века – европейцы. Появились предприятия массового производства, превратившие фарфор из роскоши в повседневную посуду. Отличием выдающихся изделий ведущих мануфактур стали художественные достоинства рисунков, популярность обрела фарфоровая скульптура. Старинные китайские изделия остались эталонами и бережно хранятся до сих пор.

Спички в средневековом Китае

Первое подобие спичек изобретено в средневековом Китае. Это были тонкие щепочки с кончиками, пропитанными чистой серой. Однако зажигались они не путем чирканья, а путем соприкосновения с тлеющим трутом и служили для облегчения процесса разжигания огня с помощью трута и огнива.

Во время восстания в Китае в 577 году толпы черни осадили императорский дворец в Пекине. Придворным дамам было очень холодно в нетопленых помещениях, и они постоянно вызывали «рабов, приносящих огонь». Так называли людей, которые окунали сосновые палочки в расплавленную серу и по первому зову господ быстро зажигали их, чиркая по чему-нибудь твердому. Восстание в конце концов подавили, а новое изобретение вышло за пределы дворца и получило название «зажигательная палочка».

В XIII веке спички уже широко продавались в разных городах Китая. Европейские чиновники, монахи-иезуиты и путешественники, естественно, немедленно привезли этот удивительный сувенир в свои отсталые государства. К XV веку новинка дошла до Европы, но распространения не получила. Серные палочки стали использоваться в Европе только к XVII—XVIII векам, когда развитие химии позволило их усовершенствовать.

Святыни Пекина

Официально население Китая в большинстве атеистическое, тем не менее в стране представлено сразу несколько традиционных религий. И каждая из них имеет свой храм в Пекине.

Храм неба

Один из главных шедевров храмовой архитектуры не только в Пекине, но и во всем Китае. Объявлен ЮНЕСКО объектом всемирного наследия. В его плане присутствуют только две фигуры – круг и квадрат в самых различных сочетаниях, символизирующие союз неба и земли. Оригинальный храм редкой для Китая круглой формы (небо), обрамляет квадрат красных стен (земля), что образует, по мнению китайцев, небесную гармонию.

Храм Конфуция

Второй по величине конфуцианский храм страны. Построен в 14 в. Являлся одним из основных центров конфуцианской мудрости. Ранее там располагалась школа для чиновников, желавших сделать карьеру при императорском дворе. Внутри святилища находятся стелы с выгравированными на них текстами великого философа.

Храм Гуанхуа

Один из наиболее почитаемых в настоящее время буддийских храмов Пекина. Основан в 14 веке на деньги, подаваемые верующими в качестве милостыни. Там хранится ряд ценных для этой конфессии реликвий: старинные тексты, стелы, образцы каллиграфии.

Храм Белых облаков

Самый древний и почитаемый даосский храм в Китае. Основан в 8 веке д.н.э. В результате многочисленных войн и конфликтов неоднократно был разрушен. Нынешний вид обрел в 16-17 в.в. Особый интерес представляют великолепно расписанные ворота Шаньмэнь, символизирующие небо, землю и человека. По мысли создателей храма, через врата прошедший через врата путешественник духовно приобщается к миру святых и небожителей.

Другие важные храмы:

Крупный ламаистский храм. Примечательны бронзовые статуи Будды – прошлого, настоящего и будущего.

Буддийское святилище, в котором хранится уникальный колокол, чей звон можно услышать на расстоянии 50 км. от храма.

Католическая церковь, построенная в 1897 г. в неоготическом стиле.

Музеи

Пекин не является крупным музейным центром. В понимании европейцев, привыкших к традиционным художественным музеям в стиле Лувра или Прадо, экспозиции пекинских музеев представляются не очень богатыми. Но все-таки там есть несколько музеев, которые стоит посетить.

Национальный музей Китая (National Museum Of China)

Главный исторический музей страны. Представленные экспонаты охватывают период от первых доисторических поселений до начала 20 века. В коллекции музея представлены предметы древнего китайского искусства, начиная от керамики и бронзовых треножников 14-11 в.д.н.э. до статуэток и картин 10 в. Один из немногих мест в Пекине, где имеются аудиогиды и буклеты на русском языке с кратким описанием наиболее важных экспонатов.

Пекинский музей. (Beijing Capital Museum)

Экспозиция посвящена истории Пекина, быту и обычаям его жителей, с древних времен до 19 века. Интересна коллекция фарфора и медной посуды. Посещение бесплатное. Таблички на китайском и английском языках с описанием экспонатов.

Геологический музей Китая (Geological Museum of China)

Одно из самых старых музейных учреждений Китая. Богатая коллекция драгоценных и полудрагоценных камней, включая образчик горного хрусталя весом свыше трех тонн. Представлены окаменелости древних животных, в том числе эпохи мезозоя.

Информация для посетителей

Сайт музея: http://www.namoc.org/; страница на английском языке: http://www.namoc.org/en/

Время работы: 9:00-17:00, вход до 16:00.

Вход бесплатный, при себе необходимо иметь паспорт. В день по бесплатному билету можно пройти только один раз.

Адрес: Музей изобразительных искусств Китая, 1 Wusi Dajie, East District, Beijing, China, 100010; 北京市东城区五四大街一号.

Проезд: станция метро Дунсы 东四 (линии 5,6), далее пешком на запад по улице Дунсы си 东四西大街. После посещения музея можно прогуляться по улице Ванфуцзин.

Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

История индейце Миссисипи остается загадкой

Курганы Кахокии и люди, которые здесь жили, принадлежали культуре, которая сегодня называется “культурой Миссисипи”. Хотя Кахокия является крупнейшим поселением, найденным на сегодняшний день, археологи также обнаружили остатки поселений Миссисипи на юго-востоке, на Среднем Западе и на севере в районе Великих озер. Как и в Кахокии, на многих из них есть гигантские земляные валы, деревянные частоколы и крепости, а также артефакты, сделанные из меди, ракушек и камня.

Ученые пока не могут сказать, когда и откуда возникла культуры Миссисипи. Многие эксперты относят ее к 800 году нашей эры. Примерно в это время вдоль центральной долины реки Миссисипи начали формироваться деревни. Местные фермеры стали выращивать кукурузу, которая превратилась в основной продукт питания, и бобы. Подобные поселения появились в долинах других рек на Юго-Востоке и Среднем Западе. На плодородных землях Северной Америки жители Миссисипи по большей части наслаждались мягким климатом, обилием воды и богатыми природными ресурсами, включая древесину, орехи, рыбу и дичь. Напомню, что по мнению ученых первые люди пришли в Америку из Сибири примерно 23000 лет назад.

Предметы индейцев Миссисипи, обнаруженные при исследовании курганов Кахокия

Артефакты, найденные в Кахокии и других районах Миссисипи, демонстрируют существование крупных торговых сетей между различными деревнями по всей Северной Америке. Курган 34 на этом месте оказался единственный медным заводом коренных американцев. Медь привозили в Кахокию из района Великих озер.

По некоторым данным на пике своего развития в Кахокии проживало порядка 15000 человек. Однако к 1400 году город опустел. Кончина Кахокии является даже большей загадкой, чем ее появление. К 1400-м годам селение было заброшено. Историки отмечают, что город приобрел известность во время особенно благоприятной климатической фазы и начал сокращаться, когда климат начал становиться прохладным, сухим и менее предсказуемым. Для сельскохозяйственного сообщества, зависящего от регулярной урожайности, меняющиеся условия могли быть катастрофическими. Напоследок отмечу, крупные поселения процветали на территории не только Северной, но и Южной Америки, руины которых ученые обнаруживают по сей день.

Курганы Кахокия — недооцененные следы древней цивилизации

Первым человеком, который написал подробный отчет о курганах Кахокии, был Генри М. Брэкенридж, юрист и историк-любитель, который наткнулся на это место и его массивный центральный холм в 1811 году. Как он писал, руины вызывают такое же изумление, как созерцание египетских пирамид.

Однако, в те времена бытовало мнение, что индейцы были дикарями, неспособными правильно распоряжаться землей или что-либо на ней строить. Свидетельства существования доисторического города, который в то время был даже больше, чем Вашингтон, шло в в противовес этому представлению.

Университеты США почти не обращали внимания на Кахокию и другие местные достопримечательности до второй половины 20 века. Они предпочитали отправлять археологов в Грецию, Мексику и Египет, где истории древних цивилизаций были довольно далекими и романтичными.

Исследование курганов Кахокия показало, что на их месте располагалось крупное поселение индейцев

Музеи (13)

по алфавиту
   по популярности  

Мавзолей Мао Цзэдуна35

Мавзолей Мао Дзэдуна располагается на площади Тяньаньмэнь, в самом центре Пекина. Строили мавзолей добровольцы. Мавзолеев, похожих на этот, в мире всего три: склеп Ким Ир Сена, находящийся в Пхеньяне; мавзолей Ленина в Москве; гробница Хо Ши Мина в Ханое.

Национальный музей Китая25

Национальный музей Китая, расположенный в Пекине, считается не только крупнейшим музеем в Китае, но и самым посещаемым по количеству туристов, приезжающих сюда ежегодно. Музей находится в центральной части Пекина, недалеко от площади Тяньаньмень.

Дворец-музей Гунванфу22

Дворец-музей Гунванфу по другому называется «Дворец князя Гуна» и расположен в Пекине, в районе Сичэн. Этот музей включен в Реестр культурного государственного наследия Китайской республики. На сегодняшний день во дворце располагаются музей княжеских дворцов, театр, а также парк, открытый для посещения туристами.

Пекинский художественный музей в храме Ваньшоу18

Пекинский художественный музей в храме Ваньшоу расположен на улице Сучжоу, которая находится в районе Хайдянь. Музей является целым комплексом хранения произведений современного и древнего искусства. Он образован в 1985 году на базе храма Ваньшоу, построенного в 1577 году.

Геологический музей Китая13

Геологический музей Китая — один из самых больших научных музеев в стране. Музей был открыт в 1916 году, и его история началась с открытия одной выставочной комнаты. На сегодняшний день в музее существует 5 залов с выставками, посвященными истории планеты, минеральным ресурсам, драгоценным камням.

Китайский железнодорожный музей13

Китайский железнодорожный музей расположен в Пекине, на юго-востоке от площади Тяньаньмэнь. Музей был открыт на том же месте, где ранее находился Восточный железнодорожный вокзал. Железнодорожный музей – это единственный музей Пекина, который полностью посвящен истории и развитию железных дорог.

Национальный музей искусства Китая13

Национальный музей искусства Китая – музей государственного уровня. Основное направление деятельности этого центра – экспонирование и коллекционирование предметов искусства, а также научно-исследовательская деятельность.

Гробницы императоров династии Мин11

Гробницы императоров династии Мин – это целый мавзолейный комплекс, который внесён в список объектов охраны ЮНЕСКО. Он расположен около склона Тяньшоу, на юго-западе, примерно в 50 километрах от Пекина.

Китайский музей палеозоологии10

Китайский музей палеозоологии находится в Пекине и вмещает в себя более 100 000 различных экземпляров и экспонатов, посвященных истории ботаники, антропологии и палеонтологии. Некоторые экспонаты совсем обычные, какие можно увидеть в каждом музее такого рода, некоторые – очень редкие, а есть и такие, которые можно увидеть только в этом музее.

Пекинский музей современного искусства10

Пекинский музей современного искусства больше известен среди туристов, как масштабная арт-зона, расположенная на территории бывших заводских помещений №798, принадлежавших ранее предпринимателям из Восточной Германии.

Пекинский планетарий и Старая обсерватория9

Пекинский планетарий и Старая обсерватория – национальные музеи естественных наук. Их цель – популяризация знаний астрономии среди различных слоев населения, поэтому в здании планетария проводятся постоянные выставки, читаются лекции.

Столичный музей9

Пекинский столичный музей дает возможность познакомиться с историей и культурой Пекина. Экспонаты, собранные в этом музее, хорошо демонстрируют современный образ города, который радует жителей последними достижениями в архитектуре и градостроительстве.

Китайский музей авиации5

Китайский музей авиации — самый крупный в Азии и единственный в Китае. Расположен он в районе Чанпин, возле горы Датаншань. Музей был открыт в ноябре 1989 года. Его открытие приурочили ко дню сорокалетия основания ВВС Китайской Республики.

Где находится и как добраться

Доехать до площади Тяньаньмэнь проще всего на метро Пекина. Площадь настолько большая, что на ней находятся сразу три станции метро. Мы рекомендуем выходить на Первой (красной) линии метро на остановках TIAN’ANMEN West (Тяньаньмэнь Западная) или TIAN’ANMEN East (Тяньаньмэнь Восточная).

Обнаружить здание Национального музея легко. Как только вы выйдите из метро, вы сразу увидите площадь Тяньаньмэнь – это самая большая городская площадь в мире, не заметить ее невозможно.

Если смотреть от Запретного города от большого портрета Мао Цзэдуна на площадь (вид на фото слева), то вы увидите впереди большие экраны, транслирующие агитационные фильмы о том, как хороша жизнь в современном Китае. За ними находится большая колонна – это Памятник народным героям. Слева от экранов и памятника и расположен Национальный музей.

Музеи при учебных заведениях

Заодно посмотреть как живут студенты.

Музей Центральной академии изобразительных искусств (Museum of Central Academy of Fine Arts (CAFA) / 中央美术学院美术馆)

Музей при Центральной академии изобразительных искусств, чьими руководителями в разное время были немалоизвестные: Сюй Бэйхун, У Дзожэнь и Цзян Фэн, а текущим президентом является Пан Гункай.

Именно здесь зарождались революционные идеи нового искусства Китая, поэтому на шести этажах музея (четырех надземных и двух подземных) наряду с более чем двумя тысячами исторических свитков, датированных Минской эрой, регулярно демонстрируются работы художников, говорящих на самом современном визуальном языке. А, например, прямо сейчас проходит большая выставка, посвященная творчеству Сюй Бэйхуна.

Отдельного внимания заслуживает здание музея, спроектированное японским архитектором-постмодернистом Арата Исодзаки.

Адрес: 8 Huajiadi South Street, Chaoyang District, северо-восточный блок кампуса Академии

Время работы: вт-вс 9.30-17.30 (вход до 17:00)

Входной билет: 15 юаней

Ближайшие станции метро: Dongzhimen (линия 2), Wangjing Xi (линия 13), Taiyanggong (линия 10)

Текущие выставки на сайте музея: http://museum.cafa.com.cn/en/current

Музей Пекинской академии изобразительных искусств (Art Museum of Beijing Fine Art Academy (BJAA) / 北京画院美术馆)

Художественный музей расположен во дворе Академии изобразительных искусств Пекина (не перепутайте с CAFA!), рядом с парком Чаоян. На первом и втором этажах выставляются более 4000 акварельных картин от династии Сун до современности, в том числе работы таких великих художников, как Сюй Бэйхун, Чжан Дацянь, Фу Баоши, Ли Кэжань, У Гуаньчжун и Хуан Чжоу.

Адрес: 12 Chaoyang Park South Road

Время работы: пон-вс 9.00-17.00 (вход до 16:00)

Входной билет: бесплатно по паспорту (количество билетов ограничено)

Ближайшие станции метро: Tuanjiehu (линия 10)

Текущие выставки на сайте музея: http://english.bjaa.com.cn/exhibit.html?hcs=11&clg=163

Художественный музей университета Цинхуа (Tsinghua University Art Museum / 清华大学艺术博物馆)

Музей, принадлежащий одному из лучших университетов Китая, имеет в своей коллекции полотна живописи и каллиграфии, изделия из бронзы, фарфора, предметы гардероба и мебели, начиная с правления династии Хань и до нашего времени. Однако особого внимания заслуживают выставки, организованные совместно с зарубежными музеями. Под крышей музея Цинхуа выставлялись работы Моне, Матисса, Пикассо, Бурделя. Проект здания создал известный швейцарский архитектор-постмодернист – Марио Ботта.

Адрес: 1 Tsinghua University Campus, Hai Dian District

Время работы: вт-вс 9.00-17.00 (вход до 16:30)

Входной билет: 20 юаней

Ближайшие станции метро: Wu Dao Kou (линия 13) или Qing Hua Dong Lu Xi Kou (линия 15)

Текущие выставки на сайте музея:

http://www.artmuseum.tsinghua.edu.cn/en/cpsj_english/zlxx/zzzl/lszl/

Объясните значение слов

Поднебесная — термин, который использовался для обозначения всего мира, а позднее территории, на которую распространялась власть китайского императора. Со II века до н.э. император рассматривался в конфуцианской идеологии как представитель неба на Земле. Согласно конфуцианскому мировоззрению, подвластной ему территорией представлялся весь поднебесный мир. Главное святилище императорской столицы называлось храмом Неба. Согласно таким представлениям, центром мира является двор китайского императора, которого последовательно окружают концентрические круги: высшие чиновники, низшие чиновники, рядовые граждане и, наконец, вассальные царства и «варвары». Классическая китайская политическая мысль утверждала, что китайский император является правителем всего мира, а все известные иностранные царства являются лишь его вассалами. В классической китайской философии термин «Поднебесная» используется как синоним цивилизации и порядка в китайском их понимании, и обозначает место китайского народа в мире.

Сын Неба — один из титулов правителей древних Китая и Японии. Появление титула «Сын Неба» в китайском мировоззрении тесно связано с почитанием Вечного Синего Неба как Верховного Божества и понятием о Небесном мандате, предоставляемом Вечным Синим Небом своему «сыну», т.е. правителю, который по воле и от имени Вечного Синего Неба руководит Поднебесной.

Дракон — в китайской культуре символ доброго начала ян (в отличие от дракона европейского) и китайской нации в целом, прочно ассоциирующийся со стихией воды. По китайским поверьям, дракон обитает в реках, озёрах и морях, но способен взмывать и в поднебесье. В нём отчетливо проступают следы божества влаги и дождя, первоначально связанного с культом плодородия. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э.

Бамбуковая книга — связанные между собой узкие дощечки из расщепленного бамбука, на которых сверху вниз писались тушью иероглифы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: